Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 4.
Выдвижение и регистрация кандидатов
Статья 22. Право выдвижения кандидатов, избирательные объединения и избирательные блоки
1. Выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением, избирательным блоком.
2. Не может быть выдвинут кандидатом гражданин Российской Федерации, не обладающий пассивным избирательным правом на выборах.
Гражданин Российской Федерации, замещавший должность главы местного самоуправления и досрочно прекративший исполнение полномочий главы местного самоуправления по собственному желанию или в связи с выражением ему недоверия населением в порядке, предусмотренном законом и уставом муниципального образования, либо отрешенный от указанной должности Президентом Российской Федерации, Губернатором Нижегородской области, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с указанными обстоятельствами.
3. Кандидат не может дать согласие на выдвижение на одних и тех же выборах более чем одному инициатору выдвижения.
4. Избирательные объединения участвуют в выборах глав муниципальных образований, в том числе выдвигают кандидатов, в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях", иными федеральными законами, настоящим Законом.
5. По запросу избирательной комиссии муниципального образования регистрирующие органы обязаны не позднее чем через 10 дней со дня поступления запроса представить в указанную комиссию список избирательных объединений по состоянию на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.
6. Избирательные блоки образуются после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов и подлежат регистрации в избирательной комиссии муниципального образования.
7. Решение о вхождении в избирательный блок принимается уполномоченным органом каждого из избирательных объединений, с указанием наименования избирательного объединения (избирательных объединений), с которым (которыми) предполагается создать избирательный блок. После этого представителями этих избирательных объединений подписывается соглашение о создании избирательного блока.
8. Для регистрации избирательного блока его уполномоченный представитель представляет в избирательную комиссию муниципального образования следующие документы:
1) нотариально удостоверенные копии уставов избирательных объединений, вошедших в избирательный блок;
2) нотариально удостоверенные копии документов, подтверждающих факт внесения записи об избирательных объединениях, вошедших в избирательный блок, в единый государственный реестр юридических лиц;
3) протоколы уполномоченных органов избирательных объединений с решениями о вхождении в избирательный блок;
4) соглашение о создании избирательного блока, подписанное представителями избирательных объединений и заверенное печатями этих избирательных объединений;
5) сведения о полном и кратком (состоящем не более чем из семи слов) наименованиях избирательного блока, удовлетворяющих требованиям федерального закона.
9. Избирательный блок подлежит регистрации в избирательной комиссии муниципального образования непосредственно после его образования либо одновременно с представлением уведомления о выдвижении кандидата не позднее чем в пятидневный срок после представления документов для регистрации избирательного блока.
10. Основаниями для отказа в регистрации избирательного блока могут быть только отсутствие либо ненадлежащее оформление документов, указанных в части 8 настоящей статьи, несоответствие одного или нескольких вошедших в избирательный блок избирательных объединений требованиям части 14 настоящей статьи, иные нарушения настоящего Закона. Создание избирательного блока с меньшим составом участников, чем это было зафиксировано в решениях уполномоченных органов избирательных объединений (избирательного объединения), о создании данного избирательного блока, не может служить основанием для отказа в его регистрации, за исключением случаев, когда в избирательном блоке остается одно или не остается ни одного избирательного объединения.
11. Входящие в избирательный блок избирательные объединения не могут в период одной и той же избирательной кампании входить в иные избирательные блоки или выступать на выборах главы муниципального образования самостоятельно.
12. После регистрации избирательного блока избирательной комиссией муниципального образования в его состав не могут быть включены какие-либо другие избирательные объединения.
13. Избирательный блок при его создании обязан уполномочить орган избирательного блока или одно из входящих в него избирательных объединений выступать от имени избирательного блока.
14. В избирательные блоки не могут входить следующие общественные объединения, созданные в форме общественной организации или общественного движения:
1) объединение, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации в качестве профессионального союза, религиозной, благотворительной организации, национально-культурной автономии;
2) объединение, устав которого предусматривает членство в нем или принадлежность к нему граждан только по профессиональному, национальному, этническому, расовому и (или) конфессиональному признаку (признакам);
3) объединение, неполитический характер которого специально оговорен в федеральном законе;
4) объединение, устав которого допускает членство в нем или принадлежность к нему в иной форме иностранных граждан, иностранных или международных организаций;
5) объединение, устав которого предусматривает членство в нем или принадлежность к нему лиц, не имеющих права быть членами политических партий;
6) объединение, созданное для реализации профессиональных, научных, любительских интересов, а также созданное для реализации интересов групп граждан в соответствии со специальным федеральным законом, принятым в соответствии с Федеральным законом "Об общественных объединениях".
15. Наименованием избирательного объединения является наименование, указанное в его уставе. Наименование избирательного блока определяется на съезде (конференции) представителей избирательных объединений, вошедших в данный блок. В наименовании избирательного блока не может быть использовано наименование зарегистрированного общероссийского общественного объединения вне зависимости от участия либо неучастия указанного общественного объединения в выборах, а также наименование иного ранее зарегистрированного на данных выборах избирательного блока. Не допускается также использование в качестве наименования избирательного блока наименования избирательного объединения, не входящего в данный блок, а также наименования, использованного избирательным блоком на предыдущих выборах, если в избирательный блок не входит более половины общественных объединений (их правопреемников), образовывавших соответствующий избирательный блок на предыдущих выборах. Использование имени и фамилии, псевдонима физического лица, наименования государственной или муниципальной должности в наименовании избирательного блока не допускается.
16. Изменение наименований избирательных блоков после их представления в избирательную комиссию муниципального образования не допускается.
17. Избирательный блок обладает правами избирательного объединения.
Статья 23. Условия выдвижения кандидатов
1. Выдвижение кандидатов может начинаться после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.
2. О выдвижении кандидата в соответствующую избирательную комиссию муниципального образования не ранее чем за 60 дней до дня голосования представляется письменное уведомление. В уведомлении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, адрес места жительства кандидата.
3. Одновременно с уведомлением, указанным в части 2 настоящей статьи, в избирательную комиссию муниципального образования должны быть представлены:
1) заявление кандидата о его согласии баллотироваться на должность главы муниципального образования с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом главы муниципального образования. В этом заявлении указываются сведения биографического характера (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), адрес места жительства, вид, серия и номер документа, удостоверяющего личность, наименование или код органа, выдавшего данный документ, и дата его выдачи, номера контактных телефонов, сведения о судимостях кандидата, гражданство, в том числе гражданство иностранного государства с указанием даты и оснований его приобретения);
2) сведения о размере и об источниках доходов кандидата и об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Сведения о размере и об источниках доходов представляются в виде копии налоговой декларации гражданина, являющегося кандидатом, за год, предшествующий году назначения выборов (с отметкой налоговых органов). Если в соответствии с законодательством Российской Федерации гражданин, являющийся кандидатом, не обязан представлять налоговую декларацию, представляется справка (представляются справки) о величине его доходов (включая пенсии, пособия, иные выплаты) за год, предшествующий году назначения выборов, от юридических и (или) физических лиц, являющихся налоговыми агентами в соответствии с федеральным законом, организаций, осуществляющих соответствующие выплаты. Сведения об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, а также иные сведения, указанные в настоящем пункте, представляются по форме в соответствии с приложением 3 к настоящему Закону. Если кандидат в течение года, предшествующего году назначения выборов, не получал доходов и (или) не имеет имущества, принадлежащего ему на праве собственности, сведения о которых должны представляться в соответствии с настоящим пунктом, сведения об этом указываются в заявлении кандидата о согласии баллотироваться;
3) решение избирательного объединения, избирательного блока о выдвижении соответствующего кандидата, в случае если указанный кандидат выдвинут избирательным объединением, избирательным блоком.
4. Кандидат вправе заявить о своей принадлежности не более чем к одному общественному объединению, зарегистрированному в установленном законом порядке, и о своем статусе в этом общественном объединении при условии представления вместе с уведомлением, указанным в части 2 настоящей статьи, документа, подтверждающего указанные сведения и заверенные постоянно действующим руководящим органом общественного объединения.
5. Документы, указанные в частях 2, 3 и 4 настоящей статьи, кандидат обязан представить лично. Документы, указанные в частях 2, 3 и 4 настоящей статьи, могут быть представлены по просьбе кандидата иными лицами в случаях, если кандидат болен, содержится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (при этом подлинность подписи кандидата на заявлении в письменной форме должна быть удостоверена нотариально либо администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения, в котором кандидат находится на излечении, администрацией учреждения, в котором содержатся под стражей подозреваемые и обвиняемые).
В случае, если число избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании, не превышает пяти тысяч, кандидаты не представляют сведения, предусмотренные пунктом 2 части 3 настоящей статьи.
6. Избирательная комиссия муниципального образования обязана выдать письменное подтверждение получения документов, указанных в частях 2, 3 и 4 настоящей статьи, лицам, представившим эти документы. Подтверждение выдается незамедлительно после представления документов. Кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Законом, после поступления в избирательную комиссию уведомления, указанного в части 2 настоящей статьи, и представляемых одновременно с ним документов.
7. Избирательная комиссия обращается в соответствующие органы с представлением о проверке достоверности сведений, представляемых в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи. Соответствующие органы обязаны по представлению комиссии проверить достоверность указанных сведений и в десятидневный срок сообщить о результатах проверки избирательной комиссии.
8. Избирательная комиссия муниципального образования доводит до сведения избирателей сведения о кандидатах, представленные при их выдвижении, в объеме, установленном ею.
9. Избирательная комиссия муниципального образования направляет в средства массовой информации сведения о выявленных фактах недостоверности представленных кандидатами сведений.
Статья 24. Выдвижение кандидатов в порядке самовыдвижения
Самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом соответствующих избирательных комиссий муниципальных образований с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов или внесением избирательного залога.
Статья 25. Выдвижение кандидатов избирательными объединениями, избирательными блоками
1. Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвинуть только одного кандидата.
2. Выдвижение кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях". Выдвижение кандидатов иными избирательными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий.
3. При выдвижении кандидата избирательным блоком кандидатура, намеченная к выдвижению кандидатом от избирательного объединения, входящего в избирательный блок, должна быть поддержана уполномоченным органом соответствующего избирательного объединения тайным голосованием и с соблюдением иных требований, предъявляемых Федеральным законом "О политических партиях" к выдвижению кандидатов. Уполномоченный орган избирательного объединения утверждает также представителей, уполномоченных принять решение о выдвижении кандидата от избирательного блока на съезде (конференции) представителей избирательных объединений, вошедших в этот избирательный блок. Решение о выдвижении кандидата принимается на указанном съезде (конференции) представителей избирательных объединений.
4. Решение о выдвижении кандидата избирательным объединением, избирательным блоком может приниматься после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.
5. Решение уполномоченного органа избирательного объединения, избирательного блока о выдвижении кандидата оформляется протоколом (иным документом), в котором должны быть указаны:
1) число зарегистрированных участников уполномоченного органа избирательного объединения, избирательного блока;
2) число участников, необходимое для принятия решения в соответствии с уставом избирательного объединения, соглашением о создании избирательного блока;
3) решение о выдвижении кандидата и итоги голосования по этому решению;
4) решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения, избирательного блока;
5) дата принятия решения.
6. Избирательные объединения, избирательные блоки вправе выдвигать кандидатами лиц, не являющихся членами соответствующих избирательных объединений, членами политических партий, иных общественных объединений, входящих в соответствующий избирательный блок.
7. При выдвижении кандидата от избирательного объединения решение о выдвижении кандидата заверяется подписью руководителя избирательного объединения и печатью избирательного объединения. При выдвижении кандидата от избирательного блока решение о выдвижении кандидата заверяется подписями уполномоченных представителей избирательного блока и печатями избирательных объединений, вошедших в избирательный блок.
Статья 26. Сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов
1. В поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей.
2. Подписи могут собираться со дня, следующего за днем получения избирательной комиссией уведомления о выдвижении кандидата.
3. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, составляет два процента от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего муниципального образования. Избирательная комиссия муниципального образования обязана проинформировать инициаторов выдвижения кандидата об общем числе избирателей в муниципальном образовании при получении уведомления о выдвижении кандидата, указав это число в письменном подтверждении получения документов о выдвижении кандидата.
4. Подписные листы должны изготавливаться за счет средств избирательного фонда соответствующего кандидата.
5. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих на соответствующих выборах активным избирательным правом. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение избирателей в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат запрещается.
6. Право сбора подписей принадлежит дееспособному гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет. Кандидат может заключать с лицом, собирающим подписи избирателей, договор о сборе подписей. Оплата данной работы осуществляется только через избирательный фонд кандидата.
7. Подписные листы изготавливаются при самовыдвижении кандидата по форме, установленной в приложении 1 к настоящему Закону, а при выдвижении кандидата избирательными объединениями, избирательными блоками - по форме, установленной в приложении 2.
8. В каждом подписном листе указываются наименование выборов с обозначением муниципального образования, в котором они проводятся, фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства, основное место работы или службы и занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий) кандидата, инициатор выдвижения кандидата. В случае наличия у кандидата неснятой или непогашенной судимости в подписном листе должны указываться сведения о судимости кандидата. В случае наличия у кандидата помимо гражданства Российской Федерации гражданства иностранного государства в подписном листе должны быть указаны также сведения об иностранном гражданстве кандидата. Если кандидат, сведения о котором содержатся в подписном листе, является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, по желанию кандидата в подписном листе могут указываться сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа. По желанию кандидата, сведения о котором содержатся в подписном листе, в нем могут также указываться сведения о его принадлежности к общественному объединению, если это указано в его заявлении о согласии баллотироваться и о его статусе в этом общественном объединении.
9. Избиратели вправе ставить подпись в поддержку различных кандидатов, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата. При этом избиратель собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения в подписном листе, в котором также указываются следующие данные об избирателе: фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серия, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата. Указанные данные вносятся не иначе как рукописным способом.
10. При сборе подписей избирателей в поддержку кандидата допускается заполнение подписного листа на лицевой и оборотной стороне. При этом оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей, а подписи кандидата и сборщика подписей ставятся на оборотной стороне подписного листа.
11. Подписной лист удостоверяется лицом, собиравшим подписи, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения, серию, номер и дату выдачи паспорта или заменяющего его документа с указанием наименования или кода выдавшего его органа, адрес места жительства, ставит свою подпись и дату ее внесения, и кандидатом, который напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставит подпись и дату ее внесения.
12. Кандидат подсчитывает количество подписей избирателей, собранных в его поддержку, составляет и подписывает протокол об итогах сбора подписей избирателей.
Статья 27. Представление документов для регистрации кандидатов, их проверка, внесение избирательного залога
1. Регистрация кандидата при наличии заявления кандидата о его согласии баллотироваться и иных необходимых документов, а также при наличии необходимого количества собранных в поддержку выдвижения кандидата подписей избирателей, или внесенного избирательного залога, или решения политической партии, избирательного блока, указанных в части 7 настоящей статьи, осуществляется соответствующей избирательной комиссией муниципального образования.
2. Для регистрации кандидата на основании собранных в поддержку его выдвижения подписей избирателей не позднее чем за 35 дней до дня голосования до 18 часов в соответствующую избирательную комиссию муниципального образования должны быть представлены следующие избирательные документы:
1) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата;
2) протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе в двух экземплярах по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования;
3) сведения об изменениях в ранее представленных сведениях о кандидате.
3. Количество подписей избирателей в поддержку кандидата, содержащихся в подписных листах, представляемых в комиссию, может превышать необходимое для регистрации количество подписей, установленное настоящим Законом, но не более чем на 25 процентов. Подписные листы должны быть сброшюрованы в виде папок и пронумерованы.
4. При приеме избирательных документов избирательная комиссия муниципального образования заверяет каждую папку с подписными листами печатью избирательной комиссии, проверяет соответствие количества представленных подписных листов количеству, указанному в протоколе об итогах сбора подписей избирателей, а затем выдает кандидату подтверждение в письменной форме о приеме подписных листов с указанием количества принятых подписных листов и заявленного количества подписей, даты и времени их приема. Избирательная комиссия муниципального образования не вправе ограничивать доступ кандидата в занимаемое ею помещение или отказывать ему в приеме избирательных документов, необходимых для регистрации, если документы доставлены до истечения времени, указанного в части 2 настоящей статьи.
5. Если к моменту представления в избирательную комиссию документов для регистрации кандидата на ее специальный счет этим кандидатом перечислен избирательный залог, а затем представлены подписные листы с подписями избирателей, то избирательная комиссия производит проверку представленных подписей. В случае регистрации кандидата по представленным подписям избирателей соответствующая избирательная комиссия в течение 10 дней перечисляет избирательный залог на специальный счет кандидата.
6. Кандидат вправе не собирать подписи в поддержку своего выдвижения, а также не представлять в избирательную комиссию собранные подписи. В этом случае регистрация кандидата может производиться избирательной комиссией муниципального образования на основании избирательного залога - денежных средств, внесенных на специальный счет избирательной комиссии муниципального образования не позднее чем за 35 дней до дня голосования. Указанные счета открываются в филиалах Сберегательного банка Российской Федерации. Внесение избирательного залога кандидатом должно сопровождаться представлением им в соответствующую избирательную комиссию копии платежного документа о перечислении средств избирательного залога с отметкой Сберегательного банка Российской Федерации о принятии к исполнению, а также других документов, необходимых для регистрации кандидата, не связанных со сбором подписей избирателей. Размер избирательного залога и порядок его внесения устанавливаются статьей 48 настоящего Закона.
7. Представление в избирательную комиссию муниципального образования подписей избирателей, внесение избирательного залога для регистрации кандидата, выдвинутого политической партией, избирательным блоком, не требуется, если по результатам ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации федеральный список кандидатов, выдвинутый этой политической партией, этим избирательным блоком, состоявшим из тех же избирательных объединений, что и данный избирательный блок, был допущен к распределению депутатских мандатов.
8. В случае, предусмотренном частью 7 настоящей статьи, основанием для регистрации кандидата является решение о его выдвижении, принятое политической партией, избирательным блоком в установленном законом порядке, которое должно быть представлено в соответствующую комиссию не позднее чем за 35 дней до дня голосования до 18 часов.
9. Избирательная комиссия муниципального образования проверяет соблюдение порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона. Если кандидатом представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, избирательная комиссия муниципального образования проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах. Избирательная комиссия муниципального образования вправе проверить достоверность биографических и иных сведений, представленных кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, избирателем в соответствии с настоящим Законом.
10. Избирательная комиссия обращается с представлением о проверке достоверности данных и сведений, представляемых в соответствии с настоящим Законом, в соответствующие органы, которые обязаны в течение десяти дней, а за десять и менее дней до дня голосования - в срок, установленный избирательной комиссией, сообщить избирательной комиссии о результатах проверки.
11. Избирательная комиссия муниципального образования для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел Российской Федерации, органов юстиции Российской Федерации, военных комиссариатов, а также специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации. Их заключения могут служить основанием для признания недостоверными данных, содержащихся в подписных листах. Для установления достоверности данных, содержащихся в подписных листах, избирательные комиссии вправе использовать Государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума.
12. Проверке подлежат все представленные подписи. При проверке подписных листов вправе присутствовать кандидаты или их доверенные лица. О времени проведения проверки подписных листов должны извещаться кандидаты, представившие установленное для регистрации количество подписей избирателей. Избирательная комиссия не вправе отказать в присутствии при проверке иным лицам, направленным кандидатом.
13. По результатам проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной или недействительной.
14. Проверке и учету не подлежат подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) лицами, заверяющими подписные листы, до представления подписных листов в соответствующую избирательную комиссию, если исключение (вычеркивание) специально оговорено указанными лицами в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписей в избирательную комиссию.
15. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, действительной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными.
16. Недостоверными считаются подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом. Подписи, выполненные указанным образом, признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке их достоверности.
17. Недействительными считаются:
1) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем муниципальном образовании;
2) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа внутренних дел Российской Федерации либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей;
3) подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Законом сведений либо без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи;
4) подписи избирателей, данные о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
5) подписи избирателей с исправлением в дате ее внесения в подписной лист, если это исправление специально не оговорено избирателем, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены не собственноручно избирателями;
6) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы;
7) все подписи в подписном листе в случаях, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, осуществлявшего сбор подписей, и (или) кандидата, либо если эта подпись недостоверна, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей, в дате внесения подписи указанной кандидатом имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей, кандидатом;
8) подписи избирателей, внесенные в подписной лист до дня, следующего за днем уведомления избирательной комиссии муниципального образования о выдвижении кандидата;
9) подписи, собранные с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, либо с принуждением избирателей в процессе сбора представленных подписей, либо с вознаграждением избирателей за внесение представленных подписей, либо на рабочих местах, либо в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат;
10) подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей, внесенных в этот подписной лист, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке их достоверности;
11) все подписи в подписном листе, изготовленном с нарушением требований, установленных настоящим Законом.
18. При обнаружении в подписном листе заполненной строки (заполненных строк), не соответствующей (не соответствующих) настоящему Закону, не учитывается только подпись в данной строке (данных строках), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 7 и 11 части 17 настоящей статьи.
19. Специально оговоренные при составлении подписного листа лицами, заверяющими подписные листы, исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи недействительной, если не установлена ее недостоверность и (или) недействительность в соответствии с частями 8, 9 и 10 настоящей статьи. Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях о нем сокращения, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.
20. Установление достоверности подписи избирателя методом опроса запрещается.
21. Регистрация кандидата на основании подписей избирателей не производится в случае, если количества представленных подписей избирателей за вычетом количества подписей, признанных недостоверными и недействительными, недостаточно для регистрации.
22. По окончании проверки подписных листов по каждому кандидату составляется итоговый протокол, который подписывается руководителем рабочей группы - членом избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса и представляется избирательной комиссии для принятия решения. В протоколе указывается количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными или недействительными, с указанием оснований признания их таковыми. Протокол прилагается к решению избирательной комиссии. Внесение изменений в протокол после принятия решения не допускается. Копия протокола передается кандидату не менее чем за двое суток до заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата. В случае, если количества достоверных подписей избирателей недостаточно, кандидат вправе получить в избирательной комиссии одновременно с копией протокола заверенную руководителем рабочей группы ведомость проверки, в которой называются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными или недействительными с указанием номера папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых каждая из таких подписей содержится, а также копии официальных документов, на основании которых подписи были признаны недостоверными или недействительными.
Статья 28. Регистрация кандидата
1. Избирательная комиссия муниципального образования не позднее чем через 10 дней после приема подписных листов, иных необходимых для регистрации кандидата избирательных документов, либо поступления в комиссию документально подтвержденных сведений о внесении кандидатом избирательного залога, либо поступления в комиссию документально подтвержденного решения политической партии, избирательного блока, указанных в части 7 статьи 27, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации.
2. В решении о регистрации указывается ее дата и время.
3. При регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, в решении избирательной комиссии отмечается факт его выдвижения соответствующим избирательным объединением, избирательным блоком.
4. Факт сбора, представления кандидатом подписей избирателей в поддержку выдвижения данного кандидата не является основанием для отказа в регистрации на основании внесения избирательного залога, равно как и внесение избирательного залога не является основанием для отказа в регистрации на основании собранных подписей избирателей.
В случае, если к моменту рассмотрения комиссией вопроса о регистрации кандидата этим кандидатом представлены документы для регистрации на основании подписей избирателей и внесен избирательный залог, комиссия первым рассматривает вопрос о регистрации кандидата на основании подписей избирателей.
В случае регистрации кандидата на основании представленных подписей избирателей избирательный залог подлежит возврату в избирательный фонд в десятидневный срок со дня регистрации.
5. В случае отказа в регистрации кандидата комиссия обязана в течение одних суток с момента принятия решения об отказе в регистрации выдать кандидату копию решения комиссии с изложением оснований отказа. Основаниями отказа в регистрации могут быть:
1) отсутствие у кандидата пассивного избирательного права;
2) для кандидатов, выдвинутых политической партией, избирательным блоком, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях"; выдвинутых иными избирательными объединениями, - требований части 2 статьи 25 настоящего Закона;
3) отсутствие среди документов, представленных для регистрации, документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом для регистрации кандидата;
4) грубое или неоднократное нарушение запрета сбора подписей в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен, если представленные для регистрации кандидата подписи были собраны с нарушением этого запрета. Грубым нарушением указанного запрета считается сбор не менее 20 процентов от представленных для регистрации кандидата подписей в местах, где сбор подписей запрещен;
5) недостаточное количество представленных достоверных и действительных подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата (если для регистрации кандидата не внесен избирательный залог либо не представлено решение избирательного объединения, избирательного блока в соответствии с частью 7 статьи 27);
6) недостоверность представленных кандидатом сведений, предусмотренных настоящим Законом;
7) несоздание кандидатом избирательного фонда (за исключением случаев, когда создание избирательного фонда не обязательно);
8) использование кандидатом при финансировании своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда, иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного настоящим Законом предельного размера расходования средств избирательного фонда;
9) превышение кандидатом при финансировании своей избирательной кампании размера расходования из избирательного фонда более чем на 5 процентов от установленного настоящим Законом предельного размера расходования средств избирательного фонда;
10) установленный решением суда факт нарушения в течение агитационного периода кандидатом части 1 статьи 44 настоящего Закона;
11) использование кандидатом, его доверенными лицами преимуществ должностного или служебного положения.
6. Перечень оснований отказа в регистрации кандидата, установленный частью 5 настоящей статьи, является исчерпывающим.
7. Каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации с указанием ее даты и времени.
8. В случае отказа в регистрации кандидата повторное выдвижение кандидата возможно с соблюдением порядка и сроков, установленных настоящим Законом.
9. Кандидат вправе представить не позднее чем за 3 дня до дня голосования в зарегистрировавшую его избирательную комиссию письменное заявление о снятии своей кандидатуры. В этом случае комиссия, зарегистрировавшая кандидата, обязана принять решение об отмене его регистрации. Указанное заявление не подлежит отзыву.
10. Избирательное объединение в соответствии со своим уставом, избирательный блок по решению представителей, уполномоченных на то входящими в него избирательными объединениями, вправе отозвать кандидата, выдвинутого им по основаниям, предусмотренным уставом избирательного объединения, соглашением о создании избирательного блока. Отзыв может быть произведен не позднее чем за 5 дней до дня голосования. Указанное заявление не подлежит отзыву.
11. Если после завершения регистрации кандидатов и до дня голосования (на выборах, где предусмотрено повторное голосование, - до дня голосования на общих выборах) число зарегистрированных кандидатов окажется меньше двух, выборы в данном муниципальном образовании по решению соответствующей избирательной комиссии муниципального образования откладываются на срок не более шести месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.
12. При наступлении указанных в части 11 настоящей статьи обстоятельств в результате того, что зарегистрированный кандидат без вынуждающих к тому обстоятельств снял свою кандидатуру либо избирательное объединение, избирательный блок отозвали зарегистрированного кандидата, все расходы, понесенные соответствующей избирательной комиссией при подготовке и проведении выборов, возмещаются за счет этого кандидата, избирательного объединения, избирательного блока.
13. В настоящем Законе под обстоятельствами, вынуждающими зарегистрированного кандидата к снятию своей кандидатуры, избирательное объединение, избирательный блок к отзыву зарегистрированного кандидата понимаются признание зарегистрированного кандидата судом недееспособным, ограниченно дееспособным, тяжелая болезнь, стойкое расстройство здоровья зарегистрированного кандидата, его близких родственников.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.