Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 1
Внести в Закон Нижегородской области от 13 декабря 2005 года N 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области" (с изменениями, внесенными законами области от 2 августа 2006 года N 76-З, от 1 февраля 2007 года N 5-З) изменение, изложив его в следующей редакции:
"О регулировании земельных отношений
в Нижегородской области
Статья 1. Предмет регулирования и сфера действия настоящего Закона
1. Предметом регулирования настоящего Закона является определение полномочий органов государственной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления городского округа город Нижний Новгород, являющегося административным центром Нижегородской области, по распоряжению земельными участками на территории городского округа город Нижний Новгород (далее - город Нижний Новгород), государственная собственность на которые не разграничена, за исключением случаев, установленных настоящим Законом.
Настоящий Закон определяет также полномочия органов государственной власти Нижегородской области по распоряжению земельными участками на территории Нижегородской области, находящимися в собственности Нижегородской области, и регулирует реализацию отдельных полномочий органов государственной власти Нижегородской области в сфере земельных отношений, определенных федеральным законодательством.
2. Правовое регулирование земельных отношений в Нижегородской области осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Нижегородской области и принимаемыми в соответствии с ними законами Нижегородской области и иными нормативными правовыми актами Нижегородской области и органов местного самоуправления.
3. Действие настоящего Закона не распространяется на отношения:
1) в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения;
2) связанные с предоставлением земельных участков из земель, находящихся в федеральной и муниципальной собственности;
3) по формированию и использованию земельных участков под многоквартирными жилыми домами.
4. Для целей настоящего Закона:
1) под распоряжением земельными участками понимается принятие решений о предоставлении, изъятии земельных участков; заключение, изменение и расторжение договоров в отношении земельных участков; прекращение прав на земельные участки; установление сервитутов, ограничений прав на землю; осуществление иных полномочий, предусмотренных законодательством, осуществляемое Правительством Нижегородской области и уполномоченными органами исполнительной власти Нижегородской области, органами местного самоуправления города Нижний Новгород;
2) под временным объектом понимается объект, не отнесенный к объектам капитального строительства (временная постройка, автомобильная стоянка, крытая площадка складирования, расположенные на предоставленных в установленном порядке на срок не более пяти лет земельных участках, под торговлю, оказание услуг и другие цели, не связанные с созданием (реконструкцией) объектов капитального строительства).
5. Предоставление земельных участков органами государственной власти или органами местного самоуправления города Нижний Новгород в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Законом, включает в себя:
1) предоставление земельных участков вновь, в том числе при переходе прав на объекты капитального строительства и временные объекты;
2) заключение договоров на новый срок по ранее предоставленным земельным участкам;
3) изменение сроков землепользования (аренды, безвозмездного срочного пользования) по ранее предоставленным земельным участкам;
4) переоформление прав на ранее предоставленные земельные участки;
5) изменение площади ранее предоставленных земельных участков;
6) присоединение к договорам в отношении земельных участков при множественности лиц на стороне лица, обладающего правом на земельный участок.
Статья 2. Распоряжение земельными участками на территории Нижегородской области, государственная собственность на которые не разграничена
1. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципальных образований, за исключением города Нижний Новгород, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Нижегородской области.
2. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Нижний Новгород осуществляется органами исполнительной власти Нижегородской области и органами местного самоуправления города Нижний Новгород в пределах полномочий, определенных настоящим Законом.
Статья 3. Полномочия Правительства Нижегородской области по распоряжению земельными участками
Правительство Нижегородской области:
1) принимает решения:
а) о предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в собственности Нижегородской области, а также государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Нижний Новгород для целей строительства, реконструкции объектов недвижимости, если иное не установлено частью 1 статьи 5 и пунктом 3 части 1 статьи 9 настоящего Закона;
б) о предварительном согласовании места размещения объекта на территории города Нижний Новгород, за исключением случаев, когда принятие решений о предоставлении земельных участков отнесено к компетенции органа местного самоуправления города Нижний Новгород;
в) о целесообразности развития застроенной территории населенных пунктов Нижегородской области, в том числе города Нижний Новгород, и инициировании рассмотрения органами местного самоуправления вопроса о развитии застроенной территории в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;
г) о предоставлении земельных участков лицам, заключившим с органом местного самоуправления города Нижний Новгород договоры о развитии застроенной территории, за исключением случаев, когда принятие решения о предоставлении земельного участка отнесено к компетенции органа местного самоуправления города Нижний Новгород;
д) об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством;
е) об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных нужд Нижегородской области;
ж) об установлении или о прекращении публичных сервитутов в случаях и порядке, установленных земельным законодательством;
з) о принятии Нижегородской областью наследства или в дар земельных участков или долей в праве общей собственности на земельные участки либо об отказе от наследства или дара;
и) о проведении торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в собственности Нижегородской области, а также государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Нижний Новгород для целей строительства, за исключением случаев, когда принятие решения о предоставлении земельного участка отнесено к компетенции органа местного самоуправления города Нижний Новгород;
2) определяет исполнительные органы государственной власти Нижегородской области, уполномоченные по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Нижегородской области, и по подготовке, согласованию и выдаче заявителям материалов, необходимых для реализации инвестиционных проектов при осуществлении строительства, реконструкции существующих объектов капитального строительства и размещения временных объектов, по подготовке материалов, необходимых для принятия решения о целесообразности развития застроенной территории населенных пунктов Нижегородской области, в том числе города Нижний Новгород, и инициировании рассмотрения органами местного самоуправления вопроса о развитии застроенной территории (далее - уполномоченные органы исполнительной власти области), распределяет полномочия между ними;
3) определяет порядок взаимодействия уполномоченных органов исполнительной власти области с органами местного самоуправления города Нижний Новгород по вопросам формирования и предоставления земельных участков;
4) определяет порядок подготовки материалов, необходимых для принятия решения о целесообразности развития застроенной территории населенных пунктов Нижегородской области, в том числе города Нижний Новгород, и об инициировании рассмотрения органами местного самоуправления вопроса о развитии застроенной территории;
5) устанавливает методику определения начальной цены предмета аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории;
6) принимает решения о резервировании земель для государственных нужд Нижегородской области.
Статья 4. Компетенция уполномоченного Правительством Нижегородской области органа по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Нижегородской области
Уполномоченный Правительством Нижегородской области орган по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Нижегородской области (далее - уполномоченный Правительством области орган):
1) принимает решения:
а) о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Нижегородской области, а также государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Нижний Новгород, на которых расположены здания, строения, сооружения и временные объекты, принадлежащие гражданам и юридическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления и безвозмездного пользования, за исключением случаев, когда принятие решения о предоставлении земельного участка отнесено к компетенции органа местного самоуправления города Нижний Новгород;
б) о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Нижегородской области, а также государственная собственность на которые не разграничена, являющихся прилегающей территорией к зданиям, строениям, сооружениям, расположенных на территории города Нижний Новгород, для целей благоустройства, проезда и других целей, не связанных со строительством, реконструкцией объектов недвижимости, за исключением случаев, когда принятие решения о предоставлении земельного участка отнесено к компетенции органа местного самоуправления города Нижний Новгород;
в) о предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в собственности Нижегородской области, а также государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Нижний Новгород для целей, не связанных со строительством и реконструкцией объектов недвижимости;
г) о предоставлении земельных участков на территории города Нижний Новгород в случаях, когда их предоставление не отнесено к компетенции Правительства Нижегородской области или органов местного самоуправления города Нижний Новгород;
д) об ипотеке земельных участков, находящихся в собственности Нижегородской области, а также государственная собственность на которые не разграничена на территории города Нижний Новгород, в отношении земельных участков, распоряжение которыми осуществляется органами государственной власти Нижегородской области, в случаях, установленных федеральным законодательством;
2) заключает на основании решений органов исполнительной власти Нижегородской области договоры, объектом которых являются земельные участки (доли в праве общей собственности на них), государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Нижний Новгород и земельные участки (доли в праве общей собственности на них), находящиеся в собственности Нижегородской области, а также иные договоры по приобретению прав на земельные участки (доли в праве общей собственности на них);
3) осуществляет действия по реализации прав и обязанностей арендодателя земельных участков в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом;
4) совершает действия, предусмотренные федеральным законодательством для принятия наследства или дара, которые составляют земельные участки или доли в праве общей собственности на земельные участки, а также действия, предусмотренные для отказа от наследства или дара;
5) осуществляет организацию и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в собственности Нижегородской области, и земельных участков на территории города Нижний Новгород, государственная собственность на которые не разграничена, а также заключает договоры с организациями, специализирующимися на их проведении;
6) осуществляет действия, необходимые для государственной регистрации:
а) права собственности Нижегородской области на земельные участки или на доли в праве общей собственности на земельные участки;
б) решений Правительства Нижегородской области об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных нужд Нижегородской области;
в) ограничений права собственности и иных вещных прав на земельные участки и их прекращения в связи с установлением и прекращением публичных сервитутов;
г) прекращения права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного срочного пользования земельными участками на основании судебных решений;
7) осуществляет защиту прав и законных интересов Нижегородской области в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Нижегородской области, в судебных и иных органах;
8) согласовывает проекты решений органов местного самоуправления города Нижний Новгород об утверждении границ земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности муниципального образования город Нижний Новгород;
9) осуществляет работу по мониторингу и контролю за поступлением средств от использования земельных ресурсов на территории Нижегородской области в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Нижегородской области в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Нижегородской области;
10) взаимодействует со специально уполномоченными государственными органами при проведении проверок использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Нижний Новгород и земельных участков, находящихся в собственности Нижегородской области;
11) в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством и законодательством Нижегородской области, рассматривает ходатайства о переводе земель и земельных участков из одной категории в другую, осуществляет подготовку проектов правовых актов Правительства Нижегородской области о переводе земель и земельных участков из одной категории в другую;
12) осуществляет рассмотрение заявлений граждан и юридических лиц об отказе от права пожизненного наследуемого владения, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, принимает решение о прекращении права пожизненного наследуемого владения, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, за исключением случаев, когда распоряжение земельными участками отнесено к компетенции органов местного самоуправления города Нижний Новгород, осуществляет распоряжение данными земельными участками, за исключением случаев, когда предоставление таких земельных участков отнесено к компетенции Правительства Нижегородской области и органов местного самоуправления города Нижний Новгород;
13) осуществляет подготовку решений об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных нужд Нижегородской области, решений об установлении публичного сервитута;
14) осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Законом, иными законами и правовыми актами Нижегородской области.
Статья 5. Полномочия органов местного самоуправления города Нижний Новгород в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена
1. В отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, органы местного самоуправления города Нижний Новгород принимают решения:
1) о предоставлении земельных участков:
а) гражданам - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, дачного строительства, садоводства, огородничества, животноводства, личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, в том числе в случае реализации прав на бесплатное приобретение в собственность земельных участков, предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование или в пожизненное наследуемое владение, в соответствии со статьями 20, 21 и 33 Земельного кодекса Российской Федерации;
б) гражданам и юридическим лицам - под существующими индивидуальными жилыми домами, дачами, а также территориями садоводческих или огороднических некоммерческих объединений граждан;
в) членам гаражно-строительных кооперативов и гаражно-строительным кооперативам - под существующими гаражами автомобилей;
2) об установлении или прекращении публичных сервитутов в случаях и порядке, установленных земельным законодательством;
3) о предварительном согласовании места размещения объекта, за исключением случаев, когда принятие решения о предоставлении земельного участка отнесено к компетенции органов исполнительной власти Нижегородской области;
4) о развитии застроенной территории города Нижний Новгород и проведении аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством;
5) иные решения в случаях, установленных федеральными законами.
2. В отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, органы местного самоуправления города Нижний Новгород:
1) на основании решений органов местного самоуправления города Нижний Новгород о предоставлении земельных участков заключают договоры аренды, объектом которых являются земельные участки или доли в праве общей собственности, а также договоры безвозмездного срочного пользования, дарения, мены в соответствии с действующим законодательством;
2) заключают договоры купли-продажи земельных участков в случаях и порядке, определенных федеральным законодательством, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Нижегородской области;
3) заключают договоры о развитии застроенной территории в случаях и порядке, определенных федеральным законодательством;
4) самостоятельно обращаются в суд с исками, заявлениями и жалобами, возникающими из правоотношений по распоряжению земельными участками в соответствии с полномочиями, установленными настоящей статьей;
5) осуществляют работу по мониторингу и контролю за поступлением средств от использования земельных участков в соответствии с полномочиями, установленными настоящей статьей;
6) осуществляют рассмотрение заявлений собственников об отказе от права собственности на земельные участки в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, и уведомляют уполномоченный Правительством области орган в течение месяца с момента поступления такого заявления;
7) осуществляют рассмотрение заявлений граждан и юридических лиц об отказе от права пожизненного наследуемого владения, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, принимают решение о прекращении права пожизненного наследуемого владения, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, осуществляют распоряжение данными земельными участками в случаях, когда предоставление таких земельных участков отнесено к компетенции органов местного самоуправления города Нижний Новгород.
3. Органы местного самоуправления города Нижний Новгород принимают решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и права на заключение договоров аренды таких земельных участков для целей, установленных подпунктом "а" пункта 1 части 1 настоящей статьи.
Проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, или права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляется органами местного самоуправления города Нижний Новгород в порядке, установленном федеральным законодательством.
4. Органы местного самоуправления города Нижний Новгород при формировании земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности города Нижний Новгород, согласовывают в соответствии с федеральным законодательством проекты границ земельных участков с уполномоченным Правительством области органом.
Статья 6. Резервирование земель для государственных нужд Нижегородской области
1. Резервирование земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земель, находящихся в собственности Нижегородской области, для государственных нужд Нижегородской области может осуществляться на землях всех категорий путем установления ограничений прав на земельные участки (части земельных участков), предназначенные для государственных нужд, по основаниям, установленным федеральным законодательством.
2. Правительство Нижегородской области принимает решение о резервировании земель для государственных нужд Нижегородской области на основании градостроительной и землеустроительной документации, документов планирования, программ развития и использования земель, утвержденных в установленном порядке.
3. Порядок подготовки и принятия решения о резервировании земель для государственных нужд Нижегородской области определяется Правительством Нижегородской области в соответствии с федеральным законодательством.
Статья 7. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных нужд Нижегородской области
1. Решения об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных нужд Нижегородской области могут быть приняты в случаях, установленных статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации, и с соблюдением требований статей 279-282 Гражданского кодекса Российской Федерации.
2. Решение об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности Нижегородской области, помимо случаев, установленных статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется в случаях, связанных с:
1) объявлением земель особо охраняемыми природными территориями или землями историко-культурного назначения;
2) невозможностью использования земельного участка в связи с установлением публичного сервитута;
3) размещением объектов, предназначенных для органов государственной власти Нижегородской области, при отсутствии других вариантов возможного размещения данных объектов;
4) размещением объектов, предназначенных для государственных учреждений или предприятий Нижегородской области, при отсутствии других вариантов возможного размещения данных объектов;
5) размещением объектов, предназначенных для государственных нужд, строительство которых предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Нижегородской области.
3. Решение об изъятии, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных нужд Нижегородской области принимает Правительство Нижегородской области.
4. В решении Правительства Нижегородской области об изъятии, в том числе путем выкупа, земельного участка (земельных участков) для государственных нужд Нижегородской области должны содержаться сведения:
1) об основаниях и целях изъятия;
2) об изымаемом земельном участке (местонахождение, кадастровый номер, площадь, категория земель, разрешенное использование, обременения);
3) о собственнике, землепользователе, землевладельце или арендаторе (правообладателе) изымаемого земельного участка, в том числе данные государственной регистрации и идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
4) об условиях изъятия земельного участка (срок изъятия, источник финансирования расходов, связанных с изъятием, порядок определения выкупной цены или подлежащих возмещению убытков, предоставление иного земельного участка взамен изымаемого).
5. Уполномоченный Правительством области орган:
1) обеспечивает государственную регистрацию правовых актов об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных нужд Нижегородской области;
2) извещает в письменной форме правообладателей этих участков о произведенной регистрации с указанием ее даты;
3) заключает с правообладателями изымаемых земельных участков соглашения о выкупной цене или о возмещении убытков, о предоставлении взамен изымаемых других земельных участков.
6. Расходы, необходимые для изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных нужд Нижегородской области, утверждаются в составе областного бюджета на соответствующий финансовый год.
7. Государственная регистрация перехода права собственности или прекращения иных прав на земельные участки, изымаемые, в том числе путем выкупа, для государственных нужд Нижегородской области, обеспечивается уполномоченным Правительством области органом после окончания расчетов с правообладателями изымаемых земельных участков или одновременно с регистрацией прав на земельные участки, предоставляемые взамен изымаемых.
Уполномоченный Правительством области орган в срок не позднее пяти рабочих дней со дня государственной регистрации письменно извещает бывших правообладателей таких земельных участков о произведенной регистрации с указанием ее даты.
Статья 8. Установление публичного сервитута
1. В случаях и порядке, предусмотренных федеральным земельным законодательством, на территории Нижегородской области может быть установлен публичный сервитут.
2. От имени Нижегородской области публичный сервитут устанавливается Правительством Нижегородской области.
Статья 9. Переходные положения
1. В отношении земельных участков, расположенных на территории города Нижний Новгород, применяются следующие положения:
1) решения органов местного самоуправления города Нижний Новгород о предоставлении земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения и временные объекты, принадлежащие гражданам и юридическим лицам, принятые до 1 января 2006 года и в соответствии с которыми не заключены договоры, являются основанием для издания распорядительных актов в отношении данных участков уполномоченным Правительством области органом.
В случае несоответствия решения органа местного самоуправления города Нижний Новгород законодательству, действующему на момент принятия решения, предоставление земельного участка производится в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством Нижегородской области;
2) решения органов местного самоуправления города Нижний Новгород о предоставлении земельных участков гражданам и юридическим лицам для строительства (реконструкции), о резервировании земельных участков на период проектирования или на период разработки документации по планировке территории, принятые до 1 января 2006 года, если в отношении данных земельных участков не заключены соответствующие договоры и (или) не истекли сроки, установленные данными решениями, подлежат рассмотрению в порядке, определенном Правительством Нижегородской области;
3) при истечении срока действующих договоров в отношении земельных участков, заключенных на основании решений органов местного самоуправления города Нижний Новгород, принятых до 1 января 2006 года, принимает решение о предоставлении земельного участка на новый срок и заключает договоры аренды уполномоченный Правительством области орган;
4) внесение изменений в договоры аренды (безвозмездного срочного пользования), а также расторжение данных договоров, заключенных уполномоченным органом местного самоуправления города Нижний Новгород до 1 января 2006 года в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляются уполномоченным Правительством области органом в порядке, определенном федеральным законодательством.
2. В целях оптимизации деятельности органов государственной власти Нижегородской области по распоряжению земельными участками на территории города Нижний Новгород, государственная собственность на которые не разграничена, органы, уполномоченные до 1 января 2006 года на управление и распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в срок до 15 июня 2008 года передают уполномоченному Правительством области органу для дальнейшего исполнения сформированные дела в отношении земельных участков, полномочия по распоряжению которыми переданы органам государственной власти Нижегородской области, в том числе оригиналы договоров аренды, дополнительных соглашений к ним, соглашения и иные документы, подтверждающие передачу прав по договорам, уведомления, письма, графические материалы, учредительные документы арендаторов, копии судебных решений и материалов исполнительного производства, материалы дел банкротства арендаторов, почтовые реестры, протоколы заседаний комиссий, касающихся исполнения договоров аренды, расчеты суммы задолженности по договорам на дату передачи, градостроительную информацию, а также информацию по данным договорам на электронных носителях.
Статья 10. Вступление в силу настоящего Закона
1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.
2. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие после вступления его в силу, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 9 настоящего Закона.
3. Закон Нижегородской области от 26 марта 1998 года N 114-З "О разграничении полномочий органов государственной власти и местного самоуправления Нижегородской области в сфере регулирования земельных отношений" применяется в части, не противоречащей федеральным законам и настоящему Закону.".
<< Назад |
Статья 2 >> Статья 2 |
|
Содержание Закон Нижегородской области от 17 марта 2008 г. N 23-З "О внесении изменения в Закон Нижегородской области "О регулировании... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.