Законодательное Собрание области постановляет:
1. Принять в первом чтении проект закона Нижегородской области N 353-5 "О профилактике правонарушений в Нижегородской области", внесенный прокурором области.
См. также Закон Нижегородской области от 6 июля 2012 г. N 88-З "О профилактике правонарушений в Нижегородской области"
2. Установить, что поправки к указанному законопроекту направляются в комитет Законодательного Собрания по вопросам государственной власти области и местного самоуправления до 30 марта 2012 года.
3. Комитету Законодательного Собрания по вопросам государственной власти области и местного самоуправления доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Законодательного Собрания во втором чтении.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Собрания |
Е.В. Лебедев |
Проект N 353-5
принят в первом чтении
Нижегородская область
Закон
"О профилактике правонарушений в Нижегородской области"
Принят Законодательным Собранием |
2012 года |
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и законодательством Нижегородской области устанавливает основы и направления профилактики правонарушений в Нижегородской области.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
Для целей настоящего Закона используются следующие понятия:
Профилактика правонарушений - это деятельность органов государственной власти Нижегородской области, государственных органов Нижегородской области и органов местного самоуправления Нижегородской области, их должностных лиц, организаций и граждан по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений;
субъекты профилактики правонарушений - органы государственной власти, государственные органы, органы местного самоуправления, их консультативные, совещательные и иные органы, организации и граждане, участвующие в профилактике правонарушений, в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области.
Иные понятия и термины, используемые в настоящем Законе, применяются в значениях, определенных законодательством.
Статья 2. Принципы осуществления профилактики правонарушений в Нижегородской области
Профилактика правонарушений в Нижегородской области основывается в соответствии с законодательством на принципах законности, соблюдения и защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, гласности, гуманности, индивидуализации и дифференциации мер профилактического воздействия, государственной поддержки деятельности по профилактике правонарушений.
Статья 3. Основные задачи профилактики правонарушений
Основными задачами профилактики правонарушений в Нижегородской области являются:
обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций от противоправных деяний;
выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений;
предупреждение правонарушений;
координация деятельности органов государственной власти Нижегородской области, государственных органов области и органов местного самоуправления области, иных органов государственной власти и государственных органов, а также организаций и граждан в области профилактики правонарушений;
обеспечение участия граждан в деятельности по профилактике правонарушений;
воспитание граждан в духе соблюдения законности и правопорядка, формирование у них законопослушного поведения;
предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
снижение количества совершаемых правонарушений в Нижегородской области.
Статья 4. Общие направления деятельности субъектов профилактики правонарушений в Нижегородской области
В пределах своей компетенции, предусмотренной федеральным законодательством и законодательством области, субъекты профилактики правонарушений в Нижегородской области осуществляют деятельность в следующих направлениях:
1) определение (конкретизация) приоритетных направлений, целей и задач профилактики правонарушений с учетом складывающейся криминогенной обстановки;
2) планирование в сфере профилактики правонарушений;
3) разработка, принятие и реализация долгосрочных целевых программ профилактики правонарушений;
4) осуществление непосредственно профилактической работы в формах, установленных законодательством;
5) материальное, кадровое, финансовое обеспечение профилактики правонарушений;
6) контроль за деятельностью субъектов профилактической деятельности в пределах полномочий, законодательством;
7) организация обмена опытом профилактической работы;
8) другие направления деятельности, не противоречащие федеральному законодательству и законодательству Нижегородской области.
Полномочия субъектов профилактики правонарушений, формы их деятельности, порядок взаимодействия определяются в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области.
Глава 2. Разграничение полномочий органов государственной власти Нижегородской области в сфере профилактики правонарушений
Статья 5. Полномочия Законодательного Собрания Нижегородской области в сфере профилактики правонарушений
К полномочиям Законодательного Собрания Нижегородской области в сфере профилактики правонарушений относятся:
1) принятие областных законов в сфере профилактики правонарушений;
2) осуществление контроля за соблюдением и исполнением областных законов в сфере профилактики правонарушений.
Статья 6. Полномочия Правительства Нижегородской области в сфере профилактики правонарушений
1. К полномочиям Правительства Нижегородской области относятся:
1) утверждение и реализация долгосрочных целевых программ и мероприятий по профилактике правонарушений;
2) осуществление финансирования мероприятий по профилактике правонарушений;
3) иные полномочия, отнесенные к его ведению законодательством.
2. Полномочия, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, могут передаваться Правительством области иным органам исполнительной власти Нижегородской области.
Глава 3. Основы профилактики правонарушений в Нижегородской области
Статья 7. Меры профилактики правонарушений в Нижегородской области
Профилактика правонарушений в Нижегородской области осуществляется посредством принятия следующих мер:
- правового воспитания и обучения населения;
- профилактических бесед;
- профилактического учета;
- социальной адаптации;
- разработки и реализации долгосрочных целевых программ по профилактике правонарушений:
- оказания социально-психологической и иной помощи лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации;
- профилактики и предупреждения конфликтов в сфере семейно-бытовых отношений;
- профилактики и предупреждения деятельности по организации и проведению азартных игр;
- других мер, предусмотренных законодательством.
Статья 8. Правовое воспитание и обучение населения
1. Организацию правового воспитания и обучения населения осуществляют органы государственной власти Нижегородской области, государственные органы области и органы местного самоуправления Нижегородской области путем применения различных мер повышения уровня правосознания и правовой культуры, предусмотренных законодательством.
2. Средства массовой информации, учредителями которых являются органы государственной власти Нижегородской области, государственные органы области, в соответствии с законодательством обеспечивают публикацию аналитических, методических и других материалов о профилактике правонарушений, информируют население о формах и методах самозащиты от преступных посягательств.
Статья 9. Профилактическая беседа
1. Профилактическая беседа проводится представителями субъектов профилактики правонарушений.
2. В ходе профилактической беседы разъясняются социальные последствия противоправного поведения, указывается моральная и правовая ответственность за нарушение соответствующих норм права.
Статья 10. Профилактический учет
Профилактический учет осуществляется в соответствии с законодательством уполномоченными на то органами.
Статья 11. Социальная адаптация
Социальная адаптация граждан достигается с помощью системы правовых, социально-экономических, психолого-педагогических, организационных и иных мер, направленных на реализацию конституционных прав и свобод, оказание содействия в трудовом и бытовом устройстве.
Деятельность органов государственной власти Нижегородской области, государственных органов области и органов местного самоуправления Нижегородской области в осуществлении социальной адаптации граждан осуществляется в формах:
создания комиссий по социально-правовой помощи;
ведения учета граждан, нуждающихся в социальной адаптации;
взаимодействия с общественными объединениями по оказанию содействия гражданам, нуждающимся в социальной адаптации;
стимулирования деятельности организаций, предоставляющих рабочие места гражданам, нуждающимся в социальной адаптации;
открытия центров социальной адаптации и иных специализированных учреждений;
осуществления контроля за трудовым и бытовым устройством лиц, обратившихся за помощью;
проведения воспитательной работы;
в иных предусмотренных законодательством формах.
Статья 12. Долгосрочные целевые программы по профилактике правонарушений
В Нижегородской области могут утверждаться долгосрочные целевые программы по профилактике правонарушений.
Финансирование мероприятий долгосрочных целевых программ по профилактике правонарушений осуществляется в соответствии с законодательством.
Статья 13. Оказание социально-психологической и иной помощи лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации
Органами исполнительной власти Нижегородской области могут создаваться организации (центры), в которых осуществляется помощь лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации. Организации (центры) оказывают социально-психологическую, юридическую и иную помощь обратившимся к ним лицам.
Статья 14. Профилактика и предупреждение конфликтов в сфере семейно-бытовых отношений
Субъекты профилактики правонарушений должны всесторонне способствовать укреплению семьи.
Граждане обязаны выстраивать семейные отношения на основе взаимного уважения, не нарушать условий совместного проживания, не допускать семейно-бытовых конфликтов.
Статья 15. Профилактика и предупреждение деятельности по организации и проведению азартных игр
Субъекты профилактики правонарушений должны всеми предусмотренными действующим законодательством способами осуществлять профилактику деятельности по организации и проведению азартных игр.
В случае выявления организации или проведения азартных игр принимать в пределах предусмотренных законодательством полномочий меры, направленные на пресечение указанной деятельности, должностными лицами органов государственной власти Нижегородской области, государственных органов области и органов местного самоуправления Нижегородской области, направленные, в том числе, на информирование правоохранительных органов.
Статья 16. Категории лиц, в отношении которых применяются меры профилактики правонарушений в Нижегородской области
К категориями лиц, в отношении которых в соответствии с законодательством применяются меры профилактики правонарушений, относятся: лица без определенного места жительства; граждане, имеющие неснятую и непогашенную судимость; лица, занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством; злоупотребляющие алкоголем, наркоманы, несовершеннолетние, подвергнутые принудительным мерам воспитательного воздействия; безнадзорные и беспризорные несовершеннолетние; граждане, нарушающие условия проживания в семье; иные категории граждан, утративших социально-общественные связи; граждане и юридические лица, деятельность которых направлена на организацию и проведение азартных игр; граждане, систематически участвующие в азартных играх.
Статья 17. Основания, порядок и сроки применения мер профилактики правонарушений
1. Основаниями применения мер профилактики правонарушений в соответствии с законодательством являются факты противоправного поведения лиц, указанных в статье 16 настоящего Закона.
Информация о фактах противоправного поведения направляется субъектами профилактики правонарушений руководителям организаций по месту работы или учебы лиц, в отношении которых осуществляется предупреждение правонарушений, для применения мер профилактического воздействия, а также для устранения причин и условий, способствующих такому поведению.
2. Порядок применения мер профилактики правонарушений определяется субъектами профилактики правонарушений самостоятельно в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством.
3. Меры профилактики правонарушений в отношении лиц, указанных в статье 16 настоящего Закона, применяются субъектами профилактики правонарушений в соответствии с законодательством в сроки, необходимые для оказания им социальной и иной помощи, или до устранения причин и условий, способствующих совершению правонарушений.
Статья 18. Гарантии прав лиц, в отношении которых применяются меры профилактики правонарушений органами государственной власти Нижегородской области, государственными органами Нижегородской области и органами местного самоуправления области
Лицам, в отношении которых применяются меры профилактики правонарушений, в соответствии с законодательством гарантируется:
право знать основания и характер применяемых к ним мер профилактики правонарушений;
возможность заявлять ходатайства и обжаловать действия, осуществляемые в связи с применением к ним мер профилактики правонарушений, в установленном законом порядке.
Статья 19. Профилактика правонарушений несовершеннолетних
1. Профилактика правонарушений несовершеннолетних в соответствии с законодательством - это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
2. Профилактика правонарушений несовершеннолетних осуществляется в соответствии с законодательством.
Статья 20. Профилактика правонарушений среди лиц, освобожденных из мест лишения свободы, а также лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы
Профилактика правонарушений среди лиц, освобожденных из мест лишения свободы, а также лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы, осуществляется посредством:
1) разъяснения существующего порядка по оказанию социальной и правовой помощи указанным категориям лиц;
2) оказания лицам, освобожденным из мест лишения свободы, содействия в восстановлении утраченных документов, трудоустройстве;
3) оказания психологической помощи;
4) правового воспитания.
Статья 21. Профилактика правонарушений среди лиц без определенного места жительства
Профилактика правонарушений среди лиц без определенного места жительства осуществляется посредством:
1) оказания содействия указанным лицам в социальной адаптации, трудоустройстве и восстановлении утраченных документов;
2) оказания психологической помощи;
3) консультирования по правовым вопросам;
4) предоставления указанным лицам бытовых услуг и других видов социального обслуживания.
Статья 22. Участие органов местного самоуправления Нижегородской области в деятельности по профилактике правонарушений
Органы местного самоуправления Нижегородской области участвуют в деятельности по профилактике правонарушений в соответствии с полномочиями, установленными законодательством.
Органы местного самоуправления области в пределах осуществления своих полномочий по решению вопросов местного значения могут принимать и реализовать целевые программы, включающие в себя вопросы профилактики правонарушений на территории муниципального образования.
Статья 23. Участие граждан в профилактике правонарушений
1. Участие граждан в профилактике правонарушений является добровольным и осуществляется в соответствии с законодательством в индивидуальной и коллективной формах.
2. Формы индивидуального участия граждан в профилактике правонарушений:
1) пропаганда правовых знаний;
2) содействие правоохранительным органам в профилактической работе с лицами, склонными к совершению правонарушений;
3) деятельность по профилактике и предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
4) участие в организуемых органами местного самоуправления социально значимых работах по охране общественного порядка;
5) иное участие в осуществлении профилактики правонарушений в соответствии с законодательством.
3. Формы коллективного участия граждан в осуществлении профилактики правонарушений:
1) общественные объединения, зарегистрированные в соответствии с законодательством, уставные цели которых предусматривают профилактику правонарушений;
2) территориальное общественное самоуправление;
3) иные формы участия населения в осуществлении местного самоуправления, в том числе добровольные формирования граждан по охране общественного порядка (добровольные народные дружины);
4) иное участие в осуществлении профилактики правонарушений в соответствии с законодательством.
Статья 24. Меры государственной поддержки организаций, участвующих в профилактике правонарушений в Нижегородской области
1. Организациям, в том числе общественным объединениям, участвующим в профилактике правонарушений в Нижегородской области, может оказываться государственная поддержка их деятельности посредством предоставления им налоговых и иных льгот и преимуществ в соответствии с законодательством.
2. Государственная поддержка деятельности общественных объединений, уставные цели которых предусматривают профилактику правонарушений, может выражаться в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ в сфере профилактики правонарушений по их заявкам, на конкурсной основе, в порядке, определяемом органами исполнительной власти Нижегородской области.
3. Объем средств областного бюджета, предоставляемых общественным объединениям, реализующим общественно полезные программы в сфере профилактики правонарушений, в формах, предусмотренных законодательством, устанавливается законом области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
4. Органы государственной власти Нижегородской области в пределах своих полномочий могут поощрять субъектов профилактики правонарушений, активно участвующих в профилактических мероприятиях по предупреждению правонарушений.
За особые заслуги в выполнении своего общественного долга субъекты профилактики правонарушений в установленном порядке могут представляться к награждению наградами Нижегородской области.
Статья 25. Освещение деятельности по профилактике правонарушений в средствах массовой информации
В средствах массовой информации, учредителями которых являются органы государственной власти Нижегородской области, в соответствии с законодательством распространяются сообщения и материалы о профилактике правонарушений, направленные в том числе на:
пропаганду деятельности по профилактике правонарушений;
пропаганду участия граждан и организаций в деятельности по профилактике правонарушений;
обеспечение распространения информации, направленной на профилактику правонарушений в Нижегородской области, профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, воспитание граждан в духе соблюдения законности и правопорядка, повышение уровня доверия граждан к органам государственной власти и местного самоуправления;
информирование о деятельности органов государственной власти Нижегородской области, государственных органов Нижегородской области и местного самоуправления Нижегородской области, иных органов государственной власти и государственных органов в сфере профилактики правонарушений в Нижегородской области.
Глава 4. Заключительные положения
Статья 26. Контроль за осуществлением профилактики правонарушений в Нижегородской области
Контроль за осуществлением в соответствии с настоящим Законом профилактики правонарушений осуществляется Законодательным Собранием Нижегородской области и уполномоченными органами исполнительной власти Нижегородской области в соответствии с законодательством.
Статья 27. Ответственность за неисполнение настоящего Закона
Ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение настоящего Закона устанавливается в соответствии с законодательством.
Статья 28. Вступление настоящего Закона в силу
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.
Губернатор области |
В.П. Шанцев |
Нижний Новгород
года
N
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 29 февраля 2012 г. N 433-V "О принятии в первом чтении проекта закона Нижегородской области N 353-5 "О профилактике правонарушений в Нижегородской области"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления официально опубликован не был