Постановление Правительства Нижегородской области
от 17 февраля 2010 г. N 65
"Об утверждении Стратегии развития строительного комплекса
Нижегородской области до 2020 года"
7 декабря 2010 г.
В целях повышения эффективности стратегического управления строительным комплексом Нижегородской области, а также при прогнозировании развития отдельных предприятий и организаций строительного комплекса, в соответствии с Законом Нижегородской области от 22 июля 2003 года N 66-З "О прогнозировании, стратегическом и программном планировании социально-экономического развития Нижегородской области" Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития строительного комплекса Нижегородской области до 2020 года.
2. Возложить функции координации и контроля за ходом реализации Стратегии развития строительного комплекса Нижегородской области до 2020 года на министерство строительства Нижегородской области.
3. По итогам мониторинга реализации Стратегии развития строительного комплекса Нижегородской области до 2020 года министерству строительства Нижегородской области при необходимости проводить ее корректировку.
4. Аппарату Правительства Нижегородской области обеспечить официальное опубликование настоящего постановления.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 7 декабря 2010 г. N 885 пункт 5 настоящего постановления изложен в новой редакции
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области А.В.Аверина.
Губернатор |
В.П. Шанцев |
Стратегия развития
строительного комплекса Нижегородской области до 2020 года
(утв. постановлением Правительства Нижегородской области
от 17 февраля 2010 г. N 65)
Введение
В целях эффективной реализации Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года N 127, совершенствования управления развитием строительного комплекса области, с учетом принятой долгосрочной стратегии массового строительства жилья для всех категорий граждан на территории Нижегородской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 18 февраля 2008 года N 41, разработана Стратегия развития строительного комплекса Нижегородской области до 2020 года (далее - Стратегия).
В социальной сфере Стратегия ориентирована на реализацию государственных программ в области строительства, удовлетворение спроса населения на жилье различной степени комфортности, повышение уровня обеспеченности современными объектами социально-культурного назначения и инженерной инфраструктуры. В реальном секторе экономики Стратегия направлена на реконструкцию действующих, создание новых мощностей и материально-технической инфраструктуры.
Стратегия разрабатывалась по вопросам состояния строительного комплекса области, проблем и перспектив его развития на основе исследований, проведенных специалистами Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета с привлечением экспертов - руководителей организаций строительного комплекса области.
В соответствии с проведенными исследованиями состояния строительного комплекса и анализом его инвестиционной привлекательности (SWOT-анализ) определена наиболее эффективная стратегия его развития - комбинированная стратегия, основным направлением которой является концентрированный и интегрированный рост.
В Стратегии определены основные задачи, решение которых необходимо обеспечить для достижения цели Стратегии, очерчены направления государственной политики для решения других задач.
Также составлен прогноз развития строительного комплекса области с учетом реализации определенных стратегических направлений развития в соответствии с установленным механизмом реализации Стратегии.
В результате успешной реализации Стратегии в 2020 году ожидается рост объема инвестиций в основной капитал по сравнению с 2008 годом в 5 раз, увеличение объема строительных работ - 3,5 раза и рост объема ввода в эксплуатацию жилья - 2,7 раза.
I. Состояние строительного комплекса Нижегородской области
Строительный комплекс относится к числу ключевых отраслей экономики Нижегородской области и во многом определяет решение социальных, экономических и технических задач ее развития. Устойчивое развитие экономики возможно при условии широкомасштабного повышения инвестиционной активности, роста объемов капитальных вложений с опережающим развитием производственного потенциала строительной отрасли и ее материально-технической базы.
1.1. Методология анализа состояния и перспектив развития строительного комплекса
С целью диагностики текущего состояния и определения основных тенденций развития строительного комплекса Нижегородской области был использован метод экспертных оценок, реализуемый в форме глубинных интервью.
Метод экспертных оценок был выбран как один из базовых, применяемых, когда объект очень сложен и аналитически или функционально учесть влияние многих факторов просто невозможно.
В соответствии с существующими требованиями процедуры проведения экспертных оценок были выбраны эксперты-специалисты в области строительного комплекса Нижегородской области. Глубинное интервью как форма метода экспертных оценок предполагает получение от респондента развернутых ответов на вопросы исследования. Респондентами выступали руководители и топ-менеджеры ведущих строительных организаций и предприятий промышленности строительных материалов Нижегородской области.
Состояние строительной отрасли характеризуется следующими показателями:
1) объем работ по виду деятельности "Строительство";
2) инвестиции в основной капитал;
3) среднесписочная численность работников строительного комплекса;
4) отгрузка товаров собственного производства, работ, услуг, собственными силами, чистые виды деятельности по полному кругу предприятий (производство строительных материалов);
5) ввод в эксплуатацию жилья.
1.2. Динамика развития строительного комплекса
Основу строительного комплекса составляют строительно-монтажные, проектные организации, а также предприятия по выпуску строительных материалов и конструкций.
1.2.1. Строительно-монтажные организации
Динамика развития строительно-монтажных организаций приведена в таблице 1. За анализируемый период (2004-2008 годы) по работам, выполненным по виду деятельности "Строительство", наблюдается положительная динамика, объемы выросли с 22,1 млрд рублей в 2004 году до 110,0 млрд рублей в 2008 году. Рентабельность производства увеличилась с 3,4% до 6,31%.
Таблица 1
Основные показатели деятельности строительных организаций
Наименование показателей |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. |
52,2 |
64,6 |
89,3 |
133,2 |
195,6 |
Работы, выполненные по виду деятельности "Строительство", млрд. рублей |
22,1 |
31,8 |
42,4 |
53,1 |
110,0 |
Рентабельность строительного производства, % |
3,4 |
4,4 |
4,2 |
4,2 |
4,8 |
Среднесписочная численность, тыс. человек |
86,1 |
99,3 |
98,8 |
112,9 |
116,6 |
Среднемесячная заработная плата, рублей |
4460, 6 |
5409,9 |
6419,1 |
8919, 7 |
11808, 5 |
За период 2004-2008 годов увеличилось количество строительных организаций с 2996 шт. до 5678 шт., при этом снизилась доля средних и крупных предприятий в общем количестве. Численность работников строительных организаций увеличилась на фоне увеличения численности строительно-монтажных организаций. Структура строительных организаций по численности работников представлена в таблице 2.
Таблица 2
Структура строительных организаций по численности работников
Наименование показателя |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
Количество организаций, единиц |
2996 |
2861 |
2924 |
3334 |
5678 _ 1 |
в том числе с численностью работников: |
|
|
|
|
|
до 100 человек |
2900 |
2769 |
2842 |
3246 |
5591 |
101-200 человек |
58 |
54 |
50 |
48 |
55 _ 2 |
свыше 200 человек |
38 |
38 |
32 |
40 |
32 _ 3 |
_____________________
1 _ С 2008 года - вместе с организациями, у которых "Строительство" является второстепенным видом деятельности
2 _ С 2008 года - количество организаций с численностью с 101 до 250 человек
3 _ С 2008 года - количество организаций с численностью свыше 250 человек
Подавляющее число организаций являются организациями с частной формой собственности.
Наличие и состояние основных фондов в коммерческих строительных организациях представлено в таблице 3.
Таблица 3
Наличие и состояние основных фондов в коммерческих строительных организациях*
|
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
Наличие основных фондов на конец года - всего, млн. рублей |
3608,9 |
3863,3 |
4659,6 |
5711,0 |
8022,9 |
Удельный вес в основных фондах организаций области, % |
1,1 |
1,1 |
1,1 |
1,2 |
1,3 |
Коэффициент обновления основных фондов, % |
12,0 |
13,9 |
15,3 |
18,7 |
19,2 |
Коэффициент ликвидации основных фондов, % |
1,5 |
1,6 |
1,3 |
9,7 |
10,1 |
Степень износа основных фондов (на конец года), % |
42,4 |
43,5 |
40,2 |
40,1 |
45,5 |
из них: |
|
|
|
|
|
здания |
29,9 |
28,6 |
23,6 |
25,7 |
25,1 |
сооружения |
36,4 |
34,0 |
35,1 |
31,8 |
33,5 |
машины и оборудование |
50,1 |
51,7 |
46,4 |
42,4 |
46,2 |
Транспортные средства |
46,2 |
47,2 |
46,2 |
48,8 |
57,9 |
Другие виды основных фондов |
44,7 |
50,0 |
50,0 |
46,9 |
55,1 |
* Без субъектов малого предпринимательства
За 2004-2008 годы можно отметить увеличение основных фондов с 3608,9 млн. рублей до 8022,9 млн. рублей, рост коэффициента ликвидации основных фондов с 1,5% до 10,1%, повышение коэффициента обновления основных фондов с 12% до 19,2% и увеличение общего коэффициента степени износа основных фондов с 42,4% до 45,5%.
По состоянию на 1 января 2009 года более 40% единиц строительной техники по области со сроком службы, превышающим срок амортизации. Наличие и состояние парка основных строительных машин в Нижегородской области представлено в таблице 4.
Таблица 4
Наличие и состояние парка основных строительных машин на предприятиях и организациях Нижегородской области (по состоянию на 1 января 2009 года)*
|
Всего машин, штук |
Удельный вес машин, %: |
Из общего числа - машины импортного производства, штук |
||
списанных в 2008 г. по износу и непригодности в общем числе машин |
со сроком службы, превышающим срок амортизации в общем числе машин |
||||
стран СНГ |
прочие зарубежного производства |
||||
Экскаваторы одноковшовые |
830 |
8,8 |
53,6 |
61 |
118 |
Тракторы |
796 |
6,2 |
52,6 |
118 |
2 |
Бульдозеры на тракторах |
645 |
6,5 |
61,1 |
16 |
50 |
Автогрейдеры |
172 |
5,8 |
48,8 |
8 |
1 |
Краны: |
|
|
|
|
|
на автомобильном ходу |
494 |
3,8 |
44,3 |
30 |
5 |
башенные |
155 |
2,6 |
56,1 |
3 |
- |
на гусеничном ходу, включая экскаваторы-краны |
142 |
4,9 |
73,2 |
4 |
30 |
Катки самоходные |
209 |
х |
х |
3 |
20 |
Инвентарные и передвижные бетонорастворосмесительные установки |
59 |
33,9 |
42,4 |
3 |
4 |
Асфальтосмесительные установки |
41 |
12,2 |
39,0 |
5 |
2 |
Асфальтоукладчики |
58 |
3,4 |
36,2 |
2 |
9 |
Фрезерные машины для снятия асфальтового покрытия |
48 |
х |
6,3 |
2 |
3 |
Строительно-отделочные машины |
695 |
х |
х |
1 |
60 |
Машины для бестраншейной прокладки коммуникаций |
5 |
х |
х |
- |
2 |
* Без субъектов малого предпринимательства
Больше половины бульдозеров, экскаваторов и кранов на гусеничном ходу имеют срок службы, превышающий срок амортизации.
Анализ движения работников в строительных организациях указывает на слабую работу с квалифицированными кадрами. Основная масса увольняется по собственному желанию. Коэффициент текучести кадров приближается к 55%, что не способствует эффективному росту производительности труда в строительстве.
Движение работников в строительных организациях приведено в таблице 5.
Таблица 5
Движение работников в строительных организациях в течение года*
(человек)
|
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
Принято работников, человек |
11553 |
10389 |
13273 |
16710 |
15368 |
в % от среднесписочной численности |
38,9 |
37,7 |
48,8 |
58,8 |
54,5 |
Выбыло работников, человек |
12370 |
10918 |
13510 |
14307 |
16140 |
в % от среднесписочной численности |
41,6 |
39,7 |
49,7 |
50,3 |
57,2 |
Выбыло работников, в % от общей численности выбывших: |
|
|
|
|
|
по собственному желанию |
83,6 |
86,4 |
81,0 |
88,4 |
80,6 |
в связи с сокращением |
5,0 |
2,9 |
2,3 |
1,3 |
1,3 |
* Без субъектов малого предпринимательства.
1.2.2. Промышленность строительных материалов
Особое место в строительном комплексе занимают предприятия по выпуску строительных материалов и конструкций, на ее долю приходится около 70% материальных ресурсов, потребляемых строительством. В настоящее время в области действует свыше 200 больших и малых предприятий с численностью работающих порядка 15 тыс. человек.
Производственная база строительного комплекса включает в себя:
1) предприятия по производству стеновых материалов, силикатного и керамического кирпича, железобетонных изделий и конструкций, изделий крупнопанельного домостроения, минераловатных утеплителей, мягкой кровли, гипсоволокнистых листов и др.;
2) карьеры по добыче различных естественных строительных материалов: высококачественного гипса, доломитового щебня и песков.
В настоящее время в Нижегородской области работает 40 крупных предприятий и организаций различных форм собственности, в том числе по производству:
1) строительного кирпича - 8;
2) сборного железобетона и товарного бетона - 23;
3) теплоизоляционных материалов - 2;
4) мягкой кровли и герметизирующих материалов - 2;
5) листов гипсоволокнистых -1;
6) гипса и изделий из него - 1.
Мощность предприятий составляет:
1) по производству стеновых материалов - более 550 млн. шт. условного кирпича;
2) по производству сборного железобетона - более 1 млн. куб.м.;
3) по производству мягкой кровли - 110 млн. кв.м.;
4) по производству теплоизоляционных материалов - около 450 тыс. куб.м.;
5) по производству гипсоволокнистых листов - более 12 млн. кв.м;
6) по производству гипса и изделий из него - 500 тыс. куб.м.
Производство важнейших видов промышленной продукции для строительства за анализируемый период приведено в таблице 6.
Таблица 6
Производство основных видов строительных материалов
Наименование продукции |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
Стеновые материалы, млн. штук условного кирпича |
459,0 |
458,5 |
452,3 |
519,5 |
522,5 |
в т.ч. кирпич строительный |
437,2 |
440,9 |
429,6 |
493,9 |
494,3 |
Конструкции и изделия сборные железобетонные, тыс. куб.м. |
292,3 |
251,6 |
235,1 |
297,4 |
300,9 |
Материалы мягкие кровельные, млн. кв. м |
59,6 |
55,9 |
67,4 |
81,4 |
102,6 |
Минеральная вата и изделия из нее, тыс. куб.м. |
444,2 |
297,3 |
377,2 |
389,5 |
165,4 |
Смесь бетонная (товарная выпуск), тыс.куб.м. |
250 |
258 |
353,5 |
484 |
494,8 |
Смеси асфальтобетонные дорожные, тыс. тонн |
х |
х |
х |
359,4 |
487,4 |
1.3. Динамика инвестиций и ввода в эксплуатацию жилья
1.3.1. Инвестиции в основной капитал
В видовой структуре инвестиций в основной капитал преобладающую долю до 2007 года составляли инвестиции, направленные на приобретение машин и оборудования (51%-57% к общему объему). С 2008 года почти на 10 процентных пунктов увеличилась доля капитальных вложений, направленных в промышленное строительство, объекты социально-культурного назначения, объекты инженерной инфраструктуры (43% в общем объеме). Таким образом, инвестиции в жилищное строительство составляют в среднем 12%-15% в общем объеме экономики области (таблица 7).
Таблица 7
Видовая структура инвестиций в основной капитал
Наименование показателей |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
Инвестиции в основной капитал - всего, в % к итогу |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100 |
в жилищное строительство, в % к итогу |
11,6 |
12,8 |
16,9 |
15,4 |
15,1 |
в строительство нежилых зданий и сооружений (промышленное строительство, объекты социально-культурного назначения, объекты инженерной инфраструктуры), в % к итогу |
29,9 |
28,5 |
30,3 |
32,4 |
43,1 |
в машины, оборудование, транспортные средства, в % к итогу |
56,9 |
57,0 |
51,5 |
51,1 |
41 |
прочие, в % к итогу |
1,7 |
1,6 |
1,3 |
1,1 |
0,8 |
В структуре введенных в эксплуатацию зданий нежилого назначения по их общей площади преобладают недвижимость коммерческого назначения (график 1).
График 1
Структура введенных в эксплуатацию зданий нежилого назначения
(в % к итогу)
Данный графический объект в справочной правовой системе не приводится
Одним из главных, основополагающих ресурсов развития строительного комплекса является его финансирование, как по объемам, так и по срокам с систематическим наращиванием строительства нового жилья.
Использование инвестиций в основной капитал на строительство жилья и динамика их роста представлена в таблице 8.
Таблица 8
Использование инвестиций в основной капитал на строительство жилья
|
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
Использовано инвестиций в основной капитал на строительство жилья - всего, млрд. рублей |
6,1 |
8,3 |
15,1 |
20,5 |
29,5 |
Индекс физического объема к предыдущему году, % |
99,5 |
117,4 |
156,4 |
116,5 |
109,0 |
Удельный вес инвестиций на жилищное строительство в их общем объеме по области, % |
11,6 |
12,8 |
16,9 |
15,4 |
15,1 |
Из объема инвестиций в основной капитал на строительство жилья - инвестиции на индивидуальное строительство, млн. рублей |
394,9 |
548,2 |
1056,3 |
1600, 1 |
4637, 8 |
Удельный вес инвестиций на индивидуальное строительство в их общем объеме на жилищное строительство, % |
9,1 |
8,8 |
7,0 |
7,7 |
15,7 |
На основе статистических данных произведен расчет затрат инвестиций в основной капитал на строительство жилья, приходящихся на 1 кв.м. жилой площади (таблица 9).
Таблица 9
Затраты инвестиций на 1 кв.м. площади
Показатели |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
Использовано инвестиций в основной капитал на строительство жилья - всего, млрд. рублей |
6,1 |
8,3 |
15,1 |
20,5 |
29,5 |
Введено в действие жилых домов общей площади, тыс.кв.м. |
684,3 |
747,8 |
826,5 |
1072 |
1353,9 |
Темпы роста ввода жилья в % |
118,9 |
109,3 |
110,5 |
129,7 |
126,3 |
Освоено инвестиций в основной капитал на строительство жилья в расчете на 1 кв.м. жилой площади, руб. |
8914, 2 |
11099, 2 |
18257, 7 |
19384,3 |
21818, 4 |
Из таблицы следует, что каждый процент роста ввода жилого фонда дает прирост освоения инвестиций в 1,1-1,25 раза, в этих же пределах увеличиваются темпы роста освоения инвестиций на 1 кв. метр жилой площади.
1.3.2. Жилищное строительство, динамика и структура спроса и предложения на жилье
В последние годы темпы роста ввода жилья резко увеличились. По отдельным городам и территориям ввод жилья в 2008 году превысил уровень 2002 года в 2-3 раза.
С быстрым насыщением рынка жильем, только количественная оценка обеспеченности жителей области в квадратных метрах не в полной мере отражает потребность населения, следовательно, потребительскую стоимость товара (жилья). Такая оценка является однобокой. Для более объективной, полной оценки предложение на рынке жилья должно оцениваться по трем взаимосвязанным и взаимозависимым критериям: количество - структура - качество.
Под структурно-качественными преобразованиями строительного комплекса Нижегородской области на длительную перспективу предполагают подробные маркетинговые исследования потребностей населения, потребительского спроса на рынке жилья и соответственно ему - разделения на предложения по качеству, уровню комфортности и платежеспособному спросу. При этом под качеством предполагается вся совокупность свойств жилых зданий, определяющих степень их пригодности в соответствии с их назначением: типы квартир, конструктивные элементы, надежность и их долговечность, размеры жилых и подсобных помещений, уровень благоустройства, номенклатура и уровень оборудования, эстетические и эргономические показатели, а также одним из основных количественных параметров жилья является уровень комфортности.
Для жилищного фонда особенно ценной является структуризация объектов по типам жилья и конструктивным элементам, по формам собственности, по географическому месторасположению, по этажности и количеству комнат в квартире.
Таким образом, система структурно-качественных параметров для измерения, как нового строительства, так и состояния имеющегося жилого фонда является достаточно сложной и многоуровневой.
Реально формируемые структурно-качественные параметры строящегося жилья в области за 2004-2008 годы по уровню комфортности обобщены в таблице 10 на основе выданных разрешений застройщикам, как индивидуальным, так и застройщикам - юридическим лицам.
Таблица 10
Характеристика строящегося жилья по уровню комфортности
в % к итогу
Наименование |
Выдано разрешений |
|||
застройщикам - юридическим лицам |
индивидуальным застройщикам |
|||
распределение количества зданий по уровню комфортности |
распределение их общей площади по уровню комфортности |
распределение количества зданий по уровню комфортности |
распределение их общей площади по уровню комфортности |
|
Всего новое строительство |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
в т.ч. по уровню комфортности жилых домов: |
|
|
|
|
социального назначения |
70,4 |
81,5 |
3,9 |
2,8 |
элитные |
11,3 |
16,8 |
1,7 |
3,2 |
коттеджи |
- |
- |
24,1 |
36,2 |
усадебного типа |
1,4 |
0,0 |
66,2 |
54,5 |
прочие (пристрои к существующим жилым строениям) |
16,9 |
1,6 |
4,1 |
3,4 |
Распределение введенного жилья по конструктивному исполнению (материалам стен) в 2008 году представлено в таблице 11.
Таблица 11
Структура введенного жилья по конструктивному исполнению по итогам 2008 года
Конструктивное исполнение |
в % |
Всего |
100 |
Многоэтажные здания, в % к объему ввода жилья |
52,2 |
- кирпичные |
32,6 |
- крупнопанельные |
6,5 |
- каркасные монолитные |
13,1 |
Малоэтажные здания, в % к объему ввода жилья |
47,8 |
- кирпичные |
37,9 |
- деревянные, брусовые и бревенчатые |
3,3 |
- деревянные каркасные и каркасно-панельные |
3,2 |
- из ячеистого бетона |
0,4 |
- монолитные (в т.ч. с несъемной опалубкой) |
3 |
Основным материалом стен при возведении жилья является кирпич. По итогам 2008 года доля введенного жилья в кирпичном исполнении составила 70,5% от общего ввода.
Сложившиеся структурно-качественные пропорции предложения на строительном рынке Нижегородской области по многим параметрам не соответствуют существующему рынку спроса и предложения. Данные противоречия прослеживаются при купле-продаже квартир на рынке, где предложение непосредственно выражает покупатель через рыночную цену. На свободном рынке происходит стихийное ценообразование. Традиционно более дорогое жилье улучшенной планировки в кирпичном исполнении расположено в центральной городской части.
Кроме этого, исследование показало, что в настоящее время рынок жилья характеризуется следующими устойчивыми трендами:
1) тенденция индивидуализации спроса ко всем параметрам жилья, с ростом потребительского стандарта качества жилья;
2) рост реального платежеспособного спроса населения, формирование и укрепление среднего класса, а, следовательно, в ближайшем времени сохранение тенденции роста продаж жилья как на первичном, так и на вторичном рынках;
3) активно идет процесс рыночного перераспределения жилой недвижимости, изменяется социальный состав активных покупателей, растет доля частной собственности на жилье с одновременным снижением удельного веса государственной, частной и долевой форм собственности;
4) происходит стабилизация рынка элитной недвижимости (спрос близок к насыщению, кроме того, он частично переключается на загородные дома и коттеджи);
5) по-прежнему возможны волны ажиотажного спроса, что связано с неравномерностью концентрации рынка жилья в целом;
6) продолжится тенденция роста цен;
7) повышается степень мобильности населения в пределах территории страны;
8) растет понимание значимости жилой недвижимости как объекта вложения сбережений для обеспечения стабильности жизни.
1.4. Дорожное строительство и метростроение
В 2008 году объем бюджетных инвестиций на дорожное строительство увеличился в 1,9 раза по сравнению с 2007 годом и составил 4,2 млрд. рублей. Введен в эксплуатацию 21 объект строительства и реконструкции общей протяженностью 42 км, в том числе: 2 очередь автодороги М-7 "Волга" на участке обхода г. Н.Новгорода и 1 пусковой комплекс автодороги Р-152 Шопша-Иваново-Н.Новгород с обходом г. Заволжье, 3 мостовых перехода, 12 сельских дорог протяженностью 27,9 км приведены в нормативное состояние с применением новых технологий стабилизации грунта. В первом полугодии 2009 года введено в эксплуатацию 4,6 км автодорог и 85,4 п.м искусственных сооружений на них. В текущем году ведутся работы на 20 объектах дорожного строительства, 12 из которых предусмотрены к вводу в эксплуатацию до конца года. В сентябре текущего года пущен в эксплуатацию вантовый мост через р. Ока в районе г. Муром. В целом объем финансирования в 2009 году составил 2,9 млрд. рублей.
В 2008 году бюджетные инвестиции в строительство метрополитена и совмещенного моста через р. Оку составили около 4 млрд. рублей. В текущем году направлено на строительство объектов метрополитена свыше 4,8 млрд. рублей, что позволило закончить строительство автодорожных подходов и автодорожной части моста через р. Оку и открыть автомобильное движение.
II. Видение строительного комплекса Нижегородской области к 2020 году
2.1. Экономическая основа выбора стратегии развития строительного комплекса
На рисунке 1 представлены наиболее популярные стратегии: концентрированного роста, интегрированного роста, диверсифицированного роста, стратегии сокращения. Эти стратегии делятся на другие виды стратегии развития бизнеса.
Рисунок 1
Виды стратегий развития бизнеса
Данный графический объект в справочной правовой системе не приводится
На практике предприятия, регионы, отдельные отрасли и страна в целом могут одновременно реализовывать несколько стратегий. Первая группа типовых стратегий, так называемые стратегии концентрированного роста, связаны с изменением рынка или продукта. Стратегии интегрированного роста предполагают развитие отраслей, расширение предприятий путем добавления новых структур. Стратегии диверсионного роста используются в том случае, если отрасли или их предприятия дальше не могут развиваться на существующем рынке с данным продуктом в рамках рассматриваемой отрасли. Четвертым типом стратегии является стратегии сокращения.
Данные стратегии реализуются, когда отрасли или предприятия нуждаются в перегруппировке сил после длительного периода роста или в связи с необходимостью повышения эффективности, когда наблюдаются спады и кардинальные изменения в экономике.
С целью проведения всестороннего анализа ситуации в строительном комплексе Нижегородской области и выбора в дальнейшем стратегии развития был выполнен SWOT-анализ, в процессе которого определены сильные (S) и слабые (W) стороны, а также возможности (О) и угрозы (Т) внешних факторов, влияющих на развитие строительной отрасли (таблица 12).
Таблица 12
SWOT-анализ инвестиционной привлекательности строительной отрасли
Сильные стороны (S) |
Слабые стороны (W) |
1. Выгодное географическое положение Нижегородской области. |
1. Низкий уровень инвестиционной активности населения области - несоответствие уровня покупательной способности населения и ценовой политики рынка. |
2. Развитая транспортная инфраструктура. |
2. Отсутствие резервов энергетических мощностей для реализации программ развития строительной отрасли. |
3. Наличие большого спектра сырьевых запасов для развития базы стройиндустрии. |
3. Низкий уровень экономической эффективности части имеющихся инвестиционных проектов. |
4. Высокая конкурентоспособность строительной продукции, производимой в области. |
4. Неурегулированность вопросов собственности. |
5. Рост спроса на жилье. |
5. Низкий уровень корпоративного управления на предприятиях - отсутствие программ экономического развития и неиспользование инструментов фондового рынка. |
6. Низкие политические инвестиционные риски, положительный инвестиционный имидж. |
6. Высокая степень износа основных фондов строительно-монтажных организаций и предприятий, производящих строительные материалы. |
Возможности (О) |
Угрозы (Т) |
1. Обеспечение роста объемов жилищного строительства за счет реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", федеральной целевой программы "Жилище". |
1. Резкое ослабление государственного регулирования инвестиционно-строительного процесса (отсутствие единого федерального центра по управлению стройкомплексом после преобразования Госстроя России, отсутствие вертикальной структуры контрольных и надзорных органов в строительстве, отмена лицензирования строительной деятельности, ограниченное действие СНиП и отсутствие технических регламентов) может привести к ухудшению качества строительства. |
2. Реализация среднесрочных и долгосрочных мероприятий стратегий развития отраслей экономики Нижегородской области, обеспечивающих рост спроса строительства. |
2. Концептуальное изменение подходов к регулированию градостроительной и строительной деятельности, выразившееся в принятых федеральных законах (Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральный закон от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и др.), при отсутствии необходимых подзаконных актов может привести к росту административных барьеров для инвестиционно-строительной деятельности. |
3. Реализация программы экономического развития и повышения капитализации реального сектора экономики области, обеспечивающей переоснащение основных фондов с ростом спроса на строительство. |
3. Риск сокращения спроса на жилищное строительство и темпов его роста вследствие возможного ухудшения экономической ситуации. |
4. Использование положительного инвестиционного имиджа для привлечения в строительную отрасль зарубежных инвесторов. |
4. Риски снижения темпов роста экономики области, сокращение спроса предприятий и инвесторов на капитальное строительство. |
5. Реализация программ экономического развития и повышение капитализации предприятий промышленности строительных материалов, обеспечивающих увеличение загрузки их мощностей, улучшение финансовых показателей и объемов выпуска продукции, внедрение прогрессивных технологий. |
5. Риск возникновения ограничений по реализации крупных инвестпроектов из-за роста стоимости строительства вследствие замещения местных строительных материалов привозными. |
6. После отмены лицензирования контроль за порядком в строительной области будет производиться саморегулируемыми организациями. В качестве преимуществ саморегулирования необходимо отметить информационную поддержку участников рынка, контроль за поддержкой уровня качества работы компаний на должном уровне (что исключает присутствие на рынке недобросовестных застройщиков), защиту законных прав и интересов членов СРО. Помимо этого, в каждом СРО существует компенсационный фонд, который предназначен для покрытия убытков, вызванных действием (бездействием) ее членов и общая финансовая ответственность всех членов СРО за нарушение какой-либо фирмой-участником одного из правил, обязывает к серьезному отношению к работе. |
6. Риск потери конкурентоспособности и банкротства предприятий строительного комплекса. |
7. Риск возникновения дефицита собственного сырья для развития промышленности стройматериалов. | |
8. Угроза оттока и невосполнения численности подготовленных специалистов. | |
9. Угроза удорожания энергоносителей и роста издержек предприятий строительного комплекса. |
Выводы, полученные в результате SWOT-анализа, послужившие базисными элементами для формулировки основных направлений развития строительного комплекса при разработке Стратегии, приведены в таблице 13.
Таблица 13
Выбор стратегий развития строительного комплекса Нижегородской области
SO (как сильные стороны могут быть использованы для реализации возможностей) |
WO (как слабые стороны мешают реализации возможностей) |
1. Инвестиционный имидж и политическая стабильность области может способствовать более активному привлечению инвестиций в жилищное и корпоративное строительство, в реализацию проектов и мероприятий Стратегии. |
1. Низкий уровень инвестиционной активности населения области, отсутствие резервов энергетических мощностей для реализации программ развития отрасли и низкий уровень корпоративного управления на предприятиях может препятствовать эффективной реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", федеральной целевой программы "Жилище". |
2. Благоприятное географическое положение может способствовать значительному притоку инвестиций. |
2. Низкий уровень экономической эффективности имеющихся инвестпроектов, их недостаточная проработка могут привести к снижению темпов роста экономики области, сокращению спроса предприятий и инвесторов на капитальное строительство, ограничению спроса на жилищное строительство. |
3. Наличие полного спектра минерально-сырьевых запасов может способствовать существенному развитию промышленности строительных материалов. |
3. Отсутствие резервов энергетических мощностей для реализации программ развития отраслей может препятствовать реализации среднесрочных и долгосрочных мероприятий стратегий развития отраслей экономики области, ограничивать рост спроса на капитальное строительство. |
ST (какие сильные стороны необходимы сохранять для предотвращения угроз) |
WT (что необходимо сделать для предотвращения кризисных явлений, вызванных проявлением слабых сторон в условиях действия соответствующих угроз): |
1. Для предотвращения угрозы потери конкурентоспособности и банкротства предприятий необходимо максимально использовать минерально-сырьевую базу области, выгоды географического положения области, сохранять и развивать транспортную инфраструктуру. |
1. Для предотвращения полного износа существующих основных фондов строительно-монтажных организаций и промышленности стройматериалов необходимо активизировать процесс привлечения инвестиций, в том числе через механизмы лизинга, товарного кредитования и т.д. |
2. Для предотвращения возможности утраты существующих основных фондов и производственных мощностей необходимо сохранять и укреплять положительный инвестиционный имидж области, прежде всего в потенциальных источниках иностранных инвестиций. | |
3. Для предотвращения ситуации, связанной с оттоком подготовленных специалистов, необходимо сохранить престижность и конкурентоспособность строительных профессий на рынке труда. |
На основании диагностики и исследования состояния строительного комплекса (динамики его развития за 2004-2008 годы и SWOT-анализа) принимается за основу комбинированная стратегия развития строительного комплекса.
Комбинированная стратегия включает в себя стратегии концентрированного и интегрированного роста (рисунок 2).
Рисунок 2
Комбинированная стратегия развития строительного комплекса
Данный графический объект в справочной правовой системе не приводится
Предложенная Стратегия в основном используется в оценке развития строительно-монтажных организаций за счет горизонтальной интеграции в сочетании со стратегией обратной вертикальной интеграции. При строительстве объектов жилищно-гражданского назначения параллельно используется стратегия развития продукта. Предприятиям по выпуску строительных материалов и конструкций, а также проектным институтам предлагается использовать в основе стратегию усиления позиции на рынке (горизонтальная интеграция).
2.2. Цель и основные задачи стратегии развития строительного комплекса Нижегородской области
Целью настоящей Стратегии является повышение эффективности управления строительным комплексом региона органами исполнительной власти для успешного решения социально-экономических задач по развитию Нижегородской области.
В социальной сфере Стратегия ориентирована на реализацию федеральных и региональных программ в области строительства, удовлетворение спроса населения на жилье различной степени комфортности, повышение уровня обеспеченности современными объектами инженерной инфраструктуры, социально-культурного назначения.
В реальном секторе экономики Стратегия направлена на реконструкцию действующих, создание новых мощностей и материально-технической инфраструктуры на основе инновационных технологий, архитектурно-строительных систем, структур объемно-планировочных и конструктивных решений для нового строительства, реконструкции и технического перевооружения предприятий, зданий и сооружений, инженерных сетей.
Стратегия развития строительного комплекса является одним из механизмов реализации Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года и определяет общие принципы и направления долгосрочного развития подрядной деятельности строительства, строительной индустрии и промышленности строительных материалов, задает общие подходы к управлению, обеспечивающему их сбалансированное развитие.
Стратегия также исходит из необходимости своевременного удовлетворения потребностей рынка в современных строительных материалах, изделиях и конструкциях, повышения эффективности их производства и транспортировки, формирования мощностей строительной индустрии, достаточных для выполнения работ в запланированных объемах.
Для достижения стратегической цели необходимо обеспечить решение следующих основных задач по:
1) устойчивому, конкурентоспособному развитию жилищного, социально-культурного и промышленного строительства для обеспечения реализации целевых программ федерального, регионального и муниципального уровней, своевременному и полному удовлетворению спроса населения, делового сообщества;
2) развитию промышленности строительных материалов и минерально-сырьевой базы строительного комплекса Нижегородской области для повышения его конкурентоспособности;
3) созданию потенциала будущего развития строительного комплекса на основе повышения эффективности государственного управления, внедрения информационных технологий и практического взаимодействия со смежными отраслями.
Решение задачи по устойчивому, конкурентоспособному развитию жилищного, социально-культурного, промышленного и дорожного строительства для обеспечения реализации целевых программ федерального, регионального и муниципального уровней, своевременному и полному удовлетворению спроса населения, делового сообщества будет осуществляться за счет реализации следующих стратегических направлений:
- реализация на территории области национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", который содействует устойчивому развитию жилищного строительства, социальной и инженерной инфраструктуры;
- реализация мероприятий в рамках программ, реализуемых на территории Нижегородской области: "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области"; "Социально-экономическая поддержка молодых специалистов, работающих в учреждениях образования, здравоохранения, спорта и культуры Нижегородской области" на 2006-2020 годы"; "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области", использующей средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и др.;
- реализация мероприятий по программе строительства и реконструкции дорог Нижегородской области (в первую очередь - сельских дорог с твердым покрытием);
- активизация инвестиционной политики, обеспечивающая реализацию иных приоритетных программ и проектов федерального и областного значения (проект "Свой дом" с участием Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и др.).
Решение задачи по развитию промышленности строительных материалов и минерально-сырьевой базы строительного комплекса Нижегородской области для повышения его конкурентоспособности будет осуществляться за счет:
- содействия реконструкции, модернизации действующих производств и создания новых мощностей посредством оказания государственной поддержки в виде возмещения части процентной ставки за пользование привлекаемыми кредитами коммерческих банков и налоговыми льготами;
- создания условий для интеграции предприятий строительного комплекса Нижегородской области в общероссийский и международный рынок на основе развития международного и межрегионального сотрудничества.
Решение задачи по созданию потенциала будущего развития строительного комплекса на основе повышения эффективности государственного управления, внедрения информационных технологий (электронных технологий торгов и т.д.) и практического взаимодействия со смежными отраслями будет осуществляться за счет реализации следующих стратегических приоритетов:
- формирования и осуществления государственной градостроительной политики региона, определяющей территориально-планировочные условия развития строительного комплекса с учетом Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года;
- развития научно-технического потенциала строительных организаций, повышения их компетенции и качества строительной продукции;
- развития архитектуры и проектирования, обеспечивающих резкое увеличение возможностей проектных организаций, создание новых проектных мощностей, качественное и профессиональное градостроительное сопровождение деятельности строительного комплекса;
- привлечения проектных организаций из других стран и регионов Российской Федерации с целью изучения и заимствования положительного опыта для широкого внедрения передовых строительных технологий;
- совершенствования системы финансового обеспечения ипотечного кредитования в жилищной сфере для привлечения инвестиций в сферу жилищного строительства и обеспечения роста объемов жилищного строительства;
- государственной поддержки развития строительной науки (содействие в участии на право получения грантов Нижегородской области в научной сфере);
- совершенствования информационно-аналитического и нормативно-правового обеспечения деятельности строительного комплекса.
2.3. Критерии оценки достижения цели Стратегии
В рамках настоящей Стратегии критериями оценки достижения цели Стратегии развития строительного комплекса выступили следующие целевые показатели:
1) инвестиции в основной капитал;
2) объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство";
3) объем ввода в эксплуатацию жилых домов всех форм собственности;
4) объем отгруженных товаров собственного производства (производство прочих неметаллических минеральных продуктов);
5) среднесписочная численность работников строительного комплекса;
6) производительность труда в строительстве.
С помощью данного набора показателей осуществлялась оценка ожидаемых результатов реализации Стратегии.
2.4. Прогноз освоения инвестиций в основной капитал
Для расчета объема инвестиций в строительный комплекс принято предположение о сохранении положительной динамики инвестиций в основной капитал, направляемых в строительство и промышленность строительных материалов в связи с реализацией ряда крупных инвестиционных проектов, реконструкцией и модернизацией существующих производств.
Учитывая текущую финансово-экономическую ситуацию, корректирующую ранее утвержденные целевые значения индикаторов оценки реализации Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года, предполагается, что индекс физического объема инвестиций в основной капитал будет увеличиваться с 109,3% - в 2010 году до 116,5% - в 2020 году.
Объемы инвестиций в основной капитал к 2020 году увеличатся по сравнению с 2009 годом в 4,9 раза (таблица 14).
Таблица 14
Прогноз привлечения инвестиций в основной капитал
(млрд. рублей)
Год |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Объем инвестиций |
195, 6 |
200, 0 |
218,5 |
248, 7 |
287,3 |
326, 9 |
377, 1 |
437,0 |
513, 0 |
609,4 |
719, 0 |
843, 5 |
982,5 |
Ожидается изменение видовой структуры инвестиций в основной капитал. Планируется реализация ряда крупных инвестиционных проектов в сфере промышленного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения, таких как: "Строительство завода Либхерр по производству строительной техники" (планируемый объем инвестиций около 7 млрд. рублей), "Строительство комплекса по производству металлоконструкции строительного сортамента в прутках и бухтах на базе прокатного стана 320/150" (планируемый объем инвестиций 13,76 млрд. рублей), "ЛПК Нижний: заготовка и комплексная переработка древесины" (объем инвестиций 7 млрд. рублей), "Строительство отрытого аквапарка с развлекательным оздоровительным центром" (650 млн. рублей) и др. Вследствие этого, предполагается увеличение в общем объеме инвестиций доли нежилого строительства с 43% в 2008 году до 60% в 2020 году (график 2).
График 2
Прогноз видовой структуры инвестиций в основной капитал, в %
Данный графический объект в справочной правовой системе не приводится
Рост объемов инвестиций в строительный комплекс приведет к увеличению его мощностей и модернизации, освоению новых технологий производства строительных материалов, что обеспечит мультипликативный эффект: увеличатся объемы инвестиций в основной капитал других отраслей, "перерабатываемые" строительным комплексом за счет возведения зданий и сооружений. Это повлечет за собой рост объемов строительных работ (табл. 15). Необходимо также отметить, что в структуре работ по виду деятельности "Строительство" за последние годы 85-93% составляет непосредственное строительство зданий и сооружений, около 5-11% - монтаж инженерного оборудования и 2-3% - подготовка строительного участка.
Таблица 15
Прогноз выполнения работ по виду деятельности "Строительство"
(млрд. рублей)
Год |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Объем выполненных работ по виду деятельности "Строительство" |
110,0 |
80 |
86, 9 |
101,7 |
120, 7 |
138,3 |
159, 6 |
184,0 |
214, 3 |
249, 0 |
289,4 |
336, 3 |
390,8 |
При прогнозировании объемов работ предполагается, что индекс цен в строительстве будет снижаться с 112% в 2012 году до 108% в 2020 году. ИФО работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", будет также снижаться с 106% в 2012 году до 104% в 2020 году. Увеличению объемов работ по виду деятельности "Строительство" будет способствовать также рост производительности труда.
Темпы роста объемов строительных работ приведут к повышению спроса на строительные материалы, что позволит увеличить объемы их производства и реализации.
Требования строительного комплекса к промышленности строительных материалов и строительной индустрии будут основаны на:
- решении задач по увеличению объемов жилищного строительства;
- изменении структуры жилищного строительства, переходе на новые архитектурно-строительные системы, типы зданий и технологии их возведения;
- снижении ресурсоемкости, энергетических и трудовых затрат при строительстве и эксплуатации жилья, сокращении продолжительности инвестиционного цикла;
- обеспечении потребности капитального строительства и эксплуатационных нужд в качественных, экологически чистых, современных по дизайну видах продукции, отвечающих по ассортименту и номенклатуре платежеспособному спросу различных слоев населения, как на элитное жилье, так и на качественные жилые дома экономического класса для граждан с невысокими доходами.
Развитие промышленности строительных материалов на перспективу до 2020 года будет базироваться на необходимости увеличения объемов производства в связи с ростом потребности внутреннего рынка, а также на внедрении новых технологий и модернизации действующих производств, способствующих выпуску высококачественных строительных материалов и изделий, способных конкурировать не только с отечественными, но и с импортными производителями. Прогноз объемов выпуска по основной группе строительных материалов представлен в таблице 16.
Таблица 16
Наименование продукции |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Стеновые материалы, млн. штук условного кирпича |
522,5 |
260 |
450 |
650 |
850 |
900 |
950 |
1000 |
1100 |
1200 |
1300 |
1400 |
1500 |
в т.ч. кирпич строительный |
494,3 |
247 |
425 |
600 |
680 |
740 |
780 |
830 |
880 |
930 |
970 |
1020 |
1080 |
Конструкции и изделия сборные железобетонные, тыс.куб.м. |
300,9 |
165 |
185 |
200 |
350 |
500 |
700 |
800 |
900 |
1100 |
1300 |
1500 |
1750 |
Материалы мягкие кровельные, млн. кв. м |
102,6 |
85 |
90 |
95 |
110 |
120 |
130 |
140 |
160 |
170 |
180 |
190 |
200 |
Материалы теплоизоляционные, тыс.куб.м |
165,4 |
80 |
80 |
90 |
180 |
220 |
260 |
300 |
340 |
390 |
430 |
460 |
500 |
Смесь бетонная (товарная выпуск), тыс.куб.м. |
494,8 |
220 |
450 |
500 |
560 |
620 |
700 |
770 |
840 |
920 |
1000 |
1100 |
1250 |
Смеси асфальтобетонные дорожные, тыс. тонн |
487,4 |
460 |
490 |
550 |
600 |
650 |
700 |
750 |
800 |
860 |
920 |
1000 |
1100 |
Меры государственной поддержки промышленности строительных материалов и строительной индустрии, направленные на:
- совершенствование нормативно-правового и нормативно-технического регулирования в рамках областных полномочий;
- реформирование предприятий отрасли, разработку программ их экономического развития и повышения капитализации;
- содействие формированию в отрасли интегрированных структур, объединению отраслевых предприятий в некоммерческие союзы, партнерства и ассоциации;
- обучение и повышение квалификации специалистов для соответствующих подотраслей по производству конкурентоспособных строительных материалов, способных грамотно работать в современных экономических условиях;
- поддержку сотрудничества с зарубежными фирмами по привлечению в отрасль передовых технологий, оборудования и инвестиций;
- поддержку малого предпринимательства.
Наиболее значимыми мероприятиями, обеспечивающими конкурентоспособность строительных материалов и конструкций, будут ресурсосбережение всех видов, увеличение доли высокой степени переработки, расширение сырьевой базы производства, обеспечение гибкости производства.
В Стратегии на основании экспертного анализа рынка и ресурсов предприятий отрасли, выпускающих основные строительные материалы, составлена матрица, где по горизонтали показан ресурсный потенциал, а по вертикали - потенциал рынка строительного комплекса Нижегородской области (рисунок 3).
Ресурсный потенциал выпускаемой продукции оценивался следующими параметрами: мощность и состояние производственных мощностей, обеспечение выпуска продукции сырьевыми ресурсами.
Рисунок 3
Данный графический объект в справочной правовой системе не приводится
Основной стратегией предприятий, выпускающих виды продукции, попадающие в сектора 1-3, должно быть наращивание и развитие ресурсного потенциала, привлечение инвестиций, повышение конкурентоспособности, дальнейшее расширение рынков сбыта.
У предприятий, продукция которых попадает в сектора 4-6, стратегия будет заключаться в поддерживании конкурентоспособности и удержании имеющейся доли рынка.
Предприятия, продукция которых расположена в секторах с низким потенциалом, оцениваются без перспектив развития. Стратегия в отношении данных предприятий будет заключаться в их перепрофилировании. Так, например, вместо производства низкомарочного щебня будут внедряться технологии утилизации сборного железобетона.
При разработке стратегии рассматривались только основные (базовые) строительные материалы, изделия и конструкции, от наличия которых зависит увеличение объемов строительства, в первую очередь жилищного.
При этом в качестве сценарных условий для расчётов по определению потребности в основных видах строительных материалов использованы анализ объемов инвестиций по строительной отрасли, а также инвестиции в жилищное строительство и их взаимосвязь с объемами потребления.
В результате региональная структура потребления основных строительных материалов показывает, что к 2020 году на одного человека должно производиться в среднем 430 условных штук стеновых материалов и 0,5 куб. метра сборного железобетона.
Объем отгруженных товаров собственного производства увеличится с 2009 года по 2020 год в 4,3 раза (таблица 17).
Таблица 17
Прогноз объема отгруженных товаров собственного производства
(млрд. рублей)
Год |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Объем отгруженных товаров |
19,7 |
12,5 |
13,2 |
15,5 |
19,7 |
21,8 |
24,5 |
27,7 |
31,5 |
36 |
41,2 |
47,15 |
54 |
В соответствии с этими показателями планируется расширить территорию размещения предприятий по территории области и в 2-3 раза увеличить мощности по производству основных строительных материалов. Эта задача будет решаться путем реконструкции и модернизации действующих предприятий, а также расширения номенклатуры и производства инновационных материалов за счет создания новых производств.
2.5. Кадры и производительность труда в строительстве
Выполнение прогнозных показателей освоения инвестиций и строительно-монтажных работ по годам до 2020 года зависит от количества работающих в строительном комплексе и производительности труда.
За последние 7 лет текучесть кадров в строительном комплексе области составила 49%. Строительный комплекс области испытывает дефицит рабочих кадров практически по всем основным специальностям. Восполнение нехватки рабочих кадров осуществлялось за счет стран ближнего зарубежья и, как правило, негативно отражалось на производительности труда из-за их низкой квалификации.
Вместе с тем опыт развитых стран (Германии, Франции и др.) показывает, что за последние 10 лет при средних темпах роста объемов строительства (около 4,5%), численность работников в строительстве сократилась на 40%. Сокращение численности работников в строительной сфере с 2016 года предполагается в первую очередь за счет роста производительности труда и широкого внедрения новых строительных технологий (таблица 18).
Таблица 18
Прогноз численности работников до 2020 года
тыс. человек
Год |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Количество работников |
116,6 |
95,0 |
70,0 |
73,0 |
80,0 |
90,0 |
95,0 |
100,0 |
99,0 |
97,0 |
96,0 |
94,0 |
93,0 |
Вместе с тем, реализуя кадровую политику в строительной отрасли, необходимо провести следующие мероприятия по подготовке и закреплению кадров в строительном комплексе:
1) создание и развитие структурных подразделений на крупных строительных фирмах и на предприятиях стройиндустрии, специализирующихся на работе по управлению человеческими ресурсами;
2) переориентация деятельности начального и среднего профессионально-технического образования в сторону слияния с наиболее крупными и технологическими прогрессивными организациями и предприятиями;
3) государственная поддержка создания производственных учебных комбинатов, действующих непосредственно на производстве;
4) развитие социальной инфраструктуры для привлечения населения, включая жителей из стран СНГ;
5) оптимизация деятельности всей системы профессионального образования;
6) совершенствование работы по приему квалифицированных работников из зарубежных стран;
7) создание областного координационного центра по подготовке кадров строительных профессий, финансируемого за счет отчислений строительными организациями и предприятиями стройиндустрии;
8) развитие кадрового потенциала с учетом потребности рынка труда путем обновления системы профессионального обучения и восстановление деятельности ПТУ;
9) поддержка инициативы возрождения в организациях института наставничества;
10) стимулирование подготовки и переподготовки инженерно-технических кадров.
Однако главным направлением решения кадровой проблемы, как показывает практика и опыт развитых стран мира, является повышение производительности труда в строительстве. Рост производительности труда в строительном комплексе планируется достигнуть за счет: совершенствования проектных решений, внедрения новых методов организации труда, производства и применения новых прогрессивных материалов и конструкций, механизации труда и автоматизации производства строительных материалов, мотивации персонала, изучения и внедрения передового отечественного и зарубежного опыта.
По итогам 2008 года производительность труда в строительстве по Нижегородской области составила 560,9 тыс. рублей в год на одного работающего. Следует отметить, что начиная с 2000 года динамика производительности труда положительная, средний темп прироста равен 7,9% (график 3).
График 3
Динамика роста производительности труда
Данный графический объект в справочной правовой системе не приводится
Основными направлениями повышения производительности труда будут являться:
1) автоматизация технологических процессов и внедрение новейших технологий с целью сокращения занятой численности рабочего персонала и повышения качества работ;
2) подготовка и обучение рабочих кадров и инженерно-технических работников передовым методам работ с учетом инноваций и научно-технического развития;
3) обеспечение строительного рынка высококачественными строительными материалами и конструкциями;
4) техническое перевооружение и реконструкция производственной базы строительного комплекса;
5) внедрение в практику комплексной застройки жилых домов по новым эффективным технологиям;
6) развитие мотивации персонала с учётом достигнутых результатов в деятельности организаций и предприятий строительного комплекса;
7) обеспечение строек качественной, отвечающей современным требованиям проектной документации;
8) повышение качества организации и выполнения строительно-монтажных работ на строительных площадках с широким использованием малой механизации.
III. Стратегическое прогнозирование жилищного строительства
3.1. Прогнозирование объемов вводимого в эксплуатацию жилья
Особое внимание в Стратегии уделено прогнозированию строительства жилья до 2020 года. С помощью привлеченных к работе специалистов нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, рассмотрены различные варианты прогнозирования с использованием от 1 до 10 показателей-индикаторов, в том числе: средняя стоимость строительства одного квадратного метра, индекс цен в строительстве, объем инвестиций, рыночная стоимость квадратного метра жилья, численность работников в строительстве, стоимость основных фондов и ряд других показателей. Прогноз развития жилья выполнен в целом по Нижегородской области и г. Нижнему Новгороду.
Ввиду того, что объемы введенного жилья зависят не от одного, а от комплекса факторов, то модель для прогнозирования разрабатывалась на основе метода множественной регрессии, который позволяет учитывать все необходимые факторы.
Прогнозные показатели по объему ввода жилья представлены в таблице 19.
Таблица 19
Прогноз ввода в эксплуатацию жилья по Нижегородской области
(млн. кв. метров)
Год |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Объем ввода жилья |
1,354 |
1,4 |
1,45 |
1,5 |
1,85 |
2,05 |
2,28 |
2,53 |
2,81 |
3,12 |
3,4 |
3,55 |
3,7 |
Данные показатели несколько корректируют прогнозные индикаторы Долгосрочной стратегии массового строительства жилья для всех категорий граждан на территории Нижегородской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 18 февраля 2008 года N 41, в части ввода в эксплуатацию жилья. Вместе с тем предполагается достижение конечного показателя - ввода в эксплуатацию жилья к 2020 году в объеме 3,7 млн. кв. метров (график 4).
График 4
Ввод в эксплуатацию жилья по Нижегородской области до 2020 года
Данный графический объект в справочной правовой системе не приводится
Интенсивный рост ввода в эксплуатацию жилья ожидается с 2012 года.
Увеличение объемов жилищного строительства будет основываться на:
- формировании рынка доступного жилья;
- опережающем развитии инженерной инфраструктуры;
- дальнейшем стимулировании индивидуального жилищного строительства;
- комплексной застройки многоэтажных жилых домов.
Для обеспечения доступности жилья предполагается внедрение следующих механизмов:
1) предоставление под строительство земельных участков, обеспеченных инженерной инфраструктурой;
2) применение типовых проектов жилых домов экономического класса;
3) предоставление государственной поддержки на областном уровне в виде социальных выплат (субсидий) из регионального бюджета для оплаты части стоимости жилья физическим лицам, в том числе в виде оплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита, займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья (социальная ипотека);
4) работы с кредитными организациями по развитию ипотечного кредитования, привлечению средств финансовых компаний, корпораций, негосударственных пенсионных фондов, а также использованию инструментов финансового и фондового рынков;
5) снижение административных барьеров при получении земельного участка, упрощение процедуры и сокращение сроков его оформления;
6) привлечение прогрессивных технологий домостроения, включая быстровозводимые дома, применение современных экономичных строительных материалов.
3.2. Прогноз вводимого в эксплуатацию жилья по г. Нижний# Новгороду
Прогноз вводимого в эксплуатацию жилья по г. Н.Новгороду был построен на основании оценочных показателей ввода в эксплуатацию жилья по Нижегородской области в целом (таблица 20).
Таблица 20
Прогноз ввода в эксплуатацию жилья в г. Нижнем Новгороде
(тыс. кв. метров)
Год |
2008 (факт) |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Объем ввода жилья в г. Н.Новгород |
617,9 |
635 |
660 |
700 |
730 |
760 |
800 |
950 |
1150 |
1350 |
1450 |
1550 |
1720 |
Учитывая поручение Президента Российской Федерации Д.А. Медведева по развитию малоэтажного строительства и увеличению его доли в общем вводе в эксплуатацию жилья до 50% и более, предполагается, что к 2020 году объем индивидуального жилищного строительства достигнет 2,2 млн. кв. метров (график 5).
График 5
Ввод малоэтажных жилых домов в Нижегородской области
Данный графический объект в справочной правовой системе не приводится
3.3. Прогноз структуры вводимого в эксплуатацию жилья
Как показал анализ, при строительстве объектов наибольший эффект получается от: внедрения в практику жилищного строительства ресурсо- и энергосберегающих архитектурно-конструктивных систем жилых зданий нового поколения; разработок в области монолитного и сборно-монолитного домостроения каркасного типа, комбинированных систем с применением газосиликата, позволяющих снизить материалоемкость зданий, энергопотребление на отопление и стабилизировать стоимостные показатели строительства.
На основании экспертных оценок были введены корректировки для определения дальнейших тенденций изменений в структуре вводимого в эксплуатацию жилья. По конструктивному исполнению к 2020 году значительно увеличится строительство жилья в каркасно-монолитном, каркасно-деревянном и панельном исполнении, в кирпичном исполнении - несколько уменьшится (таблица 21).
Таблица 21
Прогноз структуры вводимого жилья (материала стен)
(тыс. кв.метров/%)
Год |
Всего |
Кирпич |
Панель |
Каркасно-монолитные |
Каркасно-деревянные |
Другие |
2008 |
1353,9/10 0 |
954,5/70 ,5 |
88/6,5 |
177,4/13,1 |
88/6,5 |
46/3,4 |
2009 |
1400/100 |
952/68 |
126/9 |
196/14 |
70/5 |
56/4 |
2010 |
1450/100 |
913,3/63 |
159,5/11 |
246,5/17 |
72,5/5 |
58/4 |
2011 |
1500/100 |
930/62 |
165/11 |
285/19 |
60/4 |
60/4 |
2012 |
1850/100 |
1128,5/6 1 |
203,5/11 |
370/20 |
74/4 |
74/4 |
2013 |
2054/100 |
1211,9/5 9 |
246/12 |
431,3/21 |
82,2/4 |
82,2/4 |
2014 |
2280/100 |
1299,6/5 7 |
296,4/13 |
501,6/22 |
91,2/4 |
91,2/4 |
2015 |
2530/100 |
1391,5/5 5 |
328,9/13 |
607,2/24 |
101,2/4 |
101,2/4 |
2016 |
2810/100 |
1489,3/5 3 |
337,2/12 |
758,7/27 |
84,3/3 |
140,5/5 |
2017 |
3120/100 |
1591,2/5 1 |
343,2/11 |
936/30 |
93,6/3 |
156/5 |
2018 |
3400/100 |
1666/49 |
374/11 |
1054/31 |
102/3 |
204/6 |
2019 |
3550/100 |
1668,5/4 7 |
355/10 |
1207/34 |
106,5/3 |
213/6 |
2020 |
3701/100 |
1665/45 |
370/10 |
1332/36 |
111/3 |
222/6 |
IV. Стратегическое прогнозирование развития транспортных коммуникаций
4.1. Прогноз дорожного строительства
Одним из важнейших стратегическим направлением деятельности Правительства Нижегородской области является развитие транспортных коммуникаций.
К приоритетным направлениям развития дорожного строительства в Нижегородской области относятся:
1) южный обход г. Нижнего Новгорода (автодорога М-7 "Волга"), позволяющий расширить транспортный узел областного центра, увеличить возможности региона в плане логистики и обеспечить приток инвестиций в регион. С вводом в эксплуатацию 3-ей очереди южный обход г. Н.Новгорода войдет в состав Второго панъевропейского транспортного коридора Берлин-Варшава-Минск-Москва-Н.Новгород-Екатеринбург;
2) обход городов Балахны и Заволжье (автомобильная дорога Р-152), обеспечивающий транспортными связями, кроме Нижегородской, Ивановскую, Костромскую и Ярославскую области;
3) северный обход г. Нижнего Новгорода со строительством низконапорной плотины и моста через р. Волга в районе п. Большое Козино, позволяющий улучшить транспортную ситуацию в регионе, снять напряженность на существующем Волжском мосту, обеспечить устойчивые транспортные связи между центральными и северными регионами России;
4) мосты в районе н.п. Подновье и микрорайона Мещерское озеро с транспортными развязками.
Общая протяженность только этих дорог составит почти 200 км.
График 6
Финансирование строительства автомобильных дорог
Нижегородской области
Данный графический объект в справочной правовой системе не приводится
Общие затраты по всем направлениям составят с 2008 по 2020 год не менее 385 млрд. рублей.
Реализация этих мероприятий позволит обеспечивать удобство и безопасность движения автотранспорта, дальнейшее развитие дорожного сервиса до уровня европейских стандартов (строительство АЗС, кафе, гостиниц, пунктов технического обслуживания автомобилей), внедрение систем автоматического управления движением, строительство обходов крупных населенных пунктов региона, в целях выноса из них автотранспортных потоков и сокращения отрицательного воздействия на окружающую среду, наносимых транзитными автомобилями.
4.2. Перспективное развитие метрополитена
Перспективное развитие метрополитена в г. Н.Новгороде до 2020 года предусматривает:
1) развитие Автозаводской - нагорной линии до ст. Сенная и до ст. Юго-Западная.
2) развитие Сормовско-Мещерской линии до ст. Сормовская, ст. Ясная, ст. Волга.
Разгрузка мостов Канавинский и Молитовский за счет переключения движения автомобилей на совмещенный мост через р. Оку соответственно на 30%-35% и 15%-20%. Разгрузка пассажиропотока с автомобильного транспорта на метрополитен возрастает с 12,5% до 23,4%.
График 7
Финансирование строительства метрополитена
Данный графический объект в справочной правовой системе не приводится
Развитие метрополитена позволит снизить аварийность на дорогах в 2010 году на 7,5%, а в 2015 на 9,6%.
V. Механизм реализации Стратегии развития строительного комплекса
Реализация Стратегии направлена на повышение эффективности управления строительным комплексом и предполагает совершенствование методов управления на трех уровнях - региональном, муниципальном и уровне хозяйствующих субъектов, а также выработку механизмов эффективного взаимодействия и согласования стратегических решений с федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления и руководством крупных предприятий, организаций строительного комплекса Нижегородской области.
Механизм реализации Стратегии развития строительного комплекса Нижегородской области включает в себя три функциональных блока:
- стратегический блок (реализация планов мероприятий Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года в строительной сфере; реализация мер по активизации инвестиционной деятельности в строительстве, включающих, в первую очередь, в себя: комплексное освоение территорий и предоставление подготовленных земельных участков для жилищного строительства, развитие промышленной базы стройиндустрии и промышленности строительных материалов, развитие свободной конкуренции между застройщиками и т.д.);
- программный блок (реализация национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Нижегородской области, мероприятий по областным целевым программам: "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области", "Социально-экономическая поддержка молодых специалистов, работающих в учреждениях образования, здравоохранения, спорта и культуры Нижегородской области" на 2006-2020 годы" и др.);
- блок мониторинга реализации Стратегии и управления изменениями (мониторинг отклонений от целевых значений показателей и реагирование на эти отклонения).
Заключение
Практическая значимость Стратегии заключается в использовании результатов прогнозирования в целях повышения эффективности стратегического управления строительным комплексом региона Правительством Нижегородской области.
В целях оценки эффективности реализации стратегии развития строительного комплекса Нижегородской области до 2020 года предлагается проводить ежегодный мониторинг основных целевых показателей на основании приложения к настоящей Стратегии.
К 2020 году целевые показатели развития строительного комплекса Нижегородской области составят:
1) объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования - 982,5 млрд. рублей в год;
2) объем выполненных работ по виду деятельности "Строительство" - 390,8 млрд. рублей в год;
3) объем ввода в эксплуатацию жилых домов всех форм собственности - 3,7 млн. кв. метров в год;
4) объем отгрузки товаров собственного производства, работ, услуг, собственными силами, чистые виды деятельности по полному кругу предприятий (производство прочих неметаллических минеральных продуктов) - 54 млрд. рублей в год;
5) удельный вес строительно-монтажных работ в составе инвестиций на объектах материального производства - 45%;
6) доля предприятий, осуществляющих модернизацию и реконструкцию и производящих инновационную продукцию, в общем числе предприятий промышленности строительных материалов - 12-15%.
Методологической и информационной базой для разработки послужили: Стратегия развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года N 127, Долгосрочная стратегия массового строительства жилья для всех категорий граждан на территории Нижегородской области до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 18 февраля 2008 года N 41, научные статьи ученых по проблемам стратегического управления в целом и строительства в частности; данные Федеральной службы государственной статистики (Росстат) и территориального органа Росстата по Нижегородской области; информационная база сети Интернет; материалы предприятий и организаций строительного комплекса Нижегородской области; данные, полученные разработчиками в ходе собственных исследований.
Информация о ходе реализации Стратегии развития строительного комплекса Нижегородской области до 2020 года будет размещена на сайте министерства строительства Нижегородской области.
Приложение
к Стратегии развития строительного
комплекса Нижегородской области
до 2020 года
Целевые показатели
реализации стратегии развития строительного комплекса
Нижегородской области до 2020 года
Год |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
1. Объем инвестиций в основной капитал, млрд. рублей |
52,2 |
64,6 |
89,3 |
133,2 |
195,6 |
200,0 |
218,5 |
248,7 |
287,3 |
326,9 |
377,1 |
437,0 |
513,0 |
609,4 |
719,0 |
843,5 |
982,5 |
в том числе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в жилищное строительство, в млрд. рублей |
6,1 |
8,3 |
15,1 |
20,5 |
29,5 |
30,0 |
32,56 |
36,81 |
42,23 |
47,73 |
54,68 |
62,93 |
72,85 |
80,44 |
88,44 |
95,31 |
108,1 |
в строительство нежилых зданий и сооружений (промышленное строительство, объекты социально-культурного назначения, объекты инженерной инфраструктуры), в млрд. рублей |
15,6 |
18,4 |
27,1 |
43,1 |
84,3 |
88,2 |
98,76 |
115,15 |
136,18 |
158,55 |
187,0 |
221,56 |
266,76 |
329,08 |
402,64 |
489,23 |
589,5 |
в машины, оборудование, транспортные средства, в млрд. рублей |
29,7 |
36,8 |
45,9 |
68,0 |
80,2 |
80,0 |
85,21 |
94,51 |
106,3 |
117,6 8 |
131,9 8 |
148,58 |
169,29 |
195,0 |
222,89 |
253,05 |
278,05 |
прочие, в млрд. рублей |
0,87 |
1,04 |
1,12 |
1,5 |
1,65 |
1,8 |
1,97 |
2,23 |
2,59 |
2,94 |
3,44 |
3,93 |
4,1 |
4,88 |
5,03 |
5,91 |
6,85 |
2. Объем работ, выполненные по виду деятельности "Строительство", млрд. рублей |
22,1 |
31,8 |
42,4 |
53,9 |
110,0 |
80 |
86,9 |
101,7 |
120,7 |
138,3 |
159,6 |
184,0 |
214,3 |
249,0 |
289,4 |
336,3 |
390,8 |
3. Среднесписочная численность, тыс. человек |
86,1 |
99,3 |
98,8 |
112,9 |
116,6 |
95,0 |
70,0 |
73,0 |
80,0 |
90,0 |
95,0 |
100,0 |
99,0 |
97,0 |
96,0 |
94,0 |
93,0 |
4. Ввод в действие жилых домов общей площади, тыс.кв.метров |
684,3 |
747,8 |
826,5 |
1072 |
1353,9 |
1400 |
1450 |
1500 |
1850 |
2054 |
2280 |
2530 |
2810 |
3120 |
3400 |
3550 |
3701 |
5. Объем отгрузки товаров собственного производства, работ, услуг, собственными силами, чистые виды деятельности по полному кругу предприятий (производство прочих неметаллических минеральных продуктов), млрд. рублей |
- |
11,7 |
14,0 |
19,2 |
19,7 |
12,5 |
13,2 |
15,5 |
19,7 |
21,8 |
24,5 |
27,7 |
31,5 |
36 |
41,2 |
47,15 |
54 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Стратегия ориентирована на реализацию государственных программ в области строительства, удовлетворение спроса населения на жилье различной степени комфортности, повышение уровня обеспеченности современными объектами социально-культурного назначения и инженерной инфраструктуры. В реальном секторе экономики Стратегия направлена на реконструкцию действующих, создание новых мощностей и материально-технической инфраструктуры.
Постановление Правительства Нижегородской области от 17 февраля 2010 г. N 65 "Об утверждении Стратегии развития строительного комплекса Нижегородской области до 2020 года"
Текст постановления опубликован в газете "Нижегородские новости", N 46 от 18 марта 2010 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Нижегородской области от 7 декабря 2010 г. N 885