Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 9 февраля 2001 г. N А29-3923/00А
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Кирсановой Е.Н.,
судей: Князевой Г.А., Лазаревой А.В.,
при участии представителей
истца: Заводский В.Н., доверенность от 01.01.2001; Нефедов И.Н., доверенность от 01.01.2001;
ответчиков: Опарина Л.О., доверенность от 05.02.2001 N 03-42/423; Котлякова Т.В., доверенность от 05.02.2001 N 03-42/423; Гайдеек В.И., доверенность от 01.02.2001; Баублене Т.В., доверенность N 01-01-855 от 19.09.2000; Пучков А.С., ордер от 06.02.2001; Федоров А.Ю., доверенность от 20.10.2000; Семенов В.В., доверенность от 20.10.2000; Топорков М.В., доверенность от 20.10.2000;
рассмотрев в заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нефтяная компания "Коми ТЭК", г. Усинск, на решение от 25.10.2000 по делу N А29-3923/00А Арбитражного суда Республики Коми, судьи: Галаева Т.И., Борлакова Р.А., Полицинский В.Н.,
установил:
открытое акционерное общество нефтяная компания "Коми ТЭК", г. Усинск, (далее - ОАО НК "Коми ТЭК") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском о признании недействительными распоряжения главы администрации Республики Коми от 10.11.98 N 1121-р, решения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - Минприроды Республики Коми) от 31.03.99 N 01-03-186, решения (протокола) аукционной комиссии от 27.12.99 и "о применении последствий признания недействительным решения аукционной комиссии к лицензии, выданной победителю аукциона обществу с ограниченной ответственностью "Енисей" на право разведки и добычи углеводородного сырья в пределах Западно-Сынатыского нефтяного месторождения и лицензионному соглашению по Западно-Сынатыскому нефтяному месторождению, заключенному ответчиками с ООО "Енисей".
В качестве ответчиков к участию в деле привлечены глава Республики Коми, Минприроды Республики Коми, общество с ограниченной ответственностью "Енисей".
Исковые требования мотивированы следующими обстоятельствами.
Западно-Сынатыское месторождение было ранее предоставлено истцу в пользование согласно лицензии СЫК N 0059333 "Нижегороднефтепродукт" для поисков углеводородного сырья до декабря 2001 года. Оснований для досрочного прекращения действия ранее выданной лицензии в соответствии с требованиями статьи 20 Закона Российской Федерации "О недрах" и лицензионного соглашения не имеется.
Законодательством глава Республики Коми не уполномочен принимать решения о прекращении действия лицензии и прав недропользования.
Решением суда от 25.10.2000 по делу N А29-3923/00А в части признания недействительным решения (протокола) аукционной комиссии производство по делу прекращено в связи с тем, что решение такой комиссии не относится к актам ненормативного характера, подлежащих оспариванию в арбитражном суде. В остальной части иск оставлен без удовлетворения.
Разрешая спор, суд не установил противоречий законодательству в оспариваемых распоряжении и решении, указав следующее.
Виды работ, предусмотренные лицензией и лицензионным соглашением, заключенным с истцом, исполнены последним. Суд пришел к выводу о том, что условие (цель), определенное лицензией СЫК N 00593 НП, в виде поисков углеводородного сырья по Западно-Сынатыскому месторождению было выполнено, поэтому право пользования недрами ОАО НК "Коми ТЭК" подлежало прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 20 Закона Российской Федерации "О недрах".
Суд также руководствовался статьями 1, 13, 16, 21 названного Закона, Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 17.07.92 N 3314-1 (далее - Положение о порядке лицензирования).
В апелляционной инстанции спор не рассматривался.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ОАО НК "Коми ТЭК" обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Доводы заявителя сводятся к следующему.
Статьями 13 и 16 Закона Российской Федерации "О недрах" предусматривается, что спорное решение должно приниматься совместно органами управления фондом недр и органами исполнительной власти, а не единолично главой Республики Коми.
Из пункта 3 части 1 статьи 20 данного Закона следует, что определенное условие, с наступлением которого прекращается право недропользования, должно быть предусмотрено в лицензии. В лицензии же, выданной ОАО НК "Коми ТЭК", подобное условие не зафиксировано.
Суд не привел ссылок на нормы права, опровергающие доводы истца.
Прекращение производства по делу в остальной части иска произведено неправомерно, поскольку фактически истцом заявлялось требование о применении последствий недействительности гражданско-правовой сделки.
Правильность применения Арбитражным судом норм материального и процессуального права при рассмотрении данного дела проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 171-174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и заслушав представителей сторон, кассационная инстанция не находит законных оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Как видно из документов, имеющихся по данному спору, главой Республики Коми было принято распоряжение от 10.11.98 N 1121-р о проведении в первом квартале 1999 года аукциона на право добычи нефти в пределах Западно-Сынатыского месторождения по согласованию с Министерством природных ресурсов и окружающей среды Российской Федерации, а также о прекращении действия лицензии на поиски углеводородного сырья СЫК N 00593 НП, выданной ОАО НК "Коми ТЭК".
На основании указанного распоряжения Минприроды Республики Коми было принято решение от 31.03.99 о прекращении с 01.04.99 права пользования недрами ОАО НК "Коми ТЭК" по названной лицензии.
В соответствии с упомянутыми решениями 27.12.99 состоялся аукцион на право разведки и последующей разработки Западно-Сынатыского месторождения, победителем которого было определено общество с ограниченной ответственностью "Енисей". Последнему выдана лицензия СЫК 00198 от 25.01.2000 на право разведки и добычи углеводородного сырья в пределах названного выше месторождения.
Лицензии истца и ООО "Енисей" отличаются по видам недропользования (поиск углеводородного сырья и разведка и добыча углеводородного сырья), статусу отвода (геологический отвод и горный отвод), источникам финансирования (государственные средства и собственные средства ООО "Енисей"), то есть лицензии данным хозяйствующим субъектам выданы на разные стадии геологоразведочного процесса с разным режимом оплаты работ.
Стадия поиска месторождений завершается получением первого промышленного притока нефти и оценкой ее запасов (пункт 3.2.3 Положения об этапах и стадиях геологоразведочных работ на нефть и газ, утвержденного Министерствами геологии, нефтяной промышленности, газовой промышленности СССР).
Пунктом 2.2 лицензионного соглашения к лицензии СЫК 00593 НП, заключенного между Минприроды Республики Коми и ОАО НК "Коми ТЭК", предусмотрено, что работы по недропользованию завершаются представлением отчета с защитой запасов в ТКЗ (ЦКЗ).
Истцом представлены соответствующие отчеты по выполнению работ, связанных с получением первого промышленного притока нефти и оценкой запасов, о чем свидетельствует протокол заседания Центральной комиссии Минприроды Республики Коми по государственной экспертизе запасов нефти, природного газа и газового конденсата (далее - ЦКЗ) от 18.03.98 N 178-98, из которого видно, что на государственный баланс были поставлены первые запасы нефти по графе "разведка" по Западно-Сынатыскому месторождению.
Протоколом от 08.10.98 заседания комиссии по проверке выполнения государственного контракта N 21, заключенного на выполнение работ по указанной лицензии, установлено, что эти работы, финансирование которых осуществлялось за счет государственных средств в форме отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, истцом выполнены.
В связи с завершением поисково-оценочных работ и достижения цели, обусловленной лицензией в пределах установленного срока до 5 лет (программа выполнена за 2 года), Западно-Сынатыская площадь не была включена в государственную программу геологического изучения на 1999 год.
Пунктом 3 части 1 Закона Российской Федерации "О недрах" установлено, что право недропользования прекращается при возникновении определенного условия, исключающего дальнейшее пользование недрами.
Таким условием, как установлено судом первой инстанции, является завершение поисковых работ с представлением в ЦКЗ отчетов и постановкой запасов на государственный баланс.
Согласно статье 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не вправе переоценивать обстоятельства, получившие оценку в суде субъекта Российской Федерации.
С учетом изложенного следует признать, что право пользования истцом недрами в рамках ранее выданной лицензии было прекращено правомерно.
Правильным также является и вывод суда первой инстанции относительно правомочности оспариваемых решений в силу следующего.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах" законодательство о недрах состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных правовых нормативных актов субъектов Российской Федерации (статья 1 Закона).
Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статьи 1.1, 1.2 Закона).
Между Российской Федерацией и Республикой Коми был заключен договор от 20.03.96 о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Коми.
Статьей 3 указанного договора определено, что органы исполнительной власти Республики Коми по согласованию с органами исполнительной власти Российской Федерации и в соответствии с федеральным и республиканским законодательством определяют порядок пользования природными ресурсами, включая лицензирование, учет и оценку запасов природных ресурсов.
Согласно статье 80 Конституции Республики Коми исполнительную власть в республике представляет глава Республики Коми и возглавляемое им правительство.
В Российской Федерации государственным органом управления недрами является Министерство природных ресурсов Российской Федерации, которое осуществляет свои полномочия непосредственно или через его территориальные органы (постановление Правительства Российской Федерации от 17.05.97 N 588).
В соответствии с соглашением от 05.03.97 N ВО09/881, заключенным между Министерством природных ресурсов Российской Федерации и правительством Республики Коми, на осуществление управления государственным фондом недр, использование и охрану водных ресурсов, Министерство природных ресурсов Российской Федерации делегировало Минприроды Республики Коми полномочия как территориальному органу управления государственным фондом недр, использования и охраны водного фонда Республики Коми.
Пунктом 7 статьи 4 Закона Российской Федерации "О недрах" предусмотрено, что в компетенцию органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях входит распоряжение совместно с Российской Федерацией единым государственным фондом недр на своих территориях и выделение совместно с Российской Федерацией участков недр федерального, регионального и местного значения.
Основания получения права пользования недрами обусловлены статьей 10.1 названного выше Закона, устанавливающей, что такое право приобретается пользователем на основании совместного решения федерального органа управления государственным фондом недр и его территориального подразделения и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по результатам конкурса или аукциона.
В соответствии со статьей 11 данного Закона недра предоставляются в пользование по специально выданной государственной лицензии.
Пунктом 2.5 Положения о порядке лицензирования пользования недрами определено, что перечень объектов, предлагаемых для предоставления в пользование, и условия их предоставления определяются совместно органами представительной власти республики в составе Российской Федерации и Геолкомом России или его территориальным подразделением.
В таком же порядке рассматриваются вопросы выбора конкурсного или аукционного способа предоставления лицензий, порядка, условий проведения конкурсов, аукционов.
Совместным распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 03.11.99 N 104-р и главы Республики Коми от 20.10.99 N 1261-р было принято решение о проведении закрытого аукциона на право пользования недрами с целью разведки и добычи углеводородного сырья в пределах Западно-Сынатыской площади. Проведение аукциона было поручено Минприроды Республики Коми, которое в установленном законодательством порядке известило истца о его проведении. Доказательства нарушения процедуры проведения аукциона по рассматриваемым вопросам в деле отсутствуют.
Изложенные выше обстоятельства не дают оснований считать обжалуемые решения противоречащими требованиям законодательства, регулирующего порядок пользования недрами. Поэтому доводы кассатора не могут быть приняты по внимание.
Не подтверждается материалами дела и утверждение заявителя жалобы относительно нарушения судом первой инстанции норм процессуального права: в судебном акте приведены ссылки на нормы материального права, изложены доводы, не позволяющие принять позицию истца по спорным вопросам. Иск рассмотрен судом в объеме требований, сформулированных в исковом заявлении.
Поскольку обжалуемый судебный акт соответствует материалам дела и принят при правильном применении норм материального и процессуального права, оснований для его отмены не усматривается.
Согласно статье 95 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, взимаемая при подаче кассационной жалобы, относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 174, 175 (пункт 1), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 25.10.2000 по делу N А29-3923/00А оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества нефтяной компании "Коми ТЭК" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Председательствующий |
Е.Н. Кирсанова |
А.В. Лазарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 7 статьи 4 Закона Российской Федерации "О недрах" предусмотрено, что в компетенцию органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях входит распоряжение совместно с Российской Федерацией единым государственным фондом недр на своих территориях и выделение совместно с Российской Федерацией участков недр федерального, регионального и местного значения.
Основания получения права пользования недрами обусловлены статьей 10.1 названного выше Закона, устанавливающей, что такое право приобретается пользователем на основании совместного решения федерального органа управления государственным фондом недр и его территориального подразделения и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по результатам конкурса или аукциона.
В соответствии со статьей 11 данного Закона недра предоставляются в пользование по специально выданной государственной лицензии.
Пунктом 2.5 Положения о порядке лицензирования пользования недрами определено, что перечень объектов, предлагаемых для предоставления в пользование, и условия их предоставления определяются совместно органами представительной власти республики в составе Российской Федерации и Геолкомом России или его территориальным подразделением."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 9 февраля 2001 г. по делу N А29-3923/00А
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Хронология рассмотрения дела:
09.02.2001 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N А29-3923/00А