Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 5 июля 2000 г. N А79-328/2000-СК1-306
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И,
судей: Бердникова О.Е, Чубарова А.В.,
без участия представителей сторон,
рассмотрев в заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Калининскому району г. Чебоксары на решение от 29.02.2000 и постановление апелляционной инстанции от 25.04.2000 по делу N А79-328/2000-СК1-306 Арбитражного суда Чувашской Республики, судьи: Дроздов Н.В., Петрова С.М., Степанова В.М., Смирнова М.К., установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Калининскому району г. Чебоксары (ранее - Государственная налоговая инспекция по Калининскому району г. Чебоксары) обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики с иском к МУТП "Чебоксарский городской продовольственный оптовый рынок" о взыскании штрафа в размере 4 174 рублей 50 копеек за неприменение контрольно-кассовой машины.
Решением суда от 29.02.2000 в иске отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 25.04.2000 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Калининскому району обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление Арбитражного суда Чувашской Республики.
Заявитель считает, что судом неправильно применены нормы материального права, а именно: статьи 1, 6 Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", пункт 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 1 Перечня отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществить денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, утвержденного постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745.
По мнению заявителя при денежных расчетах с физическим лицом по торговым операциям или услугам применение контрольно-кассовых машин либо бланка строгой отчетности обязательно. Приходно-кассовые ордера, счета-фактуры, которые выписываются покупателю или заказчику, не освобождают продавца (исполнителя) от применения контрольно-кассовой машины. Индивидуальный предприниматель в силу пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации является гражданином, с которым денежные расчеты при оказании услуг должны производиться с применением контрольно-кассовых машин.
МУТП "Чебоксарский городской продовольственный оптовый рынок" в отзыве на кассационную жалобу против доводов заявителя возразило, указав, что оказанные предпринимателю автоуслуги по договору аренды были осуществлены с выпиской путевого листа, счета-фактуры, занесены в журнал учета и оформлен приходный кассовый ордер.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились, поэтому дело рассмотрено без их участия.
Правильность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке установленном статьями 171, 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Калининскому району г. Чебоксары проведена проверка выполнения Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" МУТП "Чебоксарский городской продовольственный оптовый рынок".
В ходе проверки установлено, что расчеты за услуги по аренде, оказанные автоуслуги с предпринимателями осуществлялись без применения контрольно-кассовых машин. Прием денежных средств от индивидуальных предпринимателей проводился с выпиской приходно-кассовых ордеров.
Данное нарушение зафиксировано в акте проверки от 10.12.99, на основании которого заместителем руководителя Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Калининскому району г. Чебоксары принято постановление от 14.12.99 N 06-457 о взыскании с МУТП "Чебоксарский городской продовольственный оптовый рынок" штрафа в сумме 4 174 рублей 50 копеек (в 50 - кратном размере минимальной месячной оплаты труда) в соответствии со статьями 6, 7 Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.98 N 14-П.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, исходил из того, что между ответчиком и предпринимателем были заключены договоры аренды, условиями которых предусмотрены размеры и формы расчетов, другие условия, регулирование которых производится в соответствии с гражданским законодательством, а не законодательством в сфере применения контрольно-кассовых машин. Автоуслуги предпринимателю оказали в единичном случае с выпиской путевого листа, счета-фактуры, приходно-кассового ордера и занесены в журнал учета.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не находит оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации должны производиться всеми предприятиями (в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг) с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
За нарушение данного требования предприниматель, осуществляющий расчеты с населением без применения контрольно-кассовой машины, подвергается штрафу от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда (статья 146.5 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях).
Факт расчетов с предпринимателями за оказанные услуги без применения контрольно-кассовых машин подтверждается материалами дела и не оспаривается предприятием.
Однако в рассматриваемом случае МУТП "Чебоксарский городской продовольственный оптовый рынок" не может нести ответственность за неприменение контрольно-кассовых машин.
Согласно пункту 3 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
Материалами дела подтверждается, что предприниматели, которым оказывались услуги по аренде и автоуслуги, выступали в отношениях с муниципальным предприятием как самостоятельные субъекты предпринимательской деятельности, а не как граждане, которым оказывались услуги для удовлетворения их личных потребностей.
Статья 1 Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" регулирует отношения предприятия (индивидуальных предпринимателей) и населения, а не субъектов предпринимательской деятельности, отношения которых регулируется другими нормами гражданского законодательства.
МУТП "Чебоксарский городской продовольственный оптовый рынок" на оказанные услуги предпринимателем оформило все необходимые документы (договоры аренды, счета-фактуры, приходно-кассовые ордера, журналы учета) и отражало полученную выручку в своих бухгалтерских документах.
Учитывая изложенное, Арбитражный суд Чувашской Республики правомерно отказал налоговому органу во взыскании с предприятия штрафа за неприменение контрольно-кассовых машин.
Вопрос о распределении расходов по делу судом не рассматривался ввиду освобождения налогового органа от уплаты государственной пошлины в соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине".
Руководствуясь статьями 174, 175 (пунктом 1), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение от 29.02.2000 и постановление от 25.04.2000 Арбитражного суда Чувашской Республики по делу N А79-328/2000-СК1-306 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Калининскому району г. Чебоксары - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
А.В. Чубаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 июля 2000 г. по делу N А79-328/2000-СК1-306
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника