Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 19 октября 2000 г. N А29-1675/00А
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей: Базилевой Т.В., Масловой О.П.,
без участия представителей сторон,
рассмотрев в заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Сыктывкару на решение от 28.06.2000 по делу N А29-1675/00А Арбитражного суда Республики Коми, судьи: Протащук В.Г., Леушина И.Б., Полицинский В.Н., установил:
с учетом уточненных в порядке статьи 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требований закрытое акционерное общество "Искат" обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Сыктывкару о признании недействительным решения от 28.02.2000 N 1013 в части взыскания недоимки, пени и штрафа по единому налогу на вмененный доход в сумме 247 081 рубля 30 копеек; недоимки, пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 1 594 рублей; недоимки и пени по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы в сумме 844 рублей 90 копеек.
В порядке статьи 39 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Республике Коми.
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Сыктывкару предъявила встречный иск о взыскании с предприятия налоговых санкций по единому налогу на вмененный доход в сумме 56 980 рублей 80 копеек.
Решением суда от 28.06.2000 признано недействительным решение налогового органа от 28.02.2000 N 10-13 в части взыскания 247 081 рубля недоимки, штрафа и пени по единому налогу, недоимки и пени по налогу на пользователей автомобильных дорог; 844 рублей 90 копеек недоимки и пени по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.
В удовлетворении встречного иска отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Сыктывкару обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Коми.
Заявитель считает, что судом неправильно применены нормы материального права, а именно: статьи 1 и 11 Закона Российской Федерации "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", абзац 2 части 1 статьи 9 Закона Российской Федерации "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", Закон Республики Коми "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".
По мнению заявителя, ЗАО "Искат" было обязано в соответствии с Законом Республики Коми "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" с 01.01.99 перейти на уплату единого налога на вмененный доход, так как, согласно части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", не применяется абзац второй части 1 статьи 9 Федерального закона от 14.06.93 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".
ЗАО "Искат" отзыв на кассационную жалобу не представило.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились, поэтому дело рассмотрено без их участия.
Правильность применения Арбитражным судом Республики Коми норм материального и процессуального права проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном статьями 171, 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Сыктывкару проведена выездная налоговая проверка соблюдения налогового законодательства ЗАО "Искат" за период с 01.01.99 по 01.07.99.
В ходе проверки установлено, что ЗАО "Искат" являлось предприятием, оказывающим услуги по перевозке пассажиров на коммерческой основе (автотранспортные услуги) с численностью работающих до 100 человек. В нарушение пункта 2 статьи 3 Закона Республики Коми от 30.09.98 N 34-З "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", пункта 5 раздела 3 Положения "О порядке исчисления и уплаты в бюджет единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности", утвержденного Постановлением Государственного Совета Республики Коми от 04.12.98 N 1-13/99, предприятие не перешло на уплату единого налога на вмененный доход с 01.01.99. Таким образом, по расчетам налоговой инспекции, предприятием не начислен и не уплачен единый налог на вмененный доход за период с 01.01.99 по 01.07.99 в сумме 142 552 рублей.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка и имеется в виду пункт 3 статьи 2 Закона Республики Коми от 30.09.98 N 34-З "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности"
Данное нарушение отражено в акте проверки от 05.01.2000, на основании которого заместителем руководителя Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Сыктывкару принято решение от 28.02.2000 N 10-13 о привлечении ЗАО "Искат" к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа в размере 40 процентов от суммы неуплаченного единого налога - 56 980 рублей 80 копеек в соответствии с пунктом 3 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации. ЗАО "Искат" предложено перечислить в бюджет недоимку по единому налогу на вмененный доход в сумме 142 452 рублей, пени по этому налогу в сумме 47 648 рублей 50 копеек.
Не согласившись с принятым решением, предприятие обратилось с иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя иск, исходил из того, что в соответствии с частью 1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации. Представленный ЗАО "Искат" расчет свидетельствовал об ухудшении положения налогоплательщика в связи с введением единого налога на вмененный доход.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не находит оснований для отмены принятого решения.
Согласно статье 1 Федерального закона от 31.07.98 N 148-ФЗ (с изменениями от 31.03.99 N 63-ФЗ) "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации. Плательщиками единого налога являются юридические лица и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (статья 3 названного Закона).
На территории Республики Коми единый налог введен Законом Республики Коми от 30.09.98 N 34-РЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", постановлением Государственного Совета Республики Коми от 04.12.98 N 1-13/99 "Об утверждении положения о порядке исчисления и уплаты в бюджет единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности".
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона Республики Коми от 30.09.98 N 34-РЗ плательщиками единого налога являются юридические лица и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Республики Коми в сфере оказания автотранспортных услуг.
Абзацем 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 14.06.93 N 88-ФЗ предусмотрено, что в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Статьей 11 Федерального закона от 31.07.98 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" определено, что со дня введения единого налога на вмененный доход не применяется абзац 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 01.07.99 N 111-О установлено, что Положение Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" о недопустимости применения в дальнейшем абзаца второго части 1 статьи 9 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" не может иметь обратной силы и не применяется к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального опубликования нового регулирования, включая соответствующий нормативный акт законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации о введении на его территории единого налога.
ЗАО "Искат" зарегистрировано администрацией г. Сыктывкара в 1996 году. Предприятие являлось субъектом малого предпринимательства и оказывало услуги по перевозке пассажиров в 1997 - 1999 году.
Представленные им расчеты свидетельствуют о том, что с введением единого налога на вмененный доход ухудшилось его положение как налогоплательщика.
Данный факт не отрицает и налоговый орган.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Республики Коми правомерно посчитал, что предприятие в течение четырех лет с момента государственной регистрации имеет право выбирать: уплачивать налоги по обычной системе либо перейти на уплату единого налога на вмененный доход.
Вопрос о распределении судебных расходов не рассматривался, так как заявитель в силу пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь статьями 174, 175 (пунктом 1), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 28.06.2000 по делу N А29-1675/00А оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Сыктывкару - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
О.П. Маслова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 октября 2000 г. по делу N А29-1675/00А
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника