Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 4 мая 2006 г. по делу N А82-13186/2005-35
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Евтеевой М.Ю.,
судей Масловой О.П., Шутиковой Т.В.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации по Большесельскому муниципальному округу Ярославской области на решение от 06.12.2005 Арбитражного суда Ярославской области и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.02.2006 по делу N А82-13186/2005-35 Арбитражного суда Ярославской области, принятые судьями: Чистяковой О.Н., Караваевой А.В., Буториной Г.Г., Ольковой Т.М., по заявлению государственного учреждения - Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации по Большесельскому муниципальному округу Ярославской области к главе крестьянского хозяйства "Тупайцево" Разживину Михаилу Витальевичу о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафа и установил:
государственное учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации по Большесельскому муниципальному округу Ярославской области (далее - Отдел) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к главе крестьянского хозяйства "Тупайцево" Разживину Михаилу Витальевичу (далее - Глава крестьянского хозяйства, страхователь) о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2004 год в виде фиксированных платежей в сумме 1 800 рублей и пеней в сумме 166 рублей 92 копеек, а также 180 рублей штрафа за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2004 год.
Решением от 06.12.2005 заявленные требования удовлетворены частично: с Главы крестьянского хозяйства взысканы 1 311 рублей 92 копейки страховых взносов в виде фиксированного платежа на страховую часть трудовой пенсии, 111 рублей 28 копеек пеней и 120 рублей штрафа. В удовлетворении остальной части отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 13.02.2006 указанное решение оставлено без изменения.
Отдел не согласился с принятым решением в части отказа во взыскании 488 рублей 08 копеек страховых взносов, направляемых на финансирование накопительной части трудовой пенсии, 55 рублей 64 копеек пеней и 60 рублей штрафа и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель считает, что суд неправильно применил определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2005 N 164-О и не применил часть 3 статьи 74 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16.06.1995 N 43-О, от 28.06.1995 N 132-О, от 04.12.2000 N 243-О и от 05.02.2004 N 78-О. На его взгляд, суд необоснованно отказал во взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа на накопительную часть трудовой пенсии за 2004 год с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 12.04.2005 N 164-О, поскольку названное определение подлежит применению к правоотношениям, возникшим после 12.04.2005 - момента вступления его в силу.
Глава крестьянского хозяйства отзыв на кассационную жалобу не представил.
Заявитель и заинтересованное лицо, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили.
Законность принятых Арбитражным судом Ярославской области решения и Вторым арбитражным апелляционным судом постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, крестьянское хозяйство "Тупайцево", созданное и возглавляемое гражданином Разживиным М.В., 1946 года рождения, зарегистрировано решением Малого совета Большесельского районного Совета народных депутатов Ярославской области от 30.05.1991 и в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" приобрело статус юридического лица.
В качестве страхователя Разживин М.В. зарегистрирован в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации 05.11.1993.
Обязанность по уплате за 2004 год страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей Глава крестьянского хозяйства в установленные сроки не исполнил, поэтому Отдел направил ему требование от 26.07.2005 N 139 на перечисление 1 800 рублей недоимки по страховым взносам (1 200 рублей на страховую часть трудовой пенсии и 600 рублей на накопительную часть трудовой пенсии) и 166 рублей 92 копеек пеней.
Кроме того, Отдел в результате камеральной проверки установил факт нарушения требований Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования": сведения по индивидуальному (персонифицированному) учету за 2004 год представлены 26.07.2005 (установленный срок - не позднее 01.03.2005).
Рассмотрев материалы проверки, руководитель Отдела принял решение от 10.08.2005 N 61 о привлечении крестьянского хозяйства "Тупайцево" к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде штрафа в размере 180 рублей.
В связи с неуплатой недоимки по страховым взносам, пеней и штрафа в добровольном порядке Отдел обратился за их принудительным взысканием в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 6, 7, 26, 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", статьями 11, 15, 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", определениями Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2005 N 164-О и 165-О и учитывая возраст Разживина М.В., суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у Главы крестьянского хозяйства обязанности уплачивать направляемую на финансирование накопительной части трудовой пенсии часть страхового взноса в виде фиксированного платежа, поэтому отказал Отделу во взыскании страховых взносов в сумме 488 рублей 08 копеек, 55 рублей 64 копеек пеней и 60 рублей штрафа.
К такому же выводу пришел и суд апелляционной инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения по следующим причинам.
Согласно статье 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон, Федеральный закон N 167-ФЗ) наряду с индивидуальными предпринимателями члены крестьянских (фермерских) хозяйств являются застрахованными лицами, на которых в соответствии с Законом распространяется обязательное пенсионное страхование.
В данном случае требование о взыскании страховых взносов в виде фиксированного платежа предъявлено к главе крестьянского (фермерского) хозяйства, который, являясь одним из его членов, как страхователь уплачивает этот платеж.
На основании пункта 1 статьи 28 Федерального закона N 167-ФЗ страховые взносы в виде фиксированного платежа уплачивают страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 Закона, а именно индивидуальные предприниматели, адвокаты и приравненные к ним в целях названного Закона частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы.
В силу пункта 4 статьи 28 Закона порядок и сроки уплаты фиксированных платежей в размере, превышающем минимальный, определяются Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2003 N 148 утверждены Правила исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа.
Эти Правила, согласно пункту 1, распространяются на глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств.
По буквальному смыслу данных нормативных положений фиксированный платеж в указанном размере на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии должен уплачиваться всеми без исключения индивидуальными предпринимателями, в том числе теми, кто уже достиг пенсионного возраста, а также теми, чей возраст близок к пенсионному.
Вместе с тем в определении от 12.04.2005 N 164-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что конституционно-правовой смысл этих положений не может быть выявлен без учета их взаимосвязи с иными положениями Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и места в системе действующего пенсионного законодательства.
Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", закрепляющий виды трудовых пенсий, их структуру, условия назначения (статьи 5, 7 - 9, 27, 28), предусматривает, что установление застрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии осуществляется при наличии средств, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета (пункт 3 статьи 6). Эти средства формируются за счет поступивших страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и дохода, полученного от их инвестирования. При этом возникновение у застрахованного лица права на получение накопительной части трудовой пенсии законодатель связывает и с достижением им общеустановленного пенсионного возраста, за исключением случаев, указанных в пункте 5 статьи 8 названного Федерального закона.
Правила, в соответствии с которыми при назначении застрахованному лицу трудовой пенсии определяется размер ее накопительной части, установлены статьями 14 и 15 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Так, размер накопительной части трудовой пенсии по старости рассчитывается путем деления суммы пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого назначается данная часть пенсии, на количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета накопительной части указанной пенсии, определяемого в порядке, установленном федеральным законом (пункт 9 статьи 14).
В силу статей 22 и 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи, производящие выплаты физическим лицам, не должны уплачивать страховые взносы по установленным данными статьями тарифам на финансирование накопительной части трудовой пенсии за лиц определенной возрастной группы, а именно 1966 года рождения и старше (в 2002 - 2004 годах страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии не подлежали уплате за мужчин 1952 года рождения и старше и женщин - 1956 года рождения и старше), и, соответственно, эти лица право на накопительную часть трудовой пенсии не приобретают.
Устанавливая такую дифференциацию применительно к взиманию страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии (в зависимости от возраста застрахованного лица), федеральный законодатель исходил из необходимости обеспечить к моменту достижения пенсионного возраста и назначения пенсии формирование достаточных для выплаты этой части пенсии пенсионных накоплений, для чего требуется соответствующий временной период.
Следовательно, нормативные положения пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", рассматриваемые в системной связи с положениями его статей 22 и 33, а также пункта 3 статьи 6, статьи 7, пункта 5 статьи 8, пункта 9 статьи 14 и пунктов 5 и 6 статьи 15 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не могут истолковываться как возлагающие на всех индивидуальных предпринимателей - независимо от того, к какой возрастной группе они относятся, - обязанность уплачивать направляемую на финансирование накопительной части трудовой пенсии часть страхового взноса в виде фиксированного платежа.
Таким образом, индивидуальные предприниматели 1966 года рождения и старше (а в 2002 - 2004 годах - мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше) для приобретения пенсионных прав должны уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа в размере, установленном статьей 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", лишь в части, направляемой на финансирование страховой части трудовой пенсии.
Конституционно-правовой смысл пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", выявленный в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2005 N 164-О, в силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" является общеобязательным и исключает любое иное их толкование в правоприменительной практике.
Согласно статье 79 названного Федерального конституционного закона определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2005 N 164-О вступило в силу немедленно после его провозглашения, следовательно, с этой даты подлежит применению при рассмотрении судами споров независимо от периода, за который орган Пенсионного фонда Российской Федерации произвел начисление страховых взносов.
С учетом изложенного суд первой инстанции, всесторонне, полно и объективно исследовав представленные документы, обоснованно отказал Отделу во взыскании с Разживина М.В., 1946 года рождения, фиксированного платежа на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 488 рублей 08 копеек и 55 рублей 64 копеек пеней.
В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В связи с тем, что доначисление Разживину М.В. фиксированных платежей на накопительную часть трудовой пенсии являлось незаконным, суд первой инстанции обоснованно отказал Отделу во взыскании начисленного на эту часть платежей штрафа.
Нормы материального права применены судом первой и апелляционной инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение от 06.12.2005 Арбитражного суда Ярославской области и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.02.2006 по делу N А82-13186/2005-35 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации по Большесельскому муниципальному округу Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Ю. Евтеева |
Т.В. Шутикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 4 мая 2006 г. по делу N А82-13186/2005-35
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника