Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 10 мая 2006 г. N А82-12661/2005-29
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Масловой О.П.,
судей Чигракова А.И., Шутиковой Т.В.,
при участии представителей от заявителя Зенина П.Н. (доверенность от 27.12.2005 N 76 АА 231494),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Ярославской области на решение от 23.12.2005 Арбитражного суда Ярославской области и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 03.03.2006 по делу N А82-12661/2005-29 Арбитражного суда Ярославской области, принятые судьями Мухиной Е.В., Лобановой Л.Н., Немчаниновой М.В., Буториной Г.Г., по заявлению открытого страхового акционерного общества "РЕСО-Гарантия" в лице Ярославского филиала о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Ярославской области и установил:
открытое страховое акционерное общество "РЕСО-Гарантия" в лице Ярославского филиала (далее по тексту - ОСАО "РЕСО-Гарантия", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Ярославской области (далее по тексту - Инспекция, налоговый орган) от 21.07.2005 N 2 о привлечении Общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 116 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Решением суда от 23.12.2005 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 03.03.2006 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель считает, что суд неправильно применил нормы материального #, а именно пункт 1 статьи 11 и статью 83 Налогового кодекса Российской Федерации.
По его мнению, материалами дела подтвержден факт нарушения Обществом срока постановки на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения. В рассматриваемом случае срок подачи заявления о постановке на такой учет следует исчислять с 31.03.2005 - даты назначения в качестве работников агентства директора и бухгалтера. Понятия функционирование и создание предприятия имеют различную правовую природу. Приказ генерального директора от 06.06.2005 N 146-ф "Об открытии Переславского подразделения (агентства) Ярославского филиала" свидетельствует о начале функционирования предприятия, тогда как для целей налогообложения значение имеет факт его создания.
Инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направила.
Представитель ОСАО "РЕСО-Гарантия" в судебном заседании против доводов налогового органа возразил, указав на законность и обоснованность решения и постановления.
Законность принятых Арбитражным судом Ярославской области и Вторым арбитражным апелляционным судом судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, 21.06.2005 ОСАО "РЕСО-Гарантия" подало в Инспекцию заявление N 9485 о постановке на учет в налоговом органе юридического лица по месту нахождения обособленного подразделения - Переславского агентства Ярославского филиала ОСАО "РЕСО-Гарантия".
Налоговый орган при проверке представленных на регистрацию документов, установил, что Общество нарушило установленный в пункте 4 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации тридцатидневный срок подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе юридического лица по месту нахождения обособленного подразделения на 52 дня.
По результатам данной проверки 21.07.2005 заместитель руководителя Инспекции вынес решение N 2 о привлечении ОСАО "РЕСО-Гарантия" за совершение указанного налогового правонарушения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 116 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Не согласившись с решением налогового органа, Общество обжаловало его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьей 11, пунктами 1 и 4 статьи 83 и пунктом 1 статьи 116 Налогового кодекса Российской Федерации, сделал вывод об отсутствии правовых оснований для привлечения Общества к указанной ответственности.
Второй арбитражный апелляционный суд с выводами суда первой инстанции согласился и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа счел обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
В пункте 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации (далее Кодекс) предусмотрено, что в целях проведения налогового контроля организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
Согласно пункту 4 статьи 83 Кодекса при осуществлении деятельности через обособленное подразделение заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца после создания обособленного подразделения.
Нарушение налогоплательщиком установленного статьей 83 настоящего Кодекса срока заявления о постановке на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей (пункт 1 статьи 116 Кодекса).
Понятие обособленного подразделения организации закреплено в статье 11 Кодекса, согласно которой обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Из названных норм следует, что существенным обстоятельством для установления факта налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в пункте 1 статьи 116 Кодекса, является момент создания обособленного подразделения. При этом моментом создания обособленного подразделения следует считать момент оборудования стационарных рабочих мест по месту нахождения такого подразделения.
В рассматриваемом случае Инспекция не представила в суд первой инстанции и во Второй апелляционный суд доказательств оборудования стационарных рабочих мест по месту создания обособленного подразделения - ОСАО "РЕСО-Гарантия" в городе Переславле - Залесском в апреле - мае 2005 года. Суд на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств установил, что в указанном периоде Ярославский филиал Общества осуществлял лишь подготовительные мероприятия, направленные на оборудование стационарных мест и создание агентства.
Согласно пункту 6 статьи 108 Кодекса лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Ярославской области сделал правильный вывод о том, что Инспекция не доказала правомерность привлечения Общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 116 Кодекса.
Суд первой инстанции и Второй арбитражный апелляционный суд обоснованно отклонили доводы налогового органа относительно того, что моментом создания обособленного подразделения следует считать дату издания Ярославским филиалом приказа от 31.03.2005 N 15/05 л/с о принятии на должность директора Переславского агентства.
С учетом изложенного доводы заявителя кассационной жалобы признаются несостоятельными.
Арбитражный суд Ярославской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права; не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в силу пункта 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основанием для отмены принятых судебных актов, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение от 23.12.2005 Арбитражного суда Ярославской области и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 03.03.2006 по делу N А82-12661/2005-29 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.П. Маслова |
Т.В. Шутикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно пункту 4 статьи 83 НК РФ при осуществлении деятельности через обособленное подразделение заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца после создания обособленного подразделения.
В связи с нарушением срока подачи заявления о создании обособленного подразделения общество привлечено к ответственности по п.1 ст.116 НК РФ.
При этом моментом создания обособленного подразделения налоговая инспекция посчитала издание приказа о назначении директора данного подразделения.
Не согласившись с таким толкованием закона, налогоплательщик обратился в арбитражный суд. Суды первой и апелляционной инстанций поддержали позицию заявителя.
В ходе рассмотрения дела в связи с кассационной жалобой налогового органа федеральный арбитражный суд исходил из того, что в силу п.1 ст.11 НК РФ под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.
Следовательно, моментом создания обособленного подразделения необходимо считать момент оборудования стационарных рабочих мест по месту нахождения такого подразделения.
Материалами дела установлено, что общество осуществляло лишь подготовительные мероприятия, направленные на оборудование стационарных рабочих мест.
Довод налогового органа о том, что моментом создания обособленного подразделения является издание приказа о назначении директора подразделения, не основан на законе.
Учитывая изложенное, федеральный арбитражный суд отклонил кассационную жалобу налогового органа и оставил без изменения судебные акты нижестоящих инстанций.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10 мая 2006 г. по делу N А82-12661/2005-29
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника