Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 5 мая 2006 г. N А31-2760/2005-10
(извлечение)
С учетом уточненных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требований Инспекция Федеральной налоговой службы России по городу Костроме (далее - Инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя (далее - Предприниматель) налога на доходы физических лиц, соответствующих сумм пеней и налоговых санкций в размере 52 258 рублей 80 копеек.
Решением суда первой инстанции от 06.02.2006 заявленные требования удовлетворены частично: с Предпринимателя взыскано 952 рубля налога на доходы физических лиц, 1 672 рубля 90 копеек пеней и 1 000 рублей штрафа. В остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Костромской области.
Заявитель считает, что суд нарушил нормы материального права, а именно подпункт 1 пункта 3 статьи 24, пункт 1 статьи 72, пункт 1 статьи 75 пункты 1 и 2 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации. По его мнению, Предприниматель не исполнил обязанности, возложенные на него законодательством по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению в соответствующий бюджет налогов, поэтому ему, как налоговому агенту, правомерно начислены пени.
Налогоплательщик отзыв на кассационную жалобу не представил.
Заявитель и заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность судебного акта Арбитражного суда Костромской области проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку предпринимателя по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2001 по 09.07.2004 и установила в том числе, что налогоплательщик не удержал и не перечислил в бюджет налог на доходы физических лиц в сумме 952 рублей.
По результатам проверки составлен акт от 12.11.2004 N 112, на основании которого руководитель Инспекции принял решение от 16.12.2004 в частности о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности за неправомерное неперечисление налога на доходы физических лиц, предусмотренной статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в размере 6 104 рублей 66 копеек. Предпринимателю предложено перечислить в бюджет в том числе названную налоговую санкцию, 952 рубля налога на доходы физических лиц и 15 547 рублей 74 копейки пеней.
Предприниматель добровольно указанные суммы не уплатил, поэтому налоговый орган обратился с заявлением в арбитражный суд.
Частично отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 24, 75, пунктами 1, 4 и 6 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации и исходил из того, что в случае неудержания с налогоплательщика налоговым агентом налога на доходы физических лиц на него не может быть возложена обязанность по уплате пеней на сумму неудержанного и неперечисленного налога.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятого судебного акта.
Согласно пункту 1 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.
Налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги. Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком (подпункт 1 пункта 3 ипункт 4 статьи 24 Кодекса).
На основании пунктов 1 и 2 статьи 45 Кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена в соответствии с Кодексом на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 226 Кодекса российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы (за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.1, 227 и 228 Кодекса), обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 Кодекса.
При этом в пункте 9 статьи 226 Кодекса установлено, что уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается.
В пункте 1 статьи 75 Кодекса указано, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Из приведенных норм следует, что обязанность по перечислению налога возникает у налогового агента после фактического удержания налога из средств, выплачиваемых налогоплательщику. Лишь в случае удержания суммы налога налоговым агентом он становится обязанным лицом по перечислению в бюджет этой суммы.
Как следует из материалов дела, налоговый орган начислил Предпринимателю 13 874 рубля 84 копейки пеней за неперечисление неудержанного налога на доходы физических лиц.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Костромской области сделал правильный вывод о том, что Инспекция неправомерно доначислила пени Предпринимателю в рассматриваемом случае.
С учетом изложенного кассационная жалоба налогового органа удовлетворению не подлежит.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Костромской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение от 06.02.2006 Арбитражного суда Костромской области по делу N А31-2760/2005-10 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Костроме - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
На основании подпункта 1 пункта 3 статьи 24 НК РФ налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты соответствующие налоги.
Налоговая инспекция обратилась в суд с заявлением о взыскании с предпринимателя пени за неперечисление в бюджет НДФЛ с доходов, выплаченных физическим лицам.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявления отказал, исходя из того, что налог предпринимателем удержан не был.
Рассматривая настоящее дело в связи с кассационной жалобой налогового органа, федеральный арбитражный суд указал на то, что в силу п.1 ст.226 НК РФ организации и предприниматели, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил налогооблагаемые доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога.
Как предусмотрено п.9 ст.226 НК РФ, уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается.
Из системного анализа приведенных норм, а также п.1 ст.75 НК РФ, вытекает, что обязанность по перечислению НДФЛ возникает у налогового агента только после удержания суммы налога.
Следовательно, пеня за неперечисление НДФЛ может взыскиваться с налогового агента лишь в том случае, если налог им был фактически удержан, но не перечислен в бюджет.
В рассматриваемой ситуации налог не был удержан предпринимателем, в связи с чем оснований для взыскания с него пени не имеется.
Исходя из изложенного, федеральный арбитражный суд отклонил кассационную жалобу налогового органа и оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 мая 2006 г. по делу N А31-2760/2005-10
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании