Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 24 мая 2006 г. N А29-8634/2005а
(извлечение)
Квартирно-эксплуатационная часть района Министерства обороны Российской Федерации (далее - КЭЧ) обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Республике Коми (далее - Инспекция, налоговый орган) от 10.06.2005 N 13-38/65.
Решением суда от 03.11.2005 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением апелляционной инстанции от 08.02.2006 решение суда оставлено без изменения.
Инспекция не согласилась с принятыми по делу судебными актами и обратилась с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Заявитель считает, что суд нарушил подпункт 2 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 4 статьи 214, статьи 294, 296, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации от 20.05.2004 N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" и Положение о Министерства обороны Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082; выводы суда не соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Налоговый орган полагает, что КЭЧ неправомерно исключила из объектов налогообложения имущество, принадлежащее ей на праве оперативного управления на основании подпункта 2 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку она является самостоятельным юридическим лицом и не относится к федеральным органам исполнительной власти. Кроме того, в рассматриваемом случае спорное имущество используется КЭЧ не только для нужд обороны, но и в других целях. Часть площадей гостиницы "Космос" и административного здания сдается в аренду, гостиницу и Дом офицеров КЭЧ использует в предпринимательских целях: номера в гостинице предоставляются не только военнослужащим, но и иным гражданам; в Доме офицеров проводятся ярмарки по продаже меховых изделий, новогодние утренники для детей, цирковые представления, театральные спектакли, концерты.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал позицию, приведенную в кассационной жалобе.
КЭЧ в отзыве на кассационную жалобу возразила против доводов налогового органа, указав на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов; надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направила.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 13 часов 17.05.2006 до 16 часов 24.05.2006.
Законность принятого Арбитражным судом Республики Коми решения проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела камеральную проверку представленной КЭЧ налоговой декларации по налогу на имущество за 2004 год и установила неуплату налога в сумме 1 431 112 рублей вследствие неправомерного исключения из объектов налогообложения имущества, принадлежащего КЭЧ на праве оперативного управления, на основании подпункта 2 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы проверки, исполняющий обязанности руководителя вынес решение от 10.06.2005 N 13-38/65 о привлечении КЭЧ к налоговой ответственности, предусмотренной в пункте 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 286 222 рублей 40 копеек. В этом же решении налогоплательщику предложено уплатить недоимку по налогу на имущество и соответствующую сумму пеней.
КЭЧ не согласилась с данным решением налогового органа и обжаловала его в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленное требование, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался подпунктом 6 пункта 2 статьи 358, подпунктом 2 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", статьями 1, 11 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" и Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082. При этом суд исходил из того, что КЭЧ является подведомственным подразделением Министерства, спорное имущество принадлежит ей на праве оперативного управления и используется в целях обеспечения обороны и безопасности государства, в связи с чем указанное имущество не признается объектом налогообложения при исчислении налога на имущество.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В пункте 1 статьи 374 Кодекса предусмотрено, что объектом налогообложения по налогу на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации, не признается объектом налогообложения (подпункт 2 пункта 4 статьи 374 Кодекса).
В рассматриваемом случае спорное имущество принадлежит квартирно-эксплуатационной части района Министерства обороны Российской Федерации на праве оперативного управления.
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации", Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области. В структуру Министерства обороны Российской Федерации входят службы Министерства обороны Российской Федерации и им равные подразделения, центральные органы военного управления, не входящие в службы и им равные подразделения, и иные подразделения.
В соответствии с пунктами 17, 24 Положения о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского флота, утвержденного приказом Министерства обороны СССР от 22.02.1977 N 75, общее руководство квартирно-эксплуатационной службой осуществляется квартирно-эксплуатационным управлением Министерства обороны. Начальник квартирно-эксплуатационной службы района подчиняется начальнику квартирно-эксплуатационного управления военного округа.
Таким образом, вывод суда о том, что КЭЧ является подведомственным подразделением Министерства обороны Российской Федерации Российской Федерации#, федерального органа исполнительной власти, является обоснованным.
Суд первой и апелляционной инстанций на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств установил, что КЭЧ использует принадлежащее ей на праве оперативного управления имущество для нужд обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.
Предоставление КЭЧ отдельных помещений гостиницы "Космос", Дома офицеров и административного здания в аренду не может служить основанием для лишения налогоплательщика права на исключение спорного имущества из объектов налогообложения по налогу на имущество.
При указанных обстоятельствах Арбитражный суд Республики Коми сделал правильный вывод о том, что имущество, принадлежащее КЭЧ на праве оперативного управления, не признается объектом налогообложения в силу подпункта 2 пункта 4 статьи 374 Кодекса, в связи с чем обоснованно удовлетворил заявленное КЭЧ требование и признал решение Инспекции от 10.06.2005 N 13-38/65 недействительным.
Ссылка заявителя жалобы на наличие у КЭЧ статуса юридического лица во внимание не принимается, так как наличие (отсутствие) указанного статуса у организации, являющейся подведомственным подразделением федерального органа исполнительной власти, не определено законодателем в качестве условия применения подпункта 2 пункта 4 статьи 374 Кодекса.
Арбитражный суд Республики Коми правильно применил нормы материального права; не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебных актов, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение от 03.11.2005 и постановление апелляционной инстанции от 08.02.2006 Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-8634/2005а оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Республике Коми - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно подп.2 п.4 ст.374 НК РФ имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ, не признается объектом налогообложения
ИФНС полагает, что налогоплательщик (квартирно-эксплуатационная часть Министерства обороны РФ) неправомерно исключил из объектов налогообложения имущество, принадлежащее ему на праве оперативного управления, поскольку имущество используется им не только для нужд обороны, но и в других целях. Часть площадей гостиницы и административного здания сдается в аренду.
Не согласившись с таким решением, налогоплательщик обратился в суд. Суды первой и апелляционной инстанций признали позицию ИФНС неправомерной.
При рассмотрении дела по кассационной жалобе налогового органа федеральный арбитражный суд указал на то, что налогоплательщик является подведомственным подразделением Министерства обороны РФ, спорное имущество принадлежит ему на праве оперативного управления и используется в целях обеспечения обороны и безопасности государства, в связи с чем указанное имущество не признается объектом налогообложения при исчислении налога на имущество.
При этом предоставление отдельных помещений гостиницы и административного здания в аренду не может служить основанием для лишения налогоплательщика права на исключение спорного имущества из объектов налогообложения по налогу на имущество.
Таким образом, позиция налогового органа неправомерна, поскольку имущество, принадлежащее налогоплательщику на праве оперативного управления, не признается объектом налогообложения по налогу на имущество.
На основании изложенного федеральный арбитражный суд отказал в удовлетворении кассационной жалобы и оставил без изменения судебные акты нижестоящих инстанций.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 мая 2006 г. по делу N А29-8634/2005а
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании