Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 22 мая 2002 г. N А29-7084/01А
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Базилевой Т.В., Башевой Н.Ю.,
без участия представителей сторон,
рассмотрев в заседании кассационную жалобу Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми на решение от 27.11.01 и постановление апелляционной инстанции от 27.02.02 по делу N А29-7084/01А Арбитражного суда Республики Коми (судьи Макарова Л.Ф., Баублис С.Л., Полицинский В.Н., Елькин С.К.), установил:
Сыктывкарское территориальное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Республики Коми, преобразованное в дальнейшем в Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (далее - Отделение), обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к открытому акционерному обществу "Сыктывкарский лесопромышленный комплекс" (далее - Общество) о взыскании 9453 рублей штрафа.
Решением суда от 27.11.01 в иске отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 27.02.02 решение оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Отделение обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их по мотивам неправильного применения норм материального права. Заявитель считает, что при принятии решения и постановления судом неверно применены пункт 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и Федеральный закон от 02.01.2000 N 10-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2000 год".
По мнению заявителя, правоотношения по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не являются налоговыми, регулируются специальным законодательством, в связи с чем норма пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации к Федеральному закону от 02.01.2000 N 10-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2000 год" не может быть применима.
В отзыве на кассационную жалобу Общество считает вынесенные решение и постановление законными и обоснованными и просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, поэтому дело рассмотрено без их участия.
Правильность применения Арбитражным судом Республики Коми норм материального и процессуального права по делу проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном статьями 171 и 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, Отделением проведена документальная проверка формирования доходов и использования средств социального страхования открытого акционерного общества "Сыктывкарский лесопромышленный комплекс" за период с 01.01 по 31.12.2000, результаты которой оформлены актом от 26.03.01 N 252. В ходе проверки установлена недоимка по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 47268 рублей, образовавшаяся в результате занижения плательщиком в течение 2000 года базы для исчисления страховых взносов. По результатам проверки 21.05.01 управляющим Отделения вынесено решение о привлечении Общества к ответственности за нарушение порядка уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в виде штрафа в размере 9453 рублей по статье 10 Федерального закона от 02.01.2000 N 24-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год" и пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Поскольку штраф в добровольном порядке плательщиком не уплачен, Отделение обратилось в суд за его взысканием.
Отказывая в удовлетворении иска, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался пунктом 5 статьи 3, пунктом 1 статьи 5, статьей 8 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом суд исходил из того, что взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний отвечают признакам налога, предусмотренным статьей 8 Налогового кодекса Российской Федерации, и при их взимании следует руководствоваться положениями Налогового кодекса Российской Федерации.
Поскольку Федеральный закон от 02.01.2000 N 10-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2000 год", опубликованный 06.01.2000, в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода, то страховые взносы за январь 2000 года являются излишне уплаченными плательщиком. В связи с указанной переплатой, неправильное начисление взносов Обществом в последующем не привело к возникновению задолженности перед Фондом в целом по итогам 2000 года, что исключает возможность привлечения Общества к налоговой ответственности.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа считает, что она подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из указанного Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В правоотношениях в рамках указанного Федерального закона по осуществлению государственного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний выступают в качестве страхователей - юридические и физические лица, застрахованных - физические лица, подлежащие обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, страховщиков - Фонд социального страхования Российской Федерации и его региональные отделения.
Статьями 20, 22 данного Закона предусмотрено, что средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний формируются за счет обязательных страховых взносов страхователей, которые уплачиваются вне зависимости от других взносов на социальное страхование. Страховые взносы уплачиваются страхователями исходя из страховых тарифов, которые в соответствии со статьей 21 Закона ежегодно устанавливаются отдельными федеральными законами. На 2000 год указанные тарифы установлены Федеральным законом от 02.01.2000 N 10-ФЗ, опубликованным 06.01.2000.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не включаются в состав единого социального налога (взноса) и уплачиваются в соответствии с федеральными законами об этом виде социального страхования.
Таким образом, Фонд социального страхования Российской Федерации и его региональные органы являются одновременно государственным внебюджетным фондом, осуществляющим контроль за формированием и расходованием средств социального страхования, поступающих в рамках единого социального налога, и страхователем, действующим в рамках осуществления обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
При этом взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не входят в перечень налогов, предусмотренных статьями 19, 20, 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Таким образом, к правоотношениям по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд), а в равной мере и к законодательству об этом виде социального страхования, нормы Налогового кодекса Российской Федерации не применяются.
Следовательно, вопрос введения в действие Федерального закона от 02.01.2000 N 10-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2000 год" не может ставиться в зависимость от нормы пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, а подлежит разрешению исходя из статьи 3 этого же Федерального закона, которой предусмотрено вступление в действие данного закона со дня его официального опубликования, то есть с 06.01.2000.
В связи с изложенным обязанность по уплате страховых взносов лежит на страхователе с января 2000 года.
Статьей 10 Федерального закона Российской Федерации от 02.01.2000 N 24-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год" установлено, что применение финансовых санкций к плательщикам страховых взносов при нарушении ими порядка уплаты (перечисления) страховых взносов в Фонд осуществляется в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации.
Как установлено материалами дела, Общество имело задолженность по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, образовавшуюся в период с 06.01 по 31.12.2000, в сумме 47268 рублей - условие, необходимое для привлечения плательщика к ответственности. Указанная задолженность истцом признана и уплачена в бюджет фонда по результатам проверки (платежное поручение от 28.05.01).
При таких обстоятельствах для отказа Отделению в удовлетворении исковых требований не было правовых оснований.
Расходы по государственной пошлине с кассационной жалобы относятся на открытое акционерное общество "Сыктывкарский лесопромышленный комплекс" в соответствии со статьей 95 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 95, 174, 175 (пунктом 2) и 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение от 27.11.01 и постановление апелляционной инстанции от 27.02.02 Арбитражного суда Республики Коми N А29-7084/01А отменить, кассационную жалобу Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми - удовлетворить.
Взыскать с открытого акционерного общества "Сыктывкарский лесопромышленный комплекс" штраф в размере 9453 рублей.
Взыскать с открытого акционерного общества "Сыктывкарский лесопромышленный комплекс" 472 рубля 65 копеек государственной пошлины по первой инстанции и 236 рублей 33 копейки по апелляционной жалобе.
Выдать исполнительные листы Арбитражному суду Республики Коми.
Взыскать с открытого акционерного общества "Сыктывкарский лесопромышленный комплекс" государственную пошлину в доход федерального бюджета с кассационной жалобы в сумме 236 рублей 33 копеек.
Выдать исполнительный лист Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Эжвинскому району города Сыктывкара.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Н.Ю. Башева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 мая 2002 г. по делу N А29-7084/01А
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника