Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 15 мая 2006 г. N А79-10664/2005
(извлечение)
Инспекция Федеральной налоговой службы по Калининскому району города Чебоксары (далее - Инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о взыскании с открытого акционерного общества (далее - ОАО, Общество) налоговых санкций в размере 40 370 рублей.
Решением суда первой инстанции от 23.11.2005 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 02.02.2006 решение суда оставлено без изменения.
Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель считает, что суд неправильно применил статью 33 Закона Чувашской Республики "О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации". По его мнению, Общество неправомерно применило льготу, установленную названным Законом для оборонных организаций, к категории которых не относится.
ОАО в отзыве на кассационную жалобу против доводов налогового органа возразило, считает решение и постановление законными и обоснованными.
В судебном заседании представители налогового органа и Общества поддержали доводы, изложенные в жалобе и отзыве на нее.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 15.05.2006.
Законность принятых Арбитражным судом Чувашской Республики судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела камеральную проверку представленной ОАО декларации по транспортному налогу за 2004 год и установила неуплату названного налога в результате неправомерного использования льготы по 106 транспортным средствам как автотранспортного предприятия, выполняющего мобилизационное задание по формированию, содержанию и поставке автоколонн войскового типа (строка 80 налоговой декларации, код льготы 20115). Результаты проверки отражены в акте от 27.05.2005.
Рассмотрев материалы проверки, заместитель руководителя Инспекции принял решение от 20.06.2005 N 10-09/625-П о привлечении Общества за неуплату транспортного налога к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 40 370 рублей.
ОАО в добровольном порядке требование налогового органа об уплате штрафа не исполнило, поэтому Инспекция обратилась за его взысканием в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд исходил из того, что Общество правомерно применило спорную налоговую льготу в отношении транспортных средств мобилизацонного # назначения (предназначенных для использования в целях обороны). Принимая решение, суд руководствовался статьями 356 и 357 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 1 и пунктом 7 статьи 2 Федерального закона "Об обороне", статьей 33 Закона Чувашской Республики "О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации".
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь теми же нормами, согласился с выводом суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации ОАО является плательщиком транспортного налога.
Транспортный налог устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (статья 356 Кодекса).
Транспортный налог на территории Чувашской Республики установлен и введен в действие Законом Чувашской Республики от 23.07.2001 N 38 "О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации".
Согласно статье 33 названного Закона на территории Чувашской Республики от уплаты транспортного налога в числе прочих освобождаются оборонные организации (общества).
Понятие "оборонная организация" отсутствует как в налоговом законодательстве (Российской Федерации и Чувашской Республики), так и в других отраслях законодательства.
В пункте 1 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" установлено, что под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.
В целях обороны устанавливаются воинская обязанность граждан Российской Федерации и военно-транспортная обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств (пункт 3 статьи 1 Федерального закона "Об обороне").
В соответствии с пунктом 1 Положения о военно-транспортной обязанности, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 02.10.1998 N 1175, военно-транспортная обязанность устанавливается для своевременного, качественного и в полном объеме обеспечения транспортными средствами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также создаваемых на военное время специальных формирований в период мобилизации и в военное время.
Военно-транспортная обязанность является составной частью мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации и заключается в проведении мероприятий, связанных с учетом, заблаговременной подготовкой и предоставлением транспортных средств войскам, формированиям и органам, а также в обеспечении работы этих транспортных средств (пункт 2 названного Положения).
В пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" указано, что мобилизационная подготовка и мобилизация в Российской Федерации являются составными частями организации обороны Российской Федерации.
Из приведенных норм в их взаимной связи следует, что от уплаты транспортного налога в числе прочих освобождаются организации в отношении транспортных средств, используемых в целях обороны, в том числе и при использовании их в целях выполнении мобилизационного задания.
Арбитражный суд Чувашской Республики, исследовав представленные в дело документы, установил, что на базе ОАО создана автоколонна войскового типа (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.1992 N 543 "О мобилизационной подготовке автоколонн войскового типа в народном хозяйстве"); создан мобилизационный резерв в количестве 106 автомобилей (согласно сводному наряду от 18.08.2005 N 1/45, выданному Военным Комиссариатом Калининского района города Чебоксары); утвержден специальный список машин и водителей, отобранных для передачи в войска, согласованный руководителями Общества, войсковой части и военного комиссариата (в соответствии с Инструкцией "О порядке создания и содержания автоколонн войскового типа и их мобилизационной подготовке"); 106 автомобилей включены в состав "средства транспортные" Сводного перечня имущества мобилизационного назначения, согласованного и утвержденного руководством Федерального дорожного агентства Минтранса России 18.08.2005, и Перечня зданий и сооружений, машин и оборудования, средств транспортных и производственного инвентаря, закрепленных за имуществом мобилизационного назначения, утвержденного генеральным директором Общества и согласованного с военным комиссариатом.
На основании изложенного вывод судебных инстанций о наличии у ОАО права на льготу по транспортному налогу в отношении 106 транспортных средств мобилизационного назначения не противоречит нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах суд правомерно отказал Инспекции в удовлетворении заявления о взыскании с ОАО штрафа за неуплату транспортного налога.
Арбитражный суд Чувашской Республики правильно применил нормы материального права; не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебных актов. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение от 23.11.2005 и постановление апелляционной инстанции от 20.02.2006 Арбитражного суда Чувашской Республики по делу N А79-10664/2005 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району города Чебоксары - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Транспортный налог на территории Чувашской Республики установлен и введен в действие Законом Чувашской Республики от 23.07.2001 N 38 "О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации".
Согласно статье 33 названного Закона на территории Чувашской Республики от уплаты транспортного налога в числе прочих освобождаются оборонные организации (общества).
...
В пункте 1 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" установлено, что под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.
В целях обороны устанавливаются воинская обязанность граждан Российской Федерации и военно-транспортная обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств (пункт 3 статьи 1 Федерального закона "Об обороне")."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 мая 2006 г. по делу N А79-10664/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
15.05.2006 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N А79-10664/2005