Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 25 апреля 2003 г. N А29-6188/02А
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей: Базилевой Т.В., Башевой Н.Ю.
без участия представителей сторон,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Тягач" на решение от 02.12.02 и постановление апелляционной инстанции от 31.01.03 по делу N А29-6188/02А Арбитражного суда Республики Коми, принятые судьями Полицинским В.Н., Баублисом С.Л., Протащуком В.Г., Галаевой Т.И. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тягач" к Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми, филиалу N 5 Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми о признании недействительным решения и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Тягач" (далее - ООО "Тягач") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми, филиалу N 5 Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (далее - Фонд) о признании недействительным решения от 15.07.02 N 4 о привлечении Общества к ответственности за нарушение порядка уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Решением от 02.12.02 заявленные требования удовлетворены частично: решение N 4 признано недействительным в части привлечения Общества к ответственности, предусмотренной статьями 116, 117, 119, 122 Налогового кодекса Российской Федерации (пункты 1, 2 решения). В остальном в удовлетворения заявления отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 31.01.03 решение оставлено без изменения.
Обратившись с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа, ООО "Тягач" просит решение и постановление (в части неудовлетворенных требований, пункты 3, 4, 5 решения) отменить, заявленные требования удовлетворить.
Общество считает, что указанные судебные акты вынесены с нарушением статей 19, 87, 89, 100, 101 Налогового кодекса Российской Федерации; Федерального закона от 31.07.98 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности"; необоснованном неприменении пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Заявитель полагает, что не должен производить отчисления на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, поскольку переведен на уплату единого налога на вмененный доход.
ООО "Тягач" также просит рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие своего представителя.
Фонд отзыв на кассационную жалобу не направил.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, поэтому дело рассмотрено без их участия.
Законность решения и постановления Арбитражного суда Республики Коми проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном статьями 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фондом проведена документальная выездная проверка ООО "Тягач" по вопросам начисления, уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и осуществления страховых выплат за период с 01.01.2000 по 31.03.2002. В ходе проверки, в частности, установлено, что страхователем (обществом) не начислялись страховые взносы на выплаты в пользу работников за 2001 год. Результаты проверки оформлены актом от 03.06.02 N 2022 н/с, на основании которого руководителем Фонда вынесено решение от 15.07.02 N 4, в том числе о доначислении недоимки по страховым взносам в Фонд в сумме 7 425 рублей и 2 915 рублей пеней по взносам, им же предложено перечислить в Фонд указанные суммы, отразив их в бухгалтерском учете и расчетной ведомости по средствам Фонда.
Не согласившись с ненормативным актом контролирующего органа, Общество обжаловало его в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований (в оспариваемой части), Арбитражный суд Республики Коми руководствовался статьей 11 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах", статьями 1, 6 Федерального закона от 16.07.99 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", статьями 20, 22 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случае на производстве и профессиональных заболеваний", статьей 1 Федерального закона от 12.02.01 N 17-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях на 2001 год".
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 16.07.99 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" обязательное социальное страхование представляет собой часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Работодатели (страхователи) - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы - обязательные платежи (пункт 2 статьи 6 165-ФЗ).
Федеральным законом от 31.07.98 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" установлено, что со дня введения единого налога на вмененный доход с плательщиков единого налога не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды, а также налоги, предусмотренные статьями 19-21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" за исключением ряда платежей, поименованных в указанных статьях.
Вместе с тем взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний статьями 19-21 Основ не установлены.
Следовательно, налогового характера они не носят и к правоотношениям по их уплате нормы Налогового кодекса Российской Федерации не применяются.
Согласно статье 2 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случае на производстве и профессиональных заболеваний" (вступившего в силу 06.01.2000) законодательство Российской Федерации об указанном виде социального страхования основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии со статьями 20, 22 названного Закона средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний формируются за счет обязательных страховых взносов страхователей вне зависимости от других взносов на социальное страхование.
Статьей 11 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" предусмотрено, что взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не включаются в состав единого социального налога (взноса) и уплачиваются в соответствии с федеральными законами об этом виде страхования.
Обязанность уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование данного вида в соответствии с положениями Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ установлена на 2001 год для всех работодателей Федеральным законом от 12.02.01 N 17-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2001 год".
Согласно статье 1 Федерального закона N 17-ФЗ тарифы на 2001 год установлены в том числе для страхователей, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Республики Коми правомерно, руководствуясь названными нормами права, сделал правильный вывод о том, что работодатели-страхователи, являющиеся плательщиками единого налога на вмененный доход, должны уплачивать страховые взносы по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, и обоснованно отказал в удовлетворении требований по пунктам 3, 4, 5 решения N 4.
Доводы заявителя кассационной жалобы признаны несостоятельными.
При принятии решения Арбитражным судом Республики Коми нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу пункта 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, им не допущено. Поэтому данные судебные акты являются законными и отмене не подлежат.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на ООО "Тягач".
Руководствуясь статьями 110, 274, 286, 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение от 02.12.02 и постановление апелляционной инстанции от 31.01.03 Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-6188/02А оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тягач" - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине с кассационной жалобы отнести на общество с ограниченной ответственностью "Тягач".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Н.Ю. Башева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25 апреля 2003 г. по делу N А29-6188/02А
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника