Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 15 мая 2003 г. N А28-9085/02-463/11
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей: Масловой О.П., Башевой Н.Ю.,
без участия представителей сторон,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Кировский хлебозавод N 5" на решение от 22.01.03 по делу N А28-9085/02-463/11 Арбитражного суда Кировской области, принятое судьей Лобановой Л.Н., по заявлению открытого акционерного общества "Кировский хлебозавод N 5" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Кирову о признании незаконными действий по списанию со счета пени по налогу на пользователей автомобильных дорог и установил:
открытое акционерное общество "Кировский хлебозавод N 5" (далее - ОАО "Кировский хлебозавод N 5", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Кирову по списанию со счета общества 11 626 рублей пени по налогу на пользователей автомобильных дорог, по отказу в зачете списанной суммы в счет уплаты налога и обязании инспекции зачесть спорную сумму в счет уплаты налога на пользователей автомобильных дорог.
Решением суда от 22.01.03 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, открытое акционерное общество "Кировский хлебозавод N 5" обратилось с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа.
По мнению предприятия, судом неправильно применены статьи 55, 78, 111 Налогового кодекса Российской Федерации, Закон Кировской области от 09.01.02 N 33-ЗО "О внесении изменений и дополнений в Закон Кировской области от 14.07.97 N 6-ЗО "О территориальном дорожном фонде Кировской области". Заявитель считает, что суд сделал ошибочный вывод об установлении срока для уплаты налога на пользователей автомобильных дорог названным Законом, поскольку указанный налог является федеральным и его элементы должны быть установлены федеральным законодательством. Судом не учтено, что при отсутствии прямого указания о налоговом периоде в законодательном акте о конкретном налоге налоговым периодом должен признаваться год. Хлебозавод полагает в связи с этим неправомерным начисление пени на недоимку, возникшую в течение года. Кроме того, судом не принято во внимание, что налогоплательщик действовал в соответствии с разъяснениями, данными в письме Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 17.07.02 N 03-2-06/2/1794/24-щ187 "О сроках уплаты налога на пользователей автомобильных дорог".
В представленном отзыве на кассационную жалобу Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Кирову с доводами заявителя не согласилась, считая принятый по делу судебный акт законным и обоснованным.
Правильность применения Арбитражным судом Кировской области норм материального и процессуального права проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, 09.10.2002 с расчетного счета открытого акционерного общества "Кировский хлебозавод N 5" инкассовым поручением N 391 списаны 24 940 рублей 62 копейки, в том числе 11 626 рублей в уплату пени за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог за 2002 год. Посчитав, что указанная сумма пени начислена и взыскана неправомерно, предприятие обжаловало действия налогового органа в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Кировской области руководствовался статьей 17 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", пунктом 2 статьи 2 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", Законом Кировской области от 09.01.02 N 33-ЗО "О внесении изменений и дополнений в Закон Кировской области от 14.07.97 N 6-ЗО "О территориальном дорожном фонде Кировской области". При этом суд посчитал, что срок уплаты налога установлен Законом Кировской области надлежащим образом и подлежит применению в 2002 году. Суд сделал вывод о том, что факт нарушения заявителем указанных сроков подтвержден материалами дела.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги.
В статье 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" (Налог на пользователей автомобильных дорог) определены налогоплательщики (пункт 1), объект налогообложения - операции по реализации продукции (работ, услуг), налоговая база - сумма денежных средств, вырученных от реализации, налоговая ставка - процент от выручки (пункт 2), а также налоговые льготы (пункт 3).
Порядок и сроки уплаты налога (ежемесячно до 15 числа за прошедший месяц) в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации были установлены постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 января 1992 года "Об утверждении Порядка образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации". Согласно пункту 2 статьи 2 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" порядок образования и использования средств территориальных дорожных фондов определяется законами субъектов Российской Федерации.
Законом Кировской области от 09.01.02 N 33-ЗО "О внесении изменений и дополнений в Закон Кировской области от 14.07.97 N 6З-О "О территориальном дорожном фонде Кировской области" установлен аналогичный срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог - до 15 числа следующего месяца.
Приостановление действия названного Постановления на 2002 год Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 год" не отменяет действие Закона субъекта Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" впредь до введения в действие статей 13, 14 и 15 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, содержащих перечень соответствующих федеральных, региональных и местных налогов и сборов, подлежат взиманию только те налоги и сборы, которые установлены статьями 19, 20 и 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Следовательно, все налоги, установленные статьей 19 названного Закона (в том числе подпунктом "м" ее пункта 1 - налоги, служащие источником образования дорожных фондов, включая налог на пользователей автомобильных дорог), подлежат взиманию в обычном порядке впредь до их отмены и (или) установления частью второй Налогового кодекса Российской Федерации иного законодательного регулирования ранее возникших налоговых правоотношений. Требование же об установлении непосредственно в самом налоговом законе всех элементов налогообложения, перечисленных в статье 17 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе ранее не упоминавшихся в утративших силу положениях Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", обязательно для тех налогов, которые устанавливаются и вводятся после 1 января 1999 года.
Таким образом, то обстоятельство, что непосредственно в статье 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" не предусмотрены срок уплаты налога и порядок его исчисления, само по себе не имеет решающего значения для исполнения налогоплательщиками обязанности по уплате налога.
Нарушение открытым акционерным обществом "Кировский хлебозавод N 5" срока уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд в 2002 году установлено судом и не оспаривается заявителем. Следовательно, пени налоговым органом начислены правомерно, в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании вышеизложенного Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа считает, что Арбитражным судом Кировской области нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы подлежат отнесению на заявителя в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 274, 286, 287 (пунктом 1 части 1), 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение от 22.01.03 Арбитражного суда Кировской области по делу N А28-9085/02-463/11 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Кировский хлебозавод N 5" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы отнести на открытое акционерное общество "Кировский хлебозавод N 5".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Н.Ю. Башева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 мая 2003 г. по делу N А28-9085/02-463/11
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника