Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 30 июня 2003 г. N А79-1244/03-СК1-1202
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Каширской Н.А.,
судей: Ногтевой В.А., Отдельной Л.И.,
при участии представителей:
от прокуратуры - Ямаева С.Н., удостоверение N 35813,
от ОАО "Чувашэнерго" - Молькова М.В. по доверенности N 16-14-89 от 03.09.02, Васильевой Е.В. по доверенности N 16-24-57 от 02.06.03 (присутствовали 26.06.03),
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Кабинета Министров Чувашской Республики, г. Чебоксары, и открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Чувашэнерго", г. Чебоксары, на решение от 20.05.03 по делу N А79-1244/03-СК1-1202 Арбитражного суда Чувашской Республики, принятое судьями: Михайловым А.Т., Степановой В.М., Кудряшовым В.Н., по заявлению первого заместителя прокурора Чувашской Республики о признании недействующим распоряжения Кабинета Министров Чувашской Республики от 11.02.03 N 49-р и установил:
первый заместитель прокурора Чувашской Республики обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании недействующим распоряжения Кабинета Министров Чувашской Республики (далее - Кабинет Министров) от 11.02.03 N 49-р.
Суд первой инстанции решением от 20.05.03 удовлетворил заявление, признал недействующим полностью распоряжение Кабинета Министров от 11.02.03 N 49-р как не соответствующее Федеральному закону от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (в редакции Федеральных законов от 11.02.99 N 33-ФЗ и от 10.01.03 N 6-ФЗ).
В соответствии с частью 7 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта, за исключением решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, Кабинет Министров и открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Чувашэнерго" (далее - ОАО "Чувашэнерго") как заинтересованное лицо по данному спору обратились в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационными жалобами, в которых просят отменить решение и отказать в удовлетворении заявления Прокуратуры.
Кабинет Министров в кассационной жалобе, сославшись на статью 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию", указал, что ограничение по поводу изменения тарифов на электрическую и тепловую энергию в течение финансового года, установленное в Федеральном законе от 10.01.03 N 6-ФЗ, распространяется на те тарифы, которые будут устанавливаться на очередной финансовый год и не затрагивают вопросов ценообразования на 2003 год. Такого же мнения в части применения норм названного Закона придерживается и федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации. Кроме того, увеличение тарифов на электрическую и тепловую энергию не повлекло изменения расходной части бюджета республики. Однако эти обстоятельства суд не принял во внимание и неправильно применил нормы материального права.
С точки зрения ОАО "Чувашэнерго", оспариваемое распоряжение вынесено с соблюдением требований частей 2, 3, 4 статьи 2 Федерального закона от 10.03.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", так как эти нормы применимы при формировании бюджета на 2004 год. Вопрос о необходимости повышения тарифов учитывался при формировании республиканского бюджета на 2003 год. Следовательно, вывод суда о том, что повышение тарифов требует изменения расходных статей бюджета и противоречит действующему законодательству, является безосновательным.
Представитель прокуратуры в отзыве и устно в судебном заседании отклонил доводы кассационных жалоб и просил оставить в силе решение суда как законное и обоснованное. По его мнению, Федеральный закон от 10.01.03 N 6-ФЗ вступил в силу со дня его официального опубликования - с 14.01.03, поэтому Кабинет Министров должен был им руководствоваться при вынесении распоряжения от 11.02.03 N 49-р. Ссылка в жалобах на то, что положения части 3 статьи 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" могут быть применены только начиная с 2004 года, является несостоятельной.
Законность судебных актов Арбитражного суда Чувашской Республики по делу N А79-1244/03-СК1-1202 рассмотрена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 30.06.03.
Как следует из материалов дела, 11.02.03 Кабинет Министров принял распоряжение N 49-р, которым утверждены и введены в действие с 15.02.03 тарифы на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую потребителям ОАО "Чувашэнерго", а также покупные тарифы на тепловую энергию, отпускаемую оптовым потребителям-перепродавцам от тепловых сетей ОАО "Чувашэнерго", (Приложения N 1, 2, 3). Тарифы на электрическую энергию увеличены на 25 процентов, на тепловую энергию - на 11 процентов промышленным и приравненным к ним потребителям, а для сельского и городского населения тарифы на электроэнергию увеличены на 11 процентов.
Основанием для повышения тарифов на электрическую и тепловую энергию явилось увеличение оптовой цены на природный газ, размера платы за услуги РАО "ЕЭС России", тарифа на покупную энергию ФОРЭМ с 01.01.03. Решение о повышении тарифов принято с учетом анализа предполагаемого их увеличения для населения, промышленности, сельского хозяйства.
Посчитав, что распоряжение от 11.02.03 N 49-р противоречит частям 2, 3, 4 статьи 2 Федерального закона от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), а также нарушает права и законные интересы хозяйствующих субъектов - потребителей электрической и тепловой энергии, первый заместитель прокурора Чувашской Республики обратился в арбитражный суд с требованием о признании недействующим данного нормативного правового акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Согласно статье 13 Федерального закона (в редакции от 10.01.03 N 6-ФЗ, действовавшей на момент обращения в суд - 11.03.03) споры, связанные с государственным регулированием тарифов на электрическую и тепловую энергию, в том числе разногласия, не разрешенные Федеральной энергетической комиссией, подлежат рассмотрению в арбитражном суде. Поэтому рассмотрение данного спора на момент подачи заявления в суд первой инстанции подведомственно арбитражному суду.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона (в редакции от 10.01.03 N 6-ФЗ, действовавшей на момент принятия распоряжения от 11.02.03 N 49-р) тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую коммерческими организациями независимо от организационно-правовых форм, подлежат государственному регулированию. Государственное регулирование тарифов осуществляется посредством установления в соответствии с принципами, изложенными в настоящем Федеральном законе, экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию или предельного уровня указанных тарифов.
Полномочиями по установлению экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, расположенным на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, наделены региональные энергетические комиссии (статья 12 Федерального закона).
В силу частей 3 и 4 статьи 2 Федерального закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках предельных уровней, установленных Правительством Российской Федерации, до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации. Изменение указанных тарифов в течение финансового года без одновременного внесения Правительством Российской Федерации (органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации) на рассмотрение Государственной Думы (законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации) проекта федерального закона (закона субъекта Российской Федерации) о внесении изменений и дополнений в федеральный закон (закон субъекта Российской Федерации) о федеральном бюджете (бюджете субъекта Российской Федерации) на текущий финансовый год не допускается.
В рассматриваемой ситуации Закон Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2003 год", которым предусмотрен экономически обоснованный рост тарифов на электрическую и тепловую энергию, принят 22.11.02. После этого Кабинет Министров распоряжением от 11.02.03 N 49-р утвердил и ввел в действие с 15.02.03 тарифы на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую ОАО "Чувашэнерго". Поэтому внесения каких-либо изменений и дополнений, связанных с повышением тарифов, в Закон о республиканском бюджете на 2003 год не требовалось.
Первый заместитель прокурора Чувашской Республики в своем заявлении в арбитражный суд сослался на несоответствие принятого Кабинетом Министров распоряжения от 11.02.03 N 49-р статье 2 Федерального закона (в редакции от 10.01.03 N 6-ФЗ).
В части 2 статьи 2 Федерального закона указано, что предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, включая предельные уровни тарифов для населения, устанавливаются Правительством Российской Федерации с выделением предельных уровней для населения ежегодно до принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и вводятся в действие с начала указанного года в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Вместе с тем, ни на момент принятия оспариваемого распоряжения, ни на дату рассмотрения дела арбитражным судом Правительство Российской Федерации не установило предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию. При этом утверждение указанных предельных уровней тарифов на 2003 год невозможно в силу того, что Федеральный закон от 24.12.02 N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" уже принят. Следовательно, механизм ценообразования, предусмотренный статьей 2 Федерального закона (в редакции от 10.01.03 N 6-ФЗ), распространяется только на установление тарифов на очередной финансовый год (2004 год) и не затрагивает процедуру ценообразования на 2003 год.
Кроме того, прокуратурой не представлено доказательство о том, что принятое Кабинетом Министров Чувашской Республики распоряжение противоречит статье 33 Бюджетного кодекса Российской Федерации, закрепляющей принцип сбалансированности бюджета. Напротив, в статье 21 Закона Чувашской Республики от 28.11.02 "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2003 год" предусмотрено повышение тарифов на тепловую и электрическую энергию. В указанной статье право определения суммы на урегулирование расчетов возлагается на Кабинет Министров Чувашской Республики, которое и было им реализовано путем принятия распоряжения N 49-р.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция пришла к выводу, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой инстанции, но суд неправильно применил нормы права, то есть статью 2 Федерального закона. Поэтому необходимо отменить обжалуемое решение суда первой инстанции и, приняв новый судебный акт, отказать в удовлетворении требования первого заместителя прокурора Чувашской Республики.
Расходы по делу суд счел необходимым отнести на подателей кассационной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287 (пунктом 2 части 1), 288 (частью 2) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение от 20.05.03 Арбитражного суда Чувашской Республики по делу N А79-1244/03-СК1-1202 отменить.
Признать распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 11.02.03 N 49-р соответствующим статье 2 Федерального закона от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 10.01.03 N 6-ФЗ) - нормативному правовому акту.
Определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 03.06.03 о приостановлении исполнения решения Арбитражного суда Чувашской Республики от 20.05.03 по делу N А79-1244/03-СК1-1202 считать утратившим силу.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Каширская |
Л.И. Отдельная
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В части 2 статьи 2 Федерального закона указано, что предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, включая предельные уровни тарифов для населения, устанавливаются Правительством Российской Федерации с выделением предельных уровней для населения ежегодно до принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и вводятся в действие с начала указанного года в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Вместе с тем, ни на момент принятия оспариваемого распоряжения, ни на дату рассмотрения дела арбитражным судом Правительство Российской Федерации не установило предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию. При этом утверждение указанных предельных уровней тарифов на 2003 год невозможно в силу того, что Федеральный закон от 24.12.02 N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" уже принят. Следовательно, механизм ценообразования, предусмотренный статьей 2 Федерального закона (в редакции от 10.01.03 N 6-ФЗ), распространяется только на установление тарифов на очередной финансовый год (2004 год) и не затрагивает процедуру ценообразования на 2003 год.
Кроме того, прокуратурой не представлено доказательство о том, что принятое Кабинетом Министров Чувашской Республики распоряжение противоречит статье 33 Бюджетного кодекса Российской Федерации, закрепляющей принцип сбалансированности бюджета. Напротив, в статье 21 Закона Чувашской Республики от 28.11.02 "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2003 год" предусмотрено повышение тарифов на тепловую и электрическую энергию. В указанной статье право определения суммы на урегулирование расчетов возлагается на Кабинет Министров Чувашской Республики, которое и было им реализовано путем принятия распоряжения N 49-р.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция пришла к выводу, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой инстанции, но суд неправильно применил нормы права, то есть статью 2 Федерального закона. Поэтому необходимо отменить обжалуемое решение суда первой инстанции и, приняв новый судебный акт, отказать в удовлетворении требования первого заместителя прокурора Чувашской Республики."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 июня 2003 г. по делу N А79-1244/03-СК1-1202
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Хронология рассмотрения дела:
30.06.2003 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N А79-1244/03-СК1-1202