Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 4 февраля 2004 г. N А82-8/2003-Г/2
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Каширской Н.А.,
судей: Ногтевой В.А., Отдельной Л.И.,
без участия представителей сторон,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу взыскателя - Министерства финансов Российской Федерации в лице управления Федерального казначейства по Ярославской области, г. Ярославль, на определение от 14.10.2003 по делу N А82-8/2003-Г/2 Арбитражного суда Ярославской области, принятое судьей Дмитриевой В.В., по заявлению должника - открытого акционерного общества "Ярославский завод дизельной аппаратуры", г. Ярославль, об отсрочке исполнения решения от 30.07.2003 на шесть месяцев и установил:
открытое акционерное общество "Ярославский завод дизельной аппаратуры" (далее - ОАО "ЯЗТА") обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением об отсрочке исполнения решения от 30.07.2003 на шесть месяцев по причине тяжелого финансового состояния организации.
На основании указанного решения Арбитражного суда Ярославской области по делу А82-8/2003-Г/2 с ОАО "ЯЗТА" в доход федерального бюджета взыскано 5 228 472 рубля 23 копейки долга по договору N 5894 и процентов за пользование чужими денежными средствами.
Руководствуясь частью 1 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции определением от 14.10.2003 удовлетворил заявление, предоставив отсрочку исполнения решения от 30.07.2003 сроком на шесть месяцев (до 01.03.2004).
Постановлением апелляционной инстанции от 25.12.2003 определение оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами, Министерство финансов Российской Федерации в лице управления Федерального казначейства по Ярославской области (далее - Министерство) обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления ОАО "ЯЗТА".
По мнению лица, подавшего жалобу, суд не применил подлежащие применению нормы материального права: статьи 69 и 76 Бюджетного кодекса Российской Федерации, тогда как предоставление отсрочек и рассрочек по возврату бюджетных средств регулируется нормами бюджетного законодательства. Средства федерального бюджета были получены ОАО "ЯЗТА" в 1994 году на основании Федерального закона "О федеральном бюджете на 1994 год". Возврат предоставленных юридическим лицам бюджетных средств и плата за пользование ими приравнены к платежам в бюджет. В силу того, что Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2003 год" не предусмотрена реструктуризация задолженности юридических лиц по бюджетным кредитам, отсрочка исполнения решения суда невозможна. Кроме того, должник не представил никакого экономически обоснованного расчета, подтверждающего стабилизацию финансового состояния за время отсрочки исполнения решения суда, и отсрочка ущемляет интересы Министерства, выступающего от имени Российской Федерации.
Министерство финансов Российской Федерации, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, не обеспечило явку представителя в заседание суда кассационной инстанции. Дело рассмотрено в его отсутствие.
ОАО "ЯЗТА" в отзыве отклонило доводы кассационной жалобы, просило оставить в силе оспариваемые судебные акты как законные и обоснованные, пояснив следующее. Вопрос предоставления отсрочки (рассрочки) исполнения судебных актов регулируется Федеральным законом "Об исполнительном производстве" и статьей 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Законодательством об исполнительном производстве не предусмотрено каких-либо особенностей исполнения судебных актов, направленных на взыскание платежей в бюджет. В материалах дела имеются доказательства тяжелого финансового состояния ОАО "ЯЗТА" (кредиторская задолженность более 340 миллионов рублей, отсутствие на счетах Общества денежных средств в размере, необходимом для исполнения судебного акта, невозможность взыскания с Министерства обороны Российской Федерации долга в размере более 4,2 миллионов рублей за поставленную продукцию). Погасить задолженность перед федеральным бюджетом позволит исполнение заключенных в 2003 году Обществом контрактов с Министерством обороны Российской Федерации на поставку продукции.
Законность определения от 14.10.2003 Арбитражного суда Ярославской области по делу N А82-8/2003-Г/2 проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном статьями 274, 284, 286 и 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ОАО "ЯЗТА" в обоснование заявления об отсрочке исполнения решения от 30.07.2003 сроком на шесть месяцев сослалось на невозможность исполнения судебного акта из-за тяжелого финансового состояния организации.
Согласно бухгалтерскому балансу ОАО "ЯЗТА" на 01.07.2003, его кредиторская задолженность составила 343 830 000 рублей, в том числе задолженность перед бюджетом 141 299 000 рублей (л.д. 158-160, т. 2).
На основании решений Арбитражного суда г. Москвы от 30.09.2002, 04.02.2003 и 06.02.2003 по делам N А40-34223/20-10-377, N А40-44762/02-89-422, N А40-42622/02-69439 с Министерства обороны Российской Федерации в пользу ОАО "ЯЗТА" взыскана задолженность за поставленную продукцию на сумму более 4 200 000 рублей, но указанные судебные акты не исполнены. По одному из решений исполнительный лист на сумму 221 367 рублей возвращен с актом судебного пристава-исполнителя о невозможности взыскания (л.д. 164, т. 2).
Возможность погашения задолженности перед федеральным бюджетом ОАО "ЯЗТА" связывает с предполагаемым получением денежных средств до конца 2003 года по заключенным с Министерством обороны Российской Федерации контрактам от 11.02.2003 и от 02.04.2003 на поставку запасных частей к двигателям КАМАЗ и силовому агрегату (л.д. 180-194, т. 2)
В соответствии с частью 1 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Учитывая, что вышеуказанные обстоятельства затрудняют исполнение решения суда от 30.07.2003, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о возможности предоставления должнику отсрочки на шесть месяцев.
Доводы кассационной жалобы о неприменении норм бюджетного законодательства отклоняются, поскольку в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации не предусмотрен особый порядок предоставления отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта о взыскании задолженности в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1), 289 и 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
определение от 14.10.2003 Арбитражного суда Ярославской области по делу N А82-8/2003-Г/2 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице управления Федерального казначейства по Ярославской области, г. Ярославль, - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Каширская |
Л.И. Отдельная
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 4 февраля 2004 г. по делу N А82-8/2003-Г/2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника