Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 9 сентября 2004 г. N А11-7053/2003-К2-Е-2760
(извлечение)
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее по тексту - Инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением к государственному учреждению (далее по тексту - ГУ) о взыскании 7 959 рублей 70 копеек налоговых санкций.
Решением от 05.03.2004 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением апелляционной инстанции от 30.04.2004 указанное решение оставлено без изменения.
ГУ не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель считает, что суд неправильно применил пункт 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации, необоснованно не применил подпункт 4 пункта 2 статьи 146, пункт 20 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 53, 108 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 15, 16 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", статьи 32, 39, 41, 42, 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации. По мнению заявителя, он не должен уплачивать налог на добавленную стоимость, поскольку не является коммерческой организацией, а осуществляемая им деятельность не подпадает под понятие предпринимательской, содержащееся в статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации. Национальные парки имеют статус территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и осуществляют ведение лесного хозяйства в той мере, в какой это необходимо для осуществления функций государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов. Источником покрытия затрат на лесное хозяйство кроме ассигнований из федерального бюджета являются собственные средства национальных парков, которые формируются в том числе за счет выручки от оказания платных услуг; доходы от платных услуг относятся к неналоговым доходам и в полном объеме отражаются в смете доходов и расходов учреждения. Кроме того, национальные парки относятся к учреждениям культуры и искусства, а оказываемые этими учреждениями операции освобождены от налогообложения.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Слова: "пункт 20 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации" следует читать: "подпункт 20 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации"
Инспекция в отзыве на жалобу с доводами заявителя не согласилась, считает решение и постановление апелляционной инстанции законными и обоснованными.
На основании пункта 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по рассмотрению кассационной жалобы было приостановлено до принятия постановления Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по аналогичному вопросу (определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 08.07.2004).
Определением суда кассационной инстанции от 17.08.2004 производство по рассмотрению кассационной жалобы государственного учреждения возобновлено.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность принятых Арбитражным судом Владимирской области решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку ГУ по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.07.2002 по 31.12.2002, в ходе которой установила ряд нарушений, в частности неуплату налога на добавленную стоимость за 3-й и 4-й кварталы 2002 года в сумме 18 317 рублей вследствие его неначисления с выручки в сумме 91 584 рублей, полученной от оказания автотранспортных услуг и услуг по погрузке древесины сторонним организациям и физическим лицам, а также непредставление в налоговый орган деклараций по этому налогу.
Результаты проверки отражены в акте от 27.03.2003 N 23, на основании которого заместитель руководителя Инспекции принял решение от 18.04.2003 N 19 о привлечении ГУ к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 3 663 рублей 40 копеек в соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации и в размере 3 972 рублей 30 копеек в соответствии с пунктом 1 статьи 119 Кодекса.
ГУ в добровольном порядке налоговые санкции не уплатило, поэтому Инспекция обратилась за их взысканием в арбитражный суд.
Удовлетворив заявленное требование в обжалуемой части, суд первой инстанции руководствовался пунктом 2 статьи 11, статьей 143, пунктом 1, подпунктом 4 пункта 2 статьи 146, статьями 153, 168, 173, пунктом 6 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом суд исходил из того, что оказание транспортно-погрузочных услуг юридическим и физическим лицам не относится к исключительным полномочиям ГУ, поэтому выручка от их реализации подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.
Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения по следующим причинам.
В статье 143 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации и индивидуальные предприниматели.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. В силу подпункта 4 пункта 2 названной статьи не признается реализацией товаров (работ, услуг) выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.
В статье 12 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" определено, что национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительными и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.
Основные задачи национальных парков перечислены в статье 13 названного Закона, к которым, в частности, отнесено сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов, восстановление нарушенных природных комплексов.
В соответствии со статьей 53 Лесного кодекса Российской Федерации национальные парки федерального органа управления лесным хозяйством осуществляют государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов на соответствующей территории лесного фонда и обладают правами лесхозов федерального органа управления лесным хозяйством. Лесхозы и национальные парки федерального органа управления лесным хозяйством осуществляют ведение лесного хозяйства в той мере, в какой это необходимо для осуществления функций государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов.
В целях повышения продуктивности лесов лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством обязаны в том числе осуществлять уход за лесами, проводить работы по селекции, лесному семеноводству и сортоиспытанию ценных древесных пород, повышению плодородия почв, предотвращению водной и ветровой эрозии почв, заболачивания, засоления и других процессов, ухудшающих состояние земель, а также иные работы по улучшению породного состава лесов, повышению их продуктивности и защитных свойств; осуществлять рубки промежуточного пользования, если нет иного исполнителя этих рубок; принимать меры по эффективному воспроизводству лесов, созданию новых лесов и проведению гидролесомелиорации избыточно увлажненных земель (статья 91 Лесного кодекса Российской Федерации).
Оказание транспортных услуг по погрузке и перевозке добытой от рубок ухода за лесом древесины не входит в круг функций и задач национального парка, следовательно, реализация названных услуг является объектом обложения налогом на добавленную стоимость и ГУ обязано было уплатить данный налог с выручки, полученной от указанной деятельности.
Согласно пункту 5 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца.
Налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превышающими 1 млн. рублей, вправе уплачивать налог исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнении, в том числе для собственных нужд, работ, оказании, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Налогоплательщики, уплачивающие налог ежеквартально, представляют налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом (пункт 6 статьи 174 Кодекса).
Таким образом, при наличии у организации обязанности по уплате налога на добавленную стоимость они обязаны также представлять в налоговый орган декларации по этому налогу в срок, установленный в пунктах 5 и 6 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации.
Неуплата или неполная уплата сумм налога и непредставление налоговой декларации является основанием для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной соответственно в пункте 1 статьи 122 и статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
Материалы дела свидетельствуют и Арбитражным судом Владимирской области установлено, что ГУ с выручки, полученной за 3-й и 4-й кварталы 2002 года от оказания транспортных услуг по погрузке и перевозке добытой от рубок ухода за лесом древесины, налог на добавленную стоимость не уплатило, декларации по этому налогу за указанный период в налоговый орган не представило.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 1 статьи 122 и пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, обоснованно удовлетворил требование Инспекции о взыскании с налоговых санкций.
Ссылка заявителя на подпункт 20 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации является несостоятельной, так как согласно данной правовой норме освобождается от налогообложения реализация услуг в сфере культуры и искусства, к которым погрузка и перевозка добытой от рубок ухода за лесом древесины не относятся.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Bладимирской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебных актов, не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, так как заявитель на основании подпункта 6 пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение от 05.03.2004 и постановление апелляционной инстанции от 30.04.2004 Арбитражного суда Владимирской области по делу N А11-7053/2003-К2-Е-2760 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 9 сентября 2004 г. N А11-7053/2003-К2-Е-2760
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании