Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 11 июня 2004 г. N А17-3261/5/58
(извлечение)
Открытое акционерное общество (далее - ОАО, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее - Инспекция, налоговый орган) от 13.11.2003 N 1, которым изменен график погашения реструктурированной задолженности по налогам и сборам, пеням и штрафам.
Решением суда от 27.01.2004 заявленные требования удовлетворены, решение Инспекции от 13.11.2003 N 1 признано недействительным.
Постановлением апелляционной инстанции от 02.04.2004 решение оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление Арбитражного суда Ивановской области.
Заявитель считает, что суд неправильно применил нормы материального права, а именно определение Конституционного Суда Российской Федерации от 13.11.2001 N 225-О, пункт 1 статьи 75 и статья 114 Налогового кодекса Российской Федерации, статья 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", Закон Российской Федерации от 22.12.1992 N 4178-1 "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах", пункт 1 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002. По его мнению, не имеется правовых оснований для включения в состав реструктурируемой задолженности по пеням и штрафам разницы между суммой авансовых платежей и фактической суммой налога на прибыль, также неправомерно включение сумм дополнительных платежей по налогу на прибыль в состав задолженности по начисленным пеням и штрафам, подлежащей реструктуризации.
ОАО в отзыве на кассационную жалобу указало, что налоговый орган не вправе изменять график погашения задолженности по налогам и сборам.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Законность принятых Арбитражным судом Ивановской области решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением Управления МНС Российской Федерации от 31.01.2000 N 2 Обществу предоставлена отсрочка по погашению задолженности по платежам в федеральный, областной и местный бюджеты и начисленных на них пеней и штрафов в сумме 42 486 000 рублей.
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам приняла решение от 13.11.2003 N 1 о внесении изменений в указанное выше решение, которым изменила график погашения реструктурированной задолженности по налогам и сборам, пеням и штрафам следующим образом: дополнительные платежи по налогу на прибыль в сумме 2 308 000 рублей, включенные в реструктурированные суммы задолженности по пеням и штрафам, исключаются из сумм пеней и штрафов и не подлежат списанию в составе пеней и штрафов; погашение измененной суммы задолженности по налогам и сборам должно производиться своевременно и в полном объеме в течение шестилетнего срока начиная с первого квартала 2003 года.
Посчитав указанное решение Инспекции незаконным, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 1, 7, 8, частями 1 и 3 статьи 15, частью 1 статей 18, 19, 34, частями 2 и 5 статей 35, 37, 76 Конституции Российской Федерации, статьями 63, 64, 68 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьей 115 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год", пунктами 1, 2, 4, 5, 7, 8, 19 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002, указав, что решение принятое Инспекцией влечет за собой неблагоприятные последствия для Общества, так как увеличивает сумму налога, подлежащую уплате в бюджет по сравнению с ранее установленными графиками, а также распространяет действие на предшествующие периоды, что ведет к прекращению реструктуризации.
Суд апелляционной инстанции руководствовался аналогичными нормами права, а также частью 1 статьи 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и указал, что решением Инспекции внесены изменения в акт, принятый вышестоящим налоговым органом - Управлением МНС Российской Федерации. Действующее законодательство не наделяет правом районные налоговые инспекции вносить изменения в акты, принятые вышестоящими налоговыми органами.
Рассмотрев кассационную жалобу Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований к отмене принятых по делу судебных актов.
В соответствии со статьей 115 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" и в целях урегулирования кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом путем ее реструктуризации и создания условий для их финансового оздоровления Правительство Российской Федерации 03.09.1999 приняло постановление N 1002, в котором утвердило Порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом.
В пункте 1 названного Порядка устанавливаются, условия и сроки проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридического лица перед федеральным бюджетом по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам за нарушение законодательства Российской Федерации по налогам и сборам. Указанная задолженность погашается поэтапно на основании решения налогового органа и в соответствии с утвержденным им графиком.
В силу пункта 4 указанного Порядка в случае принятия решения о реструктуризации задолженности организации по обязательным платежам в федеральный бюджет, ей предоставляется право равномерной уплаты задолженности в течение шести лет, по пеням и штрафам в течение четырех лет после погашения задолженности по налогам и сборам.
Во исполнение пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации N 1002 приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21.06.2001 N БГ-3-10/191 утверждены Правила по применению в 2001 году Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом.
Согласно подпункту "а" пункта 18 названных Правил в случае уменьшения по решению суда или налогового органа суммы задолженности организации, в отношении которой ранее принято решение о реструктуризации, суммы, указанные в графиках, подлежат пропорциональному уменьшению начиная с даты вступления в силу решения суда или с даты вынесения решения налоговым органом.
Из изложенных норм права следует, что налоговый орган вправе скорректировать график погашения реструктурированной задолженности только в случае уменьшения по решению суда или налогового органа суммы задолженности организации, в отношении которой ранее принято решение о реструктуризации. Иных оснований для внесения изменения и дополнения в принятое ранее решение о реструктуризации задолженности по обязательным платежам и, соответственно, в графики погашения задолженности по ним ни постановлением Правительства Российской Федерации N 1002, ни утвержденным им Порядком проведения реструктуризации, ни вышеназванными Правилами не предусмотрено.
Из материалов дела следует, и это не отрицается Инспекцией, что решением от 13.11.2003 N 1 налоговый орган внес изменения в ранее принятое решение от 31.01.2000 N 2 Управления МНС Российской Федерации, которым увеличил подлежащие к уплате суммы налоговых платежей.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Ивановской области сделал правильный вывод о неправомерности изменения графика погашения реструктурированной задолженности и превышении налоговым органом полномочий при вынесении решения от 13.11.2003 N 1.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основанием к отмене судебных актов, судом не допущено.
С учетом изложенного кассационная жалоба Инспекции удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался в связи с освобождением налогового органа от ее уплаты на основании пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине".
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение от 27.01.2004 и постановление апелляционной инстанции от 02.04.2004 Арбитражного суда Ивановской области по делу N А17-3261/5/58 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам- без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11 июня 2004 г. по делу N А17-3261/5/58
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании