Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 9 ноября 2004 г. N А29-2489/2004а
(извлечение)
Муниципальное унитарное предприятие (далее - Предприятие, МУП) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 10.09.2003 N 40 о взыскании задолженности по налогам (сборам) и пеням в общей сумме 1 174 746 рублей 13 копеек за счет имущества налогоплательщика.
Решением от 29.06.2004 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением апелляционной инстанции от 06.09.2004 указанное решение оставлено без изменения.
Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель считает, что суд неправильно применил статьи 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации. На его взгляд, установленная в Кодексе последовательность в применении мер принудительного взыскания задолженности им соблюдена; Кодекс не содержит положений, обязывающих налоговый орган отзывать из банка инкассовые распоряжения перед принятием решения об обращении взыскания на имущество должника.
Предприятие не согласилось с доводами, изложенными в кассационной жалобе, сославшись на то, что во избежание одновременного применения двух способов бесспорного взыскания одной и той же задолженности до принятия решения об обращении взыскания на имущество налоговый орган обязан отозвать из банка инкассовые распоряжения, о чем указано в пункте 3.2 Методических рекомендаций по организации взаимодействия налоговых органов Российской Федерации и службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации при исполнении постановлений налоговых органов о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 13.11.2003 N 289/БГ-3-29/619; по ряду требований об уплате налогов (сборов) и пеней Инспекция пропустила сроки для принятия решения об обращении взыскания на имущество должника.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 03 до 09.11.2004 (статья 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Законность принятых Арбитражным судом Республики Коми решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из представленных в дело документов, в связи с неисполнением Предприятием обязанности по уплате налогов (сборов) налоговый орган направил требования от 11.07.2001 N 385, от 24.09.2001 N 642, от 21.11.2001 N 799, от 18.12.2001 N 839, от 19.02.2002 N 113, от 22.04.2002 N 392, от 08.07.2002 N 607, от 23.08.2002 N 939, от 28.10.2002 N 1138, от 30.12.2002 N 1358, от 28.02.2003 N 60, от 07.04.2003 N 158, от 30.04.2003 N 319, от 12.05.2003 N 404 и от 30.05.2003 N 443, а впоследствии принял решения от 25.07.2001 N 250, от 26.11.2001 N 410, от 26.11.2002 N 415, 09.01.2002 N 529, от 16.04.2002 N 58, от 20.06.2002 N 185, от 13.08.2002 N 275, от 24.10.2002 N 466, от 26.12.2002 N 558, от 25.02.2003 N 104, от 14.03.2003 N 160, от 13.05.2003 N 180, от 06.06.2003 N 241, от 06.06.2003 N 242 и от 11.07.2003 N 313 о принудительном взыскании налогов (сборов) и пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика-организации в банках.
Предъявленные в банки инкассовые распоряжения не были исполнены из-за отсутствия на счетах налогоплательщика денежных средств и помещены в картотеку.
10.09.2003 руководитель Инспекции принял решение N 40 об обращении взыскания задолженности в общей сумме 1 174 746 рублей 13 копеек за счет имущества должника и направил в службу судебных приставов исполнительный документ - постановление от 10.09.2003 N 40 об обращении взыскания на имущество Предприятия.
МУП не согласилось с принятым решением и обжаловало этот ненормативный акт налогового органа в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции сделал вывод о том, что в силу статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган вправе принять решение об обращении взыскания на имущество налогоплательщика-организации только после отзыва инкассовых распоряжений из банка.
К такому же выводу пришел и суд апелляционной инстанции, сославшись на пункт 2 статьи 854 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа счел ее подлежащей удовлетворению по следующим причинам.
Согласно пункту 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика налоговый орган вправе обратить взыскание налога за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика-организации в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 Кодекса. Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации производится по решению руководителя налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Эти положения применяются также при взыскании пени за несвоевременную уплату налога и сбора (пункт 7 статьи 47 Кодекса).
Представленные в дело документы свидетельствуют об отсутствии между сторонами спора относительно размера задолженности по налогам (сборам) и пеням; решения Инспекции о взыскании налогов, сборов и пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках, приняты в пределах сроков, установленных в пункте 3 статьи 46 Кодекса.
Обращение взыскания на имущество должника означает изменение способа исполнения принудительного взыскания задолженности, при этом в статье 47 Кодекса не установлены ни сроки, в течение которых должно быть принято решение об обращении взыскания на имущество, ни обязанность налоговых органов отозвать из банков инкассовые распоряжения.
С учетом изложенного выводы суда первой инстанции о том, что решение об обращении взыскания на имущество должника может быть принято налоговым органом только после отзыва из банков инкассовых распоряжений, являются неправильными и противоречат статье 47 Кодекса.
Ссылка МУП на пункт 3.2 Методических рекомендаций по организации взаимодействия налоговых органов Российской Федерации и службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации при исполнении постановлений налоговых органов о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 13.11.2003 N 289/БГ-3-29/619, в соответствии с которым налоговый орган после получения от службы судебных приставов копии постановления о возбуждении исполнительного производства должен принять решение о приостановлении списания денежных средств в бесспорном порядке со счетов должника (приостановление действия инкассовых распоряжений), не может быть принята во внимание, так как названый# приказ носит межведомственный характер и в силу статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не относится к нормативным правовым актам, которыми руководствуется арбитражный суд при рассмотрении дел.
Кроме этого данные Методические рекомендации изданы после принятия Инспекцией решения от 10.09.2003 N 40 об обращении взыскания на имущество должника и предписывают налоговым органам приостанавливать действие инкассовых распоряжений после вынесения решения об обращении взыскания на имущество и получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства судебным приставом-исполнителем. Несоблюдение налоговым органом указаний Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, которые в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Кодекса являются для него обязательными, может служить основанием для обжалования такого бездействия в вышестоящий налоговый орган.
Довод Предприятия о необходимости распространения сроков, установленных в пункте 3 статьи 46 Кодекса для принятия решения о взыскании налогов, сборов и пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика-организации в банках, на решения об обращении взыскания на имущество должника, является несостоятельным. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27.04.2001 N 7-П к рассматриваемому вопросу не имеет никакого отношения, равно как и пункт 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5.
При таких обстоятельствах решение и постановление Арбитражного суда Республики Коми подлежат отмене, как принятые с неправильным применением норм материального права.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение дела в суде первой инстанции в сумме 1 000 рублей, с апелляционной жалобы в сумме 500 рублей и с кассационной жалобы в сумме 500 рублей (всего - 2 000 рублей) подлежит отнесению на МУП.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 2 части 1), 288 (частями 1 и 2), 289 и 319 (частью 2) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение от 29.06.2004 и постановление апелляционной инстанции от 06.09.2004 Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-2489/2004А отменить.
В удовлетворении требования о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Инте от 10.09.2003 N 40 муниципальному унитарному предприятию, г. Инта, отказать.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия, г. Инта в доход федерального бюджета 2 000 рублей государственной пошлины. Исполнительный лист выдать Арбитражному суду Республики Коми.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 9 ноября 2004 г. по делу N А29-2489/2004а
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании