Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 4 ноября 2004 г. по делу N А29-4399/2004а
(извлечение)
Открытое акционерное общество (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным пункта 4 решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее - Инспекция, налоговый орган) от 24.05.2004 N 83 в части зачета переплаты по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 16 250 рублей в уплату пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет; о признании незаконными действий Инспекции по начислению пени по авансовым платежам по единому социальному налогу за первый квартал 2003 года.
Решением суда первой инстанции от 23.07.2004 заявленное требование удовлетворено.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с выводами суда, Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятый судебный акт по мотивам неправильного применения статей 78, 243 Налогового кодекса Российской Федерации, положений Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Инспекция считает, что без соответствующего заявления налогоплательщика не могла произвести зачет излишне уплаченных в 2002 году страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в счет предстоящих платежей первого квартала 2003 года. Таким образом, она обоснованно начислила пени на недоимку по единому социальному налогу, образовавшуюся в первом квартале 2003 года в результате неправильного применения Обществом налогового вычета на сумму начисленных, но не уплаченных страховых взносов. Вместе с тем налоговый орган вправе самостоятельно произвести зачет излишне уплаченного налога как в счет недоимки по налогу, так и в счет задолженности по пеням, если эта сумма направляется в тот же бюджет, в связи с чем Инспекция правомерно зачла имеющуюся переплату по налогу на прибыль в счет начисленных пеней по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет.
Позицию по делу представитель налогового органа изложил в судебном заседании.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.
Общество, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, представителя в судебное заседание не направило.
Законность принятого Арбитражным судом Республики Коми решения проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, в течение 2002 года Общество производило уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в завышенных размерах, в связи с чем образовалась переплата в сумме 1 983 863 рублей, что подтверждается уточненными расчетами по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за первый квартал, первое полугодие и девять месяцев 2002 года, а также протоколом к ведомости уплаты указанных платежей от 13.02.2003.
Согласно расчету авансовых платежей по страховым взносам за первый квартал 2003 года, представленному страхователем в Инспекцию 21.04.2003, сумма страховых взносов, подлежащая уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации составила 994 664 рубля 70 копеек, однако в связи с наличием переплаты страхователь фактически перечислил в Пенсионный фонд Российской Федерации за указанный период 451 000 рублей.
21.04.2003 Общество представило в Инспекцию расчет по авансовым платежам по единому социальному налогу за первый квартал 2003 года, в котором заявило налоговый вычет по данному налогу в части, зачисляемой в федеральный бюджет, в сумме 994 664 рублей 70 копеек.
Инспекция провела камеральную проверку указанного расчета, в ходе которой сделала вывод о неправильном применении Обществом налогового вычета в размере начисленных, но фактически не уплаченных страховых взносов на сумму 543 664 рублей 70 копеек.
По итогам проверки руководитель налогового органа 18.07.2003 вынес решение N 04-01-11/5 об отказе в привлечении к налоговой ответственности, в котором налогоплательщику предложено уплатить 543 664 рубля 70 копеек доначисленного единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, а также 16 250 рублей пени по нему.
24.05.2004 руководитель Инспекции вынес решение N 83 о зачете имеющейся у Общества переплаты по налогу на прибыль, зачисляемой в федеральный бюджет, в уплату пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет.
Не согласившись с действиями налогового органа по начислению пени за несвоевременную уплату единого социального налога за первый квартал 2003 года и принятым решением от 24.05.2004 N 83 в части зачета переплаты по налогу на прибыль в уплату пени по единому социальному налогу, Общество обжаловало их в арбитражный суд.
Удовлетворив заявленные требования, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался подпунктом 5 пункта 1 статьи 21015, статьями 45, 78, 243 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 24, пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и исходил из того, что Общество правомерно воспользовалось налоговым вычетом по единому социальному налогу, в связи с чем Инспекция незаконно начислила ему пени за неуплату данного налога и зачла их в счет имеющейся переплаты по налогу на прибыль.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи ежемесячно производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 данного Федерального закона. Уплата сумм авансовых платежей производится страхователем ежемесячно. Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее двадцатого числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации. Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.
Таким образом, зачет либо возврат переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшейся при уплате указанных платежей по итогам отчетного или расчетного периода, прямо предусмотрены Федеральным законом об обязательном пенсионном страховании.
Поскольку страховые взносы на обязательное пенсионное страхование имеют персональное целевое назначение и уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, то по правилам статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации образовавшуюся переплату по страховым взносам можно зачесть лишь в уплату этих же платежей и сумм пени по ним.
Таким образом, в случае, если страхователь не воспользовался своим правом на возврат имеющейся переплаты, то налоговый орган вправе самостоятельно произвести зачет излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в счет предстоящих платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование без соответствующего заявления налогоплательщика.
На основании пунктов 2, 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации сумма единого социального налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". В случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.
Суд установил, что по итогам 2002 года у Общества имелась переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере, значительно превышающем сумму не уплаченных им за первый квартал 2003 года страховых взносов. Данный факт налоговый орган не оспаривает. Общество за возвратом данной суммы в налоговый орган не обратилось.
При таких обстоятельствах в первом квартале 2003 года у Общества отсутствовала недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, в связи с чем налоговый вычет по единому социальному налогу в размере начисленных за указанный период страховых взносов применен им правильно.
Занижение суммы единого социального налога налогоплательщиком не допущено.
С учетом изложенного выводы Арбитражного суда Республики Коми о незаконном начислении Обществу пени за неуплату единого социального налога в результате необоснованно примененного вычета на сумму начисленных, но не уплаченных страховых взносов, а также о признании недействительным пункта 4 решения налогового органа в части перевода переплаты по налогу на прибыль в уплату этих пени, являются правомерными.
Выводы суда сделаны на основе всестороннего, полного и объективного исследования доказательств, представленных в дело, и им не противоречат.
Нормы материального права применены судом верно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены вынесенного судебного акта, судом не допущено.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными.
Вопрос о взыскании государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение от 23.07.2004 Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-4399/2004а оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 4 ноября 2004 г. по делу N А29-4399/2004а
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании