Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 20 декабря 2004 г. N А17-2536/5-2004
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью (далее по тексту - ООО, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее по тексту - Инспекция, налоговый орган) от 25.05.2004 N 1.
Решением суда от 13.08.2004 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Инспекция не согласилась с принятым по делу судебным актом и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель считает, что задолженность по дополнительным платежам по налогу на прибыль не подлежит списанию в составе реструктурируемых сумм пеней и штрафов, так как в соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" до 01.01.2002 эти платежи являлись неотъемлемым элементом порядка исчисления и уплаты налога, то есть частью налога, поэтому Инспекция правомерно вынесла оспариваемое решение, которое направлено на устранение допущенных ранее нарушений Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002.
ООО в отзыве на кассационную жалобу и его представители в судебном заседании с доводами налогового органа не согласились, считают решение суда законным и обоснованным.
Инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения жалобы, представителя в судебное заседание не направила.
Законность принятого Арбитражным судом Ивановской области решения проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 05.01.2000 Инспекция приняла решение N 1 о предоставлении ООО права на реструктуризацию задолженности по налогам и сборам, а также по начисленным пеням и штрафам перед федеральным, областным и местным бюджетами в общей сумме 4 303 000 рублей в соответствии с установленным Обществом графиком погашения реструктурированной задолженности.
25.05.2004 решением N 1 Инспекция внесла изменения в ранее утвержденный график, согласно которым задолженность по дополнительным платежам по налогу на прибыль в сумме 2 753 000 рублей, включенная ранее в суммы реструктурированной задолженности в составе пеней и штрафов, перенесена в суммы задолженности по налогам. В пункте 3 этого решения предписано произвести перерасчет процентов за пользование бюджетными средствами.
ООО не согласилось с данным решением налогового органа и обжаловало его в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленное требование, Арбитражный суд Ивановской области руководствовался постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 и утвержденным этим постановлением Порядком проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом. При этом суд исходил из того, что решение от 25.05.2004 N 1 вынесено налоговым органом с превышением полномочий, предоставленных законодательством; названные правовые акты направлены на создание условий для финансового оздоровления предприятий, имеющих задолженность по платежам в бюджет и планирующих погасить ее с учетом установленного порядка проведения реструктуризации, а оспариваемое решение Инспекции влечет за собой неблагоприятные последствия для Общества, так как увеличивает сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, по сравнению с ранее установленной в графике реструктуризации, и также распространяет свое действие на предшествующие принятию решения периоды, что в итоге может привести к прекращению реструктуризации и нарушению условий хозяйствования налогоплательщика.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 115 Федерального закона от 22.02.1999 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" и в целях урегулирования кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом путем ее реструктуризации и создания условий для их финансового оздоровления Правительство Российской Федерации 03.09.1999 приняло постановление N 1002, которым утвердило Порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1999 N 1462 в постановление N 1002 внесены изменения, в частности его действие продлено на период после 1999 года.
В пункте 1 названного Порядка установлены условия и сроки проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридического лица перед федеральным бюджетом по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Указанная задолженность погашается поэтапно на основании решения налогового органа и в соответствии с утвержденными им графиками.
Согласно пункту 4 Порядка в случае принятия решения о реструктуризации задолженности организации по обязательным платежам в федеральный бюджет ей предоставляется право равномерной уплаты задолженности по налогам и сборам в течение шести лет, по пеням и штрафам - в течение четырех лет после погашения задолженности по налогам и сборам.
С сумм задолженности по налогам и сборам ежеквартально, не позднее 15 числа последнего месяца квартала, уплачиваются проценты исходя из расчета одной десятой годовой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату вступления в силу настоящего Порядка. Проценты начисляются исходя из суммы непогашенной задолженности на дату уплаты процентов.
Дополнительное решение о реструктуризации задолженности по начисленным пеням и штрафам по состоянию на дату принятия решения о реструктуризации в отношении организации, по которой решение о реструктуризации задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет принято до 1 января 2001 г., может быть принято на основании дополнительного заявления организации по сумме, не превышающей величину задолженности по пеням и штрафам, в том числе признаваемым организацией к взысканию, по состоянию на дату подачи дополнительного заявления (пункт 3 Порядка).
В соответствии с пунктом 5 Порядка организация имеет право произвести досрочное погашение задолженности по налогам и сборам.
При погашении половины реструктурируемой задолженности в течение 2 лет и полном и своевременном внесении текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 2 лет после принятия решения о реструктуризации Министерство финансов Российской Федерации по представлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам или его территориального органа производит списание половины долга по пеням и штрафам (в том числе признаваемых плательщиком к взысканию).
При погашении реструктурируемой задолженности в течение 4 лет и полном и своевременном внесении налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 4 лет производится полное списание задолженности по пеням и штрафам (в том числе признаваемых плательщиком к взысканию).
В силу пунктов 7, 8 Порядка организация утрачивает право на реструктуризацию по обязательным платежам в федеральный бюджет при наличии на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате в федеральный бюджет текущих налоговых платежей, включая авансовые платежи (взносы) по налогам с налоговым периодом, превышающим один месяц, а также при неуплате платежей, установленных графиком, если иное не предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 г. N 1002. В этом случае налоговый орган по месту нахождения организации, принявший решение о реструктуризации кредиторской задолженности, в месячный срок принимает решение о прекращении его действия.
Возможность внесения налоговым органом изменений в решение о предоставлении права на реструктуризацию задолженности по налогам и сборам и соответственно в график погашения реструктурированной задолженности названным Порядком не предусмотрена.
Таким образом, Инспекция не вправе была вносить изменения в ранее принятое ею решение о предоставлении ООО права на реструктуризацию задолженности по налогам и сборам и корректировать график погашения реструктурированной задолженности Общества. Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, оспариваемое решение Инспекции влечет за собой неблагоприятные последствия для Общества, так как увеличивает сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, по сравнению с ранее установленной в графике реструктуризации, и также распространяет свое действие на предшествующие принятию решения периоды, что в итоге может привести к прекращению реструктуризации и нарушению условий хозяйствования налогоплательщика.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Ивановской области обоснованно удовлетворил требование ООО и признал решение Инспекции от 25.05.2004 N 1 недействительным.
С учетом изложенного Арбитражный суд Ивановской области правильно применил нормы материального права; не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины с кассационной жалобы судом не рассматривался, так как на основании пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" налоговые органы освобождены от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 13.08.2004 по делу N А17-2536/5-2004 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 декабря 2004 г. по делу N А17-2536/5-2004
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании