Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 24 января 2005 г. по делу N А11-4441/2004-К2-Е-3180
(извлечение)
Федеральное государственное учреждение (далее по тексту - ФГУ, Лесхоз) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее по тексту - Инспекция, налоговой орган) от 06.05.2004 N 08-28/5 в части доначисления 90 900 рублей налога на прибыль, 19 428 рублей пеней по налогу на прибыль, 18 180 рублей штрафа за неуплату этого налога, 576 034 рублей налога на добавленную стоимость, 150 590 рублей пеней по этому налогу и 78 288 рублей штрафа за его неуплату.
Решением суда от 26.08.2004 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 27.10.2004 решение суда оставлено без изменения.
ФГУ не согласилось с принятыми по делу судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель считает, что суд неправильно применил статьи 39, 54, 143, 156, пункт 8 статьи 251, пункт 2 статьи 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации, статью 120, подпункт 2 пункта 4 статьи 214, статьи 296, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 43, 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 17, 19, пункт 3 статьи 46, статьи 51, 53, 72, 73, 74, 91, 108 Лесного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации", Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2002 год", постановление Правительства Российской Федерации от 07.12.2001 N 860 "О Федеральной целевой программе "Экология и природные ресурсы России на 2002 - 2010 годы", пункт 7 Санитарных правил в лесах Российской Федерации, утвержденных приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 15.01.1998 N 10, пункт 10 Инструкции о порядке финансирования операционных расходов предприятий и организаций лесного хозяйства, утвержденной Министерством финансов СССР, Государственным комитетом СССР по лесному хозяйству, Государственным банком СССР от 14.07.1987 N 159/183/116-87, пункт 32.1 приказа Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 20.12.2000 N БГ-3-03/447 "Об утверждении методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость", приказы Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.1999 N 107н "Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях" и от 11.12.2002 N 127н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации"; неправомерно сослался на подпункт 17 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации.
По мнению Лесхоза, он не является плательщиком налога на добавленную стоимость и налога на прибыль, поскольку древесина, полученная от проведения мер рубок ухода за лесом, является государственным имуществом, формирующим казну Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, вследствие чего средства, полученные от ее продажи, подлежат зачислению в соответствующие бюджеты в полном объеме. Бюджетный кодекс Российской Федерации не предусматривает уплату налогов с таких доходов. Рубки ухода за лесами и реализация древесины, полученной в результате выполнения этих операций, являются государственными функциями, направленными на воспроизводство леса. Средства, полученные лесхозом за древесину от рубок ухода за лесом, являются не доходами от предпринимательской деятельности, а целевыми бюджетными средствами, направляемыми Лесхозом на содержание бюджетного учреждения и ведение уставной деятельности.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителями в судебном заседании.
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу и ее представители в судебном заседании с доводами Лесхоза не согласились, считают решение и постановление апелляционной инстанции законными и обоснованными.
Законность принятых Арбитражным судом Владимирской области судебных актов проверена Федеральным Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку ФГУ по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2000 по 31.12.2002, в ходе которой, в частности, установила неуплату налога на прибыль за 2002 год в сумме 90 900 рублей и налога на добавленную стоимость за 2-е полугодие 2002 года в сумме 576 034 рублей вследствие невключения в налогооблагаемые обороты по этим налогам операций по реализации древесины, полученной от рубок ухода за лесом.
Результаты проверки отражены в акте от 17.02.2004 N 08-28/2, на основании которого заместитель руководителя Инспекции принял решение от 06.05.2004 N 08-28/5 о привлечении ФГУ к налоговой ответственности, предусмотренной в пункте 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 18 180 рублей за неуплату налога на прибыль и 78 288 рублей за неуплату налога на добавленную стоимость. В этом же решении Лесхозу предложено перечислить в бюджет неуплаченные суммы налогов и соответствующие им суммы пеней.
ФГУ не согласилось с решением налогового органа и обжаловало его в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 38, 39, 143, подпунктом 4 пункта 2 статьи 146, статьями 246, 247, 247, 251, 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 53, 91, 108 Лесного кодекса Российской Федерации. При этом суд исходил из того, что обязанность выполнения лесхозами деятельности по реализации древесины, полученной от рубок ухода за лесом ни Лесным кодексом Российской Федерации, ни иными законодательными актами не установлена; доходы, полученные от данной деятельности, не подпадают под доходы, не подлежащие налогообложению, поэтому указанные операции подлежат обложению налогом на добавленную стоимость, а доход, полученный от их проведения, - налогом на прибыль на общих основаниях.
Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции и оставила его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 53 Лесного кодекса Российской Федерации территориальные органы федерального органа управления лесным хозяйством включают в себя органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством, в том числе лесхозы-техникумы, опытные и другие специализированные лесхозы. Лесхозы и национальные парки федерального органа управления лесным хозяйством осуществляют ведение лесного хозяйства в той мере, в какой это необходимо для осуществления функций государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов.
Лесхоз в соответствии с Положением о лесхозе является юридическим лицом - государственным учреждением, имеет самостоятельный баланс, бюджетный, текущий и иные счета в органах федерального казначейства и банках, осуществляет уход за лесами, в том числе рубки промежуточного пользования, если нет иного исполнителя этих рубок, принимает меры по эффективному воспроизводству лесов, созданию новых лесов.
В статье 143 части второй Налогового кодекса Российской Федерации определено, что плательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации и индивидуальные предприниматели.
Операции, признаваемые и не признаваемые объектом налогообложения, указаны в пунктах 1 и 2 статьи 146 Кодекса.
Согласно статье 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг). В подпункте 4 пункта 2 этой статьи предусмотрено, что не признается объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них функций (исключительных полномочий в определенной сфере деятельности - в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.
Льготы по налогу на добавленную стоимость предоставлены лесхозам подпунктом 17 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому освобождаются от налогообложения лесные подати, арендная плата за пользование лесным фондом и другие платежи в бюджет за право пользования природными ресурсами. Освобождение от налогообложения реализации товаров, в том числе древесины, полученной от мер ухода за лесом и в результате осуществления рубок промежуточного пользования, законодательством не установлено.
Подпункт 4 пункта 2 статьи 146 Кодекса также не исключает реализацию товаров из предусмотренных пунктом 1 этой статьи объектов налогообложения.
В данном случае Лесхоз осуществлял реализацию древесины, полученной от мер ухода за лесом и в результате осуществления рубок промежуточного пользования.
В соответствии с пунктом 3 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации, а реализацией товаров в силу пункта 1 статьи 39 Кодекса признается передача на возмездной основе права собственности на товар, следовательно, Лесхоз в проверяемый период осуществлял операции по реализации товаров (древесины).
Кроме того, операции по реализации указанной древесины не являются исключительными полномочиями лесхоза, поскольку в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации данные операции могут выполняться и лесопользователями.
Таким образом, операции по реализации древесины, полученной от мер ухода за лесом и в результате осуществления рубок промежуточного пользования, подлежат налогообложению на общих основаниях и, соответственно, налог на добавленную стоимость с операций по реализации древесины, полученной от рубок ухода за лесом, доначислен налоговым органом Лесхозу правомерно.
В статье 246 Кодекса установлено, что плательщиками налога на прибыль организаций являются российские организации.
Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Для российских организаций прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определяемых настоящей главой (статья 247 Налогового кодекса Российской Федерации).
При определении налоговой базы налога на прибыль не учитывается имущество, полученное организациями в рамках целевого финансирования. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией - источником целевого финансирования в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения (подпункт 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 108 Лесного кодекса Российской Федерации расходы на содержание федерального органа управления лесным хозяйством финансируются за счет средств федерального бюджета.
В пункте 2 статьи 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные акты Российской Федерации") установлено, что доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Таким образом, с 2002 года прибыль, полученная Лесхозом от деятельности, приносящей доход, облагается налогом на прибыль на общих основаниях и Лесхоз вправе использовать эти средства на финансирование определенных Лесным кодексом Российской Федерации функций только после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Следовательно, доход от реализации древесины, полученной от рубок ухода за лесом, Лесхоз должен был включить в налоговую базу по налогу на прибыль, исчислить и уплатить с него налог.
С учетом изложенного Арбитражный суд Владимирской области правомерно отказал ФГУ в удовлетворении заявленного им требования.
Вопрос о взыскании с Лесхоза государственной пошлины с кассационной жалобы судом не рассматривался, поскольку заявитель был освобожден от ее уплаты на основании пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине", действовавшего на момент подачи жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение от 26.08.2004 и постановление апелляционной инстанции от 27.10.2004 Арбитражного суда Владимирской области по делу N А11-4441/2004-К2-Е-3180 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного учреждения - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 января 2005 г. по делу N А11-4441/2004-К2-Е-3180
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании