Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 31 января 2005 г. N А29-134/2004-1э
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Павлова В.Ю.,
судей Конкиной И.И., Шишкиной Е.Н.,
при участии представителей в судебном заседании 25.01.2005 от истца: Черемискиной Н.Л. по доверенности от 13.06.2004,
от Министерства финансов Республики Коми: Бобрышевой Н.А. по доверенности от 06.12.2004,
при участии представителей в судебном заседании 31.01.2005 от ответчика: Бамбиной С.В. по доверенности от 03.03.2004,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Министерства финансов Республики Коми на решение от 09.08.2004 и постановление апелляционной инстанции от 10.11.2004 по делу N А29-134/2004-1э Арбитражного суда Республики Коми, принятые судьями Марковой О.В., Дончевской О.А., Тугаревым С.В., Юркиной Л.Ю., по иску общества с ограниченной ответственностью "Санаторий "Колос" к Министерству Республики Коми по социальным вопросам, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми, Министерству финансов Республики Коми, Контрольно-ревизионному управлению Министерства финансов Российской Федерации по Республике Коми, Министерству труда и социального развития Республики Коми о взыскании 1 882 370 рублей неосновательного обогащения и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Санаторий "Колос" обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству Республики Коми по социальным вопросам, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми, Министерству финансов Республики Коми, КРУ Минфина России по Республике Коми, Министерству труда и социального развития Республики Коми о взыскании 1 882 370 рублей неосновательного обогащения, возникшего в связи с неоплатой ответчиками полученных санаторно-курортных путевок.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление по социальным вопросам МО "Город Сыктывкар", Управление по социальным вопросам МО "Город Сосногорск", Управление по социальным вопросам МО "Город Усинск", Управление по социальным вопросам МО "Город Печора и подчиненная ему территория", Управление по социальным вопросам МО "Город Инта", Управление по социальным вопросам МО "Город Воркута", Управление по социальным вопросам МО "Княжпогосткий район", Управление по социальным вопросам МО "Эжвинский район города Сыктывкар", Управление по социальным вопросам "Корткеросский район", Управление по социальным вопросам МО "Удорский район", Управление по социальным вопросам МО "Троицко-Печорский район", Управление по социальным вопросам МО "Койгородский район", Управление по социальным вопросам МО "Усть-Вымский район", Управление по социальным вопросам МО "Сысольский район".
Решением от 09.08.2004 заявленные требования удовлетворены: с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ООО "Санаторий "Колос" взысканы убытки в сумме 24 870 рублей, с Министерства финансов Республики Коми за счет казны Республики Коми в пользу ООО "Санаторий "Колос" взысканы убытки в сумме 1 857 500 рублей.
Постановлением апелляционной инстанции названное решение изменено. Исковые требования в сумме 1 882 370 рублей удовлетворены за счет Министерства финансов Республики Коми за счет казны Республики Коми.
Не согласившись с вынесенными по делу решением и постановлением, Министерство финансов Республики Коми обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просило отменить их в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя, суд неправильно применил к спорным правоотношениям статьи 1064, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как им произведено в полном объеме финансирование расходов в соответствии с Законом Республики Коми "О социальной защите ветеранов, членов их семей и лиц пожилого возраста" по оплате санаторно-курортных путевок, а поэтому на него не могут налагаться обязанности по выплате средств сверх сумм, предусмотренных бюджетом Республики Коми. Кроме того, суд нарушил статью 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как Министерство финансов не является уполномоченным органом по осуществлению прав собственника от имени Республики Коми.
Министерство финансов Российской Федерации отзывом на кассационную жалобу отклонило доводы заявителя и просило оставить постановление апелляционной инстанции без изменения. При надлежащем извещении о времени и месте слушания дела явку представителей в третью инстанцию обеспечили истец и Министерство финансов Республики Коми.
В соответствии с требованиями статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в заседании объявлен перерыв до 13 часов 30 минут 31.01.2005.
Законность решения и постановления Арбитражного суда Республики Коми проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы кассационного производства и заслушав полномочных представителей сторон, суд третьей инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.
Министерство Республики Коми по социальным вопросам и общество с ограниченной ответственностью "Санаторий "Колос" заключили договоры от 04.11.2002 и 23.04.2003 на обслуживание ветеранов войны и труда по санаторно-курортному лечению граждан, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Коми имеют право на льготы.
По условиям названного договора ООО "Санаторий "Колос" передало Министерству Республики Коми по социальным вопросам 510 путевок на санаторно-курортное лечение льготных категорий граждан на сумму 5 721 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 22.12.2003 по делу N А29-7106/03-1э указанные договоры признаны ничтожными, как заключенные с нарушением бюджетного законодательства о размещении государственного заказа на соответствующие услуги без проведения конкурса.
В связи с тем, что ответчик оплатил стоимость предоставленных путевок не в полном объеме, общество с ограниченной ответственностью "Санаторий "Колос" обратилось с исковым заявлением о взыскании неосновательного обогащения в размере 1 882 370 рублей.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Кодекса.
Правила, установленные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В силу статьи 1103 названного Кодекса правила главы 60 "Неосновательное обогащение" подлежат применению также к требованиям о возврате исполненного по недействительной сделке.
Согласно статье 1105 Кодекса в случае невозможности возвратить в натуре неосновательно полученное или сбереженное имущество приобретатель должен возместить потерпевшему действительную стоимость этого имущества на момент его приобретения, а также убытки, вызванные последующим изменением стоимости имущества, если приобретатель не возместил его стоимость немедленно после того, как узнал о неосновательности обогащения.
Как следует из материалов дела истцом фактически оказаны услуги по санаторно-курортному лечению в 2003 году на сумму 5 337 000 рублей, из которых оплачено за счет средств федерального бюджета 2 659 230 рублей и за счет средств республиканского бюджета 747 400 рублей. Кроме того, 48 000 рублей внесены в качестве оплаты гражданами, не имеющими льгот, но использовавшими путевки, приобретенные Министерством по социальным вопросам.
Разница между стоимостью оказанных услуг и произведенной оплатой составляет 1 882 370 рублей, подлежащих взысканию с Министерства по социальным вопросам Республики Коми, которое постановлением Правительства Республики Коми ликвидировано, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись от 04.08.2004.
Ликвидированное юридическое лицо в силу Положения о Министерстве Республики Коми по социальным вопросам, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 28.10.2002 N 172, являлось органом исполнительной власти в области социальной защиты населения, финансируемым за счет средств бюджета Республики Коми, а по своей организационно-правовой форме - учреждением.
Согласно пункту 6 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации при недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения - денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.
В силу статьи 125 Кодекса от имени субъекта Российской Федерации могут своими действиями осуществлять имущественные обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от 30.04.2002 N 49 органом, обеспечивающим проведение единой государственной финансовой политики в Республике Коми, является Министерство финансов Республики Коми, то есть от имени субъекта Российской Федерации при решении споров о взыскании с Республики Коми за счет ее казны денежных средств выступает Министерство финансов Республики Коми.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил исковые требования за счет Министерства финансов Республики Коми.
Суд третьей инстанции полагает, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению в силу изложенного, как не соответствующие действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе предусмотренных в пункте 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора не установлено.
В соответствии со статьей 33.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство финансов Республики Коми освобождено от уплаты государственной пошлины, поэтому последняя с него не взыскивается.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка и имеется в виду статья 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение от 09.08.2004 и постановление апелляционной инстанции от 10.11.2004 Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-134/2004-1э оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Республики Коми - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Ю. Павлов |
Е.Н. Шишкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 1105 Кодекса в случае невозможности возвратить в натуре неосновательно полученное или сбереженное имущество приобретатель должен возместить потерпевшему действительную стоимость этого имущества на момент его приобретения, а также убытки, вызванные последующим изменением стоимости имущества, если приобретатель не возместил его стоимость немедленно после того, как узнал о неосновательности обогащения.
...
Согласно пункту 6 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации при недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения - денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.
В силу статьи 125 Кодекса от имени субъекта Российской Федерации могут своими действиями осуществлять имущественные обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 31 января 2005 г. по делу N А29-134/2004-1э
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Хронология рассмотрения дела:
31.01.2005 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N А29-134/2004-1Э