Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 15 апреля 2005 г. N А29-5247/2004а
(извлечение)
Индивидуальный предприниматель обратился в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным решения Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (после реорганизации - Управление Федеральной налоговой службы России, далее - Управление, налоговый орган) от 13.05.2004 N 43дл и обязании Управления устранить допущенное нарушение.
Решением суда от 14.09.2004 оспариваемый акт налогового органа признан незаконным в части отказа в начислении и возврате процентов на суммы излишне взысканного налога с продаж в сумме 33 479 рублей, пеней в сумме 6 359 рублей и 7 286 рублей штрафа. Суд обязал Управление начислить и возвратить предпринимателю проценты на суммы излишне взысканного налога с продаж в сумме 33 479 рублей, пеней в сумме 6 359 рублей и 7 286 рублей штрафа. В удовлетворении заявления о начислении процентов на суммы пеней по налогу на добавленную стоимость отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 22.12.2004 решение суда изменено: решение налогового органа от 31.05.2004 N 43дл признано незаконным; суд обязал Управление устранить допущенное нарушение прав и интересов предпринимателя. В остальной части требований отказано.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами в части удовлетворенных требований предпринимателя и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель считает, что суд неправильно применил статью 79 Налогового кодекса Российской Федерации.
По мнению налогового органа, предпринимателю правомерно отказано в начислении процентов на взысканную сумму налога с продаж, пеней и штрафа, поскольку положения статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривают возврат излишне взысканного налога и пеней только в случаях их взыскания в нарушение действующего законодательства о налогах и сборах. В рассматриваемом случае решение о взыскании налога и пеней было принято в соответствии с действующим на тот момент законодательством, то есть было правомерным. Кроме того, статья 79 Кодекса не распространяет действие на незаконно взысканные суммы штрафа.
Предприниматель отзыв на кассационную жалобу не представил.
Рассмотрение кассационной жалобы судом откладывалось в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11.04.2005).
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал позицию, изложенную в кассационной жалобе.
Предприниматель просил рассмотреть кассационную жалобу в его отсутствие.
Законность принятых Арбитражным судом Республики Коми судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, предприниматель зарегистрирован администрацией города Печора в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, о чем ему выдано свидетельство от 01.03.1994 N 107.
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Печоре (далее - Инспекция) в результате выездной налоговой проверки установила, что предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, налог с продаж не уплачивал, в связи с чем приняла решение от 01.12.1999 N 457 о взыскании с предпринимателя 33 479 рублей налога с продаж, пеней в сумме 6 359 рублей и 7 286 рублей 88 копеек штрафа.
Арбитражный суд Республики Коми решением от 08.02.2000 по делу N А29-7424/99А-7432/99А признал правомерным указанное решение налогового органа.
На основании постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2003 N 11-П "По делу о проверке конституционности положений федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, регулирующего налогообложение субъектов малого предпринимательства - индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, в связи с жалобами ряда граждан", признавшего неконституционным возложение на индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, обязанности по уплате налога с продаж, решение Арбитражного суда Республики Коми от 08.02.2000 пересмотрено по вновь открывшимся обстоятельствам.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 27.08.2003 ненормативный акт Инспекции от 01.12.1999 N 457 признан недействительным; суд обязал налоговый орган возвратить предпринимателю налог с продаж в сумме 33 479 рублей, пени в сумме 6 359 рублей и штраф в размере 7 286 рублей 88 копеек.
Указанные суммы возвращены предпринимателю (решение Инспекции от 20.10.2003 N 2996).
Предприниматель обратился в Инспекцию с заявлениями от 25.09 и 09.11.2003 о выплате ему на основании пункта 4 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации, процентов, начисленных на суммы возращенного# налога и пеней.
Инспекция в письме от 09.12.2003 N 01-114/11108.1 отказала предпринимателю в исчислении компенсации, сославшись на отсутствие компетенции в принятии такого решения.
Посчитав отказ возвратить сумму начисленных процентов на суммы излишне взысканного налога с продаж и пеней незаконным, Предприниматель 06.04.2004 обратился в Управление с жалобой на действия (бездействие) Инспекции.
Управление решением от 13.05.2004 N 43дл жалобу предпринимателя на бездействие Инспекции в части начисления процентов в соответствии с пунктом 4 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации оставила без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и обязании Управления устранить допущенное нарушение путем удовлетворения жалобы от 06.04.2004.
Удовлетворив заявление Предпринимателя, суд первой инстанции руководствовался статьями 79, 137, 138 и 140 Налогового кодекса Российской Федерации и исходил из того, что налоговый орган неправомерно отказал предпринимателю в возврате процентов на суммы излишне взысканного налога с продаж, пеней и штрафа.
Суд апелляционной инстанции подтвердил правомерность судебного решения в части признания незаконным оспариваемого акта налогового органа, указав при этом, что заявление Предпринимателя по существу налоговым органом рассмотрено не было. Вместе с тем, установив, что суд первой инстанции вышел за пределы заявленных требований (обязав Управление произвести начисление и возврат предпринимателю процентов на сумму излишне взысканного налога, пени и штрафа), апелляционная инстанция изменила решение суда первой инстанции, возложив на вышестоящий налоговый орган обязанность рассмотреть заявление предпринимателя по существу путем принятия решения в соответствии со статьей 79 Налогового кодекса Российской Федерации.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа рассмотрел кассационную жалобу и не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику.
Согласно пункту 4 той же статьи сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на нее процентами за счет общих поступлений в бюджет (внебюджетный фонд), в который были зачислены суммы излишне взысканного налога. Проценты на указанную сумму начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Правила настоящей статьи применяются также в отношении сборов и пеней (пункт 7 статьи 79 Кодекса).
Из изложенного следует, что налогоплательщик вправе требовать уплаты государством процентов за весь период пользования неправомерно изъятыми у него денежными средствами.
Доводы заявителя о том, что решение о взыскании налога с продаж и пеней было принято в соответствии с действующим на тот момент законодательством, в связи с чем спорные суммы не являются излишне взысканными и у налогового органа отсутствовали основания для начисления на них процентов, суд кассационной инстанции во внимание не принимает в силу следующего.
Положения статьи 79 Кодекса, регламентирующие возврат излишне взысканного налога, сбора, а также пеней, предусматривают в качестве основания для начисления процентов факт излишнего взыскания налога и пеней.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 27.08.2003 решение Инспекции от 01.12.1999 N 457 о взыскании с Предпринимателя налога с продаж и пеней признано недействительным, суд обязал вернуть предпринимателю указанные суммы.
Таким образом, в соответствии с судебным актом суммы налога с продаж и пеней, поступившие в бюджет во исполнение незаконного решения налогового органа, признаны излишне взысканными, в связи с чем в рассматриваемой ситуации нормы статьи 79 Кодекса подлежат применению независимо от оснований, которым руководствовалась Инспекция при принятии решения от 01.12.1999 N 457.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
Вместе с тем суд кассационной инстанции считает ошибочной ссылку в судебных актах на статью 79 Налогового кодекса Российской Федерации в части начисления процентов на сумму незаконно взысканного с Предпринимателя штрафа, что, однако, не повлияло на правильность принятых судебных актов.
Названная норма предусматривает начисление процентов только на суммы излишне взысканного налога и пеней и не распространяет свое действие на незаконно взысканные суммы штрафа. Кроме того, из материалов дела видно, что предприниматель требования о начислении процентов на взысканные суммы штрафов не заявлял.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, суд не допустил.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривания, поскольку Инспекция освобождена от ее уплаты на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение от 14.09.2004 и постановление апелляционной инстанции от 22.12.2004 Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-5247/2004а оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы России - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 апреля 2005 г. по делу N А29-5247/2004а
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании