Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 13 апреля 2005 г. N А29-8633/2004а
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Нефтяная компания "Коми ТЭК" (далее - Общество, Компания "Коми ТЭК") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным решения от 08.09.2004 N 9 государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми в лице филиала N 5 (далее - фонд социального страхования, страховщик) о непринятии к зачету расходов страхователя в сумме 35 822 рублей.
Решением суда от 26.11.2004 заявленное требование удовлетворено частично: признано недействительным решение государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми в лице филиала N 5 от 08.09.2004 N 9 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем на цели обязательного социального страхования, в сумме 3 767 рублей 37 копеек. В остальной части заявленного требования отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 04.02.2005 решение оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами в части отказа в удовлетворении требований, Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их по мотивам неправильного применения норм материального права.
Заявитель считает, что поскольку является производственным предприятием, то при исчислении и выплате пособий по временной нетрудоспособности имеет право применять районный коэффициент в размере 1,5 (установленный в постановлении Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС от 06.08.1971 N 316/22). Фонд социального страхования при вынесении решения о непринятии к зачету расходов, произведенных Обществом на цели обязательного социального страхования, необоснованно использовал районный коэффициент в размере 1,3 (установленный для непроизводственных отраслей), так как в федеральном законе отсутствует такое ограничение.
Кроме того, в соответствии с Указом Главы Республики Коми от 03.07.1998 N 232 "Об упорядочении районных коэффициентов на территории Республики Коми" для Усинска также утвержден районный коэффициент 1,5.
В отзыве на кассационную жалобу фонд социального страхования против доводов заявителя возразил, указав на законность принятых судебных актов.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направило.
Законность принятых Арбитражным судом Республики Коми судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, фонд социального страхования провел проверку Компании "Коми ТЭК" по вопросам правильности расходования средств на цели обязательного социального страхования за период с 01.09.2001 по 01.07.2004, результаты которой оформлены актом от 09.08.2004 N 5015с/с.
В ходе проверки проверяющие, в частности, установили, что Общество исчислило размер пособий по временной нетрудоспособности с учетом районного коэффициента 1,5, тогда как, по мнению фонда социального страхования, следовало учитывать районный коэффициент 1,3. Неправильное применение коэффициента повлекло излишнее начисление пособий в сумме 32 054 рублей 63 копеек.
По результатам проверки руководитель фонда социального страхования вынес решение от 16.05.2003 N 73 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем на цели обязательного социального страхования в указанной сумме.
Общество не согласилось с решением страховщика и обжаловало его в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требования в оспариваемой части, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался статьей 10 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", статьей 15 Федерального закона от 11.02.2002 N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год", статьями 316, 423 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 55 постановления Совета Министров РСФСР от 20.03.1991 N 162 "О реформе розничных цен и социальной защите населения РСФСР" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.1995 N 884), постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 04.09.1964 N 380/П-18 и пришел к выводу об отсутствии оснований для признания недействительным решения фонда социального страхования в оспариваемой части.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения по следующим причинам.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" денежные средства бюджетов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах обязательного социального страхования на очередной финансовый год. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов обязательного социального страхования не допускается.
Материалы дела свидетельствуют, что выявленные в ходе проверки спорные нарушения установлены в период с марта 2002 года по август 2003 года включительно, поэтому применению подлежат положения Федерального закона от 11.02.2002 N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год".
Статьей 15 названного Закона установлено, что максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц не могут превышать 11 700 руб. В районах и местностях, где в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам определяются с учетом этих коэффициентов.
В статье 10 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (с учетом внесенных изменений и дополнений) предусмотрено установление единого для всех производственных и непроизводственных отраслей районного коэффициента к заработной плате.
В соответствии со статьей 316 Трудового кодекса Российской Федерации размер районного коэффициента к заработной плате и порядок его выплаты устанавливаются федеральным законом.
Между тем единый районный коэффициент не установлен.
Статьей 423 этого же Кодекса предусмотрено, что нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.
До настоящего времени вопрос об установлении размера единого районного коэффициента к заработной плате федеральным законом не установлен, поэтому в рассматриваемой ситуации подлежит применению пункт 55 постановления Совета Министров РСФСР от 20.03.1991 N 162 "О реформе розничных цен и социальной защите населения РСФСР" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.1995 N 884), в соответствии с которым в районах и местностях, где применяются коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, пенсии и пособия выплачиваются с учетом коэффициентов, применяемых для работников непроизводственных отраслей.
Районные коэффициенты к заработной плате работников непроизводственных отраслей, расположенных в Республике Коми, установлены постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 04.09.1964 N 380/П-18. В частности, в городе Усинске (до 1975 года поселок Усинск входил в состав Печорского района Коми АССР - Указ Президиума ВС РСФСР от 21.02.1975), где находится Общество, он равен 1,3.
Довод заявителя жалобы о том, что Общество правомерно производило выплату пособий по временной нетрудоспособности с учетом районного коэффициента к заработной плате 1,5, установленного для города Усинска Указом Главы Республики Коми от 03.07.1998 N 232 "Об упорядочении применения районных коэффициентов на территории Республики Коми", отклоняется судом кассационной инстанции в силу следующего.
При определении размеров гарантированных государством пособий и их выплате применяются районные коэффициенты к заработной плате работников непроизводственных отраслей, установленные на федеральном уровне. Каких-либо исключений о возможности исчисления пособий с учетом иного размера районных коэффициентов, применяемых для работников непроизводственных отраслей, в рассмотренных нормативных правовых актах не содержится.
Ссылка заявителя на постановление Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС от 06.08.1971 N 316/22 "О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих, занятых на работах по освоению и обустройству нефтяных и газовых месторождений в северных районах Коми АССР" является несостоятельной, поскольку указанный документ касается коэффициентов к заработной плате, установленных в повышенных размерах в виде исключения для работников отдельной отрасли и для отдельных территорий, расходы на которые осуществляются в пределах фонда заработной платы за счет средств предприятий и организаций.
С учетом изложенного решение от 08.09.2004 N 9 соответствует законодательству, регулирующему вопросы в сфере расходования средств Фонда социального страхования Российской Федерации, являющихся федеральной государственной собственностью.
Следовательно, Арбитражный суд Республики Коми правомерно отказал Обществу в удовлетворении требования о признании решения фонда социального страхования незаконным.
Арбитражный суд Республики Коми нормы материального права применил верно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Поэтому данные судебные акты являются законными и отмене не подлежат.
Расходы по государственной пошлине с кассационной жалобы относятся на заявителя в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение от 26.11.2004 и постановление апелляционной инстанции от 04.02.2005 Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-8633/2004а оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Нефтяная компания "Коми ТЭК" - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине с кассационной жалобы отнести на открытое акционерное общество "Нефтяная компания "Коми ТЭК".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 апреля 2005 г. по делу N А29-8633/2004а
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании