Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 21 июля 2005 г. N А79-5822/2004-СК1-5433
(извлечение)
Закрытое акционерное общество (далее - ЗАО, Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании частично недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России (далее - Инспекция, налоговый орган) от 30.06.2004 N 12-27/115.
Инспекция заявила встречное требование о взыскании с ЗАО налоговых санкций в сумме 1 949 984 рублей.
Решением суда от 14.02.2005, с учетом определения об исправлении опечатки от 14.03.2005, требование Общества удовлетворено. Встречное заявление Инспекции удовлетворено частично в сумме 77 295 рублей. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 13.04.2005 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами в части удовлетворения требований налогоплательщика о взыскании налога на добавленную стоимость со стоимости санаторно-курортных услуг, оказываемых Обществом в сумме 422 988 рублей, штрафных санкций в размере 84 600 рублей и пеней в сумме 186 799 рублей, списания дебиторской задолженности в размере 4 130 671 рубль и отказа в удовлетворении встречных требований Инспекции о взыскании указанных штрафных санкций, Инспекция Федеральной налоговой службы России обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в обжалуемой части.
Заявитель считает, что суд неправильно применил нормы материального права, а именно подпункт 3 пункта 1 статьи 148, подпункт 18 пункта 3 статьи 149, пункт 4 статьи 149, статью 265 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 77 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 N 34н, статью 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". По его мнению, Общество оказывало туроператорские, а не санаторно-курортные услуги. Данные услуги не освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость. Инспекция полагает, что Общество необоснованно списало на расходы в 2002 году дебиторскую задолженность, так как письменного подтверждения факта ликвидации ООО от ЗАО не поступало.
Представитель Инспекции в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании Общество против доводов заявителя возразило, считает принятые решение и постановление законными и обоснованными и просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность принятых Арбитражным судом Чувашской Республики судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку ЗАО "ТПК "Березка" по вопросам соблюдения налогового законодательства за период с 01.07.2001 по 30.09.2003.
Результаты проверки отражены в акте от 18.03.2004, на основании которого исполняющий обязанности руководителя налогового органа вынес решение от 30.06.2004 N 12-27/115 о привлечении Общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 84 600 рублей (в обжалуемой части). В этом же решении налогоплательщику предложено уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 422 998 рублей и пени в размере 186 779 рублей. Кроме того, в решении налоговый орган указал, что Общество необоснованно списало на расходы в 2002 году дебиторскую задолженность в сумме 4 130 671 рубля.
ЗАО не согласилось с решением налогового органа и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Налоговый орган обратился в суд со встречным заявлением о взыскании штрафных санкций.
Удовлетворяя требование Общества и отказывая в удовлетворении требования налоговому органу в обжалуемой части, Арбитражный суд Чувашской Республики руководствовался подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 и подпунктом 3 пункта 1 статьи 148 и статьей 265 Налогового кодекса Российской Федерации. Суд указал, что Общество арендовало санаторий на территории Республики Абхазия и непосредственно оказывало услуги в области туризма и отдыха. Правомерность отнесения Обществом дебиторской задолженности на затраты подтверждается представленными в материалы дела документами.
Апелляционная инстанция, руководствуясь аналогичными нормами права, согласилась с выводами суда первой инстанции, оставив по оспариваемым вопросам решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
Согласно пункту 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса Российской Федерации в целях главы "Налог на добавленную стоимость" местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если услуги фактически оказываются на территории Российской Федерации в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, туризма, отдыха и спорта.
На основании пункта 4 статьи 148 Налогового кодекса Российской Федерации документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг), являются:
- контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами;
- документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).
Как следует из материалов дела, ЗАО" арендовало санаторий, расположенный в Гудаутском районе Республики Абхазия, как имущественный комплекс и самостоятельно оказывало услуги по туризму и отдыху на основании туристских путевок.
Суд, оценив представленные Обществом документы, сделал вывод о соблюдении Обществом требований пункта 4 статьи 148 Налогового кодекса Российской Федерации и отсутствии у него объекта налогообложения.
При таких обстоятельствах следует признать, что доводы жалобы Инспекции направлены на переоценку выводов суда, что недопустимо в суде кассационной инстанции.
Ссылка Инспекции на подпункт 18 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации несостоятельна, поскольку данная норма применяется в отношении услуг, оказываемых на территории Российской Федерации.
Доводы налогового органа в части нарушения Обществом обязанности по ведению раздельного учета операций, подлежащих налогообложению, и операций, не подлежащих налогообложению по налогу на добавленную стоимость, отклоняются, поскольку не подтверждаются материалами дела. В акте проверки и в решении налогового органа не указано данное нарушение.
Не может быть принят судом и вывод налогового органа о том, что Общество осуществляло туроператорские услуги, поскольку он сделан без исследования содержания оказываемых услуг, на основе отсутствия у ЗАО лицензии на предоставление санаторно-курортных и оздоровительных услуг. Между тем отсутствие лицензии не свидетельствует о том, что услуги фактически не были оказаны.
В пункте 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта возлагается на орган, который принял акт, решение.
Вывод Инспекции о необоснованном списании на внереализационные расходы в 2002 году дебиторской задолженности в сумме 4 130 671 рубля правомерно отклонен арбитражным судом.
Согласно пункту 2 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей главы к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности в виде суммы безнадежных долгов.
Безнадежными долгами (долгами, нереальными к взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации (пункт 2 статьи 266 Кодекса).
Как следует из материалов дела и подтверждено представителем Общества, сведения об ООО в Едином государственном реестре юридических лиц отсутствуют, так как организация ликвидирована 20.03.2000, поэтому списание 4 130 671 рубля ЗАО произвело обоснованно.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены судебного акта, не установлено.
В силу изложенного кассационная инстанция считает, что кассационная жалоба Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району города Чебоксары удовлетворению не подлежит, так как доводы, приведенные в ее обоснование, в нарушение статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации направлены на переоценку доказательств по делу.
Вопрос распределения судебных расходов не рассматривался, так как заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение от 14.02.2005 и постановление апелляционной инстанции от 13.04.2005 по делу N А79-5822/2004-СК1-5433 Арбитражного суда Чувашской Республики оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району города Чебоксары - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с подп.3 п.1 ст.148 НК РФ местом реализации работ (услуг) признается территория РФ, если услуги фактически оказываются на территории РФ в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, туризма, отдыха и спорта.
Налоговый орган принял решение о доначислении НДС налогоплательщику, арендующему санаторий за пределами территории РФ и оказывающему оздоровительные услуги.
Налогоплательщик обжаловал данное решение налогового органа в суд.
Суд, рассмотрев дело, установил, что налогоплательщик самостоятельно оказывал услуги по туризму и отдыху на основании туристских путевок в арендованном санатории, расположенном за пределами территории РФ.
Суд, поддержал позицию налогоплательщика о том, что по данным услугам отсутствует объект налогообложения НДС, поскольку фактически услуги были оказаны не на территории РФ.
Довод налогового органа о том, что налогоплательщик осуществлял санаторно-курортные и оздоровительные услуги в отсутствие надлежащей лицензии судом принят не был.
Как указал суд, факт отсутствия лицензии в данной ситуации не является основанием для доначисления НДС.
Кроме того, налоговый орган не исследовал содержание оказываемых налогоплательщиком услуг по арендуемому санаторию.
На основании изложенного, суд признал незаконным решение налогового органа.
Суд кассационной инстанции оставил без изменения решение нижестоящего суда.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 июля 2005 г. по делу N А79-5822/2004-СК1-5433
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании