Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 8 сентября 2005 г. N А79-2651/2005
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Масловой О.П.,
судей Бердникова О.Е., Шутиковой Т.В.,
при участии представителей от заявителя: Григорьва В.Г. (доверенность от 26.08.2005 N 8),
от заинтересованного лица: Германова Д.К. (доверенность от 03.02.2005 N 1),
от третьего лица: Васильевой Н.А. (доверенность от 06.12.2004 N 20/юр),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Республиканской службы по тарифам Чувашской Республики на решение от 11.05.2005 по делу N А79-2651/2005 Арбитражного суда Чувашской Республики, принятое судьями Николаевым Ю.П., Кудряшовой Г.Г., Кудряшовым В.Н., по заявлению адвокатской палаты Чувашской Республики в интересах НПКА "Чувашская Национальная Коллегия Адвокатов" и НПКА "Центральная" о признании частично недействующим постановления Республиканской службы по тарифам Чувашской Республики от 18.11.2004 N 6-3/т и установил:
адвокатская палата Чувашской Республики (далее по тексту - Адвокатская палата) в интересах НПКА "Чувашская Национальная Коллегия Адвокатов" и НПКА "Центральная" обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании недействующим постановления Республиканской службы по тарифам Чувашской Республики от 18.11.2004 N 6-3/т в части включения в абзац второй пункта 54 в группу "для промышленных, приравненных к ним и прочих потребителей" фразы "и прочих".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Чебоксарское муниципальное унитарное проектно-производственное предприятие "Теплосеть" (далее по тексту - Чебоксарское МУ ППП "Теплосеть").
В порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дело вступил прокурор Чувашской Республики.
Решением суда от 11.05.2005 заявленное требование удовлетворено.
Республиканская служба по тарифам Чувашской Республики не согласилась с принятым по делу судебным актом и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суд нарушил статью 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; неправильно применил статью 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; не применил подлежащую применению статью 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Он полагает, что вывод суда о том, что оспариваемый акт является нормативным актом, не соответствует понятию нормативного акта, приведенному в постановлении Государственной Думы Российской Федерации от 11.11.1996 N 781-II ГД "О проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 02.10.1996 N 1412 "Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации", Положении "О порядке государственной регистрации нормативных правовых актов органов исполнительной власти Чувашской Республики", утвержденном Указом Президента Чувашской Республики от 28.07.2003 N 77, и постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации". По мнению заявителя, постановление N 6-3/т не является общеобязательным предписанием, устанавливает тариф для четко определенного круга лиц, рассчитано на однократное применение (только при заключении договора теплоснабжения, который заключается один раз в год на определенный объем тепловой энергии) и, следовательно, не может рассматриваться как нормативный акт. Обжалование ненормативных актов государственных органов осуществляется в соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд дело по существу не рассмотрел.
Кроме того, заявитель указывает на то, что суд неверно оценил обстоятельства, касающиеся неопубликования обжалуемого постановления; считает, что принципы доступности информации о тарифах в данном случае не были нарушены, поскольку указанное постановление публиковалось на сайте Республиканской службы по тарифам в системе "Интернет" на официальном портале органов исполнительной власти Чувашской Республики в соответствии со стандартами раскрытия информации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24.
Представитель Республиканской службы по тарифам Чувашской Республики доводы, приведенные в кассационной жалобе, поддержал в судебном заседании.
Адвокатская палата в отзыве на кассационную жалобу и ее представитель в судебном заседании против доводов заявителя жалобы возразили, полагают, что оспариваемое постановление является нормативным правовым актом и поскольку оно не было официально опубликовано в средствах массовой информации, то применению не подлежит. В связи с этим они считают решение суда законным и обоснованным и просят в удовлетворении жалобы отказать.
Чебоксарское МУ ППП "Теплосеть" в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании поддержали позицию Республиканской службы по тарифам; считают, что неопубликование оспариваемого постановления не противоречит Конституции Российской Федерации и Конституции Чувашской Республики и не нарушает права и свободы граждан.
Прокурор Чувашской Республики, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителя в судебное заседание не направил; в отзыве на жалобу указал на законность принятого судебного акта.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 15 часов 30 минут 01.09.2005 до 16 часов 30 минут 08.09.2005.
Законность принятого Арбитражным судом Чувашской Республики решения проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Республиканская служба по тарифам Чувашской Республики приняла постановление от 18.11.2004 N 6-3/т, в котором установила тарифы на тепловую энергию для некоторых энерго- и теплоснабжающих организаций с 01.01.2005.
В соответствии с пунктом 54 названного постановления с указанной даты для Чебоксарского МУ ППП "Теплосеть" установлены тарифы на тепловую энергию, в том числе в размере 799 рублей 24 копеек за 1 Гкал (без налога на добавленную стоимость), - для промышленных, приравненных к ним и прочих потребителей.
Адвокатская палата Чувашской Республики, НПКА "Центральная" и НПКА "Чувашская Национальная Коллегия адвокатов" являются некоммерческими организациями и получают тепловую энергию для отопления своих офисов, расположенных в жилых домах и в здании Дома Союзов, на основании заключенных с Чебоксарским МУ ППП "Теплосеть" договоров на отпуск энергии.
Посчитав, что пунктом 54 названного постановления, и в частности фразой "и прочих", которой адвокатские образования автоматически отнесены к группе промышленных и приравненных к ним потребителей, нарушаются их права, Адвокатская палата обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании данного пункта постановления в указанной части недействующим.
Удовлетворяя заявленное требование, Арбитражный суд Чувашской Республики руководствовался статьей 15 Конституции Российской Федерации, статьей 11 Конституции Чувашской Республики, статьей 4 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", пунктами 9, 10 и 12 Указа Президента Чувашской Республики от 21.11.2001 N 110 "О порядке опубликования и вступления в силу актов президента Чувашской Республики, Кабинета Министров Чувашской Республики, нормативных правовых актов органов исполнительной власти Чувашской Республики". Суд исходил из того, что оспариваемое постановление является нормативным правовым актом и должно было быть официально опубликовано в республиканской газете "Вести Чувашии", доказательств чего Республиканская служба по тарифам Чувашской Республики в суд не представила.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Арбитражный суд Чувашской Республики установил, что постановление Республиканской службы по тарифам Чувашской Республики от 18.11.2004 N 6-3/т, в котором Адвокатская палата просит признать частично недействующим пункт 54, обладает признаками нормативного акта.
Данный вывод материалам дела не противоречит.
Доводы заявителя жалобы о том, что названное постановление устанавливает тарифы для четко определенного круга лиц и рассчитано на однократное применение (только при заключении договора теплоснабжения, который заключается один раз в год на определенный объем тепловой энергии), следовательно, не может рассматриваться как нормативный акт, несостоятельны.
Из содержания оспариваемого постановления следует, что оно содержит правовые нормы, затрагивающие интересы не только лиц, обозначенных в этом акте и являющихся энергоснабжающими организациями, но и лиц, являющихся потребителями этой энергии, круг которых не определен.
В статье 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям на очередной финансовый год. Изменение указанных тарифов в течение финансового года не допускается. Оплата электрической и тепловой энергии производится за фактически принятое потребителем количество электрической и тепловой энергии до 15-го числа текущего месяца. Таким образом, потребители тепловой энергии применяют установленные оспариваемым постановлением тарифы ежемесячно при ее оплате в течение финансового года, на который они установлены, что свидетельствует о неоднократности применения названного акта.
Согласно части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В статье 11 Конституции Чувашской Республики также предусмотрено, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Кроме того, указано, что законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Чувашской Республике, не должны противоречить Конституции Российской Федерации и Конституции Чувашской Республики, а также федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации или по предметам совместного ведения Российской Федерации и Чувашской Республики.
В статье 4 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" установлено, что при государственном регулировании тарифов должно соблюдаться обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе для населения, информации о рассмотрении и об утверждении тарифов в соответствии со стандартами раскрытия информации, установленными Правительством Российской Федерации и предусматривающими обязательность опубликования раскрываемой информации в официальных средствах массовой информации, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти.
В соответствии с пунктами 9 и 12 Указа Президента Чувашской Республики от 21.11.2001 N 110 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Чувашской Республики, Кабинета министров Чувашской Республики, нормативных правовых актов органов исполнительной власти Чувашской Республики" нормативные правовые акты органов исполнительной власти Чувашской Республики подлежат официальному опубликованию в республиканской газете "Вести Чувашии" не позднее десяти дней после дня их государственной регистрации и вступают в силу одновременно на всей территории Чувашской Республики по истечении семи дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.
Постановление Республиканской службы по тарифам Чувашской Республики от 18.11.2004 N 6-3/т в республиканской газете "Вести Чувашии" официально не опубликовано. В этом постановлении особый порядок вступления его в силу не установлен. Данный факт Республиканская служба по тарифам Чувашской Республики не оспаривает.
Отсутствие официального опубликования нормативного правового акта означает, что он не вступил в законную силу и не может считаться введенным в действие с момента его принятия.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что указанный нормативный правовой акт, в частности оспариваемые положения пункта 54 данного акта, являются недействующими.
С учетом изложенного основания для отмены решения Арбитражного суда Чувашской Республики отсутствуют.
Доводы заявителя кассационной жалобы признаны несостоятельными.
Аргументы третьего лица - Чебоксарского МУ ППП "Теплосеть" - о том, что оспариваемый акт не затрагивает права и интересы граждан, отклоняются, так как указанное противоречит содержанию постановления N 6/3, в том числе пункта 54.
Арбитражный суд Чувашской Республики правильно применил нормы материального права; не допустил нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены судебного акта, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина с кассационной жалобы относится на Республиканскую службу по тарифам Чувашской Республики.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение от 11.05.2005 Арбитражного суда Чувашской Республики по делу N А79-2651/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Республиканской службы по тарифам Чувашской Республики - без удовлетворения.
Расходы по кассационной жалобе отнести на Республиканскую службу по тарифам Чувашской Республики.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.П. Маслова |
Т.В. Шутикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановление Республиканской службы по тарифам Чувашской Республики от 18.11.2004 N 6-3/т в республиканской газете "Вести Чувашии" официально не опубликовано. В этом постановлении особый порядок вступления его в силу не установлен. Данный факт Республиканская служба по тарифам Чувашской Республики не оспаривает.
Отсутствие официального опубликования нормативного правового акта означает, что он не вступил в законную силу и не может считаться введенным в действие с момента его принятия.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что указанный нормативный правовой акт, в частности оспариваемые положения пункта 54 данного акта, являются недействующими.
...
Аргументы третьего лица - Чебоксарского МУ ППП "Теплосеть" - о том, что оспариваемый акт не затрагивает права и интересы граждан, отклоняются, так как указанное противоречит содержанию постановления N 6/3, в том числе пункта 54."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 8 сентября 2005 г. по делу N А79-2651/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Хронология рассмотрения дела:
08.09.2005 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N А79-2651/2005