Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 15 августа 2005 г. по делу N А28-22467/2004-686/25
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Павлова В.Ю.,
судей Конкиной И.И., Князевой Г.А.
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Министерства финансов Российской Федерации в лице управления федерального казначейства по Кировской области на решение от 18.04.2005 по делу N А28-22467/2004-686/25 Арбитражного суда Кировской области, принятое судьей Малышевой М.В., по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к Министерству финансов Российской Федерации в лице управления федерального казначейства по Кировской области о взыскании 71 214 рублей 70 копеек и установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Кировской области с исковым заявлением к Министерству финансов Российской Федерации в лице управления федерального казначейства по Кировской области (далее - Министерство финансов РФ), о взыскании 71 214 рублей 70 копеек убытков, возникших в период с 01.01 по 30.09.2004 в связи с предоставлением льгот по оплате проезда на железнодорожном транспорте в соответствии с Федеральными законами от 16.02.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" и от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Департамент социального развития Кировской области (далее - Департамент).
Решением от 18.04.2005 суд иск удовлетворил.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Министерство финансов Российской Федерации обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить его в связи с неправильным применением норм материального права. По мнению заявителя, Министерство обязательства по исполнению Федерального закона "О федеральном бюджете Российской Федерации", Федерального закона "О ветеранах" и Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" исполнило в полном объеме. Возврат Департаментом в федеральный бюджет денежных средств свидетельствует о перефинансировании указанных льгот, а, следовательно, о полном исполнении бюджетом Российской Федерации своих обязательств. Все действия Министерства соответствуют требованиям действующего законодательства.
ОАО "РЖД" отзывом на жалобу отклонило доводы заявителя и просило оставить ее без удовлетворения.
При надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства участвующие в деле лица не обеспечили явку представителей в третью инстанцию.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Предметом спора является взыскание убытков, возникших в результате предоставления льгот по оплате проезда на железнодорожном транспорте отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральными законами от 16.02.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" и от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" с 01.01.2004 по 30.09.2004.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
По расчетам железной дороги ей не возмещены расходы на сумму 57 322 рублей по Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; 13 892 рублей 70 копеек по Федеральному закону "О ветеранах", что послужило основанием для обращения с настоящим иском.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железно-дорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Инвалидам I и II групп и детям-инвалидам предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно, если законодательством Российской Федерации не установлены более льготные условия. Указанные льготы распространяются на лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка-инвалида.
При этом источники и порядок финансирования расходов, предусмотренных данным законом, не определены.
В пункте 19 статьи 4 названного Закона указано, что к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов отнесено формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536 утвержден Порядок предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию федеральных законов "О социальной защите инвалидов в РФ" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", согласно которому Министерство финансов Российской Федерации зачисляет субсидии на счета бюджетов субъектов Российской Федерации, открытые в органах федерального казначейства, с отражением их в доходах соответствующих бюджетов. Действие порядка продлено на 2002 - 2004 годы.
На реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Кировской области выделено субсидий на сумму 68 828 тысяч рублей. Средства в указанном размере поступили в Кировскую область в полном размере.
Пунктом 1 статьи 250 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что получатели бюджетных средств в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств имеют право принимать денежные обязательства, подлежащие исполнению за счет средств федерального бюджета.
Принятие денежных обязательств осуществляется путем заключения получателем бюджетных средств и поставщиком продукции (работ, услуг) договоров (контрактов) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно данным Департамента денежные средства в размере 753 634 рублей возвращены в федеральный бюджет в связи с отсутствием договоров с организациями, оказывающими услуги, и документов, подтверждающих предоставление льгот.
Факт предоставления услуг указанным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" подтвержден данными автоматизированной системы продажи пассажирских билетов "Экспресс" и ответчиком не оспорен.
Само по себе отсутствие договора на возмещение расходов между ОАО "Российские железные дороги" и Департаментом не может служить основанием для отказа в возмещении фактически понесенных железной дорогой расходов.
Доказательств финансирования льгот предусмотренных вышеуказанным Законом в полном объеме в материалах дела не имеется.
При указанных обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что истец фактически понес убытки в связи с реализацией Федерального Закона "О социальной защите инвалидов в РФ" и взыскал на основании статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации 57 322 рубля с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
В соответствии со статьями 14-22 Федерального закона "О ветеранах" инвалидам войны, участникам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов войны, ветеранам труда и другим, перечисленным в законе категориям граждан, предоставляются следующие права и льготы: проезд (бесплатный или с оплатой в размере 50 процентов стоимости проезда) вместе с сопровождающим лицом на железнодорожном транспорте (пригородного сообщения, межобластных, межкраевых, межреспубликанских маршрутов).
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 1 статьи 10 названного Закона за счет средств федерального бюджета возмещаются расходы на оплату проезда на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте межобластных, межкраевых, межреспубликанских маршрутов. При этом порядок возмещения расходов на реализацию льгот ветеранам определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2000 N 946 утверждены Правила возмещения в 2000 году транспортным организациям расходов, связанных с реализацией ветеранами льгот по оплате проезда на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте межобластных, межкраевых и межреспубликанских маршрутов, которыми установлено, что возмещение транспортным организациям расходов, связанных с реализацией ветеранами льгот по оплате проезда производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству труда и социального развития Российской Федерации. Указанные средства выделяются Министерством финансов Российской Федерации органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации по представленным Министерством труда и социального развития Российской Федерации платежным документам.
На счет Департамента на реализацию Федерального закона "О ветеранах" поступило 3 172 тысячи рублей, из которых 2 415 629 рублей 75 копеек перечислены организациям, заключившим с ним договоры на возмещение льгот по проезду на основании Федерального закона "О ветеранах", неиспользованный остаток возвращен в федеральный бюджет.
Общий размер убытков, возникших в связи с предоставлением льгот, по расчетам истца в заявленный период составил 13 892 рубля 70 копеек.
При указанных обстоятельствах суд пришел к правомерному выводу о том, что убытки истца возникли в связи с исполнением установленных федеральным законом обязанностей, которые, в силу прямого указания, содержащегося в статье 10 Федерального закона "О ветеранах", подлежат компенсации за счет казны Российской Федерации с Министерства финансов Российской Федерации в сумме 13 892 рублей 70 копеек.
При таких обстоятельствах по делу окружной суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора не установлено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового Кодекса Российской Федерации, расходы по кассационной жалобе относятся на заявителя в размере 1 000 рублей.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289 и 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение от 18.04.2005 Арбитражного суда Кировской области по делу N А28-22467/2004-686/25 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Кировской области - без удовлетворения.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Кировской области в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 рублей. Арбитражному суду Кировской области выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Ю. Павлов |
Г.А. Князева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 августа 2005 г. по делу N А28-22467/2004-686/25
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника