Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 27 января 2006 г. N А31-6836/2005-1
(извлечение)
См. также постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 2 июля 2007 г. N А31-6836/2005-16 и N А31-6836/2005-1
Закрытое акционерное общество (далее ЗАО, Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Костроме (далее Инспекция, налоговый орган) от 20.07.2005 N 30/10 в части отказа в возмещении из федерального бюджета 1 775 274 рублей налога на добавленную стоимость за март 2005 года.
Решением от 07.11.2005 заявленное требование удовлетворено; по ходатайству ЗАО в пользу последнего с налогового органа взыскано 16 000 рублей судебных расходов на оплату услуг представителя.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым решением, Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить данный судебный акт.
По мнению заявителя, суд неправильно применил статьи 169, 171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации и статью 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Налоговый орган считает, что правомерно отказал ЗАО в возмещении искомой суммы налога на добавленную стоимость, поскольку представленные налогоплательщиком документы содержат недостоверные сведения о приобретении товаров у ООО "Металлпромснаб" и уплате последнему 1 373 037 рублей названного налога, а также об уплате ООО "Альта" 402 237 рублей данного налога. Суд незаконно взыскал с Инспекции 16 000 рублей судебных расходов, поскольку не учел объема защищаемого права, конкретных обстоятельств дела и принципа разумности. Взыскание судебных расходов должно производиться за счет средств федерального бюджета, а не из средств Инспекции, как структурного подразделения федерального органа исполнительной власти. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
ЗАО в отзыве на кассационную жалобу и изменении к нему от 25.01.2006 N 871 против доводов Инспекции возразило, считает принятый судебный акт законным и обоснованным.
Представители Общества в судебном заседании подтвердили позицию по делу.
Налоговый орган о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 27.01.2006.
Законность судебного акта Арбитражного суда Костромской области проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ЗАО представило 20.04.2005 в Инспекцию налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке ноль процентов за март 2005 года, в которой заявило к возмещению из федерального бюджета 5 376 262 рубля названного налога.
В ходе камеральной проверки данной декларации и пакета приложенных ней документов налоговый орган установил необоснованное предъявление организацией к вычету по поставленным на экспорт товарам 1 779 110 рублей налога на добавленную стоимость ввиду того, что представленные налогоплательщиком документы содержат недостоверные сведения о следующих хозяйственных операциях: о приобретении экспортированных товаров у ООО "Металлпромснаб", оприходовании этих товаров, а также об уплате названному поставщику 1 373 037 рублей налога, так как руководитель указанного контрагента отрицает наличие каких-либо хозяйственных отношений с ЗАО, а подпись данного руководителя, проставленная на его письмах от 18.04 и 11.08.2005, визуально не соответствует его подписям на документах, представленных налогоплательщиком для камеральной проверки; об оплате поставщику экспортированных товаров - ООО "Альта" - 402 237 рублей налога на добавленную стоимость, поскольку на акте приема-передачи векселя от 02.02.2005 указано, что погашается кредиторская задолженность по договору от 27.02.2003, в то время как данный акт предъявлен налогоплательщиком в подтверждение погашения кредиторской задолженности по договору от 20.01.2004.
Рассмотрев материалы проверки, заместитель руководителя Инспекции принял решение от 20.07.2005 N 30/10, в том числе об отказе ЗАО в возмещении из федерального бюджета 1 779 110 рублей налога на добавленную стоимость.
Общество обжаловало данное решение налогового органа в арбитражный суд.
Удовлетворив заявленное требование и взыскав с налогового органа искомую сумму судебных расходов, Арбитражный суд Костромской области руководствовался статьями 169, 171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 65, 71 и 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом суд исходил из того, что представленные налогоплательщиком документы подтверждают реальность совершенных им хозяйственных операций; размер суммы судебных расходов Общества на оплату услуг представителя соответствует разумным пределам.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа счел, что она подлежит удовлетворению (в части).
В соответствии с пунктом 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее Кодекс) суммы, предусмотренные статьей 171 Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 6 и 8 пункта 1 статьи 164 Кодекса, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 Кодекса, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 Кодекса, и документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
Между тем судом не учтено, что представление полного пакета документов, соответствующих требованиям статьи 165 Кодекса, не влечет автоматического применения налоговой ставки ноль процентов и возмещения налога на добавленную стоимость. Это является лишь условием, подтверждающим факт реального экспорта и уплату налога на добавленную стоимость, в связи с чем при решении вопроса о применении налоговой ставки ноль процентов и налоговых вычетов учитываются результаты встречных проверок налоговым органом достоверности, комплектности и непротиворечивости представленных документов, проверки предприятий - поставщиков с целью установления факта выполнения безусловной обязанности поставщиков уплатить налог на добавленную стоимость в бюджет в денежной форме.
Кроме того, положения статьи 176 Кодекса находятся во взаимосвязи со статьями 171 и 172 Кодекса и предполагают возможность возмещения налогов из бюджета при наличии реального осуществления хозяйственных операций и при осуществлении сделок с реальными товарами, что, в свою очередь, предполагает уплату налога на добавленную стоимость в федеральный бюджет. Право налоговых органов истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получать объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления налогов, проводить встречные проверки, в том числе в указанных выше целях, предоставлено налоговым органам статьями 88, 93 Кодекса.
В частности, если налоговым органом представлены доказательства того, что в действительности хозяйственные операции производителями (поставщиками) продукции, отправленной впоследствии на экспорт, не осуществлялись и налоги в бюджет ими не уплачивались, суд не должен ограничиваться проверкой формального соответствия представленных налогоплательщиком-экспортером документов требованиям Налогового кодекса Российской Федерации, а должен оценить все доказательства по делу в совокупности и во взаимосвязи с целью исключения внутренних противоречий и расхождений между ними.
Материалы дела свидетельствуют о том, что Арбитражный суд Костромской области не принял письма ООО "Металлпромснаб" в качестве доказательств по делу, сославшись на документы, которые лишь уточняют сведения, содержащиеся в ранее представленных налогоплательщиком для камеральной проверки первичных документах, но не содержат новых сведений, опровергающих объяснения руководителя названного поставщика.
Таким образом, суд, отклонив доводы налогового органа о недостоверности сведений, содержащихся документах, представленных налогоплательщиком в подтверждение реальности хозяйственных операций с ООО "Металлпромснаб", не оценил все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи, как того требуют положения, содержащиеся в части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и другие положения Кодекса, поэтому вывод суда о подтверждении ЗАО права на применение налогового вычета по поставленным ООО "Металлпромснаб" товарам ошибочен.
При таких обстоятельствах решение суда в данной части подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение.
Судебный акт о признании недействительным оспариваемого решения налогового органа в части отказа ЗАО в возмещении 402 237 рублей налога на добавленную стоимость является законным в силу следующего.
Материалы дела свидетельствуют о том, что единственным основанием для отказа в возмещении данной суммы налога Инспекция указала неподтверждение налогоплательщиком уплаты названному поставщику 402 237 рублей налога векселем АКБ "Славянский банк", г. Москва, серии Ф N 000944 от 01.02.2005, поскольку в акте приема-передачи векселя от 02.02.2005 содержится ссылка на погашение кредиторской задолженности по договору от 27.02.2003, а не по договору от 20.01.2004.
Вместе с тем Арбитражный суд Костромской области, всесторонне, объективно и полно исследовав представленные в материалы дела договор от 20.01.2004, акт приема-передачи векселя от 02.02.2005, письма Общества от 07.02.2005 N 42 и от 25.07.2005 N 249, письма ООО "Альта" от 08.02.2005 и от 04.08.2005 N 86, акт сверки взаиморасчетов (том 2, листы дела 39 - 41, 68, 73, 74; том 3, листы дела 1 - 3) и оценив их в совокупности, установил, что представленные налогоплательщиком документы подтверждают факт оплаты Обществом названному поставщику 402 237 рублей налога на добавленную стоимость.
Документов, опровергающих данные фактические обстоятельства, материалы дела не содержат.
Материалы дела подтверждают, и это не отрицается Инспекцией, что ЗАО иные условия для предъявления к возмещению искомой суммы налога, уплаченной ООО "Альта", выполнило.
С учетом изложенного у налогового органа отсутствовали законные основания для отказа Обществу в возмещении 402 237 рублей налога на добавленную стоимость, поэтому суд правомерно признал недействительным в данной части решение налогового органа от 20.07.2005 N 30/10.
Вывод суда о соответствии разумным пределам взыскиваемой с налогового органа в пользу Общества суммы судебных расходов на оплату услуг представителя сделан Арбитражным судом Костромской области, исходя из сложности подготовки данного дела к рассмотрению и того, что заявленное ЗАО требование удовлетворено в полном объеме. Одновременно с этим судебный акт в данной части также подлежит отмене и направлению на новое рассмотрение в связи с тем, что оспариваемое решение суда (по основаниям, приведенным в первом абзаце четвертого листа данного постановления) подлежит отправлению на новое рассмотрение по существу заявленного Обществом требования, а в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы взыскиваются арбитражным судом, исходя из результата разрешения спора.
Довод налогового органа о том, что суд должен был уточнить, что указанные расходы подлежат взысканию за счет средств федерального бюджета (казны Российской Федерации), а не за счет средств Инспекции, суд кассационной инстанции признал необоснованным, поскольку в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к компетенции арбитражного суда отнесено лишь разрешение вопроса о распределении судебных расходов между лицами, участвующими в деле, а не об определении источника выплаты данных расходов у стороны.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не установлено.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение от 07.11.2005 по делу N А31-6836/2005-1 Арбитражного суда Костромской области о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Костроме в части отказа закрытому акционерному обществу в возмещении налога на добавленную стоимость за март 2005 года в сумме 1 373 037 рублей, а также об удовлетворении ходатайства закрытого акционерного общества в части взыскания с Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Костроме в пользу закрытого акционерного общества расходов на оплату услуг представителя в сумме 16 000 рублей отменить.
Дело в данной части направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
В остальной части решение от 07.11.2005 по делу N А31-6836/20051 Арбитражного суда Костромской области оставить без изменения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В п.1 ст.165 НК РФ перечислен перечень документов, которые налогоплательщик должен предоставить в налоговый орган для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% по НДС и налоговых вычетов.
Налогоплательщик оспорил в суде решение налогового органа об отказе в возмещении НДС.
Основанием для отказа в возмещении НДС послужил вывод налогового органа о том, что представленные налогоплательщиком документы содержат недостоверные сведения о приобретении товаров у поставщика и уплате последнему НДС.
Суд первой инстанции, рассмотрев дело и признавая решение налогового органа недействительным, пришел к выводу, что представленные налогоплательщиком документы подтверждают реальность совершенных им хозяйственных операций.
Однако суд кассационной инстанции по итогам рассмотрения жалобы налогового органа не поддержал выводы нижестоящего суда.
По мнению суда кассационной инстанции, само по себе представление налогоплательщиком пакета документов в порядке ст.165 НК РФ не влечет автоматического применения налоговой ставки 0% и возмещения НДС. При решении вопроса и применении ставки 0% и возмещении НДС должны учитываться результаты встречных налоговых проверок контрагентов налогоплательщика.
Как пояснил суд кассационной инстанции, нижестоящий суд необоснованно отклонил доводы налогового органа о недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных налогоплательщиком.
На основании изложенного, вышестоящий суд, отменив решение суда первой инстанции, направил дело на новое рассмотрение.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 января 2006 г. по делу N А31-6836/2005-1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании