Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 5 апреля 2006 г. N А17-2280/10-2005
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Отдельной Л.И.,
судей Прониной С.А., Синякиной Т.В.
при участии представителей
от истца: Борискину М.В. по доверенности от 10.01.2006 N 01-03/1, Родионовой Л.В. по доверенности от 24.03.2006 N 01-03/8, Чумиковой О.А. по доверенности от 31.03.2006 N 01-03/9
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Ивановской области на решение от 30.11.2005 по делу N А17-2280/10-2005 Арбитражного суда Ивановской области, принятое судьей Макаровым А.В., по иску муниципального унитарного предприятия "Ивановское трамвайно-троллейбусное управление", к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Ивановской области, Управлению социальной защиты населения администрации города Иваново, Главному финансовому управлению Ивановской области, Финансово-казначейскому управлению администрации города Иваново, о взыскании 15 338 734 рублей 10 копеек и установил:
муниципальное унитарное предприятие "Ивановское трамвайно-троллейбусное управление" (далее - МУП "Ивановское ТТУ") обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации, Главному финансовому управлению Ивановской области, Управлению социальной защиты населения администрации города Иваново и Финансово-казначейскому управлению администрации города Иваново о возмещении 15 338 734 рублей 10 копеек убытков, возникших вследствие предоставления в 2003 году отдельным категориям граждан льгот по бесплатному проезду на основании Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Установив, что убытки у предприятия транспорта возникли вследствие ненадлежащего исполнения государством обязательств по финансированию спорных льгот, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 16 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, решением от 30.11.2005 взыскал 15 338 734 рубля 10 копеек с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации. К остальным ответчикам в иске отказал.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
На состоявшийся судебный акт Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Ивановской области подало кассационную жалобу, в которой просит Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа отменить его и отказать в иске.
Оспаривая вывод суда о неправомерных действиях ответчика, явившихся причиной возникновения у МУП "Ивановское ТТУ" убытков, заявитель считает, что истец не доказал незаконные действия (бездействие) Министерства финансов Российской Федерации при формировании бюджета, связанного с реализацией Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", размер ущерба и его вину, а также наличие причинной связи между убытками и незаконными действиями.
Заявитель утверждает, что задолженность по компенсации расходов, связанных с предоставлением льгот в 2003 году, отсутствует.
Представители МУП "Ивановское ТТУ" в заседании суда округа и в отзыве просили оставить жалобу без удовлетворения, ибо вывод суда о наличии задолженности по возмещению расходов, связанных с перевозкой инвалидов в 2003 году, соответствует предоставленным в дело доказательствам.
Главное финансовое управление Ивановской области в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с доводами заявителя жалобы, указав на законность и обоснованность состоявшегося судебного акта, и просило оставить его без изменения.
Все участники процесса надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако явку представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили.
Законность решения от 30.11.2005 по делу N А17-2280/10-2005 Арбитражного суда Ивановской области проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд округа проверяет правильность применения судом первой инстанции норм права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно нее.
Из материалов дела видно, что в 2003 году МУП "Ивановское ТТУ" во исполнение Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предоставляло отдельным категориям населения льготы по бесплатному проезду в городском электротранспорте.
Предметом настоящего иска явилось возмещение данных расходов.
Размер понесенных истцом расходов подтверждается имеющимися в деле актом сверки расчетов (л.д. 36), счетами-фактурами, расчетами, отчетами (л.д. 37-98). Полно и всесторонне исследовав представленные в дело доказательства, суд первой инстанции установил, что истец предоставил в спорный период по названному Закону льготы на общую сумму 20 085 134 рубля 10 копеек и получил из бюджета на эти цели 4 746 400 рублей. Размер убытков составил 15 338 734 рубля 10 копеек.
Данный вывод сделан на основании имеющихся в деле документов и норм материального права. Оспаривая исковые требования, ответчик вопреки статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил в суд первой инстанции соответствующих доказательств, в частности контррасчет размера убытков. С учетом указанных обстоятельств и полномочий суда кассационной инстанции, закрепленных в статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не принимаются во внимание возражения Министерства финансов Российской Федерации относительно размера понесенных истцом расходов.
В пункте 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку пассажиров, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно статье 30 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции от 23.10.2003) дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники, осуществляющие уход за детьми-инвалидами, а также инвалиды пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси.
В пункте 19 статьи 4 названного Закона к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов отнесено формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536 утвержден Порядок предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Порядок). Действие Порядка продлено на 2002 - 2004 годы.
Данным документом определено, что предоставление субсидий и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляет Министерство финансов Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке. Субсидии и субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации, открытые в органах федерального казначейства, с отражением их в доходах соответствующих бюджетов.
При рассмотрении дела исследован вопрос о компенсации расходов по предоставлению льгот по бесплатному проезду на основании документов, представленных лицами, участвующими в деле (л.д. 102 - 117, 129 - 134, 175 - 227). Суд пришел к выводу о выделении Ивановской области из федерального бюджета недостаточно средств на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" для возмещения организациям, предоставившим эти льготы.
Основания для признания этих выводов суда первой инстанции неправильными у кассационной инстанции отсутствуют.
В силу статей 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Неисполнение Российской Федерацией обязательств по компенсации затрат, произведенных транспортной организацией в связи с реализацией законно установленных льгот, влечет возникновение у юридического лица убытков.
На основании статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы, поэтому суд округа счел, что ответственность правильно возложена на Министерство финансов Российской Федерации, как на орган, осуществляющий обеспечение исполнения федерального бюджета.
Доводы заявителя жалобы об отсутствии его вины в причинении истцу убытков несостоятельны. В рассматриваемом случае противоправность поведения заключалась в уклонении (бездействии) Российской Федерации от исполнения своих обязательств по компенсации затрат, которые понес истец в связи с реализацией федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих льготы для отдельных категорий граждан. Уклонение от исполнения своих обязательств выражается в том, что в Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2003 год" предусмотрено недостаточно средств для компенсации затрат на реализацию норм федерального законодательства по предоставлению льгот гражданам Российской Федерации.
В пункте 3 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11.05.2004 N 173-О указано, что федеральный закон о федеральном бюджете должен создавать надлежащее финансирование условий для реализации норм, закрепленных в иных федеральных законах, изданных до его принятия и предусматривающих финансовые обязательства государства, и не может в качестве последующего закона изменять положения других федеральных законов, лишать их юридической силы.
При данных обстоятельствах Арбитражный суд Ивановской области правомерно удовлетворил исковые требования с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Аргументы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили правильную правовую оценку, поэтому отклоняются, как направленные на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда округа в силу части 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт отвечает нормам материального права, приведенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта в любом случае, судом округа не выявлено, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в защиту государственных и (или) общественных интересов. Названная норма права не подлежит расширительному толкованию и применяется только в случаях, когда эти органы выступают в качестве процессуальных истцов, поэтому, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, государственная пошлина по кассационной жалобе относится на заявителя и подлежит взысканию в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287 (пунктом 1 части 1), 289 и 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение от 30.11.2005 по делу N А17-2280/10-2005 Арбитражного суда Ивановской области оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Ивановской области - без удовлетворения.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в доход федерального бюджета 1 000 рублей государственной пошлины по кассационной жалобе. Поручить Арбитражному суду Ивановской области выдачу исполнительного листа.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.И. Отдельная |
Т.В. Синякина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 апреля 2006 г. по делу N А17-2280/10-2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника