Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 17 апреля 2006 г. N А43-1039/2004-11-107
(извлечение)
См. также постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 июля 2004 г. N А43-1039/2004-11-107
Открытое акционерное общество (ОАО, Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными требования от 29.07.2003 N 6849 и решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Нижегородской области от 29.09.2003 N 51 в части взыскания задолженности по указанному требованию.
Решением суда первой инстанции от 05.04.2004 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа решение суда первой инстанции отменено, требования Общества удовлетворены.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.03.2005 решение суда первой инстанции и постановление суда кассационной инстанции отменены, а дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Нижегородской области. При этом Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на то, что суд первой инстанции не проверил доводы ОАО об обоснованности сумм недоимки и пеней, предъявленных к взысканию.
Решением суда первой инстанции от 22.11.2005 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 01.02.2006 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление суда и удовлетворить заявленные требования полном объеме.
Общество считает, что суд применил не подлежащие применению статьи 46, 47, 48 Налогового кодекса Российской Федерации и неправильно применил статью 71 Налогового кодекса Российской Федерации. По мнению Общества, налоговый орган неправомерно взыскал в бесспорном порядке, установленном законодательством о налогах и сборах, суммы задолженности по реструктуризации, поскольку отношения по реструктуризации относятся к бюджетным правоотношениям. Общество полагает, что налоговый орган выставил требование об уплате налога повторно, что противоречит налоговому законодательству.
Инспекция не представила отзыв на кассационную жалобу.
Инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направила.
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Дзержинску Нижегородской области приняла решение от 15.02.2000 N 5 о реструктуризации задолженности Общества перед бюджетом, образовавшейся на 01.12.1999. Налоговый орган отозвал ранее выставленные требования от 01.03.1999 N 10-096, от 04.10.1999 N 10-440 и инкассовые распоряжения на бесспорное списание недоимки в сумме 1 218 916 рублей 80 копеек и пеней в сумме 1 956 511 рублей 39 копеек. Общество не соблюдало график погашения текущей задолженности перед бюджетом, поэтому налоговый орган вынес решение от 18.07.2003 N 15 о прекращении действия решения о реструктуризации задолженности Общества в соответствии с пунктом 7 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом (далее Порядок), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002. Налоговый орган выставил требование от 29.07.2003 N 6849 об уплате налога, оставшегося после исключения Общества из реструктуризации, в срок до 10.08.2003. В установленный срок Общество не исполнило требование налогового органа, поэтому налоговый орган принял решение от 24.09.2003 N 1506 о взыскании указанной суммы налогов и пеней за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках. В это решение вошла сумма налогов из оспариваемого требования. Денежные средства на счетах налогоплательщика отсутствовали, поэтому Инспекция приняла решение от 29.09.2003 N 51 о взыскании налога и пеней за счет имущества.
Не согласившись с решением Инспекции, Общество обжаловало его в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 46, 47, 48, 69, 70 и 71 Налогового кодекса Российской Федерации (далее Кодекс), Арбитражный суд Нижегородской области отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований. При этом суд исходил из того, что обжалуемое решение в части взыскания задолженности по спорному требованию вынесено правомерно, поскольку решение о прекращении реструктуризации не освобождает налогоплательщика от обязанности по уплате оставшейся задолженности по налогам и сборам. По его мнению, Инспекция соблюдала бесспорный порядок предъявления оспариваемого требования и сроки, установленные законодательством о налогах и сборах. Отдельные нарушения при оформлении данного требования не являются достаточным основанием для признания его недействительным.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002, устанавливает условия и сроки проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридического лица перед федеральным бюджетом по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам за нарушение законодательства Российской Федерации по налогам и сборам.
В соответствии с пунктом 7 Порядка организация утрачивает право на реструктуризацию по обязательным платежам в федеральный бюджет при наличии на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате в федеральный бюджет текущих налоговых платежей, включая авансовые платежи (взносы) по налогам с налоговым периодом, превышающим один месяц, а также при неуплате платежей, установленных графиком, если иное не предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002.
При возникновении обстоятельств, предусмотренных в пункте 7 Порядка, налоговый орган по месту нахождения организации в месячный срок принимает решение о прекращении действия права на реструктуризацию (пункт 8 Порядка).
Особый порядок взыскания задолженности, начисленных на нее процентов, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" не предусмотрен, поэтому налоговые органы обязаны руководствоваться статьями 46, 48 и 68 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 46 Кодекса в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента (пункт 2 статьи 46 Кодекса).
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога (пункт 3 той же статьи).
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента или отсутствии информации о счетах налогоплательщика и налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента в соответствии со статьей 47 Кодекса (пункт 7 той же статьи).
В силу пункта 1 статьи 47 Кодекса в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 Кодекса, налоговый орган вправе обратить взыскание налога за счет имущества налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 Кодекса, на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве" с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Такой же порядок применяется при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и сбора (пункт 9 статьи 46 и пункт 7 статьи 47 Кодекса).
В соответствии с пунктом 3 статьи 68 Кодекса при нарушении заинтересованным лицом условий предоставления отсрочки, рассрочки действие отсрочки, рассрочки может быть досрочно прекращено по решению уполномоченного органа, принявшего решение о соответствующем изменении срока исполнения обязанности по уплате налога и сбора.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог (пункт 4 статьи 69 Кодекса).
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено Кодексом (статья 70 Кодекса).
Согласно статье 71 Кодекса в случае, если обязанность налогоплательщика или плательщика сборов по уплате налогов и сборов изменилась после направления требования об уплате налога и сбора, налоговый орган обязан направить налогоплательщику или плательщику сборов уточненное требование.
Как установил суд и подтверждается материалами дела, оспариваемое требование должно быть направлено Обществу не позднее трех месяцев с даты принятия решения о прекращении действия реструктуризации, то есть 18.10.2003. Данное требование выставлено 29.07.2003, то есть в пределах установленного срока. Решение от 24.09.2003 N 1506 о взыскании указанной суммы налогов и пеней за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках налоговый орган принял также своевременно (не позднее 60 дней после истечения срока об уплате налога по требованию). Инспекция вынесла решение от 29.09.2003 N 51 о взыскании налога и пеней за счет имущества, поскольку денежных средств на счету Общества было недостаточно для погашения имеющейся недоимки. Налоговый орган оформил обжалуемое требование в соответствии с условиями, поименованными в пункте 4 статьи 69 Кодекса. Отсутствие ссылки на статью 68 Кодекса и на решение о прекращении реструктуризации не влечет недействительности требования, поскольку данные нарушения не являются существенными.
Следовательно, Инспекция обоснованно приняла решение от 29.09.2003 N 51 о взыскании налога и пеней за счет имущества Общества и предъявила ему требование от 29.07.2003 N 6849 об уплате налога и пеней по нему.
С учетом изложенного Арбитражный суд Нижегородской области правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе Обществом, суд кассационной инстанции признает неосновательными.
Нормы материального права применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основанием к отмене судебных актов, не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные пошлины по первой инстанции в сумме 2 000 рублей, с апелляционной жалобы в сумме 1 000 рублей и с кассационной жалобы в сумме 1 000 рублей подлежат отнесению на ОАО.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение от 22.11.2005 и постановление апелляционной инстанции от 01.02.2006 Арбитражного суда Нижегородской области по делу N А43-1039/2004-11-107 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 1 000 рублей отнести на открытое акционерное общество.
Открытому акционерному обществу в десятидневный срок уплатить государственную пошлину по первой инстанции в сумме 2 000 рублей.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 апреля 2006 г. по делу N А43-1039/2004-11-107
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании