Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 11 августа 2006 г. N А82-324/2006-31
Резолютивная часть постановления объявлена 9 августа 2006 г.
Полный текст постановления изготовлен 11 августа 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Базилевой Т.В., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителя от заявителя: Голубевой М.А. (доверенность от 08.04.2005 N 36),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области на решение Арбитражного суда Ярославской области от 10.03.2006 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 31.05.2006 по делу N А82-324/2006-31 Арбитражного суда Ярославской области, принятые судьями Потаповой Н.Л., Буториной Г.Г., Караваевой А.В., Лобановой Л.Н., по заявлению открытого акционерного общества "Рыбинский комбинат хлебопродуктов" о признании незаконным и отмене постановления антимонопольного органа от 29.12.2005 о назначении административного наказания по части 1 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 100 000 рублей штрафа и установил:
открытое акционерное общество "Рыбинский комбинат хлебопродуктов" (далее ОАО "Рыбинскхлебопродукт", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее УФАС по Ярославской области, Управление) от 29.12.2005 о назначении административного наказания по части 1 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 100 000 рублей штрафа.
Решением от 10.03.2006 заявленное требование удовлетворено, Общество освобождено от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного им правонарушения.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 31.05.2006 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми решением и постановлением, УФАС по Ярославской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить данные судебные акты.
По мнению заявителя, суд неправильно применил статьи 2.9 и 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Управление считает, что совершение деяния, предусмотренного в части 1 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в любом случае создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям и не зависит от наличия либо отсутствия каких-либо вредных последствий или умысла правонарушителя. Состав данного правонарушения является формальным, то есть степень общественной опасности правонарушения определена исключительно совершением либо несовершением деяния, за которое в названной норме предусмотрена административная ответственность. В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается в пренебрежительном отношении ОАО "Рыбинскхлебопродукт" к требованиям антимонопольного законодательства, а именно в уведомлении Управления о приобретении доли в размере 100 процентов в уставном капитале коммерческой организации по истечении 80 дней с момента совершения данной сделки.
Общество возразило в отзыве на кассационную жалобу против доводов УФАС по Ярославской области, считает вынесенные судебные акты законными и обоснованными.
Управление в ходатайстве от 01.08.2006 N 1785/03-03 просило рассмотреть кассационную жалобу без участия его представителя.
Представитель ОАО "Рыбинскхлебопродукт" в судебном заседании подтвердил позицию по делу, изложенную в кассационной жалобе.
Законность судебных актов Арбитражного суда Ярославской области и Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ОАО "Рыбинскхлебопродукт" 25.07.2005 в результате заключения ряда сделок купли-продажи приобрело в уставном капитале ООО "Торговый дом "Рыбинскхлебопродукт" долю, составляющую 100 процентов.
Активы названных юридических лиц по состоянию на 30.06.2005 составили 486 755 тысяч рублей, то есть превысили два миллиона рублей.
Уведомление о совершении данных сделок поступило в УФАС 28.11.2005. По данному факту Управление вынесло определение от 07.12.2005 о возбуждении дела об административном правонарушении N А03-03/07-05 и проведении административного расследования.
Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, предусмотренного в части 1 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, антимонопольный орган составил протокол об административном правонарушении от 16.12.2005 N 12/А.
Заместитель руководителя УФАС по Ярославской области, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении N А 03-03/07-05, вынес постановление от 29.12.2005 о назначении ОАО "Рыбинскхлебопродукт" наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного в части 1 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде взыскания 100 000 рублей штрафа.
Общество оспорило данное постановление Управления в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленное требование, Арбитражный суд Ярославской области руководствовался статьей 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 17 и 18 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". При этом суд исходил из того, что у Общества отсутствовал умысел на сокрытие информации; совершение организацией данного правонарушения не привело к возникновению существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, поскольку Управление не представило доказательств наличия последствий этого правонарушения в виде доминирования на рынке или ограничения конкуренции.
Оставив решение суда без изменения, Второй арбитражный апелляционный суд также сделал вывод о малозначительности вмененного Обществу правонарушения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа счел, что судебные акты подлежат отмене.
Согласно пункту 5 статьи 17 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее Закон) антимонопольный орган должен быть уведомлен учредителями (участниками) (одним из учредителей, участников) в течение 45 дней со дня государственной регистрации (со дня внесения изменений и дополнений в единый государственный реестр юридических лиц) о создании коммерческих организаций, если суммарная стоимость активов учредителей (участников) по последнему балансу превышает два миллиона установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда.
В соответствии с частью 1 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее Кодекс) непредставление ходатайств и уведомлений (заявлений) в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган или органы регулирования естественных монополий, если представление таких ходатайств и уведомлений (заявлений) является обязательным в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о естественных монополиях, представление ходатайств и уведомлений (заявлений), содержащих заведомо недостоверные сведения, а равно нарушение установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о естественных монополиях порядка и сроков подачи ходатайств и уведомлений (заявлений) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.
Арбитражный суд Ярославской области установил, и это не противоречит материалам по делу, что ОАО "Рыбинскхлебопродукт", приобретя 25.07.2005 сто процентов долей в уставном капитале ООО "Торговый дом "Рыбинскхлебопродукт", в нарушение пункта 5 статьи 17 Закона уведомило антимонопольный орган о совершении данных сделок только 28.11.2005, то есть со значительным пропуском установленного для этого 45-дневного срока, в результате чего совершило административное правонарушение, предусмотренное в части 1 статьи 19.8 Кодекса.
Действительно, в силу статьи 2.9 Кодекса при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Из содержания статьи 19.8 Кодекса и пункта 5 статьи 17 Закона следует, что состав искомого административного правонарушения выражается исключительно в неисполнении обязанности по извещению антимонопольного органа и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Таким образом, в рассматриваемом случае возникновение существенной угрозы общественным отношениям, охраняемым от монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, обусловлено самим фактом неисполнения приведенной обязанности, создающим препятствие эффективному осуществлению антимонопольным органом полномочий по контролю за экономической концентрацией на товарном рынке.
Отсутствие каких-либо последствий является в соответствии со статьями 4.1 и 4.2 Кодекса основаниями для рассмотрения вопросов о виде и размере наказания, назначаемого правонарушителю. В случае же, если неисполнение данной обязанности может привести или привело к ограничению конкуренции, то антимонопольный орган в соответствии с пунктом 6 статьи 17 Закона выдает учредителям (участникам) коммерческой или некоммерческой организации, лицам или органам, принявшим соответствующее решение, предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
С учетом изложенного Арбитражный суд Ярославской области и Второй арбитражный апелляционный суд неправильно применили нормы материального права, сделав вывод о малозначительности совершенного ОАО "Рыбинскхлебопродукт" административного правонарушения, поэтому судебные акты подлежат отмене, а заявленное Обществом требование - оставлению без удовлетворения.
Нарушений процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебных актов, не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, пунктом 3 части 2 статьи 288 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 10.03.2006 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 31.05.2006 по делу N А82-324/2006-31 Арбитражного суда Ярославской области отменить.
Отказать открытому акционерному обществу "Рыбинский комбинат хлебопродуктов" в удовлетворении заявленного требования.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Н.Ш. Радченкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд федерального округа отменил решение суда, который признал неисполнение обязанности по представлению информации в антимонопольный орган (ст. 19.8 КоАП РФ) малозначительным правонарушением в виду отсутствия негативных последствий указанного правонарушения.
Отмечено, что ВАС РФ в п. 18 постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Из содержания ст. 19.8 КоАП РФ и п. 5 ст. 17 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" следует, что состав указанного административного правонарушения выражается исключительно в неисполнении обязанности по извещению антимонопольного органа и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий. Таким образом, возникновение существенной угрозы общественным отношениям, охраняемым от монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, обусловлено самим фактом неисполнения приведенной обязанности, создающим препятствие эффективному осуществлению антимонопольным органом своих полномочий. При этом отсутствие каких-либо последствий является в соответствии со ст.ст. 4.1 и 4.2 КоАП РФ лишь основанием для рассмотрения вопросов о виде и размере наказания, назначаемого правонарушителю. На этом основании кассационная инстанция отказала обществу в признании незаконным постановления антимонопольного органа о назначении ему административного наказания по ч. 1 ст. 19.8 КоАП РФ.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11 августа 2006 г. по делу N А82-324/2006-31
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника