2. Управлению финансов администрации города предусмотреть средства на реализацию Программы, указанной в п. 1 настоящего постановления, при разработке городского бюджета на 2004 - 2007 годы.
3. Рекомендовать администрации города провести мероприятия по привлечению предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности к реализации Программы "Молодежь Дзержинска".
4. Настоящее постановление вступает в силу с момента его подписания.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на комитет городской Думы по делам молодежи, образования, культуры, науки, спорта.
Председатель городской Думы |
Мэр города Дзержинска |
Программа
"Молодежь Дзержинска" на 2004 - 2007 гг.
(утв. постановлением городской Думы г.Дзержинска
от 12 ноября 2003 г. N 536)
г.Дзержинск
Паспорт Программы "Молодежь Дзержинска"
Наименование |
Программа "Молодежь Дзержинска" на 2004 - 2007 г.г. |
Основание для разработки |
Федеральная целевая программа "Молодежь России" (2001-2005), постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 N 1015, Закон N 70-3 от 25.04.97. "О молодежной политике в Нижегородской области", Программа "Молодежь Нижегородской области" на 2003 - 2006 г. |
Разработчик Программы |
Отдел по делам молодежи администрации г.Дзержинска |
Заказчик Программы |
Администрация г.Дзержинск |
Цель Программы |
Координация деятельности молодежных организаций, Детско-юношеских центров, учащейся молодежи и студентов, общественных организаций города для обеспечения правовых, организационных, социально-экономических, культурных, информационных условий и гарантий для реализации личности молодого человека |
Задачи Программы |
1. Развитие творческих способностей детей и подростков через систему дополнительного образования, содействие развитию клубной работы. 2. Охрана здоровья молодежи, поддержка социально - незащищенной категории молодежи (инвалиды, дети-сироты). 3. Обеспечение максимальной занятости трудоспособной и частично трудоспособной молодежи в соответствии с потребностями города и профессиональной подготовкой. 4. Адаптация в социальной среде детей и подростков из группы риска. 5. Способствование повышению профессионального уровня педагогов дополнительного образования. 6. Методическое обеспечение деятельности в сфере работы с молодежью, детьми и подростками. 7. Социально-адаптационная поддержка молодой семьи. 8. Обеспечение условий для международного взаимодействия общественных организаций, воспитание активной жизненной позиции молодежи. |
Исполнители основных мероприятий Программы |
ОДМ администрации г.Дзержинск; МОУДОд Центр "Мечта", Центр "Апогей", "Центр внешкольной работы", "Дом юного техника", Центр "Молодежные инициативы" |
Сроки реализации |
2004 - 2007 г. |
Предполагаемые конечные результаты реализации Программы |
Реализация среднесрочной программы "Молодежь Дзержинска 2004 - 2007" позволит: 1. решить ряд актуальных социальных молодежных проблем в сфере временной и вторичной трудовой занятости; 2. повысить деловую активность и предприимчивость молодежи; 3. совершенствовать информационно - методическую и нормативно - правовую основу работы с молодежью; 4. формировать гражданско - патриотическую позицию, способствовать повышению и реализации интеллектуального, творческого и физического потенциала молодого поколения; 5. развивать городскую систему информационного обеспечения молодежи; 6.вовлекать социально-незащищенную категорию молодежи и представителей "группы риска" в социально - активную деятельность и косвенно способствовать профилактике асоциального поведения; 7. повысить уровень профессиональной подготовки специалистов, работающих с молодежью, подростками и детьми; 8. обеспечивать международное взаимодействие молодежных общественных организаций. |
Предполагаемые источники и объемы финансирования |
Местный бюджет Внебюджетные средства |
Контроль реализации мероприятий Программы |
Администрация г.Дзержинск. |
1. Введение
1.1. Цели и задачи, принципы, лежащие в основе
деятельности по реализации Программы
Основанием для разработки городской комплексной программы "Молодежь Дзержинска (2004 - 2007 г.)" (далее - городская Программа), является программа "Молодежь Нижегородской области" на 2003 - 2006 г., а также нормативно - правовая база, включающая Конституцию РФ, законодательство РФ, законодательство Нижегородской области, Указы Президента РФ, Указы Губернатора Нижегородской области, нормативно-правовые акты главы города Дзержинска.
Руководствуясь принципами, изложенными в программе "Молодежь Нижегородской области", представляется возможным осуществить в городе Дзержинск последовательный переход к комплексному решению молодежных проблем, обеспечивающий сбалансированное решение социально-экономических задач развития города с учетом использования трудового, физического, духовного, профессионального, творческого и интеллектуального потенциала молодежи.
В соответствии с Законом Нижегородской области от 25.04.97 г. N 70-3 "О молодежной политике в Нижегородской области" (ст.5) многообразие форм деятельности по реализации данной программы основывается на следующих принципах:
1. Правовая защищенность:
- предоставление молодым гражданам гарантированного минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству;
- поддержка молодежных и детских объединений;
- содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении поддержки молодежных и детских организаций.
2. Приоритетность:
- выделение главных задач и механизмов их решения на каждом конкретном этапе реализации государственной молодежной политики. На данном этапе приоритетной задачей является развитие и поддержка духовно - нравственного и гражданско - патриотического воспитания.
3. Социальное партнерство и социальная справедливость:
- сочетание интересов молодежи и власти в реализации задач государственной молодежной политики;
- привлечение молодежи непосредственно или через молодежные и детские объединения к участию в формировании и реализации государственной молодежной политики;
- формирование позиций гражданственности, патриотизма, развитие позитивного правосознания и чувства гражданской ответственности;
- равенство общественных инициатив по сравнению с соответствующей деятельностью органов власти при финансировании мероприятий в области государственной молодежной политики;
- признание самостоятельности молодежных и детских объединений и их права на участие в определении меры государственной поддержки в их деятельности.
4. Опережающий прагматизм требует поискового прогноза относительно последствий принятых решений в рамках реализации государственной молодежной политики.
5. Профессиональная компетентность в работе с молодежью:
- привлечение специально подготовленных кадров, компетентных в области, составляющей содержание работы с молодежью;
- развитие деятельности сети учреждений и служб социального обслуживания подростков и молодежи, координация деятельности ДЮЦ, общественных организаций молодежи;
- организация методического обоснования в выборе различных форм воспитания, обеспечении досуга и творчества молодежи, способствующих интеграции подростков и молодых граждан в культурную и творческую среду города.
Социальными функциями молодежи признаются:
- образованность и профессиональная подготовленность к трудовой деятельности;
- включенность трудоспособной молодежи в различные сферы общественного труда;
- готовность к созданию семьи с детьми;
- физическое и психическое здоровье, здоровый образ жизни;
- воспитание активной жизненной, гражданской позиции, развитие широкого социо-культурного кругозора.
Необходимость сохранения преемственности и развития в демографической, духовной, социально-экономической и социально - политической сферах общества закрепляет за молодежью статус социально - значимой категории. В связи с этим, целью молодежной политики является создание условий, обеспечивающих социализацию молодежи и обновление общества.
Целью данной программы стала координация деятельности молодежных организаций, ДЮЦ, учащейся молодежи и студентов, общественных организаций города по ряду направлений:
- создание условий, направленных на гражданское становление, патриотическое воспитание, физическое развитие и оздоровление;
- организация работы с детьми и подростками по месту жительства;
- профилактика асоциального поведения подростков;
- обеспечение гарантий в сфере труда и занятости подростков и молодежи;
- информационно-аналитическое и методическое обеспечение работы с молодежью, детьми и подростками;
- организация работы со студентами и заводскими молодежными организациями;
- поддержка и развитие деятельности детских и молодежных объединений, осуществление взаимодействия с общественными организациями;
- организация международных контактов по проблемам молодежи;
- создание условий для духовного развития и организация досуга.
Реализация данной цели требует решения следующих задач:
1. Обеспечение максимальной занятости трудоспособной и частично трудоспособной молодежи в соответствии с потребностями города и профессиональной подготовкой.
2. Охрана здоровья молодежи, поддержка социально - незащищенной категории молодежи (инвалиды, дети-сироты).
3. Адаптация детей и подростков из группы риска.
4. Обеспечение условий для международного взаимодействия общественных организаций, воспитание активной жизненной позиции молодежи.
5. Развитие творческих способностей детей и подростков через систему дополнительного образования, содействие развитию клубной работы.
6. Способствование повышению профессионального уровня педагогов дополнительного образования, методическое обеспечение деятельности в сфере работы с молодежью, детьми и подростками.
1.2. Исходное состояние и содержание приоритетных
проблем в сфере работы с молодежью
При реализации Программы считается целесообразным выделять "группы социального риска" и "опорные группы" молодежи, на улучшение жизненных условий которых направлены программно-целевые мероприятия. Важнейшими социально-демографическими группами населения, выделяемыми в структуре населения г.Дзержинска, являются дети и подростки, работающая молодежь, студенты, творческая молодежь, а так же социально - незащищенные категории молодежи (дети-инвалиды, сироты) и так называемые "трудные подростки", нуждающиеся в социальной адаптации и реабилитации.
Ошибки в осуществлении молодежной политики или ее отсутствие могут привести к негативным последствиям и сказаться на общей комфортности жизни города. В работе с молодежью применяются различные подходы для обеспечения потребностей города, с учетом возраста, специфики профессиональной ориентации, социального статуса и других критериев. Непременным условием эффективной работы органов местного самоуправления является большая степень социальной сплоченности, высокий уровень доверия населения власти (включая молодежь), ориентация на социальный, культурный, образовательный и в целом человеческий капитал города. В этом плане совершенно очевидно, что молодежь является реальным, социально значимым стратегическим ресурсом городского развития. Этот фактор является ключевым для того, чтобы определить работу с молодежью как один из приоритетов городского развития. Особенно актуально это в условиях отсутствия равных шансов на получение образования, достойной работы, социальных услуг. При этом, в молодежной среде наблюдается тенденция преодоления социального расслоения и других негативных явлений, таких как:
- ухудшение состояния здоровья молодежи (в среднем в России лишь 10% выпускников школ могут считаться абсолютно здоровыми, а 45-50% имеют серьезные отклонения в физическом и психическом развитии);
- размывание духовных ценностей, ориентиров, усиление недоверия к власти;
- распространение наркобизнеса и наркомании (около 70% лиц, употребляющих наркотики составляют молодые люди до 30 лет, что является одной из серьезнейших проблем национальной безопасности России);
- сохранение высокого уровня преступности в молодежной среде (в 2002 году в Нижегородской области этот уровень на 34% ниже, чем в 2001 году);
- сохранение значительной доли безработицы молодежи в общем числе безработных граждан (до 24% в 2002 году по сравнению с 30% в 1996 году).
1.3. Необходимость решения приоритетных
проблем программными методами
Социальные механизмы решения задач молодежной политики закреплены в Законе "О молодежной политике Нижегородской области" в статьях 7, 8, 10, 17 о компетенции администрации области и органов местного самоуправления и представляют собой:
- организацию координации, взаимодействия и сотрудничества для решения молодежных проблем;
- обеспечение баланса интересов органов местного самоуправления, городского сообщества и самой молодежи при реализации Программы;
- разработка целевых мер, способствующих реализации Программы;
- стимулирование активности молодежи и использование ее потенциала на благо социально-экономического развития города.
Развитие государственной молодежной политики в г.Дзержинск осуществляется ОДМ администрации во взаимодействии с учреждениями города, структурными подразделениями администрации, ДЮЦ, Общественными молодежными и детскими организациями и так далее (см. приложение 1).
Программа способствует согласованности действий и объединению усилий всего городского сообщества в ходе многоплановой работы по перечисленным ниже приоритетным направлениям.
2. Основные направления реализации Программы
2.1. Работа с детьми и подростками по месту жительства осуществляется в городе через систему Центров Дополнительного образования детей. На фоне резкого снижения воспитательного воздействия семьи, снижение возможностей для воспитания детей по месту жительства приводит к серьезным последствиям:
- увеличивается число детей с девиантным поведением, употребляющих алкоголь, массовая безнадзорность несовершеннолетних; по оценке научного центра РАМН к 13 годам почти половина подростков уже пробовали алкоголь, в 16 лет - 61% юношей и 63% девушек регулярно его употребляют;
- снижение общего количества преступлений, совершенных подростками за 2003 год по данным УВД, происходит за счет снижения числа грабежей и разбоев (ст.161, 162 УК РФ), но вместе с тем - увеличения количества тяжких телесных повреждений (ст.111 УК РФ);
- дезорганизуется микросоциум ребенка, дети, предоставленные сами себе, находят способы для самовыражения в особо жестоких формах асоциального поведения.
В системе ДЮЦ для преодоления этих негативных тенденций необходимо:
- расширять сеть клубов, центров в густонаселенных подростками микрорайонах, стимулировать уже действующие клубы и переориентировать их на профильность;
- формировать единую модель учебно-методического центра МОУДОд ОДМ; обозначить опорно-экспериментальные площадки по организации клубной работы;
- способствовать созданию системы подготовки кадров (педагогов - организаторов, педагогов дополнительного образования), обобщению и распространению накопленного опыта, созданию методической базы по организации жизнедеятельности детско-подростковых и молодежных клубов и объединений.
Профилактике асоциального поведения молодежи, подростков и детей должны способствовать:
- организация профориентационной работы для старшеклассников;
- организация летнего труда и отдыха детей и подростков;
- развитие воспитательной работы по месту жительства по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;
- проведение общегородских акций по проблеме здорового образа жизни молодежи.
2.2. Гражданско-патриотическое воспитание, физическое развитие и оздоровление являются важнейшими факторами формирования личности. В последнее время отмечается изменение ценностной ориентации молодежи по сравнению с предшествующим десятилетием. Значительная часть молодых людей настроена весьма патриотично, верит в будущее России. Более 40% гордятся Победой в Великой Отечественной войне, свыше 38% - историей страны в целом (статистические данные Департамента по молодежной политике Министерства образования Российской Федерации). Для развития системы патриотического воспитания необходимо:
- способствовать созданию механизма развития системы патриотического воспитания, поскольку четкая концепция такового до последнего времени отсутствовала;
- формировать условия для духовно-нравственного развития молодежи;
- способствовать вовлечению молодежи в государственную и общественную жизнь;
- поддерживать деятельность различных общественных организаций и объединений, способствующих становлению гражданина;
- способствовать нравственному и физическому развитию молодого поколения, обладающего полноценным здоровьем, ведущего здоровый образ жизни, способного встать на защиту государственных интересов.
2.3. Обеспечение гарантий в сфере труда и занятости подростков и молодежи.
Растет количество студентов в учреждениях высшего и среднего профессионального образования в области (в 1997 г. - 118 тыс. чел., в 2002 г. - 245 тыс. чел), что свидетельствует о возросшей значимости и ценности получения образования среди молодежи. Существует востребованность работодателями определенного уровня образовательной и практической подготовки молодых людей. В общей численности трудоспособного населения молодежь составляет 40%. Однако, повышению конкурентоспособности молодежи на рынке труда сопутствует недостаточность профессиональных знаний, квалификации и трудовых навыков, что делает молодых людей одной из самых уязвимых групп населения на рынке труда.
Работа по обеспечению занятости молодежи предполагает:
- создание условий для самофинансирования труда подростков и молодежи и снижения затрат на финансирование городской зоны отдыха;
- формирование молодежного социального заказа и утверждение этой статьи в городском бюджете;
- создание хозрасчетных рабочих мест для подростков и молодежи;
- организация взаимодействия общественных объединений, государственных и муниципальных служб, коммерческих организаций и учебных заведений в процессе обеспечения занятости;
- осуществление комплексного подхода к организации деятельности подростков ("Работа + Отдых + Общение + Туризм") с учетом специфики подростковой психологии;
- информационное обеспечение в сфере молодежного труда и занятости;
- формирование престижа рабочих профессий;
- обеспечение профессиональной ориентации подростков.
2.4. Работа с молодыми семьями становится наиболее актуальной в условиях:
- социально-экономической нестабильности, резкого увеличения числа малообеспеченных семей, а так же семей, имеющих проблемы с жильем и работой;
- утери равных шансов на получение образовательных, медицинских и др. социальных услуг;
- сохранения негативных тенденций в развитии демографической ситуации;
- сохранения высокого уровня сексуальной неграмотности среди подростков и молодежи;
- потери значимости традиционного семейного быта.
В данном направлении необходимо:
- способствовать формированию приоритета здорового образа жизни;
- поддерживать развитие семейных традиций;
- разработать комплекс методических мер по социально-адаптационной поддержке молодой семьи на этапах ее создания, расширения и сохранения.
2.5. Работа со студентами и заводскими молодежными организациями осуществляется через Молодежный парламент и Общественную организацию трудящейся молодежи г.Дзержинск, чья деятельность способствует:
- активизации инициативной молодежи города;
- объединению усилий молодых людей для развития социо-культурной сферы;
- включенности молодежи в политическую жизнь города;
- развитию молодежного самоуправления.
Для развития данного направления деятельности необходимо:
- сформировать действенный механизм эффективного сотрудничества представителей молодежи и молодежных общественных объединений с органами государственной власти и местного самоуправления;
- создать условия для системного поиска социально активных молодых людей, обеспечения их дальнейшего становления и роста;
- выявить в молодежной среде потенциальных и уже состоявшихся лидеров в различных сферах общественной жизни;
- способствовать созданию системы подготовки кадров молодежного самоуправления, направленной на формирование надежного кадрового запаса.
2.6. Информационно-аналитическое и методическое обеспечение работы с молодежью, детьми и подростками выходит на первый план в связи с резко возрастающей потребностью:
- в информированности;
- в использовании новейших информационных технологий;
- в осознанном формировании молодыми людьми своей информационной среды;
- в ведении интерактивной деятельности, получении оперативной информации по данным социологических опросов в сфере молодежной проблематики;
- в привлечении СМИ к молодежным проблемам, формировании позитивного общественного мнения по отношению к молодежи;
- в развитии позитивного диалога между молодежью и организациями, работающими в сфере молодежной политики.
Информация сегодня играет важную роль, выступая одним из ведущих факторов, определяющих нормальное функционирование государственных и негосударственных структур, работающих в сфере молодежных интересов, и деятельность отдельно взятого молодого человека. Программа предусматривает:
- участие в конкурсе целевых программ в рамках Федеральной программы "Молодежь России 2001 - 2005";
- создание информационно-технологического пространства для молодежи города в Интернете.
Методическое обеспечение состоит:
- в создании условий для совершенствования профессионального мастерства педагогов дополнительного образования;
- в информационно-методической поддержке МОУДОд;
- в выявлении, изучении, обобщении и распространении педагогического опыта для развития системы дополнительного образования;
- в поддержке инновационной деятельности педагогов и руководителей МОУДОд.
2.7. Организация международных контактов по проблемам молодежи ведется ОДМ администрации г.Дзержинск с 1995 г., что, в условиях демократических преобразований, углубляющегося сотрудничества и интеграции европейских стран, приобретает с каждым годом все более важное значение.
Развитие международного сотрудничества предполагает:
- организацию международных встреч специалистов по работе с детьми и молодежью, проведение семинаров по внешкольному образованию в целях обмена опытом;
- обмен туристическими группами с молодежными организациями Германии;
- организацию международных молодежных встреч в целях воспитания толерантности и открытости подрастающего поколения во взаимоотношениях с иностранными партнерами;
- проведение краткосрочных курсов изучения немецкого языка для молодых людей, предполагающих развивать сотрудничество с Германскими общественными организациями;
- установление контактов с руководством города-побратима Биттерфельд для знакомства с традициями и культурой наших городов.
3. План мероприятий по реализации программы
в соответствии с приоритетными направлениями
Направление и основные мероприятия |
Обоснование приоритета, механизмы реализации |
Сроки исполнения и затраты (тыс. руб.) 2007 г. |
Исполнители |
|||
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
|
|||
1. Работа с детьми и подростками по месту жительства | ||||||
1.1. Сохранность и ввод новых помещений детско - подростковых клубов |
Восстановление традиционной системы работы по месту жительства |
В рамках бюджетного финансирования |
В рамках бюджетного финансирования |
В рамках бюджетного финансирования |
В рамках бюджетного финансирования |
Администрация города, ОДМ, МОУДОд |
1.2. Финансирование и материально - техническое оснащение кружков, творческих мастерских, студий, спортивных и туристических секций |
Развитие системы МОУДОд |
В рамках бюджетного финансирования |
В рамках бюджетного финансирования |
В рамках бюджетного финансирования |
В рамках бюджетного финансирования |
Администрация г. Дзержинск, ОДМ, МОУДОд |
1.3. Деятельность детских и молодежных организаций по месту жительства |
Поддержка молодежных и детских организаций |
|
|
|
|
ОДМ, МОУДОд ДЮЦ "Апогей", "Мечта", "ЦВР", "МИ", "ДЮТ" |
1.4. Определение опорно - экспериментальных площадок по развитию технологий клубной работы |
Выявление инициативных клубных коллективов, использующих новые технологии |
10,0 МБ |
15,0 МБ |
В рамках бюджетного финансирования |
В рамках бюджетного финансирования |
ОДМ, ДДТ, МОУДОд |
1.5. Проведение постоянно действующего семинара для педагогов - организаторов "Создание единого образовательно - воспитательного пространства" |
Обсуждение актуальных проблем воспитания |
6,0 МБ |
6,0 МБ |
8,0 МБ |
8,0 МБ |
ОДМ, ДДТ |
1.6. Открытые занятия, мастер-классы, показательные выступления для педагогов ДО |
Обучение педагогов ДО |
3,0 МБ |
3,0 МБ |
3,0 МБ |
3,0 МБ |
ОДМ, ДДТ |
1.7. Участие в организации смотра-конкурса на лучшую постановку воспитательной работы по месту жительства по профилактике безнадзорности и правонарушений |
Выявление инновационных педагогических технологий, профилактика правонарушений |
15,0 МБ |
10,0 МБ |
12,0 МБ |
12,0 МБ |
КДН, ОДМ, ДЮЦ |
1.8. Мероприятия по профориентации старшеклассников |
Обеспечение гарантий в сфере занятости |
|
|
|
|
ЦЗН, ОДМ, ДЮЦ |
1.9. Строительство в микрорайонах города спортивных площадок, восстановление хоккейных кортов |
Развитие микросоциума двора, обеспечение спортивного досуга детей. |
30,0 Обл. бюджет |
30,0 Обл. бюджет |
30,0 Обл. бюджет |
30,0 Обл. бюджет |
Администрация города, ОДМ, МОУДОд, НРМОО "Стажер" |
2. Патриотическое воспитание, физическое развитие и оздоровление | ||||||
2.1. Мероприятия, направленные на формирование патриотизма и гражданского самосознания молодежи: |
|
|
|
|
|
ОДМ |
- Спортивные праздники и мероприятия, посвященные Дню Победы, Дню Защитника Отечества |
Вовлечение молодежи в городскую общественную жизнь |
10,0 МБ |
10, 0 МБ |
12,0 МБ |
12 ,0 МБ |
ОФиС, ОДМ, ОК, УНО |
- Спортивные мероприятия и показательные выступления, посвященные Дню города и Дню Дзержинской милиции |
Включенность подростков и молодежи в городскую жизнь, осознание себя частью городского сообщества |
15,0 ВБ |
15,0 ВБ |
15,0 ВБ |
15,0 ВБ |
ОФиС, ОДМ, УВД, УНО, УГОиЧС, Военкомат |
- Организация и проведение экскурсий по родному краю |
Воспитание гражданских чувств и расширение кругозора подростков |
В рамках бюджетного финансирования |
В рамках бюджетного финансирования |
В рамках бюджетного финансирования |
В рамках бюджетного финансирования |
ОДМ, МОУДОд |
- Организация встреч молодежи с ветеранами войн, военнослужащими |
Формирование представлений о чувстве долга, персонификация истории, понятия "гражданственность |
В рамках бюджетного финансирования |
В рамках бюджетного финансирования |
В рамках бюджетного финансирования |
В рамках бюджетного финансирования |
ОДМ, МОУДОд |
- Организация и проведение мероприятий по патриотическому воспитанию с "трудными подростками" |
Развитие нравственных представлений у детей из "группы риска" |
3,0 МБ |
3, 0 МБ |
5,0 МБ |
5,0 МБ |
ОДМ, МОУДОд |
- Организация экспедиции на Поклонную гору с участием родственников Героев СССР |
Связь поколений, память о войне основа патриотического воспитания |
|
Апрель-май 15,0 МБ |
|
|
ОДМ, Совет ветеранов |
- Организация и проведение профильных лагерей патриотического направления |
Содействие гражданскому становлению личности |
15,0 МБ |
10,0 МБ |
20,0 МБ |
20,0 МБ |
ОДМ, МОУДОд |
- Создание на базе детского клуба "Патриот" историко - краеведческого музея |
Развитие исследовательского и познавательного интереса к истории и краеведению |
|
10,0 МБ |
В рамках бюджетного финансирования |
В рамках бюджетного финансирования |
ОДМ, МОУДОд |
- Проведение городского конкурса патриотической песни |
Формирование эмоционального мотива гражданского развития личности |
5,0 МБ |
5,0 МБ |
10,0 МБ |
10,0 МБ |
ОДМ, МОУДОд |
2.2. Организация мероприятий, направленных на физическое развитие и оздоровление |
|
|
|
|
|
ОДМ, ОФиС |
- Городские соревнования "Папа, мама, я - спортивная семья" |
Пропаганда здорового образа жизни |
10,0 МБ |
10,0 МБ |
15,0 МБ |
15 ,0 МБ |
ОДМ |
- Спартакиада детских клубов - Универсиада студклубов |
Реализация спортивных качеств молодого человека, физическое развитие |
20,0 МБ |
20,0 МБ |
25,0 МБ |
25,0 МБ |
ОДМ, ОФиС, ДЮЦ |
- Городские соревнования "Игры молодецкие" |
Организация массового спортивного досуга молодежи |
7,0 МБ |
7,0 МБ |
7,0 МБ |
7,0 МБ |
ОДМ |
- Фестиваль единоборств "Восток-Запад" |
Популяризация боевых искусств |
|
10,0 МБ |
|
15,0 МБ |
ОДМ, ДЮЦ |
- Военно - спортивная игра "Граница" |
|
|
|
|
|
ОДМ, ДЮЦ "Апогей" |
2.3. Организация и проведение юбилейных мероприятий, посвященных: - 60-летию снятия блокады Ленинграда - 60-летию победы в ВОВ |
Способствовать знанию Отечественной истории, формированию благодарной памяти о защитниках Родины, позитивного восприятия Отечественной истории |
Январь 10,0 МБ |
Май 25,0 МБ |
|
|
ОДМ |
- Организация работ по благоустройству памятников, обелисков, могил советских воинов |
Формирование чувства ответственности за сохранение памяти о войне |
|
|
|
|
ОДМ, ЦЗН, НРМОО "Стажер" |
- Возрождение Вахты памяти (Пост N 1) |
|
Обл. бюджет |
Обл. бюджет |
Обл. бюджет |
Обл. бюджет |
ОДМ, УНО, |
3. Обеспечение гарантий в сфере труда и занятости | ||||||
3.1. Организация работ для подростков и молодежи на социально-значимых объектах города |
Возможность трудоустройства до 2500 человек в год |
Обл. бюджет |
Обл. бюджет |
Обл. бюджет |
Обл. бюджет |
НРМОО "Стажер", ОДМ |
- Проведение экологических акций, субботников |
Экологическое воспитание, временная занятость |
Средства, запланированные в программе "Экологическое воспитание |
Средства, запланированные в программе "Экологическое воспитание |
Средства, запланированные в программе "Экологическое воспитание |
Средства, запланированные в программе "Экологическое воспитание |
НРМОО "Стажер", ОДМ |
- Организация работы летних трудовых лагерей |
Формирование устойчивой мотивации к труду в ходе активного отдыха |
5,0 МБ |
5,0 МБ |
7,0 МБ |
7,0 МБ |
НРМОО "Стажер", ОДМ, ДЮЦ "Апогей", "Мечта" |
- Работа в питомнике лесхоза (озеленение, сбор лекарственных трав) |
Организация социально - незащищенной категории (интернат) |
Привлеченные средства |
Привлеченные средства |
Привлеченные средства |
Привлеченные средства |
НРМОО "Стажер" |
- Уборка территорий мемориальных парков |
Обеспечение занятости, формирование уважения к исторической памяти |
Обл. бюджет |
Обл. бюджет |
Обл. бюджет |
Обл. бюджет |
НРМОО "Стажер", ОДМ |
3.2. Организация работ по заказам из социальной сферы: - Благоустройство городских стадионов (по мере поступления заказов) |
Участие молодежи в формировании городской среды |
Обл. бюджет |
Обл. бюджет |
Обл. бюджет |
Обл. бюджет |
НРМОО "Стажер", ЦЗН |
- Организация работ по ремонту клубов и восстановлению кортов |
Благоустройство дворов и клубов по месту жительства |
В рамках бюджетного финансирования |
В рамках бюджетного финансирования |
В рамках бюджетного финансирования |
В рамках бюджетного финансирования |
НРМОО "Стажер", ОДМ |
- Организация бригад для ремонтных работ и изготовления оборудования для городских зон отдыха |
Сезонная занятость студентов, создание условий для проведения спортивно-массовых мероприятий |
Обл. бюджет |
Обл. бюджет |
Обл. бюджет |
Обл. бюджет |
ДЮЦ "Мечта", НРМОО "Стажер", ПУ |
3.3. Предоставление подросткам и молодежи временной работы по коммерческим заказам |
Совмещение временного трудоустройства с трудовой практикой |
Привлеченные средства |
Привлеченные средства |
Привлеченные средства |
Привлеченные средства |
НРМОО "Стажер", ПУ |
3.4. Формирование Молодежного социального заказа и предоставление оплачиваемых рабочих мест в системе городского бюджета |
Осуществление социальной политики по временной и дополнительной занятости, решение экологических задач. |
В рамках программы "Временная занятость" |
В рамках программы "Временная занятость" |
В рамках программы "Временная занятость" |
В рамках программы "Временная занятость" |
НРМОО "Стажер", администрация города, ЦЗН |
- Организация работы для студентов через Студенческое КБ и Заказы для производственной базы ПУ |
Поощрение трудовой инициативы и научно-исследовательской деятельности студентов |
В рамках программы "Временная занятость" |
В рамках программы "Временная занятость" |
В рамках программы "Временная занятость" |
В рамках программы "Временная занятость" |
НРМОО "Стажер", НГТУ, ПУ |
- Организация работы по вакансиям |
Возможность временного трудоустройства в год до 800 человек |
В рамках программы "Временная занятость" |
В рамках программы "Временная занятость" |
В рамках программы "Временная занятость" |
В рамках программы "Временная занятость" |
ЦЗН, ОДМ, администрация города, НРМОО "Стажер" |
4. Работа с молодой семьей | ||||||
4.1. Разработка программы "Единое воспитательное пространство" и ее реализация |
Методическое обеспечение работы с молодыми семьями |
|
5,0 МБ |
В рамках бюджетного финансирования |
В рамках бюджетного финансирования |
ОДМ |
4.2. Организация конкурсов семейного творчества |
Создание условий для реализации творческого потенциала молодых семей |
7,0 МБ |
7,0 МБ |
10,0 МБ |
10,0 МБ |
ОДМ, ОО "ТМД" |
- Организация и проведение "Юморины" для молодых семейных пар "Семейные страсти" |
Организация досуга |
|
10,0 МБ |
|
10,0 МБ |
ОДМ, заводские молодежные организации |
- Проведение семейной эстафеты к Дню семьи |
Пропаганда здорового образа жизни семьи |
5,0 МБ |
5,0 МБ |
7,0 МБ |
7,0 МБ |
ОДМ, ОО "ТМД" |
- Организация конкурса проектов "ВОВ в судьбах моей семьи" |
Возрождение патриотических, гражданских и семейных основ нравственного воспитания |
5,0 МБ |
10,0 МБ |
7,0 МБ |
7,0 МБ |
ОДМ, ОО "ТДМ" |
5. Работа со студентами, общественными и заводскими молодежными организациями | ||||||
5.1. Организация и развитие деятельности молодежного парламента |
Реализация политики развития молодежного парламентаризма |
|
|
|
|
|
- Создание молодежной приемной; |
Активизация инициативной части молодежи города |
|
|
|
|
ОДМ |
- Обучение членов МП; |
Создание кадрового резерва |
10,0 МБ |
10,0 МБ |
10,0 МБ |
10,0 МБ |
ОДМ |
- Организация рабочих групп и представление интересов МП в городской думе |
|
|
|
|
|
|
- Организация и проведение конкурса проектов и программ общественных объединений по профилактике асоциального поведения молодежи |
|
40,0 МБ |
40,0 МБ |
50,0 МБ |
50,0 МБ |
МП, ОДМ |
5.2. Разработка и реализация программы Общественной организации "Трудящаяся Молодежь Дзержинска" |
Согласованная деятельность заводских молодежных организаций, отстаивание интересов рабочей молодежи |
Привлеченные средства предприятий |
Привлеченные средства предприятий |
Привлеченные средства предприятий |
Привлеченные средства предприятий |
ОДМ, заводские молодежные организации |
5.3. Создание совета молодежных общественных организаций |
|
Привлеченные средства предприятий |
Привлеченные средства предприятий |
Привлеченные средства предприятий |
Привлеченные средства предприятий |
ОДМ, заводские молодежные организации, общественные молодежные организации |
5.4. Создание городского клуба инвалидов |
|
35,0 в т.ч. 15,0 МБ 20,0 ВБ |
35,0 в т.ч. 15,0 МБ 20,0 ВБ |
35,0 в т.ч. 15,0 МБ 20,0 ВБ |
35,0 в т.ч. 15,0 МБ 20,0 ВБ |
ОДМ |
6. Информационно-аналитическое обеспечение работы с молодежью | ||||||
6.1. Организация сайта Молодежного портала в Интернете |
Формирование информационного пространства по молодежным проблемам новыми технологическими методами |
|
|
|
|
ОДМ, ЦЗН, региональное управление статистики |
6.2. Проведение и обработка данных интерактивных опросов, рейтингов и т.д. |
Статистические исследования |
15,0 МБ |
15,0 МБ |
15,0 МБ |
15,0 МБ |
ОДМ |
6.3. Обеспечение конкурса проектов "ВОВ в судьбах моей семьи" |
Вовлечение широкого круга молодых людей в исследовательскую деятельность, нацеленную на формирование гражданского самосознания |
|
|
|
|
ОДМ |
6.4. Создание базы данных по трудоустройству молодежи и подростков |
Возможность получения оперативной информации |
|
|
|
|
ОДМ, ЦЗН, НРМОО "Стажер" |
7. Методическое обеспечение работы с детьми, подростками и молодежью | ||||||
7.1. Разработка единого механизма обеспечения деятельности клуба по месту жительства |
Методическое обеспечение основного направления молодежной политики города |
|
|
|
|
МС ОДМ, ДДТ |
- Разработка методических рекомендаций по управлению, функционированию и развитию ДЮЦ: "Специфика деятельности педагогов системы ДО в работе по месту жительства", "Самоуправление в детском клубе", "Экспертиза и проектирование клубной работы" |
Выпуск Сборников рекомендаций для педагогов дополнительного образования Разработка методики анализа состояния детских клубов |
|
|
|
|
МС ОДМ, ДДТ |
- Дидактическое обеспечение образовательного процесса |
|
10,0 МБ |
10,0 МБ |
15,0 МБ |
15,0 МБ |
МС ОДМ |
- Организация конкурса творческих проектов и постановок воспитательной работы по различным направлениям |
Формирование банка данных инновационного педагогического опыта |
10,0 МБ |
10,0 МБ |
15,0 МБ |
15,0 МБ |
ОДМ, МОУДОд |
7.2. Систематизация методической работы ЦДО |
|
|
|
|
|
|
- Деятельность методического совета при ОДМ |
Координация деятельности ЦДО ОДМ |
|
|
|
|
Метод. служба ОДМ |
- Создание методических объединений в каждом ДЮЦ по направлениям |
Структурирование работы МОУДОд |
|
|
|
|
МС ОДМ, ДЮЦ "Мечта", "Апогей", "МИ", "ДЮТ", "ЦВР" |
- Разработка критериев для определения опорно-экспериментальных площадок по развитию технологий клубной работы |
Выделение инициативных клубных коллективов, использующих новые технологии |
|
|
|
|
Метод. служба ОДМ, МС, ДДТ |
7.3. Организация совершенствования педагогического мастерства |
|
|
|
|
|
|
- Организация и проведение семинаров для педагогов ДО по направлениям |
Обучение и обмен опытом |
5,0 МБ |
5,0 МБ |
5,0 МБ |
5,0 МБ |
ОДМ, ДДТ |
- Проведение традиционных семинаров для педагогов - организаторов МОУДОд "Создание единого образовательно - воспитательного пространства" |
Выработка основных положений для единой концепции развития системы ДО в городе, обсуждение актуальных проблем воспитания |
5,0 МБ |
5,0 МБ |
5,0 МБ |
5,0 МБ |
Метод. служба ОДМ, ДДТ |
- Работа по созданию ведомственной системы подготовки и повышения квалификации педагогических и руководящих работников МОУДОд ОДМ |
Необходимость обеспечения системы профессионального роста для работников подведомственных учреждений |
|
|
|
|
ОДМ, ДДТ, ИДЦ, НИРО |
8. Организация международных контактов по проблемам молодежи | ||||||
8.1. Участие в организации курсов немецкого языка для специалистов в области социальной работы с молодежью Германии (в рамках реализации программы "Строим новые мосты" |
Кадровое обеспечение развития международного сотрудничества |
Привлеченные средства |
Привлеченные средства |
Привлеченные средства |
Привлеченные средства |
ОДМ, Общество немецкой культуры |
8.2. Организация международных молодежных встреч в рамках реализации программы "Строим новые мосты" |
Создание условий для знакомства молодежи с традициями нашего города, возможность сотрудничества в различных сферах общественной жизни, обмен опытом |
90,0 в т.ч. 60,0 МБ 30,0 ВБ |
90,0 в т.ч. 60,0 МБ 30,0 ВБ |
90,0 в т.ч. 60,0 МБ 30,0 ВБ |
90,0 в т.ч. 60,0 МБ 30,0 ВБ |
ОДМ, администрация |
9. Культурно-массовые мероприятия | ||||||
9.1. Организация и проведение Дня открытых дверей в детских клубах |
|
5,0 МБ |
5,0 МБ |
8,0 МБ |
8,0 МБ |
ОДМ, МОУДОд |
9.2. "Свой мир строим сами" - торжественное открытие школы активности |
Создание мотивации для работы актива детских клубов |
3,0 МБ |
3,0 МБ |
5,0 МБ |
5,0 МБ |
ОДМ, ДДТ, МОУДОд |
9.3. Традиционная встреча ветеранов - педагогов детских клубов "Вечно молодые" |
|
5,0 МБ |
5,0 МБ |
8,0 МБ |
8,0 МБ |
ОДМ, ДДТ, МОУДОд |
9.4. Праздничные программы к Дню матери "Мать на Русислово святое" |
|
5,0 МБ |
5,0 МБ |
7,0 МБ |
7,0 МБ |
ОДМ, МОУДОд, ДДТ |
9.5. Городской конкурс "Мальчишник" |
Организация спортивного досуга |
5,0 МБ |
5,0 МБ |
5,0 МБ |
5,0 МБ |
ОДМ, МОУДОд, ДДТ |
9.6. КВН "Ярмарка смеха" (среди команд центров) |
|
5,0 МБ |
5,0 МБ |
5,0 МБ |
5,0 МБ |
ОДМ, МОУДОд, ДДТ |
9.7. Новогодние и рождественские праздники |
|
5,0 МБ |
5,0 МБ |
8,0 МБ |
8,0 МБ |
ОДМ, МОУДОд, ДДТ |
9.8. Городская тимуровская акция "Ты и те, кто рядом" |
В ознаменование 100-летия А.П. Гайдара |
5,0 МБ |
|
|
|
ОДМ, МОУДОд, ДДТ |
9.9. Конкурс профессионального мастерства среди педагогов дополнительного образования "Сердце отдаю детям" |
Поднятие престижа педагогической деятельности, совершенствование педагогического мастерства |
5,0 МБ |
5,0 МБ |
10,0 МБ |
10,0 МБ |
ОДМ, МОУДОд, ДДТ |
9.10. КВН - фестиваль |
|
20,0 в т.ч. 10,0 МБ 10,0 ВБ |
20,0 в т.ч. 10,0 МБ 10,0 ВБ |
30,0 в т.ч. 20,0 МБ 10,0 ВБ |
30,0 в т.ч. 20,0 МБ 10,0 ВБ |
ОДМ |
9.11. Шоу - программа "Широкая Масленица" |
|
8,0 МБ |
8,0 МБ |
8,0 МБ |
8,0 МБ |
ОДМ |
9.12. Акция "Белые цветы" |
|
3,0 МБ |
3,0 МБ |
3,0 МБ |
3,0 МБ |
ОДМ |
9.13. Фестиваль бардовской песни среди юношества "Ока бард де тур" |
Популяризация туризма, бардовской песни |
5,0 МБ |
5,0 МБ |
5,0 МБ |
5,0 МБ |
ОДМ, МОУДОд |
9.14. Празднование Всероссийского дня молодежи |
|
10,0 МБ |
10,0 МБ |
15,0 МБ |
15,0 МБ |
ОДМ |
9.15. Городской конкурс професионального мастерства "Золотые руки" |
Повышение профессионального мастерства, пропаганда рабочих профессий |
75,0 в т.ч. 60,0 МБ 15,0 ВБ |
75,0 в т.ч. 60,0 МБ 15,0 ВБ |
75,0 в т.ч. 60,0 МБ 15,0 ВБ |
75,0 в т.ч. 60,0 МБ 15,0 ВБ |
ОДМ, предприятия города |
9.16. Концертная программа ко Дню пожилого человека |
|
5,0 МБ |
5,0 МБ |
5,0 МБ |
5,0 МБ |
ОДМ, МОУДОд |
Итого: |
|
570,0 в т.ч. местн. бюджет - 450,0, обл. бюджет - 30,0, внебюджет. средства - 90,0 |
630,0 в т.ч. местн. бюджет - 510,0, обл. бюджет - 30,0, внебюджет. средства - 90,0 |
630,0 в т.ч. местн. бюджет - 510,0, обл. бюджет - 30,0, внебюджет. средства - 90,0 |
655,0, в т.ч. местн. бюджет - 535,0, обл. бюджет - 30,0, внебюджет. средства - 90,0 |
|
4. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
Программа "Молодежь Дзержинска" на 2004 - 2007 г.г. является среднесрочной программой. Реализация мероприятий Программы позволит решить целый ряд актуальных социальных молодежных проблем, продвинуться в развитии профилактических и воспитательных мер по сотрудничеству органов исполнительной власти и общественных организаций:
- совершенствование нормативно-правовых основ городской государственной молодежной политики;
- формирование в молодежной среде гражданско-патриотического отношения к Родине;
- обеспечение доступности образования, профессиональной подготовленности молодежи к трудовой деятельности;
- снижение уровня безработицы среди молодежи, обеспечение временной занятости молодежи;
- рост деловой активности и предприимчивости молодежи;
- повышение интеллектуального и творческого потенциала молодежи;
- улучшение физического здоровья молодого поколения;
- рост социальной активности и самореализации молодежи;
- стимулирование гражданского становления, привлечения молодых граждан и общественных объединений молодежи к непосредственному участию в формировании демократического правового общества;
- развитие городской системы информационного обеспечения молодежи;
- повышение уровня профессиональной подготовки специалистов, работающих в сфере государственной молодежной политики города;
- стабилизация института молодой семьи;
- формирование условий для поддержки молодой семьи, готовности молодежи к созданию семьи;
- снижение уровня преступности, наркомании и алкоголизма в молодежной сфере.
Заместитель мэра г.Дзержинска
по социальным вопросам |
Е.Ю. Рубцова |
Начальник отдела по делам молодежи
администрации г.Дзержинска |
М.А. Самарин |
Приложение 1
к Программе "Молодежь Дзержинска"
Структура взаимодействия отдела по делам молодежи г.Дзержинска
/---------------------------------\ /-------------------------\ /------------------------------------------------\
|Отдел по вопросам региональной | |Министерство образования | |Центр эстетического воспитания детей |
|молодежной политики Министерства | |и науки Нижегородской | |Центр развития творчества детей и молодежи |
|образования и науки Нижегородской| |области | |Центр детского и юношеского туризма и экскурсий |
|области | \-------------------------/ |Центр физической культуру и спорта |
\---------------------------------/ \------------------------------------------------/
|
-------------+------------
|
/-----------------------------\
/--------------------------------\ | | /-----------------------------------------------\
|Управление образования |----| |----|МОУСОШ, УДОд, Психолого-педагогический центр |
\--------------------------------/ | /---------\ /--------\ | \-----------------------------------------------/
| |МОУДОд | |МОУДОд | |
/--------------------------------\ | |"ДЮЦ "МИ"| |"ДЮЦ | | /-----------------------------------------------\
|Управление социальной | | | | |"МЕЧТА" | | |Центр реабилитации детей, социальный приют, |
|защиты населения |----| \---------/ \--------/ |----|детские дома, ДОЛ "Лесная сказка", медико - |
\--------------------------------/ | | |социальная экспертная комиссия |
| | \-----------------------------------------------/
/--------------------------------\ | | | /-----------------------------------------------\
|Управление дошкольных учреждений|----| | |----|Дошкольные учреждения |
\--------------------------------/ | /-------------\ | \-----------------------------------------------/
| ----| ОДМ |---- |
/--------------------------------\ | \-------------/ | /-----------------------------------------------\
|Управление здравоохранения |----| | |----|Наркологический, противотуберкулезный, кожно - |
\--------------------------------/ | | | |венерологический диспансеры |
| | \-----------------------------------------------/
/--------------------------------\ | | /-----------------------------------------------\
|Управление внутренних дел |----| /---------\ /--------\ |----|ОППН, опорные пункты |
\--------------------------------/ | |МОУДОд | |МОУДОд | | \-----------------------------------------------/
| |"ДЮЦ | |"ЦВР" | |
/--------------------------------\ | |"АПОГЕЙ" | | | | /-----------------------------------------------\
|Управление ЖКХ |----| \---------/ \--------/ |----|Жилсервисы, домоуправления |
\--------------------------------/ | | \-----------------------------------------------/
| /---------\ |
/--------------------------------\ | |МОУДОд | | /-----------------------------------------------\
|Отдел физкультуры |----| |"Дом юных| |----|ДЮСШ, Центральный стадион "Химик" |
\--------------------------------/ | |техников"| | \-----------------------------------------------/
| \---------/ |
/--------------------------------\ | | /-----------------------------------------------\
|Отдел культуры |----| |----|Дворцы культуры, музыкальные школы, библиотеки,|
\--------------------------------/ | | |театр драмы |
| | \-----------------------------------------------/
/--------------------------------\ | | /-----------------------------------------------\
|Центр общественной работы |----| |----|Общественные организации, СМИ |
\--------------------------------/ | | \-----------------------------------------------/
| |
| |
/-----\ /-----\ | | /-----------------------------------------------\
|ОГПС | |КУМИ |----------------------| |----|Центр занятости населения |
\-----/ \-----/ \-----------------------------/ \-----------------------------------------------/
|
-------------+------------
|
/------------------------\
|Нижегородский Институт |
|развития образования |
\------------------------/
Приложение 2
к Программе "Молодежь Дзержинска"
Список сокращений, используемых в тексте
ОДМ - Отдел по делам молодежи администрации г.Дзержинск
МОУДОд - Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
ДЮЦ - Детско-юношеские центры
"ЦВР" - Центр внешкольной работы
"МИ" - Центр "Молодежные инициативы"
"ДЮТ" - "Дом юных техников"
ДДТ - Дворец Детского Творчества
ИДЦ - Информационно-диагностический центр УНО г.Дзержинск
УНО - Управления народного образования
НИРО - Нижегородский институт развития образования
КДН - Комиссия по делам несовершеннолетних
ЦЗН - Центр занятости населения г.Дзержинск
ОфиС - Отдел физкультуры и спорта администрации г.Дзержинск
ОК - Отдел культуры администрации г.Дзержинск
УВД - Управление внутренних дел г.Дзержинск
УГО и ЧС - Управление гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций г.Дзержинск
Военкомат - Военный комиссариат
НРМОО "Стажер" - Нижегородская региональная молодежная общественная организация
НГТУ - Нижегородский Государственный Технический Университет
ПУ - Профессиональные училища
ОО ТМД - Общественная организация "Трудовая молодежь Дзержинска"
НПМ - Немецкая путешествующая молодежь
МБ - Местный бюджет
ВБ - Внебюджетные средства
Начальник отдела по делам молодежи
администрации г.Дзержинска |
М.А. Самарин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Городской Думы г.Дзержинска Нижегородской области от 12 ноября 2003 г. N 536 "Об утверждении Программы "Молодежь Дзержинска" на 2004 - 2007 гг."
Текст постановления получен из эталонного банка правовой информации Городской Думы города Дзержинска Нижегородской области