Постановление администрации г.Дзержинска
Нижегородской области
от 5 августа 2005 г. N 1491
"Об утверждении Положения об организации деятельности Администрации
города по охране прав детей, нуждающихся в государственной защите"
Постановлением администрации г.Дзержинска Нижегородской области от 13 февраля 2009 г. N 377 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях организации деятельности Управления образования, Управления здравоохранения и Управления социальной защиты населения по вопросам охраны прав детей, нуждающихся в государственной защите и в соответствии со ст. 34 Гражданского Кодекса РФ, ст. 121 Семейного Кодекса РФ, Федеральным законом Российской Федерации от 24.06.1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Законом Нижегородской области от 29.12.2004 г. N 161-3 "Об организации деятельности по охране прав детей, нуждающихся в государственной защите, в Нижегородской области", ст. 56 Устава города постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации деятельности Администрации города по охране прав детей, нуждающихся в государственной защите.
2. Начальнику Управления образования (Трофимова Л.А.), начальнику Управления здравоохранения (Карпов В.К.) и начальнику Управления социальной защиты населения (Гришина С.А.) довести до сведения руководителей подведомственных учреждений указанное Положение и организовать работу по его выполнению.
3. Признать утратившим силу Постановление Администрации г. Дзержинска от 27.06.2003 г. N 1562 "Об утверждении Положения об организации деятельности Администрации города по осуществлению полномочий органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении".
4. Постановление вступает в силу с момента его подписания.
5. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Мэра по социальным вопросам Мозжухину Г.Н.
Мэр города |
В.М. Бриккер |
Приложение
Положение
об организации деятельности Администрации города по охране
прав детей, нуждающихся в государственной защите
(утв. постановлением администрации города Дзержинска
от 5 августа 2005 г. N 1491)
1. Общие положения
1.1. Основные понятия.
Для целей настоящего Положения применяются следующие понятия:
дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей, в связи с отсутствием родителей, лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
дети, находящиеся в социально опасном положении - лица в возрасте до 18 лет, которые вследствие безнадзорности (т.е. отсутствия контроля за их поведением, вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц) или беспризорности (т.е. при отсутствии у безнадзорного места жительства и (или) места пребывания) находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья, а также не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, либо совершают правонарушения или антиобщественные действия.
Семья, находящаяся в социально опасном положении - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними;
дети, нуждающиеся в государственной защите - дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и дети, находящиеся в социально опасном положении.
Индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;
профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
1.2. В соответствии с Уставом города полномочия органа опеки и попечительства осуществляются Администрацией города.
1.3. Управление образования, управление здравоохранения, управление социальной защиты населения, являясь структурными подразделениями Администрации города, осуществляют нижеперечисленные функции органа опеки и попечительства по охране прав детей, нуждающихся в государственной защите.
2. Основные задачи Администрации города по охране прав детей,
нуждающихся в государственной защите
2.1. Основными задачами Администрации города по охране прав детей, нуждающихся в государственной защите, являются:
- обеспечение оптимальных условий для жизни и воспитания детей, нуждающихся в государственной защите;
- осуществление контроля за содержанием, воспитанием и образованием детей, нуждающихся в государственной защите;
- защита имущественных и личных неимущественных прав детей, нуждающихся в государственной защите.
3. Полномочия Администрации города по вопросам охраны прав детей,
нуждающихся в государственной защите
3.1. В соответствии с федеральным законодательством и возложенными задачами Администрация города осуществляет следующие полномочия:
- организует выявление и учет детей, нуждающихся в государственной защите;
- обеспечивает устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи или в соответствующие учреждения;
- организует работу по профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних;
- принимает меры по защите имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по обеспечению их жилой площадью в случаях, предусмотренных законодательством;
- принимает меры по защите личных неимущественных прав детей, нуждающихся в государственной защите;
- решает вопросы содержания и образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ухода за ними, их лечения, защиты их интересов и прав, распоряжения их доходами и имуществом в установленном законодательством порядке;
- рассматривает обращения, заявления и жалобы граждан по вопросам охраны прав детей и принимает по ним необходимые меры;
- реализует иные полномочия по защите прав детей, нуждающихся в государственной защите, согласно действующему законодательству.
4. Осуществление функций по защите прав детей
Управлением образования
Управление образования осуществляет следующие функции по защите прав детей, нуждающихся в государственной защите:
4.1. Осуществляет выявление детей, нуждающихся в государственной защите. В случае получения или обнаружения сведений о детях, находящихся в социально опасном положении, в течение сорока восьми часов сообщает об этом в Управление социальной защиты населения.
4.2. Проводит в трехдневный срок со дня получения сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, обследование условий жизни этих детей и, установив факт отсутствия попечения родителей, регистрирует данные о них в журнале первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей, а также обеспечивает временное устройство детей до решения вопроса о передаче их на воспитание в семью или в соответствующее учреждение, а также обеспечивает защиту прав и интересов детей до решения вопроса о их устройстве.
4.3. В установленный законодательством срок обеспечивает устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей на воспитание в семью, а при отсутствии такой возможности, в соответствующее учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
4.4. В случае если ребенок, оставшийся без попечения родителей, по истечении одного месяца со дня его первичной регистрации не был устроен на воспитание в семью, заполняет на него анкету ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее именуется - анкета ребенка) и в семидневный срок предоставляет анкету ребенка с приложенной к ней фотографией ребенка в Министерство образования и науки Нижегородской области (далее именуется - региональный оператор).
4.5. В случае изменения данных о ребенке, оставшемся без попечения родителей, содержащихся в анкете ребенка, в трехдневный срок информирует об этом регионального оператора.
4.6. В случае перевода ребенка из учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расположенного в городе Дзержинске в соответствующее учреждение, находящееся за пределами Нижегородской области, в трехдневный срок информирует об этом регионального оператора.
4.7. Направляет региональному оператору фотографии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сведения о которых находятся в региональном банке данных: в возрасте до трех лет - один раз в год; в возрасте от трех до восемнадцати лет - один раз в три года.
4.8. Осуществляет контроль за надлежащим исполнением опекунами (попечителями), приемными родителями, усыновителями своих обязанностей, а также за условиями содержания, воспитания и образования детей, воспитывающихся в подведомственных учреждениях.
4.9. В предусмотренных законодательством случаях подготавливает необходимые документы по вопросам освобождения, либо отстранения опекунов (попечителей) от исполнения обязанностей, отмены усыновления, расторжения договоров о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью либо на патронатное воспитание.
4.10. При наличии оснований для назначения выплаты опекунам (попечителям) ежемесячного опекунского пособия формирует в установленном порядке выплатное дело и передает его по акту приема-передачи в установленный срок в Управление социальной защиты населения, а также подготавливает необходимые документы для прекращения выплаты данного пособия.
4.11. На основании представленных образовательными учреждениями списков учащихся, нуждающихся в обеспечении проездными билетами, формирует общую заявку на приобретение проездных билетов и в установленный срок передает ее в Управление социальной защиты населения.
4.12. Осуществляет подготовку документов, необходимых для разрешения несовершеннолетним вступить в брак ранее достижения ими установленного возраста, а также по вопросам объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным в порядке эмансипации, разрешения изменения имени (фамилии) несовершеннолетнему, разрешения раздельного проживания подопечного, достигшего возраста шестнадцати лет с попечителем, разрешения на заключение несовершеннолетними трудовых договоров в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации и по другим вопросам, предусмотренным законодательством.
4.13. Обращается в суд с исками (заявлениями) в защиту законных интересов детей, нуждающихся в государственной защите, готовит необходимые заключения для представления в суд по делам, связанным с воспитанием детей, участвует в процессе при рассмотрении судом дел, связанных с воспитанием и образованием детей, а также в других случаях, предусмотренных законодательством.
4.14. Участвует в исполнении решений судов о передаче или отобрании детей.
4.15. Осуществляет необходимые меры, связанные с немедленным отобранием ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится в случае непосредственной угрозы жизни ребенка или его здоровью.
4.16. Осуществляет необходимые меры по защите жилищных и имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по обеспечению их жилой площадью в случаях, предусмотренных законодательством.
4.17. При установлении, что между интересами родителей и детей имеются противоречия принимает меры к охране и защите жилищных, имущественных и личных неимущественных прав детей.
4.18. Осуществляет иные функции по охране и защите прав детей, нуждающихся в государственной защите, предусмотренные законодательством.
5. Осуществление функций по защите прав
детей Управлением здравоохранения
Управление здравоохранения и должностные лица подведомственных учреждений осуществляют следующие функции по защите прав детей, нуждающихся в государственной защите:
5.1. В случае получения или обнаружения сведений о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, незамедлительно сообщают об этом в Управление образования (отдел опеки, попечительства и усыновления). В случае получения или обнаружения сведений о детях, находящихся в социально опасном положении в течение сорока восьми часов сообщают об этом в Управление социальной защиты населения.
5.2. В случае получения сведений о том, что ребенок, оставшийся без попечения родителей и воспитывающийся в подведомственном учреждении, может быть передан на воспитание в семью, в семидневный срок сообщают об этом в Управление образования (отдел опеки, попечительства и усыновления).
5.3. Осуществляют устройство новорожденных, оставшихся без попечения родителей, в подведомственные учреждения, при отсутствии возможности устройства в месячный срок данных детей на воспитание в семью и при оказании содействия в устройстве Управлением образования.
5.4. Представляют в Управление образования (отдел опеки, попечительства и усыновления) в установленной форме сведения о состоянии здоровья:
- детей, оставшихся без попечения родителей, в семидневный срок со дня получения сведений о том, что ребенок может быть передан на воспитание в семью;
- детей, оставшихся без попечения родителей, у которых изменился диагноз, по мере поступления изменений, но не реже одного раза в год на каждого ребенка.
5.5. Предоставляют в Управление образования (отдел опеки, попечительства и усыновления) заключение экспертной медицинской комиссии для заполнения медицинской части анкеты детей, оставшихся без попечения родителей.
5.6. В случае обнаружения или получения сведений об изменении данных, содержащихся в анкете ребенка незамедлительно предоставляют данные сведения в Управление образования (отдел опеки, попечительства и усыновления).
5.7. Обеспечивают круглосуточный прием несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, для оказания им медицинской помощи при наличии показаний медицинского характера.
5.8. Организуют предоставление бесплатного медицинского обслуживания и оперативного лечения в подведомственных лечебно-профилактических учреждениях, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров.
5.9. Организуют и обеспечивают выхаживание и воспитание детей с периода новорожденности до трехмесячного возраста, а детей с дефектами физического и психического развития до четырехлетнего возраста, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей.# либо имеющих родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также оказывают содействие Управлению образования (отделу опеки, попечительства и усыновления) в устройстве несовершеннолетних в подведомственные учреждения.
5.10. Организуют круглосуточный прием и содержание в подведомственных лечебно-профилактических учреждениях заблудившихся, подкинутых и других детей в возрасте до трех лет, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей.
5.11. Обеспечивают участие своего представителя при комиссионном немедленном отобрании ребенка у родителей (одного из них) и других лиц, на попечении которых он находится в связи с непосредственной угрозой жизни ребенка или его здоровью.
5.12. Осуществляют организацию работы экспертных медицинских комиссий по освидетельствованию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для передачи их на воспитание в семью.
5.13. Осуществляют координацию работы домов ребенка и других подведомственных учреждений, где находятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по вопросам охраны прав детей.
5.14. Осуществляют иные функции по охране прав детей, нуждающихся в государственной защите, предусмотренные законодательством.
6. Осуществление функций по защите прав детей
Управлением социальной защиты населения
Управление социальной защиты населения и должностные лица подведомственных учреждений осуществляют следующие функции по защите прав детей, нуждающихся в государственной защите:
6.1. Осуществляют меры по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и организуют индивидуальную профилактическую работу в отношении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестко обращающихся с ними.
6.2. Выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах, осуществляют социальную реабилитацию этих лиц, оказывают им необходимую помощь в соответствии с индивидуальными планами работы по социальной реабилитации.
6.3. Проводят работу по профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми.
6.4. Предоставляют социальные услуги несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, на основании просьб несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей либо по инициативе должностных лиц.
6.5. В случае получения сведений о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, незамедлительно предоставляют данные сведения в Управление образования (отдел опеки, попечительства и усыновления).
6.6. В случае получения сведений о том, что ребенок, оставшийся без попечения родителей и находящийся в подведомственном учреждении, может быть передан на воспитание в семью, в семидневный срок сообщают об этом в Управление образования (отдел опеки, попечительства и усыновления).
6.7. В случае получения сведений об изменении данных о ребенке, содержащихся в анкете ребенка незамедлительно предоставляют данные сведения в Управление образования (отдел опеки, попечительства и усыновления).
6.8. Оказывают содействие Управлению образования (отдел опеки, попечительства и усыновления) в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей в подведомственные учреждения, а также осуществляют устройство несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении в подведомственные учреждения.
6.9. Производят выплату ежемесячного опекунского пособия на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
6.10. Заключают договоры с организациями, предоставляющими меры социальной поддержки по оплате жилья, коммунальных услуг и топлива (кроме льгот за пользование газом).
6.11. Производят возмещение расходов организациям жилищно-коммунального хозяйства, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья, коммунальных услуг и топлива на основании договоров, счетов-фактур, актов сверки взаимных расчетов, подтвержденных реестрами получателей льгот.
6.12. Производят приобретение проездных билетов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, нуждающихся в обеспечении проездными билетами, на основании заключенного контракта (договора) между Управлением социальной защиты населения и транспортными организациями.
6.13. Производят возмещение стоимости проезда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси и маршрутного такси) и железнодорожном транспорте к месту жительства и обратно к месту учебы один раз в год в каникулярный период на основании заявления и документов, подтверждающих расходы на проезд, представленных законным представителем ребенка (опекуном, попечителем) или учреждением, в котором учащийся находится на полном государственном обеспечении.
6.14. Осуществляют иные функции по охране прав детей, нуждающихся в государственной защите, предусмотренные законодательством.
Начальник Управления образования |
Л.А. Трофимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации г.Дзержинска Нижегородской области от 5 августа 2005 г. N 1491 "Об утверждении Положения об организации деятельности Администрации города по охране прав детей, нуждающихся в государственной защите"
Текст постановления получен из эталонного банка правовой информации администрации города Дзержинска Нижегородской области
Постановлением администрации г.Дзержинска Нижегородской области от 13 февраля 2009 г. N 377 настоящее постановление признано утратившим силу