Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Положение по управлению муниципальным долгом г. Дзержинска
(утв. постановлением администрации города Дзержинска
от 16 сентября 2005 г. N 1733)
4 октября 2005 г.
1. Общие положения, цели и задачи
Основной целью данного положения является определение принципов и стратегии управления муниципальным долгом г. Дзержинска в процессе исполнения бюджета и обеспечения экономической безопасности.
Данные цели достигаются через решение следующих задач:
- выстраивание четких принципов моделирования долговой политики при формировании бюджета;
- минимизация рисков при управлении ликвидностью в процессе исполнения;
- принципиальная позиция при выделении бюджетных кредитов и предоставлении муниципальных гарантий;
- создание прозрачных правил учета долговых обязательств, операций с долгом и его обслуживанием.
Под управлением муниципальным долгом г. Дзержинска понимается процесс управления муниципальными заимствованиями в целях поддержания объема долга на экономически безопасном уровне, минимизации стоимости его обслуживания, снижения рисков и равномерного распределения во времени связанных с долгом платежей.
Управление муниципальным долгом включает четыре взаимосвязанных направления:
1. Планирование объема, срока и структуры муниципального долга г. Дзержинска.
2. Заимствования и осуществление операций с муниципальным долгом, направленных на оптимизацию его структуры. Сокращение расходов на обслуживание и своевременное исполнение долговых обязательств.
3. Мобилизация собственных средств. Реализация комплекса мер по работе с должниками бюджета в целях снижения потребности в заимствованиях.
4. Организация учета долговых обязательств и операций с долгом.
Стратегия управления муниципальным долгом г. Дзержинска как часть процесса обеспечения экономической безопасности включает в себя систему ограничений бюджетной политики в отношении предельного объема муниципального долга.
В качестве базовых показателей, определяющих ограничения в проведении заемной политики следует признать:
1. Нормы, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации;
2. Доступный на рынке капитала объем средств, с приемлемыми условиями по стоимости и срочности;
3. Структуру муниципального долга и ограничивающие коэффициенты.
Данные показатели являются основой для оценки связанных с долгом рисков, возникающих при исполнении городского бюджета.
Основные ограничения, определенные Бюджетным кодексом являются рамочными и максимально предельными:
- размер дефицита местного бюджета, утвержденный нормативным актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год, не может превышать 10 процентов объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации;
- предельный объем расходов на обслуживание муниципального долга, утвержденный постановлением о городском бюджете на соответствующий финансовый год, не должен превышать 15 процентов объема расходов местного бюджета;
- предельный объем муниципального долга не должен превышать объем доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.
Исходя из финансовой безопасности бюджета, необходимо определить предельный уровень размера долга не более 30 % от общих доходов бюджета для эффективного, а уровень не более 40 % для безопасного управления муниципальным долгом.
Главной задачей в управлении муниципальным долгом является поддержание на приемлемом уровне соответствия между размером долга и его реальными источниками погашения на любом временном участке.
2. Формирование бюджета в части источников финансирования дефицита бюджета, составление программы заимствований, определение суммы расходов на обслуживание муниципального долга
В соответствии с установленными критериями и ограничениями планирование объема и структуры муниципальных заимствований должно осуществляться в следующем порядке:
1. При составлении прогноза социально-экономического развития г. Дзержинска и проекта бюджета на предстоящий финансовый год, а также на три года, рассчитываются прогнозируемые доходы бюджета на срок, определяемый срочностью имеющегося долга и планируемых заимствований.
2. На основе анализа и прогноза конъюнктуры рынка капитала определяется доступный объем, возможные срочность и стоимость муниципальных заимствований на очередной и последующие финансовые годы.
3. Исходя из величины планируемого объема расходов и объема погашаемого муниципального долга, а также с учетом перечисленных ограничений, определяется необходимая сумма и структура заимствований в среднесрочной перспективе.
Управление структурой муниципального долга необходимо осуществлять посредством систематического отбора форм заимствований, в максимальной степени отвечающих потребностям города в привлечении финансовых ресурсов и способствующих снижению стоимости муниципального долга.
Затраты на обслуживание муниципального долга г. Дзержинска на очередной финансовый год рассчитываются исходя из Программы муниципальных заимствований города. Сумма расходов на обслуживание долга планируется исходя из пессимистического прогноза уровня процентных ставок.
Увеличение затрат на обслуживание долга при отклонении параметров финансового рынка от прогнозируемых показателей зависит от множества рисков, присущих долговым обязательствам. Основной целью управления рисками является их минимизация.
Планирование долговых обязательств проводится в трех направлениях:
1. Заимствования на покрытие коротких кассовых разрывов бюджета;
2. Заимствования на капитальнее# расходы, в том числе инвестиционные проекты;
3. Заимствования на рефинансирование уже существующих обязательств.
3. Исполнение бюджета в части источников финансирования дефицита бюджета и контроль за объемом расходов на обслуживание муниципального долга
В рамках исполнения городского бюджета и управления муниципальным долгом осуществляются основные операции с долговыми обязательствами:
- привлечение долговых обязательств;
- обслуживание долговых обязательств;
- погашение долговых обязательств, в том числе досрочное погашение.
Указанные операции осуществляются на основе положений о городском бюджете на соответствующий финансовый год с учетом складывающейся рыночной конъюнктуры.
При исполнении городского бюджета преимущественно используются следующие инструменты заимствований:
- бюджетные ссуды и бюджетные кредиты;
- кредиты коммерческих банков;
- муниципальные гарантии.
Бюджетные кредиты
В связи с неравномерностью поступления доходов и потребности в финансировании расходов при исполнении бюджета в течение года возникают временные кассовые разрывы, основным видом покрытия которых являются бюджетные кредиты. Короткий срок (шесть месяцев в пределах бюджетного года) и низкая процентная ставка по бюджетным кредитам позволяют значительно снизить расходы на обслуживание долга, вследствие этого заинтересованность в сохранении данного вида заимствований в структуре долга будут сохраняться.
Кредиты коммерческих банков
Простота и быстрота получения средств, а гак же индивидуальные гибкие условия кредитных договоров, делают кредиты коммерческих банков незаменимым инструментом финансирования. Преимущество отдается кредитам сроком до одного года и кредитным линиям, в рамках которых финансирование осуществляется краткосрочными траншами.
Муниципальные гарантии
Постановлением администрации г. Дзержинска Нижегородской области от 4 октября 2005 г. N 1874 абзац первый пункта "Муниципальные гарантии" части 3 настоящего Положения изложен в новой редакции
Учитывая высокие риски гарантийных обязательств, доля муниципальных гарантий в структуре долга не должна превышать 15 % от верхнего предела муниципального долга г. Дзержинска.
Предоставление муниципальных гарантий основывается на следующих принципах:
- гарантии предоставляются преимущественно с установлением регрессного требования, на конкурсной основе и под проекты имеющие важное социально-экономическое значение для города;
- проведение качественной оценки проектов, по которым предоставляется гарантия, с углубленным анализом финансового состояния принципала;
- введение платного принципа предоставления муниципальных гарантий.
4. Оперативное управление муниципальным долгом
Главной целью оперативного управления муниципальным долгом г. Дзержинска является сглаживание пиков долговых платежей, экономия бюджетных средств, выделяемых для обслуживания и погашения долговых обязательств, при одновременном обеспечении других видов расходов бюджета текущего финансового года.
К методам оперативного управления муниципальным долгом в рамках исполнения бюджета текущего года относятся:
- корректировка сроков привлечения заемных средств. предусмотренных Программой муниципальных заимствований для финансирования утвержденного объема дефицита городского бюджета:
- досрочное погашение долговых обязательств;
- сокращение объемов заимствований;
5. Организация учета долговых обязательств и операций с долгом
Учет муниципального долга г. Дзержинска, а также операций по привлечению, обслуживанию и погашению долговых обязательств осуществляется Управлением финансов администрации г. Дзержинска в соответствии с действующими нормативными актами и правилами бухгалтерского учета.
Учет муниципального долга ведется в следующих видах:
- бухгалтерский учет муниципального долга, целью которого является своевременное и полное отражение операций по привлечению, обслуживанию и погашению долговых обязательств;
- оперативный учет, целью которого является формирование и предоставление фискальным органам и заинтересованным лицам оперативной информации о состоянии долга г. Дзержинска, расходов бюджета на его обслуживание и потоках денежных средств, возникающих в долговой системе, для принятия оперативных решений по исполнению городского бюджета.
Система учета долга представляет собой комплекс процедур по хранению информации, относящейся к обязательствам, также средства автоматизации этих процедур. Система учета долга и условных обязательств должна обеспечивать сбор, хранение, систематизацию и внесение изменений в данные, относящиеся ко всем типам обязательств.
Долговая книга г. Дзержинска является частью системы учета прямых и условных обязательств.
В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации в долговую книгу вносятся основные сведения о долге, а так же другая информация. Структура и порядок ведения долговой книги определяется Правительством Нижегородской области.
Заместитель Мэра по финансовым вопросам,
начальник управления финансов |
Ю.Н. Фирсов |
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации г.Дзержинска Нижегородской области от 16 сентября 2005 г. N 1733 "Об утверждении Положения... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.