Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Положение
о порядке оценки бюджетной и социальной эффективности
предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот
(утв. постановлением администрации города Дзержинска
от 31 мая 2007 г. N 1556)
9 февраля 2010 г.
1. Общие положения
1.1. Оценка эффективности налоговых льгот по местным налогам производится в целях оптимизации перечня действующих налоговых льгот и их соответствия общественным интересам, повышения точности прогнозирования результатов предоставления налоговых льгот, обеспечения оптимального выбора объектов для предоставления финансовой поддержки в форме налоговых льгот, сокращения объема недополученных (выпадающих) доходов городского бюджета.
1.2 Настоящее Положение о порядке оценки бюджетной и социальной эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот (далее - Положение) определяет последовательность действий при проведении оценки эффективности налоговых льгот, а также требования к применению полученных результатов оценки. Применение настоящего Положения позволит обеспечить регулярную оценку планируемых и фактических результатов предоставления налоговых льгот на территории города Дзержинска.
Постановлением администрации г.Дзержинска Нижегородской области от 9 февраля 2010 г. N 383 в пункт 1.3 настоящего Положения внесены изменения, вступающие в силу с момента принятия названного постановления
1.3. Настоящее Положение распространяется на предоставленные постановлениями Городской Думы города Дзержинска, а также планируемые к предоставлению налоговые льготы по местным налогам (далее - налоговые льготы), за исключением коммерческих инвестиционных проектов, планируемых к реализации (реализующихся) за счет бюджетных средств или претендующих на муниципальную поддержку в виде освобождения от уплаты местных налогов. Оценка экономической, бюджетной и социальной эффективности коммерческих инвестиционных проектов, планируемых к реализации (реализующихся) за счет бюджетных средств или претендующих на муниципальную поддержку производится в соответствии с постановлением Администрации города Дзержинска от 13.04.2007 N 1057 "Об утверждении Порядка оценки коммерческих инвестиционных проектов на предмет их экономической, бюджетной и социальной эффективности.
1.4. В настоящем Положении используются следующие основные понятия и определения:
"налоговая льгота" - предоставляемое отдельным категориям налогоплательщиков преимущество по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере;
"оценка эффективности" - процедура сопоставления результатов предоставления налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков с учетом показателей бюджетной и социальной эффективности в разрезе отраслей (видов деятельности);
"категория налогоплательщиков" - группа налогоплательщиков - юридических лиц, осуществляющих определенный вид деятельности; физических лиц. Под видом осуществляемой налогоплательщиком деятельности в целях применения льгот понимается основной вид деятельности, соответствующий присвоенному в установленном порядке коду Общероссийского классификатора видов экономической деятельности;
"бюджетная эффективность" - оценка результата хозяйственной деятельности категорий налогоплательщиков, которым предоставлены налоговые льготы с точки зрения влияния на доходы и расходы городского бюджета;
"социальная эффективность" - социальные последствия предоставления налоговых льгот, которые выражаются в изменении уровня и качества товаров, работ, услуг для населения города в результате осуществления деятельности организаций - получателей льгот.
В отдельных случаях социальная эффективность может определяться как сумма экономии бюджетных средств на прямое финансирование выполнения отдельными категориями налогоплательщиков социальных задач, трансфертные издержки.
Иные понятия и определения используются в значениях, определяемых Налоговым кодексом Российской Федерации.
2. Основные принципы и цели установления налоговых льгот
2.1. Установление налоговых льгот осуществляется с соблюдением следующих основных принципов:
2.1.1. налоговые льготы устанавливаются в пределах полномочий органов местного самоуправления, установленных федеральным законодательством;
2.1.2. налоговые льготы устанавливаются отдельным категориям налогоплательщиков.
2.2. Основными целями предоставления налоговых льгот являются:
2.2.1. обеспечение экономической заинтересованности хозяйствующих субъектов в расширении приоритетных для города видов хозяйственной деятельности;
2.2.2. стимулирование использования финансовых ресурсов, направляемых на создание, расширение и обновление производств и технологий по выпуску необходимой городу продукции (товаров, услуг) и реализацию программ социально-экономического развития города;
2.2.3. создание необходимых экономических условий для развития инвестиционной и инновационной деятельности в городе;
2.2.4. создание благоприятных экономических условий для деятельности организаций, применяющих труд социально незащищенных категорий граждан;
2.2.5. оказание экономической поддержки организациям в решении приоритетных для города социальных задач;
2.2.6. оказание поддержки социально незащищенным категориям граждан.
3. Виды налоговых льгот и условия их предоставления
3.1. Налоговые льготы предоставляются налогоплательщикам на основании постановлений Городской Думы города Дзержинска.
3.2. Налогоплательщикам могут устанавливаться следующие виды налоговых льгот:
3.2.1. изъятие из налогообложения отдельных элементов объекта налогообложения;
3.2.2. освобождение от уплаты налога (полное или частичное);
3.2.3. установление уровня налоговой ставки ниже максимального значения, установленного налоговым законодательством Российской Федерации.
3.3. Налоговые льготы предоставляются в пределах сумм, подлежащих зачислению в городской бюджет.
3.4. Налоговые льготы устанавливаются на срок не менее одного налогового периода по соответствующему налогу.
3.5. Налогоплательщики могут отказаться от использования налоговой льготы. Отказ от использования осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика, предоставляемого в налоговый орган по месту постановки на учет в качестве налогоплательщика.
При этом неиспользованные в текущем налоговом периоде налоговые льготы не подлежат переносу на иные налоговые периоды, зачету в счет предстоящих платежей по налогам или возмещению за счет средств городского бюджета.
3.6. В целях обеспечения эффективности предоставления налоговых льгот и их соответствия общественным интересам запрещается предоставление налоговых льгот при низкой оценке бюджетной и социальной эффективности. При рассмотрении предложений о предоставлении налоговых льгот в обязательном порядке проводится оценка эффективности налоговых льгот в соответствии с настоящим Положением.
4. Порядок оценки эффективности налоговых льгот
4.1. Целью предстоящей оценки является расчет бюджетной и социальной эффективность от предоставления налоговых льгот по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц.
4.2. Оценка эффективности налоговых льгот по каждому виду местных налогов, в отношении каждой из предоставленных льгот и по каждой категории их получателей по видам экономической деятельности и категориям физических лиц производится Управлением финансов. Расчет бюджетной и социальной эффективности производится Управлением промышленности, экономики и прогнозирования.
4.3. Оценка эффективности налоговых льгот производится в следующие сроки:
4.3.1. по планируемым к предоставлению налоговым льготам - в течение месяца со дня поступления предложений о предоставлении налоговых льгот. Предложения о предоставлении налоговых льгот и сведения об отказах налогоплательщиков пользоваться предоставленной льготой принимаются Управлением финансов до 1 апреля года, предшествующего году начала действия соответствующей льготы;
4.3.2. по предоставленным налоговым льготам по состоянию на конец отчетного года - в срок до 1 июня года, следующего за отчетным.
4.4. Источником информации для расчетов оценки эффективности налоговых льгот служат данные налоговой отчетности (отчет о задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему РФ по форме 4-НМ, отчет о базе налогообложения по основным видам налогов по форме 5-НБ), данные статистической отчетности по основным экономическим показателям (объем отгрузки товаров (работ, услуг), фонд оплаты труда, численность работающих, основные фонды, объем инвестиций и др.) в разрезе видов экономической деятельности. При отсутствии необходимых данных в указанных формах отчетности (или их недоступности), используются иные виды информации, включая оценки экспертов и данные, предоставленные получателями налоговых льгот или претендующими на их получение по запросу Управления финансов и Управления промышленности, экономики и прогнозирования.
Управление промышленности, экономики и прогнозирования производит расчет бюджетной и социальной эффективности налоговых льгот на основании информации, полученной из указанных источников.
4.5. При проведении оценки эффективности налоговых льгот Управлением финансов и Управлением промышленности, экономики и прогнозирования используются следующие показатели:
4.5.1. налогооблагаемая база по налогу на начало и конец отчетного периода;
4.5.2. ставка налога;
4.5.3. льготная ставка налога (при предоставлении льготы по пониженной ставке);
4.5.4. сумма сокращения базы налога (при полном или частичном освобождении базы налога от налогообложения) за истекший период отчетного года;
4.5.5. фонд оплаты труда на начало и конец отчетного периода;
4.5.6. стоимость основных фондов на начало и конец отчетного периода;
4.5.7. сумма начисленных налогов в городской бюджет;
4.5.8. сумма уплаченных налогов в городской бюджет;
4.5.9. сумма задолженности по уплате налогов в городской бюджет;
4.5.10. сведения об отказах налогоплательщиков пользоваться предоставленной льготой;
4.5.11. использование средств, высвободившихся в результате предоставления налоговых льгот или полученных налогоплательщиками в счет налоговых льгот, строго по целевому назначению.
4.6. Оценка эффективности налоговых льгот производится в четыре этапа:
4.6.1. На первом этапе производится инвентаризация предоставленных в соответствии с постановлениями Городской Думы города Дзержинска налоговых льгот.
По результатам инвентаризации Управлением финансов составляется реестр предоставленных налоговых льгот. Ведение реестра осуществляется по форме, согласно приложению N 1 к настоящему Положению.
При предоставлении новых налоговых льгот по местным налогам, отмене льгот или изменении содержания льготы в реестр вносятся соответствующие изменения.
4.6.2. На втором этапе определяются объемы недополученных (выпадающих) доходов городского бюджета, обусловленные предоставлением налоговых льгот.
Оценка объема недополученных (выпадающих) доходов городского бюджета (Спб) производится в соответствии с Методикой, утвержденной настоящим Постановлением.
4.6.3. На третьем этапе производится оценка бюджетной и социальной эффективности предоставления налоговых льгот.
4.6.3.1. Бюджетная эффективность каждой из предоставленных налоговых льгот по виду налога и по каждой категории налогоплательщиков определяется по формуле:
ДР = ДН * Х1 + ДТ * Х2 + Э,
где дельта ДР - сумма бюджетной эффективности налоговых льгот, тыс.руб.;
ДН - увеличение налогооблагаемой базы по каждому виду налоговых льгот и по каждой категории налогоплательщиков;
ДТ - увеличение фонда оплаты труда;
Х (1, 2) - соответствующая ставка налога;
Э - снижение расходов городского бюджета.
Увеличение налогооблагаемой базы по каждому виду налоговых льгот и по каждой категории налогоплательщиков (ДН) определяется как разница между налогооблагаемой базой налога на конец отчетного периода (Нк) и налогооблагаемой базой налога на начало отчетного периода (Нн) в тыс. руб.:
ДН = Нк - Нн.
Увеличение фонда оплаты труда определяется как разница между размером фонда оплаты труда на конец отчетного периода (Тк) и фондом оплаты труда на начало отчетного периода (Тн) в тыс. руб.:
ДТ = Тк - Тн.
Сводная оценка бюджетной эффективности предоставления налоговых льгот осуществляется по форме, согласно приложению 2 к настоящему Положению.
4.6.3.2. Социальная эффективность каждой из предоставленных налоговых льгот по виду налога и по каждой категории налогоплательщиков рассчитывается в зависимости от отраслей экономики, которым предоставляется льгота:
4.6.3.2.1. при предоставлении налоговой льготы организациям, функционирующим в отрасли, предоставляющей работы и услуги населению, социальная эффективность налоговой льготы рассчитывается по формуле:
К2 К1
СЕ = (--- - ---) х Р1 + (N x Z) + S, где
Т2 Т1
Р1 - стоимость предоставляемой услуги (работ) на начало периода оценки;
К1 - количество работ и услуг (за год), предоставляемых на территории города на текущий момент. Рассчитывается как общий объем выполненных работ и оказанных услуг в рассматриваемом периоде;
К2 - количество работ и услуг (за год), предоставляемых в результате расширения деятельности организаций. Рассчитывается на основе данных организаций;
Т1 - годовое потенциальное количество работ и услуг (за год), требуемое на текущий момент на территории города. Заявители предоставляют обоснованный расчет;
Т2 - потенциальное количество работ и услуг (за год), требуемое на территории города на момент завершения предоставления льгот. Заявители предоставляют обоснованный расчет;
N - число дополнительных рабочих мест, создаваемых в результате предоставления налоговых льгот;
Z - годовой объем средней заработной платы на рабочих местах, создаваемых в результате предоставления налоговых льгот; в случае отсутствия показателя берется показатель годового объема средней заработной платы по городу;
S - сумма предоставленной налоговой льготы.
В случае отсутствия данных по показателям К1, К2, Т1, Т2, N, Z, Р1 либо невозможности расчета какого-либо из указанных показателей, их значения принимаются равными нулю;
4.6.3.2.2. при предоставлении налоговой льготы отраслям, не предоставляющим услуги населению, эффективность рассчитывается по формуле:
CE = (N x Z) + S, где
N - число дополнительных рабочих мест, создаваемых в результате предоставления налоговых льгот;
Z - годовой объем средней заработной платы на рабочих местах, создаваемых в результате реализации инвестиционного проекта; в случае отсутствия показателя берется показатель годового объема средней заработной платы по городу;
S - сумма предоставленной налоговой льготы.
В случае отсутствия данных по показателям N и Z, либо невозможности расчета какого-либо из указанных показателей, их значения принимаются равными нулю;
4.6.3.2.3. при предоставлении налоговых льгот физическим лицам социальный эффект принимается равным сумме предоставленной налоговой льготы.
4.6.4. На четвертом этапе производится оценка эффективности налоговых льгот путем сопоставления суммы недополученных (выпадающих) доходов городского бюджета, обусловленной предоставлением льгот, с суммой бюджетной или социальной эффективности от предоставления налоговых льгот.
Эффективность предоставленной (планируемой к предоставлению) налоговой льготы определяется по формуле:
Эфф = ДС/Спб, где
ДС - сумма бюджетной или социальной эффективности предоставления налоговых льгот, тыс. рублей;
Спб - объем недополученных (выпадающих) доходов городского бюджета по данному налогу, тыс. рублей.
Сводная оценка эффективности налоговых льгот осуществляется по следующей форме, согласно приложению 3 к настоящему Положению. Если значение графы 5 меньше 1, то эффективность предоставленной налоговой льготы имеет низкое значение, если больше 1 - эффективность высокая.
Превышение суммы эффективности от предоставления налоговых льгот над суммами недополученных (выпадающих) доходов городского бюджета означает высокую эффективность оцениваемых налоговых льгот.
Получение (планирование) меньшей эффективности от предоставления налоговых льгот по сравнению с фактическими (плановыми) потерями городского бюджета, вызванными предоставлением налоговых льгот, означает низкую эффективность налоговых льгот.
4.7. Выполнение работ по первому, второму и четвертому этапам осуществляется Управлением финансов, по третьему - Управлением промышленности, экономики и прогнозирования с последующей передачей полученных результатов в Управление финансов.
4.8. При выявлении фактов низкой эффективности налоговых льгот налоговые льготы не предоставляются, а предоставленные подлежат отмене.
4.9. Управление финансов в месячный срок осуществляет подготовку заключений по результатам оценки эффективности налоговых льгот и проектов решений об отмене или изменении условий предоставления налоговых льгот и вносит их на рассмотрение Городской Думы города Дзержинска до принятия городского бюджета на очередной финансовый год.
5. Применение результатов оценки эффективности налоговых льгот
5.1. По результатам проведения оценки эффективности налоговых льгот Управлением финансов составляется аналитическая записка, которая представляется:
5.1.1. по налоговым льготам за истекший финансовый год - мэру города Дзержинска, в Управление промышленности, экономики и прогнозирования и в Городскую Думу города Дзержинска в срок до 10 июня года, следующего за отчетным;
5.1.2. по планируемым к предоставлению налоговым льготам - мэру города Дзержинска и в Управление промышленности, экономики и прогнозирования в течение месяца со дня поступления предложений о предоставлении налоговых льгот.
5.2. Аналитическая записка по результатам оценки эффективности налоговых льгот за истекший финансовый год должна содержать:
5.2.1. полный перечень предоставленных на территории города налоговых льгот;
5.2.2. полную информацию о потерях городского бюджета (планируемых и фактических) по причине предоставления льгот;
5.2.3. сведения о бюджетной и социальной эффективности действующих налоговых льгот в динамике по годам (за период не менее 3-х лет);
5.2.4. предложения по сохранению, корректировке или отмене налоговых льгот в зависимости от результатов оценки эффективности;
5.2.5. обоснованные предложения по предоставлению иных мер муниципальной поддержки, помимо налоговых льгот (муниципальные гарантии, отсрочки, рассрочки, налоговые или бюджетные кредиты и др.).
5.3. Аналитическая записка по результатам оценки эффективности планируемых к предоставлению налоговых льгот должна содержать:
5.3.1. полную информацию о прогнозируемых потерях городского бюджета в случае принятия решения о предоставлении льгот;
5.3.2. прогноз бюджетной и социальной эффективности планируемых к предоставлению налоговых льгот в динамике по годам на среднесрочную перспективу (за период не менее 3-х лет);
5.3.3. обоснованные предложения по предоставлению иных мер муниципальной поддержки, помимо налоговых льгот (муниципальные гарантии, отсрочки, рассрочки, налоговые или бюджетные кредиты и др.);
5.3.4. другие формы муниципальной поддержки, предоставленные в настоящий момент данной категории налогоплательщиков.
5.4. Результаты оценки эффективности налоговых льгот используются для:
5.4.1. разработки городского бюджета на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу; разработки перспективного финансового плана города;
5.4.2. своевременного принятия мер по отмене неэффективных налоговых льгот;
5.4.3. разработки предложений отраслевыми (функциональными) органами Администрации города Дзержинска по совершенствованию мер поддержки отдельных категорий налогоплательщиков;
5.4.4. введения новых видов налоговых льгот (внесения изменений в существующую систему налоговых льгот).
5.5. Информация о результатах проведения оценки эффективности налоговых льгот публикуется на официальном сайте города Дзержинска в сети Интернет ежегодно в срок до 10 июня года, следующего за отчетным.
6. Мониторинг эффективности предоставления налоговых льгот
6.1. Регулярность проведения оценки эффективности налоговых льгот обеспечивается постоянно действующей системой их мониторинга Управлением финансов в сроки, установленные пунктом 4.3. настоящего порядка.
6.2. В процессе мониторинга Управление финансов направляет дополнительные запросы получателям налоговых льгот по категориям налогоплательщиков для получения информации по следующим показателям мониторинга:
6.2.1. фонд оплаты труда на начало и конец отчетного периода;
6.2.2. стоимость основных фондов на начало и конец отчетного периода;
6.2.3. сумма начисленных налогов в городской бюджет;
6.2.4. сумма уплаченных налогов в городской бюджет;
6.2.5. сумма задолженности по уплате налогов в городской бюджет;
6.2.6. сведения об отказах налогоплательщиков пользоваться предоставленной льготой;
6.2.7. использование средств, высвободившихся в результате предоставления налоговых льгот или полученных налогоплательщиками в счет налоговых льгот, строго по целевому назначению;
6.2.8. иные сведения, необходимые для оценки эффективности налоговых льгот.
6.3. В целях проведения мониторинга эффективности налоговых льгот, отраслевые (функциональные) органы Администрации города Дзержинска и получатели налоговых льгот, - объекты мониторинга, - предоставляют в Управление финансов информацию в установленные сроки.
6.4. Полученная информация используется Управлением финансов для проведения оценки эффективности фактически предоставленных налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков, по каждому виду льгот в разрезе отраслей экономики.
Заместитель Мэра по финансам,
начальник управления финансов |
Ю.Ю. Абызова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.