Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Концепция
развития потребительского рынка и услуг
города Дзержинска на период до 2010 года
(утв. постановлением администрации города Дзержинска
от 18 января 2008 г. N 97)
1. Общая характеристика
Концепция развития потребительского рынка и услуг города Дзержинска на период до 2010 года (далее - Концепция) является частью общей стратегии развития экономики города. Она направлена на совершенствование государственной политики в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, удовлетворение потребительского спроса, повышение эффективности взаимодействия Администрации города с предпринимателями, усиление координации и поддержки интересов хозяйствующих субъектов и потребителей города Дзержинска.
В результате реформирования экономики за последние десять лет на потребительском рынке произошли кардинальные преобразования, начали формироваться объективные предпосылки цивилизованных рыночных отношений.
Как ни в одной из других отраслей экономики, в торговле высока конкуренция, предпринимательская и инвестиционная активность, благодаря чему в этой сфере сложился разнообразный ассортимент предлагаемых товаров и услуг, апробированы организационно-экономические и нормативно-правовые меры, направленные на согласование объемов, структуры и качества предлагаемых товаров и потребительского спроса.
В сфере торговли под воздействием реального роста денежных доходов населения произошли качественные изменения в конъюнктуре спроса: усиливаются позиции отечественных товаропроизводителей, расширяется ассортимент, достигнута насыщенность рынка по основным группам товаров. Эти тенденции явились стимулирующим фактором прогрессивных изменений в организации торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения.
1.1. Цель и основные задачи Концепции
Цель Концепции развития потребительского рынка города Дзержинска на период до 2010 года - содействие развитию потребительского рынка для наиболее полного удовлетворения спроса жителей города на потребительские товары, торговые услуги и услуги общественного питания в широком ассортименте, бытовые услуги по доступным ценам при гарантированном качестве и безопасности.
Достижение поставленной цели должно осуществляться на принципе рыночного развития при взаимодействии Администрации города и хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сферах торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения.
Достижение поставленной цели связано с решением определенных задач:
1. Оптимизация размещения розничной торговой сети, предприятий общественного питания и бытового обслуживания населения для обеспечения территориальной и ценовой доступности товаров и услуг и ликвидации диспропорции в размещении объектов потребительского рынка.
2. Формирование развитой оптовой системы товародвижения, имеющей благоприятные условия для создания необходимых товарных запасов, широкого ассортимента товаров, сохранения качества продуктов питания и доставки товаров в розничную торговлю и общественное питание.
3. Привлечение инвесторов в сферу потребительского рынка города Дзержинска для формирования достаточной конкурентной среды на потребительском рынке области, сдерживания роста цен в целях повышения уровня обслуживания населения и обеспечения его качественными товарами по доступным ценам.
4. Совершенствование нормативных правовых актов в сферах, регулирующих деятельность торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения (в том числе в области лицензирования и декларирования розничной продажи алкогольной продукции), а также поддержки субъектов малого предпринимательства.
5. Формирование информационного обеспечения потребительского рынка с использованием современных технологий.
6. Создание благоприятных условий для развития малого предпринимательства в сферах торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
7. Подготовка квалифицированных кадров с использованием потенциала отраслевых учебных заведений области и формирование качественно новой системы управления персоналом организаций и предприятий отрасли.
8. Совершенствование деятельности в области защиты прав потребителей.
1.2. Принципы реализации Концепции
Главным принципом реализации Концепции является подчиненность задач экономического роста первоочередным целям социального развития города Дзержинска.
Развитие потребительского рынка в городе должно основываться на принципах:
- безусловного соблюдения действующего законодательства в сфере торговли и потребительского рынка;
- системности в разработке, принятии и реализации управленческих решений;
- строгого контроля безопасности и качества потребительских товаров;
- рыночного многообразия субъектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;
- экономической эффективности деятельности торговых организаций.
1.3. Законодательная, нормативная база и
информационная основа Концепции
Законодательной и нормативной базой Концепции являются федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Нижегородской области, нормативные правовые акты города Дзержинска по вопросам формирования и развития потребительского рынка и услуг и защиты прав потребителей.
2. Развитие инфраструктуры и совершенствование оптовой торговли
Анализ современного состояния оптовой торговли показал, что достигнутый уровень ее организационно-технического развития, складская инфраструктура, формы и методы обслуживания клиентов, технология доставки товаров существенно отстают от современных требований рынка и не могут обеспечить в полном объеме решения перспективных задач по увеличению розничного товарооборота и количества соответствующих товарных предложений.
В настоящее время сложилась и действует многоканальная и многозвеньевая система товароснабжения розничной торговли, в которой преобладают мелкие фирмы-посредники, что ведет к некомплектным и нерегулярным поставкам товаров, завышению издержек обращения и в конечном счете к необоснованному росту цен.
Потребности рынка должны удовлетворяться предприятиями различного типа: оптовыми предприятиями регионального масштаба, средними и мелкими оптовыми предприятиями, осуществляющими свою деятельность через оптовые продовольственные рынки, торговые дома, распределительные центры, мелкооптовые магазины.
Цели развития оптового звена:
- создание эффективной системы товародвижения с минимальными транспортными издержками;
- поддержание благоприятных условий для работы на рынке предприятий города;
- формирование резервных источников товаров первой необходимости;
- предоставление предприятиям розничной сети широкого круга услуг (обеспечение информацией, складскими площадями, проведение погрузо-разгрузочных работ, лизинга оборудования, оказание транспортно-экспедиционных услуг).
Задачи развития оптового звена:
- создание системы товародвижения, благоприятствующего развитию промышленных предприятий города и способствующего оптимальному соотношению товаров местного производства и завезенных из-за пределов области;
- использование бывших оптовых баз для создания мелкооптовых и оптовых рынков, проведение их реконструкции;
- восстановление и развитие оптовых предприятий с полным комплексом процесса товародвижения от производителя до потребителя.
С решением этого вопроса будет предотвращено заполнение товарного рынка низкокачественной импортной продукцией, снижение конкурентоспособности местных товаропроизводителей, повышение затрат на закупку товаров розничными торговыми предприятиями, искусственное удорожание товаров за счет увеличения числа посредников;
- создание развитой структуры каналов товародвижения, поддерживающей необходимую интенсивность товаропотоков в городе;
- развитие посреднических оптовых структур (дистрибьюторов, торговых агентов, комиссионеров и т.п.), основным предметом деятельности которых должно стать обеспечение покупателей информацией о товарах, объемах выпуска, ценах, условиях поставки и т.п.;
3. Развитие инфраструктуры и совершенствование розничной торговли
Розничная торговля является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей в городе, выступает самостоятельной отраслью экономики.
На 1 октября 2007 года в городе функционируют 585 предприятий торговли общей площадью 85 тысяч кв. метров, в том числе:
- 291 магазин по продаже продовольственных товаров,
- 269 магазинов по продаже промышленных товаров,
- 9 торговых центров,
- 16 супермаркетов.
В розничной торговле занято 18 тысяч человек, что составляет 16 % от средней списочной численности работающих по городу.
В городе создан благоприятный инвестиционный климат. Только в 2006 году было открыто 37 предприятий розничной торговли торговой площадью более 5 тысяч кв. м, что позволило создать дополнительно 450 рабочих мест., за 9 месяцев 2007 года открыто 29 предприятий площадью 9200 кв.метров.
В ближайшие два года планируется открытие 7 торгово-развлекательных комплексов торговой площадью 40 тысяч кв.метров. С вводом новых объектов повышаются показатели эффективности потребительского рынка в торговле - обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей на сегодня составляет 145 % и достигла 334 кв.метров (норматив по РФ - 400 кв.метров), рост к прошлому периоду составил 5,2 %.
На протяжении 2005-2006 г.г. сохранилась положительная динамика основных экономических показателей. В 2006 году оборот розничной торговли достиг 97,1 млрд.рублей, что в действующих ценах на 21 % больше, чем в 2005 году. Средняя заработная плата за 9 месяцев 2007 года составила 6036 рублей, по сравнению с этим периодом прошлого года рост составил 136 %.
Цели розничной торговли - доведение до покупателя товара, отвечающего требованиям безопасности и качества, удовлетворение потребительского спроса, насыщение рынка товарами.
Для выполнения поставленных целей необходимо:
- совершенствование материально-технической базы торговой сферы за счет строительства новых объектов, реконструкции технического перевооружения предприятий торговли;
- развитие современных торговых форматов, работающих по методу самообслуживания, применяющих сетевые и франчайзинговые формы ведения деятельности; развитие специализированной и фирменной торговли, магазинов "на дому";
- развитие современных технологий торгового процесса посредством использования электронного весоизмерительного оборудования, технологий штрихового кодирования, сканирования и маркировки товаров;
- расширение ассортимента в торговой сети за счет продвижения продукции местных товаропроизводителей, развития собственного мини-производства;
- расширение сети фирменной торговли посредством выделения свободных муниципальных помещений хозяйствующим субъектам, ориентированным на продвижение на потребительский рынок продукции местного производства;
- разработка мер по развитию социально значимых магазинов (отделов), ориентированных в первую очередь на обслуживание малообеспеченных граждан, с использованием форм аккредитации и (или) с заключением соглашений на обслуживание населения по сниженным ценам; реализация мер по переходу крупных сетевых продовольственных компаний на дисконтное обслуживание пенсионеров и малообеспеченных категорий граждан, оказание им прямой адресной помощи и других видов поддержки;
- переход на уровень качественного торгового обслуживания за счет использования корпоративного обучения персонала, повышения квалификации, подготовки и переподготовки торговых работников массовых профессий;
- расширение перечня дополнительных сервисных услуг на торговых предприятиях (установка банкоматов; вендинговых автоматов с жевательной резинкой, конфетами "Чупа-чупс", игрушками для детей; праздничная упаковка товаров; обслуживание по предварительному заказу населения;
- продажа печатной продукции; оказание швейных услуг и услуг по ремонту одежды, раскрою и сметке изделий; доставка товаров на дом и др.);
4. Развитие инфраструктуры и совершенствование объектов
мелкорозничной торговли и рынков
Мелкорозничная торговля города до настоящего времени остается востребованной. В настоящее время мелкорозничная торговля представлена достаточной сетью объектов:
- павильонов - 56, общей площадью 1530 кв.м., в том числе
- по продаже промышленных товаров-22;
- по продаже продовольственных товаров - 31;
- киосков - 94, общей площадью 581 кв.м, в том числе
- по продаже мороженого - 24;
- печатной продукции - 54;
- продовольственных товаров - 16.
Объекты мелкорозничной торговли в городе не удовлетворяют техническим и эстетическим требованиям, прилегающие к ним территории не благоустроены.
Изменившиеся условия и конъюктура рынка наметили тенденцию на упорядочение деятельности через мелкорозничную торговую сеть.
Основные направления определяют общие принципы и условия развития и содержания объектов мелкорозничной торговли, обусловленные необходимостью сохранения и улучшения состояния архитектурного и эстетического облика города Дзержинска.
Приоритетами в развитии мелкорозничной торговой сети в городе должны стать:
- упорядочение мелкорозничной торговой сети на территории города через организацию оптимального ее размещения;
- концентрация объектов мелкорозничной торговли в многопрофильных комплексах и торговых павильонах из быстровозводимых конструкций;
- приведение ассортимента реализуемых товаров в соответствие с функциональным назначением объектов мелкорозничной торговли (продажа мороженого, воды, печатной продукции, цветов);
- внедрение новых форм быстрого питания, создание сети передвижных торговых средств, специализирующихся на быстром питании;
- развитие придорожной торговли;
- поддержка отечественных производителей мороженого, прохладительных напитков, кваса на основе развития мелкорозничной сети по их реализации;
- ликвидация несанкционированной торговли.
По состоянию на 01.10.2007 года в городе функционируют 4 рынка общей площадью 49514 кв.м. на 2629 торговых мест, занято более 5,5 тыс. человек. Рынки как структура потребительского сектора выполняют ряд функций:
- решают вопросы социального плана, благодаря установлению относительно низких цен, достаточному ассортименту, территориальной доступности;
- обеспечивают занятость населения, предоставляя рабочие места в сфере непосредственной торговой деятельности, управления и обслуживания рынков;
- играют важную роль в развитии свободной конкуренции как между собой, так и с розничными торговыми предприятиями;
- являются устойчивым источником прямых и косвенных доходов за счет арендных платежей и уплачиваемых налогов.
Перспективная цель развития рынков - превратить их в торговые центры, открыть доступ для реализации продукции местных сельхозпроизводителей и товаропроизводителей.
5. Развитие инфраструктуры и совершенствование предприятий
общественного питания
Из всех отраслей потребительского рынка наиболее существенные изменения в ходе реформирования экономики претерпело общественное питание. Стабилизация, наступившая с 2000 года, привела к росту сети кафе и специализированных предприятий.
На потребительском рынке города осуществляют деятельность 231 стационарное предприятие общественного питания на 15615 посадочных мест. Более 59,3 % от общего количества предприятий общественного питания приходится на предприятия общедоступной сети (рестораны, кафе, бары, закусочные, столовые). На предприятия общественного питания, находящиеся при организациях промышленности и общеобразовательных школах, приходится соответственно 19 % и 21,6 %. В настоящее время в городе функционирует:
- 6 ресторанов на 690 посадочных мест;
- 55 кафе на 3045 посадочных мест;
- 9 баров на 340 посадочных мест;
- 56 закусочных на 1256 посадочных мест;
- 5 столовых на 510 мест;
- 6 магазинов - кулинария;
- 50 столовых при образовательных учреждениях на 4784 посадочных места;
- 44 столовые на 5330 посадочных мест при промышленных предприятиях и организациях.
В последние годы происходят заметные изменения в системе организации общественного питания города Дзержинска, значительно повысились показатели обеспеченности сети, улучшились качество и организация обслуживания. Оборот общественного питания в 2006 году составил 225,1 млн.рублей и возрос на 19 %. Средняя заработная плата возросла на 28,6 % и составляет 6621,7 рублей. За последние три года количество предприятий увеличилось на 15 процентов.
В настоящее время сформировались и успешно работают стационарные предприятий быстрого питания, такие, как "Терка", "Блин-бары", "Пан-чикен", "Мир пиццы", "Чудо-картошка" и пр. Начато развитие предприятий нового формата с современными подходами к организации производства и усовершенствованными формами самообслуживания, работа которых организована по типу ресторанов системы "фри-фло", являющейся самой передовой в мире с точки зрения обеспечения пропускной способности, полноценной еды, низких цен и культуры обслуживания. К таким предприятиям относятся ресторан "Терка", кафе "Мельница" и "Мир пиццы".
Вместе с тем сложившиеся темпы и направления развития рынка быстрого питания не полностью отвечают все возрастающим потребностям в быстром и качественном питании по доступным ценам. Сохраняется большой дефицит в городе предприятий питания, доступных среднему классу и малообеспеченным слоям населения.
Недостаточно развита специализированная сеть предприятий быстрого питания. Доля специализированных кафе, закусочных в общем наличии общедоступной сети составляет всего 7,5 %. Недостаток наблюдается в предприятиях быстрого питания для обслуживания молодежи, родителей с детьми: кафе "Молочное", "Мороженое", "Семейное", "Детское". Не развита сеть закусочных, кафе в крупных торговых центрах, культурно-развлекательных комплексах, при строительстве жилых домов. Большинство предприятий питания открываются хаотично - без торговых площадей, с недостаточным ассортиментом реализуемых блюд, невысокой культурой обслуживания.
Более 50 процентов всех предприятий общественного питания размещены в центральной части города. Их концентрация обусловлена тем, что на данный район приходится наибольшее количество дневного населения города, так как это культурно-деловой центр.
Уровень обеспеченности жителей города посадочными местами на предприятиях общественного питания общедоступной сети составляет лишь 56,8 % (23 посадочных места на 1000 жителей при нормативе 40), в т.ч. по районам:
- мкр. Западный - 19,7 %,
- Северные ворота - 13,8 %,
- мкр. Прибрежный - 26,2 %.
Открытие новых современных предприятий быстрого питания, создание сетевых предприятий быстрого питания в торговых и культурно-развлекательных центрах позволит восстановить инфраструктуру питания для досуга и отдыха населения по доступным ценам, удовлетворить потребность в услугах общественного питания всех категорий населения.
Проведена работа по организации магазинов "Кулинария", открытию отделов по продаже кулинарной продукции и полуфабрикатов высокой степени готовности в предприятиях розничной торговли и общественного питания. Во всех супермаркетах и крупных продовольственных магазинах города организованы отделы по реализации готовой кулинарной продукции. В городе работает 6 специализированных магазинов "Кулинария".
В ближайшие два года предусматривается открытие 15 новых предприятий общественного питания с современными технологиями, в том числе приход сетевых компаний на рынок услуг общественного питания.
Основные проблемы развития общественного питания:
1. Не все типы предприятий общественного питания представлены на рынке в достаточном количестве.
2. Недостаточная обеспеченность сетью предприятий общественного питания.
3. Неэффективное территориальное размещение предприятий общественного питания.
Также развитие сети предприятий общественного питания во многом сдерживается низкой платежеспособностью основной части населения области. Большинство граждан может позволить себе воспользоваться услугами общественного питания в исключительных случаях - как правило, это различные праздничные мероприятия. Массовое сознание пока не ориентировано на каждодневное пользование услугами общепита.
В соответствии с основными задачами развития общественного питания города концептуальными приоритетами являются:
1. Разработка и утверждение перспективных схем дислоцирования объектов общественного питания в соответствии с концепцией развития и планом застройки, с учетом нормативной обеспеченности посадочными местами и востребованности услуг общественного питания.
2. Формирование инфраструктуры общественного питания за счет развития классических форматов общественного питания (ресторан, кафе, бар, закусочная, столовая) и специализированных предприятий "народный", "семейный" рестораны, молодежное и детское кафе, предприятие "быстрого питания", кофейня, пивной бар и ресторан, телебар, интернет-кафе) в зависимости от места их расположения:
в развлекательном центре - предприятия классического или комплексного формата различной специализации, тематики и ценовой категории;
в торговом центре, супермаркете с постоянным потоком посетителей - предприятие "быстрого питания", кофейня, кафе-мороженое;
в деловом центре города - ресторан и кафе "быстрого питания" с предоставлением услуги "бизнес-ланч", городское кафе с оказанием дополнительных и кейтеринговых услуг по организации и обслуживанию совещаний, конференций, корпоративных вечеринок, доставке "бизнес-ланча", кулинарной продукции в офис, организация столов-заказов, выездного обслуживания на пикнике и т.п.;
в районах жилой застройки - автономные классические предприятия или комплексы предприятий общественного питания, семейные рестораны, детские и молодежные кафе, кулинарные магазины и домовые кухни с организацией столов-заказов;
на предприятиях оптовой, розничной торговли и на рынках - кафе доступной ценовой категории, предприятия "быстрого питания", кафетерии, кофейни с расширенным ассортиментом блюд и кулинарных изделий, оказывающие услуги питания как сотрудникам фирмы, так и посетителям;
на автозаправках и автомойках - формат закусочной "быстрого питания", барная (буфетная) стойка, установка кофе-автоматов, оказание услуг по формированию заказов на вынос;
в составе комплексов дорожного сервиса, с учетом повышенного внимания к трассе федерального значения М-7 "Москва-Нижний Новгород" развитие современных форм и направлений организации горячего питания автопассажиров ("быстрое питание", организация "шведского стола", с предоставлением услуг по формированию дорожных продуктовых наборов, кулинарных блюд и полуфабрикатов на вынос), установка кофе-автоматов, предоставление комплексных обедов организованным группам отдыхающих и туристов на пути их следования к месту отдыха, летние кафе и торговые площадки;
в местах недостаточно развитой сети стационарных предприятий питания, местах массового отдыха, парковых зонах - летние кафе и торговые площадки как альтернативный и мобильный вариант обслуживания потребителей.
3. Формирование системы, обеспечивающей качественное функционирование сети предприятий, организующих питание учащихся, студентов, рабочих и служащих посредством следующих мероприятий:
- восстановление и сохранение организации общественного питания в высших, средних и общеобразовательных учебных заведениях города должно осуществляться на основе специализированных производственных комплексов. Основными элементами таких комплексов могут стать комбинаты питания, столовые в качестве доготовочных и раздаточных объектов. Необходимо переоборудование студенческих, школьных столовых современной мебелью и современным торгово-технологическим и холодильным оборудованием, что позволит расширить ассортимент реализуемой продукции, создать дополнительные рабочие места, увеличить степень охвата учащихся питанием;
- восстановление и сохранение лечебно-профилактического питания для работающих во вредных условиях труда на промышленных предприятиях города;
- организация конкурсных торгов на поставку сырья и продовольственных товаров на предприятия питания социальной сферы;
- оказание организационной поддержки хозяйствующим субъектам, имеющим намерение внедрить индустриальные методы производства продукции (заготовочные предприятия по производству полуфабрикатов высокой степени готовности), с последующим их использованием при приготовлении блюд в школьных, студенческих и иных предприятиях питания.
4. Оказание организационной поддержки предприятиям, деятельность которых направлена на обеспечение качественного уровня оказания услуг общественного питания, с учетом:
- распространения новых форм организации производства и потребления кулинарных блюд и изделий (использование высокотехнологичного и функционального оборудования, принципа "открытой кухни", приготовления блюд в присутствии потребителя, предоставление возможности самостоятельно сформировать блюдо из имеющихся ингредиентов, оказание услуг сомелье и т.п.);
- внедрения на предприятиях систем поощрения клиентов заведения (бонусы, гостевые карты, организация дня постоянного клиента);
- формирования профессионального кадрового состава специалистов с использованием мотивации труда и возможности карьерного роста - проведение учебы, семинаров, стажировки с выездом специалистов в наиболее крупные города Российской Федерации, участие в конкурсах, выставках и др.
6. Развитие инфраструктуры и совершенствование бытового
обслуживания населения
Бытовое обслуживание населения как отрасль в числе первых подверглась реформированию в период перехода к рынку и в настоящее время несет большую социальную нагрузку.
За последние 4 года количество предприятий бытового обслуживания населения увеличилось на 400 единиц.
По состоянию на 01.07.2007 г. в городе работают 769 предприятий бытового обслуживания на 1894 рабочих места, в т.ч.:
- парикмахерских - 72, на 380 рабочих мест;
мастерских:
- по ремонту обуви - 43, на 65 рабочих мест;
- по ремонту часов - 11, на 24 рабочих места;
- по изготовлению и ремонту металлоизделий - 34 на 121 рабочее место;
- по ремонту и изготовлению ювелирных изделий - 20, на 29 рабочих мест;
- по ремонту а/м транспортных средств - 36, на 147 рабочих мест;
- по ремонту теле/радиоаппаратуры - 7, на 76 рабочих мест;
ателье:
- по пошиву и ремонту одежды - 33, на 123 рабочих места;
- приемных пунктов химчистки - 1, на 1 рабочее место;
- ломбард - 14, на 26 рабочих мест;
- фото - 60, на 98 рабочих мест;
- автостоянки - 24, на 61 рабочее место.
Численность работающих в отрасли бытового обслуживания из года в год растет и в настоящее время составляет около 3 тысяч человек. Объем бытовых услуг в 2006 году составил 1,065 млн. рублей, что в сопоставимых ценах на 28,5 % больше уровня предыдущего года.
Сфера бытового обслуживания имеет социальную значимость в обеспечении жизнедеятельности населения. Большая доля заказов на предприятиях бытового обслуживания поступает со стороны населения, имеющего низкие денежные доходы. Основная часть потребителей обращается на предприятия бытового обслуживания с целью получения услуг по ремонту (одежды, обуви, бытовой техники, радио- и телеаппаратуры).
Количество предприятий бытового обслуживания в районах городах неодинаково. Это связано с неравномерно открывающимися предприятиями. Наиболее активно в настоящее время развиваются следующие виды бытовых услуг: парикмахерские, техническое обслуживание автотранспортных средств, ремонт бытовой техники, фотоуслуги. Индивидуальными предпринимателями оказываются новые виды услуг: обслуживание и прокат компьютерной техники, прокат свадебных платьев и аксессуаров, вечерней одежды, установка пластиковых труб, окон, дверей, жалюзи, дизайнерские услуги, уборка помещений с использованием новейших технологий.
Предприятия бытового обслуживания имеют слабую материально-техническую базу, что связано с высокой степенью износа базового технического оснащения, отсутствием современного оборудования и передовых технологий. Новое строительство не ведется и не запланировано на ближайшие годы. Для дальнейшего развития отрасли необходимо привлечение инвестиций, однако низкий уровень рентабельности предприятий, длительные сроки окупаемости, убыточность большинства предприятий являются вескими причинами отсутствия у потенциальных инвесторов заинтересованности во вложении капитала.
Экономическая ситуация вынуждает предприятия сферы бытовых услуг закрываться, или перепрофилироваться, или дополнительно заниматься торговлей продукцией, зачастую не имеющей отношения к профилю деятельности.
Среди других наиболее актуальных проблем сферы бытового обслуживания населения можно выделить:
- отсутствие отраслевой нормативно-правовой базы;
- отсутствие кредитно-финансовой поддержки предприятий (недостаточность финансовых ресурсов, высокие кредитные ставки, что не позволяет развивать и обновлять производственную базу);
- наличие "теневого" сектора экономики на рынке бытовых услуг, что приводит к отсутствию учета объемов выполненных услуг и созданию недобросовестной конкуренции;
- недостаток квалифицированных кадров;
- несовершенство статистического учета оказываемых населению услуг, невозможность в связи с этим получить достоверную информацию о существующем положении дел в сфере бытовых услуг в области.
Успешное развитие бытового обслуживания населения возможно лишь при наличии благоприятных экономических, правовых и других условий.
Основной целью политики администрации города в развитии бытового обслуживания населения является удовлетворение спроса на бытовые услуги. Для этого необходимо укрепление материально-технической базы сферы бытовых услуг, повышение эффективности производства, дальнейшее развитие предпринимательства, создание условий для увеличения количества рабочих мест. Указанные меры могут быть реализованы путем:
- развития предпринимательской инициативы предприятий бытового обслуживания населения;
- повышения эффективности работы действующих предприятий;
- финансово-экономической поддержки в установленном порядке предприятий, оказывающих социально значимые услуги населению;
- создания новых рабочих мест, увеличения занятости населения;
- расширения ассортимента предоставляемых услуг, видов и форм бытового обслуживания;
- развития конкуренции между хозяйствующими субъектами;
- подготовки квалифицированных кадров.
Благоприятные условия должны быть созданы для более полного использования сохранившейся сети предприятий бытового обслуживания, а также развития предпринимательства и прежде всего индивидуальной трудовой деятельности в сфере услуг.
7. Контроль за качеством и безопасностью товаров,
защита прав потребителей
Серьезной проблемой остается обеспечение качества и безопасности товаров, поступающих на потребительский рынок города. По материалам проверок контролирующих органов на каждом втором проверенном предприятии выявляются нарушения требований, предъявляемых к качеству товаров и услуг.
Очевидна необходимость создания в городе действенного механизма предотвращения поступления на рынок некачественной продукции, вызванной недостоверностью информации о потребительских свойствах товаров, а также нарушениями различных нормативных документов.
Основными задачами реализации обеспечения контроля за качеством и безопасностью товаров являются:
- обеспечение безопасности товаров и услуг через систему сертификации и разработку системы качества;
- повышение эффективности работы органов сертификации;
- усиление контроля за достоверностью информации о продукции в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и другими нормативными актами;
- повышение эффективности государственного контроля;
- разработка областной программы обеспечения качества и безопасности товаров и услуг.
В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" ответственность за качество продукции ложится на производителя и продавца с применением механизмов саморегулирования рынка. В этих условиях особенное внимание должно уделяться развитию системы добровольной сертификации услуг торговли и общественного питания.
Формирование эффективной системы контроля должно опираться на признание того факта, что безопасность и качество товаров следует гарантировать на всех этапах товародвижения. При этом на каждом этапе должен быть задействован свой собственный механизм обеспечения безопасности и качества.
На этапе создания продукции главную роль в обеспечении безопасности и качества играет соблюдение технологий производства и хранения, которое достигается созданием систем управления качеством, сертификация готовой продукции с последующим контролем состояния производства.
Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" закрепил право граждан на просвещение в области защиты прав потребителей и определил механизм его реализации через систему образовательных учреждений и систему информирования потребителей.
В связи с этим информирование и просвещение граждан становится одним из важнейших направлений деятельности органов, обеспечивающих реализацию государственной потребительской политики. В этих целях должны широко использоваться средства массовой информации: местные газеты, телевидение, где должны постоянно вестись рубрики по защите прав потребителей.
8. Кадровое обеспечение потребительского рынка
Развитие торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения в городе во многом зависит от наличия подготовленных кадров, способных эффективно работать в условиях рыночной экономики, принимать организационные и управленческие решения, знающих основы управления, финансово-экономического планирования, бухгалтерского дела, маркетинга и менеджмента. Одним из средств реализации государственной кадровой политики является система подготовки и повышения квалификации кадров, а также организация конкурсов и других мероприятий, способствующих повышению престижности и эффективности труда работников, занятых в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения.
Из года в год количество работающих в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения постоянно растет. Так, общая численность работающих в данных отраслях в 2006 году составила 27 тысяч человек.
Основными направлениями совершенствования этой работы должны стать:
- дальнейшее укрепление сотрудничества с отраслевыми вузами, средними специальными учебными заведениями и учреждениями начального профессионального образования для подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников отрасли;
- создание условий для повышения квалификации работников, применение условий оплаты труда, учитывающих квалификацию и конкретный вклад в работу предприятия каждого работника;
- определение профессионально-квалификационных требований к основным функционально-должностным категориям работников торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;
- утверждение учебных планов и программ образовательных учреждений, разработанных для подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
- проведение аттестаций работников торговли и общественного питания с целью выявления уровня их подготовки;
- организация конкурсов, фестивалей и других мероприятий, способствующих развитию и повышению престижности и эффективности труда работников торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, пропаганде их достижений и передового опыта;
- организация семинаров и совещаний;
- осуществление регулярных исследований проблем торговли, использование их результатов в торговой практике, популяризация результатов исследований;
- разработка системы мер ответственности управленческих кадров, в том числе и работодателей, за своевременную подготовку, переподготовку и повышение квалификации торговых работников.
9. Информационное обеспечение торговли
Развитие рыночных отношений в торговле резко очертило одну из приоритетных проблем - информационное обеспечение. Информационная необеспеченность может стать основной причиной нарушения или потери координации рыночных процессов. Единая информационная система торговли должна стать действенным средством регулирования торговой деятельности на всех уровнях управления. Информационная система должна функционировать открыто во всех структурах торговли и органах муниципальной власти, быть доступной для всех участников потребительского рынка благодаря конкретному отработанному механизму доступа к отдельным ее информационным блокам, что будет служить залогом ее эффективного функционирования. Ее деятельность целесообразно основывать на работе информационно-аналитической службы, осуществляющей периодические мониторинговые исследования эффективности торговли.
Основным целевым назначением информационной системы должно стать получение полноценной информации о состоянии сферы торговли в городе, отдельных товарных рынков и представление ее органам государственной власти и рыночным структурам для выработки и принятия эффективных управленческих решений по регулированию их развития.
Формирование системы информационного обеспечения в торговле должно опираться на уже существующие элементы локальных систем, баз данных и возможность ее сопряжения с любой другой информационной системой регионального рынка.
Ключевыми элементами данных информационной системы должны стать торговые корреспонденты, мониторинг услуг, а также информация специалистов оптовой, розничной торговли и общественного питания, потребителей.
Начальник управления поддержки
и развития предпринимательства,
потребительского рынка и услуг |
О.Н. Касьянова |
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации г.Дзержинска Нижегородской области от 18 января 2008 г. N 97 "О развитии потребительского... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.