Решением Городской Думы г. Дзержинска Нижегородской области от 27 октября 2016 г. N 237 в настоящее постановление внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного решения
Постановление Городской Думы г.Дзержинска Нижегородской области от 17 апреля 2008 г. N 329
"Об утверждении Порядка подготовки и оформления правовых актов городской Думы"
31 марта, 30 июня 2011 г., 28 июня 2012 г., 26 февраля 2014 г., 27 октября 2016 г.
В целях совершенствования порядка подготовки и оформления правовых актов Городской Думы, обеспечения единого подхода к организации делопроизводства и документооборота в органах местного самоуправления и на основании статьи 39 Устава городского округа город Дзержинск, Городская Дума постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок подготовки и оформления правовых актов Городской Думы.
2. Внести изменения в Положение о Городской Думе города Дзержинска, утвержденное постановлением Городской Думы от 01.11.2006 N 129 (с изменениями от 01.11.2007 N 268), изложив часть 1 статьи 33 в следующей редакции:
"1. Подготовка и оформление правовых актов Городской Думы осуществляется в соответствии с Порядком подготовки и оформления правовых актов Городской Думы, утверждаемым постановлением Городской Думы".
3. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
4. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на комитет Городской Думы по правам человека, местному самоуправлению, правопорядку, связям с общественными организациями и депутатской этике.
Председатель Городской Думы |
Мэр города |
Решением Городской Думы г. Дзержинска Нижегородской области от 27 октября 2016 г. N 237 в настоящий Порядок внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного решения
Порядок
подготовки и оформления правовых актов городской Думы
(утв. постановлением Городской Думы от 17 апреля 2008 г. N 329)
31 марта, 30 июня 2011 г., 28 июня 2012 г., 26 февраля 2014 г., 27 октября 2016 г.
I. Общие положения
1.1. Городская Дума принимает в пределах своих полномочий нормативные и ненормативные правовые акты в форме решений (далее - правовые акты).
1.2. Любой нормативный правовой акт должен иметь свою концепцию. Концепция должна определять основные цели нормативного правового акта: решение новых вопросов, возникших на практике и требующих правового регулирования; устранение имеющихся пробелов, устаревших предписаний и противоречий; множественности актов по одним и тем же вопросам.
Нормативные правовые акты принимаются городской Думой с целью:
а) формирования нормативной правовой базы муниципального образования;
б) нормативного регулирования различных сторон экономической и социальной жизни на территории муниципального образования;
в) реализации Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, законов Нижегородской области, нормативных правовых актов органов государственной власти Нижегородской области, устава городского округа.
1.3. Подготовка и оформление проектов правовых актов городской Думы производятся в порядке, установленном Положением о городской Думе города Дзержинска и настоящим Порядком.
1.4. Разработка проектов правовых актов осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями и принимаемыми планами работы, а также жителями города в порядке, установленном Положением о правотворческой инициативе граждан.
1.5. Проекты правовых актов вносятся в городскую Думу субъектами правотворческой инициативы (депутатами, постоянными комитетами, депутатскими объединениями (фракциями), главой города, главой администрации города, прокурором города, органами территориального общественного самоуправления, жителями города) с приложением следующих материалов:
а) текста проекта решения на установленном бланке, а также на магнитном носителе в виде файла формата RTF;
б) пояснительной записки к проекту правового акта;
в) финансово-экономического обоснования принятия правового акта и заключения финансового органа администрации города (в случаях, если реализация проекта потребует дополнительного финансирования);
г) заключения главы администрации города (в случаях, если реализация проекта потребует осуществление расходов из средств городского бюджета либо предусматривает установление, изменение и отмену местных налогов и сборов);
д) сопроводительного письма с указанием наименования, количества листов и экземпляров всех приложенных материалов и подписанное лицом, внесшим правовой акт;
е) заключения главы администрации города об оценке бюджетной и социальной эффективности налоговых льгот (в случае, если проект предусматривает установление налоговых льгот или их пролонгацию);
ж) сравнительной таблицы (в случае, если проект предусматривает внесение изменений и дополнений в правовые акты);
з) аналитической справки (в случае, если проект принимается по вопросам контроля за выполнением ранее принятых актов).
1.6. Правовой акт состоит из реквизитов, текстовой части и может иметь приложения.
В виде приложения оформляются программы, положения, порядки, планы, нормы, требования, обращения, отчеты, списки, состав комиссии, перечни, таблицы и другие подобные документы, которые предлагается утвердить, принять, согласовать готовящимся проектом правового акта городской Думы.
Приложения к правовому акту являются его неотъемлемой частью.
1.7. Проект правового акта имеет следующие реквизиты:
а) изображение герба города;
б) наименование органа местного самоуправления - городская Дума г.Дзержинска;
в) наименование вида акта - решение;
г) дата и порядковый (регистрационный) номер правового акта;
д) заголовок правового акта - название акта указывает на предмет регулирования документа и во многом определяет его содержание;
е) текст правового акта, который является содержательной частью юридического документа;
ж) подпись лица (лиц), официально уполномоченного (уполномоченных) подписывать правовые акты, с указанием его должности (в соответствии с уставом муниципального образования, приводится без сокращений), фамилии и инициалов.
Подписание акта неправомочным лицом влечет недействительность акта в связи с отсутствием юридической силы.
з) визы - проект правового акта, представленный в городскую Думу, должен быть завизирован в соответствии с требованиями Положения о городской Думе и настоящим Порядком.
1.8. Основным элементом текста любого юридического документа является предложение. В юридическом тексте предпочтительнее использовать простые предложения. Длинные фразы, состоящие из сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, могут привести к искажению смыла юридического текста.
При использовании условных предложений разработчик проекта правового акта должен знать, что чем больше условий и чем больше в предложении их комбинаций, тем сложнее понять такой текст. Условными предложениями являются утверждения, которые устанавливают отношения между отдельными частями нормативной информации с использованием конструкций "если, то...", "в случае...", "в случаях, когда...", "если иное не предусмотрено...".
В юридическом языке есть фразы и выражения, которые являются достаточно устойчивыми. Поэтому, исходя из содержания юридического документа, по мере необходимости следует использовать такие юридические штампы и клише ("в порядке, установленном...", "в соответствии с действующим законодательством...", "если иное не предусмотрено...", "признать утратившим силу..." и другие). Попытки изменения или сокращения таких клише могут привести к затруднениям в толковании и применении документа.
При написании текста нормативного правового акта необходимо правильно использовать разделительные и соединительные союзы и знаки препинания.
Разделительный союз "или" и соединительный союз "и" являются самыми употребляемыми в юридических текстах. Союз "или" означает наличие альтернативы, т.е. используется либо один признак, либо другой. Союз "и", наоборот, означает одновременное наличие тех признаков, которые им соединены. Не характерно природе правовых норм использование соединительных союзов "а", "но", "чтобы", и тем более не рекомендуется использовать редко применимые в официальных текстах союзы "да", "да и", "не то", "хоть".
Злоупотребление союзами и знаками препинания затрудняет использование юридического текста, снижает эффективность правового регулирования. В таком случае текст рекомендуется оформить любыми графическими способами с использованием подпунктов, абзацев.
Нормативные правовые акты не должны содержать каких-либо сокращений (кроме оговоренных в самом тексте), аббревиатур или иных символов, затрудняющих прочтение текста.
1.9. При подготовке нормативного правового акта рекомендуется проанализировать следующее:
а) употребляется ли один и тот же термин в данном правом акте в одном и том же значении;
б) имеют ли термины общепризнанное значение;
в) обеспеченно ли единство понятий и терминологии с понятиями и терминологией, используемыми в федеральном и региональном законодательстве.
1.10. Текст нормативного правового акта должен быть отредактирован в соответствии с правилами грамматики русского языка.
Для того, чтобы обеспечить единство формы и содержания нормативного правового акта, его стиля, необходимо соблюдать следующие требования:
а) регулирование соответствующей сферы отношений должно быть в достаточно полном объеме;
б) конкретность регулирования; недопустимость декларативности;
в) логичное изложение материала, связь нормативных предписаний между собой;
г) правильное использование юридических конструкций;
д) оправданное использование тех или иных способов изложения элементов правовых норм;
е) нецелесообразность повторения положений (нормативных предписаний), изложенных в нормативных правовых актах большей юридической силы;
ж) точность и определенность применяемой юридической формы: формулировок, выражений, отдельных терминов;
з) ясность и доступность языка;
и) использование апробированных, устоявшихся терминов и выражений, имеющих широкое применение;
к) максимальная экономичность, оптимальная емкость, компактность формулировок;
л) системность построения документов: цельность, сбалансированность, внутренняя связь и взаимозависимость всех частей текста, логическая последовательность изложения:
м) унификация, единообразие формы и структуры юридического документа, способов изложения правовых предписаний.
1.11. Текст проекта правового акта излагается с соблюдением правил русского языка, доступно и просто, по возможности короткими фразами.
Перенос слов в проекте правового акта не допускается.
Использование в актах иностранных терминов и выражений допускается, если отсутствуют имеющие тот же смысл русские термины и выражения или термины иностранного происхождения, ставшие в русском языке общеупотребительными.
В проект правового акта не подлежат включению различного рода советы, цитаты из книг и нормативных правовых актов или другие подобные тексты.
Текст проекта правового акта не должен содержать общие, абстрактные формулировки типа: "повысить внимание", "решительно улучшить" и тому подобные. Не допускается также использование в проекте правового акта таких сокращенных выражений как, например, "и т.д.", "и т.п.", "и др.".
В тексте правового акта не допускается употребление устаревших (архаизмов) и многозначных слов и выражений, затрудняющих восприятие смысла нормы правового акта, а также не допускается употребление образных выражений: сравнений, эпитетов, метафор, гипербол.
1.12. Наименование федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных государственных органов и организаций и их структурных подразделений, а также должностей соответствующих должностных лиц воспроизводится в проекте правового акта в точном соответствии с их официальным наименованием (полным, сокращенным или условным), предусмотренным положением (уставом или иным официальным документом).
Географические названия и иные собственные имена пишутся в правовых актах с прописной (заглавной) буквы.
1.13. Термины, используемые в правовом акте, должны употребляться в проекте только в одном значении и в соответствии с терминологией, принятой в законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, когда самим проектом правового акта предусматривается изменение ранее принятой терминологии.
Не допускается обозначение в правовых актах разных понятий одним термином или одного понятия разными терминами, если это специально не оговаривается в правовом акте.
В случае необходимости использования в проекте правового акта малоизвестных юридических, технических и других специальных терминов в тексте документа дается их развернутое определение.
Толкование данных терминов может быть осуществлено в отдельной статье проекта правового акта.
Например:
Статья 1. Основные понятия и термины
1. В настоящем Положении отдельные термины и понятия имеют следующее значение:
городской бюджет - бюджет городского округа;
город, городской округ, муниципальное образование - городской округ город Дзержинск.
1.14. В целях исключения неопределенности правовых норм, обеспечения соответствия нормативных предписаний проекта правового акта требованиям Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, обязательствам Российской Федерации в соответствии с международными договорами, положениям федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, законов Нижегородской области, указов Губернатора и постановлений правительства Нижегородской области, ранее изданным правовым актам городской Думы, а также правилам русской орфографии, пунктуации и нормотворческой техники осуществляется экспертиза проекта правового акта, включающая исследование правовых, лингвистических и других аспектов проекта.
Порядок проведения лингвистической экспертизы определяется Положением о городской Думе.
1.15. Проекты правовых актов и сопроводительные материалы, представленные в городскую Думу с нарушением установленных требований по их составлению, оформлению и согласованию, незамедлительно возвращаются внесшим их лицам.
1.16. Представление проекта правового акта при обсуждении их в комитетах (комиссиях) городской Думы, а также на заседании городской Думы осуществляет разработчик правового акта: заместитель главы администрации города, руководитель самостоятельного структурного подразделения администрации города, председатель комитета или комиссии, руководитель фракции (лицо, его замещающее), либо депутат.
II. Требования к оформлению правовых актов
2.1. Проекты правовых актов городской Думы оформляются на бланках установленной формы, которые имеют обязательные реквизиты, расположенные в установленном порядке. Бланки правовых актов изготавливаются на стандартных листах белой бумаги формата А4 (210 х 297мм).
Правовые акты оформляются на бланках в соответствии с ГОСТом Р6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно - распорядительной документации. Требования к оформлению документов".
2.2. Текст правового акта располагается от левого края листа на расстоянии не менее - 25 мм, от правого - 10 мм, от верхнего- 20 мм, от нижнего не менее 20 мм. Начало абзаца устанавливается на расстоянии 12,5 мм от левой границы текстового поля правового акта.
Печатание правового акта производится с использованием компьютерной и машинописной техники.
Правовой акт, подготавливаемый для внесения в городскую Думу, печатается в текстовом редакторе Word for Windows версии от 6.0 и выше с использованием шрифтов Times New Roman N 14.
Табличные документы могут быть изготовлены также с использованием редактора Microsoft Excel и шрифта Arial. Размер шрифта разработчиком проекта выбирается самостоятельно, но не может быть менее N 10.
Для выделения части текста документа, заголовка, примечания могут использоваться полужирное начертание, курсив, подчеркивание или смещение относительно границ основного текста.
Текст проекта правового акта печатается на одной (лицевой) стороне листа.
2.3. Реквизиты правового акта отделяются друг от друга 2-3-мя межстрочными интервалами.
Изображение герба города размером 15 х 23 мм располагается над обозначением наименования органа местного самоуправления по центру.
Наименование органа местного самоуправления - городская Дума г.Дзержинска - печатается в две строки с прописной буквы каждое слово и выделяется полужирным шрифтом. На первой строке пишутся слова "городская Дума" шрифтом N 22 и на второй строке ниже с одним интервалом слово "г.Дзержинска" шрифтом N 18. Выравнивается по центру.
Обозначение вида правового акта выражается словом "РЕШЕНИЕ", отделяется от предыдущего реквизита 2-мя одинарными межстрочными интервалами, печатается прописными буквами шрифтом N 22 и выравнивается по центру. Буквы в слове РЕШЕНИЕ печатаются вразрядку (вразбивку).
Дата и номер правового акта отделяется от наименования вида акта 2-мя одинарными межстрочными интервалами.
Номер печатается арабскими цифрами и состоит из знака "N" и порядкового номера документа.
Дата и номер решения городской Думы располагаются на одном уровне и разнесены по левой и правой границам текстового поля документа, печатаются полужирным шрифтом N 14. При этом линия между датой и годом должна позволять умещать написание месяца целым словом.
Дата издания правового акта оформляется словесно - цифровым способом в местах, установленных для реквизитов даты. При этом после написания цифр соответствующего года используется обозначение "г.".
Например:
от "____"_________________2008 г. |
N______ |
Порядковый номер правового акта определяется в соответствии с очередностью его принятия и присваивается ему после подписания уполномоченными лицами.
Заголовок правового акта должен быть точным, предельно кратким, четким и отражать содержание документа.
Заголовок правового акта отделяется от предыдущего реквизита (дата и номер) 2-мя одинарными межстрочными интервалами и печатается с прописной буквы без кавычек с одинарным межстрочным интервалом и абзацным отступом. Заголовок пишется от левой границы текстового поля документа и выделяется полужирным шрифтом. Первая строка заголовка печатается на расстоянии 12,5 мм от левой границы текстового поля правового акта. Объем заголовка не должен превышать 5 строк машинописного текста с длиной строки не более 50 печатных знаков. Точка в конце заголовка не ставится.
Например:
Об утверждении Перечня имущества,
предлагаемого к передаче из муниципальной
собственности в федеральную собственность
Текст правового акта отделяется от заголовка 3-мя одинарными межстрочными интервалами и печатается шрифтом N 14 через 1 (один) межстрочный интервал. Вторая и последующие страницы правового акта должны быть пронумерованы.
Номер страницы проставляется посередине верхнего поля листа на расстоянии 10 мм арабскими цифрами без слова "страница" ("стр.") и знаков препинания.
Текст печатается от левой границы текстового поля документа и выравнивается по левой и правой границам текстового поля документа (выравнивание по ширине). Первая строка абзаца начинается с абзацного отступа на расстоянии 12,5 мм от левой границы текстового поля документа.
Подпись является обязательным реквизитом правового акта. В состав подписи входят: наименование должности лица органа местного самоуправления, подписавшего правовой акт, личная подпись и ее расшифровка (инициалы и фамилия). Не допускается подписывать правовой акт с предлогом "за" и проставлением косой черты перед наименованием должности.
Подпись отделяется от текста 3-мя одинарными межстрочными интервалами.
Наименование должности лица, подписавшего правовой акт, печатается от левой границы текстового поля через одинарный межстрочный интервал. Расшифровка подписи располагается на уровне последней строки наименования должности без пробела между инициалами имени, отчества и фамилией. Последняя буква в расшифровке подписи ограничивается правой границей текстового поля.
Правовые акты, принимаемые городской Думой, подписываются главой города.
Подпись главы города, включающая наименование должности, личную подпись (только на подлиннике решения), его инициалы и фамилию, пишутся в одну строку, выделяются полужирным шрифтом N 14.
Например:
Глава города |
И.О. Фамилия |
Абзац двадцать шестой утратил силу.
См. текст абзаца двадцать шестого пункта 2.3
Визы проставляются на лицевой стороне последнего листа проекта правового акта.
Порядок визирования и согласования правовых актов изложен в разделе IX настоящего Порядка.
III. Структура нормативного правового акта
3.1. Структура и содержание проекта правового акта должны с наибольшей полнотой отражать предмет его правового регулирования и обеспечивать логическое развитие вопроса, согласованность и не допускать противоречий с другими нормативными актами, действующими в данной области, облегчать его правильное понимание и дальнейшую реализацию.
3.2 .Наименование нормативного правового акта
Наименование правового акта (заголовок) должно отражать его содержание и основной предмет правового регулирования, должно быть точным, четким и максимально информационно насыщенным, отвечать на вопрос "О чем?", правильно отражать предмет правового регулирования с тем расчетом, чтобы исполнители могли по наименованию правового акта определить его основное содержание.
3.3. Текстовая часть правового акта может подразделяться на преамбулу (вводную, констатирующую часть) и постановляющую (резолютивную) часть, состоящую из структурных единиц.
3.4. Преамбула (введение) - самостоятельная часть правового акта, которая определяет его задачи, содержит обоснование принятия акта, фактические обстоятельства, мотивы, цели и задачи, послужившие причиной или поводом для издания акта, а в случае необходимости, ссылки на законы и иные акты, в соответствии с которыми принимается правовой акт.
Преамбула: не содержит самостоятельных нормативных предписаний; не делится на пункты; не содержит ссылки на другие правовые акты, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в связи с изданием правового акта; не формулирует предмет регулирования решения; не нумеруется.
Включение в преамбулу положений нормативного характера не допускается.
Преамбула всегда предваряет текст правового акта. При этом структурные единицы правового акта не могут иметь преамбулу.
В преамбуле ссылки на нормативные акты делаются в соответствии с их иерархией (принципом верховенства нормативных правовых актов, обладающих большей юридической силой). В преамбуле указываются все реквизиты упоминаемых актов: ДАТА, НОМЕР и НАЗВАНИЕ (заключенное в кавычки) правового акта, на который идет ссылка. При этом дата издания правового акта (на который идет ссылка) оформляется цифровым способом - арабскими цифрами в следующей последовательности: день месяца, месяц, год. День месяца и месяц оформляются двумя парами цифр, разделенных точкой, год - четырьмя цифрами.
Например:
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"...
или
В соответствии с Законом Нижегородской области от 08.04.1996 N 27-З "Об организации местного самоуправления в Нижегородской области"...
Допускается не упоминать дату и номер общеизвестного (основополагающего) федерального (или федерального конституционного) закона. Например: Жилищный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ. Допускается, в случае необходимости, делать ссылки на конкретные статьи (пункты) правового акта.
Например:
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 11 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"...
или
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации...
При написании даты вне реквизитов нормативного правового акта (ссылка на протокол, письмо, срок поручения, дата вступления в силу правового акта) используется словесно - цифровой способ с отображением после написания цифр обозначения соответствующего года слова "года".
Например:
...на основании письма Министерства финансов Нижегородской области от 5 апреля 2005 года...
...в соответствии с протоколом заседания временной комиссии от 15 марта 2005 года N 3...
Порядок употребления ссылок в тексте правового акта указан в разделе V настоящего Порядка.
Преамбула всегда заканчивается словами: "...городская Дума решила:". Слово "решила" пишется строчными буквами и выделяется полужирным шрифтом такого же размера, как и весь текст (N 14). Переносить слова "городская Дума решила:" на отдельную строку не требуется.
3.5. Решающая часть правового акта, как правило, подразделяется на пункты, подпункты и абзацы. Структурные единицы правового акта не могут иметь преамбулу.
3.6. Пункты имеют единую (сквозную) для всего акта нумерацию, нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют.
Пункты решающей части пишутся с начала новой строки без отступа и должны содержать краткость пунктов, не допускающих различных толкований; конкретность; отвечать на вопросы: кто обязан осуществить предписываемые мероприятия, что сделать (наименование мероприятий) и в какие сроки; перечень правовых актов, которые требуют отмены или внесения изменений, дополнений.
Как правило, пункты решающей части правового акта располагаются в следующей последовательности:
а) пункты об утверждении правовых актов других видов (устава, программ, положений, порядков, инструкций, правил и иных нормативных правовых актов);
б) пункты, устанавливающие нормы права;
в) пункты, содержащие поручения;
г) пункты, изменяющие ранее установленные правовые нормы;
д) пункты, отменяющие ранее установленные нормы права;
е) о сроках и порядке вступления правового акта в силу;
ж) о возложении контроля за исполнением правового акта.
3.7. Пункты могут подразделяться на подпункты, которые нумеруются арабскими цифрами со скобкой: 1), 2), 3).
Подпункты решающей части пишутся с начала новой строки с отступом от левого края поля.
При более мелком делении подпунктов допускается буквенное (в порядке алфавита) обозначение абзацев, отделенных от текста абзацев круглой скобкой без точки: а), б), в).
После цифровых или буквенных обозначений со скобкой тексты подпунктов нужно начинать со строчной буквы и отделять друг от друга точкой с запятой.
Например:
_______. городская Дума решила:
1______: (пункт 1)
1)______ (подпункт 1 пункта 1)
_______;
2)______ (подпункт 2 пункта 1)
_______;
3)._____.. (подпункт 3 пункта 1)
2______: (пункт 2)
1)._____ ; (подпункт 1 пункта 2)
2)._____ : (подпункт 2 пункта 2)
а)______; (абзац а) подпункта 2 пункта 2)
б)______ (абзац б) подпункта 2 пункта 2)
3______. (пункт 3)
3.8. В решающей части правового акта нормативные предписания излагаются в последовательности, обеспечивающей правильное их понимание и применение правового акта.
Каждый пункт решающей части должен начинаться, как правило, с глагола.
Изложенные в правовых актах поручения, требования, рекомендации должны адресоваться администрации города, администрации предприятий, учреждений, организаций или их руководителям, а не подотчетным им структурным подразделениям.
Допускается печатать прописными буквами и (или) выделять шрифтом другой насыщенности фамилии при подготовке правовых актов по вопросам награждения Почетными грамотами г.Дзержинска и присвоения почетных званий (в других случаях не рекомендуется).
3.9. В проекте правового акта четко излагается содержание вводимых нормативных предписаний.
Пункт проекта правового акта должен содержать одно нормативное предписание. Несколько нормативных предписаний помещаются в один пункт в исключительных случаях, когда это необходимо для их правильного понимания и применения. В иных случаях такие предписания рекомендуется излагать в подпунктах.
Каждое предписание проекта нормативного правового акта формулируется так, чтобы исключалась возможность неоднозначного его толкования.
Нормативные предписания формулируются с целью совершенствования всех ранее изданных нормативных правовых актов по данному предмету правового регулирования, взаимной их увязки и устранения множественности нормативных правовых актов по одному и тому же предмету правового регулирования.
Для этого, при внесении изменений и дополнений в ранее изданные правовые акты, в проекте разрабатываемого нормативного правового акта:
а) нормативные предписания располагаются в логической последовательности, унифицируется используемая в нем терминология и стиль изложения;
б) заменяются все устаревшие и утратившие значение термины, названия и другие выражения;
в) объединяются в один пункт (подпункт) все однородные, повторяющиеся, конкретизирующие и дополняющие друг друга нормативные предписания;
г) дается новая редакция пунктов (подпунктов);
д) исключаются нормы, противоречащие изданным нормативным правовым актам, практически утратившие значение, временные нормы, срок действия которых истек, а также нормативные предписания индивидуального характера.
3.10. Положения, предусматривающие изменение, признание утратившими силу или особенности применения ранее принятых правовых актов, включаются непосредственно в проект правового акта либо оформляются в виде отдельных проектов правовых актов о внесении изменений в ранее принятые правовые акты.
Все изменения и дополнения, вносимые в ранее принятый правовой акт, должны соответствовать структуре основного правового акта.
Особенности подготовки и оформления таких правовых актов изложены в разделе VI настоящего Порядка.
3.11. Нормативные предписания порученческого характера, предназначенные одному исполнителю (одним исполнителям), в тексте проекта нормативного правового акта группируются в один пункт.
Аналогичным образом группируются и нормативные предписания, объединенные одним определяющим словом. Например: "Утвердить",
"Установить, что", "Считать утратившими силу" и тому подобными.
3.12. В нормативных предписаниях, содержащихся в проекте правового акта, указываются конкретные сроки их реализации с указанием числа месяца, месяца, квартала, года. При этом используется словесно- цифровой способ написания даты.
Например:
2. Администрации города в срок до 1 августа 2005 года подготовить и
представить в городскую Думу...
или
3. Комитету городской Думы по... в I квартале 2005 года...
или
4. Настоящее решение распространяется на правоотношения,
возникшие с 1 января 2006 года.
При необходимости допускается устанавливать срок, указывая на наступление конкретного события или совершение определенного действия, либо ограничиваться указанием периода (отрезка) времени.
Например:
"в двухмесячный срок", "в десятидневный срок"
3.13. Правовые акты должны содержать в себе норму о вступлении в силу.
Данным пунктом правового акта может быть предусмотрено вступление в силу:
а) со дня принятия;
б) со дня официального опубликования;
в) с определенной календарной даты;
г) по истечении определенного времени со дня принятия, опубликования.
Следует обратить внимание на то, что нормативный правовой акт вступает в силу с определенного дня, а не момента.
Датой вступления решения городской Думы в силу, имеющего нормативный характер, является дата его официального опубликования, если правовым актом не установлен иной срок вступления его в силу.
Датой вступления решения городской Думы в силу, не имеющего нормативного характера, является дата его принятия на заседании городской Думы, если в самом акте не установлен иной срок вступления в силу.
Абзац десятый утратил силу.
См. текст абзаца десятого пункта 3.13
При установлении в нормативном правовом акте пункта о вступлении его в силу, необходимо иметь в виду, что бюджетное и налоговое законодательство имеет особые правила введения таких актов в силу.
При указании в правовом акте определенной даты сокращения не допускаются.
Например:
6. Настоящее решение вступает в силу с 15 января 2007 года.
3.14. Пункт о возложении контроля за исполнением правового акта пишется последним.
Например:
... городская Дума решила:
1. ...
2. ...
3. Настоящее решение опубликовать в средствах массовой информации.
4. Настоящее решение вступает в силу с даты его официального опубликования.
5. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на комитет городской Думы по ... (указывается полное название профильного комитета).
В отдельных случаях правовой акт может не содержать пункт о возложении контроля.
3.15. При наличии приложения к решению городской Думы в тексте на них обязательно делается ссылка.
Порядок оформления приложений к правовым актам изложен в разделе IV настоящего Порядка.
IV. Требования, предъявляемые к оформлению
Приложений к проектам правовых актов
4.1. К проекту решения прилагаются утверждаемые им правовые акты (устав, программы, положения, планы, правила, порядок, методика, регламент, инструкции и тому подобное), а также другие материалы в виде перечней, обращений, списков, мероприятий, таблиц, образцов документов, графиков, схем, бланков и иных документов, необходимых для надлежащего применения правового акта (далее - приложения).
В этих случаях в предписания проекта правового акта включается указание на данное приложение.
Юридическая сила приложений и правового акта, к которому они относятся, одинакова.
Если в решающей части правового акта содержится формулировка: "Утвердить прилагаемое Положение (Устав, Программу, Порядок, Состав комиссии, Перечень мероприятий или иной документ нормативного характера)...", то в правом верхнем углу первого листа прилагаемого документа перед его заголовком пишется прописными буквами слово "УТВЕРЖДЕНО" или "УТВЕРЖДЕН", ниже через полуторный межстрочный интервал дается ссылка на правовой акт, его дату и номер,
Например:
УТВЕРЖДЕНО
решением городской Думы
от "__"_________2008 г. N __
Слова "УТВЕРЖДЕНО" и "УТВЕРЖДЕН" согласуются в роде и числе с первым словом наименования приложения: положение - УТВЕРЖДЕНО, программа - УТВЕРЖДЕНА, мероприятия - УТВЕРЖДЕНЫ.
Если в тексте правового акта делается ссылка: "... согласно Приложению", то на первой странице приложения в правом верхнем углу пишется с прописной буквы слово "Приложение", ниже через полуторный межстрочный интервал дается ссылка на правовой акт, его дату и номер.
При наличии нескольких приложений они нумеруются арабскими цифрами, перед которыми значок "N" не проставляется.
Например:
Приложение 1
к решению городской Думы
от "__"__________2008 г. N__
или
Приложение 2
к решению городской Думы
от "__"________2008 г. N__
Все составные части реквизита после слов УТВЕРЖДЕНО печатаются без кавычек строчными буквами через одинарный интервал и центрируются относительно самой длинной строки.
Длина строки не должна превышать 50 печатных знаков и ограничивается правым полем документа.
4.2. Приложения к проектам правовых актов печатаются на отдельных листах бумаги.
Размеры полей, шрифты и межстрочные интервалы при печатании текста приложений идентичны размерам, применяемым при оформлении текстов правового акта.
Листы приложения нумеруются самостоятельно, начиная со второго листа.
4.3. Заголовок к тексту приложения отделяется от реквизитов приложения (утверждения) 2 одинарными межстрочными интервалами и печатается центрованным способом. Наименование вида документа приложения (первое слово заголовка приложения) выделяется прописными буквами, полужирным шрифтом и может быть напечатано вразрядку.
Название приложения печатается через 1 (один) межстрочный интервал.
Например:
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке управления и распоряжения
муниципальным имуществом г.Дзержинска
или
СОСТАВ
комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
Текст приложения отделяется от заголовка 3 одинарными межстрочными интервалами и печатается шрифтом N 14 через 1 (один) межстрочный интервал.
В отдельных случаях разрешается оформление заголовков приложений, издаваемых в виде уставов, программ, положений, инструкций, правил и иных нормативных правовых актов, посредством оформления титульных листов проектов правовых актов данных видов. В этом случае заголовок оформляется по центру титульного листа с одинаковыми интервалами от левой и правой границ текста и на удалении 100 мм от нижней границы углового реквизита приложения.
Точка в конце заголовка не ставится.
4.4. Деление приложения на структурные единицы
Каждое приложение характеризуется определенной последовательностью изложения материала, что проявляется в обязательном его структурировании.
Деление приложения на структурные единицы упрощает пользование им, улучшает его внутреннее построение и систематизацию, облегчает осуществление ссылок, помогает быстро ориентироваться в нормативном материале, облегчает внесение в него последующих изменений.
При определении структуры приложения в процессе его подготовки необходимо руководствоваться принципом сбалансированности. Это означает, что если структура приложения предусматривает в нем разделы, главы и пункты, то эта схема должна выдерживаться на протяжении всего документа.
Приложения, как правило, подразделяются на разделы, главы, статьи, части (статей), пункты, подпункты, абзацы.
4.5. В приложениях к правовым актам городской Думы, оформляемых виде Устава, Положения, нормативные предписания излагаются, как правило, в виде статей, имеющих порядковый номер.
Статьи Устава, Положения подразделяются на части, имеющие порядковый номер. Части статей могут подразделяться на пункты и подпункты. При необходимости части, пункты и подпункты могут подразделяться на абзацы.
Статьи приложения могут объединяться в главы. Главы приложения могут объединяться в разделы. Раздел, глава приложения правового акта подразделяются, как правило, не менее чем на две структурные единицы.
Структура приложения к правовому акту и необходимость включения в него тех или иных структурных единиц текста определяются исходя из объема и содержания приложения.
4.6. Раздел как структурная единица приложения
Обозначение и наименование разделов, если они имеются, печатаются прописными буквами по центру страницы одно под другим и отделяются от предыдущего заголовка или текста 1 (одним) одинарным межстрочным интервалом.
Раздел имеет порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами, и наименование. Наименование раздела печатается полужирным шрифтом. Точка в конце заголовка не ставится.
Вводить структурную единицу "раздел", если в приложении нет глав, не следует.
Например:
РАЗДЕЛ V.
ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА
4.7. Глава как структурная единица приложения
Глава нумеруется арабскими цифрами и имеет наименование, отражающее в краткой форме ее содержательную часть.
Заголовки глав оформляются полужирным шрифтом и выравниваются по левой границе текстового поля листа с учетом абзацного отступа. Наименование главы пишется в одну строку с обозначением номера главы с прописной буквы первое слово и имена собственные, входящие в наименование. После обозначения номера главы ставится точка. Точка в конце заголовка не ставится.
Обозначение и наименование глав отделяются от предыдущего заголовка или текста 1 (одним) одинарным межстрочным интервалом.
Например:
Глава 5. Полномочия органов местного самоуправления по решению
вопроса создания условий для обеспечения населения услугами торговли
4.8. Статья как структурная единица приложения
Статьи, части (статей), пункты, подпункты, абзацы располагаются в последовательности, обеспечивающей логическое развитие темы, переход от общих положений к конкретным. Статьи могут оформляться как с наименованиями, так и без наименований.
Статья приложения к правовому акту:
a) является его основной структурной единицей;
б) имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами;
в) имеет наименование, но в исключительных случаях может его не иметь.
Обозначение статьи печатается с прописной буквы и абзацного отступа. Наименование статьи печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера статьи, после которого ставится точка. Если статья не имеет наименования, то точка после номера статьи не ставится, и обозначение статьи печатается с прописной буквы и абзацного отступа полужирным шрифтом.
4.9. Часть как структурная единица приложения
Статья подразделяется на части.
Части статьи обозначаются арабской цифрой с точкой.
Части статей подразделяются на пункты, обозначаемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой: 1); 2); 3).
Пункты подразделяются на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой: а); б); в).
В исключительных случаях части, пункты и подпункты статьи могут подразделяться на абзацы (не более пяти). Ограничение количества возможных абзацев не распространяется на статьи, содержащие перечни основных понятий, используемых в правовом акте.
Например:
Статья 56. Полномочия администрации города
1. ................................_ (часть 1 статьи 56)
2. ................___........ (часть 2 статьи 56)
1) ................................... ; (пункт 1 части 2)
2) ..................................... (пункт 2 части 2)
а) .....................................; (подпункт "а" пункта 2 части 2)
б)....................................... (подпункт "б" пункта 2 части 2)
Деление частей в статье, либо частей в разных статьях одного правового акта и на пункты, и на абзацы, которые в тексте частей будут следовать после двоеточия, не допускается.
Деление пунктов в частях статьи, либо в разных статьях одного правового акта и на подпункты, и на абзацы, которые в тексте пункта будут следовать после двоеточия, не допускается.
4.10. В приложениях к правовым актам городской Думы, оформляемых в виде Программы, Правил, Инструкции нормативные предписания излагаются, как правило, в виде разделов и пунктов, имеющих порядковый номер.
В Программах, Правилах, Инструкциях и других подобных документах разделы нумеруются римскими цифрами и должны иметь названия в соответствии с общим порядком подготовки проектов правовых актов. При этом в заголовке слово "раздел" не пишется.
Например:
V. Механизм реализации Программы
В указанных документах нумерация пунктов и подпунктов производится арабскими цифрами.
Номер пункта может состоять из номера раздела и пункта, разделенных точками. Например: 1.1., 1.2., 1.3.
Пункты при необходимости могут подразделяться на подпункты, которые должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого пункта. Например: 1.1.1., 1.1.2., 1.2.1., 1.2.2.
При более мелком делении подпунктов допускается буквенное обозначение абзацев, отделенных от текста абзацев круглой скобкой без точки. Например: а), б), в).
Использование дефисов (символов " - ") или иных специальных символов при более мелком делении подпунктов не допускается.
Порядок подготовки проекта Программы соответствует общему порядку подготовки приложений к проекту правовых актов, изложенных в настоящем разделе Порядка.
Структура целевой городской или ведомственной программы, как правило, состоит из паспорта программы, разделов и приложений.
Отличительной особенностью подготовки комплексных программ является особенная структура документа, которая определяется специальными правовыми актами.
4.11. Оформление приложения в виде таблицы
Текст приложения может быть оформлен в виде таблицы. Графы и строки таблицы должны иметь заголовки, выраженные именем существительным в именительном падеже. Подзаголовки граф и строк грамматически должны быть согласованы с заголовками. Текст таблицы может быть напечатан через одинарный межстрочный интервал.
Если таблицу печатают более чем на одной странице, заголовочная часть таблицы (наименование граф) повторяется на каждой странице.
Допускается также сквозная нумерация всех граф таблицы арабскими цифрами. При этом при переносе таблицы на вторую и последующие страницы в начальной строке перенесенной части таблицы указывается строка с нумерацией граф.
4.12. Примечание к пунктам
Целесообразно избегать включения в правовой акт примечаний к пунктам, главам, разделам или правовому акту в целом.
Такого рода положения необходимо формулировать в качестве самостоятельных частей или включать непосредственно в текст той структурной единицы, к которой они относятся.
В исключительных случаях, для объяснения тех или иных особенностей приложения, которые не могут быть отражены непосредственно в предписании проекта правового акта, а также в целях уточнения отдельных предписаний проекта к отдельным его частям может быть сделана сноска, обозначаемая арабскими цифрами со скобкой, прописанными с применением верхнего индекса. Например: "1)", "2)" и так далее. Использование для обозначения сносок специальных символов (например: "*") не допускается.
Текст сноски печатается через одинарный межстрочный интервал после приложения в целом под словом "Примечание". Для оформления текста сноски используется шрифт, размер которого должен быть меньше размера шрифта основного текста (например, размером N 10 или N 12).
Применяемые в проекте правовых актов тексты сносок не должны содержать нормативных предписаний.
После символа сноски ее текст печатается с прописной буквы. В конце текста сноски ставится точка.
4.13. Страницы приложения к правовому акту оформляются, как правило, в книжной ориентации.
Допускается оформление страниц приложения в альбомной ориентации в случаях, когда размера текстового поля недостаточно для размещения всех граф таблицы в книжной ориентации. При этом в альбомной ориентации оформляется весь документ, а не отдельный его раздел (глава).
4.14. Нормативно правовые акты, являющиеся приложениями к основному правовому акту, также могут иметь приложения.
В реквизитах приложения к нормативному правовому акту, изданному в виде устава, программы, положения, инструкции и правил, необходимо указывать полное и точное наименование основного (базового) документа.
Например:
Приложение
к Положению о городской Думе города Дзержинска
или
Приложение 2
к Прогнозному плану (программе) приватизации
муниципального имущества на 2008 год
4.15. Нумерация структурных единиц приложения (разделов, глав и других структурных единиц приложения) должна быть сквозной.
Недопустима отдельная нумерация пунктов каждой главы или отдельная нумерация глав каждого раздела.
Нежелательно изменять нумерацию разделов, глав, пунктов и буквенное обозначение подпунктов правового акта при внесении в них изменений и признании утратившими силу структурных единиц нормативного правового акта.
Если дополнения вносятся в конец правового акта, то необходимо продолжать имеющуюся нумерацию разделов, глав, пунктов.
Если дополнения вносятся в конец структурной единицы пункта, то также необходимо продолжать имеющуюся нумерацию.
Если правовой акт дополняется новыми структурными единицами, то их необходимо обозначать дополнительно цифрами, помещаемыми над основными цифровыми или буквенными обозначениями.
Например: Глава 5.1, статья 3.2, часть 2.2, пункт 4.1), подпункт "б.1".
V. Порядок употребления ссылок
5.1. Ссылки в пунктах на другие пункты, а также на ранее принятые правовые акты применяются только в случае, если необходимо показать взаимную связь правовых норм или избежать повторений.
В тексте правового акта наряду с пунктами, предусматривающими решение того или иного вопроса, могут содержаться пункты, отсылающие к положениям данного правового акта (отсылочные), а также пункты, отсылающие к положениям других нормативных актов (бланкетные).
Отсылочные и бланкетные пункты используются в правовом акте в исключительных случаях. В отсылочных пунктах следует точно указывать соответствующие положения данного правового акта. В бланкетных - указывать официальное наименование соответствующих нормативных актов, дату их подписания и номер.
5.2. Ссылки можно делать только на вступившие в силу правовые акты, законодательные акты. Ссылки на утратившие силу законодательные акты, правовые акты недопустимы.
5.3. При необходимости сделать ссылку в правовом акте на законодательный акт или правовой акт указываются следующие реквизиты в следующей последовательности:
а) вид правового акта или законодательного акта;
б) дата его подписания;
в) регистрационный номер;
г) наименование нормативного правового акта или законодательного акта.
При отсутствии номера правового акта или законодательного акта указываются его вид, дата подписания и наименование.
Вид конкретного законодательного акта указывается с прописной буквы, правового акта- со строчной буквы.
5.4. При неоднократных ссылках на один и тот же правовой акт или законодательный акт при первом его упоминании применяется следующая форма:
Пример:
в соответствии с решением городской Думы от ...N... "..." (далее - решение "...")
5.5. При ссылке на правовой акт или законодательный акт, который полностью был изложен в новой редакции, указываются его реквизиты в следующей последовательности: вид правового акта или законодательного акта и его наименование, а в скобках указываются вид законодательного акта или правового акта, дата подписания и регистрационный номер, полностью изложившего данный нормативный правовой акт в новой редакции.
Пример:
в соответствии с постановлением Правительства РФ от ... N ... (в редакции постановления Правительства РФ от ... N...)
5.6. Ссылки на Конституцию Российской Федерации оформляются следующим образом:
Пример:
в соответствии с частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации
При ссылках на кодекс дата подписания и регистрационный номер кодекса не указываются.
Пример:
регулируется Уголовным кодексом Российской Федерации
или
в соответствии с частью второй Гражданского кодекса Российской Федерации
При ссылках на конкретную статью кодекса, состоящего из нескольких частей, номер части кодекса не указывается. Нумерация статей кодексов является сквозной, и при ссылках на конкретную статью кодекса нет необходимости указывать часть, в которой она располагается.
Пример:
в соответствии со статьей 924 Гражданского кодекса Российской Федерации
или
в порядке, установленном статьей 110 Бюджетного кодекса Российской Федерации
5.7. При необходимости дать ссылку не на весь законодательный акт или правовой акт, а только на его структурную единицу сначала указывается эта конкретная единица (начиная с наименьшей).
Пример:
в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 10 Федерального закона от ... N ... "...."
Обозначения разделов, глав, пунктов печатаются цифрами, обозначения подпунктов печатаются строчными буквами русского алфавита в кавычках.
Обозначения абзацев при ссылках на них указываются словами. При этом первым считается тот абзац, с которого начинается структурная единица, в составе которой он находится.
Пример:
в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 64 Налогового кодекса Российской Федерации
Ссылки на структурные единицы одного и того же нормативного правового акта оформляются следующим образом:
Пример:
содержащиеся в главе 3 настоящего Положения
или
в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения
или
в связи с положениями настоящей главы
5.8. Ссылки на конкретные правовые акты низшей юридической силы или их отдельные структурные единицы не допускаются.
5.9. В тексте правового акта недопустимы ссылки на нормативные предписания других правовых актов или законодательных актов, которые, в свою очередь, являются отсылочными.
VI. Внесение изменений в правовые акты
6.1. Внесением изменений считается:
а) замена слов, цифр;
б) исключение слов, цифр;
в) новая редакция структурной единицы правового акта;
г) дополнение структурной единицы правового акта новыми словами, цифрами или предложениями;
д) дополнение структурными единицами нормативного правового акта;
е) приостановление действия правового акта или его структурных единиц.
Следует обратить внимание на то, что исключению подлежат слова, цифры или предложения, находящиеся в составе структурных единиц правового акта, тогда как структурные единицы правового акта, в том числе абзацы, подлежат признанию утратившими силу.
Исключение не влечет за собой каких - либо последующих действий, а при признании утратившей силу структурной единицы правового акта в обязательном порядке признаются утратившими силу в виде отдельных позиций все изменения, вносившиеся в данную структурную единицу.
6.2. При внесении в ранее изданный правовой акт изменений и дополнений недопустимо вместо внесения конкретного изменения (дополнения) в тексте изменяемого правового акта использовать юридико-технические формы: "во изменение", "в дополнение" и тому подобные.
Изменения и дополнения, вносимые в действующий правовой акт, должны быть конкретными. Недопустимо при изменении ранее изданных правовых актов применять неопределенные нормативные предписания.
Например:
Считать утратившим силу Положение ..., утвержденное решением городской Думы от 05.05.2005 N 000, в части ...
Изменения и дополнения, вносимые в ранее изданный правовой акт, оформляются, как правило, правовым актом того же вида, в каком издан изменяемый правовой акт.
6.3. Изменения всегда вносятся в основной правовой акт. Вносить изменения в основной правовой акт путем внесения изменений в изменяющий его правовой акт недопустимо.
6.4. Внесение изменений в основной правовой акт правовых норм временного характера не допускается.
При необходимости установить временное (отличающееся от общеустановленного) правовое регулирование по определенным вопросам принимается самостоятельный правовой акт.
6.5. Внесение изменений в правовые акты оформляется самостоятельным правовым актом, в котором, в свою очередь, изменения, вносимые в каждый правовой акт, оформляются самостоятельными пунктами.
Например:
О внесении изменений в пункт 2 решения "..." и в решение "..."
1. Внести в пункт 2 решения ... от ... N ... "..." (в скобках указывается источник официального опубликования (обнародования) с датой и номером) следующие изменения:
1) ;
2)
2. Внести в решение ... от ... N ... "..." (в скобках указывается источник официального опубликования (обнародования) с датой и номером) следующие изменения:
1) ;
2)
Если правовой акт состоит из нескольких пунктов, которые вносят изменения в различные нормативные правовое акты, и при этом в один или несколько из них вносится одно дополнение, или одна структурная единица излагается в новой редакции, то пункты такого правового акта оформляются следующим образом:
Например:
1. Пункт 5 решения ... от ... N ... "..." (в скобках указывается источник официального опубликования (обнародования) с датой и номером) дополнить подпунктом 2 следующего содержания:
"2)........".
2. Пункт 7 решения ... от ... N ... "..." (в скобках указывается источник официального опубликования (обнародования) с датой и номером) изложить в следующей редакции:
"7
1) ;
2).........".
3. В подпункте 1 пункта 3 решения ... от ... N ... "..." (в скобках указывается источник официального опубликования (обнародования) с датой и номером) второе предложение исключить.
4. В пункте 1 решения ... от ... N ... "..." (в скобках указывается источник официального опубликования (обнародования) с датой и номером) слова "..." исключить.
5. В подпункте 3 пункта 2 решения ... от ... N ... "..." (в скобках указывается источник официального опубликования (обнародования) с датой и номером) цифры "..." исключить.
6.6. При одновременном внесении изменений в правовой акт и признания утратившими силу структурных единиц данного правового акта положения о внесении изменений и об утрате силы могут располагаться в одном пункте. При этом вносимые изменения и признание утратившими силу должны быть изложены последовательно.
Например:
1. Внести в решение ... от ... N ... "..." (в скобках указывается источник официального опубликования (обнародования) с датой и номером) следующие изменения:
1) в пункте 1 слова "..." заменить словами "...";
2) в подпункте 3 пункта 2 дополнить словами "...";
3) в абзаце втором подпункта 1 пункта 3 слова "..." исключить;
4) пункт 5 признать утратившим силу;
5) подпункт 1 пункта 6 изложить в следующей редакции:
"1)..............................".
6.7. При внесении изменений в правовой акт обязательно указываются вид акта, дата принятия акта, его регистрационный номер, наименование.
Если подлежащий изменению правовой акт был изложен полностью в новой редакции, то указываются его реквизиты в следующей последовательности: вид правового акта, дата его принятия, регистрационный номер, наименование, в круглых скобках указываются вид правового акта, дата принятия и регистрационный номер правового акта, полностью изложившего данный акт в новой редакции.
6.8. Независимо от конкретного содержания правового акта, то есть независимо от того, имеются ли в тексте правового акта замена слов, цифр, исключение слов, цифр или предложений, новая редакция структурной единицы правового акта, наименование правового акта всегда содержит только слово "изменение" в соответствующем числе.
Слово "изменение" в соответствующем числе поглощает понятия "дополнение", "новая редакция".
Например:
О внесении изменений в Положение о городской Думе города Дзержинска
или
О внесении изменений в решение городской Думы от 22.09.2005 N 324
6.9. При внесении изменений в один или два (не более) пункта правового акта наименование правового акта целесообразно конкретизировать.
Например:
О внесении изменений в пункт 5 решения ... от ... N ...
6.10. Вносимые в правовой акт изменения должны излагаться последовательно с указанием конкретной структурной единицы, в которую вносятся изменения.
При внесении изменений в правовые акты соответствующий текст заключается в кавычки.
6.11. При внесении изменения в правовой акт сначала указывается, какая структурная единица изменяется, потом указывается характер изменений.
Внесение изменений в правовой акт следует оформлять начиная с наименьшей структурной единицы.
Например:
подпункт 2 пункта 7 дополнить предложением следующего содержания:
или
в подпункте 3 пункта 7 слова "..." заменить словами "...".
6.12. При внесении дополнений в пункт, подпункт, абзац указываются слова, после которых это дополнение может находиться.
Например:
Пункт 1 после слов "..." дополнить словами "..."
В случае если дополняется словами структурная единица пункта правового акта, и это дополнение должно находиться в конце данной структурной единицы, применяется следующая формулировка:
Например:
Подпункт 1 пункта 2 дополнить словами "..."
При этом знак препинания, употребляемый в конце дополняемой структурной единицы, сохраняется без указания на него после внесенного дополнения.
6.13. Внесение нескольких изменений в различные структурные единицы пункта акта оформляется следующим образом:
Например:
1. Внести в решение ... от ... N ... "..." (указывается источник официального опубликования (обнародования), дата и номер) следующие изменения:
1) в пункте 2:
а) в подпункте 1 слова "..." заменить словами "...";
б) в подпункте 2 после слов "..." дополнить словами "...";
в) подпункт 4 дополнить абзацем 3 следующего содержания:
"...";
г) в подпункте 5 слова "..." исключить.
6.14. При дополнении пункта правового акта подпунктами, которые необходимо расположить соответственно в конце пункта, в обязательном порядке указываются порядковые номера дополняемых подпунктов.
Например:
пункт 2 дополнить подпунктом 4 следующего содержания:
"4)...........................".
Необходимая в ряде таких случаев замена знака препинания осуществляется при подготовке текущей редакции правового акта.
6.15. Дополнение структурных единиц пункта абзацами.
В целях сохранения структуры пункта:
а) дополнение абзацами может производиться только в конец соответствующей структурной единицы;
б) при необходимости между уже имеющимися абзацами включить новый абзац дается новая редакция той структурной единицы пункта нормативного правового акта, к которой относится абзац;
в) при признании абзаца утратившим силу пересчет последующих абзацев не производится. Утративший силу абзац участвует в подсчете абзацев при последующем внесении изменений в данную структурную единицу.
6.16. Новая редакция нормативного правового акта в целом, как правило, не допускается.
Городская Дума принимает новый правовой акт с одновременным признанием утратившим силу ранее действовавшего правового акта в случаях, если:
а) при подготовке правового акта выявились необходимость внесения существенных изменений и дополнений в несколько ранее изданных правовых актов или наличие по одному и тому же предмету правового регулирования нескольких ранее изданных правовых актов, в целях их упорядочения разрабатывается новый единый правовой акт.
При этом в проект такого правового акта включаются как новые, так и сохраняющие свою силу нормативные предписания, содержащиеся в ранее изданных правовых актах;
б) необходимо внести в правовой акт изменения, требующие переработки правового акта по существу и не позволяющие ограничиться новой редакцией его отдельных структурных единиц;
в) необходимо внести в правовой акт изменения, затрагивающие почти все его структурные единицы;
г) сохраняют значение только отдельные структурные единицы правового акта, причем частично;
д) необходимо внести изменения в правовой акт, признанный утратившим силу в неотделимой части.
Изложение правого акта в новой редакции, так же как и изложение в новой редакции его структурной единицы, не является основанием для признания утратившими силу предыдущей редакции правового акта или промежуточных редакций структурных единиц.
6.17. Если ранее изданный правовой акт в основном сохраняет свое значение, и требуется лишь изменить отдельные его нормативные предписания либо дополнить его новыми нормами, в проекте разрабатываемого правового акта приводится новая редакция изменяемых пунктов (подпунктов, абзацев), или излагаются новые пункты (подпункты, абзацы), которыми он должен быть дополнен.
Структурная единица правового акта излагается в новой редакции в случаях, если:
а) необходимо внести существенные изменения в данную структурную единицу;
б) неоднократно вносились изменения в текст структурной единицы нормативного правового акта.
При написании текста правового акта применяются следующие юридико-технические формы:
"Абзац второй пункта 3 решения изложить в следующей редакции:...";
"Пункт 2 решения ... дополнить абзацем вторым следующего содержания: ...";
"Положение ..., утвержденное решением городской Думы от 09.07.2007 N 222, дополнить пунктом 15 следующего содержания:
"15. ... .".
Пункты 15, 16 и 17 считать соответственно пунктами 16, 17 и 18."
"Порядок ..., утвержденный решением городской Думы от 12.08.2007 N 000, дополнить подпунктами 15.1 и 15.2 следующего содержания:
"15.1. ... .
15.2. ... ."
В том случае, когда одни пункты (подпункты, абзацы) ранее изданного правового акта должны быть изложены в новой редакции, а другие пункты (подпункты, абзацы) этого же правового акта должны быть признаны утратившими силу, то в разрабатываемый правовой акт включаются изменения, которые отражаются с использованием следующей юридико-технической формы:
"1. Внести в Положение о ..., утвержденное решением городской Думы от 25.06.2005 N 825, следующие изменения:
1) пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. ... .";
2) в пункте 5 слова "..." исключить;
3) абзац первый пункта 6 считать утратившим силу;
4) пункты 7 и 8 признать утратившими силу. Пункты 9 и 10 считать соответственно пунктами 7 и 8".
6.18. Изложение в новой редакции приложения
При необходимости внести изменение в приложение, изложив его в новой редакции, текст новой редакции приложения включается в текст изменяющего правового акта, а не является приложением к нему.
Юридическая сила приложений тождественна юридической силе правового акта, к которому они относятся, поэтому нет никакой разницы в оформлении внесения изменений в правовой акт и в приложение к нему.
6.19. При необходимости внесения изменений в прилагаемую к правовому акту таблицу последняя, как правило, прилагается к проекту разрабатываемого правового акта в новой редакции, либо в новой редакции представляется отдельный блок (раздел) таблицы.
При необходимости внесения в таблицу незначительного количества изменений указывают в качестве координат изменяемых положений как строку, так и графу изменяемой таблицы. При этом указывается полное наименование соответствующих строк и граф.
Например:
"...в графе "Капитальное строительство" в строке "Строительство газопровода" слова "ул. Центральная, пос. Пыра" заменить словами "пос. Пыра"
В случаях если графы и (или) строки изменяемой таблицы имеют порядковые номера, в качестве координат изменяемых положений допускается использовать их цифровое обозначение.
Например:
"... в графе 1 в строке 24 слова "ул. Центральная, пос. Пыра" заменить словами "пос. Пыра"
6.20. При необходимости заменить цифровые обозначения употребляется термин "цифры", а не "числа".
При необходимости заменить слова и цифры употребляется термин "слова".
Например:
слова "в 50 раз" заменить словами "в 100 раз"
6.21. Нормативные предписания о внесении изменений в ранее изданные правовые акты, о признании утратившими силу правовых актов городской Думы структурно помещаются в конце проекта правового акта перед пунктом о вступлении правового акта в силу.
VII. Перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу
7.1. При значительном (пять и более) числе правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, их перечни оформляются в качестве отдельного приложения к проекту правового акта.
Если подготовка данного перечня требует длительного времени, а издание разрабатываемого проекта правового акта не терпит отлагательства, либо когда для разработки нового правового акта установлен срок, недостаточный для подготовки данного перечня, в проекте правового акта может быть предусмотрено соответствующее поручение о приведении ранее изданных правовых актов в соответствие с разрабатываемым правовым актом.
7.2. Работа над перечнем правовых актов, в которые вносятся изменения и (или) дополнения, правовых актов или отдельных их предписаний (глав, пунктов, подпунктов, абзацев), которые признаются утратившими силу в связи с изданием подготавливаемого правового акта, начинается с учета и изучения ранее изданных правовых актов или отдельных их предписаний, содержание которых затрагивается разрабатываемым проектом правового акта.
В этих целях предварительно определяется круг вопросов, по которым надлежит осуществить отбор ранее изданных правовых актов для включения их в данный перечень.
7.3. В качестве основного источника для выявления ранее изданных правовых актов, подлежащих включению в перечень, используются первые экземпляры правовых актов, находящиеся в городском архиве, а также соответствующие электронные базы данных.
Наличие отметок в текстах отобранных правовых актов об их изменении, дополнении, распространении действия данного акта проверяется по их первым (контрольным) экземплярам. Изучаются также правовые акты, к которым имеются отсылки в тексте отобранного для включения в перечень правового акта.
Перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, должен быть юридически обоснованным и исчерпывающе полным с тем, чтобы не был упущен ни один правовой акт, противоречащий новому законодательному акту, в связи с которым составляется данный перечень, и не были включены для признания утратившими силу ни один правовой акт или его часть, сохраняющая свое значение.
7.4. В перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, включаются:
а) правовые акты, подлежащие признанию утратившими силу полностью.
При этом отдельными позициями указывается как сам правовой акт, так и все нормативные правовые акты, которыми в текст основного правового акта ранее вносились изменения;
б) правовые акты, подлежащие признанию утратившими силу частично, то есть если утрачивает силу не весь правовой акт, а только его отдельные структурные единицы (все нумерованные структурные единицы правового акта, в том числе абзацы).
При этом отдельными позициями указывается как сама структурная единица правового акта, так и все правовые акты, которыми в текст данной структурной единицы ранее вносились изменения.
7.5. Перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, может быть:
а) самостоятельным пунктом в правовом акте, устанавливающем новое правовое регулирование;
б) самостоятельным пунктом или пунктами в правовом акте о внесении изменений в правовые акты и признании утратившими силу некоторых правовых актов;
в) самостоятельным правовым актом.
7.6. При включении каждого правового акта в перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, должны быть указаны вид правового акта, дата его принятия, регистрационный номер, наименование правового акта, а также источник его официального опубликования (обнародования).
Каждый правовой акт включается в перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, в виде отдельной позиции.
Перечни данных правовых актов должны содержать порядковую нумерацию включенных в них актов.
7.7. При признании утратившим силу всего правового акта, наименование которого было изменено, в перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, данный правовой акт включается с его первоначальным наименованием и указанием источника его официального опубликования (обнародования). Правовой акт, изменивший наименование первого правового акта, включается в перечень в виде отдельной позиции с указанием своего источника официального опубликования (обнародования).
При признании утратившей силу структурной единицы правового акта (раздела, главы, статьи, части, пункта, подпункта, абзаца), наименование которого было изменено, в перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, правовой акт включается с измененным наименованием и с указанием первоначального источника официального опубликования (обнародования) правового акта, изменившего его наименование.
Например:
Пункт 46 Правил ..., утвержденных решением городской Думы от 01.01.2007 N 241 (в редакции решения городской Думы от 27.06.2005 N 484)
7.8. В перечень правовых актов или их отдельных предписаний, признаваемых утратившими силу, подлежат включению в том числе и правовые акты или их отдельные предписания ограниченного срока действия, если срок их действия истек, а также правовые акты или их отдельные предписания, фактически утратившие юридическую силу.
7.9. При признании утратившей силу структурной единицы правового акта, которой не было в его первоначальной редакции (которая была дополнена позднее), в перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, в виде отдельных позиций включаются:
а) данная структурная единица с указанием первоначального источника официального опубликования (обнародования) и источника официального опубликования (обнародования) правового акта, которым данная структурная единица была дополнена;
б) структурная единица правового акта, которым утрачивающая силу структурная единица была дополнена, с указанием официального источника его опубликования (обнародования).
7.10. Правовые акты в перечне правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, располагаются в хронологическом порядке (по дате их подписания). В пределах одной и той же даты подписания правовые акты располагаются в соответствии с их регистрационными номерами в возрастающем порядке.
7.11. При необходимости установить в одном перечне правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, разные даты, с которых правовые акты признаются утратившими силу, перечень подразделяется на структурные единицы, формируемые в соответствии с соответствующей датой (сроком) утраты силы.
7.12. В перечни правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, не включаются правовые акты (нормы) временного характера, срок действия которых истек. Правовые акты (нормы) временного характера в перечень актов, подлежащих признанию утратившими силу, включаются только в том случае, если срок их действия не истек.
Если действие правового акта временного характера или его структурной единицы было продлено на неопределенный срок, то в перечень включается как основной правовой акт, так и продлевающий его действие правовой акт.
7.13. Если подлежащий признанию утратившим силу пункт или подпункт содержит указание на приложение, которое соответственно должно утратить силу, то в перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, включается только этот пункт или подпункт, а приложение отдельно не указывается, хотя оно тоже считается утратившим силу.
С применением аналогичной юридико-технической формы оформляются нормативные предписания и в случаях, когда необходимо признать утратившим силу (неприменяемым) документ, являющийся приложением к ранее изданному правовому акту.
Если утратившим силу (неприменяемым) признается правовой акт в целом, то утратившими силу (неприменяемыми) считаются и все иные правовые акты (документы), являющиеся приложениями к данному правовому акту.
7.14. Если приложение не может быть признано полностью утратившим силу, то в перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, включаются только структурные единицы приложения.
VIII. Оформление пояснительной записки к проекту правового акта
8.1. Пояснительная записка к проекту правового акта оформляется на стандартных листах бумаги формата А4 и имеет следующие реквизиты.
Наименование вида документа - "ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА"- печатается прописными буквами 2-мя межстрочными интервалами ниже верхней границы текстового поля, выделяется полужирным шрифтом и выравнивается по центру.
Заголовок отделяется от наименования вида документа одним межстрочным интервалом, печатается строчными буквами через 1 интервал, выделяется полужирным шрифтом и выравнивается по центру. Точка в конце заголовка не ставится.
В заголовке к тексту указывается полное название правового акта, к которому подготовлена пояснительная записка.
Например:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту
решения
городской Думы
"Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения
муниципальным имуществом г.Дзержинска"
Текст отделяется от заголовка 3-мя межстрочными интервалами и печатается шрифтом размером N 14 через 1 интервал.
Размеры полей и шрифты при печатании текста пояснительной записки идентичны размерам, применяемым при оформлении текстов правового акта.
Листы пояснительной записки нумеруются самостоятельно, начиная со второго листа.
8.2. Текст должен содержать обоснование необходимости принятия правового акта, включающее развернутую характеристику правового акта, его целей, основных положений, месте в системе действующего законодательства, а также прогноз социально-экономических и иных последствий его принятия.
8.3. На лицевой стороне последнего листа пояснительной записки проставляется подпись автора проекта правового акта.
Подпись отделяется от последней строчки пояснительной записки 3-мя межстрочными интервалами.
Подпись автора проекта правового акта, включающая наименование должности, личную подпись, его инициалы и фамилию, пишется в одну строку, выделяется полужирным шрифтом N 14 и располагается по центру текстового поля.
IX. Согласование проектов правовых актов
9.1. Согласование осуществляется в форме визирования первого экземпляра проекта правового акта.
Согласование проекта правового акта осуществляется, как правило, в срок не более одного рабочего дня, а в случае необходимости дополнительной проработки в сроки, определяемые по соглашению с лицом, ответственным за его подготовку.
Сбор виз осуществляется лицом, ответственным за подготовку проекта правового акта. Виза включает в себя название должности, фамилию, подпись визирующего и дату согласования.
Визы проставляются на лицевой стороне последнего листа проекта правового акта тремя интервалами ниже предполагаемой подписи главы города. При этом лица, непосредственно готовившие документ, визируют его на левой стороне листа, а лица, согласовывающие содержание - на правой. Визирующие подписи печатаются шрифтом N 10. Место, предназначенное для подписи, не подчеркивается.
В случае если визирующие подписи не умещаются на лицевой стороне листа, разрешается их размещение на обратной стороне данного листа. При этом на обратную сторону перемещаются все визирующие подписи, а не их часть.
Подпись главы города всегда размещается на лицевой стороне последнего листа правового акта.
9.2. На приложениях к проектам правовых актов визы проставляются также на лицевой стороне последнего листа каждого приложения.
В случае возникновения разногласий делается соответствующая запись в проекте правового акта, а особое мнение излагается на прилагаемом отдельно листе.
9.3. Замечания, дополнения (если они имеются) должностных лиц, осуществляющих визирование, к проекту правового акта излагаются на отдельном листе.
Лица, ответственные за подготовку проекта правового акта, обязаны рассмотреть все поступившие замечания и предложения и с их учетом доработать текст проекта правового акта.
Депутат Городской Думы |
Е.Д. Моклокова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Порядок принят в целях совершенствования правил подготовки и оформления правовых актов Городской Думы Дзержинска, обеспечения единого подхода к организации делопроизводства и документооборота в органах местного самоуправления.
Постановление вступает в силу после его официального опубликования.
Постановление Городской Думы г. Дзержинска Нижегородской области от 17 апреля 2008 г. N 329 "Об утверждении Порядка подготовки и оформления правовых актов городской Думы"
Настоящее постановление вступает в силу после официального опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Дзержинская панорама", N 19 от 15 мая, N 20 от 22 мая, N 21 от 29 мая 2008 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Городской Думы г. Дзержинска Нижегородской области от 3 сентября 2020 г. N 928
Изменения вступают в силу с 11 сентября 2020 г.
Решение Городской Думы г. Дзержинска Нижегородской области от 23 июня 2020 г. N 900
Изменения вступают в силу с 4 июля 2020 г.
Решение Городской Думы г. Дзержинска Нижегородской области от 12 сентября 2019 г. N 786
Изменения вступают в силу с 20 сентября 2019 г.
Решение Городской Думы г. Дзержинска Нижегородской области от 20 декабря 2018 г. N 641
Изменения вступают в силу с 28 декабря 2018 г.
Решение Городской Думы г. Дзержинска Нижегородской области от 27 октября 2016 г. N 237
Изменения вступают в силу после официального опубликования названного решения
Решение Городской Думы г. Дзержинска Нижегородской области от 26 февраля 2014 г. N 705
Изменения вступают в силу после официального опубликования названного решения
Решение Городской Думы г. Дзержинска Нижегородской области от 28 июня 2012 г. N 355
Изменения вступают в силу после официального опубликования названного решения
Решение Городской Думы г. Дзержинска Нижегородской области от 30 июня 2011 г. N 141
Изменения вступают в силу после официального опубликования названного решения
Решение Городской Думы г. Дзержинска Нижегородской области от 31 марта 2011 г. N 78
Изменения вступают в силу после официального опубликования названного решения