Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
Методические рекомендации
по проведению обследования пассажиропотоков городского транспорта
на территории города Дзержинска
(утв. постановлением Администрации города Дзержинска
от 24 июня 2008 г. N 2317)
1. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации по проведению обследования пассажиропотоков пассажирского транспорта общего пользования на территории города Дзержинска (далее - Методические рекомендации) разработаны в целях проведения оценки потребности населения в услугах общественного транспорта на территории города Дзержинска; учета количества пассажиров, перевозимых транспортными организациями на территории города Дзержинска; формирования муниципального заказа на услуги общественного транспорта; определения количества поездок, совершенных различными категориями граждан транспортом общего пользования в городском сообщении (автобус, трамвай, троллейбус) (далее - ТОП), повышение достоверности данных об объемах перевозок пассажиров общественным транспортом.
Оценка потребности в услугах общественного транспорта на территории города Дзержинска проводится путем проведения натурного обследования пассажиропотоков, а также путем проведения анализа результатов опросов населения города Дзержинска в предоставляемых услугах.
1.2. При проведении обследования пассажиропотоков на ТОП необходимо руководствоваться Методологическими рекомендациями по проведению обследования по определению степени использования общественного транспорта различными категориями граждан (транспортной подвижности граждан), утвержденными Госкомстатом России 19.12.2001, и настоящими Методическими рекомендациями.
Обследование проводится четыре дня в неделю (3 будних дня и 1 выходной день).
2. Основные организационные мероприятия
по подготовке обследования
2.1. Постановлением Администрации города Дзержинска создается рабочая группа по проведению обследования пассажиропотока (далее - Рабочая группа муниципального образования).
В состав Рабочей группы включаются представители Управления транспорта и связи Администрации города Дзержинска, территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области, органов муниципальной статистики, предприятий пассажирского транспорта и других организаций.
2.2 Рабочей группой:
- утверждается график проведения обследования с указанием маршрутов транспорта, месяца и дней проведения обследования;
- определяются должностные лица, ответственные за проведение обследования в города Дзержинска.
3. Организация проведения обследования
3.1. Администрацией города Дзержинска в дни проведения обследования пассажиропотоков на ТОП принимаются меры по обеспечению:
- оповещения населения о порядке проведения обследования по местному радио, телевидению, через местную печать и путем размещения информации в салонах автобусов, трамваев и троллейбусов;
- поддержания общественного порядка на обследуемых маршрутах движения ТОП;
- содержания в проезжем состоянии улично-дорожной сети на обследуемых внутригородских и пригородных маршрутах общественного транспорта.
3.2. Руководители предприятий пассажирского транспорта в дни обследования пассажиропотоков на ТОП:
- обеспечивают своевременный выпуск на линию всего количества подвижного состава, предусмотренного графиками движения, и усиление контроля за соблюдением расписаний движения автобусов, трамваев и троллейбусов на обследуемых маршрутах;
- обеспечивают на закрепленных за предприятием маршрутах с учетом специфики работы предприятия своевременную доставку на обследуемые маршруты учетчиков, контролеров и других работников, создание для них нормальных условий труда;
- принимают оперативные меры к устранению сбоев и нарушений в работе пассажирского транспорта и бригад учетчиков на обследуемых маршрутах и объектах.
3.3. Обследование пассажиропотоков на ТОП осуществляется, как правило, с применением табличного или талонного метода.
3.4. Обследование пассажиропотоков осуществляется бригадой учетчиков, находящихся в салоне транспортного средства. Один из учетчиков назначается бригадиром, который контролирует работу бригады и взаимодействует с соответствующим руководителем обследования маршрута.
3.5. В обязанности руководителей обследования и бригадиров в ходе проведения обследования пассажиропотоков входят обеспечение своевременной выдачи всем учетчикам необходимой учетной документации, доставка их к объектам обследования, контроль за выполнением графиков работы, соблюдением технологии проведения обследования, полнотой сбора информации и правильностью ее первичной обработки, обеспечение своевременной сдачи материалов обследования по установленным формам для последующей обработки и анализа.
3.6. Объявления о порядке и сроках проведения обследования пассажиропотоков на ТОП публикуются в СМИ.
4. Порядок проведения обследования пассажиропотоков
на маршрутах наземного пассажирского транспорта общего пользования
города Дзержинска
4.1. Обследование пассажиропотоков на маршрутах пассажирского транспорта общего пользования проводится с целью оптимизации маршрутной сети и повышения качества обслуживания населения города, а также определения основных направлений развития транспортной системы города Дзержинска на перспективу, осуществления формирования муниципального заказа на перевозку пассажиров транспортом общего пользования.
4.2. Задачами обследования пассажиропотоков является определение загрузки маршрутной сети города, объема перевозок и пассажирооборота остановочных пунктов отдельно по каждому маршруту и виду транспорта. Кроме этого, в задачи обследования входит определение количества поездок пассажиров, имеющих право на льготный проезд.
В связи с этим, обследование пассажиропотоков осуществляется табличным методом.
Процесс обследования пассажиропотоков делится на 3 этапа:
- подготовительная работа;
- проведение обследования;
- обработка результатов обследования.
4.3. Подготовительная работа
Подготовительная работа по проведению обследования пассажиропотоков на маршрутах наземного пассажирского транспорта города Дзержинска на первом этапе заключается в сборе следующей информации по каждому маршруту:
- вид транспорта;
- номер маршрута,
- начальный и конечный пункты маршрута;
- трасса прохождения маршрута;
- режим работы маршрута;
- время начала и окончания работы маршрута;
- плановое количество рейсов в прямом и обратном направлениях в будние и выходные дни;
- организация, обслуживающая пассажирские перевозки на данном маршруте;
- марка подвижного состава;
- количество единиц подвижного состава;
- остановки в прямом и обратном направлениях;
- расписание движения.
Данная информация необходима для планирования числа учетчиков и составления журнала учета, позволяющего контролировать процесс обследования пассажиропотоков.
Вторым этапом в подготовке к обследованию является разработка анкеты обследования пассажиропотоков на наземных видах пассажирского транспорта. Разработанный бланк обследования на маршрутах наземного пассажирского транспорта (трамвай, троллейбус, автобус) представлен в приложении 1 к настоящей методике.
Форма анкеты обследования определяет следующие требования к заполнению:
В графу "Вид транспорта" заносится один из следующих видов:
- трамвай,
- троллейбус,
- автобус.
"Код маршрута" соответствует существующему обозначению маршрута в маршрутной сети города, например Зк, 46, 5а, 7.
"Номер маршрута" содержит только цифровое значение, например на маршруте 2а номер маршрута соответствует цифре 2. Данное поле введено для сортировки маршрутов при обработке результатов обследования.
В поле "Тип маршрута" заносится один из следующих вариантов: коммерческие или дотационные.
Марка подвижного состава вписывается в анкету в соответствии с моделью подвижного состава, например: ЛиАЗ-5256, Газель-3212, Волжанин-5270 и т.д.
В графу "номер двери" вписывается номер двери относительно начала подвижного состава, где ведется учет количества входящих и выходящих пассажиров.
Под остановочным пунктом понимается совокупность всех остановок расположенных на перекрестке или перегоне улично-дорожной сети города, недалеко друг от друга (примерно в 60 метрах). При описании остановок, входящих в состав маршрута, описываются не остановки, а остановочные пункты. Если через данный остановочный пункт проходят несколько маршрутов, то в каждом из них этот остановочный пункт должен иметь одинаковое название.
Начальный пункт маршрута соответствует первому остановочному пункту при движении в прямом направлении.
Конечный пункт маршрута соответствует последнему остановочному пункту при движении в прямом направлении.
Для учета количества пассажиров, имеющих право льготного проезда, используется бланк обследования, представленный в приложении 2 данного отчета, где фиксируется суммарное количество льготных категорий граждан за рейс.
Кроме этого, в этап подготовки к обследованию пассажиропотоков входят следующие мероприятия:
- Производится расчет необходимого количества оперативных документов: бланков обследования (приложение 1), маршрутных листков (приложение 3), количество которых определяется из числа обследуемых маршрутов, количества соответствующих рейсов и числа учетчиков;
- Производится печать первичных документов (таблиц, ярлыков), рассчитывается необходимое количество учетчиков, приобретается необходимый инвентарь (папки, ручки, карандаши и т.п.);
- От Управления транспорта и связи Администрации города Дзержинска назначается руководитель обследования пассажиропотоков, который контролирует ход проведения обследования в отраслевых транспортных предприятиях;
- Назначаются ответственные из числа сотрудников каждого транспортного предприятия, осуществляющих городские и пригородные перевозки, которые проводят подбор учетчиков для проведения обследования и назначают руководителей каждой смены (инструкция руководителю и учетчику прилагается в приложении 4 и 5);
4.4. Проведение обследования пассажиропотоков.
Обследование пассажиропотоков проводится на городских и пригородных маршрутах, как правило, с охватом всех часов работы транспорта. В случае незначительных пассажиропотоков обследование на ряде маршрутов может быть проведено только в часы пик.
При интервале движения на маршруте меньше 10 мин. возможно выборочное обследование с 50 % охватом подвижного состава. На тех маршрутах, где интервал движения превышает 10-15 мин. и количество подвижного состава, работающего на маршруте, меньше 10 ед., необходим 100 % учет всего подвижного состава.
Обследование городских и пригородных маршрутов проводится в будние дни и с выборочным обследованием в выходные дни - 50 %.
При обследовании пригородных маршрутов, имеющих относительно небольшой пассажирооборот, допускается выделение одного учетчика на салон. В этом случае выход и вход пассажиров должен осуществляться через одну дверь.
За каждым транспортным предприятием закрепляется ответственный за проведение обследования пассажиропотоков, в задачу которого входит:
- формирование необходимого количества анкет по каждому маршруту своего предприятия, при этом в анкетах должны быть заполнены следующие графы: вид транспорта, номер маршрута, код маршрута, тип маршрута, начальный и конечные пункты маршрута и наименование остановочных пунктов в прямом и обратном направлениях;
- назначение сменных руководителей (бригадиров) из числа работников, хорошо знакомых с работой предприятия и прохождением маршрутов.
В функции сменного руководителя (бригадира) входит:
- разработка и согласование организационных мероприятий по обеспечению доставки учетчиков до подвижного состава к началу обследования;
- проведение инструктажа учетчикам по заполнению бланков обследования и правилам обеспечения безопасности работы;
- посадка учетчиков в транспортные средства;
- заполнение в бланках обследования следующих граф: дата обследования, парковый номер подвижного состава, марка подвижного состава и номер двери;
- фиксирование прибытия и отправления транспортных средств в специальных журналах;
- контроль за правильностью заполнения листов обследования.
Непосредственно само обследование проводится учетчиками, входящими в состав предприятия (контролеры, кондукторы, технический персонал), а также привлеченными.
Работа учетчиков и руководителя организуется в две смены. Во время каждого рейса учетчик, находясь у входной двери машины, фиксирует количество вошедших и вышедших пассажиров на каждой остановке, занося данные в таблицу (приложение 1).
В день обследования все занятые в обследовании лица должны явиться заблаговременно и занять свои рабочие места согласно инструкциям. Сменный руководитель (бригадир) парка выдает каждому учетчику таблицы (приложение 1 и 2) и необходимый инвентарь (ручки, карандаши).
Перед первым рейсом сменный руководитель выдает бланки обследования с заполненными перед таблицей ячейками, содержащими информацию о маршруте: вид транспорта, начальный и конечный пункты, парковый номер подвижного состава, марка подвижного состава, время начала рейса, N двери, где стоит учетчик и т.д. (приложение 1 и 2). После этого учетчики занимают рабочие места у каждой двери автобуса. После окончания обратного рейса учетчики предъявляют таблицы руководителю и, продолжают работу на следующих рейсах, занимают рабочие места.
На обследуемых машинах водители обязаны громко и четко объявлять название остановок.
После окончания прямого и обратного рейса сменный руководитель просматривает таблицы у учетчиков, если нет замечаний, то учетчики продолжают обследование на следующих рейсах до обеденного перерыва и после. Если какой-нибудь учетчик не справился с работой, то сменный руководитель заменяет его из числа резервных учетчиков.
Все заполненные таблицы каждого маршрута сменный руководитель вкладывает в конверт, на котором фиксируется N маршрута, время начала и окончания рейсов, парковый N машины.
При определении количества льготных пассажиров специальный учетчик или кондуктор, фиксирует их количество в течение всего рейса, занося данные в анкету (приложение 2).
4.5. Обработка результатов обследования.
Обработка результатов обследования позволяет получить информацию о количестве перевозимых пассажиров в целом на городском и пригородном транспорте и отдельно по каждому маршруту по часам суток, о загрузке каждого перегона на маршруте, пассажирообороте остановочных пунктов.
По данным обследования городских и пригородных маршрутов строится картограмма пассажиропотоков на уличной сети города. Материалы обследования пассажиропотоков могут быть использованы для решения оперативных задач:
- корректировки маршрутной сети наземного пассажирского транспорта,
- определения необходимого количества и типа подвижного состава на каждом маршруте в зависимости от загрузки по часам суток,
- корректировки расписания движения и выпуска подвижного состава на линию в различные периоды времени
- формирования муниципального заказа на осуществление транспортного обслуживания населения города Дзержинска.
- для разработки комплексной схемы развития всех видов транспорта.
5. Методология обследования транспортной подвижности различных
категорий граждан анкетным методом
5.1. Анкетный опрос граждан рекомендуется проводить с использованием анкет, специально разработанных Управлением транспорта и связи Администрации города Дзержинска
5.2. Заполнение анкет установленной формы может осуществляться различными способами в зависимости от местных условий или путем передачи анкет администрации предприятий, организаций и учреждений для самостоятельной организации их заполнения и возврата уполномоченному лицу, либо путем допуска к обследованию специального учетчика, который должен получить необходимую информацию, в том числе непосредственно опросом работников указанных предприятий и сотрудников организаций и учреждений.
5.3. Выбор способов получения информации для заполнения анкет определяется комиссией по проведению обследования пассажиропотоков, руководителями предприятий и руководителями анкетного обследования.
5.4. Выдача анкет руководителями анкетного обследования учетчикам, ответственным представителям предприятий, организаций и учреждений или другим уполномоченным лицам, а также возврат заполненных анкет осуществляется под их роспись в специальном учетном журнале.
5.5. Учетчики, ответственные представители предприятий, организаций и учреждений и другие лица, отвечающие за поведение анкетного опроса, сдают заполненные анкеты по месту их получения руководителям анкетного обследования, которые после проверки анкет и исправления обнаруженных ошибок передают их для обработки специальную рабочую группу комиссии по проведению обследования пассажиропотоков.
5.6. Итоговые данные первичной обработки анкет заносятся в сводную таблицу результатов анкетного обследования транспортной подвижности граждан по каждому виду городского (автобус, трамвай, троллейбус) транспорта.
6. Организация обработки и анализа материалов обследования
6.1. Обработка и анализ материалов обследования пассажиропотоков на ТОП осуществляются Управлением транспорта и связи Администрации города Дзержинска по заранее подготовленным программам, в том числе с применением электронно-вычислительной техники, в целом по городу Дзержинску.
6.2. По окончании каждой смены бригада учетчиков обязана сдать руководителю маршрутов обработанные и оформленные в установленном порядке таблицы результатов обследования перевозок пассажиров и транспортной подвижности населения.
Руководитель обследования маршрутов после проверки качества учета и обработки данных передает в Управление транспорта и связи Администрации города Дзержинска указанные таблицы и карточки.
6.3. Управление транспорта и связи Администрации города Дзержинска:
- обобщает полученные от всех руководителей обследования маршрутов материалы первичного учета и сводные данные по всем обследованным маршрутам за каждый день обследования пассажиропотоков, подписанные руководителем предприятия пассажирского транспорта;
- разрабатывает на основании анализа результатов обследования статистические нормативы и коэффициенты для определения объемов перевозок пассажиров, в том числе по группам (категориям) лиц, пользующихся правом бесплатного проезда в общественном транспорте;
- согласовывает результаты обследования с Рабочей группой муниципального образования.
Начальник управления транспорта и связи |
Д.В. Волокушин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.