Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 8
Городская Дума
Статья 36. Городская Дума - представительный орган местного самоуправления
1. Городская Дума - выборный представительный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории города, а также выступать от лица всего населения города в отношениях с другими органами местного самоуправления, государственной власти, иными органами.
2. Решения городской Думы, принятые в пределах ее полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории города предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами. Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений городской Думы влечет ответственность в соответствии с законом.
См. также постановление городской Думы г.Дзержинска от 31 октября 2002 г. N 350 "О внесении изменений и дополнений в Положение о Городской Думе"
3. По вопросам организации своей деятельности городская Дума принимает Положение о Городской Думе, являющееся обязательным для органов местного самоуправления, их должностных лиц и других заинтересованных лиц.
Статья 37. Порядок формирования и структура Городской Думы
1. Городская Дума состоит из 24 депутатов. Срок полномочий депутатов Городской Думы 4 года.
2. Городская Дума избирается гражданами, постоянно или преимущественно проживающими на территории города, на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Структура Городской Думы определяется ее решениями.
3. Городская Дума образует комитеты и комиссии. Комитеты и комиссии ответственны перед Городской Думой и отчитываются о своей работе не реже одного раза в год. Порядок образования и деятельность комитетов и комиссий регламентируется Положением о городской Думе и Положениями о соответствующих комитетах и комиссиях.
4. Городская Дума вправе образовывать временные комиссии (комитеты). Задачи, функции, объем и срок полномочий временных комиссий (комитетов) определяются при ее образовании решением Городской Думы.
5. Депутаты могут объединяться в территориальные или иные депутатские группы на основании Положения о Городской Думе.
6. Городская Дума вправе принимать решения о работе депутатов на постоянной (штатной) основе. Количество депутатов, работающих на постоянной (штатной) основе, не может превышать половины от установленного числа депутатов.
7. Городская Дума имеет свой аппарат, обеспечивающий деятельность и работу депутатов и действующий в соответствии с Положением о городской Думе.
Статья 38. Полномочия Городской Думы
1. В ведении Городской Думы находятся вопросы местного значения.
2. Вопросы, находящиеся в исключительном ведении Городской Думы:
1) принятие общеобязательных правил по предметам ведения города, предусмотренных ст. 11 настоящего Устава;
2) утверждение городского бюджета и отчета о его исполнении;
3) принятие планов и программ развития города, утверждение отчетов об их исполнении;
4) установление местных налогов и сборов;
5) установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
6) контроль за деятельностью администрации и мэра города.
3. Полномочия городской Думы в сфере обеспечения законности, правопорядка, охраны прав, законных интересов и свобод граждан:
1) обращается в суд с исками к органам государственной власти, предприятиям, учреждениям, организациям, общественным объединениям и гражданам по защите интересов города, прав и свобод граждан;
2) организует прием населения; рассматривает жалобы, заявления и предложения граждан в пределах своей компетенции;
3) принимает решение об изменении штатной численности милиции общественной безопасности, содержащейся за счет средств городского бюджета;
4) принимает Устав города, вносит в него изменения и дополнения, осуществляет контроль за его исполнением;
5) разрабатывает и утверждает по представлению мэра города, собственной инициативе, а также в порядке народной правотворческой инициативы нормативные правовые акты;
6) назначает городские референдумы по вопросам местного значения;
7) обладает правом законодательной инициативы в Законодательном Собрании Нижегородской области;
8) учреждает собственные и выступает соучредителем средств массовой информации;
9) осуществляет международные связи с органами представительной власти городов и регионов иностранных государств;
10) ежегодно заслушивает отчеты мэра города на заседаниях городской Думы;
11) осуществляет контроль за исполнением правовых актов городской Думы;
12) заслушивает доклады мэра города о результатах работы администрации города;
13) устанавливает условия и порядок прохождения муниципальной службы, правовой статус муниципального служащего и требования к его квалификации, устанавливает и обеспечивает гарантии для муниципальных служащих;
14) осуществляет контроль за деятельностью мэра города и администрации города в порядке, установленном нормативными правовыми актами Городской Думы;
15) направляет представления мэру города о несоответствии занимаемой должности должностных лиц администрации города;
16) формирует и утверждает состав избирательных комиссий по выборам выборных должностных лиц, выборам в органы государственной власти и в органы местного самоуправления;
17) утверждает Герб и иную символику города;
18) учреждает награды, почетные звания, премии города и положения о них;
19) осуществляет толкование Устава города, своих правовых актов;
20) утверждает структуру администрации города, согласовывает назначения и освобождения от должности заместителей мэра, руководителей структурных подразделений городской администрации по управлению финансами, муниципальным имуществом города и начальника милиции общественной безопасности города;
21) определяет территории, где действуют органы территориального общественного самоуправления.
22) утверждает Положение о территориальном общественном самоуправлении.
4. Полномочия Городской Думы в сфере финансов, бюджета, налогов, кредитно-денежного обращения, ценообразования:
1) утверждает текущие и перспективные планы социально-экономического развития города;
2) утверждает целевые программы;
3) устанавливает порядок разработки и реализации проектов и программ развития города;
4) утверждает городской бюджет и отчет о его исполнении;
5) осуществляет контроль за исполнением городского бюджета;
6) утверждает план развития муниципального сектора экономики;
7) дает согласие администрации города на получение кредитов в кредитных учреждениях;
8) устанавливает порядок направления и использования денежных средств, привлекаемых в результате размещения муниципальных ценных бумаг и порядок их расходования;
9) утверждает генеральные условия эмиссии и обращения муниципальных ценных бумаг;
10) устанавливает местные налоги, сборы и иные платежи;
11) устанавливает в соответствии с действующим законодательством льготы по местным налогам и сборам, по другим налогам в пределах сумм, зачисляемых в местный бюджет, а также по неналоговым платежам;
12) устанавливает платежи за землю, находящуюся в ведении города, льготы по их взиманию в части, поступающей в местный бюджет, а также порядок использования этих средств, поступающих в городской бюджет в соответствии с нормативно-правовыми актами органов государственной власти;
13) принимает решение о разовых добровольных сборах средств граждан;
14) принимает решение о создании муниципальной налоговой службы;
15) принимает решение о создании муниципального казначейства;
16) дает согласие администрации города на предоставление муниципальных гарантий;
17) определяет порядок создания и использования целевых бюджетных фондов;
18) принимает решение о создании целевых бюджетных фондов;
19) определяет порядок получения муниципальных заимствований;
5. Полномочия Городской Думы в социальной сфере:
1) утверждает городские программы развития образования, молодежной политики, здравоохранения, культуры и спорта;
2) устанавливает порядок создания муниципальных учреждений образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты, физкультуры и спорта;
3) определяет порядок установления на территории города особых условий на случай возникновения и распространения эпидемий, природных катаклизмов, других чрезвычайных ситуаций и мер по их предотвращению;
4) утверждает программы социальной защиты населения города;
5) утверждает порядок организации общественных оплачиваемых работ на территории города;
6) определяет порядок оказания помощи социально незащищенным слоям населения города;
7) устанавливает за счет средств городского бюджета дополнительные льготы и преимущества для жителей города.
6. Полномочия городской Думы в области транспорта, энергетики, дорожного хозяйства и связи, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства:
1) определяет порядок осуществления пассажирских перевозок на территории города;
2) принимает решение о необходимости создания за счет средств городского бюджета транспортных предприятий и организаций и согласовывает их реорганизацию;
3) утверждает планы строительства и реконструкции городских автомобильных дорог;
4) принимает решение о создании мест культурно-массового отдыха;
5) определяет порядок организации благоустройства территории города, озеленения, охраны зеленых насаждений и водоемов;
6) устанавливает порядок присвоения наименования улицам, другим частям города (площадям, переулкам, скверам, бульварам, паркам, населенным пунктам) и нумерации домов;
7) принимает решения о переименовании улиц и других частей города, расположенных на территории города;
8) устанавливает порядок перевода жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые;
9) утверждает в соответствии с законодательством правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений;
10) утверждает порядок признания жилых домов и жилых помещений непригодными для проживания.
7. Полномочия городской Думы по управлению и распоряжению муниципальной собственностью:
1) устанавливает порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью;
2) устанавливает в соответствии с законодательством порядок и условия приватизации объектов муниципальной собственности, порядок обращения имущества в муниципальную собственность;
3) принимает решение о создании органа по управлению муниципальным имуществом и утверждает положение об этом органе;
4) утверждает перечень объектов муниципальной собственности, не подлежащих приватизации, а также перечень объектов муниципальной собственности, передача которых во владение, пользование, хозяйственное ведение или оперативное управление может осуществляться только с согласия Городской Думы;
5) устанавливает порядок представления отчетности о работе органов, осуществляющих правомочия собственника о состоянии муниципальной собственности, ее регистрации, приватизации, и иных вопросах в отношении муниципальной собственности;
6) определяет в соответствии с законодательством условия приобретения, создания, преобразования объектов муниципальной собственности;
7) устанавливает в соответствии с законодательством порядок назначения на должность и освобождения от нее руководителей муниципальных предприятий, учреждений, организаций;
8) утверждает положение о муниципальном заказе.
8. Полномочия Городской Думы в области землепользования, природных ресурсов и охраны окружающей природной среды:
1) определяет порядок управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;
2) устанавливает в соответствии с законодательством порядок использования природных ресурсов;
3) устанавливает квоты на разработку находящихся на территории города полезных ископаемых;
4) утерждает в соответствии с земельным законодательством порядок предоставления и изъятия земельных участков на территории города;
5) устанавливает правила пользования водозаборными сооружениями, предназначенными для удовлетворения нужд населения, а также зоны санитарной охраны водных объектов в соответствии с требованиями санитарных норм;
6) утверждает программы по использованию и охране земель на территории города;
7) рассматривает вопросы по установлению и изменению границ поселений на территории города и вносит предложения на рассмотрение Законодательного Собрания Нижегородской области;
8) устанавливает нормы отвода земель для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, гаражного строительства в соответствии с законодательством;
9) устанавливает порядок проведения конкурсов и аукционов по предоставлению земельных участков из земель муниципальной собственности в аренду в соответствии с законодательством;
10) устанавливает порядок проведения конкурсов на право выполнения землеустроительных и кадастровых работ, осуществляемых за счет местного бюджета;
11) принимает решения о создании мест погребения и создании попечительского совета по вопросам похоронного дела;
9. Полномочия Городской Думы в сфере архитектуры, градостроительства и административно-территориального устройства:
1) утверждает генеральный план города;
2) принимает и вносит изменения в правила застройки в границах города и иные нормативно-правовые акты в области градостроительства;
3) утверждает градостроительную документацию о градостроительном планировании развития территории города, населенных пунктов и об их застройке;
4) вносит представления в органы государственной власти Нижегородской области об установлении и изменении границ города.
10. Рассматривает иные вопросы, отнесенные законодательством и настоящим Уставом к ее ведению.
11. Для реализации полномочий, указанных в п. 1-10 настоящей статьи, городская Дума вправе заслушать на своем заседании мэра города, руководителей структурных подразделений администрации города, руководителей муниципальных предприятий и учреждений.
Статья 39. Проведение заседаний Городской Думы
1. Основной формой работы городской Думы являются ее заседания. Заседание Городской Думы правомочно, если на нем присутствуют не менее двух третей от установленного числа депутатов.
2. Заседания Думы являются, как правило, открытыми, могут быть очередными и внеочередными и проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. По решению Думы может быть проведено закрытое заседание, как в целом, так и его части.
3. Первое заседание Городской Думы созывается не позднее трех недель с момента избрания двух третей от установленного числа депутатов городской Думы, открывается Председателем городской избирательной комиссии и ведется старейшим по возрасту депутатом до избрания Председателя Городской Думы.
4. Очередные заседания Городской Думы могут продолжаться до трех рабочих дней с общей повесткой дня.
5. Внеочередные заседания созываются по инициативе Председателя Думы, мэра города или не менее одной трети от установленного числа депутатов. В последних двух случаях подается письменное заявление на имя Председателя Городской Думы, подписанное мэром или депутатами с перечнем предлагаемых к рассмотрению вопросов.
6. Для предварительного обсуждения вопросов повестки дня, выявления и согласования мнений депутатов могут проводиться рабочие заседания Городской Думы, на которых не принимаются какие-либо решения и не применяются нормы Положения о городской Думе. Рабочие заседания могут быть закрытыми.
7. Порядок созыва, подготовки и проведения заседания, рассмотрения и принятия решений, участия в работе заседания комиссий, групп и фракций, должностных лиц администрации города, депутатов других органов местного самоуправления, органов государственной власти, представителей общественности, населения, а также правила организационно-технического обеспечения работы заседания устанавливаются Положением о Городской Думе.
Статья 40. Правовые акты Городской Думы
1. Городская Дума принимает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты в форме постановлений и решений.
2. Нормативные правовые акты принимаемые городской Думой в форме постановлений, подписываются ее Председателем и мэром города.
3. Мэр города подписывает принятые Городской Думой постановления в течение трех рабочих дней со дня поступления документов на подпись. В случае несогласия с постановлением Городской Думы мэр города направляет его в трехдневный срок со дня поступления на повторное рассмотрение в городскую Думу с обоснованием мотивов отклонения. Если при повторном рассмотрении постановление принято двумя третями от установленного числа депутатов в ранее принятой редакции, оно считается принятым, и мэр города подписывает его в обязательном порядке.
4. Правовые акты городской Думы по организационным вопросам принимаются Городской Думой в форме решений и подписываются Председателем Городской Думы.
5. Нормативные правовые акты городской Думы, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального обнародования (опубликования).
6. Нормативные правовые акты, принимаемые городской Думой по вопросам ее компетенции, не могут ограничивать права и свободы граждан, организаций и объединений, установленные законом.
7. Порядок внесения проектов нормативных актов в городскую Думу и их принятие определяется Положением о Городской Думе.
Статья 41. Контрольная деятельность Городской Думы
1. Городская Дума осуществляет контрольную деятельность по наиболее важным вопросам самоуправления города с учетом разграничения полномочий органов местного самоуправления на территории города. Порядок осуществления контрольной деятельности устанавливается решением городской Думы. Результаты контрольной деятельности Городской Думы заслушиваются и утверждаются на ее заседаниях.
2. В своей контрольной деятельности городская Дума опирается на участие комитетов, комиссий, аппарата городской Думы, органы государственной власти, органы территориального общественного самоуправления, депутатов и население.
3. Городская Дума вправе создавать специальные контрольные комиссии, приглашать независимых экспертов, назначать аудиторские проверки.
4. Городская Дума осуществляет контроль за деятельностью всех органов и должностных лиц местного самоуправления на территории города. Объектом контроля являются выполнение бюджета города, планов и программ экономического и социального развития города, правовых актов городской Думы, а также соответствие актов органов местного самоуправления требованиям законности.
Статья 42. Обеспечение деятельности Городской Думы
Организационное, информационное, правовое, хозяйственное, материально-техническое (в том числе транспортное) и иное обеспечение городской Думы осуществляется аппаратом городской Думы и через соответствующие структурные подразделения администрации города. Смета расходов на содержание городской Думы утверждается городской Думой и вносится отдельной строкой в городской бюджет.
Статья 43. Отношения Городской Думы с общественными объединениями (организациями) и органами территориального общественного самоуправления
1. Городская Дума взаимодействует с профсоюзами, другими общественными объединениями и организациями, благотворительными фондами, движениями и политическими партиями в соответствии с законодательством Российской Федерации и Нижегородской области.
2. Городская Дума содействует органам территориального общественного самоуправления в осуществлении их полномочий и координирует их деятельность. Представители органов территориального общественного самоуправления имеют право присутствовать на заседаниях Городской Думы и участвовать в ее работе в соответствии с Положением о Городской Думе.
Статья 44. Досрочное прекращение полномочий Городской Думы
1. Полномочия Городской Думы прекращаются досрочно:
1) в случае самороспуска при условии, что за самороспуск проголосовало не менее трех четвертей от установленного числа депутатов Городской Думы;
2) по основаниям и в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
3) иных случаях, предусмотренных законом.
2. В случае досрочного прекращения полномочий Городской Думы выборы ее нового состава проводятся в порядке и в сроки, установленные федеральными законами и законами Нижегородской области.
Статья 45. Статус депутата Городской Думы
1. Права, обязанности и ответственность депутата Городской Думы, его основные правовые и социальные гарантии при осуществлении депутатской деятельности определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законом Нижегородской области "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления", иными законами Нижегородской области и настоящим Уставом.
2. Срок полномочий депутата начинается со дня его избрания и прекращается в день начала работы городской Думы нового созыва, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий депутата.
3. Депутату гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его полномочий, защита прав, чести и достоинства.
4. Депутат Городской Думы принимает участие в решении всех вопросов, отнесенных к полномочиям Городской Думы.
5. Депутат на территории города не может быть задержан (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнут обыску по месту жительства или работы, арестован, привлечен к уголовной ответственности без согласия прокурора Нижегородской области.
6. Депутат осуществляет свои полномочия, как правило, без отрыва от производственной или служебной деятельности. По решению городской Думы депутат может работать на постоянной (штатной) основе в порядке, предусмотренном Положением о Городской Думе.
7. Депутату, работающему на неосвобожденной основе для решения вопросов, связанных с депутатской деятельностью в избирательном округе, может предоставляться до трех дней в месяц, которые он берет либо сразу, либо распределяет эти дни в течение месяца. Работодатель обязан предоставить депутату отпуск для участия в работе городской Думы на основании письменного вызова, а для работы в избирательном округе - по письменному уведомлению депутата. Указанный отпуск оплачивается из средств местного бюджета в установленном законом порядке.
8. Депутат получает ежемесячное материальное обеспечение из городского бюджета, устанавливаемое решением городской Думы, для выполнения депутатских обязанностей. По вопросам депутатской деятельности депутат пользуется правом безотлагательного приема должностными лицами органов местного самоуправления, руководителями предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и воинских частей, расположенных на территории города.
9. Органы местного самоуправления, предприятия, организации, учреждения, общественные объединения, выборные или иные должностные лица, к которым обратился депутат по вопросам, связанным с его депутатской деятельностью, обязаны дать депутату ответ на его обращение, или предоставить запрашиваемые им документы и сведения (за исключением конфиденциальных) в установленные законом сроки.
10. Невыполнение должностными лицами законных требований депутата либо создание препятствий в его работе, а равно несоблюдение установленных законом сроков предоставления информации или предоставление заведомо ложной информации влекут административную ответственность в соответствии с законодательством.
11. Депутат
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.