Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 10
Администрация города
Статья 55. Администрация города - исполнительный орган местного самоуправления
Администрация города является исполнительным органом местного самоуправления города и действует под непосредственным руководством мэра города.
Статья 56. Полномочия администрации города
1. Полномочия администрации города как исполнительного органа местного самоуправления устанавливаются законодательством и настоящим Уставом.
2. Полномочия администрации города в сфере обеспечения законности, правопорядка, охраны прав, законных интересов и свобод граждан:
1) обеспечивает исполнение на территории города Конституции Российской Федерации, нормативных правовых актов Российской Федерации, органов государственной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления города и осуществляет контроль за их соблюдением на территории города;
2) обращается в суд с исками к органам государственной власти, предприятиям, учреждениям, организациям, общественным объединениям и гражданам по защите интересов города, прав и свобод граждан;
3) осуществляет в случае стихийных бедствий, экологических катастроф, эпидемий, пожаров, массовых нарушений общественного порядка предусмотренные законодательством Российской Федерации, Нижегородской области, решениями Городской Думы меры, связанные со спасением жизни людей, защитой их здоровья и прав, охраной собственности, поддержанием порядка, а также с обеспечением деятельности предприятий, учреждений, организаций; организует проведение противопожарных мероприятий;
4) организует охрану общественного порядка в городе, оказывает содействие по созданию в городе в соответствии с законодательством Российской Федерации, Нижегородской области, решениями городской Думы специализированных формирований по охране общественного порядка; организует деятельность наблюдательных комиссий по контролю за работой исправительно-трудовых учреждений;
5) принимает предусмотренные законодательством меры, связанные с проведением собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, организаций спортивных, зрелищных и других массовых общественных мероприятий;
6) организует прием населения; рассматривает жалобы, заявления и предложения граждан в пределах своей компетенции;
7) в пределах своих полномочий участвует в административном производстве;
8) обеспечивает запись актов гражданского состояния;
9) проводит мероприятия по мобилизационной подготовке экономики города.
3. Полномочия в сфере экономики, финансов, бюджета, кредита, денежного обращения и ценообразования администрации города:
1) разрабатывает текущие и перспективные программы социально-экономического развития города и обеспечивает их выполнение после утверждения Городской Думой,
2) осуществляет внешнеэкономическую деятельность;
3) разрабатывает и реализует финансовую и инвестиционную политику в городе;
4) разрабатывает и представляет на утверждение городской Думы проекты городского бюджета, прогнозов, планов и программ социально-экономического развития города, организует их исполнение. Исполняет бюджет города, контролирует использование выделенных бюджетных ассигнований, представляет городской Думе на утверждение отчетов об исполнении бюджета;
5) определяет порядок и получает на безвозмездной основе предусмотренные законодательством сведения от предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории города, сведения, необходимые для анализа социально-экономического развития города;
6) разрабатывает предложения к планам и программам, принимаемым органами государственной власти Нижегородской области, затрагивающим интересы города;
7) составляет балансы: финансовых, денежных доходов населения, трудовых ресурсов, земельный и другие, необходимые для управления экономическим и социальным развитием города;
8) определяет социально значимые приоритеты финансовой, налоговой и бюджетной политики города;
9) определяет порядок проведения контроля за состоянием учета и отчетности на предприятиях, учреждениях, организациях, находящихся в муниципальной собственности;
10) контролирует состояние учета и отчетности на предприятиях, в учреждениях и организациях, находящихся в муниципальной собственности, оказывает содействие областному органу государственной статистики, представляет ему и получает от него необходимые статистические данные;
11) утверждает цены и тарифы, скидки и надбавки на продукцию, товары и услуги муниципальных предприятий, учреждений и организаций в установленном порядке;
12) содействует взиманию налогов, сборов и пошлин, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Нижегородской области, решениями Городской Думы;
13) в соответствии с действующим законодательством:
- формирует заемные средства бюджета города;
- организует выпуск городских займов и лотерей;
- предоставляет отсрочки и рассрочки налоговых платежей в городской бюджет в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом.
4. Полномочия в социальной сфере:
1) разрабатывает и осуществляет городские программы развития образования, молодежной политики, здравоохранения, культуры и спорта на территории города и обеспечивает их выполнение после утверждения Городской Думой;
2) по согласованию с Городской Думой создает в установленном порядке муниципальные учреждения образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты, физкультуры и спорта и другие;
3) оказывает содействие учреждениям образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры и физкультурно-спортивным учреждениям в целях обеспечения обслуживания населения в соответствии с установленными социальными нормативами;
4) способствует развитию театрального, музыкального, изобразительного и иных видов искусств, народного творчества, а также оказывает содействие в изучении родного языка малочисленными народами, проживающими на территории города;
5) организует исполнение и контролирует соблюдение законодательства Российской Федерации о национально-культурных правах граждан и их праве пользования родным языком;
6) вносит на рассмотрение и утверждение городской Думы предложения об объявлении находящихся на территории города природных и иных объектов, имеющих историческую, экономическую, культурную и научную ценность, охраняемыми памятниками истории, природы и культуры;
7) контролирует санитарно-эпидемиологическое, радиационное состояние территории города, принимает меры по защите населения от инфекционных заболеваний; в случае угрозы возникновения и распространения эпидемий, инфекционных заболеваний вводит в установленном порядке на территории города особые условия и режим труда, учебы, передвижения и перевозок, направленные на предупреждение распространения и ликвидацию этих эпидемий;
8) осуществляет опеку и попечительство в соответствии с законодательством;
9) разрабатывает программы социальной защиты населения города и организует их исполнение после утверждения Городской Думой;
10) определяет дополнительно к перечню, установленному Правительством Российской Федерации и Нижегородской области, группы товаров народного потребления и услуг, цены на которые подлежат регулированию за счет средств городского бюджета, формирует для этого соответствующие фонды и исполняет утвержденную Думой смету расходов;
11) разрабатывает программы повышения уровня занятости населения и организует их исполнение после утверждения Городской Думой;
12) организует общественные оплачиваемые работы городского значения, определяет условия привлечения к ним граждан, нуждающихся в трудоустройстве;
13) принимает меры по улучшению жилищных и материально-бытовых условий семей, потерявших кормильца, инвалидов и престарелых граждан, нуждающихся в уходе на дому, по устройству нуждающихся граждан в учреждения социальной защиты населения;
14) предоставляет в пределах своих полномочий и за счет средств городского бюджета льготы и преимущества, связанные с охраной материнства и детства, улучшением жизни многодетных семей, обеспечивает устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в детские дома, школы-интернаты и другие учреждения;
15) принимает меры к созданию дополнительных рабочих мест, в том числе для трудоустройства определенных Законодательным Собранием Нижегородской области групп населения, испытывающих сложности в трудоустройстве, на предприятиях, в учреждениях и организациях, находящихся в собственности города, и на договорной основе - на предприятиях, в учреждениях и организациях иных форм собственности;
16) реализует государственную политику в области улучшения условий и охраны труда;
17) создает условия для эффективной работы муниципальных учреждений, организаций и предприятий социальной защиты;
18) организует работу по своевременному и правильному назначению пенсий и пособий, контролирует соблюдение законодательства Российской Федерации и Нижегородской области о предоставлении гражданам льгот и преимуществ;
20) организует работу по трудоустройству, материальному и бытовому обслуживанию инвалидов и пенсионеров, беженцев, переселенцев и других социально незащищенных категорий населения.
5. Полномочия администрация города в области транспорта и связи, энергетики, дорожного и коммунального хозяйства, благоустройства:
1) организует пассажирские перевозки населения на территории города, контролирует работу городского электрического, автомобильного, водного транспорта, городского транспорта пригородного сообщения; руководит транспортными предприятиями и организациями, находящимися в муниципальной собственности, контролирует обслуживание пассажиров на вокзалах, пристанях;
2) создает по решению городской Думы за счет средств города транспортные предприятия, привлекает на договорных началах к транспортному обслуживанию населения предприятия и организации различных форм собственности;
3) обеспечивает развитие на территории города сети городских автомобильных дорог общего пользования, их сохранность, оборудование техническими средствами регулирования дорожного движения и связи, создание условий для автосервиса и отдыха пассажиров;
4) организует за счет средств городского и других бюджетов, областного дорожного фонда и с привлечением на договорных началах средств предприятий и организаций содержание, строительство, реконструкцию и ремонт городских автомобильных дорог, выполняет и выступает заказчиком по выполнению дорожных работ;
5) разрабатывает планы строительства и реконструкции городских автомобильных дорог;
6) способствует развитию систем телефонной связи, радио и телевидения;
7) организует работу по обеспечению населения, учреждений, предприятий и организаций электроэнергией, теплоэнергией, горюче-смазочными материалами, каменным углем, природным и сжиженным газом, другими видами топлива, по строительству газовых сетей, линий электропередач, объектов тепло- и электроснабжения;
8) организует эксплуатацию объектов дорожного хозяйства, осуществляет контроль за надлежащей эксплуатацией объектов дорожного хозяйства;
9) распределяет в установленном порядке муниципальный жилищный фонд, ведет учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставляет им жилые помещения, решает в установленном порядке вопросы продажи квартир и домов, использования нежилых помещений, аренды зданий и сооружений, находящихся в муниципальной собственности, в установленном порядке, выдает ордера на заселение жилой площади, ведет учет граждан, имеющих право на получение жилья, в том числе внеочередное и первоочередное;
10) разрабатывает порядок признания жилых домов и жилых помещений непригодными для проживания;
11) решает вопросы продажи домов и квартир муниципального жилого фонда в установленном порядке;
12) организует благоустройство территории города, привлекает на договорной основе к этой работе предприятия, учреждения, организации, не находящиеся в муниципальной собственности, а также население, осуществляет озеленение, охрану зеленых насаждений и водоемов, создает места отдыха горожан;
13) разрабатывает порядок организации общественных оплачиваемых работ на территории города;
14) способствует созданию мест культурно-массового отдыха:
15) присваивает в установленном порядке наименования улицам и другим частям города, устанавливает нумерацию домов;
16) ведает и обеспечивает надлежащее состояние кладбищ и иных мест захоронения;
17) формирует и исполняет муниципальный заказ на капитальный ремонт муниципального жилищного фонда, объектов коммунального, энергетического, водного хозяйства, бытового обслуживания, пассажирского транспорта;
18) утверждает технические условия на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт инженерных сетей и сооружений в соответствии с генеральным планом развития города, другими нормативными актами.
6. Полномочия по управлению муниципальной собственностью:
1) управляет и распоряжается объектами муниципальной собственности, муниципальными долями в уставном капитале приватизированных предприятий в соответствии с законодательством;
2) закрепляет объекты муниципальной собственности на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за предприятиями, учреждениями и организациями в соответствии с законодательством в установленном Городской Думой порядке;
3) создает муниципальную собственность путем строительства, приобретения объектов собственности за счет средств городского бюджета, а также безвозмездного приема из других форм собственности;
4) определяет условия и порядок деятельности находящихся в муниципальной собственности предприятий, учреждений, утверждает их уставы, в соответствии с установленным порядком назначает и освобождает от должности руководителей муниципальных учреждений, предприятий и устанавливает оплату их труда;
5) организует приватизацию объектов муниципальной собственности в соответствии с действующим законодательством и решениями Городской Думы;
6) разрабатывает нормы платы за природные ресурсы в соответствии с законодательством;
7) распоряжается в соответствии с законодательством средствами городского бюджета;
8) заключает имущественные договоры с физическими и юридическими лицами;
9) решает вопросы использования нежилых помещений, аренды зданий и сооружений, находящихся в муниципальной собственности;
10) ведет учет и реестр объектов муниципальной собственности.
7. Полномочия в области использования земель:
1) предоставляет в установленном порядке, на основании генерального плана города и проектов планировки и застройки земельные участки во владение, пользование, передает в собственность, сдает их в аренду, изымает земельные участки в пределах городской черты, а также из других земель, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством;
2) организует землеустройство, землеотвод, вынос границ участков земли в натуру, дает заключение по плану землеустроительных работ, проводимых на территории города;
3) организует ведение земельного кадастра;
4) планирует использование городских земель;
5) взимает плату за землю;
6) защищает права собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, разрешает в пределах своей компетенции земельные споры;
7) осуществляет контроль за использованием городских земель, за соблюдением норм и правил градостроительной документации;
8) разрабатывает порядок предоставления и изъятия земельных участков.
8. Полномочия в сфере охраны окружающей среды:
1) разрабатывает и выполняет городские программы рационального использования земель, недр, водных и иных природных ресурсов после утверждения Городской Думой;
2) осуществляет контроль за пользованием и охраной вод, лесов, недр, атмосферного воздуха, животного мира на территории города;
3) организует разработку программ и проведение мероприятий по охране окружающей среды, восстановлению природных ресурсов после утверждения Городской Думой;
4) организует контроль за соблюдением природоохранного законодательства.
9. Полномочия в сфере строительства:
1) разрабатывает и утверждает проекты и титульные списки строек, осуществляемых за счет городского бюджета, контролирует их соблюдение;
2) организует за счет городского бюджета и на долевых началах строительство, реконструкцию объектов коммунально-бытового и социально-культурного назначения, имеющих городское значение;
3) выдает застройщикам, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности, разрешения на проектирование и строительство (снос), реконструкцию, расширение зданий и сооружений, ведет контроль за соблюдением проектной документации, приостанавливает строительство, осуществляемое с нарушением утвержденных проектов и правил застройки города, взаимодействует со всеми участниками строительного комплекса;
4) назначает полномочные приемочные комиссии по вводу в эксплуатацию жилых и нежилых помещений, утверждает акты о приемке в эксплуатацию после окончания строительства, реконструкции, художественного оформления объектов любого назначения строительным объемом более 50 квадратных метров, а также принимает участие в приемке в эксплуатацию других законченных объектов, расположенных на территории города;
5) разрабатывает и утверждает необходимые документы на строящиеся объекты, финансируемые за счет средств областного или федерального бюджета.
10. Полномочия в сфере торгового, бытового и иных видов обслуживания:
1) разрабатывает и содействует реализации программ развития торговли, общественного питания, сферы бытовых услуг (потребительского рынка) после утверждения Городской Думой;
2) обеспечивает выполнение функций муниципального заказчика, связанных с реализацией федеральных, областных и городских целевых программ;
3) организует эксплуатацию объектов бытового обслуживания населения, входящих в состав муниципальной собственности, координирует деятельность предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, перерабатывающей промышленности с целью обеспечения населения города потребительскими товарами и услугами;
4) координирует и контролирует обеспечение потребительского рынка социально значимыми продуктами и услугами;
5) координирует и направляет работу инспектирующих служб по торговле и качеству товаров, защите прав потребителей;
6) разрабатывает в пределах своих полномочий документы по организации торговли, общественного питания, службы быта на территории города;
7) осуществляет контроль за ввозом и обеспечением сельскохозяйственной продукцией закрытых учреждений города;
8) осуществляет в соответствии с законодательством лицензирование отдельных видов деятельности и торговли акцизными товарами.
11. Полномочия в сфере агропромышленного комплекса:
1) поддерживает предпринимательскую деятельность в интересах сельских товаропроизводителей и населения города;
2) готовит предложения по созданию организационно-экономических, финансовых и правовых условий функционирования и деятельности предприятий, организаций, учреждений и граждан в пищевой и перерабатывающей промышленности.
12. Полномочия в области информации, информатизации, защиты информации:
1) управляет информационными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности, решает вопросы создания, приобретения, поддержания, использования и оперативного представления потребителю документированной информации;
2) создает и развивает информационные системы и сети, обеспечивает их совместимость и взаимодействие в едином информационном пространстве города;
3) устанавливает в пределах компетенции режим и правила обработки информации, защиты информационных ресурсов и доступа к ним;
4) проводит работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, с Законом о государственной тайне и оказанием услуг в области защиты государственной тайны;
13. Администрация города осуществляет все другие исполнительно-распорядительные полномочия по предметам ведения города, отнесенные законодательством к компетенции исполнительных органов местного самоуправления.
Статья 57. Правовые акты администрации города
1. Администрация города в пределах своих полномочий издает постановления.
2. Постановления администрации и распоряжения мэра города, за исключением правовых актов по вопросам организационного и материально-технического обеспечения деятельности самой администрации, направляются в городскую Думу не позднее чем в трехдневный срок со дня их принятия.
3. Руководители структурных подразделений администрации города, имеющие статус юридического лица, издают приказы. Приказы руководителей структурных подразделений администрации города направляются в городскую Думу по запросу ее Председателя, заместителя Председателя, руководителей комитетов (комиссий), депутатов в трехдневный срок со дня получения запроса.
4. Городская Дума вправе обратиться к мэру города с предложением об отмене или изменении правовых актов администрации города. Такое обращение Городской Думы должно быть рассмотрено мэром города в трехдневный срок с представлением обоснованного ответа. Городская Дума вправе обжаловать правовые акты администрации города в судебном порядке.
5. Нормативные правовые акты администрации города, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина вступают в силу после их официального обнародования (опубликования).
Статья 58. Заместители мэра города
1. Заместители мэра города назначаются мэром города по согласованию с Городской Думой.
2. Распределение обязанностей между заместителями устанавливаются распоряжением мэра города.
3. По вопросам своего ведения заместители мэра города издают распоряжения, обязательные к исполнению соответствующими органами и должностными лицами администрации города.
4. Мэр города вправе поручить своим заместителям осуществление отдельных своих полномочий, как в целях выполнения отдельных поручений, так и без ограничения срока.
5. Не подлежат передаче полномочия мэра города:
1) по назначению на должность руководителей структурных подразделений администрации;
2) по отмене актов руководителей структурных подразделений, по заключению договоров с другими органами местного самоуправления, органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственного управления, зарубежными партнерами.
Не подлежит передаче право первого распорядителя кредитов.
Статья 59. Порядок согласования заместителей мэра города и руководителей структурных подразделений
1. В течение одного месяца со дня освобождения должности заместителя мэра города или руководителя структурного подразделения, указанного в пп.21 п.3 ст.38 настоящего Устава, мэр вносит на рассмотрение городской Думы кандидатуру на указанную должность в порядке, установленном статьей 38 настоящего Устава.
2. В случае отклонения кандидатуры, предложенной мэром города, мэр вправе не позднее двух недель со дня отклонения повторно внести эту же кандидатуру на рассмотрение Городской Думы.
3. После двукратного отклонения Думой представленной кандидатуры мэр предлагает других кандидатов на указанную должность в порядке, установленном Положением о Городской Думе.
4. Порядок согласования заместителей мэра города и руководителей структурных подразделений определяется Положением о Городской Думе.
5. Исполнение обязанностей по вакантной должности не может превышать трех месяцев.
Статья 60. Структурные подразделения администрации
1. Структурными подразделениями администрации города являются самостоятельные управления, комитеты, отделы, комиссии, секторы, а также территориальные (структурные) подразделения администрации (далее - структурные подразделения) города, обладающие полномочиями, предусмотренными законодательством о местном самоуправлении, а также настоящим Уставом, и осуществляющие исполнительную и распорядительную деятельность в определенной сфере управления городом. Структурные подразделения финансируются из средств городского бюджета.
2. Структурные подразделения могут наделяться правами юридического лица, иметь смету расходов, открывать счета в банках. Имущество органов администрации города закрепляется за ними на правах оперативного управления в установленном порядке.
3. Структурные подразделения возглавляются руководителями этих структурных подразделений.
4. В качестве совещательных органов при руководителях структурных подразделений могут создаваться коллегии или консультативные общественные советы. Их рекомендации, в случае необходимости, оформляются приказами соответствующих руководителей. Полномочия и порядок деятельности таких органов определяются в Положениях о структурных подразделениях или отдельными актами, которые утверждаются руководителями структурных подразделений по согласованию с мэром города.
5. Структурные подразделения самостоятельно решают вопросы управления, отнесенные к их ведению, руководят подчиненными им предприятиями, организациями и учреждениями при строгом соблюдении гарантий самостоятельности этих предприятий, учреждений и организаций, установленных законодательством.
Структурные подразделения не вправе принимать акты, ограничивающие права и свободы граждан и их объединений.
6. Структурные подразделения осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность, направленную на исполнение законов, указов Президента, актов Правительства Российской Федерации, актов других органов государственной власти, принятых в пределах их компетенции, правовых актов Городской Думы, актов мэра города.
По вопросам, отнесенным к ведению соответствующих вышестоящих органов и должностных лиц, структурные подразделения подконтрольны соответствующим вышестоящим органам и должностным лицам.
7. Акты структурных подразделений, противоречащие законодательству, решениям Городской Думы, постановлениям и распоряжениям мэра города, могут быть отменены мэром города или признаны недействительными по решению суда.
8. Должностные инструкции для сотрудников структурных подразделений утверждаются руководителем структурных подразделений в соответствии с Положением об администрации города.
9. Функции и полномочия структурных подразделений, а также организация и порядок их деятельности определяются Положениями об этих структурных подразделений, утверждаемых мэром города.
Статья 61. Поселковые администрации в структуре администрации города
1. Поселковые администрации являются территориальными подразделениями администрации города и осуществляют исполнительно-распорядительные функции в пределах своих полномочий.
2. Поселковая администрация имеет следующие полномочия:
1) разрабатывает планы и программы развития поселка, осуществляет их исполнение;
2) управляет поселковым жилищным фондом, коммунально-бытовыми службами, службами благоустройства и озеленения, учреждениями образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физкультурно-спортивными объектами;
3) разрабатывает и исполняет смету затрат, утверждаемую в составе бюджета города;
4) согласовывает планы застройки поселка;
5) осуществляет контроль за использованием земель в поселке, состоянием застройки и благоустройства;
6) оказывает помощь гражданам, нуждающимся в социальной защите;
7) отвечает за содержание объектов ЖКХ, расположенных в поселке;
8) осуществляет иные исполнительно-распорядительные полномочия, предусмотренные Положением об администрации города.
3. Глава поселковой администрации назначается мэром города.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.