Постановление городской Думы г.Дзержинска
Нижегородской области
от 31 октября 2002 г. N 350
"О внесении изменений и дополнений в Положение о городской Думе"
В соответствии со ст. 36 Устава города Дзержинска, городская Дума постановляет:
1. Внести изменения и дополнения в Положение о городской Думе, утвердив его в новой редакции согласно приложению.
2. Опубликовать настоящее постановление в газете "Дзержинец".
3. Настоящее постановление вступает в силу с момента его подписания.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на комитет городской Думы по правам человека, местному самоуправлению, правопорядку, связям со СМИ и общественными организациями.
Председатель городской Думы |
Мэр города Дзержинска |
Положение
о городской Думе города Дзержинска
(утв. постановлением городской Думы от 31 октября 2002 г. N 350)
Настоящее Положение принято в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом РФ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Нижегородской области "Об организации местного самоуправления в Нижегородской области, Законом Нижегородской области "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления", Уставом Нижегородской области, Уставом города Дзержинска и определяет правовой статус, функции, организационные, финансовые основы и порядок деятельности городской Думы, ее постоянных комитетов, временных комиссий и депутатов.
Глава 1
Общие положения
Статья 1. Правовой статус городской Думы
1. Городская Дума (далее по тексту "Дума") - постоянно действующий выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени нормативно-правовые акты, действующие на территории города, а также выступать от лица всего населения города в отношениях с другими органами местного самоуправления, органами государственной власти и иными органами.
2. Дума избирается сроком на 4 года в порядке, установленном действующим законодательством.
3. Дума осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственной власти Нижегородской области, Уставом города Дзержинска и настоящим Положением.
4. Дума является юридическим лицом, имеет расчетный счет и печать.
5. Дума рассматривает вопросы, отнесенные к ее ведению статьей 38 Устава города.
Статья 2. Утверждение структуры администрации города
1. Структура администрации города и изменения к ней определяются мэром города и выносится на утверждение городской Думы.
2. Процедура утверждения структуры администрации города:
1) Письменное заявление мэра города на имя Председателя городской Думы о включении в повестку дня вопроса об утверждении структуры администрации города.
2) Включение указанного вопроса в повестку дня очередного заседания Думы.
3) Информация мэра города по внесенному вопросу и ответы на вопросы депутатов. Прения по обсуждаемому вопросу.
4) Голосование в соответствии с настоящим Положением.
5) Принятие постановления об утверждении структуры администрации города.
Статья 3. Согласование назначения на должности заместителей мэра города и руководителей структурных подразделений администрации города и начальника милиции общественной безопасности
1. В соответствии с подпунктом 20 пункта 3 статьи 38 Устава города на заседании Думы проводится согласование назначения заместителей мэра, руководителей структурных подразделений администрации по управлению финансами, муниципальным имуществом и начальника милиции общественной безопасности.
2. Процедура согласования назначения на должность:
1) Письменное заявление мэра города о включении в повестку дня вопроса о назначении на должность лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, которое направляется на имя Председателя городской Думы в течение одного месяца со дня освобождения от должности лиц, указанных в пункте настоящей статьи.
2) Включение указанного вопроса в повестку дня очередного заседания Думы.
3) Представление мэром города кандидатов на должности на заседании Думы.
4) Заслушивание кандидатов и ответы на вопросы депутатов.
5) Прения по обсуждаемому вопросу.
6) Голосование в соответствии с настоящим Положением.
7) Принятие постановления об утверждении на должность кандидата.
3. В случае отклонения кандидатур, предложенных мэром города, мэр вправе не позднее двух недель со дня отклонения повторно внести на заседание Думы отклоненные кандидатуры.
4. После двукратного отклонения Думой представленных кандидатур мэр предлагает других кандидатов на указанные должности в порядке, установленном настоящей статьей.
Статья 4. Порядок направления представления мэру города о несоответствии занимаемой должности должностных лиц администрации города
1. Городская Дума при наличии оснований вправе направить мэру города представление о несоответствии занимаемой должности должностного лица администрации города.
2. Представление направляется по решению большинства от числа присутствующих депутатов, с указанием причин, которые послужили основанием для принятия данного представления.
3. Мэр города не позднее чем в двухнедельный срок обязан дать письменный мотивированный ответ на представление городской Думы.
Глава 2
Состав и структура городской Думы
Статья 5. Состав Думы
1. Дума состоит из 24 депутатов, избранных населением города Дзержинска на основе всеобщего прямого равного избирательного права при тайном голосовании.
2. На срок своих полномочий Дума избирает Председателя, заместителя Председателя и председателей постоянных комитетов.
3. Городская Дума образует комитеты и комиссии. Дума может создавать из числа депутатов временные комиссии по любым вопросам своей деятельности.
4. Депутаты вправе создавать депутатские объединения (депутатские фракции и депутатские группы).
5. Для организационного, правового, материально-технического обеспечения своей деятельности Дума образует аппарат, действующий на постоянной основе.
Глава 3
Председатель городской Думы
Статья 6. Избрание Председателя городской Думы
1. Председатель избирается из числа депутатов тайным голосованием большинством голосов от общего установленного числа депутатов, как правило на первом заседании Думы, но не позднее двух месяцев с момента избрания нового состава городской Думы. Председатель исполняет свои обязанности до начала работы Думы нового состава.
2. Порядок избрания Председателя Думы:
1) Кандидатуры на должность Председателя Думы могут предлагаться депутатами, депутатскими объединениями, а также в порядке самовыдвижения. Каждый выдвинутый кандидат вправе в любое время, до внесения кандидатуры в бюллетень для голосования, взять самоотвод, который не ставится на голосование.
2) Каждому кандидату на должность Председателя предоставляется право для выступления до 10 минут. После выступления всех кандидатов и ответов на вопросы проводится обсуждение кандидатур, в котором может принять участие каждый депутат (до 5 минут). После обсуждения кандидатур, каждый из претендентов может взять слово для справок (до 2 минут).
3) Депутаты Думы имеют право задавать вопросы кандидату, высказывать свое мнение по представленной им программе, агитировать "за" или "против" выдвинутой кандидатуры.
4) Обсуждение кандидатур прекращается по решению Думы, принятому простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов.
5) Для проведения тайного голосования по избранию Председателя, Дума избирает счетную комиссию, которая устанавливает время и порядок его проведения. Комиссия выдает под роспись каждому депутату один бюллетень для тайного голосования. Избирательный бюллетень содержит в алфавитном порядке фамилии, имена, отчества всех выдвинутых кандидатов. Справа, напротив фамилии кандидата, помещается пустой квадрат. В конце перечня кандидатов помещается строка "Против всех кандидатов".
Заполнение бюллетеней проводится в кабине или специальной комнате для тайного голосования. В избирательном бюллетене депутат ставит любой знак в пустом квадрате против фамилии того кандидата, за которого он голосует, либо справа от строки "Против всех депутатов". Недействительными считаются бюллетени не установленного образца и те, в которых оставлено более одной кандидатуры.
6) По результатам тайного голосования счетная комиссия составляет протокол, который подписывается всеми членами счетной комиссии. По докладу счетной комиссии Дума открытым голосованием принимает решение об утверждении результатов тайного голосования большинством голосов от общего установленного числа депутатов.
7) Избранным на должность Председателя Думы считается кандидат, получивший в результате тайного голосования более половины голосов от общего установленного числа депутатов. Об избрании Председателя Думы принимается решение. Если на должность Председателя Думы было выдвинуто более двух кандидатов и ни один из них не набрал требуемого для избрания числа голосов, то проводится повторное голосование по двум кандидатурам, получившим наибольшее число голосов.
8) Если при голосовании по двум кандидатурам ни одна из них не набрала больше половины голосов от общего установленного числа депутатов Думы, то проводятся повторные выборы с выдвижением кандидатов, в том числе из числа депутатов, уже выдвигавшихся на должность Председателя Думы.
Статья 7. Полномочия Председателя Думы
1. Председатель возглавляет городскую Думу и осуществляет свою деятельность на постоянной (штатной) основе в течение срока полномочий городской Думы.
2. Председатель городской Думы возглавляет и организует работу городской Думы в соответствии с Положением о городской Думе.
3. Председатель городской Думы имеет следующие полномочия:
1) представляет городскую Думу в отношениях с гражданами, органами и должностными лицами государственной власти Российской Федерации, Нижегородской области и иных субъектов Российской Федерации, органами и должностными лицами местного самоуправления города и других муниципальных образований, учреждениями, предприятиями, организациями, общественными объединениями, зарубежными партнерами, заключает соответствующие договоры, совершает иные сделки в пределах своих полномочий;
2) осуществляет руководство по подготовке заседаний городской Думы и вопросов, вносимых на ее рассмотрение, созывает заседания Думы, доводит до сведения депутатов и населения время и место их проведения;
3) осуществляет организационное обеспечение деятельности депутатов и городской Думы в целом, созывает и ведет ее заседания;
4) подписывает принимаемые городской Думой правовые акты;
5) руководит работой аппарата городской Думы на принципах единоначалия, осуществляет в соответствии с законодательством прием и увольнение его работников;
6) открывает и закрывает расчетные (текущие) счета городской Думы и является распорядителем по этим счетам;
7) является распорядителем кредитов по расходам, предусмотренным в городском бюджете на обеспечение работы Думы;
8) от имени Думы подписывает документы (в том числе исковые заявления, доверенности и т.п.), направляемые в судебные органы, в случаях, предусмотренных законодательством;
9) обеспечивает гласность в работе Думы;
10) проводит прием граждан, рассматривает их обращения, заявления и жалобы;
11) утверждает штатное расписание городской Думы;
12) утверждает должностные инструкции работников аппарата городской Думы;
13) утверждает правила внутреннего трудового распорядка городской Думы;
14) утверждает Положения о структурных подразделениях городской Думы;
15) дает поручения комитетам и комиссиям городской Думы и координирует их деятельность;
16) осуществляет другие полномочия, предусмотренные действующим законодательством, Уставом города, настоящим Положением и решениями городской Думы.
4. Председатель городской Думы в пределах своих полномочий издает распоряжения.
Статья 8. Прекращение полномочий Председателя Думы и его заместителя
1. Председатель Думы может быть освобожден от должности до истечения срока его полномочий.
2. Вопрос о досрочном освобождении от должности Председателя Думы включается в повестку дня ближайшего заседания в случаях, предусмотренных статьями 44, 46 и 50 Устава города. Вопрос о недоверии Председателю Думы выносится на заседание Думы по требованию не менее одной трети от общего установленного числа депутатов.
3. При рассмотрении вопроса о досрочном освобождении от должности Председателя Думы ему предоставляется слово для выступления.
4. Решение об освобождении от должности Председателя Думы принимается Думой тайным голосованием двумя третями голосов от общего установленного числа депутатов.
5. В случае досрочного освобождения от должности Председателя Думы, избрание Председателя Думы проводится не позднее месяца со дня его освобождения от должности в порядке, установленном статьей 6 настоящего Положения.
6. Положения настоящей статьи распространяются и на досрочное прекращение полномочий заместителя Председателя городской Думы.
Статья 9. Заместитель Председателя Думы
1. Заместитель председателя городской Думы избирается из числа депутатов Думы тайным голосованием в порядке, установленном для избрания Председателя Думы.
2. Кандидатуры на должность заместителя Председателя городской Думы могут предлагаться Председателем городской Думы, депутатами, депутатскими объединениями, а также в порядке самовыдвижения. Избранным на должность заместителя председателя городской Думы считается кандидат, набравший более половины голосов от установленного числа депутатов.
3. По решению городской Думы заместитель Председателя городской Думы может быть одновременно председателем комитета.
Статья 10. Полномочия заместителя Председателя Думы
1. Заместитель Председателя городской Думы осуществляет свою деятельность в течение срока полномочий городской Думы в соответствии с распределением обязанностей между Председателем городской Думы и его заместителем, а также выполняет обязанности Председателя городской Думы в его отсутствие.
2. Распределение обязанностей осуществляется распоряжением Председателя городской Думы.
Глава 4
Комитеты, комиссии и депутатские объединения
Статья 11. Комитеты Думы
1. Дума избирает из числа депутатов на срок своих полномочий постоянные комитеты (далее комитеты) для подготовки и предварительного рассмотрения вопросов, относящихся к ведению Думы, а также для содействия проведению в жизнь ее решений и постановлений, осуществления контроля в пределах компетенции Думы за деятельностью администрации города.
2. Комитеты образуются, как правило, на первом заседании Думы. Их перечень определяется решением Думы. В течение срока своих полномочий Дума может создавать новые комитеты и вносить изменения в перечень действующих комитетов.
3. Полномочия комитетов Думы:
1) участвуют в разработке проектов планов и программ социально-экономического развития города, бюджета города, вносят по ним свои замечания и предложения;
2) готовят по поручению Думы, Председателя Думы или собственной инициативе вопросы для рассмотрения на заседаниях Думы, отнесенные к их ведению, а также проекты нормативных правовых актов по ним;
3) контролируют в пределах своей компетенции выполнение правовых актов Думы администрацией города, предприятиями, учреждениями, организациями и общественными объединениями на территории города, независимо от их подчиненности и форм собственности, заслушивают по этим вопросам соответствующих руководителей;
4) обращаются с предложениями в Думу или к Председателю Думы о внесении на обсуждение населением вопросов местного значения;
5) осуществляет иные функции, которые могут быть возложены на них Уставом города или настоящим Положением.
4. Для реализации указанных полномочий комитеты вправе потребовать:
1) присутствия на своих заседаниях заместителей мэра города, руководителей структурных подразделений администрации города для сообщений, ответов на запросы и обращения депутатов, предоставление информации по вопросам, относящимся к ведению комитетов и Думы;
2) предоставления названными руководителями и руководителями иных, расположенных и действующих на территории города организаций, в указанные сроки необходимых сведений по вопросам, относящимся к ведению комитетов и Думы;
3) для принятия решения по существу вопроса проводить консультации с другими комитетами и предлагать им рассматривать вопросы, имеющие совместную компетенцию.
5. Комитеты осуществляют свои полномочия путем принятия решений, заключений, рекомендаций (далее решения). Решения комитетов по предметам их ведения подлежат обязательному рассмотрению соответствующими органами и должностными лицами. О результатах рассмотрения указанных актов и о принятых мерах должно быть сообщено в комитет не позднее одного месяца.
6. В составе комитета должно быть не менее 3-х депутатов. Персональный состав комитетов определяется решением Думы. В состав комитетов не может входить Председатель Думы. Депутат может работать не более чем в 2-х комитетах.
7. Члены комитета избирают из своего состава председателя комитета, заместителя председателя. Председатель комитета утверждается на заседании Думы большинством голосов от общего установленного числа депутатов. В случае двукратного неутверждения Думой избранного комитетом председателя, комитет избирает из своего состава другого председателя и представляет на утверждение Думе. Комитет вправе переизбирать председателя комитета по его личной просьбе или по решению двух третей членов комитета. Процедура избрания председателя комитета, изложенная в настоящем пункте не распространяется на те комитеты, где председатель комитета является заместителем Председателя городской Думы.
8. Председатель комитета:
1) организует работу комитета;
2) созывает, ведет заседания комитета, обеспечивает их надлежащую подготовку, дает поручения членам комитета;
3) представляет проекты решений, заключения и предложения, подготовленные комитетом Думе;
4) представляет комитет в отношениях с Думой, администрацией города, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами города;
5) организует делопроизводство комитета;
6) выполняет другие полномочия, определенные Уставом города и другими нормативными правовыми актами Думы.
9. Заместитель председателя комитета исполняет обязанности председателя в случае его отсутствия.
10. Комитеты разрабатывают план работы на полугодие, который содержит перечень подлежащих рассмотрению вопросов и сроки их рассмотрения.
11. Заседания комитетов проводятся по мере необходимости, но не реже 1-го раза в месяц. Заседания комитетов являются, как правило, открытыми. По решению комитета могут проводится закрытые и выездные заседания. На заседаниях комитета ведется протокол.
12. Заседания комитетов правомочны, если на них присутствуют более половины членов комитета. Депутаты, не являющиеся членами комитета, вправе участвовать в его работе с правом совещательного голоса. Депутат по решению Думы может быть выведен из состава комитета за систематическое неучастие в его работе (пропуск 3-х заседаний комитета подряд без уважительной причины).
13. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство членов комитета от числа присутствующих на заседании. Члены комитета, имеющие особое мнение по обсуждаемому вопросу, вправе отразить его в протоколе и выступить с его обоснованием на заседании Думы. Решения комитетов по вопросам повестки дня заседания Думы доводятся до сведения депутатов.
14. Комитеты ответственны перед Думой и подотчетны ей. Каждый комитет отчитывается о своей работе не реже одного раза в год на заседаниях Думы.
15. Правовую, информационную, методическую и организационно-техническую помощь в работе комитетов осуществляют юридический и организационный отделы Думы.
16. Конкретные полномочия каждого комитета, предметы их ведения определяются положением о соответствующем комитете, утвержденным Думой.
Статья 12. Мандатная комиссия
1. На первом заседании Думы избирается мандатная комиссия. Количественный и персональный состав комиссии определяется решением Думы.
2. Мандатная комиссия осуществляет следующие функции:
1) проверяет полномочия депутатов и представляет на рассмотрение Думы предложения о признании их полномочий, а в случае нарушения законодательства о выборах - о признании выборов отдельных депутатов недействительными;
2) подготавливает заключения по вопросам, связанным с неприкосновенностью депутата и другими гарантиями депутатской деятельности, отзыву депутата избирателями, а также досрочному прекращению полномочий депутата по основаниям, определенным Уставом города;
3) подготавливает и вносит на рассмотрение Думы предложения по вопросам проведения выборов депутатов вместо выбывших.
Статья 13. Временные комиссии
1. Дума для решения отдельных вопросов может образовывать временные комиссии. Задачи, численность и срок полномочий временных комиссий определяются Думой при их образовании.
2. Временная комиссия в своей работе руководствуется нормами, установленными главой настоящего Положения.
Статья 14. Совместные заседания
1. При необходимости постоянные комитеты могут проводить совместные заседания. На совместном заседании определяются порядок дальнейшей работы над проектами постановлений (решений), иными вопросами, находящимися в ведении Думы; одобряются, направляются на доработку или выносятся отрицательные заключения по проектам документов. Одобрение документа на совместном заседании является основанием для внесения его на рассмотрение Думы.
2. Совместные заседания комитетов проводятся, как правило, под председательством Председателя Думы или заместителя Председателя Думы. Председательствующий на совместном заседании комитета имеет право решающего голоса.
3. Совместное заседание правомочно, если на нем присутствует большинство членов каждого комитета.
4. Решения на совместных заседаниях принимаются большинством голосов от общего числа участвующих в заседании и подписываются председательствующим и председателями комитетов, участвующих в заседании.
Статья 15. Участие специалистов и экспертов в работе комитетов
Для решения и подготовки вопросов комитеты и временные комиссии могут привлекать на договорной основе специалистов, экспертов. Привлеченные для работы специалисты могут участвовать в заседаниях постоянных комитетов.
Статья 16. Депутатские объединения
1. Депутаты городской Думы имеют право образовывать добровольные депутатские объединения - фракции, депутатские группы и другие объединения на основе свободного волеизъявления.
2. Депутатские объединения обладают равными правами, определенными настоящим Положением.
3. Депутатское объединение, сформированное на основе избирательного объединения, а также из депутатов, избранных по одномандатным избирательным округам и пожелавших участвовать в работе данного депутатского объединения, именуется фракцией и подлежит регистрации независимо от числа ее членов.
4. Депутаты Думы, не вошедшие во фракции, вправе образовывать территориальные и иные депутатские группы. В состав территориальных депутатских групп, как правило, входят депутаты избирательных округов, расположенных в одном районе города.
5. Депутаты, не вошедшие ни в одно из депутатских объединений при их регистрации либо выбывшие из депутатских объединений, в дальнейшим могут войти в любое из них при согласии депутатского объединения.
6. Депутатские объединения могут быть постоянные и временные. Постоянные депутатские объединения численностью не менее 3-х депутатов подлежат регистрации решениями Думы. Временные депутатские объединения регистрации не подлежат и образуются сбором подписей членов объединения под заявлением, обращением, предложением, требованием.
7. Для регистрации постоянного депутатского объединения Председатель Думы уведомляется письменно. В уведомлении приводятся данные о членах объединения, его названии, целях и задачах деятельности, называются лица, уполномоченные выступать от имени объединения. На ближайшем заседании Думы депутатское объединение регистрируется ее решением.
8. Депутат Думы не может быть членом более одного депутатского объединения.
9. Внутренняя деятельность депутатского объединения организуется им самостоятельно.
10. Депутатские объединения информируют Председателя Думы о своих решениях.
11. Депутат может быть исключен из числа членов депутатского объединения простым большинством голосов.
Статья 17. Полномочия депутатских объединений
Депутатские объединения, зарегистрированные в установленном порядке, имеют право:
1) Предварительно обсуждать кандидатуры для избрания их в качестве руководителей Думы или ее органов, представлять по этому поводу от имени объединения свое заключение.
2) Требовать по вопросам повестки дня слово для доклада, содоклада или выступления. Настаивать на предоставлении слова от имени объединения, при этом от имени объединения выступает уполномоченное лицо.
3) Распространять среди депутатов через организационный отдел подготовленные материалы и документы, вправе публиковать за собственный счет свои программы, не противоречащие законодательству.
4) Участвовать в разработке проектов, планов и программ экономического и социального развития, бюджета, решений Думы по другим вопросам, вносить по ним свои замечания и предложения.
5) Подготавливать по собственной инициативе вопросы, относящиеся к сфере деятельности постоянных комитетов Думы, готовить проекты решений по ним, давать заключения по постановлениям администрации города, вносить по ним свои предложения.
6) Обращаться с предложениями в Думу или ее Председателю о внесении на обсуждение населением города вопросов местного значения.
7) По решению городской Думы или по собственной инициативе проводить публичные слушания по вопросам, представляющим общественный интерес.
Статья 18. Участие депутатских объединений (фракций и групп) в заседаниях городской Думы
1. Депутаты, входящие в депутатские объединения, могут размещаться в зале заседания городской Думы отдельно и компактно.
2. На заседаниях Думы депутатское объединение представляет уполномоченное лицо, которое вправе от имени депутатского объединения требовать включения либо исключения вопроса из повестки дня, требовать слова по вопросам повестки дня для доклада, содоклада или выступления, участвовать в прениях по обсуждаемому вопросу, вносить поправки к принятому за основу или в первом чтении проекту, выступать по мотивам голосования.
3. Уполномоченное лицо может вносить на рассмотрения Думы проекты правовых актов, разработанные депутатским объединением. Проекты правовых актов должны отвечать требованиям, установленным настоящим Положением.
4. По вопросам, затрагивающим компетенцию профильных комитетов Думы, проект предварительно должен быть рассмотрен на заседании соответствующего комитета. По результатам рассмотрения проекта правового акта комитетом может быть осуществлена его доработка.
5. Доработанный проект визируется председателем профильного комитета и предается уполномоченным лицом депутатского объединения для заключения в юридический отдел Думы, который обязан дать его не позже, чем в пятидневный срок с момента представления или в иной согласованный срок.
6. Проект правового акта, завизированный должностным лицом юридического отдела либо с его заключениям, рассматривается Председателем Думы и по его указанию включается в проект повестки дня очередного заседания Думы.
Глава 5
Заседания Думы
Статья 19. Общие положения
1. Основной формой работы Думы являются ее заседания. Заседание Думы правомочно, если на нем присутствуют не менее двух третей от общего установленного числа депутатов.
2. Вопросы, выносимые на заседание городской Думы, подлежат обязательному предварительному рассмотрению на заседаниях профильных комитетов. В отдельных случаях, по решению Председателя городской Думы и председателя профильного комитета, на заседание может выноситься вопрос без его предварительного рассмотрения на комитете.
3. Заседания Думы являются, как правило, открытыми, могут быть очередными и внеочередными и проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. По решению Думы может быть проведено закрытое заседание, как в целом, так и его части.
4. Первое заседание проводится не позднее трех недель с момента избрания Думы при наличии не менее двух третей от общего установленного числа депутатов, открывается председателем городской территориальной избирательной комиссии. До избрания Председателя городской Думы ее заседания ведет старейший по возрасту депутат.
5. Очередные заседания Думы созываются ее Председателем и могут продолжаться до трех дней с общей повесткой дня.
6. Внеочередные заседания созываются по инициативе Председателя Думы, мэра города или не менее одной трети от общего установленного числа депутатов Думы. В последних двух случаях на имя Председателя Думы подается письменное заявление, подписанное мэром или депутатами с перечнем предлагаемых к рассмотрению вопросов.
7. По предложению Председателя Думы и ее постоянных комитетов могут проводиться выездные заседания Думы.
8. Для предварительного обсуждения вопросов повестки дня, выявления и согласования мнений депутатов могут проводиться рабочие заседания городской Думы, на которых не принимаются какие-либо решения и не применяются нормы Положения о городской Думе. Рабочие заседания могут быть закрытыми.
9. План работы Думы формируется на полугодие и утверждается на первом заседании каждого полугодия, как правило, в январе и июле текущего года.
10. На заседаниях Думы вправе присутствовать мэр города и прокурор города с правом совещательного голоса. При необходимости на заседание Думы Председателем приглашаются представители органов государственной власти, администрации города, депутаты иных органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, представители органов территориального общественного самоуправления, а также иные лица.
11. Приглашенные лица извещаются Председателем Думы о времени и месте проведения заседания, перечне вносимых на его рассмотрение вопросов, а также цели их приглашения. Приглашенным лицам не позднее чем за три дня до заседания рассылаются материалы по вопросу, для обсуждения которого они приглашены.
12. Регистрация приглашенных лиц начинается за 30 минут до начала заседания.
13. Основными формами участия лица, приглашенного для участия в заседании, является доклад, содоклад, справка, ответ на вопрос, разъяснение.
14. Приглашенное лицо выступает на заседании после предоставления ему слова председательствующим, продолжительность выступления определяется пунктом 2 статьи 21 настоящего положения.
15. На заседании Думы могут присутствовать граждане и представители средств массовой информации.
16. Присутвующие лица не имеют права вмешиваться в работу Думы, обязаны воздерживаться от проявления одобрения или неодобрения, соблюдать порядок и подчиняться распоряжениям председательствующего на заседании.
Статья 20. Подготовка к заседаниям
1. О времени и месте проведения заседания и перечне выносимых на его рассмотрение вопросов Председатель Думы сообщает депутатам при созыве очередного заседания не позднее, чем за неделю до начала заседания, при созыве внеочередного заседания - не позднее чем за три дня до его начала.
2. Информационные сообщения о предстоящих очередных заседаниях Думы публикуются в средствах массовой информации.
3. Материалы, подготовленные к заседанию Думы, рассылаются депутатам, мэру города, прокурору города не позднее чем за 3 дня до заседания. Нормативные материалы, разосланные депутатам менее чем за 3 дня, на заседаниях Думы, как правило, не рассматриваются. Анонимные материалы на рассмотрение Думы не выносятся и не рассматриваются.
4. Размножение материалов для заседаний Думы, иных материалов, необходимых депутату в его работе, осуществляется при наличии визы Председателя Думы, а в случае его отсутствия Заместителя Председателя Думы.
Статья 21. Регламент заседаний
1. Регистрация депутатов Думы начинается за 30 минут до открытия заседания.
2. Время для докладов предоставляется, как правило, в пределах до 20 минут, для содокладов - в пределах 10 минут. Время для выступления в прениях - 5 минут в первый раз, до 3 минут - во второй раз, время для выступлений по порядку ведения заседания, мотивам голосования и для справок - до 2 минут. Перерывы объявляются председательствующим через каждые 1,5 часа работы.
3. Продолжительность заседаний и перерывов в них определяется Думой в каждом конкретном случае, исходя из принятой повестки дня.
Статья 22. Полномочия председательствующего
1. Председательствует на заседаниях Председатель Думы, а при его отсутствии заместитель Председателя Думы либо старейший по возрасту депутат.
2. Председательствующий на заседании обязан:
1) соблюдать настоящее Положение;
2) обеспечивать права депутатов;
3) поддерживать порядок в зале заседаний;
4) фиксировать все поступившие предложения и ставить их на голосование, по результатам голосования сообщать: принято или не принято предложение, правовой акт, поставленные на голосование;
5) заслушивать (зачитывать) и ставить на голосование вне очереди предложения депутатов по порядку ведения заседания;
6) проявлять уважительное отношение к депутатам, воздерживаться от замечаний, оценок и комментариев по предложениям и выступлениям депутатов.
3. Председательствующий имеет право:
1) лишать выступающего слова, если он: нарушает настоящее Положение, выступает не по повестке дня, допускает оскорбительные выражения;
2) обращаться за справками к депутатам и должностным лицам;
3) приостанавливать незапланированные дебаты от микрофонов с мест или в зале заседаний;
4) призывать депутата к порядку.
Статья 23. Порядок рассмотрения вопросов
1. Основными элементами процедуры рассмотрения вопросов на заседаниях являются:
1) включение вопроса в повестку дня;
2) доведение проектов документов до сведения депутатов;
3) доклад, содоклад;
4) вопросы докладчику (содокладчику) и ответы на вопросы;
5) прения по обсуждаемому вопросу;
6) выступления по мотивам голосования и принятие проекта за основу или в первом чтении;
7) внесение поправок к принятому за основу проекту или в первом чтении;
8) выступления по мотивам голосования и принятие документа в целом.
2. Дума вправе изменить очередность рассмотрения вопросов повестки дня и очередность выступлений по обсуждаемому вопросу, принять решение о рассмотрении правового акта в двух чтениях.
3. Право на внеочередное выступление без предварительной записи имеют Председатель Думы, мэр города и прокурор города.
4. Порядок рассмотрения вопросов повестки дня, переход к рассмотрению очередного вопроса или возврат к одному из предыдущих, но не решенных вопросов, осуществляется простым большинством голосов или без голосования председательствующим, при отсутствии возражений.
5. По всем вопросам повестки дня (кроме вопроса "Разное") прения открываются в обязательном порядке.
6. Выступления депутатов на заседании должны отвечать следующим требованиям:
1) депутат выступает на заседании после предоставления ему слова председательствующим;
2) председательствующий на заседании предоставляет слово для участия в прениях в порядке поступления заявлений;
3) слово по порядку ведения заседания, по мотивам голосования, для справки, ответа на вопрос и разъяснения предоставляется председательствующим вне очереди;
4) справки по обсуждаемому вопросу, представленные в письменном виде, зачитываются председательствующим немедленно;
5) Председатель, заместитель Председателя, мэр города, председатели комитетов, а в их отсутствие их заместители, уполномоченные лица депутатских объединений, имеют право взять слово в любое время, но не более чем на 5 минут. Увеличение времени для указанных выступающих допускается только с согласия большинства присутствующих депутатов;
6) слово для выступлений по порядку ведения, по порядку голосования предоставляется всем депутатам, желающим выступить;
7) в случае использования слова по порядку ведения или по порядку голосования не по назначению, председательствующий может поставить на голосование вопрос о лишении такого права;
8) по просьбе депутата в конце каждого заседания председательствующий представляет слово для ответа, сообщения, заявления и справки.
7. Правовые акты Думы принимаются в рамках вопроса, включенного в повестку дня.
8. Обсуждение вопросов на заседании Думы должно сводится к внесению и обоснованию конкретных предложений по рассматриваемому проекту правового акта.
9. После окончания прений докладчик выступает с заключительным словом, и на голосование ставится вопрос о принятии проекта правового акта за основу. Принятие проекта за основу означает, что данный текст будет дорабатываться путем внесения в него поправок. Докладчик вправе, по итогам прений, внести в проект изменения до его принятия за основу и сообщить о них Думе до голосования. В этом случае за основу принимается проект с поправками, с которыми согласен докладчик.
10. При отклонении проекта Дума дает поручения, связанные с подготовкой нового проекта.
11. В случае принятия проекта правового акта в первом чтении, городская Дума устанавливает срок подачи поправок к правовому акту.
12. Поправки к проекту правового акта вносятся в профильный комитет в виде:
1) дополнения проекта правового акта новыми статьями;
2) предложений об исключении конкретных слов, пунктов, частей или статей правового акта.
13. По результатам рассмотрения поправок профильный комитет представляет на очередное заседание городской Думы таблицу поправок.
14. Таблица поправок должна содержать:
1) исходный вариант;
2) предлагаемый вариант поправки;
3) данные об авторе поправки;
4) решение комитета по существу вопроса.
15. Поправки к проекту правового акта принимаются тем же большинством голосов, что и сам правовой акт в целом. Поправки, как правило, представляются в письменном виде.
16. Правовые акты Думы принимаются в целом после принятия проекта за основу или в двух чтениях и с учетом поправок. Правовые акты, по которым нет желающих подать поправку, голосуются сразу в целом (после проведения прений).
17. Для организации работы Думы, на ее заседаниях избираются редакционная комиссия, счетная комиссия и назначается секретариат.
Статья 24. Порядок заслушивания отчета мэра города на заседании городской Думы
1. Мэр города не реже одного раза в год отчитывается о работе администрации города на заседании городской Думы.
2. Отчет предоставляется в городскую Думу в письменном виде не позднее чем за две недели до заседания. Отчет публикуется администрацией города в средствах массовой информации.
3. Отчет мэра города обсуждается на всех комитетах городской Думы, после чего, не позднее чем за три дня до заседания городской Думы, мэру города в письменной форме направляются вопросы и предложения.
4. На заседании городской Думы мэр города оглашает тезисы отчета и отвечает на вопросы, поступившие от депутатов и граждан.
Статья 25. Редакционная комиссия
1. Редакционная комиссия избирается на время заседаний Думы из числа депутатов в количестве не менее трех человек.
2. Редакционная комиссия осуществляет следующие функции:
1) учитывает все поступающие предложения и замечания по проектам рассматриваемых документов;
2) дорабатывает проекты правовых актов Думы.
3. Редакционная комиссия при доработке проектов рассматривает все предложения и замечания депутатов, включает их в проект правового акта или отклоняет их с обязательным обоснованием причин отклонения.
4. При незначительном числе замечаний и предложений по рассматриваемому проекту, редакционная комиссия может предложить принять его за основу.
5. Редакционная комиссия дорабатывает проекты правовых актов для повторного рассмотрения на заседании Думы совместно с авторами проектов, другими органами или лицами, определяемыми Думой. В процессе доработки правовых актов могут привлекаться специалисты и эксперты.
6. Все члены редакционной комиссии, а также лица, участвующие в доработке проектов правовых актов, обязаны их визировать.
Статья 26. Счетная комиссия
1. Счетная комиссия избирается на первом заседании Думы из числа депутатов.
2. Счетная комиссия осуществляет следующие функции:
1) подсчитывает голоса при голосовании;
2) фиксирует результаты всех голосований;
3) сообщает председательствующему результаты голосования.
Статья 27. Секретариат заседания
1. Секретариат назначается из работников организационного отдела Думы.
2. Секретариат заседания осуществляет следующие функции:
1) ведет протокол и стенограмму заседания;
2) ведет запись желающих выступить;
3) регистрирует депутатские запросы, вопросы, справки, сообщения и другие материалы депутатов в качестве документов;
4) представляет председательствующему сведения о записавшихся для выступления в прениях;
5) ведет учет присутствующих на заседании депутатов и при изменении числа зарегистрированных депутатов сообщает об этом Думе.
Статья 28. Протокол и стенограмма заседания
1. На каждом заседании Думы ведутся протоколы и стенограмма, в которых фиксируется работа Думы.
2. В протоколе фиксируется:
1) порядковый номер, дата и место проведения заседания;
2) число депутатов, установленных для Думы, число присутствующих и отсутствующих депутатов, а также число приглашенных на заседание;
3) фамилия, инициалы, должность председательствующего, номер его избирательного округа;
4) повестка дня заседания, фамилии докладчика и содокладчиков по каждому вопросу, их должности и номера избирательных округов (для депутатов);
5) фамилии депутатов, выступавших в прениях, а также внесших запросы или задавших ( письменно или устно) вопросы докладчикам, и номера их избирательных округов (для лиц, не являющихся депутатами Думы - должности);
6) перечень всех принятых правовых актов и результатов голосования по ним;
7) переданные в секретариат или председательствующему письменные проекты правового акта и тексты выступлений депутатов;
8) письменные предложения и замечания депутатов, которые записались для выступления на заседании, но не получили слова ввиду прекращения прений, а также вопросы, поступившие от депутатов и присутствующих на заседании.
3. К протоколу прилагается:
1) тексты принятых Думой правовых актов;
2) справочные материалы к рассматриваемым на заседании вопросам;
3) список присутствующих на заседании и отсутствующих депутатов, с указанием причины их отсутствия;
4) стенограмма заседания;
5) документы с результатами голосования.
4. В протоколе отражаются решения Думы по процедурным вопросам (утверждение повестки дня, прекращение прений, принятие к сведению справок, сообщений и пр.).
5. Протокол и стенограмма оформляются в недельный срок. Протокол подписывается председательствующим на заседании. В конце протокола указывается фамилия ведущего протокол, его телефон. Стенограмма подписывается начальником организационного отдела.
6. Подлинники протоколов и стенограмм сдаются на хранение в организационный отдел Думы, где хранятся в течение срока полномочий депутатов Думы настоящего созыва, а затем сдаются в городской архив. Копии протоколов и тексты принятых Думой правовых актов хранятся в организационном отделе Думы.
Глава 6
Голосование на заседаниях Думы
Статья 29. Виды голосования
1. Виды голосования, используемые в Думе, классифицируются следующим образом:
1) по степени огласки - тайное, открытое или поименное;
2) по правам голосующего - "мягкое" или "жесткое";
2. На заседаниях Думы правовые акты принимаются открытым голосованием, если Дума не примет решения о проведении тайного голосования одной третью голосов от общего установленного числа депутатов.
3. По требованию одной трети от общего установленного числа депутатов может быть проведено поименное голосование.
4. Независимо от вида голосования депутат имеет право не принимать в нем участия, сообщая или не сообщая об этом другим депутатам.
5. Поименное голосование не может проводиться по персональному вопросу.
6. Вид голосования по поставленному вопросу определяется Думой.
7. Последовательность постановки поступивших предложений определяется очередностью их поступления, если Дума не примет иное решение.
Статья 30. Тайное голосование
1. Для проведения тайного голосования избирается счетная комиссия. В счетную комиссию не могут входить те депутаты, по кандидатурам которых проводится голосование.
2. В зале голосования устанавливаются кабины. Процедура голосования может производиться как в кабине, так и вне ее. Агитация в зале голосования воспрещается.
3. Бюллетени для тайного голосования изготавливаются под контролем счетной комиссии по установленной ею форме и в определенном количестве. Бюллетени выдаются депутатам под роспись.
4. Депутат ставит любой знак в квадрате напротив той фамилии или того варианта, которому отдает предпочтение или в графе "Против всех".
5. Недействительными, по решению счетной комиссии, считаются бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление голосующего.
Статья 31. "Мягкое" и "жесткое" голосование
1. При "мягком" голосовании депутат вправе голосовать за каждый из имеющихся вариантов голосования.
2. При "жестком" голосовании депутат не вправе голосовать более чем за один из вариантов голосования.
Статья 32. Повторное голосование
1. Если ни одно из альтернативных предложений не набрало необходимого числа голосов, то по предложению, набравшему наибольшее число голосов, проводится второй тур голосования. Председательствующий вправе поставить на голосование во втором туре два альтернативных предложения, набравших в первом туре наибольшее число голосов.
2. Если баллотируются два кандидата на одно вакантное место и ни один из них не набирает необходимого числа голосов, то голосование проводится по кандидатуре, набравшей наибольшее число голосов (за исключением выборов Председателя Думы и его заместителя).
3. Если баллотируется более двух кандидатов на одно вакантное место и ни один из них не набирает необходимого числа голосов, то голосование проводится по двум кандидатурам, набравшим большее число голосов по сравнению с другими кандидатами.
4. Повторное голосование по одному и тому же вопросу допускается по решению Думы, принятому таким же большинством голосов, которое необходимо для принятия самого правового акта. Основаниями для этого могут быть нарушение настоящего Положения и ошибки при подсчете голосов.
5. Автор проекта правового акта, мэр города, Председатель Думы вправе внести проект на повторное голосование (но не более двух раз), если при голосовании в целом он набрал относительное большинство голосов, но число голосов оказалось недостаточно для принятия решения.
Глава 7
Правовые акты Думы
Статья 33. Проекты правовых актов
1. Проекты правовых актов могут вноситься на рассмотрение Думы следующими лицами:
1) депутатами Думы;
2) постоянными комитетами Думы;
3) депутатскими объединениями;
4) мэром города;
5) жителями города в порядке, установленном Положением о народной правотворческой инициативе;
2. Представляемые проекты правовых актов печатаются на бланках установленной формы и должны содержать:
1) фамилию автора проекта, а также данные о лицах и органах, участвовавших в его разработке, подписи лиц, вносящих проект;
2) максимально краткое, четкое название, отражающее суть постановления (решения);
3) ссылки на статьи и название закона, дату, номер и название постановления высших органов власти и Нижегородской области, актов Думы и администрации города, в соответствии с которыми принимается правовой акт;
4) краткость пунктов правовых актов, не допускающих различных толкований; конкретность; отвечать на вопросы: что сделать (наименование мероприятий), кто (какие организации, предприятия, учреждения, должностные лица или граждане) обязан осуществить предписываемые мероприятия и в какие сроки; перечень правовых актов, которые требуют отмены или внесения изменений, дополнений;
5) сроки и порядок вступления правового акта в силу;
6) пункт о возложении контроля за исполнением правового акта.
3. В случаях, если реализация проекта потребует дополнительного финансирования, должно быть представлено финансово-экономическое обоснование и заключение управления финансов администрации города. Заключение управления финансов предоставляется автору в течение недели со дня обращения в письменном виде.
4. Проекты правовых актов о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, об изменении финансовых обязательств города, проекты других правовых актов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет местного бюджета, вносятся на рассмотрение Думы при наличии заключения мэра города, которое он должен дать не позднее чем в 5-дневный срок со дня поступления к нему проектов указанных актов. В случае отсутствия заключения проект рассматривается в общем порядке, установленном настоящим Положением.
5. Иные проекты, связанные с использованием финансовых и материально-технических ресурсов города, подлежат предварительной проработке и согласованию в соответствующих отраслевых подразделениях администрации города. Отказ в согласовании или возражения по конкретным положениям проекта не препятствуют дальнейшему движению проекта и вынесению на рассмотрение Думы.
6. По вопросам, затрагивающим компетенцию других постоянных комитетов Думы, автор проекта проводит в соответствующих комитетах обсуждение проекта и прикладывает их решения (заключения) для рассмотрения на заседании Думы.
7. По проектам, вносимым мэром города, должны быть представлены заключения соответствующих комитетов Думы. Заключение дается не позднее трех недель со дня получения и прилагается к проекту. Такие проекты должны иметь визы должностного лица юридического отдела, в них указывается автор проекта, а также подразделение администрации, принимавшее участие в подготовке проекта.
8. Изложенные в правовых актах поручения, требования, рекомендации должны адресоваться администрации города, администрации предприятий, учреждений, организаций или их руководителям, а не подотчетным им структурным подразделениям.
Статья 34. Согласование проектов правовых актов
1. Согласование проекта правового акта осуществляется, как правило, в срок не более одного рабочего дня, а в случае необходимости дополнительной проработки в сроки, определяемые по соглашению с лицом, ответственным за его подготовку.
2. Согласование осуществляется в форме визирования первого экземпляра проекта постановления (решения). Сбор виз осуществляется лицом, ответственным за подготовку проекта правового акта.
3. Виза включает в себя название должности, фамилию, подпись визирующего и дату согласования. Визирование проводится на лицевой стороне последнего листа тремя интервалами ниже предполагаемой подписи Председателя Думы и мэра города. При этом лица, непосредственно готовившие документ, визируют его на левой стороне, а лица, согласовывающие содержание - на правой. Замечания, дополнения к проекту постановления излагаются на отдельном листе. Если текст проекта правового акта размещается на одном листе, допускается размещение виз на обратной стороне данного листа.
4. Согласование может оформляться грифом согласования, отдельной справкой согласования или представлением протокола обсуждения проекта документа.
5. Лица, ответственные за подготовку проекта правового акта, обязаны рассмотреть все поступившие замечания и предложения и с учетом их доработать текст проекта правового акта.
6. В случае возникновения существенных разногласий делается соответствующая запись в прилагаемой к проекту правового акта справке, или излагается особое мнение на прилагаемом отдельно листе.
Статья 35. Пояснительная записка и аналитическая справка
1. К проектам правовых актов должна прилагаться пояснительная записка с указанием автора проекта, основания для его подготовки, положенных в основу законодательных и других нормативных актов, иных источников. В ней дается также обоснование необходимости, закономерности и реальности предусмотренных в проекте правового акта задач, мер, поручений, средств и иных путей их реализации. Пояснительная записка подписывается автором проекта правового акта.
2. К проектам правовых актов Думы по вопросам контроля за выполнением ранее принятых актов должна прилагаться краткая аналитическая справка (не более 3-5 машинописных страниц) о положении дел в данном направлении работы. В справке также должна быть обоснована предлагаемая оценка и меры воздействия на должностных лиц в случае их неудовлетворительной работы. Аналитическая справка подписывается всеми участвующими в их подготовке лицами.
3. К проекту правового акта прилагаются справочные материалы, необходимые для его обсуждения и принятия.
4. При размножении проектов правовых актов депутатам инициатор (инициаторы) его внесения указываются в правом верхнем углу проекта правового акта.
Статья 36. Формы проектов правовых актов
1. Проекты правового акта могут состоять из основной части и приложения к ним. При наличии приложения в окончании соответствующего пункта правового акта делается ссылка - "... согласно приложению ". 2. В верхнем правом углу первого листа приложения делается отметка: "Приложение к постановлению (решению) Думы города Дзержинска от "__"_______200__г. N___". В приложениях могут помещаться перечни, положения, мероприятия, таблицы, графики, образцы документов, бланков, схемы и т.д., если они необходимы для надлежащего применения правового акта. При наличии нескольких приложений они нумеруются арабскими цифрами, перед которыми значок N не проставляется. Например: "Приложение 2 к постановлению (решению) городской Думы от "___"______200_г. N___". 3. Если в тексте содержится формулировка: "Утвердить прилагаемое Положение ( Устав, Программу, Порядок или иной документ нормативного характера):", то в правом верхнем углу первого листа прилагаемого документа перед его заголовком помещается гриф утверждения, оформляемый следующим образом: "Утверждено постановлением (решением) городской Думы от "__"_________200__г. N___".
4. Приложения к правовому акту подписываются должностным лицом, ответственным за подготовку данного правового акта.
Статья 37. Обязательность рассмотрения проектов на заседаниях комитетов и доведение их до депутатов
1. Проекты нормативных правовых актов Думы подлежат предварительному рассмотрению на заседаниях комитетов Думы или на совместном заседании комитетов в течение месяца со дня их поступления в городскую Думу.
2. При наличии особого мнения, иных разногласий между лицами, участвовавшими в подготовке проекта постановления, или между ними и исполнителями, или исполнителями комитеты обязаны принять меры к их устранению, вплоть до направления проекта постановления на независимую экспертизу.
3. По результатам рассмотрения проекта правового акта комитетом осуществляется его соответствующая доработка.
4. Доработанный проект правового акта с визой председателя соответствующего комитета передается, в случае необходимости, для визирования руководителям заинтересованных комитетов Думы, после чего он представляется автором проекта (комитетом) для заключения в юридический отдел Думы, который обязан дать его не позднее, чем в пятидневный срок с момента представления, либо в иной срок, согласованный с комитетом.
5. Проекты правовых актов, завизированные должностным лицом юридического отдела Думы, либо с его заключением, рассматриваются Председателем Думы и по его указанию включаются в проект повестки дня очередного заседания Думы.
6. Подлежащие рассмотрению Думой проекты правовых актов направляются для размножения в организационный отдел Думы не позднее чем за 7 дней до начала заседания Думы.
7. Проекты правовых актов, при подготовке которых не соблюдены требования, указанные в пунктах 4, 6, 8 настоящей статьи, на рассмотрение Думы не вносятся, или это делается лишь в исключительных случаях по решению Председателя Думы или самой Думы.
8. Проекты правовых актов Думы доводятся организационным отделом Думы до депутатов и приглашаемых для участия в обсуждении вопроса лиц не позднее чем за три рабочих дня до заседания.
Статья 38. Альтернативный проект
1. Депутаты, (группа депутатов), комитеты вправе по собственной инициативе подготовить альтернативный проект правового акта по любому вопросу, включенному в повестку дня заседания Думы. Текст альтернативного проекта должен быть размножен по представлению инициаторов и роздан всем депутатам, присутствующим на заседании.
2. Подготовка указанных правовых актов осуществляется с соблюдением требований, изложенных в настоящем Положении.
Статья 39. Процедура принятия правовых актов
1. Правовые акты Думы принимаются, как правило, по следующей процедуре:
1) обсуждение проектов;
2) принятие их за основу или в первом чтении;
3) внесение поправок и изменений;
4) голосование постатейное или в целом;
5) принятие документа в целом.
2. Правовые акты об утверждении структуры Думы, об утверждении председателей постоянных комитетов и временных комиссий Думы, об утверждении бюджета города, планов и программ развития города, их изменении и выполнении, об установлении и отмене местных налогов и сборов, о выпуске местных займов, об установлении порядка предоставления льгот по налогам и сборам, о проведении общегородских референдумов, а также отмене ранее принятых Думой правовых актов считаются принятыми, если за них проголосовало более половины от общего установленного числа депутатов.
Решения по другим вопросам, в том числе о переходе депутатов на постоянную основу, считаются принятыми, если за них подано большинство голосов от числа присутствующих на заседании депутатов.
3. В исключительных случаях, при невозможности одновременного собрания всех депутатов Думы, по предложению Председателя Думы может проводиться индивидуальное ознакомление депутатов Думы с предложенным проектом документа, и они письменно выражают свое отношение к нему. Депутат может отказаться от выражения своего отношения, сделав соответствующую запись в подписном листе. При наличии не менее двух третей голосов "за", от общего установленного числа депутатов, документ считается принятым и подлежит оформлению в надлежащем порядке.
Статья 40. Оформление правового акта
1. Правовые акты Думы, принятые в форме постановления, подписываются Председателем Думы и мэром города.
2. Правовые акты Думы, принятые в форме решения, подписываются Председателем Думы.
3. Подписывается, как правило, один экземпляр правового акта, отпечатанного на официальном бланке Думы. Подписанный документ направляется в организационный отдел Думы для его регистрации (проставления даты и номера). Порядковый номер правового акта определяется в соответствии с очередностью его принятия.
4. Датой вступления нормативного правового акта в силу является дата его принятия в установленном порядке, либо дата повторного принятия нормативного правового акта в ранее принятой редакции, если он был отклонен мэром города.
5. Нормативные правовые акты городской Думы, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального обнародования (опубликования).
6. Правовые акты городской Думы, принятые в форме решений, вступают в законную силу с момента их принятия.
7. Организационный отдел не позднее чем в трехдневный срок после подписания передает документ для опубликования в редакцию печатного издания, являющегося официальным печатным органом городской Думы.
8. Официальное толкование нормативных правовых актов городской Думы вправе давать только городская Дума, которое оформляется в форме постановления.
Статья 41. Публикация и обнародование правовых актов
1. Правовые акты Думы публикуются в печати не позднее чем в недельный срок с момента их поступления в редакцию.
2. Правовые акты Думы могут быть обнародованы по телевидению, радио, разосланы соответствующим государственным и общественным организациям.
Глава 8
Основные права депутатов. Гарантии депутатской деятельности
Статья 42. Условия осуществления депутатской деятельности
1. Депутат осуществляет свои полномочия, как правило, без отрыва от производственной, служебной или иной профессиональной деятельности.
2. Депутату, работающему на не освобожденной основе, для решения вопросов, связанных с депутатской деятельностью в избирательном округе, может предоставляться до 3 дней в месяц, которые он берет сразу, либо по своему усмотрению распределяет эти дни в течение месяца. Работодатель обязан предоставить депутату отпуск для участия в работе Думы на основании официального уведомления, а для работы в избирательном округе - по письменному уведомлению депутата.
3. Депутат, осуществляя в период своих полномочий депутатскую деятельность без отрыва от основной производственной, служебной или иной профессиональной деятельности, не может по инициативе администрации быть уволен, переведен в порядке дисциплинарного взыскания на нижеоплачиваемую работу без согласия Думы. Соответствующее представление может вноситься в Думу администрацией предприятия, организации.
4. Депутат принимается на работу в Думу на постоянной (штатной) основе в соответствии с решением Думы при наличии личного заявления.
5. Количество депутатов, работающих на штатной оплачиваемой основе, не может превышать половины от общего установленного числа депутатов.
Статья 43. Депутатское обращение. Депутатский запрос
1. Депутат (группа депутатов) имеет право на обращение в письменной форме к должностным лицам местного самоуправления, руководителям структурных подразделений органов местного самоуправления, а также к руководителям расположенных на территории муниципального образования учреждений, организаций и предприятий всех форм собственности по вопросам, связанным с обеспечением жизнедеятельности города и его депутатской деятельностью.
2. Если обращение касается фактов нарушения органами государственной власти, местного самоуправления или их должностными лицами федерального или областного законодательства, нормативных правовых актов местного самоуправления, либо затрагивает иные вопросы, имеющие общественное значение, то Дума признает его особой формой обращения - депутатским запросом и рассматривает на своем заседании.
3. Орган или должностное лицо, к которым направлено обращение или запрос, обязаны предоставить на него ответ в устной (на заседании Думы, с последующим оформлением ответа в письменной форме) или письменной форме, не позднее чем через две недели со дня его получения или в иной установленный Думой срок.
4. По предложению автора соответствующего запроса лицо, подписавшее ответ, может быть приглашено Председателем Думы на заседание (либо слушание) для дачи необходимых разъяснений. Обращение депутата (группы депутатов) по вопросам депутатской деятельности, не признанное депутатским запросом, направляется депутатом (группой депутатов) в соответствующие органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, общественные учреждения, выборным или иным должностным лицам, которые обязаны дать ответ на обращение или предоставить запрашиваемые документы и сведения в течение 3-х дней.
5. В случае необходимости проведения в связи с обращением депутата дополнительной проверки и дополнительного изучения каких-либо вопросов руководители исполнительного органа местного самоуправления, предприятий, учреждений организаций или должностные лица, к которым обратился депутат, обязаны дать промежуточный ответ в 3-х дневный срок со дня получения обращения депутата. Окончательный ответ представляется депутату не позднее 30-ти дней со дня получения обращения депутата.
6. Депутат имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных им в обращении вопросов. О дне рассмотрения депутат должен быть извещен заблаговременно, но не позднее чем за 3 дня.
Статья 44. Право депутата на безотлагательный прием
1. Право депутата на безотлагательный прием означает, что такой прием не может быть отклонен руководителем, должностным лицом под предлогом, что депутат заранее не условился с ним о встрече, не согласовал, о чем будет идти речь и т.д. Депутат вправе не объявлять заранее тему разговора.
2. Руководитель или должностное лицо, к которому обратился депутат, обязаны лично принять депутата.
3. Нельзя использовать право на безотлагательный прием для получения информации, выяснения вопросов, которые можно прояснить с тем или иным работником аппарата непосредственно или по телефону.
Статья 45. Обязанности депутата на заседании
1. Депутат обязан присутствовать на каждом заседании Думы и работать в ее комитетах и временных комиссиях. Данные о посещаемости заседаний городской Думы и заседаний комитетов депутатами не реже одного раза в полгода публикуются в средствах массовой информации. В случае невозможности прибыть на заседание Думы или ее комитета депутат извещает об этом соответственно Председателя Думы или председателя комитета.
2. Депутат Думы на заседании обязан:
1) регистрироваться на каждом заседании и участвовать в его работе;
2) соблюдать настоящее Положение;
3) выступать только с разрешения председательствующего;
4) соблюдать нормы депутатской этики.
Статья 46. Гарантии депутатской деятельности
1. Депутату, осуществляющему полномочия без отрыва от производственной деятельности, предоставляется отпуск по месту работы в срок, указанный в письменном заявлении депутата (в том числе с разделением отпуска на части). Депутату, осуществляющему депутатскую деятельность на постоянной (штатной) основе, предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск не менее 30 рабочих дней с выплатой материальной помощи в размере до 2-х должностных окладов.
2. Для работы депутату выделяется служебное помещение (депутатская комната) на территории его округа, а депутат, работающий на постоянной основе, обеспечивается в Думе служебным помещением, оргтехникой, телефоном и т.д.
3. Депутат не может быть задержан (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнут обыску, арестован, привлечен к уголовной ответственности на территории города Дзержинска без согласия прокурора Нижегородской области.
4. На территории города Дзержинска депутат пользуется правом бесплатного проезда на всех видах пассажирского транспорта, включая железнодорожный, автомобильный (за исключением такси), водный транспорт. При поездках за пределы города Дзержинска депутат пользуется правом внеочередного приобретения проездных документов.
5. Депутат по его просьбе и решению комитета может быть направлен на учебу, переподготовку, повышение квалификации и т.д. Расходы на обучение депутата в течение срока его полномочий возмещаются из средств местного бюджета.
Статья 47. Формы депутатской деятельности
1. Формами депутатской деятельности являются:
1) участие в подготовке (индивидуальной или совместно с другими депутатами) материалов для рассмотрения Думой;
2) участие в заседаниях Думы;
3) участие в работе соответствующих комитетов (комиссий), членом которых депутат является, согласительных комиссий представительного органа местного самоуправления;
4) участие в работе других комитетов (комиссий);
5) участие в депутатских слушаниях;
6) выполнение поручений Думы;
7) участие в осуществлении контроля за выполнением постановлений (решений) Думы;
8) обращение с депутатским запросом;
9) работа с избирателями;
10) участие в совещаниях, проводимых администрацией города, без права решающего голоса.
2. Депутатская деятельность может осуществляться также в иных формах, предусмотренных действующим законодательством.
Статья 48. Ограничения, связанные с исполнением обязанностей депутата
Ограничения, связанные с исполнением обязанностей депутата, определяются Уставом города Дзержинска.
Статья 49. Помощники депутатов
1. Для оказания депутату экспертной, аналитической, консультативной, организационно-технической и иной помощи, в целях более эффективного осуществления депутатом его полномочий в избирательном округе и в Думе, депутат может иметь до 3-х помощников, которые выполняют поручения депутата по работе с избирателями, а также с подразделениями администрации города, общественными объединениями и организациями.
2. В обязанности помощника депутата входит:
1) организация приема депутатом населения в избирательном округе и контроль за выполнением мероприятий, принимаемых по обращениям избирателей (в исключительных случаях может заменять депутата при проведении приема избирателей);
2) организация встреч депутата с избирателями по месту их жительства и в трудовых коллективах предприятий и организаций, расположенных на территории округа;
3) предварительная работа с письмами и обращениями избирателей;
4) ведение делопроизводства депутата;
5) сбор и обработка информации, поступающей на имя депутата;
6) подготовка проектов документов, вносимых депутатом на рассмотрение заседаний Думы и ее органов, а также и другой документации;
7) выполнение отдельных поручений и указаний депутата.
3. Деятельностью помощника депутата непосредственно руководит соответствующий депутат, который определяет конкретные обязанности помощника, дает ему поручения и контролирует их выполнение.
4. Деятельность помощника депутата осуществляется на нештатной, неоплачиваемой основе.
5. Помощник депутата выполняет свои обязанности в период срока полномочий депутата.
6. Помощник депутата имеет право доступа к документам Думы, постоянных комитетов, может пользоваться нормативно-правовой документацией Думы и администрации города.
7. Полномочия помощника депутата прекращаются на основании личного заявления или представления депутата.
Статья 50. Ограничения, связанные с исполнением обязанностей помощника депутата
Помощник депутата не вправе:
1) Быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в Думе.
2) Использовать в неслужебных (в том числе и личных) целях средства материально-технического и информационного обеспечения, муниципальное имущество и служебную информацию.
3) Получать от физических и юридических лиц вознаграждения (в т.ч. подарки, деньги, услуги, оплату своих личных расходов) в связи с исполнением им своих обязанностей.
Глава 9
Внесение изменений в настоящее Положение
Статья 51. Внесение изменения в настоящее Положение
Изменения данного Положения принимаются на заседании Думы. Вопрос о внесении изменений в Положение, поддержанное одним из комитетов или одной третью депутатов Думы, включается в повестку дня и рассматривается в первоочередном порядке.
Изменения в Положение или новая редакция Положения принимаются большинством голосов от общего установленного числа депутатов.
Проект подготовлен:
Председатель комитета городской Думы |
Е.Д. Моклокова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Городской Думы г. Дзержинска Нижегородской области от 31 октября 2002 г. N 350 "О внесении изменений и дополнений в Положение о Городской Думе"
Текст постановления (без приложения) опубликован в газете "Дзержинец", N 178 от 19 ноября 2002 г.
Настоящее постановление фактически не действует в связи с принятием постановления Городской Думы г. Дзержинска Нижегородской области N 129 от 1 ноября 2006 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Городской Думы г. Дзержинска Нижегородской области от 21 декабря 2005 г. N 32
Постановление Городской Думы г. Дзержинска Нижегородской области от 3 марта 2005 г. N 781
Постановление Городской Думы г. Дзержинска Нижегородской области от 9 февраля 2005 г. N 767
Постановление Городской Думы г. Дзержинска Нижегородской области от 26 января 2005 г. N 759
Постановление Городской Думы г. Дзержинска Нижегородской области от 14 апреля 2004 г. N 646
Постановление Городской Думы г. Дзержинска Нижегородской области от 27 ноября 2003 г. N 547