Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 5
Заседания Думы
Статья 19. Общие положения
1. Основной формой работы Думы являются ее заседания. Заседание Думы правомочно, если на нем присутствуют не менее двух третей от общего установленного числа депутатов.
2. Вопросы, выносимые на заседание городской Думы, подлежат обязательному предварительному рассмотрению на заседаниях профильных комитетов. В отдельных случаях, по решению Председателя городской Думы и председателя профильного комитета, на заседание может выноситься вопрос без его предварительного рассмотрения на комитете.
3. Заседания Думы являются, как правило, открытыми, могут быть очередными и внеочередными и проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. По решению Думы может быть проведено закрытое заседание, как в целом, так и его части.
4. Первое заседание проводится не позднее трех недель с момента избрания Думы при наличии не менее двух третей от общего установленного числа депутатов, открывается председателем городской территориальной избирательной комиссии. До избрания Председателя городской Думы ее заседания ведет старейший по возрасту депутат.
5. Очередные заседания Думы созываются ее Председателем и могут продолжаться до трех дней с общей повесткой дня.
6. Внеочередные заседания созываются по инициативе Председателя Думы, мэра города или не менее одной трети от общего установленного числа депутатов Думы. В последних двух случаях на имя Председателя Думы подается письменное заявление, подписанное мэром или депутатами с перечнем предлагаемых к рассмотрению вопросов.
7. По предложению Председателя Думы и ее постоянных комитетов могут проводиться выездные заседания Думы.
8. Для предварительного обсуждения вопросов повестки дня, выявления и согласования мнений депутатов могут проводиться рабочие заседания городской Думы, на которых не принимаются какие-либо решения и не применяются нормы Положения о городской Думе. Рабочие заседания могут быть закрытыми.
9. План работы Думы формируется на полугодие и утверждается на первом заседании каждого полугодия, как правило, в январе и июле текущего года.
10. На заседаниях Думы вправе присутствовать мэр города и прокурор города с правом совещательного голоса. При необходимости на заседание Думы Председателем приглашаются представители органов государственной власти, администрации города, депутаты иных органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, представители органов территориального общественного самоуправления, а также иные лица.
11. Приглашенные лица извещаются Председателем Думы о времени и месте проведения заседания, перечне вносимых на его рассмотрение вопросов, а также цели их приглашения. Приглашенным лицам не позднее чем за три дня до заседания рассылаются материалы по вопросу, для обсуждения которого они приглашены.
12. Регистрация приглашенных лиц начинается за 30 минут до начала заседания.
13. Основными формами участия лица, приглашенного для участия в заседании, является доклад, содоклад, справка, ответ на вопрос, разъяснение.
14. Приглашенное лицо выступает на заседании после предоставления ему слова председательствующим, продолжительность выступления определяется пунктом 2 статьи 21 настоящего положения.
15. На заседании Думы могут присутствовать граждане и представители средств массовой информации.
16. Присутвующие лица не имеют права вмешиваться в работу Думы, обязаны воздерживаться от проявления одобрения или неодобрения, соблюдать порядок и подчиняться распоряжениям председательствующего на заседании.
Статья 20. Подготовка к заседаниям
1. О времени и месте проведения заседания и перечне выносимых на его рассмотрение вопросов Председатель Думы сообщает депутатам при созыве очередного заседания не позднее, чем за неделю до начала заседания, при созыве внеочередного заседания - не позднее чем за три дня до его начала.
2. Информационные сообщения о предстоящих очередных заседаниях Думы публикуются в средствах массовой информации.
3. Материалы, подготовленные к заседанию Думы, рассылаются депутатам, мэру города, прокурору города не позднее чем за 3 дня до заседания. Нормативные материалы, разосланные депутатам менее чем за 3 дня, на заседаниях Думы, как правило, не рассматриваются. Анонимные материалы на рассмотрение Думы не выносятся и не рассматриваются.
4. Размножение материалов для заседаний Думы, иных материалов, необходимых депутату в его работе, осуществляется при наличии визы Председателя Думы, а в случае его отсутствия Заместителя Председателя Думы.
Статья 21. Регламент заседаний
1. Регистрация депутатов Думы начинается за 30 минут до открытия заседания.
2. Время для докладов предоставляется, как правило, в пределах до 20 минут, для содокладов - в пределах 10 минут. Время для выступления в прениях - 5 минут в первый раз, до 3 минут - во второй раз, время для выступлений по порядку ведения заседания, мотивам голосования и для справок - до 2 минут. Перерывы объявляются председательствующим через каждые 1,5 часа работы.
3. Продолжительность заседаний и перерывов в них определяется Думой в каждом конкретном случае, исходя из принятой повестки дня.
Статья 22. Полномочия председательствующего
1. Председательствует на заседаниях Председатель Думы, а при его отсутствии заместитель Председателя Думы либо старейший по возрасту депутат.
2. Председательствующий на заседании обязан:
1) соблюдать настоящее Положение;
2) обеспечивать права депутатов;
3) поддерживать порядок в зале заседаний;
4) фиксировать все поступившие предложения и ставить их на голосование, по результатам голосования сообщать: принято или не принято предложение, правовой акт, поставленные на голосование;
5) заслушивать (зачитывать) и ставить на голосование вне очереди предложения депутатов по порядку ведения заседания;
6) проявлять уважительное отношение к депутатам, воздерживаться от замечаний, оценок и комментариев по предложениям и выступлениям депутатов.
3. Председательствующий имеет право:
1) лишать выступающего слова, если он: нарушает настоящее Положение, выступает не по повестке дня, допускает оскорбительные выражения;
2) обращаться за справками к депутатам и должностным лицам;
3) приостанавливать незапланированные дебаты от микрофонов с мест или в зале заседаний;
4) призывать депутата к порядку.
Статья 23. Порядок рассмотрения вопросов
1. Основными элементами процедуры рассмотрения вопросов на заседаниях являются:
1) включение вопроса в повестку дня;
2) доведение проектов документов до сведения депутатов;
3) доклад, содоклад;
4) вопросы докладчику (содокладчику) и ответы на вопросы;
5) прения по обсуждаемому вопросу;
6) выступления по мотивам голосования и принятие проекта за основу или в первом чтении;
7) внесение поправок к принятому за основу проекту или в первом чтении;
8) выступления по мотивам голосования и принятие документа в целом.
2. Дума вправе изменить очередность рассмотрения вопросов повестки дня и очередность выступлений по обсуждаемому вопросу, принять решение о рассмотрении правового акта в двух чтениях.
3. Право на внеочередное выступление без предварительной записи имеют Председатель Думы, мэр города и прокурор города.
4. Порядок рассмотрения вопросов повестки дня, переход к рассмотрению очередного вопроса или возврат к одному из предыдущих, но не решенных вопросов, осуществляется простым большинством голосов или без голосования председательствующим, при отсутствии возражений.
5. По всем вопросам повестки дня (кроме вопроса "Разное") прения открываются в обязательном порядке.
6. Выступления депутатов на заседании должны отвечать следующим требованиям:
1) депутат выступает на заседании после предоставления ему слова председательствующим;
2) председательствующий на заседании предоставляет слово для участия в прениях в порядке поступления заявлений;
3) слово по порядку ведения заседания, по мотивам голосования, для справки, ответа на вопрос и разъяснения предоставляется председательствующим вне очереди;
4) справки по обсуждаемому вопросу, представленные в письменном виде, зачитываются председательствующим немедленно;
5) Председатель, заместитель Председателя, мэр города, председатели комитетов, а в их отсутствие их заместители, уполномоченные лица депутатских объединений, имеют право взять слово в любое время, но не более чем на 5 минут. Увеличение времени для указанных выступающих допускается только с согласия большинства присутствующих депутатов;
6) слово для выступлений по порядку ведения, по порядку голосования предоставляется всем депутатам, желающим выступить;
7) в случае использования слова по порядку ведения или по порядку голосования не по назначению, председательствующий может поставить на голосование вопрос о лишении такого права;
8) по просьбе депутата в конце каждого заседания председательствующий представляет слово для ответа, сообщения, заявления и справки.
7. Правовые акты Думы принимаются в рамках вопроса, включенного в повестку дня.
8. Обсуждение вопросов на заседании Думы должно сводится к внесению и обоснованию конкретных предложений по рассматриваемому проекту правового акта.
9. После окончания прений докладчик выступает с заключительным словом, и на голосование ставится вопрос о принятии проекта правового акта за основу. Принятие проекта за основу означает, что данный текст будет дорабатываться путем внесения в него поправок. Докладчик вправе, по итогам прений, внести в проект изменения до его принятия за основу и сообщить о них Думе до голосования. В этом случае за основу принимается проект с поправками, с которыми согласен докладчик.
10. При отклонении проекта Дума дает поручения, связанные с подготовкой нового проекта.
11. В случае принятия проекта правового акта в первом чтении, городская Дума устанавливает срок подачи поправок к правовому акту.
12. Поправки к проекту правового акта вносятся в профильный комитет в виде:
1) дополнения проекта правового акта новыми статьями;
2) предложений об исключении конкретных слов, пунктов, частей или статей правового акта.
13. По результатам рассмотрения поправок профильный комитет представляет на очередное заседание городской Думы таблицу поправок.
14. Таблица поправок должна содержать:
1) исходный вариант;
2) предлагаемый вариант поправки;
3) данные об авторе поправки;
4) решение комитета по существу вопроса.
15. Поправки к проекту правового акта принимаются тем же большинством голосов, что и сам правовой акт в целом. Поправки, как правило, представляются в письменном виде.
16. Правовые акты Думы принимаются в целом после принятия проекта за основу или в двух чтениях и с учетом поправок. Правовые акты, по которым нет желающих подать поправку, голосуются сразу в целом (после проведения прений).
17. Для организации работы Думы, на ее заседаниях избираются редакционная комиссия, счетная комиссия и назначается секретариат.
Статья 24. Порядок заслушивания отчета мэра города на заседании городской Думы
1. Мэр города не реже одного раза в год отчитывается о работе администрации города на заседании городской Думы.
2. Отчет предоставляется в городскую Думу в письменном виде не позднее чем за две недели до заседания. Отчет публикуется администрацией города в средствах массовой информации.
3. Отчет мэра города обсуждается на всех комитетах городской Думы, после чего, не позднее чем за три дня до заседания городской Думы, мэру города в письменной форме направляются вопросы и предложения.
4. На заседании городской Думы мэр города оглашает тезисы отчета и отвечает на вопросы, поступившие от депутатов и граждан.
Статья 25. Редакционная комиссия
1. Редакционная комиссия избирается на время заседаний Думы из числа депутатов в количестве не менее трех человек.
2. Редакционная комиссия осуществляет следующие функции:
1) учитывает все поступающие предложения и замечания по проектам рассматриваемых документов;
2) дорабатывает проекты правовых актов Думы.
3. Редакционная комиссия при доработке проектов рассматривает все предложения и замечания депутатов, включает их в проект правового акта или отклоняет их с обязательным обоснованием причин отклонения.
4. При незначительном числе замечаний и предложений по рассматриваемому проекту, редакционная комиссия может предложить принять его за основу.
5. Редакционная комиссия дорабатывает проекты правовых актов для повторного рассмотрения на заседании Думы совместно с авторами проектов, другими органами или лицами, определяемыми Думой. В процессе доработки правовых актов могут привлекаться специалисты и эксперты.
6. Все члены редакционной комиссии, а также лица, участвующие в доработке проектов правовых актов, обязаны их визировать.
Статья 26. Счетная комиссия
1. Счетная комиссия избирается на первом заседании Думы из числа депутатов.
2. Счетная комиссия осуществляет следующие функции:
1) подсчитывает голоса при голосовании;
2) фиксирует результаты всех голосований;
3) сообщает председательствующему результаты голосования.
Статья 27. Секретариат заседания
1. Секретариат назначается из работников организационного отдела Думы.
2. Секретариат заседания осуществляет следующие функции:
1) ведет протокол и стенограмму заседания;
2) ведет запись желающих выступить;
3) регистрирует депутатские запросы, вопросы, справки, сообщения и другие материалы депутатов в качестве документов;
4) представляет председательствующему сведения о записавшихся для выступления в прениях;
5) ведет учет присутствующих на заседании депутатов и при изменении числа зарегистрированных депутатов сообщает об этом Думе.
Статья 28. Протокол и стенограмма заседания
1. На каждом заседании Думы ведутся протоколы и стенограмма, в которых фиксируется работа Думы.
2. В протоколе фиксируется:
1) порядковый номер, дата и место проведения заседания;
2) число депутатов, установленных для Думы, число присутствующих и отсутствующих депутатов, а также число приглашенных на заседание;
3) фамилия, инициалы, должность председательствующего, номер его избирательного округа;
4) повестка дня заседания, фамилии докладчика и содокладчиков по каждому вопросу, их должности и номера избирательных округов (для депутатов);
5) фамилии депутатов, выступавших в прениях, а также внесших запросы или задавших ( письменно или устно) вопросы докладчикам, и номера их избирательных округов (для лиц, не являющихся депутатами Думы - должности);
6) перечень всех принятых правовых актов и результатов голосования по ним;
7) переданные в секретариат или председательствующему письменные проекты правового акта и тексты выступлений депутатов;
8) письменные предложения и замечания депутатов, которые записались для выступления на заседании, но не получили слова ввиду прекращения прений, а также вопросы, поступившие от депутатов и присутствующих на заседании.
3. К протоколу прилагается:
1) тексты принятых Думой правовых актов;
2) справочные материалы к рассматриваемым на заседании вопросам;
3) список присутствующих на заседании и отсутствующих депутатов, с указанием причины их отсутствия;
4) стенограмма заседания;
5) документы с результатами голосования.
4. В протоколе отражаются решения Думы по процедурным вопросам (утверждение повестки дня, прекращение прений, принятие к сведению справок, сообщений и пр.).
5. Протокол и стенограмма оформляются в недельный срок. Протокол подписывается председательствующим на заседании. В конце протокола указывается фамилия ведущего протокол, его телефон. Стенограмма подписывается начальником организационного отдела.
6. Подлинники протоколов и стенограмм сдаются на хранение в организационный отдел Думы, где хранятся в течение срока полномочий депутатов Думы настоящего созыва, а затем сдаются в городской архив. Копии протоколов и тексты принятых Думой правовых актов хранятся в организационном отделе Думы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.