Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 8. Городская Дума
Статья 35. Городская Дума - представительный орган местного самоуправления
1. Городская Дума - выборный представительный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории городского округа, а также выступать от лица всего населения городского округа в отношениях с другими органами местного самоуправления, органами государственной власти, иными органами.
2. Городская Дума обладает правами юридического лица в соответствии с федеральным законодательством.
3. Решения Городской Думы, принятые в пределах ее полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории городского округа предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений Городской Думы влечет ответственность в соответствии с законом.
4. По вопросам организации своей деятельности Городская Дума принимает Положение о Городской Думе, являющееся обязательным для органов местного самоуправления, их должностных лиц и других заинтересованных лиц.
Статья 36. Порядок формирования и структура Городской Думы
1. Городская Дума состоит из 36 депутатов, из которых 24 депутата избираются по одномандатным округам и 12 депутатов избираются по муниципальному избирательному округу. Срок полномочий депутатов Городской Думы 5 лет.
2. Городская Дума избирается гражданами, постоянно или преимущественно проживающими на территории городского округа, на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Структура Городской Думы определяется ее решениями.
3. Городская Дума приступает к исполнению своих полномочий в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.
4. Городская Дума возглавляется Председателем, избираемым депутатами из своего состава тайным голосованием на первом заседании. Порядок избрания Председателя определяется Положением о Городской Думе.
5. Из числа депутатов Городской Думы на срок ее полномочий тайным голосованием избирается заместитель Председателя Городской Думы в порядке, установленном Положением о Городской Думе.
6. Городская Дума образует комитеты и комиссии. Комитеты и комиссии ответственны перед Городской Думой и отчитываются о своей работе не реже одного раза в год. Порядок образования и деятельность комитетов и комиссий регламентируется Положением о Городской Думе и Положениями о соответствующих комитетах и комиссиях.
7. Городская Дума вправе образовывать временные комиссии (комитеты) . Задачи, функции, объем и срок полномочий временных комиссий (комитетов) определяются при ее образовании решением Городской Думы.
8. Депутаты могут объединяться в территориальные или иные депутатские группы на основании Положения о Городской Думе.
9. Городская Дума имеет свой аппарат, обеспечивающий ее деятельность, деятельность комитетов, комиссий, работу депутатов и действующий в соответствии с Положением о Городской Думе.
10. Расходы на обеспечение деятельности Городской Думы предусматриваются в городском бюджете отдельной строкой.
Статья 37. Полномочия Городской Думы
1. В ведении Городской Думы находятся вопросы местного значения.
2. Вопросы, находящиеся в исключительном ведении Городской Думы:
1) принятие устава городского округа и внесение в него изменений и дополнений;
2) утверждение городского бюджета и отчета о его исполнении;
3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
4) утверждение структуры Администрации города по представлению Мэра города;
5) принятие решения о создании органа по управлению имуществом, установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
6) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
7) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
8) определение порядка участия городского округа в организациях межмуниципального сотрудничества;
9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;
10) принятие решения о назначении выборов в органы местного самоуправления городского округа в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Нижегородской области;
11) формирование избирательной комиссии городского округа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
12) определение в соответствии с законодательством Российской Федерации порядка предоставления, использования земельных участков, а также распоряжения земельными участками, находящимися на территории городского округа;
13) принятие концепции развития, генерального плана и правил застройки территории городского округа;
14) внесение в органы государственной власти Нижегородской области инициатив, оформленных в форме правовых актов Городской Думы об изменении границ, преобразовании городского округа;
15) определение порядка формирования, размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа;
16) установление порядка привлечения жителей городского округа к социально значимым для городского округа работам;
17) учреждение наград Городской Думы.
3. Полномочия Городской Думы в сфере обеспечения законности правопорядка, охраны прав, законных интересов и свобод граждан:
1) обращается в суд с исками к органам государственной власти, предприятиям, учреждениям, организациям, общественным объединениям и гражданам по защите интересов города, прав и свобод граждан;
2) организует прием населения; рассматривает жалобы, заявления и предложения граждан в пределах своей компетенции;
3) принимает решение об изменении штатной численности милиции общественной безопасности, содержащейся за счет средств городского бюджета;
4) принимает Устав городского округа, вносит в него изменения и дополнения, осуществляет контроль за его исполнением;
5) разрабатывает и утверждает по представлению Мэра города, собственной инициативе, а также в порядке правотворческой инициативы правовые акты;
6) назначает городские референдумы по вопросам местного значения;
7) обладает правом законодательной инициативы в Законодательном Собрании Нижегородской области;
8) учреждает собственные и выступает соучредителем средств массовой информации;
9) осуществляет международные связи с органами представительной власти городов и регионов иностранных государств;
10) ежегодно заслушивает отчеты Мэра города на заседаниях Городской Думы;
11) осуществляет контроль за исполнением правовых актов Городской Думы;
12) заслушивает доклады Мэра города о результатах работы Администрации города;
13) устанавливает условия и порядок прохождения муниципальной службы, правовой статус муниципального служащего и требования к его квалификации, устанавливает и обеспечивает гарантии для муниципальных служащих;
14) осуществляет контроль за деятельностью Мэра города и Администрации города в порядке, установленном нормативными правовыми актами Городской Думы;
15) направляет представления Мэру города о несоответствии занимаемой должности должностных лиц Администрации города, должностных лиц предприятий и учреждений, находящихся в муниципальной собственности;
16) формирует и утверждает состав городской избирательной комиссии;
17) учреждает награды, почетные звания, премии города и положения о них, принимает решение об увековечении памяти выдающихся граждан и исторических событий на территории города;
18) осуществляет толкование Устава города, правовых актов Городской Думы;
19) утверждает структуру Администрации города, согласовывает назначения и освобождения от должности заместителей Мэра, руководителей структурных подразделений Администрации города по управлению финансами, муниципальным имуществом, руководителей структурных подразделений Городской Думы и начальника муниципальной милиции безопасности города;
20) устанавливает границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление;
21) утверждает Положение о территориальном общественном самоуправлении;
22) утверждает официальные символы городского округа.
4. Полномочия Городской Думы в сфере финансов, бюджета, налогов, кредитно-денежного обращения, ценообразования:
1) утверждает городской бюджет и отчет о его исполнении;
2) утверждает текущие и перспективные планы и программы комплексного социально-экономического развития города;
3) утверждает целевые программы;
4) устанавливает порядок разработки и реализации проектов и программ развития города;
5) осуществляет контроль за исполнением городского бюджета;
6) утверждает план развития муниципального сектора экономики;
7) дает согласие Администрации города на получение кредитов в кредитных учреждениях;
8) устанавливает порядок направления и использования денежных средств, привлекаемых в результате размещения муниципальных ценных бумаг и порядок их расходования;
9) утверждает генеральные условия эмиссии и обращения муниципальных ценных бумаг;
10) устанавливает, изменяет и отменяет местные налоги и сборы в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
11) предоставляет льготы по местным налогам и сборам в пределах прав, предоставленных законодательством Российской федерации о налогах и сборах;
12) предоставляет льготы по неналоговым платежам;
13) устанавливает размер прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, подлежащей перечислению в городской бюджет;
14) устанавливает платежи за землю, находящуюся в ведении города, льготы по их взиманию в соответствии с законодательством Российской Федерации;
15) принимает решение о разовых добровольных сборах средств граждан;
16) дает согласие Администрации города на предоставление муниципальных гарантий;
17) определяет порядок создания и использования целевых бюджетных фондов;
18) принимает решение о создании целевых бюджетных фондов;
19) определяет порядок получения муниципальных заимствований;
20) определяет порядок принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений.
5. Полномочия Городской Думы в социальной сфере:
1) утверждает городские программы развития образования, молодежной политики, здравоохранения, культуры и спорта;
2) устанавливает порядок создания, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений;
3) устанавливает размер ежемесячной денежной компенсации педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями;
4) устанавливает тарифную систему оплаты труда работникам муниципальных учреждений, порядок ее применения;
5) определяет порядок установления на территории города особых условий на случай возникновения и распространения эпидемий, природных катаклизмов, других чрезвычайных ситуаций и мер по их предотвращению;
6) утверждает программы социальной защиты населения города;
7) утверждает порядок организации общественных оплачиваемых работ на территории города;
8) устанавливает за счет средств городского бюджета дополнительные льготы и преимущества для жителей города.
6. Полномочия Городской Думы в области транспорта, энергетики, дорожного хозяйства и связи, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства:
1) определяет порядок осуществления пассажирских перевозок на территории города;
2) утверждает планы строительства и реконструкции городских автомобильных дорог;
3) принимает решение о создании мест культурно-массового отдыха;
4) определяет порядок организации благоустройства территории города, озеленения, охраны зеленых насаждений и водоемов;
5) устанавливает порядок присвоения наименования улицам, другим частям города площадям, переулкам, скверам, бульварам, паркам, населенным пунктам) и нумерации домов;
6) принимает решения о переименовании улиц и других частей города, расположенных на территории города;
7) устанавливает порядок предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда;
8) устанавливает по представлению Администрации города учетную норму площади жилого помещения и норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
7. Полномочия Городской Думы по управлению и распоряжению муниципальной собственностью:
1) устанавливает порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью;
2) принимает решение о создании органа по управлению муниципальным имуществом и утверждает положение об этом органе;
3) принимает решение о необходимости создания за счет средств городского бюджета муниципальных предприятий, учреждений и других организаций, согласовывает их реорганизацию и ликвидацию;
4) утверждает перечень объектов муниципальной собственности, не подлежащих приватизации, а также перечень объектов муниципальной собственности, передача которых во владение, пользование, хозяйственное ведение или оперативное управление может осуществляться только с согласия Городской Думы;
5) устанавливает порядок представления отчетности о работе органов, осуществляющих правомочия собственника, о состоянии муниципальной собственности, ее регистрации, приватизации и иных вопросах в отношении муниципальной собственности;
6) определяет в соответствии с законодательством условия приобретения, создания, преобразования объектов муниципальной собственности;
7) устанавливает в соответствии с законодательством порядок назначения на должность и освобождения от должности руководителей муниципальных предприятий, учреждений, организаций;
8) утверждает положение о муниципальном заказе.
8. Полномочия Городской Думы в области землепользования, природных ресурсов и охраны окружающей природной среды:
1) определяет порядок управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;
2) устанавливает в соответствии с законодательством порядок использования природных ресурсов;
3) устанавливает квоты на разработку находящихся на территории городского округа полезных ископаемых;
4) утверждает в соответствии с земельным законодательством порядок предоставления и изъятия земельных участков на территории городского округа;
5) устанавливает правила пользования водозаборными сооружениями, предназначенными для удовлетворения нужд населения, а также зоны санитарной охраны водных объектов в соответствии с требованиями санитарных норм;
6) утверждает документы зонирования территорий городского округа;
7) устанавливает порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий местного значения;
8) утверждает программы по использованию и охране земель на территории города;
9) устанавливает порядок осуществления муниципального земельного контроля;
10) рассматривает вопросы по установлению и изменению границ населенных пунктов на территории города и вносит предложения на рассмотрение Законодательного Собрания Нижегородской области;
11) устанавливает нормы отвода земель для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, гаражного строительства в соответствии с законодательством Российской Федерации;
12) устанавливает размеры земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, предоставляемых гражданам в собственность для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства в соответствии с законодательством;
13) устанавливает порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности;
14) устанавливает порядок проведения конкурсов на право выполнения землеустроительных и кадастровых работ, осуществляемых за счет городского бюджета.
9. Полномочия Городской Думы в сфере архитектуры, градостроительства и административно-территориального устройства:
1) утверждает генеральный план города;
2) принимает и вносит изменения в правила землепользования и застройки в границах городского округа и иные правовые акты в области градостроительства в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) утверждает документы территориального планирования городского округа;
4) утверждает градостроительную документацию о градостроительном планировании развития территории городского округа, населенных пунктов и об их застройке;
5) вносит представления в органы государственной власти Нижегородской области об установлении и изменении границ города.
10. Иные полномочия Городской Думы как представительного органа местного самоуправления определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними Уставом Нижегородской области, законами Нижегородской области и настоящим Уставом.
11. Для реализации полномочий, указанных в пунктах 1-10 настоящей статьи, рассмотрения иных вопросов, затрагивающих интересы городского округа или его жителей, Городская Дума вправе заслушать Мэра города, руководителей структурных подразделений Администрации города, руководителей муниципальных предприятий и учреждений.
Городская Дума в необходимых случаях вправе заслушать и иных лиц, если рассматриваемые вопросы затрагивают интересы городского округа или его жителей.
Статья 38. Проведение заседаний Городской Думы
1. Основной формой работы Городской Думы являются ее заседания. Заседание Городской Думы правомочно, если на нем присутствуют не менее двух третей от установленного числа депутатов.
2. Заседания Городской Думы являются, как правило, открытыми, могут быть очередными и внеочередными и проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. По решению Городской Думы может быть проведено закрытое заседание, как в целом, так и его части.
3. Первое заседание Городской Думы созывается не позднее трех недель с момента избрания двух третей от установленного числа депутатов Городской Думы, открывается Председателем городской избирательной комиссии и ведется старейшим по возрасту депутатом до избрания Председателя Городской Думы.
4. Очередные заседания Городской Думы могут продолжаться до трех рабочих дней с общей повесткой дня.
5. Внеочередные заседания созываются по инициативе Председателя Городской Думы, Мэра города или не менее одной трети от установленного числа депутатов. В последних двух случаях подается письменное заявление на имя Председателя Городской Думы, подписанное Мэром города или депутатами с перечнем предлагаемых к рассмотрению вопросов.
6. Для предварительного обсуждения вопросов повестки дня, выявления и согласования мнений депутатов могут проводиться рабочие заседания Городской Думы, на которых не принимаются какие-либо решения и не применяются нормы Положения о Городской Думе. Рабочие заседания могут быть закрытыми.
7. Порядок созыва, подготовки и проведения заседания, рассмотрения и принятия решений, участия в работе заседания комитетов, комиссий, групп и фракций, должностных лиц Администрации города, депутатов других органов местного самоуправления, органов государственной власти, представителей общественности, населения, а также правила организационно-технического обеспечения работы заседания устанавливаются Положением о Городской Думе.
Статья 39. Правовые акты Городской Думы
1. Городская Дума принимает в пределах своих полномочий нормативные и ненормативные правовые акты.
2. Нормативные правовые акты принимаются в форме постановлений, подписываются Председателем Городской Думы в течение трех рабочих дней со дня принятия и направляются Мэру города для подписания и обнародования.
3. Мэр города подписывает принятые Городской Думой постановления в течение трех рабочих дней со дня поступления документов на подпись и обнародует их в течение семи дней с момента подписания. В случае несогласия с постановлением Городской Думы Мэр города отклоняет постановление и возвращает его в Городскую Думу в течение десяти дней со дня поступления в Администрацию города с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если при повторном рассмотрении постановление будет принято большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов в ранее принятой редакции, оно считается принятым, подлежит подписанию Мэром города в течение семи дней со дня поступления документов на подпись и обнародуется в течение семи дней с момента подписания.
4. Ненормативные правовые акты Городской Думы принимаются Городской Думой в форме решений и подписываются Председателем Городской Думы в течение трех рабочих дней со дня принятия.
5. Правовые акты, принимаемые Городской Думой по вопросам ее компетенции, не могут ограничивать права и свободы граждан, организаций и объединений, установленные законом.
6. Порядок внесения проектов правовых актов в Городскую Думу и их принятие определяется Положением о Городской Думе.
7. Проекты нормативных правовых актов Городской Думы, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств городского бюджета, могут быть внесены на рассмотрение Городской Думы только по инициативе Мэра города или при наличии его заключения.
8. Официальное толкование правовых актов Городской Думы вправе давать только Городская Дума.
9. Председатель Городской Думы издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности аппарата Городской Думы.
Статья 40. Порядок вступления в силу и опубликования (обнародования) правовых актов Городской Думы
1. Правовые акты Городской Думы вступают в силу с момента их принятия.
2. Правовые акты Городской Думы о налогах и сборах вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
3. Правовые акты Городской Думы, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) .
4. Правовые акты Городской Думы, подлежащие публикации в соответствии с настоящим Уставом, публикуются в официальном периодическом печатном издании. Право выбора официального печатного органа, имеющего право на публикацию правовых актов, принадлежит Городской Думе или по ее указанию Председателю Городской Думы.
Статья 41. Отмена муниципальных правовых актов и приостановление их действия
1. Правовые акты Городской Думы, Председателя Городской Думы могут быть отменены или их действие может быть приостановлено:
1) Городской Думой, Председателем Городской Думы, принявшим (издавшим) соответствующий правовой акт;
2) судом;
3) уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации или уполномоченным органом государственной власти Нижегородской области - в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами Нижегородской области соответственно.
Статья 42. Контрольная деятельность Городской Думы
1. Городская Дума осуществляет контрольную деятельность по наиболее важным вопросам самоуправления городского округа с учетом разграничения полномочий органов местного самоуправления. Порядок осуществления контрольной деятельности устанавливается Городской Думой. Результаты контрольной деятельности Городской Думы заслушиваются и утверждаются на ее заседаниях.
2. В своей контрольной деятельности Городская Дума опирается на участие комитетов, комиссий, аппарата Городской Думы, органы государственной власти, органы территориального общественного самоуправления, депутатов и население.
3. Городская Дума вправе создавать специальные контрольные комиссии, приглашать независимых экспертов, назначать аудиторские проверки.
4. Городская Дума осуществляет контроль за деятельностью всех органов и должностных лиц местного самоуправления на территории городского округа. Объектом контроля являются выполнение городского бюджета, планов и программ экономического и социального развития городского округа, правовых актов Городской Думы, а также соответствие правовых актов органов местного самоуправления требованиям законности.
5. Органы местного самоуправления, должностные лица местного самоуправления, муниципальные предприятия и учреждения обязаны представлять в Городскую Думу, по ее требованию, требованию Председателя Городской Думы или комитетов и комиссий (в пределах их полномочий) , необходимую информацию и документы по вопросам местного значения.
Статья 43. Обеспечение деятельности Городской Думы
Организационное, информационное, правовое, хозяйственное, материально-техническое (в том числе транспортное) и иное обеспечение Городской Думы осуществляется аппаратом Городской Думы и, в необходимых случаях, соответствующими структурными подразделениями Администрации города. Расходы на содержание Городской Думы предусматриваются в бюджете городского округа отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.
Статья 44. Отношения Городской Думы с общественными объединениями (организациями) и органами территориального общественного самоуправления
1. Городская Дума взаимодействует с профсоюзами, другими общественными объединениями и организациями, благотворительными фондами, движениями и политическими партиями в соответствии с законодательством Российской Федерации и Нижегородской области.
2. Городская Дума содействует органам территориального общественного самоуправления в осуществлении их полномочий и координирует их деятельность. Представители органов территориального общественного самоуправления имеют право присутствовать на заседаниях Городской Думы и участвовать в ее работе в соответствии с Положением о Городской Думе.
Статья 45. Досрочное прекращение полномочий Городской Думы
1. Полномочия Городской Думы могут быть прекращены досрочно в случае:
1) принятия Городской Думой решения о самороспуске. При этом решение о самороспуске считается принятым, если за него проголосовало не менее трех четвертей от установленной численности депутатов Городской Думы;
2) предусмотренном статьей 73 Федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
3) вступления в силу решения Нижегородского областного суда о неправомочности данного состава депутатов Городской Думы, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;
4) в случае преобразования городского округа.
2. Досрочное прекращение полномочий Городской Думы влечет досрочное прекращение полномочий депутатов Городской Думы.
3. В случае досрочного прекращения полномочий Городской Думы, досрочные выборы в Городскую Думу проводятся в сроки, установленные федеральным законом.
Статья 46. Депутат Городской Думы, статус депутата
1. В Городскую Думу может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 21 года и обладающий избирательным правом.
2. Депутат избирается на срок полномочий Городской Думы. Полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы Городской Думы нового созыва, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий.
3. Депутаты осуществляют свои полномочия, как правило, без отрыва от производственной или служебной деятельности. Городская Дума вправе принимать решения о работе депутатов на постоянной (штатной) основе. Количество депутатов, работающих на постоянной (штатной) основе, не может превышать 10% от установленной численности депутатов, включая Председателя Городской Думы.
4. Депутат принимает участие в решении всех вопросов, отнесенных к полномочиям Городской Думы.
5. Права, обязанности и ответственность депутата, его основные правовые и социальные гарантии при осуществлении депутатской деятельности определяются федеральными законами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.