Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Городской Думы г.Дзержинска Нижегородской области от 27 июня 2007 г. N 221 "Об утверждении Генерального плана городского округа город Дзержинск"

2. Администрации города:

1) опубликовать Основные положения Генерального плана и карты (схемы), на которых отображена информация, предусмотренные частями 5 и 6 статьи 23 Градостроительного Кодекса РФ, согласно Приложению;

2) разместить на официальном сайте Администрации города положения Генерального плана и карты (схемы), на которых отображена информация, предусмотренные частями 5 и 6 статьи 23 Градостроительного Кодекса РФ;

3) разработать и утвердить План реализации Генерального плана в течение трех месяцев с момента принятия настоящего постановления.

3. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.

4. Настоящее постановление вступает в силу с момента его официального опубликования.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на комитет Городской Думы по строительству, архитектуре и землепользованию.

 

Председатель Городской Думы
И.А. Поляшов

Мэр города
В.В. Портнов

 

Генеральный план
городского округа город Дзержинск
(утв. постановлением Городской Думы
от 27 июня 2007 г. N 221)

ГАРАНТ:

Генеральный план в справочной правовой системе не приводится

Приложение

 

Основные положения
Генерального плана
городского округа город Дзержинск
(утв. постановлением Городской Думы
от 27 июня 2007 г. N 221)

 

Введение

 

Проект Генерального плана г.Дзержинска разработан Мастерской Генеральных планов МП ИРГ "НижегородгражданНИИпроект" на основании постановления Городской Думы г.Дзержинска N 295 от 22.07.99 г. и задания на разработку градостроительной документации, утвержденного заказчиком.

Предыдущий Проект Генерального плана г.Дзержинска был выполнен институтом "Гипрогор" г.Москва в 1973 году, утвержден 07.03.1973 г. К 2000 году истек срок реализации расчетного срока Генерального плана.

В 1992-1993 г.г. институтом "Гипрогор" было выполнено Технико-экономическое обоснование Генерального плана.

В ТЭО рассматривались варианты территориального развития города и его инфраструктуры.

Однако дальнейшая разработка Генерального плана не проводилась.

Изменение социально-экономической ситуации в стране, в конце 90х годов ХХ века, формирование новых отношений в сфере недвижимости и собственности, явилось причиной возникновения новых требований в градостроительной политике и изменения законодательной базы.

Настоящий Генеральный план разработан в соответствии с действующим законодательством, в том числе "Градостроительным Кодексом Российской Федерации" и другими действующими законодательными и нормативными актами Российской Федерации и Нижегородской области.

 

Основные задачи, решаемые Генеральным планом:

- создает основной градостроительный документ, определяющий в интересах населения и государства условия формирования среды жизнедеятельности;

- определяет направления и границы развития территорий города, с учетом особенностей социально-экономического развития, природно-климатических условий, прогноза изменения численности и демографического состава населения;

- устанавливает зонирование территории для различного функционального назначения и ограничения на использование территории для указанных зон;

- определяет основные направления и объемы развития инженерной и транспортной инфраструктуры;

- определяет принципиальное решение и размещение объектов социальной инфраструктуры городского значения;

- определяет основные принципы и направления производственного комплекса города, ориентируясь на достижения научно-технического прогресса и ресурсосберегающие технологии;

- устанавливает меры по защите территории от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- определяет градостроительные требования к сохранению объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий, экологическому санитарному благополучию;

- определяет прогнозные объемы и темпы жилищного строительства; структуры жилья, с учетом социально-направленной экономической политики, ориентированной на рыночную экономику;

- определяет резервные территории для развития города.

 

Основными принципами, определяющими принятые решения Генерального плана являются:

- обеспечение устойчивого развития города во взаимосвязи с прилегающими территориями;

- ресурсный подход и принцип самодостаточности в определении возможностей развития города;

- компактное развитие городской застройки;

- ограничение территориального развития промышленных зон;

- создание условий для экологически благоприятного и безопасного проживания населения;

- создание условий и правовой базы развития предпринимательства и бизнеса в области градостроительной деятельности и земельных отношений.

 

I. Анализ современного состояния

 

Муниципальное образование Дзержинск - город областного значения входит в состав Нижегородской области.

В действующем Уставе Нижегородской области выделен Дзержинский округ, включающий в себя муниципальное образование Дзержинск. В границах существующей городской черты город занимает территорию 42 тыс.га.

Дзержинск расположен к западу от областного центра - Нижнего Новгорода на левом берегу реки Оки в нижнем ее течении.

Дзержинск - второй по численности населения после Н.Новгорода город Нижегородской области. Он является одним из крупнейших центров химической промышленности России, одним из важнейших центров системы расселения Нижегородской области.

Районные центры прилегающих районов - г.Балахна, г.Володарск, г.Богородск, находятся в радиусе не более 20 км от границ г.Дзержинска и имеют с ним удобную транспортную связь.

С севера, северо-запада и запада к территории города прилегают земли лесов 1 группы, входящие в состав Балахнинского лесхоза (Козинского, Лукинского, Московского лесничеств), а также Гороховецкого военлесхоза.

Городская черта муниципального образования г.Дзержинск фактически включает в себя пригородную зону города. В состав муниципального образования входят жилые, производственные, рекреационные и прочие зоны.

В состав муниципального образования г.Дзержинск входят подчиненные населенные пункты Бабинского, Пырского, Гавриловского, Горбатовского, Желнинского поселковых советов.

На территории Дзержинского лесхоза выделены Государственные памятники природы областного значения: "Территория Желнино-Пушкино-Сейма", "Болото Пырское с озером Пырским".

Леса, расположенные в пределах городской черты, выполняют санитарно-защитную функцию.

Выгодное географическое расположение г.Дзержинска, его производственный потенциал являются предпосылкой к его перспективному экономическом развитию.

Климат г.Дзержинска умеренно-континентальный с умереннохолодной зимой и теплым неустойчивым летом.

В процессе проведения градостроительной оценки выполнен анализ территории города по ряду факторов, нашедший отражение в схемах:

- "Ландшафтно-архитектурный анализ территории";

- "Архитектурно-планировочная оценка территории";

- "Анализ социальных условий развития города";

- "Анализ инженерно-геологических и физико-геологических условий".

По типам ландшафта на территории г.Дзержинска можно выделить урбанизированный ландшафт селитебной и промышленных зон и природный ландшафт лесных и пойменных территорий.

Зрительное восприятие ландшафта наиболее благоприятно в зоне р.Оки.

По ценности природного ландшафта можно выделить территорию зоны отдыха в пойме р.Оки, включающую государственный памятник природы областного значения "Территорию Желнино-Пушкино-Сейма", а также земли, принадлежащие Дзержинскому лесничеству и государственный памятник природы "Болото Пырское с озером Пырским".

Градостроительное зонирование и оценочные показатели градостроительной оценки территории показаны на схеме "Градостроительная ценность территории".

Предложенное зонирование территории по градостроительной ценности позволит Администрации города во избежание непоправимых градостроительных ошибок запретить или ограничить размещение или приватизацию отдельных объектов в качественно различных по значению зонах города, приводящих к снижению качественного уровня среды.

 

II. Основные направления градостроительного развития

 

2.1. Демографический прогноз численности населения

 

Население г.Дзержинска и подчиненных ему населенных пунктов на 01.01.2003 г. составило по данным Нижегородского областного Комитета государственной статистики 281,4 тыс. человек, в том числе:

- г. Дзержинска - 271,0 тыс. человек;

- подчиненных городу населенных пунктов - 10,4 тыс. человек.

 

Прогнозируемая численность населения проектом принимается:

На расчетный срок (2020 год):

- население (всего) - 275,0 тыс. человек,

в том числе:

- г. Дзержинск - 265,0 тыс. человек,

подчиненные городу населенные пункты - 10,0 тыс. человек.

 

2.2. Проектная организация территории

 

1) основные задачи и принципы разработки проекта

Основными задачами проекта являются:

- определить долгосрочные направления градостроительной деятельности, обеспечивающие устойчивое развитие города и прилегающих территорий;

- показать возможность поэтапной реализации градостроительных и инвестиционных проектов, соблюдая баланс частных, общественных и государственных интересов.

В основу проектной организации территории города заложены следующие основные принципы:

- четкое функциональное зонирование;

- сохранение ценной исторической планировочной структуры и застройки;

- экономически обоснованный выбор направлений территориального развития;

- создание экологически благоприятных условий проживания населения;

- развитие транспортной и инженерной инфраструктуры;

- сохранение и развитие природной экосистемы;

- формирование рациональной социальной инфраструктуры;

- обеспечение безопасности проживания населения;

2) архитектурно-планировочное решение

Предлагаемое в проекте архитектурно-планировочное решение учитывает сложившуюся градостроительную ситуацию.

Основными планировочными осями широтного направления, оказывающими определяющее влияние на формирование системы застройки территории г.Дзержинска, являются:

- берег р.Оки;

- железная дорога Москва-Н.Новгород;

- автодорога Москва-Н.Новгород.

Структура застройки города, подчиняясь этим основным направлениям, развивается вдоль центральной оси - железной дороги и ограничена с севера трассой Московского шоссе, с юга берегом р.Оки.

В пределах городской черты четко определилось разделение на селитебные и промышленные зоны.

Селитебные зоны состоят из собственно городской застройки г.Дзержинска и нескольких небольших населенных пунктов.

Особую ценность представляет планировочная структура городского центра. В проекте предусматривается сохранение архитектурно-пространственной системы старой центральной части, ее масштаба.

Главным композиционным центром города остается площадь Дзержинского с расходящимися от нее лучами улиц.

Проспект Циолковского, проходящий параллельно железной дороге - главная композиционная ось, связывающая старый и новый центры города, на которую нанизаны несколько существующих и новых площадей.

Получает дальнейшее развитие застройка юго-западных микрорайонов.

Из центральной части города предусматриваются дополнительные выходы к берегу р.Оки, где формируется зона отдыха и городских пляжей с использованием пойменных территорий, а также продолжение набережной.

Новое строительство в городе предусматривается как на имеющихся в небольшом количестве свободных территориях, так и на основе ветхой и реконструкции малоценной застройки, в том числе кварталов "народной стройки".

На первую очередь предусматривается строительство микрорайона "Комсомольский" по ул.Буденного и завершение ранее начатого строительства по ул.Петрищева.

Резервные территории под секционную застройку расположены в западной части города на замыкании пр.Циолковского.

Система застройки г.Дзержинска характерна наличием небольших населенных пунктов, окружающих многоэтажную городскую застройку и промышленные зоны.

Вдоль Московского шоссе расположен ряд поселков. Наиболее крупный из них - Пыра с Пырскими двориками. Более мелкие - Лесной, Гнилицкие дворики, Северный, Лесная поляна. В каждом из этих поселков, тяготеющих к федеральной автотрассе, развивается система придорожного сервиса.

В юго-восточной части территории к югу от восточной промзоны у берега реки Оки расположены населенные пункты: Бабино, Колодкино, Юрьевец, Игумново, Петряевка, Ляхановка, Дачный. Эти населенные пункты сформировались на границе промышленной зоны как рабочие поселки, перемежающиеся массивами коллективных садов. Проектом предлагается упорядочение структуры застройки этих поселков, развитие системы обслуживания.

В юго-западной части территории расположен п.Желнино. Территориальное развитие этого населенного пункта ограничено природными факторами, новое строительство здесь ведется за счет уплотнения и обновления сложившейся застройки, с сохранением ценной исторической среды.

В восточной части территории обособленно расположены поселки Гавриловка и Горбатовка, примыкающие к городской черте Н.Новгорода. Предлагается развитие этих поселков и создание дополнительных связей с центром.

Площадка нового коттеджного строительства на первую очередь размещается в районе пос.Свердлова.

На расчетный срок проектом предлагаются новые площадки коттеджного строительства в районе поселков Дачный, Юрьевец, Гавриловка, Горбатовка.

В комплексе с жилищным строительством в городе и во всех населенных пунктах предусматривается развитие структуры центров и подцентров обслуживания, объединенных системой транспортных и пешеходных связей.

Промышленные зоны складываются из Восточной промзоны, территория которой вытянута вдоль железной дороги, Западной промзоны, приближенной к Московскому шоссе и примыкающих к застройке г.Дзержинска коммунально-складских зон.

Развитие производственных зон предусматривается в пределах уже сформированных промышленных и коммунально-складских территорий.

Новые площадки отведены под мусороперерабатывающий завод и полигон ТБО.

Как резервная территория выделена площадка восточнее Нижегородского шоссе.

Для каждой промзоны устанавливается единая санитарно-защитная зона, учитывающая все источники и виды загрязнения внешней среды, исключая их влияние на жилую застройку.

За расчетный срок предусматривается преобразование территории примыкающей к берегу р.Оки коммунальной зоны в коммерческо-деловой центр с созданием благоустроенной озелененной набережной.

Рекреационные территории в пределах городской черты объединяются в единую систему, включающую существующие и проектируемые зеленые насаждения, в том числе парки, скверы, набережные, пойменные территории реки Оки, малые реки, леса и многочисленные озера.

Территория к северу от Московского шоссе, занятая лесами и болотами, сохраняет сложившееся использование.

Территориальное развитие города происходит в границах существующей городской черты.

 

2.3. Зонирование территории

 

На территории города Дзержинска выделены следующие зоны:

1) жилые зоны

В их состав входят территории, функционально используемые для постоянного и временного проживания населения, включающие жилую и общественную застройку.

Жилая зона включает в себя кварталы разноэтажной секционной, усадебной и коттеджной застройки с объектами культурно-бытового и коммунального обслуживания с небольшими производственными предприятиями, не имеющими зон вредности.

К жилой зоне относятся также территории садоводческих товариществ;

2) общественно-деловые зоны

В их состав входят территории общественно-делового, коммерческого центра; территории объектов здравоохранения; территории образовательных учреждений; территории культовых и спортивных сооружений.

Кроме того, к ним же относятся территории общественно-деловых и коммерческих зон прибрежных поселков. В поселках, расположенных вдоль федеральной трассы М-7, выделены территории центров с элементами придорожного сервиса;

3) рекреационные зоны

В их состав входят территории зеленых насаждений общего пользования (парки, скверы, бульвары, набережные); леса Гослесфонда Дзержинского лесхоза и Гороховецкого военлесхоза; припойменные территории реки Оки, многочисленные водоемы (река Ока; малые реки Совец, Ржавка, Волосяница, Пыра; озера Пырское, Святое и другие).

Кроме того, в состав рекреационных зон входят учреждения отдыха, расположенные в припойменной территории реки Оки, а также дендрарий и питомник;

4) зоны инженерной и транспортной инфраструктуры

В их состав входят зоны внешнего автомобильного транспорта (автомагистрали М-7 Москва-Пекин, объездной дороги Н.Новгорода); зоны внутреннего автомобильного транспорта - коридоры автомагистралей городского и районного значения в границах красных линий улиц; полоса отвода железной дороги.

Кроме того, зона инженерной инфраструктуры включает территории взрывоопасной зоны от магистрального газопровода, коридоры ЛЭП, территории водозаборов, санитарно-защитные зоны, шумовые зоны.

5) производственные зоны

В их состав входят территории занятые промышленными, коммунальными и складскими территориями;

6) охраняемые территории

К ним относятся территории памятника природы; охранная зона памятника природы; историко-архитектурная охранная зона; водоохранная зона; охранные зоны от магистральных сетей водовода; 1, 2, 3 пояса зоны санитарной охраны источника водоснабжения;

7) зоны режимных территорий

В их состав в границах городской черты г.Дзержинска входят территории воинских частей и ИТК;

8) зоны спецназначения

В их состав в границах городской черты г.Дзержинска входят территории кладбищ, свалок и отстойников.

 

2.4. Жилой фонд

 

Жилой фонд г. Дзержинска и подчиненных ему населенных пунктов в настоящее время составил 5290 тыс. м2 общей площади, в том числе:

- г. Дзержинска - 5045 тыс. м2 общей площади;

- подчиненных городу населенных пунктов - 245 тыс. м2 общей площади.

Средняя обеспеченность общей площадью на 1 человека - 19,6 м2, в том числе:

- в г. Дзержинске - 19,3 м2;

- в подчиненных городу населенных пунктах - 25,8 м2.

В результате анализа современного состояния жилищного фонда можно сделать следующие выводы:

1) жилой фонд г.Дзержинска в основном каменный - 98,3 %; в подчиненных городу населенных пунктах каменный жилой фонд составляет около 45 %;

2) 4-5 этажный, а также 6-ти этажный и более жилой фонд г. Дзержинска превалирует и составляет 88,5 %; в подчиненных городу населенных пунктах 1- этажный жилой фонд составляет более 80 %, остальной - преимущественно 2-х этажный;

3) по амортизации строений жилой фонд города в основном капитальный, ветхого жилья в настоящее время 7,5 тыс. м2 или 0,15 %;

4) обеспеченность г. Дзержинска всеми видами инженерного оборудования - от 95 % до 98 %, в подчиненных городу населенных пунктах наибольший процент обеспеченности центральным отоплением - 84 %, газом - более 50 %, а канализацией и водопроводом - от 33 % до 36 %.

Таким образом, жилой фонд г. Дзержинска и подчиненных ему населенных пунктах находится в хорошем состоянии.

 

Жилищное строительство предполагается вести как на свободных территориях, так и на реконструкции со сносом ветхого жилого фонда, а также с уплотнением уже сложившейся застройки.

Новое строительство предусматривается на следующих территориях:

 

Секционное:

1) микрорайон "Комсомольский";

2) квартал в районе ул. Петрищева и проспекта Ленинского комсомола;

3) микрорайон "Западный-3";

4) достройка микрорайонов "Западный-2", "Прибрежный";

5) выборочное строительство в г. Дзержинске;

 

Индивидуальное:

6) в районе пос. Свердлова;

7) в поселках Горбатовка, Гавриловка, Петряевка, Дачный.

 

2.5. Предприятия обслуживания

 

Система обслуживания г.Дзержинска охватывает как селитебные территории города и подчиненных ему населенных пунктов, так и производственные территории, зоны отдыха, зоны внешнего транспорта.

Учреждения г.Дзержинска обслуживают население самого города и прилегающих поселков, а также соседнего Володарского района, имеющего с городом удобную транспортную связь.

Административный центр города сложился на центральной площади - пл. Дзержинского. В его состав входят: здания городской Администрации, почтамт, торгово-промышленная палата и ряд других административных и деловых объектов.

Торговые центры сформировались вдоль одной из основных планировочных осей города пр. Циолковского на пересечениях его с ул. Гайдара, пр. Ленинского Комсомола, бульвара Химиков.

Кроме того, в городе имеются учреждения и центры обслуживания:

- культурно-зрелищные (на пл. Дзержинского, пл. Свадебной, пл. Театральной, пл. Ленина и пр.);

- физкультурно-спортивные (на ул. Урицкого, ул. Галкина, м-н Западный);

- лечебно-оздоровительные (больничный городок на ул. Пирогова, больничный комплекс на ул. Госпитальной и пр.);

- массового отдыха (в районе Дзержинского затона, на оз. Святое, в Центральном парке и пр.).

Проектом предлагается расширение и развитие системы центров обслуживания.

Административно-деловой центр сохраняется на пл. Дзержинского, развиваясь в пределах исторической части (в границах ул. Октябрьская, Грибоедова, Маяковского, Клюквина).

 

Торговые и коммерческо-деловые центры сосредотачиваются на пересечении основных магистральных улиц и пешеходных связей.

Центры массового отдыха, физкультуры и спорта развиваются с учетом использования сложившейся структуры и перспективы развития застройки, использования природного ландшафта и рекреационных территорий.

В промышленных районах Западной и Восточной промзон предусматривается развитие сети учреждений обслуживания работающих на предприятиях. Центры обслуживания в промышленных зонах приближены к транспортным и пешеходным связям, остановкам общественного транспорта.

Одной из специфических особенностей планировочной структуры г. Дзержинска является прохождение по территории магистральной трассы дороги Федерального значения - Московского шоссе.

В расположенных вдоль магистрали поселках - Пырские дворики, Гнилицкие дворики, Северный, Лесная поляна, Северный - размещаются учреждения обслуживания, относящиеся к системе придорожного сервиса: предприятия торговли и общественного питания, гостиницы, автосервис.

В целом проектом предлагается создание единой комплексной системы обслуживания населения, учитывая потребность и радиусы доступности учреждений всех уровней.

 

Расчет учреждений культурно-бытового обслуживания

эпизодического и периодического спроса

 

NN
пп
Наименование Един. изм. Сущест.
сохран.
Всего
по проекту
% обеспеченности
(в настоящее время)
1. Внешкольные
учреждения
(худ.,муз.школы,
дома детского
творчества)

учреждения

7

8

87.5
2. Общеобразовательные
школы
Мест 29947 29947 126.2
3. Больницы и прочие
стационары
Коек 1860 2460 103.3
4. Поликлиники посещ. в смену 3875 6480 93
5. Станции скорой
помощи
бригад 24 40 92.3
6. Санатории и
профилактории
Мест 1300 1400 Не
нормируется
7. Спецшколы и
спецдома (детские)
Мест 500 500 Не
нормируется
8. Детские дома Мест 191 294 64.9
9. Высшие учебные
заведения
Мест 1500 1500 Не
нормируется
10. Средние специальные
и профессиональные
учебные заведения

Мест

6460

6460
Не
нормируется
11. Бассейны крытые м2 зерк. Воды 1750 3350 52
12. Спортивные залы м2 площ. Пола 13750 15910 87
13. Стадионы мест на
трибунах
18500 18500 119
14. Театры Мест 875 1044 83.9
15. Кинотеатры единиц 2 3 76
16. Дома культуры,
клубы
единиц 1 52 1.9
17. Культурно -
развлекательные
комплексы
Мест 200 1000 20
18. Магазины
продовольственных и
непродовольственных
товаров
м2 торг. площ.
21440

51340
136
19. Предприятия
общественного
питания
пос. мест 350 950 52
20. Рынки м2 торг. площ. 3400 5400 138.2
21. Парки культуры и
отдыха
единиц 1 3 33
22. Гостиницы Мест 600 1100 55
23. Бани,
банно -
оздоровительные
комплексы
Мест 350 800 43
24. Предприятия
бытового
обслуживания
раб. Мест 815 1015 65
25. Пожарные депо
Всего:
в том числе:
- обслуживающих
город
Машин
76

18
88 86

 

2.6. Природный комплекс, зеленые насаждения общего
пользования

 

Территория природного комплекса подразделяется на три подсистемы:

- подсистемы непрерывного репродуцирования, регенерации природных факторов, создающих экологическое равновесие и улучшающих окружающую среду;

- подсистему "буферных зон";

- подсистемы наибольшей хозяйственной активности.

Взаимоотношение трех подсистем должно приводить к экологическому равновесию и формированию оптимальных территориально-планировочных решений, опираясь на природный комплекс.

Современное состояние территорий природного комплекса г.Дзержинска можно считать неудовлетворительным.

Под воздействием промышленных, транспортных, сельскохозяйственных загрязнений окружающей среды, неорганизованного отдыха происходит деградация природных и озелененных территорий города.

Существующая территория природного комплекса составляет 21,85 тыс.га и включает:

- лесов и лесопарков - 19,3 тыс.га;

- озелененных территорий (парков, скверов, бульваров, спортивных зон) - 0,15 тыс.га;

- коллективных садов - 1,3 тыс.га;

- водных пространств - 1,1 тыс.га.

Особенностью застройки г.Дзержинска является функционирование двух крупных промышленных зон: Западной и Восточной. В первую входят ПО "Заря", завод Свердлова; во вторую - преимущественно предприятия химического профиля: ПО "Корунд", "Синтез", "Пластик", "Оргстекло" и другие.

Большая часть природного комплекса подвержена вредному влиянию выбросов химического производства.

Природный комплекс богат водными пространствами. Основной водной артерией, подчиняющей себе в визуальном отношении огромные пространства, является река Ока, образующая в районе города большую излучину.

В северной части среди лесов расположено озеро Пырское.

Значительные площади в пределах левобережья занимают болота.

Все леса Дзержинского лесхоза отнесены к 1 группе. Практически вся территория 2-х лесничеств (Дзержинского и Игумновского) находится в зоне воздействия промышленных выбросов химических предприятий. Кроме того, значительная рекреационная нагрузка на относительно неустойчивые лесные экосистемы требует увеличения лесопарковой части зеленой зоны.

Сложившуюся систему зеленых насаждений общего пользования составляют отдельные парки, скверы, бульвары, городские леса.

 

Проектом предлагается сохранение и развитие системы зеленых насаждений города.

Используя естественный природный комплекс, создается единая рекреационная система, объединенная элементами экологического каркаса.

Увеличение площади зеленых насаждений достигается за счет включения природного парка вдоль реки Оки от пос.Желнино до затона Дзержинского. А также создание озелененной набережной реки Оки вдоль перспективного административно-делового центра, включая выход к реке пос.Дачный.

Проектом предусматривается новое строительство территорий зеленых насаждений общего пользования - 380 га.

Кроме того, для кратковременного летнего и зимнего отдыха предполагается использовать территории лесов, входящих в городскую черту. Припойменные территории реки Оки также должны использоваться для кратковременного и длительного (в домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях) отдыха. На территории памятника природы должен соблюдаться режим эксплуатации памятника. В районе Дзержинского затона организуется благоустроенная пляжная зона.

 

2.7. Охрана историко-культурного наследия

 

Город имеет богатое историко-культурное наследие. Дзержинск выгодно отличается от многих городов тем, что его развитие осуществлялось целенаправленно и комплексно, согласно Генеральным планам. В архитектурном облике города (старая его часть постройки 30-50-х годов прошлого века) было достигнуто определенное композиционное единство.

Несмотря на то, что город не относится к разряду исторических городов, в границах городской черты выделены 3 историко-архитектурные охранные зоны: в центральной части города, в центральной части пос.Желнино, пос.Свердлова.

В настоящее время в Государственные списки памятников истории и культуры Нижегородской области внесены:

- памятники истории - 10 единиц;

- памятники градостроительства и архитектуры - 29 единиц, включая 2 опоры ЛЭП архитектора Шухова в излучине реки Оки;

- памятники искусства - 3 единицы.

На территории пос.Гариловка имеется 13 стоянок первобытного человека.

Всего в сводном перечне памятников истории и культуры г.Дзержинска по состоянию на 1 января 2001 года находится 45 объектов.

В процессе разработки Генерального плана был выполнен анализ историко-культурного наследия. Территории и объекты, представляющие историко-архитектурную ценность, были учтены при определении градостроительной ценности территории и при проведении комплексной оценки территории.

Проектом предусматривается сохранение памятников истории и архитектуры, а также ценной городской среды, создающей своеобразный облик города. Предусматривается сохранение сложившейся ценной планировочной структуры, богатого природного ландшафта.

 

2.8. Производственный комплекс

 

Проектом предусматривается сохранение и развитие промышленного потенциала города.

Проектные предложения ориентируются на процесс стабилизации и последующий подъем экономики страны.

В проекте заложены следующие основные принципы развития промышленно-коммунальных территорий:

- упорядочение зонирования территории промышленных и коммунальных зон;

- ликвидация вредного воздействия на жилые и рекреационные зоны;

- вынос и перепрофилирование предприятий центральной части города;

- реконструкция предприятий прибрежной территории р. Оки с созданием непрерывной системы набережных;

- максимальное использование освобождаемых от предприятий территорий для создания системы центров обслуживания и озеленения;

- более интенсивное использование существующих производственных территорий для развития производственного и научного комплекса;

- резервирование территорий в восточном промрайоне для размещения перспективных инвестиционных проектов, в т.ч. промышленных предприятий и логистических комплексов.

 

Характеристика промышленно-коммунальной зоны

 

N
п/п
Наименование Специализация Возможность развития
1 2 3 4
1 Западный промрайон, в том числе:
  Промышленная зона Промышленная, НИИ Расширение территорий предприятий
не предусматривается.
Развитие производства и размещение
новых производств возможно
в пределах промлощадок
  Северо-западная
коммунальная зона
Промышленно-комму
нальная
Требует упорядочения и более
рационального использования
территории
  Западная
коммунальная зона
Коммунальная Требует упорядочения и более
рационального использования
территории
2 Центральная часть
города
Промышленная, НИИ Требует выноса или
перепрофилирования производств,
оказывающих вредное влияние на
жилую застройку
3 Восточный промрайон, в том числе
  Промышленная зона
северная часть
Промышленная, НИИ Требует упорядочения и более
рационального использования
территории. Имеет резервы
развития
  Коммунальная зона
северная часть
Промышленно -
коммунальная
Требует упорядочения и более
рационального использования
территории
  Промышленная зона
южная часть
Промышленная Требует упорядочения и более
рационального использования
территории
  Коммунальная зона
южная часть
Коммунальная Требует упорядочения и более
рационального использования
территории
4 Предприятия
поселков
Промышленно -
коммунальная
Требует более рационального
использования территории

 

На базе существующих предприятий предлагается создание комплекса с оптимальным соотношением крупного, среднего и мелкого производства с внедрением энергосберегающих технологий. Сохраняется многоотраслевое направление развития промышленного производства на предприятиях различной формы собственности.

Резервные площадки для размещения предприятий на химической промышленности предусматриваются в Восточном промышленном районе.

На предприятиях предусматривается ликвидация источников вредности, влияющих на жилую застройку. Санитарно-защитные зоны от предприятий организуются с условием исключения влияния их на жилую застройку.

При невозможности соблюдения этих требований предприятия намечаются к перепрофилированию, ликвидации или переносу на другую территорию.

 

III. Улично-дорожная сеть и транспортное обслуживание

 

3.1. Внешний транспорт

 

Город Дзержинск расположен на важных железнодорожных, автомобильных и водных путях. По территории г.Дзержинска в широтном направлении проходит двухпутная электрифицированная железнодорожная магистраль Москва - Нижний Новгород - Киров, протяжение линии в пределах городской черты составляет 22 километра. Пассажирооборот по остановочным пунктам, действующим в пределах города составляет около 5,0 млн. пассажиров в год.

Ближайший к городу аэродром расположен на юго-западной окраине г.Н.Новгорода в 25 км от центра города Дзержинска.

Порт "Дзержинск" расположен в черте города на левом берегу реки Оки на расстоянии 45 км от устья. В систему порта входит два грузовых района - Дзержинский, находящийся в створе ул.Черняховского; Игумновский, находящийся на берегу Бабинского затона.

Основные автодороги, подходящие к городу: Москва - Нижний Новгород, магистральная дорога международного значения федерального подчинения, I технической категории (М7); Нижний Новгород - Казань, магистральная дорога международного значения федерального подчинения, является продолжением дороги Москва - Нижний Новгород, I технической категории. Проектом предлагается продолжение строительства объезда г.Н.Новгорода в северном направлении.

 

3.2. Уличная сеть и городской транспорт

 

Уличная сеть города Дзержинска представляет собой хорошо развитую радиально-полукольцевую систему улиц. Большинство улиц благоустроено, имеет асфальтовое покрытие проезжих частей и тротуаров.

 

Сложившаяся сеть магистральных улиц и дорог в городе не в полной мере отвечает современным требованиям организации движения транспорта и пешеходов.

Большинство существующих магистралей узкие, имеют недостаточную ширину проезжей части.

Отсутствие многоуровневых транспортных развязок на пересечениях напряженных магистральных улиц и пересечений с железными дорогами сказывается на снижении скорости транспортных потоков.

Проектом предлагается расширение и совершенствование улично-дорожной сети.

 

Значение магистралей Протяженность, в целом по городу (км)
  I очередь Расчетный срок
Магистральные улицы
общегородского значения
84,5 96
Магистральные улицы
районного значения
62 78,5
Жилые улицы 34,5 37,5
Итого: 181 212

 

Предлагается строительство объезда города в западном направлении, продолжение Заревской объездной дороги за расчетный срок, которая выходит на Решетихинское шоссе. Протяженность составляет - 13,9 км.

Проектом предусмотрено строительство двух транспортных развязок в разных уровнях на пересечении магистральных улиц с железной дорогой. На расчетный срок - в створе ул.Гайдара, за расчетный срок - при пересечении объездной дороги с железнодорожной магистралью.

В настоящее время в городе существует 4 вида общественного транспорта: трамвай, троллейбус, автобус, электрифицированная железная дорога в пределах городской черты.

Объем перевозок и распределение их по видам транспорта, согласно данным на исходный год разработки генплана, представлены в таблице:

 

NN
п/п
Вид транспорта Перевезено
пассажиров в
млн. пасс
Удельный вес в
перевозках
пассажиров в %%
1 Трамвай 75,055 45,2
2 Троллейбус 65,855 39,6
3 Автобус 24,279 14,6
4 Электрифицированная ж.д. 1,0 0,6
  Всего по городу: 166,189 100

 

Дополнительно к перечисленному выше муниципальному транспорту в городе существует частный транспорт - маршрутные такси и арендные троллейбусы.

Для передвижений рабочих в часы пик в восточную промзону необходимо предусмотреть дополнительные маршруты.

В центральной части г. Дзержинска транспортная система обеспечивает нормальные условия обслуживания населения.

Внутригородские трамвайные перевозки пассажиров г. Дзержинска организованы на 4-х маршрутах.

В городе имеется два трамвайных депо. Основной вид производства - перевозка пассажиров и ремонт подвижного состава.

На I очередь проектом предлагается демонтаж трамвайной линии по ул.Гайдара, ул.Чапаева до пр.Дзержинского, общей протяженностью - 4,7 км.

Троллейбусное движение в г.Дзержинске организовано на 6-и маршрутах. Протяженность линии троллейбуса - 24,5 км.

На I очередь проектом предлагается строительство троллейбусной линии по улицам, на которых демонтируется трамвайная линия, по ул.Гайдара от пр.Циолковского, по ул.Чапаева и по ул.Черняховского до пр.Дзержинского, общей протяженностью - 3,8 км. На расчетный срок предлагается продлить линию троллейбуса от пр. Циолковского в западный район.

 

3.3. Сооружения транспортного обслуживания

 

В связи с тем, что потребность в строительстве новых машино-мест для индивидуального транспорта постоянно увеличивается и на I очередь возрастет в 1,6 раза по сравнению с существующим положением, а на расчетный срок более чем в 2,2 раза, строительство одноэтажных боксовых гаражей неэффективно.

Проектом предусматривается новое строительство гаражей в 2-3 уровня.

Размещение мест хранения автомобилей на территории коттеджной и малоэтажной застройки усадебной застройки предусматривается на индивидуальных приусадебных участках.

Во вновь строящихся секционных жилых домах, по возможности, предусматриваются подземные и полуподземные гаражи-стоянки.

 

IV. Инженерное оборудование

 

4.1. Водоснабжение

 

Проектом сохраняется существующая объединенная система хозяйственно-питьевого производственно-противопожарного водопровода.

Подача воды в систему городского водоснабжения будет осуществляться от существующих источников

Для улучшения водоснабжения города проектом предусматривается:

1) реконструкция систем подготовки воды с применением современных и эффективных методов очистки воды в соответствии с действующим санитарным законодательством;

2) строительство второй очереди грунтового водозабора;

3) капитальный ремонт и реконструкция магистральных водоводов и разводящих сетей с учетом их санитарно-технического состояния;

4) строительство новых сетей.

 

4.2. Канализация

 

Проектом сохраняется существующая схема канализации с отведением бытовых и производственных стоков на существующие районные очистные сооружения. Производственные сточные воды подаются на районные очистные сооружения только после их очистки на локальных очистных сооружениях.

Проектом предусматривается:

1) реконструкция районных очистных сооружений;

2) реконструкция и капитальный ремонт канализационных сетей с учетом их санитарно-технического состояния;

3) строительство сливной станции для приема стоков от индивидуальной жилой застройки;

4) выполнение комплекса технических и природоохранных мероприятий по ликвидации сброса неочищенных и недостаточно-очищенных сточных вод промышленных предприятий в р.Оку и р.Пыру.

На расчетный срок строительства индивидуальную жилую застройку города и подчиненных ему населенных пунктов предлагается обеспечить централизованной канализацией.

 

4.3. Дождевая канализация

 

В настоящее время закрытой сетью дождевой канализации обеспечена лишь часть городских улиц, поверхностный сток с территории города без очистки сбрасывается в пойму р.Оки. В проекте принята раздельная закрытая система дождевой канализации с учетом существующей сети. Отвод основной массы поверхностного стока производится по схеме: лоток проезжей части, дождеприемник, соединительная ветка, местный водоток, главный коллектор, распределительная камера, очистные сооружения, выпуск в водоем.

 

4.4. Теплоснабжение

 

Существующие котельные в старой части города постепенно реконструируются, где это возможно или строятся вновь. Некоторые из них имеют резервы по мощности, что позволяет подсоединять к ним намечаемые объекты к строительству, если они находятся вблизи данных источников тепла.

Ввиду большого износа магистральных сетей от ТЭЦ проектом предусматривается реконструкция теплосетей.

 

4.5. Газоснабжение

 

Газификация г.Дзержинска и подсоединенных городу населенных пунктов Горбатовки, Гавриловка, Петряевки и Дачного осуществляется на базе природного и сжиженного газа.

Газоснабжение перспективной застройки г. Дзержинска решается от существующих газопроводов. Дома повышенной этажности оборудуются электроплитами.

 

4.6. Электроснабжение и связь

 

Электроснабжение города осуществляется от местных источников (ТЭЦ) и от понизительных подстанций системы ОАО "Нижновэнерго". В городе начато создание аналого-цифровой сети связи.

 

V. Инженерная подготовка территории

 

По данным "Гидропроекта" расчетные отметки максимальных уровней воды в р.Оке в створе у пристани в условиях Чебоксарского водохранилища составляет 78,2 мБС - 1 % обеспеченности, 76,5 мБС - 10 % обеспеченности.

Без учета Чебоксарского водохранилища - 77,54 мБС - 1 % обеспеченности, 75,7 мБС - 10 % обеспеченности.

Меженный уровень воды - 65,2 мБС.

На рассматриваемой территории наблюдается повышение уровня грунтовых вод. Активное подтопление грунтовыми водами тесно связано со значительным сокращением производительности водозаборов с 131,09 до 29,68 тыс.м3/сут в течение 1970-2002 годов.

На рассматриваемой территории выделено несколько участков, подверженных подтоплению и затоплению:

- участок Чернореченской объездной дороги;

- участок по ул.Терешковой и железнодорожного вокзала и вдоль железнодорожного полотна примерно до пос.Пушкино;

- участок, расположенный южнее производственных территорий ФГУП "Завод им. Я.М. Свердлова", в 0,5 км севернее бывшего озера Щелоково;

- территория Восточной промзоны.

Повышение уровня грунтовых вод на рассматриваемой территории совпало с подъемом уровня подземных вод в 11-летнем цикле солнечной активности и в 100-летнем цикле наблюдений.

 

VI. Основные технико-экономические показатели проекта

 

Баланс территории

 

NN
пп
Наименование Современное
состояние
Проектное решение
территория
(га)
% к итогу территория
(га)
% к итогу
1 Территория жилой застройки        
  Всего: 1980 4,7 2078,0 4,9
  в том числе:        
- усадебная и коттеджная 722 1,7 768 1,8
2 Территория
общественно-деловой застройки
694 1,6 714 1,7
3 Территория
производственной застройки
5674 13,4 5674 13,4
4 Территория инженерной и
транспортной инфраструктуры.
Всего:
1666 4,0 1725 4,1
  в том числе:        
- железнодорожного транспорта 356 0,8 356 0,8
- автомобильного транспорта 229 0,5 288 0,7
5 Территория под объектами
спец. назначения. Всего:
544 1,3 594 1,4
  в том числе:        
- кладбища 102 0,2 152 0,4
6 Территория под военными
объектами и иными режимными
территориями
5266 12,5 5266 12,5
7 Территория
сельско-хозяйственного
назначения. Всего:
3767 8,9 3559,5 8,5
  в том числе:        
- садоводческие и дачные
кооперативы
1071 2,5 1071 2,5
  коллективные и индивидуальные
земли огородничества и
животноводства
265 0,6 265 0,6
- пашни 1309 3,1 1309 3,1
- прочие сельхозугодья 1122 2,7 1055 2,6
8 Водные пространства 1096 2,6 1096 2,6
9 Городские леса 19341 45,9 17719 42,0
10 Зеленые
насаждения общего пользования
150 0,4 530 1,3
11 Неудобные земли (овраги,
карьеры, болота и т.д.)
1340 3,2 1340 3,2
12 Прочие территории 635 1,5 95 0,2
13 Территории под размещение
инвестиционных зон. Всего
- - 1762,5 3,2
- Итого территорий в границах
городской черты
42153 100,0 42153 100,0

 

Начальник УАГ

А.И. Дементьев

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Городской Думы г.Дзержинска Нижегородской области от 27 июня 2007 г. N 221 "Об утверждении Генерального плана городского округа город Дзержинск"


Настоящее постановление вступает в силу с момента его официального опубликования


Текст постановления опубликован в газете "Дзержинская панорама", N 27 от 12 июля, N 28 от 19 июля 2007 г.


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Решение Городской Думы г. Дзержинска Нижегородской области от 27 июня 2013 г. N 593

Изменения вступают в силу после официального опубликования названного решения


Постановление Городской Думы г.Дзержинска Нижегородской области от 29 декабря 2010 г. N 21

Изменения вступают в силу после официального опубликования названного постановления


Постановление Городской Думы г.Дзержинска Нижегородской области от 2 сентября 2010 г. N 604

Изменения вступают в силу после официального опубликования названного постановления


Постановление Городской Думы г.Дзержинска Нижегородской области от 9 февраля 2010 г. N 547

Изменения вступают в силу после официального опубликования названного постановления


Постановление Городской Думы г.Дзержинска Нижегородской области от 2 апреля 2009 г. N 433

Изменения вступают в силу после официального опубликования названного постановления