Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 8. Городская Дума
Статья 35. Городская Дума - представительный орган местного самоуправления
1. Городская Дума - выборный представительный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории городского округа, а также выступать от лица всего населения городского округа в отношениях с другими органами местного самоуправления, органами государственной власти, иными органами.
2. Городская Дума обладает правами юридического лица в соответствии с федеральным законодательством.
3. Решения Городской Думы, принятые в пределах ее полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории городского округа предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений Городской Думы влечет ответственность в соответствии с законом.
4. По вопросам организации своей деятельности Городская Дума принимает Положение о Городской Думе, являющееся обязательным для органов местного самоуправления, их должностных лиц и других заинтересованных лиц.
Статья 36. Порядок формирования и структура Городской Думы
1. Городская Дума состоит из 36 депутатов, из которых 24 депутата избираются по одномандатным округам и 12 депутатов избираются по муниципальному избирательному округу. Срок полномочий депутатов Городской Думы 5 лет.
2. Городская Дума избирается гражданами, постоянно или преимущественно проживающими на территории городского округа, на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Структура Городской Думы определяется ее решениями.
3. Городская Дума приступает к исполнению своих полномочий в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.
4. Городская Дума возглавляется Председателем, избираемым депутатами из своего состава тайным голосованием на первом заседании. Порядок избрания Председателя определяется Положением о Городской Думе.
5. Из числа депутатов Городской Думы на срок ее полномочий тайным голосованием избирается заместитель Председателя Городской Думы в порядке, установленном Положением о Городской Думе.
6. Городская Дума образует комитеты и комиссии. Комитеты и комиссии ответственны перед Городской Думой и отчитываются о своей работе не реже одного раза в год. Порядок образования и деятельность комитетов и комиссий регламентируется Положением о Городской Думе и Положениями о соответствующих комитетах и комиссиях.
7. Городская Дума вправе образовывать временные комиссии (комитеты). Задачи, функции, объем и срок полномочий временных комиссий (комитетов) определяются при ее образовании решением Городской Думы.
8. Депутаты могут объединяться в территориальные или иные депутатские группы на основании Положения о Городской Думе.
9. Городская Дума имеет свой аппарат, обеспечивающий ее деятельность, деятельность комитетов, комиссий, работу депутатов и действующий в соответствии с Положением о Городской Думе.
10. Расходы на обеспечение деятельности Городской Думы предусматриваются в городском бюджете отдельной строкой.
Статья 37. Полномочия Городской Думы
1. В ведении Городской Думы находятся вопросы местного значения.
2. Вопросы, находящиеся в исключительном ведении Городской Думы:
1) принятие устава городского округа и внесение в него изменений и дополнений;
2) утверждение городского бюджета и отчета о его исполнении;
См. также порядок формирования проекта городского бюджета на очередной финансовый год и плановый период, утвержденный постановлением администрации г.Дзержинска от 30 июня 2008 г. N 2424
3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
4) утверждение структуры Администрации города по представлению Мэра города;
5) принятие решения о создании органа по управлению имуществом, установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
См. также положение о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом города Дзержинска, утвержденное постановлением Городской Думы от 11 июля 2007 г. N 230
6) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
См. также положение о порядке материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления городского округа город Дзержинск, утвержденное постановлением Городской Думы г.Дзержинска от 2 апреля 2009 г. N 440
7) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
См. также положение о порядке установления цен (тарифов) на продукцию (товары, услуги) муниципальных предприятий и учреждений (за исключением организаций коммунального комплекса), утвержденное постановлением Городской Думы от 24 мая 2006 г. N 84, и
8) определение порядка участия городского округа в организациях межмуниципального сотрудничества;
9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;
10) принятие решения о назначении выборов в органы местного самоуправления городского округа в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Нижегородской области;
11) формирование избирательной комиссии городского округа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
12) Утратил силу
См. текст пункта 12
13) принятие концепции развития, генерального плана и правил застройки территории городского округа;
14) внесение в органы государственной власти Нижегородской области инициатив, оформленных в форме правовых актов Городской Думы об изменении границ, преобразовании городского округа;
15) определение порядка формирования, размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа;
См. также:
Положение о порядке размещения муниципального заказа в городе Дзержинске, утвержденное постановлением Городской Думы от 27 июня 2007 г. N 224;
Порядок принятия решений о заключении долгосрочных муниципальных контрактов на выполнение работ (оказание услуг) с длительным производственным циклом, утвержденный постановлением Администрации города Дзержинска от 11 ноября 2008 г. N 4250;
Порядок заключения муниципальных контрактов на выполнение работ (оказание услуг) в рамках реализации долгосрочных муниципальных целевых программ городского округа город Дзержинск, утвержденный постановлением администрации г.Дзержинска от 25 июня 2008 г. N 2339
16) установление порядка привлечения жителей городского округа к социально значимым для городского округа работам;
См. также порядок организации социально значимых для города работ, утвержденный постановлением Городской Думы от 09.07.2008 г. N 364
17) учреждение наград Городской Думы;
См. также положение о Благодарственном письме Городской Думы, утвержденное постановлением Городской Думы от 1 октября 2008 г. N 379 и положение о Почетной грамоте Городской Думы, утвержденное постановлением Городской Думы от 29 ноября 2007 г. N 281
Постановлением Городской Думы г.Дзержинска Нижегородской области от 18 декабря 2008 г. N 406 часть 2 статьи 37 дополнена пунктом 18, вступающим в силу после официального опубликования названного постановления
18) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении.
3. Полномочия Городской Думы в сфере обеспечения законности правопорядка, охраны прав, законных интересов и свобод граждан:
1) обращается в суд с исками к органам государственной власти, предприятиям, учреждениям, организациям, общественным объединениям и гражданам по защите интересов города, прав и свобод граждан;
2) организует прием населения; рассматривает жалобы, заявления и предложения граждан в пределах своей компетенции;
3) принимает решение об изменении штатной численности милиции общественной безопасности, содержащейся за счет средств городского бюджета;
Постановлением Городской Думы г.Дзержинска Нижегородской области от 28 февраля 2008 г. N 305 пункт 4 части 3 статьи 37 изложен в новой редакции, вступающей в силу после официального опубликования названного постановления
4) осуществляет контроль за исполнением Устава городского округа;
5) разрабатывает и утверждает по представлению Мэра города, собственной инициативе, а также в порядке правотворческой инициативы правовые акты;
6) назначает городские референдумы по вопросам местного значения;
7) обладает правом законодательной инициативы в Законодательном Собрании Нижегородской области;
8) учреждает собственные и выступает соучредителем средств массовой информации;
9) осуществляет международные связи с органами представительной власти городов и регионов иностранных государств;
10) ежегодно заслушивает отчеты Мэра города на заседаниях Городской Думы;
11) осуществляет контроль за исполнением правовых актов Городской Думы;
12) заслушивает доклады Мэра города о результатах работы Администрации города;
Постановлением Городской Думы г.Дзержинска Нижегородской области от 28 февраля 2008 г. N 305 пункт 13 части 3 статьи 37 изложен в новой редакции, вступающей в силу после официального опубликования названного постановления
13) устанавливает порядок ведения Реестра муниципальных служащих городского округа, порядок проведения конкурса на замещение должностей муниципальной службы, размеры должностного оклада, ежемесячных и иных дополнительных выплат муниципальным служащим и порядок их осуществления, размеры ежемесячного денежного поощрения, ежемесячной надбавки за особые условия работы, премий за выполнение особо важных и сложных заданий и иных премий;
14) осуществляет контроль за деятельностью Мэра города и Администрации города в порядке, установленном нормативными правовыми актами Городской Думы;
15) направляет представления Мэру города о несоответствии занимаемой должности должностных лиц Администрации города, должностных лиц предприятий и учреждений, находящихся в муниципальной собственности;
16) формирует и утверждает состав городской избирательной комиссии;
17) учреждает награды, почетные звания, премии города и положения о них, принимает решение об увековечении памяти выдающихся граждан и исторических событий на территории города;
См. также:
Положение о наградах и премиях города, утвержденное постановлением Городской Думы г.Дзержинска от 2 апреля 2009 г. N 441
Положение о переходящем почетном знамени "Лучшее предприятие города Дзержинска", утвержденное постановлением Городской Думы от 27 ноября 2008 г. N 405;
Положение о Почетном знаке "Меценат года", утвержденное постановлением Городской Думы от 1 октября 2008 г. N 378;
Положение о Почетном знаке "За заслуги перед городом Дзержинском", утвержденное постановлением Городской Думы от 26 апреля 2006 г. N 71;
Положение о присвоении звания "Почетный гражданин города Дзержинска", утвержденное постановлением городской Думы от 18 сентября 1997 г. N 1;
Положение о порядке установки мемориальных досок (памятных знаков), утвержденное постановлением Городской Думы от 15 марта 2006 г. N 44;
Положение о памятных датах, утвержденное постановлением Городской Думы от 2 апреля 2009 г. N 442
18) осуществляет толкование Устава города, правовых актов Городской Думы;
Постановлением Городской Думы г.Дзержинска Нижегородской области от 28 февраля 2008 г. N 305 в пункт 19 части 3 статьи 37 внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
19) утверждает структуру Администрации города, согласовывает назначения и освобождения от должности заместителей Мэра, руководителей структурных подразделений Администрации города по управлению финансами, муниципальным имуществом, руководителей структурных подразделений Городской Думы;
20) устанавливает границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление;
21) утверждает Положение о территориальном общественном самоуправлении;
22) утверждает официальные символы городского округа.
4. Полномочия Городской Думы в сфере финансов, бюджета, налогов, кредитно-денежного обращения, ценообразования:
1) утверждает городской бюджет и отчет о его исполнении;
См. также порядок формирования проекта городского бюджета на очередной финансовый год и плановый период, утвержденный постановлением администрации г.Дзержинска от 30 июня 2008 г. N 2424
Постановлением Городской Думы г.Дзержинска Нижегородской области от 28 февраля 2008 г. N 305 пункт 2 части 4 статьи 37 изложен в новой редакции, вступающей в силу после официального опубликования названного постановления
2) утверждает программы комплексного социально-экономического развития города;
3) Утратил силу
См. текст пункта 3
4) устанавливает порядок разработки и реализации проектов и программ развития города;
5) осуществляет контроль за исполнением городского бюджета;
6) Утратил силу
См. текст пункта 6
7) Утратил силу
См. текст пункта 7
8) Утратил силу
См. текст пункта 8
9) утверждает генеральные условия эмиссии и обращения муниципальных ценных бумаг;
10) устанавливает, изменяет и отменяет местные налоги и сборы в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
11) предоставляет льготы по местным налогам и сборам в пределах прав, предоставленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
См. также порядок согласования проектов решений налоговых органов об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней в части, зачисляемой в городской бюджет города Дзержинска, утвержденный постановлением Администрации города Дзержинска от 30 июня 2008 г. N 2419
12) предоставляет льготы по неналоговым платежам;
См. также порядок предоставления отсрочек (рассрочек) по уплате неналоговых платежей, зачисляемых в городской бюджет города Дзержинска, утвержденный постановлением Городской Думы г.Дзержинска от 18 июня 2008 г. N 350
13) устанавливает размер прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, подлежащей перечислению в городской бюджет;
14) устанавливает платежи за землю, находящуюся в ведении города, льготы по их взиманию в соответствии с законодательством Российской Федерации;
15) Утратил силу
См. текст пункта 15
16) Утратил силу
См. текст пункта 16
17) Утратил силу
См. текст пункта 17
18) Утратил силу
См. текст пункта 18
Постановлением Городской Думы г.Дзержинска Нижегородской области от 28 февраля 2008 г. N 305 в пункт 19 части 4 статьи 37 внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
19) определяет порядок привлечения муниципальных заимствований;
См. также положение о порядке привлечения муниципальных заимствований, утвержденное постановлением Городской Думы от 24 мая 2006 г. N 79
20) определяет порядок принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений.
См. также положение о порядке установления цен (тарифов) на продукцию (товары, услуги) муниципальных предприятий и учреждений (за исключением организаций коммунального комплекса), утвержденное постановлением Городской Думы от 24 мая 2006 г. N 84
5. Полномочия Городской Думы в социальной сфере:
1) Утратил силу
См. текст пункта 1
2) устанавливает порядок создания, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений;
3) устанавливает размер ежемесячной денежной компенсации педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями;
4) устанавливает тарифную систему оплаты труда работникам муниципальных учреждений, порядок ее применения;
См. также положение о социальной поддержке работников муниципальных учреждений города Дзержинска, утвержденное постановлением Городской Думы от 23 мая 2007 г. N 210 и положение об оплате труда работников муниципальных учреждений города Дзержинска, утвержденное постановлением Городской Думы от 3 марта 2005 г. N 779
5) определяет порядок установления на территории города особых условий на случай возникновения и распространения эпидемий, природных катаклизмов, других чрезвычайных ситуаций и мер по их предотвращению;
См. также положение о порядке установления на территории города особых условий на случай возникновения и распространения эпидемий, природных катаклизмов, других чрезвычайных ситуаций и мерах по их предотвращению, утвержденное постановлением Городской Думы от 31 августа 2006 г. N 117
6) Утратил силу
См. текст пункта 6
7) утверждает порядок организации общественных оплачиваемых работ на территории города;
8) устанавливает за счет средств городского бюджета дополнительные льготы и преимущества для жителей города.
6. Полномочия Городской Думы в области транспорта, энергетики, дорожного хозяйства и связи, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства:
1) определяет порядок осуществления пассажирских перевозок на территории города;
2) утверждает планы строительства и реконструкции городских автомобильных дорог;
3) принимает решение о создании мест культурно-массового отдыха;
4) определяет порядок организации благоустройства территории города, озеленения, охраны зеленых насаждений и водоемов;
См. также:
Постановление Городской Думы г.Дзержинска Нижегородской области от 26 апреля 2006 г. N 65 "Об утверждении Правил благоустройства и санитарного содержания территории городского округа город Дзержинск";
Постановление Городской Думы г.Дзержинска Нижегородской области от 27 июня 2007 г. N 223 "Об утверждении Правил использования водных объектов общего пользования";
Постановление Городской Думы г.Дзержинска Нижегородской области от 4 сентября 2008 г. N 372 "Об утверждении Положения о порядке проведения компенсационного озеленения на территории города Дзержинска и Методики расчета стоимости компенсационного озеленения на территории города Дзержинска"
5) устанавливает порядок присвоения наименования улицам, другим частям города площадям, переулкам, скверам, бульварам, паркам, населенным пунктам) и нумерации домов;
6) принимает решения о переименовании улиц и других частей города, расположенных на территории города;
7) устанавливает порядок предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда;
См. также положение о порядке предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда в городе Дзержинске, утвержденное постановлением Городской Думы от 25 января 2006 г. N 41
8) устанавливает по представлению Администрации города учетную норму площади жилого помещения и норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
7. Полномочия Городской Думы по управлению и распоряжению муниципальной собственностью:
1) устанавливает порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью;
2) принимает решение о создании органа по управлению муниципальным имуществом и утверждает положение об этом органе;
3) принимает решение о необходимости создания за счет средств городского бюджета муниципальных предприятий, учреждений и других организаций, согласовывает их реорганизацию и ликвидацию;
См. также положение о порядке создания унитарных предприятий и иных юридических лиц с использованием муниципальной собственности, утвержденное постановлением Городской Думы от 27 октября 2004 г. N 715, и положение о порядке проведения оценки бюджетной и социальной эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий и организаций города Дзержинска, утвержденное постановлением Городской Думы от 29 мая 2008 г. N 347
4) утверждает перечень объектов муниципальной собственности, не подлежащих приватизации, а также перечень объектов муниципальной собственности, передача которых во владение, пользование, хозяйственное ведение или оперативное управление может осуществляться только с согласия Городской Думы;
5) устанавливает порядок представления отчетности о работе органов, осуществляющих правомочия собственника, о состоянии муниципальной собственности, ее регистрации, приватизации и иных вопросах в отношении муниципальной собственности;
6) определяет в соответствии с законодательством условия приобретения, создания, преобразования объектов муниципальной собственности;
См. также порядок отражения бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности городского округа город Дзержинск, утвержденный постановлением Администрации города Дзержинска от 26 марта 2008 г. N 1178
7) устанавливает в соответствии с законодательством порядок назначения на должность и освобождения от должности руководителей муниципальных предприятий, учреждений, организаций;
См. также положение о порядке оформления приема на работу, отстранения от работы и прекращения трудового договора с руководителями муниципальных предприятий и учреждений, утвержденное постановлением городской Думы от 21 января 2004 г. N 576
8) утверждает положение о муниципальном заказе.
См. также положение о порядке размещения муниципального заказа в городе Дзержинске, утвержденное постановлением Городской Думы от 27 июня 2007 г. N 224
8. Полномочия Городской Думы в области землепользования, природных ресурсов и охраны окружающей природной среды:
См. также положение о регулировании земельных отношений при строительстве объектов на территории города, утвержденное постановлением Городской Думы от 29 мая 2008 г. N 336
1) определяет порядок управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;
См. также положение о порядке управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города Дзержинска, утвержденное постановлением Городской Думы г.Дзержинска от 28 марта 2007 г. N 197
2) устанавливает в соответствии с законодательством порядок использования природных ресурсов;
3) устанавливает квоты на разработку находящихся на территории городского округа полезных ископаемых;
4) Утратил силу
См. текст пункта 4
5) устанавливает правила пользования водозаборными сооружениями, предназначенными для удовлетворения нужд населения, а также зоны санитарной охраны водных объектов в соответствии с требованиями санитарных норм;
6) утверждает документы зонирования территорий городского округа;
7) устанавливает порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий местного значения;
См. также положение о порядке отнесения земель к землям особо охраняемых территорий местного значения, порядка их использования и охраны, утвержденное постановлением Городской Думы от 27 ноября 2008 г. N 404
8) Утратил силу
См. текст пункта 8
9) устанавливает порядок осуществления муниципального земельного контроля;
См. также положение о порядке осуществления муниципального земельного контроля за использованием земель на территории города, утвержденное постановлением Городской Думы г.Дзержинска от 18 декабря 2008 г. N 416
10) рассматривает вопросы по установлению и изменению границ населенных пунктов на территории города и вносит предложения на рассмотрение Законодательного Собрания Нижегородской области;
11) устанавливает нормы отвода земель для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, гаражного строительства в соответствии с законодательством Российской Федерации;
12) устанавливает размеры земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, предоставляемых гражданам в собственность для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства в соответствии с законодательством;
См. также постановление Городской Думы г.Дзержинска Нижегородской области от 7 октября 2003 г. N 512 "Об установлении норм предоставления гражданам земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства в г.Дзержинске"
13) устанавливает порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности;
См. также положение о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности г.Дзержинска, утвержденное постановлением Городской Думы от 1 ноября 2006 г. N 139
14) устанавливает порядок проведения конкурсов на право выполнения землеустроительных и кадастровых работ, осуществляемых за счет городского бюджета.
9. Полномочия Городской Думы в сфере архитектуры, градостроительства и административно-территориального устройства:
1) Утратил силу
См. текст пункта 1
2) принимает и вносит изменения в правила землепользования и застройки в границах городского округа и иные правовые акты в области градостроительства в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) утверждает документы территориального планирования городского округа;
4) утверждает градостроительную документацию о градостроительном планировании развития территории городского округа, населенных пунктов и об их застройке;
5) вносит представления в органы государственной власти Нижегородской области об установлении и изменении границ города.
10. Иные полномочия Городской Думы как представительного органа местного самоуправления определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними Уставом Нижегородской области, законами Нижегородской области и настоящим Уставом.
11. Для реализации полномочий, указанных в пунктах 1-10 настоящей статьи, рассмотрения иных вопросов, затрагивающих интересы городского округа или его жителей, Городская Дума вправе заслушать Мэра города, руководителей структурных подразделений Администрации города, руководителей муниципальных предприятий и учреждений.
Городская Дума в необходимых случаях вправе заслушать и иных лиц, если рассматриваемые вопросы затрагивают интересы городского округа или его жителей.
Статья 38. Проведение заседаний Городской Думы
1. Основной формой работы Городской Думы являются ее заседания. Заседание Городской Думы правомочно, если на нем присутствуют не менее двух третей от установленного числа депутатов.
2. Заседания Городской Думы являются, как правило, открытыми, могут быть очередными и внеочередными и проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. По решению Городской Думы может быть проведено закрытое заседание, как в целом, так и его части.
3. Первое заседание Городской Думы созывается не позднее трех недель с момента избрания двух третей от установленного числа депутатов Городской Думы, открывается Председателем городской избирательной комиссии и ведется старейшим по возрасту депутатом до избрания Председателя Городской Думы.
4. Очередные заседания Городской Думы могут продолжаться до трех рабочих дней с общей повесткой дня.
5. Внеочередные заседания созываются по инициативе Председателя Городской Думы, Мэра города или не менее одной трети от установленного числа депутатов. В последних двух случаях подается письменное заявление на имя Председателя Городской Думы, подписанное Мэром города или депутатами с перечнем предлагаемых к рассмотрению вопросов.
6. Для предварительного обсуждения вопросов повестки дня, выявления и согласования мнений депутатов могут проводиться рабочие заседания Городской Думы, на которых не принимаются какие-либо решения и не применяются нормы Положения о Городской Думе. Рабочие заседания могут быть закрытыми.
7. Порядок созыва, подготовки и проведения заседания, рассмотрения и принятия решений, участия в работе заседания комитетов, комиссий, групп и фракций, должностных лиц Администрации города, депутатов других органов местного самоуправления, органов государственной власти, представителей общественности, населения, а также правила организационно-технического обеспечения работы заседания устанавливаются Положением о Городской Думе.
Статья 39. Правовые акты Городской Думы
См. также порядок подготовки и оформления правовых актов Городской Думы, утвержденный постановлением Городской Думы от 17 апреля 2008 г. N 329
1. Городская Дума принимает в пределах своих полномочий нормативные и ненормативные правовые акты.
2. Нормативные правовые акты принимаются в форме постановлений, подписываются Председателем Городской Думы в течение трех рабочих дней со дня принятия и направляются Мэру города для подписания и обнародования.
3. Мэр города подписывает принятые Городской Думой постановления в течение трех рабочих дней со дня поступления документов на подпись и обнародует их в течение семи дней с момента подписания. В случае несогласия с постановлением Городской Думы Мэр города отклоняет постановление и возвращает его в Городскую Думу в течение десяти дней со дня поступления в Администрацию города с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если при повторном рассмотрении постановление будет принято большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов в ранее принятой редакции, оно считается принятым, подлежит подписанию Мэром города в течение семи дней со дня поступления документов на подпись и обнародуется в течение семи дней с момента подписания.
4. Ненормативные правовые акты Городской Думы принимаются Городской Думой в форме решений и подписываются Председателем Городской Думы в течение трех рабочих дней со дня принятия.
5. Правовые акты, принимаемые Городской Думой по вопросам ее компетенции, не могут ограничивать права и свободы граждан, организаций и объединений, установленные законом.
6. Порядок внесения проектов правовых актов в Городскую Думу и их принятие определяется Положением о Городской Думе.
7. Проекты нормативных правовых актов Городской Думы, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств городского бюджета, могут быть внесены на рассмотрение Городской Думы только по инициативе Мэра города или при наличии его заключения.
8. Официальное толкование правовых актов Городской Думы вправе давать только Городская Дума.
9. Председатель Городской Думы издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности аппарата Городской Думы.
Постановлением Городской Думы г.Дзержинска Нижегородской области от 28 февраля 2008 г. N 305 статья 40 изложена в новой редакции, вступающей в силу после официального опубликования названного постановления
Статья 40. Порядок вступления в силу и опубликования (обнародования) правовых актов Городской Думы
1. Нормативные правовые акты Городской Думы вступают в силу после их официального опубликования.
2. Нормативные правовые акты Городской Думы о налогах и сборах вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
3. Ненормативные правовые акты Городской Думы вступают в силу со дня их принятия, если в самих ненормативных правовых актах не установлен иной срок вступления их в силу.
4. Правовые акты Городской Думы, подлежащие публикации в соответствии с настоящим Уставом, публикуются в официальном периодическом печатном издании.
Статья 41. Отмена муниципальных правовых актов и приостановление их действия
1. Правовые акты Городской Думы, Председателя Городской Думы могут быть отменены или их действие может быть приостановлено:
1) Городской Думой, Председателем Городской Думы, принявшим (издавшим) соответствующий правовой акт;
2) судом;
3) уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации или уполномоченным органом государственной власти Нижегородской области - в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами Нижегородской области соответственно.
Статья 42. Контрольная деятельность Городской Думы
См. также положение о порядке осуществления контрольной деятельности Городской Думой, утвержденное постановлением Городской Думы от 3 октября 2007 г. N 249
1. Городская Дума осуществляет контрольную деятельность по наиболее важным вопросам самоуправления городского округа с учетом разграничения полномочий органов местного самоуправления. Порядок осуществления контрольной деятельности устанавливается Городской Думой. Результаты контрольной деятельности Городской Думы заслушиваются и утверждаются на ее заседаниях.
2. В своей контрольной деятельности Городская Дума опирается на участие комитетов, комиссий, аппарата Городской Думы, органы государственной власти, органы территориального общественного самоуправления, депутатов и население.
3. Городская Дума вправе создавать специальные контрольные комиссии, приглашать независимых экспертов, назначать аудиторские проверки.
4. Городская Дума осуществляет контроль за деятельностью всех органов и должностных лиц местного самоуправления на территории городского округа. Объектом контроля являются выполнение городского бюджета, планов и программ экономического и социального развития городского округа, правовых актов Городской Думы, а также соответствие правовых актов органов местного самоуправления требованиям законности.
5. Органы местного самоуправления, должностные лица местного самоуправления, муниципальные предприятия и учреждения обязаны представлять в Городскую Думу, по ее требованию, требованию Председателя Городской Думы или комитетов и комиссий (в пределах их полномочий), необходимую информацию и документы по вопросам местного значения.
Статья 43. Обеспечение деятельности Городской Думы
Организационное, информационное, правовое, хозяйственное, материально-техническое (в том числе транспортное) и иное обеспечение Городской Думы осуществляется аппаратом Городской Думы и, в необходимых случаях, соответствующими структурными подразделениями Администрации города. Расходы на содержание Городской Думы предусматриваются в бюджете городского округа отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.
Статья 44. Отношения Городской Думы с общественными объединениями (организациями) и органами территориального общественного самоуправления
1. Городская Дума взаимодействует с профсоюзами, другими общественными объединениями и организациями, благотворительными фондами, движениями и политическими партиями в соответствии с законодательством Российской Федерации и Нижегородской области.
2. Городская Дума содействует органам территориального общественного самоуправления в осуществлении их полномочий и координирует их деятельность. Представители органов территориального общественного самоуправления имеют право присутствовать на заседаниях Городской Думы и участвовать в ее работе в соответствии с Положением о Городской Думе.
Статья 45. Досрочное прекращение полномочий Городской Думы
1. Полномочия Городской Думы могут быть прекращены досрочно в случае:
1) принятия Городской Думой решения о самороспуске. При этом решение о самороспуске считается принятым, если за него проголосовало не менее трех четвертей от установленной численности депутатов Городской Думы;
2) предусмотренном статьей 73 Федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
3) вступления в силу решения Нижегородского областного суда о неправомочности данного состава депутатов Городской Думы, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;
4) в случае преобразования городского округа.
Постановлением Городской Думы г.Дзержинска Нижегородской области от 28 февраля 2008 г. N 305 часть 1 статьи 45 дополнена пунктом 5, вступающим в силу после официального опубликования названного постановления
5) в случае увеличения численности избирателей городского округа более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования.
2. Досрочное прекращение полномочий Городской Думы влечет досрочное прекращение полномочий депутатов Городской Думы.
3. В случае досрочного прекращения полномочий Городской Думы, досрочные выборы в Городскую Думу проводятся в сроки, установленные федеральным законом.
Статья 46. Депутат Городской Думы, статус депутата
См. также:
Положение о статусе депутата Городской Думы, утвержденное постановлением Городской Думы от 5 мая 2009 г. N 452
Положение о правилах депутатской этики, утвержденное решением Городской Думы от 4 октября 2006 г. N 96
1. В Городскую Думу может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 21 года и обладающий избирательным правом.
2. Депутат избирается на срок полномочий Городской Думы. Полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы Городской Думы нового созыва, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий.
3. Депутаты осуществляют свои полномочия, как правило, без отрыва от производственной или служебной деятельности. Городская Дума вправе принимать решения о работе депутатов на постоянной (штатной) основе. Количество депутатов, работающих на постоянной (штатной) основе, не может превышать 10% от установленной численности депутатов, включая Председателя Городской Думы.
4. Депутат принимает участие в решении всех вопросов, отнесенных к полномочиям Городской Думы.
5. Права, обязанности и ответственность депутата, его основные правовые и социальные гарантии при осуществлении депутатской деятельности определяются федеральными законами.
Постановлением Городской Думы г.Дзержинска Нижегородской области от 28 февраля 2008 г. N 305 в часть 6 статьи 46 внесены изменения, подлежащие применению по истечении срока полномочий депутатов Городской Думы четвертого созыва, Мэра города, избранных до вступления в силу названного постановления
См. также решение Городской Думы г.Дзержинска Нижегородской области от 21 октября 2010 г. N 2 "О признании полномочий депутатов Городской Думы пятого созыва"
См. также решение Городской Думы г.Дзержинска Нижегородской области от 8 ноября 2010 г. N 11 "О вступлении в должность Главы городского округа - Мэра города"
6. Депутаты Городской Думы не могут быть депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами Законодательного Собрания Нижегородской области, занимать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности Нижегородской области, а также должности государственной гражданской службы и муниципальные должности муниципальной службы.
Депутаты Городской Думы не могут одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа иного муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления иного муниципального образования, за исключением случаев, установленных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.
Постановлением Городской Думы г.Дзержинска Нижегородской области от 28 февраля 2008 г. N 305 часть 7 статьи 46 изложена в новой редакции, вступающей в силу после официального опубликования названного постановления
7. Депутаты, осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, не вправе:
1) заниматься предпринимательской деятельностью;
2) состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами Нижегородской области, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;
3) заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
4) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
8. Депутату гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его полномочий, защита прав, чести и достоинства.
9. Депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока его полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.
10. Депутату, работающему на не освобожденной основе, для решения вопросов, связанных с депутатской деятельностью в избирательном округе, может предоставляться до трех дней в месяц, которые он берет либо сразу, либо распределяет эти дни в течение месяца. Работодатель обязан предоставить депутату отпуск для участия в работе Городской Думы на основании письменного вызова, а для работы в избирательном округе - по письменному уведомлению депутата. Указанный отпуск оплачивается из средств городского бюджета в установленном законом порядке.
11. Депутат получает ежемесячное материальное обеспечение из городского бюджета, устанавливаемое решением Городской Думы, для выполнения депутатских обязанностей. По вопросам депутатской деятельности депутат пользуется правом безотлагательного приема должностными лицами органов местного самоуправления, руководителями предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и воинских частей, расположенных на территории города.
12. Органы местного самоуправления, предприятия, организации, учреждения, общественные объединения, выборные или иные должностные лица, к которым обратился депутат по вопросам, связанным с его депутатской деятельностью, обязаны дать ответ на его обращение или предоставить запрашиваемые им документы и сведения (за исключением конфиденциальных) в установленные законом сроки.
13. Невыполнение должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений законных требований депутата либо создание препятствий в его работе, а равно несоблюдение установленных законом сроков предоставления информации или предоставление заведомо ложной информации влекут административную ответственность в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.
14. Депутат обязан не реже одного раза в год отчитываться перед избирателями округа о своей работе, о ходе выполнения предвыборной программы. Для содействия в осуществлении депутатских полномочий депутат вправе иметь помощника (помощников), работающего на нештатной, неоплачиваемой основе. Права и обязанности помощника депутата, порядок работы и срок его полномочий определяются Положением о Городской Думе.
15. За исполнение своих обязанностей депутат, работающий на постоянной (штатной) основе, получает заработную плату из городского бюджета, устанавливаемую решением Городской Думы.
16. Порядок работы депутата на постоянной (штатной) основе определяется решением Городской Думы.
17. По решению Городской Думы депутат может быть освобожден от работы в Городской Думе на постоянной (штатной) основе.
Постановлением Городской Думы г.Дзержинска Нижегородской области от 18 декабря 2008 г. N 406 статья 46 дополнена частью 18, вступающей в силу после официального опубликования названного постановления
18. Депутату устанавливаются следующие гарантии осуществления полномочий депутата:
1) обеспечение условий для осуществления своих полномочий;
2) реализация права правотворческой инициативы;
3) реализация права на посещение органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, на прием в первоочередном порядке должностными лицами;
4) реализация права на обращение;
5) реализация права на получение информации;
6) обеспечение условий для работы с избирателями;
7) предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска;
8) реализация права на депутатский запрос;
9) медицинское страхование и социальное страхование;
10) право на дополнительное профессиональное образование;
11) возмещение расходов;
12) оплата труда;
13) гарантии прав депутата при прекращении его полномочий;
14) пенсионное обеспечение лиц, замещавших выборные муниципальные должности;
15) компенсационные выплаты в случае причинения вреда жизни и здоровью;
16) содействие в последующем трудоустройстве лица, замещавшего должность депутата.
К гарантиям осуществления полномочий депутата, осуществляющего свои полномочия на непостоянной основе, относятся гарантии, предусмотренные пунктами 1-6, 8, 11 части 18 настоящей статьи.
Статья 47. Досрочное прекращение полномочий депутата Городской Думы
1. Полномочия депутата прекращаются досрочно в случае:
1) смерти;
2) отставки по собственному желанию;
3) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
4) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
5) вступления в законную силу обвинительного приговора суда;
6) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
Постановлением Городской Думы г.Дзержинска Нижегородской области от 28 февраля 2008 г. N 305 в пункт 7 части 1 статьи 47 внесены изменения, подлежащие применению по истечении срока полномочий депутатов Городской Думы четвертого созыва, Мэра города, избранных до вступления в силу названного постановления
7) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получение им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;
8) отзыва избирателями;
9) досрочного прекращения полномочий Городской Думы;
10) призыва на военную службу или направления на замещающую ее альтернативную гражданскую службу;
11) в иных случаях, установленных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
На основании документов, подтверждающих возникновение случаев, предусмотренных настоящим пунктом, Городская Дума принимает правовой акт о прекращении полномочий депутата. Полномочия депутата прекращаются со дня, определенного документом, подтверждающим возникновение такого случая.
2. Порядок отзыва депутата избирателями устанавливается законом Нижегородской области.
Статья 48. Порядок отзыва депутата Городской Думы
1. Голосование по отзыву депутата проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и законом Нижегородской области.
2. Основанием для отзыва депутата могут служить: нарушения законодательства Российской Федерации, Нижегородской области, нормативных правовых актов органов государственной власти, принятых в пределах их компетенции, настоящего Устава и иных правовых актов органов местного самоуправления, принятых в пределах их компетенции, а также их конкретные противоправные решения или действия (бездействие) - в случае их подтверждения в судебном порядке. Отзыв по иным основаниям не допускается.
3. Под нарушением законодательства Российской Федерации, Нижегородской области, настоящего Устава и иных нормативных правовых актов органов государственной власти и правовых актов органов местного самоуправления, принятых в пределах их компетенции, являющимся основанием для отзыва депутата, понимается однократное грубое нарушение либо систематическое нарушение депутатом требований этих актов. Факты нарушения депутатом требований этих актов должны быть установлены в судебном порядке.
4. Отзыв по указанному основанию не освобождает депутата от иной ответственности за допущенные нарушения законов и иных нормативных правовых актов органов государственной власти и правовых актов органов местного самоуправления в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
5. Депутат имеет право дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва.
6. Депутат считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в избирательном округе.
7. Итоги голосования по отзыву депутата и принятые решения подлежат официальному опубликованию.
Статья 49. Председатель Городской Думы
1. Председатель Городской Думы избирается на первом заседании из числа депутатов Городской Думы тайным голосованием.
2. Кандидатуры на должность Председателя Городской Думы могут предлагаться депутатами, группами депутатов, а также в порядке самовыдвижения. Избранным на должность Председателя Городской Думы считается кандидат, набравший более половины голосов от установленного числа депутатов. Порядок избрания Председателя Городской Думы определяется Положением о Городской Думе.
3. Председатель Городской Думы осуществляет свою деятельность на постоянной (штатной) основе в течение срока полномочий Городской Думы.
4. Председатель Городской Думы возглавляет и организует работу Городской Думы в соответствии с Положением о Городской Думе.
5. Председатель Городской Думы имеет следующие полномочия:
1) представляет Городскую Думу в отношениях с гражданами, органами и должностными лицами государственной власти Российской Федерации, Нижегородской области и иных субъектов Российской Федерации, органами и должностными лицами местного самоуправления города и других муниципальных образований, учреждениями, предприятиями, организациями, общественными объединениями, зарубежными партнерами, заключает соответствующие договоры, совершает иные сделки в пределах своих полномочий;
2) осуществляет организационное обеспечение деятельности депутатов и Городской Думы в целом, созывает и ведет ее заседания;
3) подписывает принимаемые Городской Думой правовые акты;
4) руководит работой аппарата Городской Думы, осуществляет в соответствии с законодательством прием и увольнение его работников;
5) осуществляет прием и увольнение руководителей структурных подразделений Городской Думы после согласования с Городской Думой;
6) открывает и закрывает расчетные (текущие) счета Городской Думы и является распорядителем по этим счетам;
7) утверждает смету расходов Городской Думы;
8) утверждает штатное расписание Городской Думы;
9) утверждает должностные инструкции работников Городской Думы;
10) утверждает правила внутреннего трудового распорядка Городской Думы;
11) утверждает Положения о структурных подразделениях Городской Думы;
12) дает поручения комитетам и комиссиям Городской Думы;
13) осуществляет другие полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, настоящим Уставом, Положением о Городской Думе и решениями Городской Думы.
6. Председатель Городской Думы в пределах своих полномочий издает нормативные правовые акты в форме постановлений и ненормативные правовые акты в форме распоряжений.
Статья 50. Заместитель (заместители) Председателя Городской Думы
1. Заместитель (заместители) председателя Городской Думы избирается из числа депутатов Городской Думы тайным голосованием в порядке, установленном Положением о Городской Думе.
2. Кандидатуры на должность заместителя (заместителей) Председателя Городской Думы могут предлагаться Председателем Городской Думы, депутатами, группами депутатов, а также в порядке самовыдвижения. Избранным на должность заместителя Председателя Городской Думы считается кандидат, набравший более половины голосов от установленной численности депутатов.
3. Заместитель (заместители) Председателя Городской Думы осуществляет свою деятельность в течение срока полномочий Городской Думы в соответствии с распределением обязанностей между Председателем Городской Думы и его заместителем, а также выполняет обязанности Председателя Городской Думы в его отсутствие.
4. Распределение обязанностей осуществляется распоряжением Председателя Городской Думы.
Статья 51. Досрочное прекращение полномочий Председателя Городской Думы и его заместителя (заместителей)
1. Полномочия Председателя Городской Думы прекращаются досрочно:
1) в случаях, предусмотренных статьями 45 и 47 настоящего Устава;
2) на основании письменного заявления о сложении полномочий;
3) при выражении Городской Думой недоверия.
2. Вопрос о недоверии Председателю Городской Думы выносится на заседание по требованию не менее одной трети от установленного числа депутатов.
3. При рассмотрении вопроса о досрочном освобождении от должности Председателя Городской Думы ему предоставляется слово для выступления.
4. Решение о досрочном освобождении Председателя Городской Думы от должности принимается Городской Думой тайным голосованием двумя третями от установленной численности депутатов.
5. В случае досрочного освобождения Председателя Городской Думы от должности избрание Председателя Городской Думы проводится не позднее месяца со дня его освобождения от должности в порядке, установленном настоящим Уставом. С момента принятия решения о досрочном прекращении полномочий Председателя Городской Думы и до принятия решения об его избрании обязанности Председателя Городской Думы выполняет его заместитель.
6. Положение настоящей статьи распространяется и на досрочное прекращение полномочий заместителя (заместителей) Председателя Городской Думы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.