В целях создания эффективной системы противодействия коррупции и на основании Закона Нижегородской области "О противодействии коррупции в Нижегородской области" от 07.03.2008 N 20-З, Городская Дума постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение об антикоррупционной экспертизе правовых актов Городской Думы.
2. Внести изменения в Положение о Городской Думе города Дзержинска, утвержденное постановлением Городской Думы от 01.11.2006 N 129 (с изменениями от 01.11.2007 N 268, 17.04.2008 N 329, 18.06.2008 N 349), дополнив статью 31 частью 10 следующего содержания:
"10. Проекты правовых актов Городской Думы подлежат проверке на наличие коррупциогенных факторов (антикоррупционной экспертизе), которая осуществляется в соответствии с Положением об антикоррупционной экспертизе правовых актов Городской Думы, утверждаемым постановлением Городской Думы".
3. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
4. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на комитет Городской Думы по правам человека, местному самоуправлению, правопорядку, связям с общественными организациями и депутатской этике.
Председатель Городской Думы |
Мэр города |
Положение
об антикоррупционной экспертизе правовых актов Городской Думы
(утв. постановлением Городской Думы от 9 июля 2008 г. N 362)
Настоящее Положение разработано на основании Закона Нижегородской области от 07.03.2008 N 20-З "О противодействии коррупции в Нижегородской области" и определяет цель, задачи, порядок и методику проведения антикоррупционной экспертизы действующих правовых актов и проектов правовых актов Городской Думы.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Цель и задачи антикоррупционной экспертизы
1. Целью антикоррупционной экспертизы является формирование эффективной системы противодействия коррупции в городском округе город Дзержинск (далее - город Дзержинск) путем устранения правовых норм, которые создают предпосылки или повышают вероятность совершения коррупционных действий.
2. Антикоррупционная экспертиза проводится в отношении внесенных в Городскую Думу проектов правовых актов и действующих правовых актов Городской Думы.
3. Задачами антикоррупционной экспертизы являются выявление и описание коррупциогенных факторов, содержащихся в проектах правовых актов и действующих правовых актах Городской Думы.
Статья 2. Основные понятия и термины
В настоящем Положении отдельные термины и понятия имеют следующее значение:
коррупция - незаконное получение либо извлечение в своих интересах, а равно в интересах иных лиц, лично или через посредников имущества, имущественных благ, а также выгод и преимуществ лицами, замещающими государственные должности, выборные муниципальные должности, должности государственной гражданской службы или должности муниципальной службы, должностными лицами государственных учреждений и муниципальных учреждений, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им гражданами и юридическими лицами указанных благ, выгод и преимуществ;
антикоррупционная экспертиза правовых актов - деятельность по выявлению и описанию коррупциогенных факторов в действующих правовых актах, а также проектах правовых актов;
коррупциогенность - заложенная в правовых нормах возможность способствовать коррупции в процессе их реализации;
коррупциогенный фактор - норма правового акта или проекта правового акта, допускающая возможность порождения коррупции или способствующая ее распространению;
эксперт - сотрудник правового управления Городской Думы, обеспечивающий правовое сопровождение работы профильного комитета Городской Думы.
Статья 3. Проекты правовых актов, подлежащих антикоррупционной экспертизе
1. Обязательной антикоррупционной экспертизе подлежат проекты нормативных правовых актов, направленных на регулирование отношений в следующих сферах:
1) формирования, утверждения, исполнения городского бюджета и контроля за его исполнением;
2) установления, изменения и отмены местных налогов и сборов;
3) предоставления физическим и юридическим лицам муниципальных гарантий, бюджетных инвестиций, бюджетных кредитов, субсидий, пособий и иных выплат, осуществляемых за счет средств городского бюджета;
4) управления муниципальным имуществом и приватизации;
5) жилищных отношений;
6) земельных отношений, градостроительства, лесных отношений, использования водных объектов;
7) выдачи разрешений, предоставления органами местного самоуправления прав и преимуществ хозяйствующим субъектам;
8) осуществления регистрационных действий;
9) осуществления контроля и надзора за деятельностью органов местного самоуправления, муниципальных учреждений и организаций;
10) размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд города;
11) оказания услуг органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями и организациями.
2. По решению Мэра города, Председателя Городской Думы или профильного комитета Городской Думы антикоррупционная экспертиза может проводиться в отношении проектов нормативных правовых актов направленных на регулирование отношений, не указанных в части 1 настоящей статьи и ненормативных правовых актов.
3. В состав антикоррупционной экспертизы не входит рассмотрение вопросов, связанных:
1) с мотивами и целями разработчика проекта правового акта;
2) с соответствием проекта правового акта требованиям действующего законодательства и юридической техники, иными вопросами, входящими в предмет юридической экспертизы.
Статья 4. Коррупциогенные факторы
Коррупциогенными факторами, на наличие которых должны анализироваться действующие правовые акты и проекты правовых актов при проведении антикоррупционной экспертизы, являются:
1) отсутствие исчерпывающего перечня оснований для отказа в реализации права;
2) наличие субъективно-оценочных оснований отказа;
3) отсутствие исчерпывающего перечня документов, представляемых для реализации права;
4) истребование копий или нотариально заверенных копий, если предусмотрено представление оригиналов документов;
5) отсутствие конкретного срока принятия решения органами местного самоуправления, лицами, замещающими муниципальные должности, должности муниципальной службы;
6) отсутствие конкретных оснований для продления срока рассмотрения документов;
7) отсутствие механизма письменного уведомления заявителя о продлении срока рассмотрения документов, отсутствие конечных сроков, далее которых продление срока не допускается;
8) отсутствие порядка принятия решения;
9) включение в процедуру согласования необоснованного количества органов местного самоуправления и (или) их должностных лиц;
10) отсутствие исчерпывающего перечня решений, которые органы местного самоуправления, лица, замещающие муниципальные, должности муниципальной службы, вправе принять;
11) широта полномочий, позволяющая органам местного самоуправления, лицам, замещающим муниципальные должности, должности муниципальной службы, действовать по их усмотрению в зависимости от обстоятельств; предусмотренная возможность принятия решения по усмотрению указанных должностных лиц при отсутствии объективных критериев;
12) наличие коллизий между нормами правового акта;
13) отсутствие запретов и ограничений для должностных лиц;
14) отсутствие контроля, в том числе общественного, за действиями должностных лиц;
15) отсутствие конкурсных (аукционных) процедур в случаях, когда данные процедуры предусмотрены законодательством;
16) отсутствие связи между правами граждан и обязанностями органов местного самоуправления по реализации данных прав граждан.
Глава 2. Проведение антикоррупционной экспертизы
Статья 5. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы проектов правовых актов
1. Проекты нормативных правовых актов регулирующих правоотношения в сферах, указанных в части 1 статьи 3 настоящего Положения вносятся в Городскую Думу не позднее трех рабочих дней до заседания профильного комитета Городской Думы.
2. Проведение антикоррупционной экспертизы осуществляется экспертом в течение трех рабочих дней с момента получения им проекта правового акта.
3. В случае нарушения сроков, указанных в части 1 настоящей статьи, или отсутствия заключения антикоррупционной экспертизы, проект нормативного правового акта, подлежащий обязательной антикоррупционной экспертизе, на вышеуказанном заседании профильного комитета не рассматривается.
4. Заключение антикоррупционной экспертизы подписывается экспертом, проводившим антикоррупционную экспертизу, прикладывается к проекту правового акта и направляется в профильный комитет Городской Думы.
5. Профильный комитет Городской Думы после рассмотрения заключения антикоррупционной экспертизы направляет указанное заключение и проект правового акта в Антикоррупционную комиссию Городской Думы и Мэру города.
Статья 6. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы действующих правовых актов
1. Проведение антикоррупционной экспертизы действующих правовых актов проводится на основании планов работы Городской Думы и (или) комитетов Городской Думы.
2. Проведение антикоррупционной экспертизы действующего правового акта осуществляется экспертом не позднее одного месяца до заседания комитета Городской Думы, на котором планируется его рассмотрение.
3. Заключение антикоррупционной экспертизы по действующему правовому акту прикладывается к копии действующего правового акта и направляется в профильный комитет Городской Думы для рассмотрения.
4. Профильный комитет Городской Думы принимает решение о необходимости внесения изменений в действующий правовой акт или об его отмене.
5. Профильный комитет Городской Думы после рассмотрения на своем заседании направляет заключение антикоррупционной экспертизы по действующему правовому акту, копию действующего правового акта и выписку из протокола заседания комитета в Антикоррупционную комиссию Городской Думы.
Статья 7. Составные части заключения антикоррупционной экспертизы
1. Заключение антикоррупционной экспертизы состоит из вводной, основной и заключительной частей.
2. В вводной части заключения антикоррупционной экспертизы указываются:
1) наименование правового акта или проекта правового акта, в отношении которого проведена антикоррупционная экспертиза;
2) отношения, на регулирование которых направлен данный проект правового акта;
3. В основной части заключения антикоррупционной экспертизы перечисляются коррупциогенные факторы, имеющиеся в действующем правовом акте или проекте правового акта, оценивается возможность устранения или уменьшения данных факторов.
Основная часть заключения антикоррупционной экспертизы может содержать рекомендации по устранению или уменьшению действия коррупциогенных факторов, в том числе в виде конкретных формулировок отдельных положений действующего правового акта или проекта правового акта.
4. В заключительной части заключения антикоррупционной экспертизы делается вывод о результатах антикоррупционной экспертизы, включающий в себя мнение эксперта:
1) о коррупциогенности действующего правового акта или проекта правового акта;
2) о возможности устранения или уменьшения действия коррупциогенных факторов;
3) о возможности принятия, внесения изменений или отклонения проекта правового акта;
4) о возможности внесения изменений или отмены действующего правового акта.
Статья 8. Особенности проведения антикоррупционной экспертизы
1. Эксперт оценивает коррупциогенные факторы, указанные в статье 4 настоящего Положения, в их совокупности, степень их влияния на уровень коррупциогенности действующего правового акта или проекта правового акта, рассматривает возможность устранения или уменьшения действия данных факторов.
2. В случае выявления в действующем правовом акте или проекте правового акта коррупциогенных факторов, устранение или уменьшение действия которых невозможно, эксперт обосновывает это в отношении каждого фактора в отдельности.
3. В ходе проведения антикоррупционной экспертизы эксперт не обязан предлагать новую редакцию норм проекта правового акта или действующего правового акта, содержащих коррупциогенные факторы.
4. Эксперт вправе предложить конкретные формулировки отдельных норм правового акта или проекта правового акта.
5. Для проведения антикоррупционной экспертизы могут использоваться судебная практика по соответствующему вопросу, информация о практике применения действующих правовых актов, мотивированные мнения органов, организаций и граждан, осуществляющих деятельность или обладающих специальными познаниями в регулируемой сфере, данные социологических опросов, научные исследования и другие сведения, способные помочь правильно оценить наличие и степень влияния коррупциогенных факторов.
6. При проведении антикоррупционной экспертизы для консультаций могут привлекаться представители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, в том числе правоохранительных органов, общественных объединений, научных, образовательных учреждений, иных организаций и лица, специализирующиеся на изучении проблем коррупции.
7. В ходе проведения антикоррупционной экспертизы инициаторы ее проведения по представлению эксперта вправе запрашивать необходимые материалы и информацию у органов государственной власти и органов местного самоуправления, организаций и иных лиц.
8. При необходимости истребования и исследования дополнительных материалов, связанных с действующим правовым актом или проектом правового акта, срок проведения антикоррупционной экспертизы может быть продлен на срок не более 10 дней по решению Председателя Городской Думы или профильного комитета Городской Думы по представлению эксперта.
Глава 3. Антикоррупционная комиссия Городской Думы
Статья 9. Статус Антикоррупционной комиссии Городской Думы
Антикоррупционная комиссия Городской Думы (далее - Комиссия) является постоянно действующим консультативным коллегиальным органом Городской Думы, созданным с целью реализации антикоррупционной политики при подготовке и принятии правовых актов Городской Думы.
Статья 10. Функции Комиссии
Комиссия осуществляет следующие функции:
1) проверяет соответствие заключения антикоррупционной экспертизы требованиям настоящего Положения;
2) готовит для Городской Думы рекомендации.
Статья 11. Состав Комиссии
1. В состав Комиссии входит не менее пяти депутатов Городской Думы.
2. Состав Комиссии утверждается Городской Думой на период полномочий Городской Думы соответствующего созыва.
3. Для организации работы Комиссия из своего состава избирает председателя и его заместителя.
4. В работе Комиссии с правом совещательного голоса могут принимать участие председатели комитетов и депутаты Городской Думы, эксперты, представители Администрации города.
Статья 12. Председатель Комиссии
1. Председатель Комиссии:
1) возглавляет и организует работу Комиссии;
2) председательствует на заседаниях Комиссии;
3) подписывает протоколы заседаний Комиссии и ее рекомендации.
2. Полномочия председателя Комиссии прекращаются досрочно на основании письменного заявления о сложении полномочий председателя или на основании решения комиссии, принятого большинством членов комиссии.
3. Заместитель председателя Комиссии исполняет обязанности председателя в его отсутствие.
Статья 13. Рекомендации Комиссии
1. По результатам рассмотрения Комиссией вопросов повестки дня принимается решение:
1) рекомендовать Городской Думе принять внесенный проект правового акта;
2) рекомендовать Городской Думе отклонить внесенный проект правового акта в связи с необходимостью устранения или уменьшения влияния коррупциогенных факторов или внести в него изменения;
3) отменить или внести изменения в действующий правовой акт.
2. Принятые на заседании Комиссии рекомендации оформляются протоколом, подписанным председателем Комиссии, сотрудником отдела организационной работы Городской Думы, оказывающим организационное обеспечение работы Комиссии, и прикладываются к копии действующего правового акта или проекту правового акта.
Действующий правовой акт с приложенными к нему документами (заключение антикоррупционной экспертизы и протокол Комиссии) направляются инициатору проведения антикоррупционной экспертизы.
Статья 14. Проведение заседаний Комиссии
1. Заседания Комиссии проводятся не позднее, чем за три рабочих дня до очередного заседания Городской Думы.
2. Заседание Комиссии правомочно, если на нем присутствует более половины членов Комиссии.
3. Комиссия принимает решения большинством голосов от присутствующих на заседании членов Комиссии.
4. При равенстве голосов голос председательствующего является решающим.
Депутат Городской Думы |
Е.Д. Моклокова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Городской Думы г. Дзержинска Нижегородской области от 9 июля 2008 г. N 362 "Об утверждении Положения об антикоррупционной экспертизе правовых актов Городской Думы"
Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Дзержинская панорама", N 30 от 31 июля, N 31 от 7 августа 2008 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Городской Думы г. Дзержинска Нижегородской области от 16 декабря 2021 г. N 237
Изменения вступают в силу с 29 декабря 2021 г.
Решение Городской Думы г. Дзержинска Нижегородской области от 28 июня 2018 г. N 539
Изменения вступают в силу с 13 июля 2018 г.
Решение Городской Думы г. Дзержинска Нижегородской области от 7 апреля 2016 г. N 120
Изменения вступают в силу после официального опубликования названного решения
Решение Городской Думы г. Дзержинска Нижегородской области от 4 сентября 2015 г. N 975
Изменения вступают в силу после официального опубликования названного решения
Решение Городской Думы г. Дзержинска Нижегородской области от 24 декабря 2014 г. N 851
Изменения вступают в силу после официального опубликования названного решения
Решение Городской Думы г. Дзержинска Нижегородской области от 27 июня 2013 г. N 595
Изменения вступают в силу после официального опубликования названного решения
Постановление Городской Думы г. Дзержинска Нижегородской области от 29 июня 2010 г. N 589
Изменения вступают в силу после официального опубликования названного постановления
Постановление Городской Думы г. Дзержинска Нижегородской области от 23 ноября 2009 г. N 524
Изменения вступают в силу после официального опубликования названного постановления