Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению городской Думы
от 28 мая 2008 г. N 98
Городская Программа
"Развитие туризма в городе Нижнем Новгороде
в 2009-2010 годах"
Паспорт Программы
"Развитие туризма в городе Нижнем Новгороде
в 2009-2010 годах"
Наименование Программы |
Городская программа "Развитие туризма в городе Нижнем Новгороде в 2009-2010 годах" |
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 24.11.96 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"; Областная целевая программа "Развитие въездного и внутреннего туризма в Нижегородской области в 2007-2011 годах", утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 30.11.2006 N 398; Закон Нижегородской области от 12.02.2008 N 8-З "О туристской деятельности на территории Нижегородской области" |
Заказчик |
Администрация города Нижнего Новгорода |
Головной разработчик Программы |
Департамент внешнеэкономических и межрегиональных связей администрации города Нижнего Новгорода (далее - ДВЭиМС) |
Цель Программы |
Главная цель Программы - создание эффективной конкурентно-способной туристской инфраструктуры в Нижнем Новгороде и интеграция города в мировое туристское информационное пространство |
Основные задачи Программы |
Основными задачами программы являются: объединение усилий и ресурсов всех заинтересованных организаций и сообществ для развития туризма в городе Нижнем Новгороде; формирование общественного мнения гражданского сообщества о туризме, как неотъемлемой составляющей дальнейшего развития города Нижнего Новгорода; реализация в городе концепции устойчивого развития туризма как экологически безопасной и эффективной формы использования природных и культурных ресурсов; создание условий для приоритетного развития внутреннего, въездного и социального туризма; создание условий для целенаправленной и адресной инвестиционной политики в области туризма; расширение перечня и интенсификация использования туристских ресурсов города; разработка и реализация системы мер, обеспечивающих безопасность при предоставлении туристских услуг; стимулирование развития материальной базы туризма; формирование имиджа Нижнего Новгорода как современного туристского центра; совершенствование системы рекламного и информационного обеспечения сферы туризма; развитие межрегионального и международного сотрудничества в области туризма; выработка и реализация в городе кадровой политики в области туризма; осуществление комплекса научных исследований в области туризма |
Сроки и этапы реализации Программы |
1 этап: 2009 г. - проведение комплекса исследований, формирование информационной базы, реализация начального этапа благоустройства территорий, проведение комплекса работ по туристскому маркетингу и формированию городской среды гостеприимства, мониторинг промежуточных результатов Программы 2 этап: 2010 г. - проведение комплекса работ по туристскому маркетингу и формированию городской среды гостеприимства, оценка эффективности Программы |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы, составляет 14066 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Оценка эффективности, социально-экономических последствий от реализации программы основывается на достижении результатов по двум направлениям: 1. Системные мероприятия Программы: создание эффективной программной системы управления туристской деятельностью в городе; формирование единой информационной базы данных по всем субъектам туриндустрии и внедрение системы мониторинга состояния отрасли, включая финансовые показатели; выявление в результате маркетинговых исследований наиболее выгодных сегментов потребительского рынка внутреннего и въездного туризма; формирование с учетом разработанных рекомендаций турпродуктов, получение четких сведений для бизнес-планирования и для оценки бюджетной эффективности; функционирование системы рекламно-инфомационного продвижения нижегородского турпродукта на внутренний и внешний туристские рынки; сформированный положительный туристский имидж города (наличие положительных отзывов российских и иностранных туристов); капитальные вложения в модернизацию материальной базы туриндустрии, приведение в надлежащий вид основных объектов показа и обустроенность подъездов к достопримечательностям; рост профессионального уровня туристских кадров; увеличение ассортимента туристских маршрутов и средств размещения. 2. Реализация мероприятий по развитию приоритетных видов туризма в рамках подпрограмм: увеличение туристско-экскурсионного потока по приоритетным видам туризма на 10 % - в 2009 г. и на 15 % в 2010 г.; создание новых рабочих мест на предприятиях туриндустрии, в том числе в сопряженных с туризмом отраслях и в сегменте частного предпринимательства; увеличение притока иностранной валюты в город за период реализации программы ориентировочно; увеличение коэффициента загрузки средств размещения на 10-15 % ежегодно; рост средней продолжительности проживания одного туриста в средстве размещения до 3-4 дней; увеличение объемов реализации дополнительных услуг и сувенирной продукции на 30 %; увеличение доли прибытий в город зарубежных туристов на 5 % ежегодно; снижение затрат государства, связанных с содержанием и трудоустройством безработных; реконструкция ряда объектов историко-культурного наследия; увеличение числа торговых предприятий по продаже сувенирной продукции и изделий, производимых местными предприятиями; усиление рекламного эффекта в результате удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в разнообразных видах отдыха; стимулирование обращения местного населения к культуре и истории края, а также к воспитанию подрастающего поколения в духе любви к малой родине и повышения интереса к истории своего края |
Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации |
Общее руководство и контроль за реализацией Программы осуществляет администрация города Нижнего Новгорода |
Введение
Городская программа "Развитие туризма в городе Нижнем Новгороде в 2009-2010 годах" (далее - Программа) направлена на разработку и выполнение мероприятий в целях создания среды, благоприятной для развития туристской деятельности и среды гостеприимства в городе Нижнем Новгороде.
Программой предусмотрено решение проблемы взаимодействия в едином туристском пространстве города Нижнего Новгорода, Приволжского федерального округа, других городов и регионов Российской Федерации.
Реализация Программы осуществляется за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода.
1. Анализ ситуации и обоснование целей и задач Программы
Ситуация в сфере туризма в мире и в Российской Федерации
Современная индустрия туризма является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей мирового хозяйства. По данным Всемирной туристской организации (ВТО) и международного валютного фонда туризм с 1998 года вышел на первое место в мировом экспорте товаров и услуг, составляя 7,9 % в его общем объеме. По прогнозам зарубежных ученых и специалистов к 2020 году туризм выйдет на первое место, обойдя экспорт нефтепродуктов и автомобилей. Высокие устойчивые темпы роста экономических показателей в сфере туризма сохранятся и к 2020 году, - количество международных туристических поездок удвоится, составив 937 млн. поездок, а поступления от туризма достигнут 1,1 трлн. долларов США.
Роль туризма в хозяйственной деятельности определяется в первую очередь тем, что он является частью и социальной, и экономической сферы.
Туризм - это крупнейшая индустрия мира, имеющая примерно 3,5 трлн. долларов оборотного капитала, ведущий производитель промышленной продукции, ведущий работодатель (192 млн. человек, что составляет 8 процентов от общих показателей занятости в мире) и налогоплательщик, наиболее динамично развивающаяся отрасль мировой экономики. Развитие туризма оказывает стимулирующее воздействие на такие секторы экономики, как транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и составляет одно из наиболее перспективных направлений структурной перестройки экономики.
Туризм принимает на себя важнейшие социальные функции: восстановление психофизиологических ресурсов общества, содействие трудоспособности человека и рациональному использованию свободного времени, обеспечение занятости населения и роста его доходов, направленность на поддержание и восстановления рекреации регионов. Туризм оказывает влияние на сохранение и развитие культурного потенциала, ведет к гармонизации отношений между различными странами и народами, заставляет правительства, общественные организации и коммерческие структуры активно участвовать в деле сохранения и оздоровления окружающей среды. Политическое воздействие туризма формирует престиж страны (региона). Необходимость развития сферы туризма способствует повышению уровня образования, совершенствованию системы медицинского обслуживания населения, внедрению новых средств распространения информации и т.д.
Современное развитие туризма в России характеризуется наличием глубоких противоречий в его организационной структуре, в направленности развития, в состоянии качественных и количественных характеристик. Современное состояние туризма в России - это значительные темпы строительства туристских объектов, отвечающих самым высоким мировым стандартам, внушительное количество выездов россиян в зарубежные поездки, рост числа туристских организаций по всей территории России.
По оценке экспертов Всемирной Туристской Организации (ВТО), Российская Федерация занимает 15 место в мировой классификации по посещаемости иностранцами, что составляет 2,5% мирового рынка въездного туризма. По прогнозам, к 2020 году Россия может войти в первую десятку стран - самых популярных направлений туризма.
С 2000 года в России наметилась тенденция снижения туристского потока за рубеж в пользу внутреннего и въездного туризма. Однако закреплению такой тенденции препятствует низкий уровень развития индустрии и инфраструктуры внутреннего туризма, что является результатом неудовлетворительного качества предоставления туристских услуг при неадекватном ценовом факторе.
Актуальность принятия данной программы обусловлена как социальными так и экономическими причинами. Развитие рекреации и туризма должно привести к формированию здорового образа жизни населения и внести существенный вклад в экономику города не только от непосредственных доходов, но и оказывая стимулирующее воздействие на такие секторы экономики как информатизация и телекоммуникация, торговля, строительство, производство товаров народного потребления и др.
Близость к емким рынкам сбыта товаров и услуг, наличие уникальных памятников истории и культуры, высокий природно-рекреационный потенциал города и его окрестностей и сильные культурные традиции создают предпосылки для динамичного развития туристской отрасли в городе Нижнем Новгороде.
Положение дел в сфере туризма в городе Нижнем Новгороде
Туризм является высокодоходной отраслью для принимающих сообществ. В консолидированном бюджете среднего российского региона на собственные доходы столичного города приходится примерно 1/5 его часть.
Проведение ситуационного анализа предполагает определение места города Нижнего Новгорода как туристского центра на региональном, федеральном и мировом туристских рынках.
На региональном рынке город Нижний Новгород занимает ведущее положение будучи крупным промышленным и культурным центром России.
На федеральном уровне город Нижний Новгород относится к системе региональных и культурно-исторических центров РФ с ярко выраженной индивидуальностью, проявляющейся в сохранении наследия ХVII - XIX веков. Нижний Новгород занимает удобное географическое положение, обладает хорошо развитыми транспортными связями со всеми регионами России. Через него проходят железные дороги, автомобильные и авиационные пути, делающие его доступным для туристов из всех регионов страны, а также Ближнего и Дальнего зарубежья.
На мировом туристском рынке город Нижний Новгород вполне может войти в число популярных туристских центров Европы благодаря следующим факторам:
Нижний Новгород относится к древнейшим обжитым территориям Евразии;
Нижний Новгород обладает объектами мирового культурного наследия, вошедшими в список ЮНЕСКО;
Нижний Новгород является одним из духовных центров формирования русской нации;
Нижний Новгород обладает благоприятным климатом, географическими и ландшафтными предпосылками для развития туристской отрасли.
Для разработки комплекса мероприятий Программы следует провести исследование по следующим основным направлениям:
1. Дать основные характеристики рынка туризма в городе, в том числе туристского потенциала и организации индустрии туризма в городе.
2. Дать характеристику туристских потоков в город:
определить направления туристских потоков;
проанализировать распределение туристских потоков иностранных и отечественных туристов.
3. Учесть особенности туризма в городе: спрос, ритмы сезонности, преобладающие виды и формы туризма, основные цели посещения и т. д.
4. Разработать описательную модель туристского продукта, определить его потребительские свойства.
5. Определить специфику туристской политики органов местного самоуправления.
6. Определить экономическую роль туризма в хозяйственной структуре территории и т.д.
Анализ туристского потенциала Нижнего Новгорода
Нижний Новгород входит в состав туристской зоны "Центр России" (Верхневолжский район), являющейся самой густонаселенной частью страны с максимальными рекреационными потребностями местного населения, сочетающимися с достаточными и разнообразными рекреационными ресурсами для их удовлетворения.
Нижний Новгород является административным центром Нижегородской области, центром Приволжского федерального округа, центром Волго-Вятского экономического района.
На основе имеющейся информации о Нижнем Новгороде и Нижегородской области, а также об отрасли туризма в целом был проведен SWOT-анализ рассматриваемой территории (таблица N 1).
Таблица N 1
SWOT-анализ города Нижнего Новгорода
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1. Выгодное туристско-географическое положение, дающее основание претендовать на роль одного из ведущих туристских центров России. 2. Уникальность основных достопримечательностей (Кремль, Михайло-Архангельский, Староярмарочный, Рождества Богородицы соборы, Благовещенский и Печерский монастыри), музеи, планировка и облик улиц (Большая Покровская, Рождественская, Ильинская, Большая Печерская улицы). 3. Наличие туристских зон в историческом центре города. 4. Развитая система культурного досуга (музеи, театры, концертные залы, цирк, планетарий). 5. Значительный научный и промышленный потенциал, как предпосылка развития делового туризма. 6. Наличие учебных заведений, обеспечивающих подготовку туристских кадров. 7. Наличие развивающейся гостиничной базы. 8. Широкие возможности для организации конгрессных мероприятий. 9. Развитая сеть предприятий общественного питания. 10. Широкие международные контакты. 11. Близость к уникальным объектам природного наследия, к богатству водных и лесопарковых зон. |
1. Неопределенность стратегии и тактики формирования структуры туристского обслуживания и продвижения Нижнего Новгорода как туристского центра. 2. Недостаточное развитие рекреационных зон. 3. Преобладание программ с кратковременным пребыванием туристов в городе. 4. Недостаточная транспортная доступность объектов туристского показа. 5. Недостаток номерного фонда для приема массового туриста, в том числе детских групп. 6. Отсутствие вместительных столовых с гарантированным качеством продуктов для приема детских групп. 7. Отсутствие контроля качества проведения экскурсий. 8. Отсутствие специализированных торговых, в том числе сувенирных, точек по ходу туристских маршрутов. 9. Низкая активность деятельности по продвижению туристского потенциала города на российском и международном рынках. 10. Отсутствие механизма получения статистических данных о развитии туристской отрасли в городе. |
Возможности |
Угрозы |
1. Реализация программы развития туризма. 2. Совершенствование системы управления туризмом. 3. Создание условий для формирования новых качественных и конкурентоспособных туристских продуктов, разнообразных по содержанию (патриотические, этнографические, духовно-просветительские, образовательные, экологические и комбинированные туры) и по продолжительности пребывания. 4. Совершенствование действующей туристской инфраструктуры (гостиниц, предприятий общественного питания, торговли, сферы развлечений и других видов услуг). 5. Формирование положительного имиджа города и увеличение въездных туристских потоков за счет расширения видов туризма. 6. Использование и расширение сети городов-побратимов и партнеров Нижнего Новгорода. |
1. Конкуренция в туристской сфере со стороны других городов ПФО (Казань, Самара и др.) и Центрального Региона (Владимир, Кострома и др.). 2. Несовершенство законодательной базы в сфере туризма. 3. Форс-мажорные обстоятельства. |
По итогам исследования туристского потенциала город Нижний Новгород следует отнести к аксиологическому типу (от греческого axia - ценность), объединяющему большую группу туристских центров, посещение которых связано с изучением культурного наследия и ценностей, религиозных святынь, этнографических промыслов, проведением фестивалей и конгрессов.
В заключение следует привести схематическую таблицу N 2, отражающую "туристский облик города Нижнего Новгорода", составленную на основании экспертных оценок нижегородских туроператоров, а также обобщенных мнений гостей города. Баллы выставлялись по принципу: "5" - высокий уровень, "4" - хороший уровень, "3" - в принципе удовлетворительно, "2" - не соответствует запросам, "1" - отсутствует.
Таблица N 2
Туристский облик Нижнего Новгорода
Данная таблица демонстрирует проблемы, на решение которых направлена настоящая Программа: несовершенства туристского сервиса и имиджа города, недостаточного использования местного историко-культурного наследия, а также
слабого развития туристской инфраструктуры: гостиничного и дорожного хозяйства, транспорта, недостаточного благоустройства, а также отсутствия системы информации.
Анализ рынка потребителей туристских услуг
города Нижнего Новгорода
На нижегородском рынке туристских услуг наметилась устойчивая положительная тенденция роста туристских потоков в город за период 2003-2007 г.г.
В таблице N 3 содержатся данные по динамике посещения Нижнего Новгорода в течение 2003-2007 гг.
Таблица N 3
Динамика посещения Нижнего Новгорода иностранными гражданами
в 2003-2007 гг.
Прибытия иностранных граждан в Нижний Новгород (чел.) | |||||||||
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
|||||
Дальнее зарубежье |
СНГ |
Дальнее зарубежье |
СНГ |
Дальнее зарубежье |
СНГ |
Дальнее зарубежье |
СНГ |
Дальнее зарубежье |
СНГ |
15154 |
55160 |
18281 |
55826 |
18583 |
35360 |
12595 |
36058 |
13007 |
39368 |
- составлена по данным УФМС Нижегородской области.
В таблице показаны данные о въехавших на территорию города и зарегистрировавшихся иностранных гражданах.
Ниже приведена таблица N 4 размещенных в гостиницах города Нижнего Новгорода иностранных граждан за период 2004-2007 гг.
Таблица N 4
Сведения о зарегистрированных иностранных гражданах в гостиницах
города Нижнего Новгорода в период с 2004 по 2007 года
Прибытия иностранных граждан в Нижний Новгород (чел.) | |||
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
18 440 |
16 374 |
18 468 |
19 984 |
- составлена по данным УФМС Нижегородской области.
Данные таблицы N 4 отражают количество прибывших в город и прошедших регистрацию иностранных граждан при расселении в гостиницах города.
Динамика, отраженная в вышеприведенных таблицах, свидетельствует о возрастающем интересе к Нижнему Новгороду как со стороны деловых кругов, так и со стороны туристов.
В целом, за период 2004-2007 гг. на нижегородском рынке туристских услуг наметилась положительная тенденция спада туристских потоков за границу и рост внутреннего турпотока. Ниже следуют данные туристских компаний по прибытиям граждан с различными целями (с учетом числа прибывших в город иностранных туристов с территорий других субъектов РФ с деловыми целями).
Таблица N 5
Туристские прибытия в Нижний Новгород
Кол-во внутренних туристов (чел.) (в том числе экскурсантов) |
Общее кол-во иностранных гостей (чел.) (с учетом прибытий с территорий другого субъекта РФ) |
||||||
Познавательный, деловой, круизный |
Познавательный, деловой, круизный |
||||||
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
100 855 |
152 284 |
204 362 |
246 584 |
1 144 |
3 131 |
4 631 |
5 181 |
Таблица составлена на основе опроса туристских компаний города.
Наметившиеся тенденция стабилизации туристской сферы и повышение интереса к российскому и, в частности, нижегородскому турпродукту укрепилась, что в свою очередь позволяет прогнозировать постепенный рост объемов и к 2010 г. Обращаясь к статистике, можно отметить, что ежегодные темпы роста туристско-экскурсионных услуг также увеличились (рисунок 1).
Объем туристских услуг, оказанных нижегородскими организациями,
осуществляющими турагентскую и туроператорскую деятельность
(в тыс. руб.)
Из вышеприведенных показателей видно, что после резкого падения объема услуг в 2002 году тенденция роста, начиная с 2003 года стала устойчивой.
К сожалению, проследить за точным количественным показателем туристских прибытий по сезонам на сегодняшний день не представляется возможным (по причине отсутствия статистических данных туристских компаний города). Однако по данным таблицы N 6 можно проанализировать туристский спрос, сезонность туристских прибытий и предложения туроператоров города по внутреннему и въездному туризму.
Таблица N 6
Типы туристов, прибывающих в Нижний Новгород
Российские туристы Школьные группы | |
Сезонность путешествий |
Каникулярный период, а именно: весна, осень, зима, лето - гораздо реже |
Количество человек |
От 15 до 43 чел. в группе |
Тематика тура |
Познавательный туризм (экскурсии) |
Продолжительность пребывания в Н.Новгороде |
От 3 часов до 3 дней (как правило, с экскурсионной программой по городу и области) |
Размещение и питание |
Гостиницы туристского класса ("Берег", "Дом крестьянина"), общежития вузов города (г-ца ВВАГС, НИРО Нижегородской области, ННГАСУ). Номера самые простые, с удобствами на этаже, возможно блочное размещение. Также размещение на теплоходе. Питание - в столовых вузов города, недорогих кафе. |
Дополнительные (самостоятельные) финансовые расходы |
От 200 до 1000 рублей Питание: 200 - 250 руб./сутки Приобретение сувенирной продукции: от 100 руб. |
Осмотр и знакомство с достопримечательностями: |
Город: обзорная экскурсия по городу, с посещением: Кремль, ул. Б.Покровская, пл. Народного единства, Художественный музей, музей-квартира А.М. Горького, Церковь Иоанна Предтечи, Строгановская церковь, Староярмарочный собор, Печерский монастырь, Нижегородский планетарий, кинотеатры, экскурсии по реке |
Регион (область, город) прибытия туриста |
Владимирская область, Чувашская республика, Республика Марий-Эл, г.г. Саранск, Иваново, Москва, Подмосковье |
Увеличение туристских потоков с 2004 по 2007 год |
22-25 % ежегодно |
Взрослые туристы | |
Сезонность путешествий |
Май-ноябрь |
Количество человек |
От 20 до 80 чел. в группе. |
Возраст туристов |
В зависимости от тематики туров, как правило, от 20 до 80 лет |
Тематика путешествия |
Культурный и событийный туризм, оздоровительный и рекреационный туризм, деловой туризм, познавательный туризм, религиозный туризм |
Продолжительность пребывания в Н.Новгороде |
От 3 часов до 3 дней |
Размещение и питание |
Гостиницы: "Волжский откос", "ОКА", "Центральная", реже "Волна", (от категории "Люкс" до эконом-класса) |
Дополнительно запрашиваемые услуги в рамках тура (оплачиваемые самостоятельно) |
Прогулки на теплоходах. Приобретение сувенирной продукции: изделия хохломской росписи, городецкие кружева, вышивка. Проведение мастер-классов (гипюроплетение, лепка, роспись) |
Регион (область, город) прибытия туристов |
Москва, Московская область, Владимирская область, Ивановская область, города ПФО, города Поволжья |
Увеличение туристских потоков с 2004 по 2007 год |
20-22 % ежегодно |
Иностранные туристы |
|
Сезонность путешествий |
Июнь-сентябрь |
Количество человек |
От 5 человек. В основном групповые туры, до 40 чел. в группе |
Тематика путешествия |
Преобладает деловой туризм (командировки); познавательный туризм; история города на Волге, а также активно развивается туризм людей старшего поколения. Пользуется относительным спросом и паломнический туризм (Дивеево, Макарьев); народные художественные промыслы, религиозная тематика |
Продолжительность пребывания в Н.Новгороде |
От 3 часов до 5 дней максимум (экскурсионная программа по Н.Новгороду, область иностранных туристов интересует мало) |
Возраст туристов |
В зависимости от тематики туров, как правило, от 17 до 80 лет |
Размещение и питание |
Гостиницы: "Волжский откос", "Октябрьская", Центральная", "Волна" (эконом-класс). Питание: в ресторане гостиницы, а также в ресторанах города |
Дополнительно запрашиваемые услуги |
Прогулки на теплоходах, посещение святых источников области. Приобретение сувенирной продукции: изделия хохломской и городецкой росписи, городецкие кружева, казаковская филигрань, вышивка, картины ручной работы, мастер-классы по народным промыслам |
Регион (страна) прибытия туристов |
Германия, Польша, Канада, Франция, США, Италия, Япония, Украина, Белоруссия |
Увеличение туристских потоков с 2004 по 2007 гг. |
В среднем на 5 % |
Таблица составлена на основе опроса туристских предприятий города
На основании таблицы N 6 можно выделить следующие сегменты потребителей нижегородского турпродукта.
1 сегмент - взрослые российские и иностранные туристы, которые посещают город с деловыми целями и с целью знакомства с историко-культурным наследием Нижнего Новгорода.
2 сегмент - школьные группы, которые посещают город с целью знакомства с историко-культурным наследием Нижнего Новгорода.
3 сегмент - экскурсанты теплоходов, которые посещают город с целью знакомства с историко-культурным наследием Нижнего Новгорода.
Таким образом, Нижний Новгород привлекателен для туристов как центр делового и познавательного туризма.
В рамках своих путешествий туристы предпочитают знакомиться с основными достопримечательностями города на обзорной экскурсии, включая музеи, а также с одним из городов Нижегородской области.
В качестве дополнительных услуг спросом пользуются прогулки на теплоходе, посещение ресторана с национальной кухней, культурных программ, отражающих местную историю и культуру.
Туристские потоки носят четко выраженный сезонный характер. Для повышения туристской активности в низкий сезон необходимо улучшить информационное обеспечение клиентов о туристском потенциале региона, а также активизировать и разнообразить проведение культурных событий, деловых и спортивных мероприятий.
С точки зрения организаторов туристских путешествий в Нижний Новгород будут усиливаться тенденции:
1. Во внутреннем туризме - развитие индивидуального туризма, путешествия семьями или в иных небольших группах. Определяющим при этом является заранее обусловленная возможность свободы выбора маршрута и изменений его программы, что при малом числе туристов достаточно легко осуществимо.
Для стимулирования групповых туров следует активно пользоваться механизмом скидок на групповые маршруты в предприятиях размещения и питания.
2. Во въездном туризме - доля групповых туристов выше, чем среди внутренних посетителей. Это, отчасти, обусловлено распространением негативной информации о России в средствах массовой информации Запада, поэтому туристы чувствуют себя в большой группе соотечественников более уверенно, чем в малом коллективе. Определенную роль играет и ценовой фактор.
2. Основные цели и задачи Программы
Эффективность туристской деятельности зависит от комплекса взаимосвязанных факторов - наличия рекреационных и культурно-исторических ресурсов, квалифицированных кадров, демографических, социальных и политических условий, поддержки со стороны органов власти, сформированного туристского информационного пространства, наличия массового потребителя туристского продукта. Каждый из этих факторов требует самостоятельной программной проработки, что и определяет круг задач, на решение которых направлена настоящая Программа.
Принципы, закладываемые в Программу, базируются на:
а) представлении о необходимости включения сферы туризма в число приоритетов экономического и социального развития города Нижнего Новгорода;
б) мобилизации туристского потенциала города, превращении лучших из составляющих его объектов в ресурс производства конкурентоспособных туристских услуг;
в) извлечении максимума выгод из благоприятствующего туризму геополитического положения Нижнего Новгорода как крупного речного порта, транспортного узла, административного, промышленного и культурного центра Поволжья;
г) признании важности модернизации имеющейся в городе инфраструктуры туризма и гостеприимства;
д) применении современных технологий управления и регулирования процессов производства туристских услуг, сочетающих в себе элементы административных, рыночных и сетевых (партнерских) методов координации деятельности;
е) стремлении к выходу на лидирующие позиции среди других регионов и направлений въездных и внутренних туристских потоков.
Главная цель Программы - получение материальных и моральных дивидендов от реализации комплекса туристских и сопутствующих услуг гостям и населению города через создание системы привлекательности города, развитие индустрии туризма (введение новых туристских маршрутов, повышение качества и доступности туристского сервиса, использование природных и культурных достопримечательностей, системы общегородских праздников и др.) и интеграция в мировое туристское информационное пространство.
Основные задачи Программы:
реализация в городе концепции устойчивого развития туризма как экологически безопасной и эффективной формы использования природных и культурных ресурсов;
создание условий для приоритетного развития внутреннего, въездного и социального туризма;
создание условий для целенаправленной и адресной инвестиционной политики в области туризма;
расширение перечня и интенсификация использования туристских ресурсов города;
разработка и реализация системы мер, обеспечивающих безопасность при предоставлении туристских услуг;
стимулирование развития материальной базы туризма;
формирование имиджа Нижнего Новгорода как современного туристского центра;
совершенствование системы рекламного и информационного обеспечения сферы туризма,
развитие межрегионального и международного сотрудничества в области туризма;
выработка и реализация в городе кадровой политики в области туризма;
осуществление комплекса научных исследований в области туризма;
осуществление комплекса мер, направленных на рост общественного интереса к сфере физического и духовного здоровья и пр.
Исходя из целей и задач Программы, а также реально сложившейся ситуации в сфере туризма, разработан перечень мероприятий по ее реализации.
3. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий включает 3 раздела и является приложением N 1 к настоящей Программе. Разработка и реализация программных мероприятий будет способствовать созданию механизма, позволяющего представить Нижний Новгород как город, отвечающий потребностям современного туриста.
Система программных мероприятий состоит из разделов, объединяющих мероприятия, направленные на разработку системы формирования образа Нижнего Новгорода как города благоприятного для туризма, системы привлечения туриста в город, системы предоставления гостеприимного обслуживания и комфортного пребывания в городе.
Комплекс разработанных мероприятий включает следующее:
проведение активной просветительско-пропагандистской работы с населением города с целью становления и развития культуры гостеприимства;
создание и широкое распространение единого календаря событийных мероприятий города Нижнего Новгорода при увеличении их общего числа за счет разработки новых мероприятий;
расширение традиционных для города видов туристской деятельности за счет делового (конгрессного), событийного, паломнического, спортивного, историко-культурного, культурно-познава-тельного, этнографического, детского и других видов туризма;
создание новых городских и радиальных маршрутов, расширение тематики туров;
создание единой электронной системы туристских ресурсов города;
создание системы поддержки и поощрения туроператоров, использующих туристский потенциал Нижнего Новгорода;
проведение ежегодных форумов туристских городов России и Ближнего и Дальнего зарубежья с целью накопления и внедрения передового опыта и популяризации города Нижнего Новгорода как самостоятельного туристского бренда;
создание единой службы бронирования городских гостиниц с одновременным предложением разнообразных туристских маршрутов;
организация продажи сувениров на основных туристских маршрутах;
участие совместно с туроператорами в ежегодных туристских выставках.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Потребность в финансовых ресурсах будет корректироваться ежегодно в установленном порядке на основании постановлений городской Думы города Нижнего Новгорода о бюджете города на соответствующий финансовый год, с учетом хода выполнения мероприятий Программы. Подобная корректировка будет находить отражение в ежегодно составляемой бюджетной заявке.
Объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы, в целом составляет 13 666 тыс.руб.
Источником средств для реализации Программы является бюджет города Нижнего Новгорода.
Распределение финансовых средств по основным статьям расходов на реализацию мероприятий по Программе составляет:
1. 2009 год - 7472 тыс. руб.
2. 2010 год - 6594 тыс. руб.
Предполагаемый объем необходимых финансовых средств в разрезе мероприятий Программы представлен в приложении N 2 к настоящей Программе.
5. Оценка эффективности, социально-экономических
последствий от реализации Программы
Важнейшим результатом осуществления программы станет формирование современного эффективного туристического комплекса города.
Главный социальный эффект программы будет состоять в создании предпосылок и условий для удовлетворения потребностей населения, в том числе детей, в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям. Реализация программы станет одним из факторов ослабления остроты проблемы занятости населения.
Оценка эффективности, социально-экономических последствий от реализации программы основывается на достижении следующих результатов:
сформированный положительный туристский имидж города (наличие положительных отзывов российских и иностранных туристов);
рост профессионального уровня туристских кадров;
увеличение ассортимента туристских маршрутов;
увеличение туристско-экскурсионного потока по приоритетным видам туризма на 10 % - в 2009 году и на 25 % в 2010 году;
образование новых рабочих мест на предприятиях туриндустрии;
увеличение налогооблагаемой базы и доходов бюджетов всех уровней по строке "туризм" на 5 - 10 % ежегодно;
привлечение внебюджетных источников финансирования;
увеличение притока иностранной валюты в регион за период реализации программы;
увеличение спектра туристских маршрутов с включением большего числа объектов туристского показа;
увеличение коэффициента загрузки средств размещения на 10-15 %;
рост средней продолжительности проживания одного туриста в средстве размещения до 3-4 дней;
увеличение объемов реализации сопутствующих услуг на 30 %;
увеличение доли прибытий в регион зарубежных туристов на 5 % ежегодно;
усиление рекламного эффекта в результате удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в разнообразных видах отдыха;
стимулирование обращения местного населения к культуре и истории края, а также к воспитанию подрастающего поколения в духе любви к малой родине и повышения интереса к истории своего края.
Согласно среднестатистическим данным по оценке эффективности финансовых вложений в развитие отрасли "туризм", каждый рубль возвращается в бюджет 25 рублями, один турист создает на территории пребывания до 10 рабочих мест.
Исходя из определения ВТО, турист в месте пребывания осуществляет расходы на приобретение услуг и товаров смежных отраслей (включая сувенирную продукцию, питание, транспорт, связь, финансовые услуги, индустрию развлечений и т.д.) как минимум равные стоимости тура.
Из вышеприведенных примерных расчетов следует, что вложенные бюджетные средства за срок реализации Программы будут иметь более высокий социально-экономический эффект, окупятся и привлекут внебюджетные средства.
Экономическую эффективность настоящей Программы можно рассчитывать на основе проектных показателей туристских потоков. Если доходами от программных мероприятий считать поступления в экономику города во время пребывания туристов и экскурсантов в Нижнем Новгороде, то при средних расходах одного туриста, равных 3 тыс.руб., и ожидаемом приросте потоков туристов на каждый затраченный по Программе рубль экономика города получит 17 рублей дохода. Для увеличения доходов бюджета надо "заставить" туриста больше оставлять денег в городе.
6. Механизм реализации Программы
Механизм реализации программы основывается на положениях действующего законодательства Российской Федерации, Нижегородской области, а также на положениях нормативных правовых актов города Нижнего Новгорода, связанных с реализацией социально-экономических программ.
Программа реализуется через деятельность соответствующих структурных подразделений администрации города Нижнего Новгорода и заинтересованных организаций, включая общественные и коммерческие.
Заказчиком Программы является администрация города Нижнего Новгорода, исполнителем - ДВЭиМС (далее - Исполнитель). К реализации Программы также привлекаются иные структурные подразделения и территориальные органы администрации города Нижнего Новгорода.
Механизм реализации Программы строится на принципах открытости (возможности вхождения в нее подпрограмм и проектов), обеспечивающих высокую социально-экономическую эффективность и возврат бюджетных средств (по экономическим проектам).
Начало действия Программы - 01 января 2009 года.
В задачи исполнителя Программы по реализации программных мероприятий входит:
анализ и прогноз ситуации;
корректировка программных мероприятий в соответствии с выявленными проблемами (разработка дополнительных мероприятий на основе существующих нормативно-правовых актов);
внедрение новых краткосрочных проектов и программ по развитию туризма в городе;
осуществление отбора исполнителей работ, услуг по каждому программному мероприятию;
согласование возможных сроков выполнения мероприятий, объемов и источников финансирования с уполномоченными органами и организациями.
В ходе реализации Программы Исполнитель обеспечивает информационное, методическое, организационное и иные виды обеспечения реализации мероприятий, что предусматривается целями и задачами данной Программы.
7. Организация управления Программой и
контроль за ходом ее реализации
Общее руководство Программой осуществляет администрация города Нижнего Новгорода в лице структурного подразделения администрации города Нижнего Новгорода, курирующего вопросы туризма.
Для осуществления оперативного управления, координации и контроля хода реализации Программы на основании правового акта главы администрации города Нижнего Новгорода предполагается создание координирующего органа по туризму.
Целесообразность такого подхода диктуется необходимостью комплексного подхода к развитию туризма в городе.
Система контролируемых показателей включает:
показатели выполнения системы программных мероприятий - по срокам, объему и качеству;
показатели эффективности деятельности туристской индустрии города как единой отрасли (с учетом результатов деятельности обеспечивающих предприятий туристской и базовой инфраструктуры);
количество вновь созданных рабочих мест;
количество российских и иностранных туристов, посетивших Нижний Новгород.
Основная контрольная функция за ходом реализации Программы осуществляется администрацией города Нижнего Новгорода.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.