В целях реализации Закона Нижегородской области от 7 сентября 2007 года N 123-З "О жилищной политике в Нижегородской области" Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Ипотечное жилищное кредитование населения Нижегородской области" на 2009-2011 годы (далее - Программа).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области принять участие в реализации мероприятий Программы с привлечением средств соответствующих бюджетов.
3. Признать утратившими силу:
- постановление Правительства Нижегородской области от 23 июня 2006 года N 205 "Об утверждении областной целевой программы ипотечного жилищного кредитования населения Нижегородской области по стандартам ОАО "Агентство ипотечного жилищного кредитования" на 2006-2010 годы";
- постановление Правительства Нижегородской области от 27 ноября 2007 года N 438 "О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 23 июня 2006 года N 205 "Об утверждении областной целевой программы ипотечного жилищного кредитования населения Нижегородской области по стандартам ОАО "Агентство ипотечного жилищного кредитования" на 2006-2010 годы";
- постановление Правительства Нижегородской области от 26 декабря 2008 года N 614 "О внесении изменений в областную целевую программу ипотечного жилищного кредитования населения Нижегородской области по стандартам ОАО "Агентство ипотечного жилищного кредитования" на 2006-2010 годы, утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 23 июня 2006 года N 205;
- пункт 2 постановления Правительства Нижегородской области от 12 марта 2009 года N 107 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области".
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области Г.А. Суворова.
Губернатор |
В.П. Шанцев |
Областная целевая программа
"Ипотечное жилищное кредитование населения Нижегородской области"
на 2009-2011 годы
(далее - Программа)
(утв. постановлением Правительства Нижегородской области
от 30 июля 2009 г. N 548)
1. Паспорт Программы
1.1. Наименование Программы |
Областная целевая программа "Ипотечное жилищное кредитование населения Нижегородской области" на 2009-2011 годы |
|||||
1.2. Основание для разработки Программы |
Постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы, Закон Нижегородской области от 7 сентября 2007 года N 123-З "О жилищной политике в Нижегородской области" |
|||||
1.3. Государственный заказчик Программы |
Министерство социальной политики Нижегородской области |
|||||
1.4. Основные разработчики Программы |
Министерство социальной политики Нижегородской области |
|||||
1.5. Основная цель Программы |
Создание долгосрочной и гарантированной системы государственной поддержки граждан в решении жилищной проблемы с использованием ипотечного жилищного кредитования в целях повышения уровня благосостояния населения и утверждения высоких стандартов качества жизни населения Нижегородской области |
|||||
1.6. Основные задачи Программы |
Обеспечение эффективного функционирования системы классического ипотечного жилищного кредитования (далее - классическая ипотека). Создание и обеспечение эффективного функционирования системы социального (льготного) ипотечного жилищного кредитования (далее - социальная (льготная) ипотека). Создание и обеспечение эффективного функционирования системы корпоративного ипотечного жилищного кредитования (далее - корпоративная ипотека). Создание и обеспечение эффективного функционирования системы реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (далее - реструктуризация кредитов). |
|||||
1.7. Сроки и этапы реализации Программы |
Основной период реализации Программы: 2009-2011 годы. Программа реализуется в один этап. |
|||||
1.8. Исполнители основных мероприятий Программы |
Исполнителями основных мероприятий Программы являются: - министерство социальной политики Нижегородской области; - органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области - при условии участия в Программе; - государственное предприятие Нижегородской области "НИКА" (по согласованию); - субъекты инфраструктуры ипотечного жилищного кредитования - организации, участвующие в реализации Программы (по согласованию) |
|||||
1.9. Объемы и источники финансирования Программы |
Наименование государственных заказчиков |
Источники финансирования |
Годы реализации программы (тыс. руб.) |
|||
2009 |
2010 |
2011 |
Всего |
|||
Министерство социальной политики Нижегородской области |
Всего, в том числе: |
4 391 930 |
4 964 640 |
6 139 700 |
15 496 270 |
|
Федеральный бюджет, в том числе: |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
капвложения |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
НИОКР |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
прочие расходы |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
Областной бюджет, в том числе: |
29 870 |
29 906 |
29 936 |
89 712 |
||
капвложения |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
НИОКР |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
прочие расходы |
29 870 |
29 906 |
29 936 |
89 712 |
||
Местный бюджет, в том числе: |
29 870 |
29 906 |
29 936 |
89 712 |
||
капвложения |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
НИОКР |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
прочие расходы |
29 870 |
29 906 |
29 936 |
89 712 |
||
* ГП НО "НИКА", в том числе: |
4 332 190 |
4 904 828 |
6 079 828 |
15 316 846 |
||
капвложения |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
НИОКР |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
прочие расходы |
4 332 190 |
4904 828 |
6 079 828 |
15 316 846 |
||
Итого по Программе |
Всего, в том числе: |
4 391 930 |
4 964 640 |
6 139 700 |
15 496 270 |
|
Федеральный бюджет, в том числе: |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
капвложения |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
НИОКР |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
прочие расходы |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
Областной бюджет, в том числе: |
29 870 |
29 906 |
29 936 |
89 712 |
||
капвложения |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
НИОКР |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
прочие расходы |
29 870 |
29 906 |
29 936 |
89 712 |
||
Местный бюджет, в том числе: |
29 870 |
29 906 |
29 936 |
89 712 |
||
капвложения |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
НИОКР |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
прочие расходы |
29 870 |
29 906 |
29 936 |
89 712 |
||
* ГП НО "НИКА", в том числе: |
4332 190 |
4 904 828 |
6 079 828 |
15 316 846 |
||
капвложения |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
НИОКР |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
прочие расходы |
4332 190 |
4 904 828 |
6 079 828 |
15 316 846 |
||
* Финансирование Программы за счёт "Прочих источников" будет осуществляться из средств ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (далее - ОАО "АИЖК"). Средства от ОАО "АИЖК" поступают в государственное предприятие Нижегородской области "НИКА" (далее - ГП НО "НИКА", являющееся региональным оператором на территории Нижегородской области, при условии продажи закладных по выданным ипотечным жилищным кредитам в ОАО "АИЖК". Объемы финансирования Программы подлежат ежегодной корректировке в соответствии с законом Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год. Общий объём финансирования программы за 2009-2011 годы составит 15 496 270 тыс. рублей, в том числе: - 89 712 тыс. рублей за счёт средств областного бюджета; - 89 712 тыс. рублей за счёт средств местных бюджетов (при условии их участия в реализации мероприятий Программы); - 15 316 846 тыс. рублей за счёт средств ГП НО "НИКА". В связи с необходимостью выполнения обязательств Правительства Нижегородской области по выплате компенсаций на погашение ранее взятых льготных ипотечных жилищных кредитов гражданами - участниками Программы затраты на компенсацию части ежемесячного платежа в период с 2012-2020 годы составят 419 312 тыс. рублей, в том числе: - 209 656 тыс. рублей за счёт средств областного бюджета; - 209 656 тыс. рублей за счёт средств местного бюджета. | ||||||
1.10. Система организации контроля за исполнением Программы |
Контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство Нижегородской области |
|||||
1.11. Индикаторы достижения цели Программы |
- коэффициент доступности жилья составит 4,1 года в 2011 году; - количество граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в 2011 году - 59 184 человек |
2. Текст Программы
2.1. Содержание проблемы
Подъем экономики Нижегородской области и стремление большей части населения к улучшению своих жилищных условий обусловили актуальность ипотечного жилищного кредитования. При этом основными направлениями, обеспечивающими его развитие, является увеличение объемов выданных ипотечных жилищных кредитов за счет снижения ставки кредитования и долгосрочной гарантированной государственной поддержки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Программа направлена на решение первоочередных задач приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", а также социально-экономического развития Нижегородской области в рамках, определенных Стратегией развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года N 127, посредством реализации направлений по формированию рынка доступного и комфортного жилья.
Программа будет способствовать дальнейшей реализации положений Закона Нижегородской области от 7 сентября 2007 года N 123-З "О жилищной политике в Нижегородской области", других региональных нормативных правовых актов, внедрению и развитию новых схем и форм в реализации жилищной политики Нижегородской области.
Качественная жилищно-коммунальная инфраструктура, развитая система здравоохранения и образования, эффективная система социального обеспечения, развитая инфраструктура услуг для населения, развитая инфраструктура культуры спорта и отдыха, физическая и экологическая безопасность, широкие возможности для профессиональной и творческой самореализации - все это будет способствовать достижению поставленной цели.
До сих пор жилищная проблема стоит перед всеми гражданами, нуждающимися в жилье. Большая часть граждан не имеет возможности улучшить свои жилищные условия путем единовременного приобретения жилого помещения со стопроцентной его оплатой за счет собственных средств.
В условиях существующего дисбаланса между потенциальным потребительским спросом на жилье и реальной возможностью его приобретения эффективным способом решения жилищной проблемы граждан является система ипотечного жилищного кредитования.
Указанные проблемы и факторы, сдерживающие решения вопросов по улучшению жилищных условий для населения Нижегородской области, на текущем этапе требуют программно-целевого метода решения.
В целях активизации ипотечного кредитования в Нижегородской области в 2009 году Правительством Нижегородской области в декабре 2008 года было выделено в уставный фонд ГП НО "НИКА" 144 млн. рублей для реализации федеральной программы ипотечного жилищного кредитования по стандартам ОАО "АИЖК" (АИЖК). Правительством Российской Федерации в уставный капитал ОАО "АИЖК" также в декабре 2008 года было выделено 60 млрд. рублей для развития всей системы государственной ипотеки в стране. В итоге этих согласованных действий для Нижегородской области на первое полугодие 2009 года АИЖК установил лимит в размере 2 млрд. рублей по покупке кредитов (займов), оформленных по стандартам ОАО "АИЖК". Ожидается, что общий лимит на 2009 год составит около 4 млрд. рублей.
За период с 2003 года наблюдался стабильный рост объемов ввода жилья параллельно с ростом объема выданных ипотечных кредитов, которые по оценке на конец 2008 года составили 80 670 млн. рублей и 13 750 млн. рублей соответственно (график 1). Реализация Программы будет способствовать росту ввода жилья и развитию ипотеки и в дальнейшем.
График 1
Доля ипотечных кредитов в общем объеме вводимого жилья составила на конец 2008 года 17 %. При этом доля ипотечных кредитов, выданных населению по программе ОАО "АИЖК", в общем объеме ипотечных кредитов в 2008 году несколько снизилась и составила 4 % (за период 2003-2007 годы в среднем доля составляла 5 %). Однако, в связи со сложившейся в стране сложной финансовой ситуацией, в 2009 году ожидается существенное увеличение доли АИЖК (до 30 %). Это обусловлено, в первую очередь, возложенной Правительством Российской Федерации на АИЖК задачей по замещению программой АИЖК приостановленных ипотечных программ коммерческих банков и реструктуризации ипотечных кредитов с целью поддержания ипотечного рынка. В последующие годы доля АИЖК снизится до 20 %, т.к. планируется самостоятельное увеличение коммерческими банками объемов выдачи ипотечных кредитов по своим программам (график 2).
График 2
Наблюдается определенная зависимость между темпами роста объемов ввода жилья и темпами роста объемов ипотечного кредитования в области: при увеличении динамики объемов вводимого жилья динамика объемов ипотечного кредитования растет более быстрыми темпами, при снижении динамики вводимого жилья, динамика выданных ипотечных кредитов падает более медленными темпами (график 3).
График 3
Основная доля жилья за последние 5 лет была построена в г. Нижнем Новгороде - 60,82 %, на 2 месте по объемам введенного жилья Кстовский район - 7,29 %, далее Борский район, города Арзамас и Саров (5,64 %, 5,5 % и 4,48 % соответственно). На первом этапе Программы предполагается взаимодействие в первую очередь с территориями, в которых наиболее активно развивается жилищное строительство (график 4). В последующие годы предполагается развитие ипотеки и в остальных районах области.
График 4
Наибольшая часть квартир, приобретенных с помощью ипотечных кредитов в период до 2008 года включительно, была куплена на вторичном рынке жилья. Это было связано, в первую очередь с наибольшим количеством банковских ипотечных программ на приобретение уже готовых квартир.
В конце 2008 года и в январе 2009 года спрос на жильё сократился и это связано с выжидательной позицией граждан Нижегородской области, обусловленной экономической ситуацией в стране. В связи с этим появилась необходимость изменить идеологию людей, так как финансирование ипотечного кредитования по государственной ипотеке у Нижегородской области уже есть и объекты недвижимости (как вторичное жилье, так и первичное жильё) тоже есть.
В целях решения указанных вопросов в Нижегородской области в рамках Программы предлагается комплексный подход к решению жилищных вопросов с помощью ипотеки, в том числе новые условия ипотечного жилищного кредитования, а также механизмы предоставления классической ипотеки, государственной финансовой помощи в виде компенсации части ежемесячного платежа по ипотечному жилищному кредиту (займу) гражданам - участникам Программы.
Для организации функционирования рынка ипотечного предполагается развитие ипотеки по трем основным направлениям:
1) классическая ипотека - по стандартам ОАО "АИЖК";
2) льготное ипотечное кредитование граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, при участии областного и местного бюджетов - социальная (льготная) ипотека;
3) корпоративная ипотека - реализация предприятиями программ поддержки сотрудников, получивших ипотечные кредиты.
Первое направление предполагает рыночные условия ипотечного жилищного кредитования.
Второе и третье направления связаны с определёнными в Программе механизмами проведения ипотечного жилищного кредитования при участии предприятий (корпоративная ипотека) и органов исполнительной власти и местного самоуправления (социальная ипотека).
В настоящее время проводится работа в средствах массовой информации (Телеканал "Кремль", Телеканал "Вести Приволжье", ТК "Волга" и "Домашний", ролики на ТК "ТНТ", "5 канал - Санкт-Петербург", "НТВ"), что позволит повысить активность населения и банков региона в сфере ипотечного кредитования.
2.2. Цели и задачи Программы
Основной целью Программы является создание долгосрочной и гарантированной системы государственной поддержки граждан в решении жилищной проблемы с использованием ипотечного жилищного кредитования (далее - ИЖК) (классического ИЖК, социального (льготного) ИЖК, корпоративного ИЖК и реструктуризации ИЖК) в целях повышения уровня благосостояния населения и утверждения высоких стандартов качества жизни населения Нижегородской области (график 5).
График 5
Для достижения поставленной цели планируется решить следующие основные задачи:
- обеспечение эффективного функционирования системы классического ипотечного жилищного кредитования.
Классическая ипотека по программе АИЖК в ближайший год по-прежнему останется одним из основных направлений развития ипотечного рынка - 29,3 % от общего объема (1269 млн. рублей), из которых наибольшая доля придется на вторичный рынок жилья - 60,6 % (769 млн. рублей), доля первичного рынка составит 23,6 % (300 млн. рублей), доля малоэтажного строительства - 15,76 % (200 млн. рублей) (график 6). В рамках развития классической ипотеки главным приоритетом на протяжении всего периода реализации Программы будет являться приобретение квартир на вторичном рынке жилья. Но планируется к 2011 году увеличить объем предоставления кредитов на участие в долевом строительстве и на малоэтажное строительство.
График 6
- создание и обеспечение эффективного функционирования системы Социального (льготного) ипотечного жилищного кредитования.
Социальная (льготная) ипотека станет в 2009 году основным и наиболее социально значимым в условиях финансового кризиса программным направлением. Весь объем финансирования Программы из областного бюджета будет направлен на реализацию данного программного направления.
Объемы составят 1 433 млн. рублей (33,1 % от общего объема ипотечных кредитов, предоставленных в рамках Программы), в том числе долевое строительство - 500 млн. рублей (34,9 % от объемов социальной ипотеки), вторичный рынок жилья - 933 млн. рублей (65,1 %) - график 7.
Развитие социальной (льготной) ипотеки позволит снизить социальную напряженность в обществе и улучшить жилищные условия граждан. Предполагается участие в социальной (льготной) ипотеке 4,67 % семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
К 2011 году объемы ипотечных кредитов, предоставленных участникам Программы, достигнут 2,1 млрд. рублей. Планируется значительно увеличить ввод нового жилья за счет развития социальной (льготной) ипотеки, предоставленной на приобретение жилья в новостройках: к 2011 году при этом доля нового жилья достигнет 38,7 % от общего объема квартир, купленных в рамках Программы. Также с 2010 года предполагается предоставление социальных (льготных) кредитов на малоэтажное строительство.
График 7
- создание и обеспечение эффективного функционирования системы Корпоративного ипотечного жилищного кредитования.
С 1 января 2009 года (с момента вступления в действие изменений в статьи 217, 238, 255 Налогового кодекса Российской Федерации) предприятия имеют право направлять до 3 % от общего ФОТ на возмещение затрат работников по уплате процентов по ипотечным кредитам, при этом эти суммы не облагаются налогом на прибыль и освобождены от уплаты ЕСН и НДФЛ. Каждое предприятие в отдельности может заниматься данной программой самостоятельно, но централизованный подход к реализации корпоративной ипотеки приведет к лучшим результатам, в том числе унифицированный пакет документов по оформлению кредита и компенсаций, централизованные консультации на территории предприятий, централизованный подбор жилья, как на вторичном, так и на первичном рынках жилья. Таким образом, предприятия реально помогают улучшить жилищные условия семьям сотрудников, так как платежи по кредитам могут сокращаться существенно не только за счет ежемесячных компенсаций (необлагаемых налогами), но и за счет ежемесячного возврата подоходного налога при покупке жилья (с 01.01.2009 сумма необлагаемая НДФЛ при покупке жилья с 1 млн. руб. поднялась до 2 млн. руб.). При данной совокупной помощи предприятия ставка по ипотеке для сотрудника может примерно снизиться до 6 % годовых.
В Программе предполагают принять участие по согласованию ряд предприятий Нижнего Новгорода и области: РФЯЦ "ВНИИЭФ" (г. Саров), ФГУП "ННИИРТ", ОАО НИК "Атомэнергопроект", ОАО "Красный якорь", сеть клиник "САДКО", сеть спортивных клубов "World Class" и другие.
В связи с этим, начиная с 2009 года, ожидается активное развитие корпоративной ипотеки, предполагаемые объемы которой составят по итогам года - 800 млн. рублей, в том числе вновь построенное жилье составит половину всех объемов корпоративной ипотеки, на малоэтажное строительство придется 100 млн. рублей и вторичный рынок жилья соответственно - 300 млн. рублей (график 8). Развитие корпоративной ипотеки предполагается осуществлять в период 2009-2011 годы, так как федеральное законодательство пока предоставляет льготы предприятиям только в трехлетний период. Можно спрогнозировать, что при сохранении существующих тенденций развития экономики в будущем налоговые преференции будут предоставлены, в первую очередь, предприятиям, которые уже реализовали свое право на льготы и уже привлекают своих сотрудников к участию в ипотечном кредитовании. Таким образом, возможно развитие корпоративной ипотеки и в последующий период.
График 8
- создание и обеспечение эффективного функционирования системы реструктуризации ипотечных жилищных кредитов.
В связи с кризисной ситуацией в стране планируется так же осуществление деятельности по перекредитованию в рамках стандартов ОАО "АИЖК", рефинансирование ипотечных кредитов у других Банков, выданных по стандартам ОАО "АИЖК" через ГП НО "НИКА" для активизации ипотечного кредитования на этапе строительства.
С целью стимулирования малоэтажного строительства в Нижегородской области ГП НО "НИКА" в рамках данной Программы может осуществлять деятельность инвестора и/или заказчика и/или застройщика в малоэтажном строительстве жилья на территории Нижегородской области. В связи с этим ГП НО "НИКА" может осуществлять любую не противоречащую законодательству Российской Федерации деятельность по оформлению земельных участков, инженерной инфраструктуры и заключать любые виды договоров и соглашений при осуществлении малоэтажного строительства жилья.
Структура покупаемого жилья по программе представлена на Графике 9.
График 9
2.3. Сроки и этапы реализации Программы
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, будет осуществляться в период с 2009-2011 годы. Программа реализуется в один этап.
В этот период планируется увеличение объемов выдачи всех перечисленных выше направлений ипотеки.
Реализация мероприятий по Социальной (льготной) ипотеке планируется в период с 2009 по 2020 годы и включает выполнения обязательств Правительства Нижегородской области по выплате компенсаций на погашение ранее взятых льготных ипотечных жилищных кредитов гражданами - участниками Программы.
2.4. Управление Программой и механизм ее реализации
2.4.1. В соответствии с заключенным Правительством Нижегородской области, ОАО "АИЖК" и ГП НО "НИКА" трёхсторонним соглашением о сотрудничестве по развитию системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования в рамках рефинансирования ОАО "АИЖК" ипотечных кредитов, выдаваемых в соответствии со стандартами ОАО "АИЖК" от 16 марта 2004 года.
В соответствии с этим соглашением на ГП НО "НИКА" возложены функции регионального оператора ОАО "АИЖК".
Направление Программы "классическая ипотека" предусматривает:
- выдачу ипотечных кредитов (займов) по стандартам ОАО "АИЖК";
- организацию работы по предоставлению ипотечных жилищных кредитов (займов) с большим количеством партнеров в рамках стандартов ОАО "АИЖК";
- привлечение новых источников финансирования классической ипотеки кроме ОАО "АИЖК" (прочие кредитные организации, инвесторы);
- реструктуризацию ипотечных кредитов, перекредитование по стандартам ОАО "АИЖК";
- рефинансирование ипотечных кредитов, выданных по стандартам ОАО "АИЖК" через ГП НО "НИКА".
Классическая ипотека работает по стандартам АИЖК через ГП НО "НИКА" и предусматривает приобретение жилья с использованием ипотечного кредита по программе АИЖК гарантируя при этом, неизменность условий погашения кредита, в том числе:
- процентная ставка на протяжении всего срока погашения кредита остаётся без изменений;
- порядок погашения и сумма платежа не изменяются.
Увеличение лимита привлечения в Нижегородскую область средств ОАО "АИЖК" непосредственно связано с увеличением уставного фонда регионального оператора, одним из источников которого являются средства областного бюджета.
Потребность в средствах областного бюджета на увеличение уставного фонда ГП НО "НИКА" определяется по мере необходимости при заключении договоров купли-продажи закладных (с отсрочкой поставки) между ГП НО "НИКА" и ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию". Периоды действия договоров купли-продажи закладных определяются ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию".
2.4.2. Направление Программы "социальная (льготная) ипотека" (далее - социальная ипотека) предусматривает оказание государственной финансовой поддержки на улучшение жилищных условий гражданам Российской Федерации, имеющим регистрацию по месту жительства на территории Нижегородской области, в форме ежемесячной социальной выплаты на компенсацию части платежа по полученному ипотечному жилищному кредиту в российских кредитных организациях (далее - социальная выплата).
Социальная выплата предоставляется:
1) гражданам, состоящим в органах местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Нижегородской области (далее - ОМСУ) на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
2) гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, являющимся работникам учреждений (организаций), созданных в установленном порядке органами государственной власти Нижегородской области и ОМСУ Нижегородской области, которые полностью содержатся за счет областного и/или местных бюджетов (далее - работники организаций бюджетной сферы), и имеющим общий трудовой стаж в организациях бюджетной сферы, на момент обращения с заявлением о постановке на учет для получения социальной выплаты, не менее 3-х лет.
Социальная выплата предоставляется гражданам за счёт средств областного и местного бюджетов в соотношении 50:50 на срок в течение 10 лет.
Принятие гражданина на учет для получения социальной выплаты осуществляется на основании заявления гражданина, представляемого в ОМСУ. Форма заявления устанавливается нормативным правовым актом ОМСУ, в заявлении указываются члены семьи, которые учитываются при расчете размера социальной выплаты.
К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1. Документы, удостоверяющие личность гражданина и личность каждого члена его семьи, которых он указал в заявлении в качестве членов его семьи.
2. Документы, подтверждающие родственные отношения гражданина с каждым членом семьи, указанным им в заявлении.
3. Документы, подтверждающие признание членами семьи гражданина лиц, указанных гражданином в заявлении в качестве членов его семьи.
4. Справки о составе семьи по месту регистрации с указанием общей площади жилого помещения (срок действия 30 дней).
5. Справки соответствующего органа по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Нижегородской области об отсутствии (наличии) недвижимости на всех членов семьи, в том числе выданные на фамилию, имя, отчество, имевшиеся у заявителя и членов его семьи до их изменения, выданные не ранее, чем за 60 дней до момента предъявления.
6. Справки организации по технической инвентаризации о правах на недвижимое имущество всех членов семьи, об отсутствии недвижимости, в том числе выданные на фамилию, имя, отчество, имевшиеся у заявителя и членов его семьи до их изменения, выданные не ранее, чем за 60 дней до момента предъявления.
7. Копии договоров социального найма, в случаях, когда гражданин является нанимателем.
8. Трудовая книжка заявителя (на каждой странице печать организации, надпись: "копия верна", подпись; на последней странице надпись: "работает по настоящее время", подпись).
Копии документов, указанные в пунктах 1, 2, 3, 7 вышеопределенного перечня, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением подлинника.
Документы, указанные в пунктах 5, 6, 7 вышеопределенного перечня не предоставляются гражданином к заявлению для постановки на учет для получения социальной выплаты, в случаях, если в текущем году гражданин поставлен на учет или прошел перерегистрацию в ОМСУ в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В случае если несколько членов одной семьи являются работниками организаций бюджетной сферы, то на учет для получения социальной выплаты принимается один из членов семьи (по их выбору). В случае увольнения из организации бюджетной сферы, смерти или признания судом безвестно отсутствующим либо умершим того из членов семьи, который состоит на учете, учетное дело переоформляется на другого члена семьи, являющегося работником бюджетной сферы.
Приём заявлений от граждан для постановки на учет для получения социальной выплаты осуществляется ОМСУ на постоянной основе.
Для обеспечения гласности и объективности принятия решений о принятии граждан на учет для получения социальной выплаты при ОМСУ создается постоянно действующая комиссия по вопросам предоставления государственной поддержки гражданам в ипотечном жилищном кредитовании (далее - Комиссия).
Заявление гражданина на постановку на учет для получения социальной выплаты с приложением всех вышеперечисленных документов подлежит рассмотрению Комиссией.
Дата приема документов отражается в регистрационном журнале Комиссии. Гражданину выдается справка о дате приема его заявления и документов.
При выявлении недостоверной информации, содержащейся в представленных документах, Комиссия возвращает их гражданину с указанием причин возврата.
Гражданин, который для приобретения права состоять на учете для получения социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, не принимается на учет для получения социальной выплаты.
Действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, совершаемые гражданином для приобретения права состоять на учете для социальной выплаты определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона Нижегородской области от 16 ноября 2005 года N 179-З "О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" (с изменениями на 30 ноября 2006 года).
Материально-техническое и документационное обеспечение деятельности комиссии осуществляется ОМСУ.
Комиссия ОМСУ выполняет следующие функции:
а) проверяет сведения, содержащиеся в документах, представленных гражданином в соответствии вышеопределенным перечнем, о наличии условий, необходимых для постановки гражданина на учет для получения социальной выплаты;
б) направляет в случае необходимости запросы в государственные органы и организации для проверки сведений о наличии у гражданина условий для постановки его на учет для получения социальной выплаты;
в) принимает решение о постановке гражданина на учет для получения социальной выплаты, об отказе в постановке на учет и о снятии с учета;
г) ведет книгу учета граждан для получения социальной выплаты;
д) организуют получение заключения государственного предприятия Нижегородской области "Нижегородский ипотечный корпоративный альянс", являющегося региональным оператором ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (далее - региональный оператор) о возможности предоставления гражданину ипотечного жилищного кредита на основании представленных к заявлению документов.
В течение семи рабочих дней с даты получения от Комиссии документов, предоставленных к заявлению гражданина для постановки на учет для получения социальной выплаты, региональный оператор по результатам анализа этих документов выдаёт Комиссии письменное заключение, в котором содержится следующая предварительная информация:
- о возможной цене приобретаемой недвижимости;
- о размере первоначального взноса;
- о максимальной сумме ипотечного жилищного кредита и сроках его погашения (максимальный размер кредита для семьи рассчитывается с учётом предоставления семье социальной выплаты);
- о максимальной сумме компенсации части платежа по ипотечным жилищным кредитам (с учётом состава семьи).
Заключение регионального оператора учитывается при принятии решения о постановке гражданина на учет для получения социальной выплаты.
Решение о постановке гражданина на учет для получения социальной выплаты или об отказе в постановке на учет для ее получения принимается Комиссией не позднее чем через двадцать рабочих дней после подачи гражданином заявления, оформляется протоколом Комиссии.
Выписка из протокола Комиссии в течение пяти рабочих дней направляется или выдается гражданину, в отношении которого принято соответствующее решение.
Отказ в постановке гражданина на учет допускается в случаях, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной Комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для постановки гражданина на учет для получения социальной выплаты. Решение об отказе в принятии на учет для получения социальной выплаты должно содержать основания такого отказа с обязательным указанием нарушения.
Граждане, принятые на учет для получения социальной выплаты, включаются в книгу учета граждан для получения ежемесячной социальной выплаты на компенсацию части платежа по полученному ипотечному жилищному кредиту (далее - Книга учета), которая ведется Комиссией.
На каждого гражданина, принятого на учет для получения социальной выплаты, заводится учетное дело, в котором содержатся все представленные им необходимые документы, являющиеся основанием для постановки гражданина на учёт для получения социальной выплаты. Учетному делу присваивается номер, соответствующий номеру записи в Книге учета.
ОМСУ обеспечивают надлежащее ведение и хранение учетных дел и дел на лиц, которым отказано в принятии на учет.
Книга учета должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена печатью, подписана должностным лицом, на которое возложена ответственность за правильное ведение учета. Записи в Книге учета нумеруются числами натурального ряда и без дополнительных знаков. Подчистки в Книге учета не допускаются. Поправки и изменения вносятся в Книгу учета на основании документов и заверяются должностным лицом, на которое возложена ответственность за ведение учета.
ОМСУ обеспечивают надлежащее хранение Книги учета и учетных дел граждан, состоящих на учете для получения социальной выплаты. Книга учета и учетные дела граждан, состоящих на учете, хранятся в течение десяти лет после последнего платежа по перечислению социальной выплаты.
ОМСУ обеспечивает доступ граждан к информации, содержащейся в Книге учета. Форма и порядок предоставления указанной информации устанавливаются нормативным правовым актом ОМСУ.
Гражданин снимается с учета для получения социальной выплаты:
а) по личному заявлению, подаваемому в письменной форме в ОМСУ;
б) в случае изменений (улучшений) жилищных условий, в результате которых утрачены основания получения социальной выплаты;
в) в случае реализации им права на получение социальной выплаты;
г) в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для постановки гражданина на учет для получения социальной выплаты (если данные сведения свидетельствуют об отсутствии у гражданина права на постановку на такой учет);
д) в случае увольнения гражданина из организации бюджетной сферы, если основанием постановки его на учет для получения социальной выплаты являлось его трудовая деятельность в организации бюджетной сферы Нижегородской области и признание его нуждающимся в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации;
е) в случае смерти гражданина или признания его судом безвестно отсутствующим или умершим за исключением случаев, если несколько членов одной семьи являются работниками бюджетной сферы.
Комиссия формирует сводный список граждан для получения социальной выплаты (далее - Сводный список).
При формировании Сводного списка следует руководствоваться следующими положениями:
1. Сводный список формируется в той же хронологической последовательности, в какой граждане подавали заявления о постановке на учет на получение социальной выплаты.
При этом при одинаковой дате подачи заявления о постановке на учет для получения социальной выплаты для определения очередности в Сводном списке следует учитывать количество квадратных метров на одного члена семьи гражданина, принятого на учет для получения социальной выплаты (наименьшее количество - наибольшее преимущество).
2. Преимущественное право на получение социальной выплаты имеют граждане, состоящие в ОМСУ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
При этом при определении очередности списка граждан, имеющих преимущественное право, следует учитывать следующие критерии в порядке убывания их значимости:
а) работа в организации бюджетной сферы;
б) дата постановки на учет в ОМСУ в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (наиболее ранняя дата - наибольшее преимущество);
в) количество квадратных метров на одного члена семьи (наименьшее количество - наибольшее преимущество).
Право на внеочередное получение ипотечного кредита (займа) по социальной (льготной) ипотеке имеют граждане, которые намерены построить объект индивидуального жилищного строительства, а также граждане, которые будут приобретать (в том числе путем долевого участия в строительстве) жилое помещение (квартиру) в домах, введенных в эксплуатацию после 1 января 2007 года или в строящихся жилых домах (в том числе домах малоэтажного жилищного строительства). Приобретаемое или строящееся жилое помещение должно соответствовать требованиям кредитора и действующего законодательства Российской Федерации.
Сводный список утверждается нормативным правовым актом ОМСУ в срок до 1 февраля и формируется из граждан, принятых на учет для получения социальной выплаты до 31 декабря предшествующего года включительно.
В 2009 году Сводный список утверждается нормативным правовым актом ОМСУ в срок до 25 сентября и формируется из граждан, принятых на учет для получения социальной выплаты до 15 сентября 2009 года.
ОМСУ направляет в министерство социальной политики Нижегородской области в срок до 20 февраля заявку на получение субсидии на предоставление социальный# выплат гражданам - участникам социальной (льготной) ипотеки в текущем году (далее - заявка).
К заявке прилагаются:
- информация об объёмах обязательств по перечислению социальных выплат по кредитам, которые были приняты ОМСУ за предыдущие периоды реализации Программы по состоянию на 1 января текущего периода;
- выписка из местного бюджета, подтверждающая объём заложенных на софинансирование мероприятий по реализации Программы по направлению "социальная (льготная) ипотека".
В 2009 году ОМСУ направляет в министерство социальной политики Нижегородской области заявку в срок до 1 октября 2009 г.
Министерство социальной политики Нижегородской области обеспечивает:
- организационно-методическую работу с ОМСУ по их участию в настоящей Программе;
- подготовку нормативного акта Правительства Нижегородской области о порядке формирования, распределения и использования субсидий, представляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов на реализацию Программы;
- перечисление субсидии местным бюджетам на основании указанного нормативного акта Правительства Нижегородской области и в соответствии с объемами, заложенными в Законе об областном бюджете на соответствующий финансовый год;
- анализ освоения и использования средств, направленных на предоставление социальных выплат гражданам в рамках реализации мероприятий Программы по направлению "социальная ипотека";
- контроль за расходованием средств в пределах утверждённого годового лимита государственного предприятия Нижегородской области "Нижегородский ипотечный корпоративный альянс", являющегося региональным оператором ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию", и объёмом рефинансирования закладных.
Распределение средств областного бюджета между ОМСУ осуществляется пропорционально объёмам софинансирования, указанным в Заявке.
Выдача Свидетельства по форме согласно приложению 1 к Программе осуществляется ОМСУ гражданам, в соответствии с очередностью, определенной в Сводном списке, после перечисления субсидий из областного бюджета на счета районных администраций для реализации мероприятий Программы по направлению "Социальная (льготная) ипотека".
Свидетельство является подтверждением того, что после предоставления ипотечного жилищного кредита гражданину, включенному в Сводный список в течение срока пользования ипотечным жилищным кредитом (но не более 10 лет) будет ежемесячно предоставляться денежная компенсация части ежемесячного платежа, включающего суммы в погашение основного долга и процентов за пользование ипотечным кредитом (займом) (далее - компенсация).
Срок действия Свидетельства составляет не более 6 месяцев с даты выдачи, указанной в Свидетельстве.
Свидетельство является именным и не подлежит передаче другому лицу.
Перечень лиц, которым выдается Свидетельство, утверждается Комиссией. Решение Комиссии оформляется соответствующим протоколом.
С полученным Свидетельством гражданин - участник социальной ипотеки вправе обратиться в любую кредитную организацию для получения ипотечного жилищного кредита.
Перед заключением кредитного договора гражданин - участник Социальной ипотеки представляет в ОМСУ на согласование документы, характеризующие планируемый к приобретению объект недвижимости (кадастровый паспорт, справку о технических характеристиках объекта капитального строительства и т.д.).
Общая площадь приобретаемого жилого помещения в расчете на каждого члена семьи гражданина - участника социальной ипотеки, не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в месте приобретения жилья.
Приобретенное или построенное гражданином жильё с использованием социальной выплаты должно находиться на территории Нижегородской области и является основанием для снятия с учета в ОМСУ в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
После получения ипотечного жилищного кредита гражданин - участник социальной ипотеки представляет в ОМСУ:
- копию кредитного договора;
- копию графика погашения задолженности и процентов по кредиту;
- реквизиты счёта участника - участника социальной ипотеки, открытого в любом банке для зачисления Компенсации;
- копию свидетельства о регистрации права собственности на приобретённое жилое помещение (в случае приобретения жилого помещения в строящемся многоквартирном доме - копию зарегистрированного договора долевого участия согласно Федеральному закону от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".);
- при индивидуальном жилищном строительстве - договор строительного подряда и/или иные документы, подтверждающие расходы по строительству индивидуального жилого дома.
Граждане, состоящие в ОМСУ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в дополнение к перечисленным документам прилагают заявление о снятии их с учёта.
Зачисление компенсации на счёт участника - участника Социальной ипотеки производится ОМСУ на основании соглашения о взаимодействии, заключенного ОМСУ с банком, при условии целевого использования гражданином - участником социальной ипотеки полученного им ипотечного жилищного кредита и своевременного погашения суммы основного долга и процентов по кредиту в соответствии с кредитным договором и графиком погашения задолженности по кредиту и процентов по нему.
Комиссия за перечисление компенсации на счёт гражданина - участника социальной (льготной) ипотеки оплачивается владельцем счёта - физическим лицо (гражданином - участником социальной (льготной) ипотеки).
Предоставление социальных выплат из средств областного бюджета предусматривается в размере, ежегодно определяемом законом Нижегородской области об областном бюджете на соответствующий год, и осуществляется при условии софинансирования из бюджетов муниципальных районов (городских округов) Нижегородской области в объеме 50 процентов.
Расчёт компенсации производится по следующей формуле:
1) если количество членов семьи заемщика - участника Программы - один человек, то компенсация (К) рассчитывается по следующей формуле:
ПС
K = 24 % * * ------------------
1 -
где
ПС - месячная процентная ставка, равная 1/12 от годовой процентной ставки рефинансирования ЦБ на дату заключения кредитного договора (договора займа), в процентах годовых;
ПП - количество процентных периодов, оставшихся до окончательного погашения ссудной задолженности (месяц).
24 % - часть ежемесячного платежа, компенсируемая областным и муниципальным бюджетом.
- сумма кредита (займа) на одного члена семьи (суммы обязательства), которая не может быть больше max;
max = С * 33 * k,
где
С - средняя рыночная стоимость 1 кв. м. общей площади жилья, утвержденная Минрегионразвития Российской Федерации для Нижегородской области на момент выдачи свидетельства;
33 - количество метров на 1 участника;
k - коэффициент приведения к рыночным условиям 1,015999;
2) если количество членов семьи заемщика - участника Программы - два человека, то компенсация (К) рассчитывается по следующей формуле:
ПС
K = 24 % * * ------------------
1 -
где
ПС - месячная процентная ставка, равная 1/12 от годовой процентной ставки рефинансирования ЦБ на дату заключения кредитного договора (договора займа), в процентах годовых;
ПП - количество процентных периодов, оставшихся до окончательного погашения ссудной задолженности (месяц).
24 % - часть ежемесячного платежа, компенсируемая областным и муниципальным бюджетом.
- сумма кредита (займа) на двух членов семьи (суммы обязательства), которая не может быть больше max;
max = С * 42 * k,
где
С - средняя рыночная стоимость 1 кв. м. общей площади жилья, утвержденная Минрегионразвития Российской Федерации для Нижегородской области на момент выдачи свидетельства;
42 - количество метров на двух участников по норме;
k - коэффициент приведения к рыночным условиям равный 1,015999;
3) если количество членов семьи заемщика - участника Программы - три и более человек, то компенсация (К) рассчитывается по следующей формуле:
ПС
K = 24 % * * ------------------
1 -
где
ПС - месячная процентная ставка, равная 1/12 от годовой процентной ставки рефинансирования ЦБ на дату заключения кредитного договора (договора займа), в процентах годовых;
ПП - количество процентных периодов, оставшихся до окончательного погашения ссудной задолженности (месяц).
24 % - часть ежемесячного платежа, компенсируемая областным и муниципальным бюджетом.
- сумма кредита (займа) на трёх и более членов семьи (суммы обязательства), которая не может быть больше max;
max = С * 3 * 18 * k,
где
С - средняя рыночная стоимость 1 кв. м. общей площади жилья, утверждённая Минрегионразвития Российской Федерации для Нижегородской области на момент выдачи свидетельства;
18 - количество метров на 1 участника по норме;
k - коэффициент приведения к рыночным условиям 1,015999.
Компенсация не изменяется на протяжении всего срока кредитования и рассчитывается на день подписания кредитного договора (договора займа) с точностью до рубля.
В случае понижения размера ежемесячного платежа у гражданина - участника социальной (льготной) ипотеки по уже выданному кредиту (займу) - размер социальной выплаты подлежит пропорциональному уменьшению.
2.4.3. Реализация направления Программы "корпоративная ипотека" будет осуществляться в соответствии с Регламентом взаимодействия для корпораций, утвержденным министерством социальной политики Нижегородской области.
В рамках данного направления предприятиями - участниками корпоративной ипотеки будет осуществляться компенсация части платежей по ипотечным жилищным кредитам сотрудников предприятия.
2.5. Система программных мероприятий
Система подпрограммных мероприятий приведена в приложении 2 к Программе.
2.6. Ресурсное обеспечение Программы
Основными источниками финансирования Программы являются:
1. Средства областного бюджета.
2. Средства местных бюджетов (по согласованию с органами местного самоуправления).
3. Внебюджетные средства (средства ГП НО "НИКА", ОАО "АИЖК", предприятий, кредитных и иных организаций).
Необходимые расходы на финансирование мероприятий приведены в таблице 1.
Таблица 1
Финансирование мероприятий Программы
Наименование государственных заказчиков |
Источники финансирования |
Годы реализации программы (тыс. руб.) |
|||
2009 |
2010 |
2011 |
Всего |
||
Министерство социальной политики Нижегородской области |
Всего, в том числе: |
4 391 930 |
4 964 640 |
6 139 700 |
15 496 270 |
федеральный бюджет, в том числе: |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
капвложения |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
НИОКР |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
прочие расходы |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
областной бюджет, в том числе: |
29 870 |
29 906 |
29 936 |
89 712 |
|
капвложения |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
НИОКР |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
прочие расходы |
29 870 |
29 905 |
29 936 |
89 712 |
|
Местный бюджет, в том числе: |
29 870 |
29 905 |
29 936 |
89 712 |
|
капвложения |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
НИОКР |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
прочие расходы |
29 870 |
29 905 |
29 936 |
89 712 |
|
* ГП НО "НИКА", в том числе: |
4 332 190 |
4 904 828 |
6 079 828 |
15 316 846 |
|
капвложения |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
НИОКР |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
прочие расходы |
4 332 190 |
4 904 828 |
6 079 828 |
15 316 846 |
|
Итого по Программе |
Всего, в том числе: |
4 391 930 |
4 964 640 |
6 139 700 |
15 496 270 |
федеральный бюджет, в том числе: |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
капвложения |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
НИОКР |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
прочие расходы |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
областной бюджет, в том числе: |
29 870 |
29 906 |
29 936 |
89 712 |
|
капвложения |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
НИОКР |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
прочие расходы |
29 870 |
29 905 |
29 936 |
89 712 |
|
Местный бюджет, в том числе: |
29 870 |
29 905 |
29 936 |
89 712 |
|
капвложения |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
НИОКР |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
прочие расходы |
29 870 |
29 905 |
29 936 |
89 712 |
|
* ГП НО НИКА в том числе: |
4 332 190 |
4 904 828 |
6 079 828 |
15 316 846 |
|
капвложения |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
НИОКР |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
прочие расходы |
4 332 190 |
4 904 828 |
6 079 828 |
15 316 846 |
* Финансирование Программы за счёт "Прочих источников" будет осуществляться из средств ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (далее - ОАО "АИЖК"). Средства от ОАО "АИЖК" поступают в государственное предприятие Нижегородской области "НИКА", являющееся региональным оператором на территории Нижегородской области, при условии продажи закладных по выданным ипотечным жилищным кредитам в ОАО "АИЖК".
Объемы финансирования Программы подлежат ежегодной корректировке в соответствии с законом Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
Общий объём финансирования Программы за 2009-2011 годы составит 15 496 270 тыс. рублей, в том числе:
- 89 712 тыс. рублей за счёт средств областного бюджета;
- 89 712 тыс. рублей за счёт средств местного бюджета (при условии его участия в реализации мероприятий Программы);
- 15 316 846 тыс. рублей за счёт средств ГП НО "НИКА".
В период с 2012 года по 2020 год будет осуществляться компенсация части ежемесячного платежа по ипотечным жилищным кредитам участникам социальной (льготной) ипотеки (таблица 1.1).
Таблица 1.1.
Финансирование компенсации части ежемесячного платежа
по ипотечным жилищным кредитам участникам социальной (льготной) ипотеки
Годы |
Объемы компенсации из областного бюджета, тыс. рублей |
Объемы компенсации из местных бюджетов, тыс. рублей |
2012 |
29 937 |
29 937 |
2013 |
29 937 |
29 937 |
2014 |
29 937 |
29 937 |
2015 |
29 937 |
29 937 |
2016 |
29 937 |
29 937 |
2017 |
29 937 |
29 937 |
2018 |
29 937 |
29 937 |
2019 |
66 |
66 |
2020 |
31 |
31 |
Итого |
209 656 |
209 656 |
Общий объём компенсации составит 419 312 тыс. рублей, в том числе:
- 209 656 тыс. рублей за счёт средств областного бюджета;
- 209 656 тыс. рублей за счёт средств местных бюджетов.
Полное исполнение кредитных обязательств по выданным льготным ипотечным жилищным кредитам (займам) закончится в 2020 году.
2.7. Индикаторы достижения цели Программы
Основные индикаторы достижения цели Программы:
Наименование индикаторов целей Программы |
Единицы измерения индикаторов целей Программы |
Значения индикаторов целей подпрограммы |
||||
На момент разработки Программы |
2009 |
2010 |
2011 (по окончании реализации Программы ) |
Без программного вмешательства (после предполагаемого срока реализации Программы) |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Коэффициент доступности жилья |
лет |
0 |
5,3 |
4,6 |
4,1 |
0 |
Количество граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (нарастающим итогом) |
Человек |
59 986 |
59 186 |
59 185 |
59 184 |
59 986 |
Основным показателем достижения цели Программы будет реализация и развитие новых направлений в ипотечном кредитовании в Нижегородской области: социальной и корпоративной ипотеки.
2.8. Показатели непосредственных результатов реализации Программы
Реализация Программы должна обеспечить достижение к 2011 году:
Наименование показателя непосредственного результата |
Единица измерения |
Годы |
||
2009 |
2010 |
2011 |
||
Объем выданных ипотечных жилищных кредитов (займов) в рамках реализации Программы |
тыс. руб. |
4 332 190 |
4 904 828 |
6 079 828 |
Объем выданных льготных ипотечных кредитов (займов) в рамках реализации Программы |
тыс. руб. |
1 433 190 |
1 828 |
1 828 |
- содействие достижению к 2011 году темпов роста ввода жилья - 112,1 % по сравнению с предыдущим годом;
- увеличение объема ипотечных кредитов (займов), предоставленных на участие в долевом строительстве до 2 300 млн. рублей (с 5 млн. рублей по итогам 2008 года);
- увеличение объема ипотечных кредитов (займов) на малоэтажное строительство до 1 млрд. рублей (в 2008 году - 3 млн. рублей);
- развитие новых направлений ипотечного кредитования в области: корпоративное и социальное ипотечное кредитование;
- развитие системы предоставления ипотечных кредитов (займов) на долевое и малоэтажное строительство;
- совершенствование законодательной и иной нормативной правовой базы Нижегородской области, направленной на развитие системы ипотечного жилищного кредитования.
2.9. Оценка эффективности реализации Программы
Оценка экономической эффективности Программы производилась на основе сопоставления объемов выданных ипотечных кредитов (займов) по отношению к затратам областного и местного бюджетов на реализацию Программы в форме компенсации части ежемесячных платежей по льготным ипотечным кредитам.
Расчет экономической эффективности приведен в таблице 2.
Таблица 2
Расчет экономической эффективности Программы
Индикатор |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Объем выданных ипотечных жилищных кредитов (займов) в рамках реализации Программы, млн. рублей |
4 332,0 |
4 905,0 |
6 080,0 |
Объем расходов областного бюджета на реализацию Программы, млн. рублей |
29,9 |
29,9 |
29,9 |
Эффективность |
144,9 |
164 |
203,3 |
В период реализации Программы наблюдается рост экономической эффективности мероприятий, что связано со значительными темпами роста объёмов выданных ипотечных жилищных кредитов по сравнению с темпами роста расходов областного бюджета на реализацию Программы.
Общественная эффективность возможна при реализации корпоративной ипотеки в рамках Программы и заключается в снижении текучести кадров на предприятиях - участниках Программы.
2.10. Внешние факторы, негативно влияющие на реализацию Программы,
и мероприятия по их снижению
Негативное влияние на реализацию Программы могут оказать следующие факторы:
- рост цен на рынке жилья;
- рост ставки рефинансирования ЦБ и, следовательно, рост процентных ставок по ипотечным кредитам;
- сокращение объемов финансирования Программы из областного бюджета.
Одним из механизмов минимизации негативного влияния внешних факторов может служить ограничение размера компенсации в зависимости от количества членов семьи заемщика-участника.
2.11. Система организации и контроля за исполнением Программы
Контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство Нижегородской области.
Приложение 1
к областной целевой программе
"Ипотечное жилищное кредитование
населения Нижегородской области"
на 2009-2011 годы
Свидетельство N __
о предоставлении государственной поддержки
в форме социальной выплаты на компенсацию части
ежемесячного платежа, включающего суммы в погашение основного долга
и процентов за пользование ипотечным кредитом (займом)
Настоящим свидетельством удостоверяется, что _____________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
(Ф.И.О., наименование, серия и номер документа,
удостоверяющего личность, кем и когда выдан)
является участником областной целевой программы "Ипотечное жилищное кредитование
населения Нижегородской области" на 2009-2011 годы и имеет право на получение
социальной выплаты на компенсацию части ежемесячного платежа, включающего суммы
в погашение основного долга и процентов за пользование ипотечным кредитом (займом)
в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от
________N ______ "Об утверждении областной целевой программы "Ипотечное жилищное
кредитование населения Нижегородской области" на 2009-2011 годы".
Максимальный размер компенсации __________________________________
__________________________________________________________________
(сумма в рублях и прописью)
Минимальный размер общей площади приобретаемого жилого помещения
_________________________________________________________________
Срок действия свидетельства в течении 6 месяцев с даты выдачи.
Дата выдачи "__"____________200__года
Руководитель органа
местного самоуправления _________________ ______________________
(подпись, дата) (расшифровка подписи)
М.П.
Приложение 2
к областной целевой программе
"Ипотечное жилищное кредитование
населения Нижегородской области"
на 2009-2011 годы
Система программных мероприятий
N п/п |
Наименование мероприятия (в разрезе районов и учреждений) |
Категория расходов (капитальные вложения, НИОКР и прочие расходы) |
Сроки выполнения |
Исполнители мероприятий |
Объем финансирования (по годам, в разрезе источников) тыс. рублей |
|||||
|
2009 |
2010 |
2011 |
Всего |
||||||
Цель Программы: создание долгосрочной и гарантированной системы государственной поддержки граждан в решении жилищной проблемы с использованием ипотечного жилищного кредитования в целях повышения уровня благосостояния населения и утверждения высоких стандартов качества жизни населения Нижегородской области |
Всего |
4 391 930 |
4964 640 |
6 139 700 |
15 496 270 |
|||||
Федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Областной бюджет |
29 870 |
29 906 |
29 936 |
89 712 |
||||||
Местный бюджет |
29 870 |
29 906 |
29 936 |
89 712 |
||||||
Прочие источники |
4 332 190 |
4 904 828 |
6 079 828 |
15 316 846 |
||||||
Задача 1. Обеспечение эффективного функционирования системы классического ипотечного жилищного кредитования |
Всего |
1 269 000 |
4 053 000 |
5 178 000 |
10 500 000 |
|||||
Федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Областной бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Местный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Прочие источники |
1 269 000 |
4 053 000 |
5 178 000 |
10 500 000 |
||||||
1.1 |
Выдача ипотечных кредитов (займов) по стандартам ОАО "АИЖК". |
Прочие расходы |
2009-2011 |
ГП НО "НИКА" (по согласованию) |
Всего |
1 269 000 |
4 053 000 |
5 178 000 |
10 500 000 |
|
Федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Областной бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Местный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Прочие источники |
1 269 000 |
4 053 000 |
5 178 000 |
10 500 000 |
||||||
1.2 |
Организация работы по привлечению инвесторов для финансирования классической ипотеки и кредитных организаций-партнёров |
Прочие расходы |
2009-2011 |
ГП НО "НИКА" (по согласованию) |
Всего |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Областной бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Местный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Прочие источники |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
1.3 |
Реструктуризация ипотечных кредитов, перекредитование по стандартам ОАО "АИЖК" |
Прочие расходы |
2009-2011 |
ГП НО "НИКА" (по согласованию) |
Всего |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Областной бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Местный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Прочие источники |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
1.4 |
Рефинансирование ипотечных кредитов, выданных по стандартам ОАО "АИЖК" через ГП НО "НИКА" |
Прочие расходы |
2009-2011 |
ГП НО "НИКА" (по согласованию) |
Всего |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Областной бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Местный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Прочие источники |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Задача 2. Создание и обеспечение эффективного функционирования системы социального (льготного) ипотечного жилищного кредитования |
Всего |
1 492 930 |
61 640 |
61 700 |
1 616 270 |
|||||
Федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Областной бюджет |
29 870 |
29 906 |
29 936 |
89 712 |
||||||
Местный бюджет |
29 870 |
29 906 |
29 936 |
89 712 |
||||||
Прочие источники |
1 433 190 |
1 828 |
1 828 |
1 436 846 |
||||||
2.1 |
Организация и проведение информационной кампании среди населения Нижегородской области по разъяснению механизмов улучшения жилищных условий путем предоставления социальных (льготных) ипотечных кредитов. |
Прочие расходы |
2009 |
Министерство социальной политики Нижегородской области, ГП НО "НИКА" (по согласованию) |
Всего |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Областной бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Местный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Прочие источники |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
2.2 |
Проведение организационно-методической работы с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области |
Прочие расходы |
2009-2011 |
Министерство социальной политики Нижегородской области |
Всего |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Областной бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Местный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Прочие источники |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
2.3 |
Организация работы по постановке граждан на учёт для получения социальной выплаты на компенсацию части платежа по полученному ипотечному жилищному кредиту |
Прочие расходы |
2009-2011 |
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области (при условии участия в Программе) |
Всего |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Областной бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Местный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Прочие источники |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
2.4 |
Формирование сводного списка граждан для получения социальной выплаты и утверждение его нормативным правовым актом ОМСУ |
Прочие расходы |
2009-2011 |
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области (при условии участия в Программе) |
Всего |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Областной бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Местный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Прочие источники |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
2.5 |
Формирование и направление заявки в министерство социальной политики Нижегородской области на получение субсидии из средств областного бюджета на предоставление социальных выплат гражданам - участникам социальной (льготной) ипотеки |
Прочие расходы |
2009-2011 |
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области (при условии участия в Программе) |
Всего |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Областной бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Местный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Прочие источники |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
2.6 |
Подготовка нормативного акта Правительства Нижегородской области о порядке формирования, распределения и использования субсидий, представляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов на реализацию Программы и перечисление субсидии местным бюджетам на основании указанного нормативного акта Правительства Нижегородской области |
Прочие расходы |
2009-2011 |
Министерство социальной политики Нижегородской области |
Всего |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Областной бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Местный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Прочие источники |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
2.7 |
Выдача свидетельств на получение социальной выплаты на компенсацию части ежемесячного платежа по ипотечным жилищным кредитам, полученным в российских кредитных организациях |
Прочие расходы |
2009-2011 |
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области (при условии участия в Программе) |
Всего |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Областной бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Местный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Прочие источники |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
2.8 |
Зачисление на счета граждан - участников социальной (льготной) ипотеки компенсации части ежемесячного платежа, включающего суммы в погашение основного долга и процентов за пользование ипотечным кредитом (займом) |
Прочие расходы |
2009-2011 |
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области (при условии участия в Программе) |
Всего |
1 492 930 |
61 640 |
61 700 |
1 616 270 |
|
Федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Областной бюджет |
29 870 |
29 906 |
29 936 |
89 712 |
||||||
Местный бюджет |
29 870 |
29 906 |
29 936 |
89 712 |
||||||
Прочие источники |
1 433 190 |
1 828 |
1 828 |
1 436 846 |
||||||
2.9 |
Предоставление отчётов по освоению и использованию средств, направленных в рамках реализации мероприятий Программы по направлению "социальная ипотека" |
Прочие расходы |
2009-2011 |
Министерство социальной политики Нижегородской области |
Всего |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Областной бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Местный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Прочие источники |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Задача 3. Создание и обеспечение эффективного функционирования системы корпоративного ипотечного жилищного кредитования |
Всего |
800 000 |
850 000 |
900 000 |
2 550 000 |
|||||
Федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Областной бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Местный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Прочие источники |
800000 |
850000 |
900000 |
2550000 |
||||||
3.1 |
Разработка и утверждение регламента взаимодействия между органами государственной власти Нижегородской области, ГП НО "НИКА", предприятиями и организациями по реализации мероприятий, направленных на создание и дальнейшее развитие корпоративной ипотеки |
Прочие расходы |
2009-2011 |
Министерство социальной политики Нижегородской области |
Всего |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Областной бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Местный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Прочие источники |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
3.2 |
Организация работы с предприятиями и организациями по привлечению сотрудников в качестве заемщиков по ипотечным жилищным кредитам |
Прочие расходы |
2009-2011 |
Министерство социальной политики Нижегородской области, ГП НО "НИКА" (по согласованию) |
Всего |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Областной бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Местный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Прочие источники |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
3.3 |
Предоставление ипотечных жилищных кредитов сотрудникам предприятий и организаций, реализующих мероприятия по развитию корпоративной ипотеки |
Прочие расходы |
2009-2011 |
Министерство социальной политики Нижегородской области, ГП НО "НИКА" (по согласованию), субъекты инфраструктуры ипотечного жилищного кредитования (по согласованию), предприятия и организации, реализующие мероприятия по развитию Корпоративной ипотеки (по согласованию) |
Всего |
800000 |
850000 |
900000 |
2550000 |
|
Федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Областной бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Местный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Прочие источники |
800 000 |
850 000 |
900 000 |
2 550 000 |
||||||
3.4 |
Рефинансирование и сопровождение ипотечных кредитов, предоставленных в рамках корпоративного ипотечного кредитования |
Прочие расходы |
2009-2011 |
ГП НО "НИКА" (по согласованию) |
Всего |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Областной бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Местный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Прочие источники |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Задача 4. Создание и обеспечение эффективного функционирования системы реструктуризации ипотечных жилищных кредитов |
Всего |
830 000 |
0 |
0 |
830 000 |
|||||
Федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Областной бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Местный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Прочие источники |
830 000 |
0 |
0 |
830 000 |
||||||
4.1 |
Мероприятия по реструктуризации ипотечных кредитов |
Прочие расходы |
2009-2011 |
ГП НО "НИКА" (по согласованию) |
Всего |
830 000 |
0 |
0 |
830 000 |
|
Федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Областной бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Местный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Прочие источники |
830 000 |
0 |
0 |
830 000 |
Информация об объемах средств областного и местного бюджетов на выплату компенсаций на погашение ранее взятых льготных ипотечных жилищных кредитов в рамках Программы на период 2012-2020 годы приведена ниже.
N п/п |
Наименование мероприятия (в разрезе районов и учреждений) |
Категория расходов (капитальные вложения , НИОКР и прочие расходы) |
Сроки выполнения |
Исполнители мероприятий |
Объем финансирования (по годам, в разрезе источников) тыс. рублей |
||||||||||
|
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Всего |
|||||
Цель Программы: создание долгосрочной и гарантированной системы государственной поддержки граждан в решении жилищной проблемы с использованием ипотечного жилищного кредитования в целях повышения уровня благосостояния населения и утверждения высоких стандартов качества жизни населения Нижегородской области |
Всего |
59 974 |
59 974 |
59 974 |
59 974 |
59 974 |
59 974 |
59 974 |
132 |
62 |
420 012 |
||||
Федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||||
Областной бюджет |
29 937 |
29 937 |
29 937 |
29 937 |
29 937 |
29 937 |
29 937 |
66 |
31 |
209 656 |
|||||
Местный бюджет |
29 937 |
29 937 |
29 937 |
29 937 |
29 937 |
29 937 |
29 937 |
66 |
31 |
209 656 |
|||||
Прочие источники |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||||
Задача 2. Создание и обеспечение эффективного функционирования системы "социального (льготного)" ипотечного жилищного кредитования |
Всего |
59 974 |
59 974 |
59 974 |
59 974 |
59 974 |
59 974 |
59 974 |
132 |
62 |
420 012 |
||||
Федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||||
Областной бюджет |
29 937 |
29 937 |
29 937 |
29 937 |
29 937 |
29 937 |
29 937 |
66 |
31 |
209 656 |
|||||
Местный бюджет |
29 937 |
29 937 |
29 937 |
29 937 |
29 937 |
29 937 |
29 937 |
66 |
31 |
209 656 |
|||||
Прочие источники |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||||
2.8 |
Зачисление на счета граждан - участников социальной (льготной) ипотеки компенсации части ежемесячного платежа, включающего суммы в погашение основного долга и процентов за пользование ипотечным кредитом (займом) |
Прочие расходы |
2012-2020 |
Министерство социальной политики Нижегородской области |
Всего |
59 974 |
59 974 |
59 974 |
59 974 |
59 974 |
59 974 |
59 974 |
132 |
62 |
420 012 |
Федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||||
Областной бюджет |
29 937 |
29 937 |
29 937 |
29 937 |
29 937 |
29 937 |
29 937 |
66 |
31 |
209 656 |
|||||
Местный бюджет |
29 937 |
29 937 |
29 937 |
29 937 |
29 937 |
29 937 |
29 937 |
66 |
31 |
209 656 |
|||||
Прочие источники |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Нижегородской области от 30 июля 2009 г. N 548 "Об утверждении областной целевой программы "Ипотечное жилищное кредитование населения Нижегородской области" на 2009 - 2020 годы"
Текст постановления получен из эталонного банка данных правовой информации Администрации Губернатора и Правительства Нижегородской области
Постановлением Правительства Нижегородской области от 18 октября 2013 г. N 748 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Нижегородской области от 31 декабря 2013 г. N 1038
Постановление Правительства Нижегородской области от 11 июля 2013 г. N 464
Постановление Правительства Нижегородской области от 15 ноября 2012 г. N 819
Постановление Правительства Нижегородской области от 22 сентября 2011 г. N 770
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Нижегородской области от 25 августа 2011 г. N 659
Постановление Правительства Нижегородской области от 31 января 2011 г. N 45
Постановление Правительства Нижегородской области от 10 июня 2010 г. N 348
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Нижегородской области от 21 января 2010 г. N 23
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Нижегородской области от 21 октября 2009 г. N 751
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного постановления